Реферат: Основные направления развития и совершенствования структур ИКС

Название: Основные направления развития и совершенствования структур ИКС
Раздел: Рефераты по информатике
Тип: реферат

Министерство сельского хозяйства российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ижевская государственная сельскохозяйственная академия»

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОКС

Основные направления развития и совершенствования структур ИКС

Проверил: Е.Н. Лебедева

Выполнил:

студент(ка) 5 курса

заочного отделения

Камашева Анна Николаевна

(специальность 080502

«Экономика и управление

на предприятии АПК»,

гр.2,шифр 06012)

Ижевск 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Состояние информационно-консультационного обеспечения АПК……4

Основные направления развития информационно- консультационной службы……………………………………………………………………………..7

Механизмы реализации концепции развития информационно консультационной службы……………………………………………………..13

Заключение……………………………………….…………………….…14

Список использованной литературы…………………………………….15

Введение

В ближайшие годы предстоит значительное усиление работы по наращиванию темпов роста производства в аграрном секторе экономики, созданию гибкой и восприимчивой к научно-техническому прогрессу системы хозяйствования. Это возможно лишь при формировании рыночной и социально ориентированной инфраструктуры, включающей разнообразные механизмы поддержки сельхозтоваропроизводителей.

По мере развития рыночных отношений у работников агропромышленного комплекса возникает потребность в получении новой информации, в том числе об инновационных разработках и передовом производственном опыте, эффективное использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. Однако при постоянно возрастающих информационных потоках сельхозтоваропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимых им инноваций и информации. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, информационно-консультационная служба является действенным механизмом решения этой проблемы.

Разработка и реализация концепции развития информационно-консультационной службы, основывается на необходимости создания такой системы, которая позволит на основе интеграции деятельности научных, образовательных и рыночных структур, при соответствующей поддержке органов управления АПК, обеспечивать ускоренное продвижение в производство достижений научно-технического прогресса, последовательное увеличение объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также устойчивое развитие сельских территорий и улучшение условий жизни сельского населения.

Состояние информационно-консультационного обеспечения АПК

Возрождение современной отечественной информационно-консультационной службы относится к началу 90-х годов прошлого столетия, когда были предприняты первые попытки реформирования агропромышленного комплекса. В 1993 г. по заданию Минсельхозпрода России Центральный НИИ инновационных проблем и маркетинга в АПК разработал "Пилотный проект создания российской консультационной службы для сельских товаропроизводителей всех форм собственности." Заметным этапом в развитии отечественной информационно-консультационной службы стал "Проект по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве (АРИС)", осуществленный за счёт кредита Мирового банка реконструкции и развития. Созданные в рамках проекта в 26 регионах страны информационно-консультационные службы способствовали ускорению научно-технического прогресса в отрасли, проведению аграрной и земельной реформы, адаптации сельхозтоваропроизводителей к новым условиям хозяйствования.

Определенную роль в становлении региональных информационно-консультационных служб сыграли проекты, реализованные при поддержке международных организаций и фондов, оказывающих техническое содействие России. В частности, такие проекты были выполнены в Астраханской, Волгоградской, Калининградской, Ленинградской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тюменской, Ярославской и других областях.

Различный подход региональных органов управления АПК к задачам службы обусловил многообразие её организационно-правовых форм. Так, службы функционируют: в качестве структурных подразделений органов управления АПК; в форме государственных предприятий и учреждений; некоммерческих организаций; в составе образовательных учреждений системы дополнительного профессионального образования; вузов и НИИ.

К настоящему времени информационно-консультационные службы созданы в 65 регионах и 265 районах. В них работает более 1800 специалистов, оказывающих активную помощь сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок. Службы всех уровней осуществили в 2002 г. свыше 214 тыс. консультаций по различным вопросам сельскохозяйственного производства. При этом количество запросов в службу ежегодно возрастает.

К оказанию консультаций помимо непосредственно специалистов ИКС, активно привлекаются также работники органов управления АПК, ученые и специалисты местных научных организаций и образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. Учитывая особенности переходного периода экономики АПК особое внимание информационно-консультационные службы уделяют восстановлению экономики неплатежеспособных хозяйств, реформированию сельскохозяйственных предприятий, маркетингу, бизнес-планированию, то есть вопросам, тесно связанными с процессами рыночных преобразований.

Основными пользователями консультационных услуг являются крупные хозяйства (56 процентов от общего количества, оказанных услуг). Каждый четвертый, клиент службы является представителем крестьянского (фермерского) хозяйства. Среди обратившихся в службу 5 процентов представителей малых предприятий и 10 процентов владельцев личных подсобных хозяйств. Указанные показатели свидетельствуют о востребованности службы сельхозтоваропроизводителями, независимо от их организационно-правовой формы.

В тех регионах, где службы успешно развиваются, они стали надежным каналом продвижения инновационных разработок в производство и оказывают существенное влияние на ускорение научно-технического прогресса в отрасли. К ним проявляется все больший интерес со стороны сельхозтоваропроизводителей, органов управления и других структур АПК.

Наряду с этим в деятельности региональных и районных ИКС имеются недостатки, сдерживающие эффективность работы службы и не позволяющие ей в полном объеме реализоваться в качестве важнейшей компоненты рыночной экономики. Информационно - консультационные службы всех уровней недостаточно целенаправленно осуществляют поиск, апробацию и внедрение инновационных технологий, обобщение и распространение передового производственного опыта. Большинство региональных служб не ведут мониторинг потребностей сельхозтоваропроизводителей и практически не оказывают влияния на формирование заказов для науки на решение проблем, необходимых рыночному производству. Крайне медленно формируется сеть районного уровня.

Недостаточно осуществляется работа по подготовке и повышению квалификации кадров, формированию и постоянному пополнению информационных баз данных, не используются в полной мере возможности современных телекоммуникационных систем. Отсутствие должного бюджетного финансирования не позволяет обеспечить необходимую материально-техническую базу служб и комплектование их высококвалифицированными кадрами.

Основные направления развития

информационно- консультационной службы

Исходя из современного состояния и перспектив развития агропромышленного комплекса формирование информационно-консультационной службы в Российской Федерации в ближайшие годы должно пойти по следующим основным направлениям:

- завершение создания единой государственной сети информационно-консультационной службы;

- укрепление и гармонизация связей между отдельными звеньями информационно-консультационной службы;

- создание условий для функционирования служб с различными организационно-правовыми формами;

- совершенствование деятельности существующих и вновь создаваемых информационно-консультационных служб;

- расширение масштабов обслуживания сельхозтоваропроизводителей.

Важнейшим условием развития информационно-консультационной службы является использование современных информационных технологий, формирование новых информационных ресурсов, пополнение и актуализация баз данных, совершенствование их структуры. В связи с этим необходима отработка системы организации информационных связей службы с органами управления АПК, разработчиками научно-технической продукции, поставщиками материально-технических средств, рыночными и другими субъектами АПК.

Формирование информационно-технологической системы и управление ею обеспечивается Российским центром сельскохозяйственного консультирования в рамках единого информационного пространства АПК России.

Единое информационное пространство АПК, структурированное компьютерными системами различных уровней, позволит информационно объединить отраслевые службы информации федерального, регионального и районного уровней в единую информационно-технологическую систему. Первичным звеном масштабируемой информационно-технологической системы должны стать локальные вычислительные сети (ЛВС) регионального и районного звеньев ИКС, сформированные на базе единых принципов и подходов. ЛВС предназначены для формирования и использования в режиме реального времени нормативно-правовых баз и информационно-справочных данных по различным отраслям агропромышленного комплекса. Значительная роль в иерархическом построении данной системы отводится региональным филиалам Российского центра сельскохозяйственного консультирования и структурам, на которые возложены функции региональных ИКС. Они призваны формировать региональные информационные ресурсы с учетом особенностей сельскохозяйственного производства и обеспечивать их доведение до сельхозтоваропроизводителей.

В рамках единой информационно-технологической системы ИКС должна интегрироваться с глобальной сетью Интернет для достижения наибольшего результата в сборе данных по вопросам, находящимся в компетенции службы всех уровней, а также для распространения и пропаганды инноваций. С помощью информационных технологий будет обеспечиваться также рекламная деятельность информационно-консультационной службы. Важная роль отводится представительству ИКС в сети Интернет, формированию и ведению Web – сайтов всеми субъектами информационно-консультационной деятельности.

Создание информационно-технологической системы ИКС позволит повысить уровень информационного обеспечения субъектов аграрного сектора экономики страны. Для этого следует обеспечить интеграцию на федеральном и региональном уровнях имеющегося и приобретенного, в том числе и за счет различных международных проектов, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения и создать условия для технологического сопряжения указанных ресурсов.

Одной из приоритетных работ по реструктуризации службы является привлечение к ее деятельности все большего числа структур АПК. В первую очередь должны быть реструктурированы региональные и районные информационно-консультационные службы, функционирующие в составе органов управления АПК, как не отвечающие основополагающим принципам формирования и деятельности службы. Необходимо шире использовать систему дополнительного профессионального образования в качестве базы региональных филиалов Российского центра сельскохозяйственного консультирования, практиковать создание отраслевых информационно-консультационных центров в составе вузовских и научных организаций.

Всемерную поддержку должны получать коммерческие информационно-консультационные службы. Однако в ближайшей перспективе информационно-консультационная служба будет ориентирована на оказание в основном безвозмездных услуг, особенно по общественно-значимым мероприятиям (выставки, обучающие семинары, опытно-демонстрационные участки, подготовка и распространение информационных материалов и др.). Доля платных услуг будет постепенно возрастать по мере возрастания авторитета службы и повышения платежеспособности сельхозтоваропроизводителей.

Важное значение в развитии информационно-консультационной службы будут иметь процессы, связанные с совершенствованием инновационного обеспечения АПК. Их целью является создание условий для ускоренного освоения в производство инноваций и перевод хозяйствующих субъектов АПК на интенсивный путь развития, что может быть достигнуто посредством:

- обеспечения условий для ускоренного освоения высокоэффективных и быстро окупаемых инновационных проектов;

- разработки методов экономической оценки инновационных проектов и создания экономического механизма ускоренного освоения их в производстве;

- методической, информационной и консультационной поддержки сельхозтоваропроизводителей при освоении инновационных проектов;

- разработки методических основ прогнозирования и стратегического планирования инновационной деятельности в АПК;

- формирования банка инновационных разработок в АПК;

- разработки системы подтверждения инновационной деятельности в АПК.

Совершенствование инновационного обеспечения АПК позволит создать условия заинтересованности разработчиков в более качественном выполнении инновационных проектов, ускоренном продвижении их в производство и перевести экономику агропромышленного производства на более высокий уровень развития.

В ближайшие годы предстоит организовать стройную систему подготовки кадров для ИКС и в первую очередь полевых консультантов, менеджеров, аналитиков, маркетологов, специалистов по информационным технологиям, программированию и моделированию. В этих целях в высших учебных аграрных заведениях необходимо вводить курс по основам организации и функционирования ИКС, создавать соответствующие кафедры и магистратуры. Предстоит реализовать комплекс мер по организации системы переподготовки и повышения квалификации специалистов информационно-консультационной службы на базе наиболее авторитетных региональных ИКС и образовательных учреждений системы дополнительного профессионального образования с широким использованием дистанционных методов обучения.

На Московскую сельскохозяйственную академию им. К.А. Тимирязева возлагается координация подготовки учебных, учебно-тематических планов и программ, учебно-методических материалов по организации и функционированию ИКС, а также переподготовка соответствующего преподавательского состава высших учебных аграрных заведений.

Необходимо усилить деятельность информационно-консультационной службы в решении социальных проблем села. В этих целях служба должна принимать участие в разработке и реализации программ устойчивого развития сельских территорий и развития личных подворий; подготовке различных экологических программ; создании муниципальных информационно-консультационных центров по обслуживанию сельского населения, подготовке предложений и оказании помощи в развитии малого бизнеса, агротуризма и других программах альтернативной занятости сельского населения. Важнейшим направлением деятельности службы в социальной сфере будет являться также участие в реализации мероприятий по повышению доходов сельского населения, содействии по расширению страхования сельскохозяйственной деятельности; организации процессов кооперации в производственной, финансовой и сбытовых сферах.

В области международного сотрудничества необходимо сделать акцент на формирование единой интегрированной системы ИКС, включая государства-участников СНГ, на основе: создания единого информационного пространства и использования Интернет; активной реализации проектов через международные организации и фонды, оказывающие техническое содействие России в аграрном секторе экономики; получения международных грандов, выделяемых на поддержку научных исследований в различных областях сельскохозяйственных знаний; организации стажировок работников ИКС за рубежом; участия в международных выставках, семинарах и симпозиумах.

Должен быть осуществлен комплекс мер по рекламно-пропагандистскому обеспечению деятельности информационно-консультационной службы, который предусматривает: разработку и реализацию совместно с органами управления АПК специальных программ по пропаганде деятельности ИКС с широким привлечением радио, телевидения и других средств массовой информации; активное участие службы в общественно-значимых мероприятиях, организуемых органами управления АПК; организацию собственных пропагандистских мероприятий в форме семинаров, выставок, полевых дней и т.д. с приглашением, наряду с сельхозтоваропроизводителями, представителей органов власти, рыночных структур, субъектов информационно-консультационной деятельности; широкое использование возможностей Интернета, открытие специальных web-страниц с размещением материалов, освещающих деятельность службы; развитие редакционно-издательской деятельности, выпуск нормативно-методических материалов, рекламных проспектов и дайджест-листов.

Механизмы реализации концепции развития информационно-консультационной службы

Механизмы реализации концепции включают:

- осуществление эффективной государственной поддержки службы;

- формирование законодательной и нормативно-методической базы, определяющей статус ИКС, регламентирующей ее деятельность и определяющей взаимоотношения службы с основными субъектами АПК;

- совершенствование налоговой системы с целью создания соответствующих условий для осуществления эффективной информационно-консультационной деятельности;

- создание единого информационного пространства на основе консолидации усилий органов государственной власти и субъектов информационно-консультационной деятельности АПК;

- обеспечение условий по привлечению инвестиций в развитие информационно-консультационной системы АПК;

- создание конкурентной среды, обеспечивающей функционирование ИКС с различными организационно-правовыми формами;

- стимулирование международного сотрудничества, направленного на развитие и экономическую поддержку ИКС, обмен информацией;

- вхождение в международные информационные системы, систематическое повышение квалификации работников службы и др.

Механизмы реализации концепции могут изменяться в зависимости от социально-экономических процессов в АПК.

Заключение

Реализация основных положений концепции позволит:

- создать в АПК федеральную информационно-консультационную службу, функционирующую в едином информационно-правовом пространстве, ориентированную на повышение эффективности производства и являющуюся одним из основных инструментов реализации государственной агропродовольственной политики;

- обеспечить консультирование сельхозтоваропроизводителей по широкому кругу вопросов и, в первую очередь, по организации и управлению производством;

- активизировать работу по сбору, апробации и оказанию помощи сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок, позволяющих перевести производство на более высокий уровень развития;

- организовать непрерывный процесс формирования и актуализации баз данных, удовлетворяющих запросы клиентов в реальном режиме времени по всему спектру интересующей их информации;

- повысить ответственность за предоставляемые услуги на основе введения механизма страховой защиты и системы подтверждения качества инновационных разработок требованиям сельхозпроизводителей;

- повысить уровень знаний и профессиональных навыков сельхозтоваропроизводителей и сельского населения;

- обеспечить более эффективную реализацию социальных программ устойчивого развития сельских территорий;

- осуществлять подготовку предложений, на основе мониторинга потребностей сельхозтоваропроизводителей, по проведению прикладных научных исследований, необходимых рыночному производству;

- усилить влияние службы на продвижение и реализацию инвестиционных проектов в АПК.

Список использованной литературы

1. www.mcx.ru

2. www.APORT.ru

3. www.livindston.ru