Реферат: Влияние кризиса на банковскую систему РК

Название: Влияние кризиса на банковскую систему РК
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: реферат

Банковская система Казахстана преодолела дно спада - аналитики «ВТБ Капитал»

Банковская система Казахстана преодолела дно спада, считают аналитики российской инвесткомпании «ВТБ Капитал».
«Мы полагаем, что казахстанский банковский сектор миновал низшую точку кризиса, и теперь его должно ожидать восстановление. На фоне первых признаков восстановления экономики Казахстана, оптимистичных прогнозов цен на сырьевые товары и притока в страну китайского капитала казахстанские банки начинают выглядеть все более и более привлекательными с инвестиционной точки зрения. В 2010 г. банкам в общей сложности необходимо выплатить всего 3,8 млрд.долл., что, на наш взгляд, им вполне по силам», - подчеркивают российские эксперты.
Завершение реструктуризации «БТА Банка» и «Альянс Банка», по их мнению, должно привести к возобновлению роста кредитования и увеличению его объемов в 2010 г. на 15%, передает Казинформ со ссылкой на Интерфакс.
В целом, как отмечают эксперты инвесткомпании, в период с 2009 по 2012 годы кредитование будет расти в среднем на 16,3% в год. Снижение резервных отчислений будет способствовать росту прибылей банков в 2010 г. и последующие годы.
Кроме того, аналитики «ВТБ Капитал» прогнозируют, что в 2010 г. ВВП Казахстана продемонстрирует скромный рост на уровне 2,3%, который в 2011 г. ускорится до 5%, а в 2012 г. - до 5,3%.
«К тому же Казахстан становится все больше ориентированным на китайский рынок. Приток китайского капитала в экономику страны (как в виде прямых иностранных инвестиций, так и в виде долгосрочных кредитов) должен составить до 13 млрд.долл.», - говорится в оценке аналитиков.
Также, по их словам, государство продолжит осуществлять меры по стимулированию и фондированию банковского сектора, уже снизив ставку рефинансирования до рекордно низких 7%.
«Государство будет играть гораздо более важную роль в банковской системе страны, однако мы считаем, что это поможет финансовому сектору удержаться на пути восстановления. Банковский сектор и экономика Казахстана в целом прошли через 2 волны кризиса. Первая случилась осенью 2007 г., когда банки потеряли возможности для рефинансирования, и был нанесен удар по перегретому рынку недвижимости, а вторая произошла осенью 2008 г., когда из-за значительных долгов рухнули и вслед за этим были взяты под госконтроль банки, занимавшие первую и четвертую строчку в списке крупнейших банков страны», - отмечают эксперты «ВТБ Капитал».

Новый суверенный Казахстан за полутора десятилетний период истории своего существования прошел сложный путь социально-экономического развития. Наиболее трудными были первые десять лет независимости, когда после перестройки и развала союзной экономики в республике происходила смена общественно-экономической формации. Осуществив крупные социальные и экономические реформы, Казахстан достойно прошел период становления государственности, определив при этом свою политику и место на мировых рынках, наладив внешнеэкономические связи со многими странами мирового сообщества. Защищая национальные интересы, республика подготовила свою экономику к работе при воздействии неблагоприятных внешних факторов.

Первым испытанием и качественной проверкой сформированной новой экономической системы страны, ее способности поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения и целенаправленно реализовывать национально-государственные интересы явился финансовый кризис, разразившийся в Юго-Восточной Азии в 1997-1998 гг. Обрушение финансовых рынков азиатского региона негативно отразилось на экономике многих стран, вызвав падение объемов производства, понижая финансовую состоятельность государств. Отклики его дошли и до постсоветского пространства. Так, в августе 1998 г. в России даже был объявлен национальный дефолт по ряду обязательств по внутреннему и внешнему долгу. Казахстану, благодаря принятым мерам, удалось избежать негативных последствий этого кризиса. Во многом этому способствовала адекватная реакция государства на угрозу кризиса и целенаправленное использование имеющихся финансовых средств, в частности созданного по опыту Норвегии Нефтяного фонда.

Кризис в Юго-Восточной Азии наглядно показал, что наиболее чувствительным к различным изменениям в мировой экономике является финансовый сектор и что международная сфера оказывает серьезное влияние на внутреннюю среду любой страны, деформируя ее устои. Следовательно, для преодоления негативных последствий глобализации необходимо в первоочередном порядке формировать и укреплять систему финансовой безопасности государства, являющуюся составной частью экономической безопасности.

История развития мировой экономической системы показывает, что способность любого государства противостоять внешним кризисам во многом определяется его экономической и финансовой мощью, умением своевременно реагировать, грамотно используя имеющиеся в его распоряжении финансовые и денежно-кредитные инструменты регулирования экономики. Исходя из этого вполне естественно, что для Казахстана основной задачей стал ускоренный подъем экономической мощи государства на основе роста объемов производства и услуг, внешнеэкономического равновесия и обеспечения положительного платежного баланса страны. В результате осуществленных реформ в республике сформировалась своя собственная модель экономики стабильного развития с учетом мирохозяйственных тенденций и конъюнктуры внешних рынков. Приведенные в действие механизмы позволили в сравнительно короткие сроки придать экономике Казахстана динамику устойчивого роста и войти в десятку наиболее стабильно развивающихся стран планеты. Достигнутые социально-экономические показатели развития нашли отражение в оценках достижений страны мировым сообществом. В 2004 г. Казахстан первым из государств СНГ получил инвестиционные рейтинги от признанных мировым сообществом наилучших рейтинговых агентств. Так, 20 мая международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило суверенный рейтинг Казахстана по облигациям в иностранной валюте с «ВВ+» до «ВВВ-», а 27 октября этого же года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочный рейтинг в иностранной валюте Республики Казахстан с «ВВ+» до «ВВВ-». Краткосрочный рейтинг в иностранной валюте был повышен с «В» до «F-3», а долгосрочный рейтинг в национальной валюте - с «ВВВ-» до «ВВВ». Прогноз по долгосрочным рейтингам - «Стабильный».

В июне 2006 г. третье из наиболее известных в мире рейтинговых агентств Moody's Invertions Service также повысило инвестиционные кредитные рейтинги Казахстана.

В последующем все три ведущих мировых рейтинговых агентства присвоили Казахстану рейтинги «инвестиционного» класса. В результате республика перешла из «спекулятивного» в «инвестиционный» класс, что обеспечило доступ ей и компаниям ее резидентов к международному рынку финансов на более выгодных условиях.

Повышение кредитоспособности Казахстана связано и с развитием нефтегазового сектора страны, высокими ценами на нефть. Не последнюю роль сыграло и ожидаемое увеличение добычи углеводородов, и то, что республика входит в шестерку первых стран, где будет наблюдаться увеличение добычи нефти на протяжении последующих 10 лет.

Располагая мощным источником экономического роста, Казахстан, в соответствии со Стратегией вхождения страны в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных государств мира, активизировал процесс интеграции в глобальные мирохозяйственные системы, интеграции в мировую экономику по широкому спектру направлений.

Для защиты национальной экономики от неблагоприятных последствий глобальных процессов закрепляются и развиваются механизмы достижения устойчивости. В 2000 г. Указом Президента Республики Казахстан в стране создан Национальный фонд для поддержки социально-экономических программ, обеспечения их стабильного воплощения и снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов. В Национальном фонде аккумулируется большая часть прибыли, получаемой Казахстаном от нефти. Накопления в Национальном фонде постоянно увеличиваются. Если в 2001 г. перечисленная в фонд сумма составила 1,240 млрд долл. США, то в 2005 г. - 8,074 млрд долл., а в 2007 г. - 21,006 млрд долл.

Развивающиеся рынки демонстрируют устойчивое развитие национальной экономики. Благоприятная ситуация складывалась на внутреннем финансовом рынке. Казахстанский банковский сектор с момента обретения республикой независимости развивается в целом поступательно и прогрессивно. Банки инициировали многие позитивные процессы в экономике, рост масштабности бизнеса. При неразвитом фондовом рынке внутри страны национальные банки ищут пути доступа к мировым рынкам капитала. Гарантией успеха выступали высокий рост экономики и возрастающий финансовый рейтинг Казахстана на мировой арене. За счет прироста иностранных заимствований и активных операций за рубежом ускорился рост банков, их активов и кредитных портфелей. В то же время доступность дешевых денег за границей породил практически бесконтрольный спрос на них, что негативно отразилось на долговой зависимости страны. В 2007 г. валовой внешний долг Казахстана составил 96,4 млрд долл. США, увеличившись по сравнению с 2006 г. на 22,4 млрд, или на 30,2%. Из общей суммы валового внешнего долга 2,1 млрд долл., или 2,2%, приходится на государственный и гарантированный государством долг, и 94,3 млрд, или 97,8%, - на негарантированный государством долг (по определению Минфина, это - долговые обязательства национальных компаний, институтов развития, акционерных обществ с преобладающим участием государства и банков второго уровня).

Значительные финансовые ресурсы с внешних рынков, привлеченные наиболее активными казахстанскими банками, составили в итоге половину валового внешнего долга страны. На конец 2007 г. суммарный внешний долг банков составил около 46 млрд долл. Более 80% этого долга приходится на обязательства по долгосрочным займам и кредитам. В результате у банков выросла избыточная ликвидность, повысилось предложение денег и снизились процентные кредитные ставки на потребительском рынке. При высоком спросе на рынке недвижимости финансовый рынок предложил населению ипотечные кредиты, используя различные инструменты и льготные условия. Легкость получения ипотечных кредитов породила спрос на них среди населения, принявшего активное долевое финансовое участие в жилищном строительстве. Спекулятивный, а также инвестиционный спрос на жилую недвижимость привел к резкому ее подорожанию, что в свою очередь подтолкнуло банки к наращиванию объемов доступных кредитов. Так, объемы кредитов на строительство и приобретение недвижимости казахстанскими гражданами за 2001-2006 гг. увеличились в 94,8 раза, при этом цены на первичном рынке жилья за этот период выросли в 5,2 раза, на вторичном рынке - в 10 раз. Обеспечивая потребительский рынок и стараясь увеличить прибыль, пренебрегая рисками, банки увеличивают масштабы заимствования за рубежом, концентрируя средства в сфере услуг и строительстве.

В период устойчивого роста экономики, заработной платы заемщиков и стоимости недвижимости степень риска банков смягчалась высокой ликвидностью ее активов. Однако в целом, события, происходящие на национальном финансовом рынке, а также социально-экономические индикаторы стали показывать перегрев некоторых внутренних секторов экономики - торговли и услуг. О возможном негативном сценарии нестабильности в финансовой сфере свидетельствовали как исторические, так и другие факторы. В первую очередь это июльский 1997 г. финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, когда масштабные долларовые заимствования на международных рынках капитала привели в Азии к росту цен на недвижимость, ценные бумаги и другие активы.

В наступившем тысячелетии на мировых рынках недвижимости наблюдался динамичный рост цен на жилье, который начал замедляться в 2005 г. Первыми признаками ипотечного кризиса в США, проявившегося в 2006 г., стали увеличивающиеся суммы невозвратов жилищных кредитов все возрастающего числа неблагонадежных заемщиков. В конечном итоге это и явилось причиной обрушения сектора ипотечного кредитования Америки. В силу своей разветвленности кризис финансовой системы США оказал влияние на многие международные финансовые рынки и спровоцировал мировой кризис ликвидности (залоговое имущество стало стоить меньше, следовательно, часть кредитов осталась без покрытия), который повлек за собой дисбаланс на международных финансовых рынках.

Ипотечный кризис банковских систем по-разному проявился в странах и континентах мира. Чувствительность каждой страны на процессы, происходящие на мировых финансовых рынках, связана с целым рядом причин, среди которых можно выделить такие, как глубина вхождения страны в международные рынки капитала, структура кредитных портфелей и т.д. Так, на пространстве СНГ наиболее сильно были затронуты нестабильностью на мировых финансовых рынках банковские системы Казахстана, России, Украины, как наиболее интегрированные в них. В первую очередь это относится к банкам, чрезмерно нарастившим кредитную активность за счет внешних заимствований. Ситуацию усложнило то, что возникшие на мировых финансовых рынках проблемы совпали по времени с периодом начала значительных выплат банков по внешним обязательствам. В комплексе это привело к проявлению рисков, накопленных в банковской системе, и повышению уязвимости национальных экономик к внешним финансовым шокам.

Первые признаки нестабильности в казахстанской финансовой сфере проявились в изменении условий предоставления кредитов, а также в падении цен на акции казахстанских банков. Свидетельством снижения уровня ликвидности банков стали рост ставок по межбанковским кредитам, сокращение объемов срочных депозитов банков второго уровня, сжатие денежной базы. Сократилась динамика предоставления внешнего заимствования на мировых рынках. Положение банковской системы республики осложнялось рисками рефинансирования внешних обязательств и определенным дефицитом ликвидности. Основной проблемой для большинства казахстанских банков стало кредитование строительного сектора и других проблемных сфер экономики. Если в начале 2007 г. отрасль строительства сохраняла высокую динамику роста, то в связи с возникшими проблемами с ликвидностью, когда банки во второй половине года существенно сократили кредитование, строительство было практически приостановлено. В результате годовой индекс физического роста в строительной отрасли сложился в два раза ниже запланированного показателя и составил 15,3%.

В таких более развитых отраслях казахстанской несырьевой экономики, как банковская и строительная, ситуация осложнилась, т.к. возникли препятствия в доступе к дешевому внешнему финансированию. Банкам и строительным организациям потребовалась помощь государства в нивелировании негативных последствий мирового финансового кризиса. Правительство поддержало бюджетными деньгами строительный сектор, малый и средний бизнес, смягчив этим негативные тенденции и предупредив обрушение национальных финансовых рынков. В республике была проведена перегруппировка финансовых сил, произведены вливания ликвидности, привлечены средства Национального фонда республики, в бюджет республики на 2008 г. закладываются 4 млрд долларов на поддержку ликвидности банковской системы и сохранения доверия к финансовой системе внутри страны. Правительство и госхолдинг «Казына» принимают меры по выкупу акций казахстанских компаний, обращающихся на Лондонской фондовой бирже; составлены графики погашения внешних обязательств банков. Банкам обещана краткосрочная ликвидность в целях предотвращения текущих дефолтов по их внешним обязательствам.

Правительство Республики Казахстан, Национальный банк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций РК в январе 2008 г. выступили с совместным заявлением о всемерной поддержке банков, определив комплекс мер и план действий государственных органов и банковского сектора, направленных на устранение негативного воздействия внешних факторов и стабилизации финансовой системы.

Президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер на пресс-конференции по итогам 18-го заседания Совета иностранных инвесторов в конце 2007 г. одобрил реакцию и политику Казахстана на мировой ипотечный кризис и предпринятые меры по усилению банковского сектора страны. Он выразил мнение, что в Казахстане имеется хорошо продуманный макроэкономический менеджмент и управление всеми резервами.

Однако, несмотря на принятые меры, последствия финансового кризиса отразились на имидже Казахстана. В октябре 2007 г. международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан. В декабре 2007 г. это агентство изменило прогноз по кредитному рейтингу контрагента со «Стабильного» на «Негативный» по восьми казахстанским банкам. Результат падения рейтингов означал, что период низких ставок заимствования закончился и этим банкам кредиты за рубежом будут выдаваться под более высокие проценты. Соответственно, еще по более высоким ставкам они вынуждены будут выдавать кредиты предприятиям и частным заемщикам внутри страны. Казахстан выразил несогласие с решением рейтинговых агентств, снизивших суверенный рейтинг страны, объясняя это тем, что они, сосредоточившись на краткосрочных факторах, таких как цены на акции казахстанских банков, не приняли во внимание фундаментальные факторы и стратегических перспектив развития ситуации. По этому поводу президент Н.Назарбаев сказал: «Когда Казахстан как государство оказывает мощную поддержку своим банкам, мощную поддержку малому и среднему бизнесу, это значит, что экономика устойчива, стабильна, мы стоим твердо на ногах». При этом Президент страны заявил, что никаких финансовых коллапсов в банковской сфере не только не предвидится, но они в ближайшей перспективе вообще исключены. Подтверждая слова Президента, казахстанские банки второго уровня не только справляются с внешними обязательствами, но и рефинансируются на международных рынках капитала. Во втором полугодии 2007 г. они привлекли долгосрочных внешних займов на сумму 7,8 млрд долларов.

Последствия ипотечного кризиса продолжают оказывать негативное влияние на мировые финансовые рынки и экономику. Потери мировой экономики от ипотечного кризиса, по расчетам аналитиков МВФ, в апреле 2008 г. составили почти 1 трлн долларов США. Масштабы ущерба делают инвесторов осторожными в отношении больших вливаний в экономики стран, не имеющих необходимой системы управления риском. Ощутимо подорожали внешние долговые ресурсы. Кредитные условия стали более жесткими, поскольку финансовые институты несут значительные потери.

Напряженность на международных финансовых рынках существенно повлияла на Казахстан, поскольку страна достаточно глубоко интегрирована в международные рынки. Темпы экономического роста замедлились. Ощутимы потери в малом и среднем бизнесе. В 2007 г. прирост ВВП составил 8,7% против 10,7% в 2006 г.

Одновременно, финансово-банковский кризис показал, что Казахстан обладает достаточным запасом прочности, чтобы противостоять кризисным явлениям, происходящим в мировой экономике. По данным Национального Банка РК, платежный баланс в первом полугодии 2008 г. демонстрирует устойчивость международных позиций Казахстана, профицит текущего счета которого составил 6,7 млрд. долл. после дефицита в 2007 г. в размере 7 млрд. долл. Международные резервы Национального банка и активы Национального фонда увеличились суммарно до 47 млрд. долл. Ни один банк не допустил дефолта ни по внешним, ни по внутренним платежам. На начало июля 2008 г. совокупные активы банковского сектора превысили 12 трлн. тенге или возросли на 4,2%. Осуществляется комплекс мер по реализации новой Государственной программы развития жилищного строительства. За январь-июнь инвестиции в жилстройсферу достигли 239 млрд. тенге, что на 5,1% больше, чем в первом полугодии 2007 г. Однако введено в эксплуатацию 2870 тыс. квадратных метров общей площади квартир, что ниже уровня прошлого года.

Рейтинговое агентство «Fitch» на телеконференции, прошедшей 23 июля т.г., отметило улучшение платежного баланса Казахстана, однако продолжающийся кредитный кризис по-прежнему оказывает влияние на перспективы роста и качество активов казахстанских банков. Агентство финансового надзора республики, оценивая ситуацию на финансовых рынках, отмечает, что основной проблемой становятся не рефинансируемые внешние обязательства, а качество активов, являющихся теперь определяющим фактором кредитоспособности, платежеспособности, ликвидности и здоровья банковской системы в долгосрочной перспективе. По их данным, структура кредитного портфеля казахстанских банков на 1 июля 2008 г. сложилась следующим образом: доля стандартных кредитов составила 40,5%, сомнительных - 56,8% и безнадежных - 2,7%. Среди проблемных ипотечных кредитов сравнительно незначительную часть составляют залоговые квартиры, приобретенные на первичном рынке жилья, по которым неплатежеспособные заемщики отказываются платить. Сложности имеются с квартирами, которые были приобретены на коммерческой основе под более высокие, чем в рамках государственной жилищной программы, проценты. Решая проблему активов, банки проводят реструктуризацию стрессовых ссуд и удлиняют льготные периоды по выплатам, усиливают акценты по привлечению «качественных заемщиков».

Реалии нестабильности мировой экономической системы усилили актуальность проблем обеспечения устойчивости казахстанской экономики к угрозам и вызовам глобализации. Среди них: необходимость диверсификации экономики, зависимость страны от импорта продовольствия, товаров повседневного спроса, экспорта продукции с невысокой добавленной стоимостью, высокая доля в отечественном экспорте продукции горнодобывающей промышленности (35%). Вместе с экспортно-ориентированными производствами Казахстану необходимо развивать внутренний рынок, углубляя производственную специализацию.

В финансово-банковской сфере в настоящее время осуществляются меры по нейтрализации последствий мирового финансового кризиса, реформируются банковский сектор и надзорно-регулятивная система, расширяется отечественный фондовый рынок. Национальный банк РК поставил задачи перед банкирами и регуляторами по пересмотру стратегии роста, выработке сбалансированной политики формирования ресурсов и кредитных портфелей банков, более эффективных принципов работы, новых бизнес-моделей, полному освоению внутреннего рынка, развитию отечественного фондового рынка. Одновременно ужесточается денежно-кредитная политика, направленная на изъятие избыточной ликвидности банковского сектора.

Финансовые институты в ответ на вызовы мирового кризиса ликвидности проводят внутренние процедуры, связанные с переоценкой системы рисков, разрабатываются механизмы раннего реагирования на негативные проявления мирового рынка. Банки скорректировали собственную политику, ужесточили требования к потенциальным заемщикам и пошли на удорожание банковских, в том числе ипотечных, кредитов.

Пока невозможно точно предсказать, как изменится мировая система после кризиса, но при любом сценарии республика сохраняет потенциал развития.

По мнению аналитиков, возникший глобальный финансово-банковский кризис стал хрестоматийным уроком для развивающихся экономик и, в определенной мере, оказался даже на пользу банковской системе Казахстана, так как высветил проблемы, стал своеобразным предупреждением о необходимости ускорения процесса диверсификации экономики, расширения перспектив развития национальных финансовых рынков, улучшения структуры и качества активов. Одновременно он выявил проблемы в системе управления и оценки внутренних и глобальных рисков, устранение которых позволит своевременно вносить коррективы в финансовую политику страны.

По итогам первого полугодия 2009 года и в июле продолжилось ухудшение основных показателей отечественной банковской системы. По прогнозам рейтинговых агентств, в ближайшее время у банков второго уровня улучшений пока не ожидается.

По информации Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), на 1 июля 2009 года размер совокупных активов банков составил 12 149,6 млрд. тенге и с начала года вырос на 2,2%, или более чем на 260 млрд. тенге. В июле совокупные активы банков снизились на 47,4 млрд. тенге и составили 12102,2 млрд. тенге.

В структуре активов банков на 1 июля 2009 года большую долю занимают банковские займы и операции «обратное РЕПО» - 84,1%, наличные деньги, аффинированные драгметаллы и остатки на корреспондентских счетах - 7,8%, портфель ценных бумаг - 12,2%, вклады, размещенные в других банках - 9,0%.

В структуре активов за шесть месяцев текущего года банковские займы и операции «обратное РЕПО» увеличились на 976,4 млрд. тенге или на 10,6%, резервы (провизии) увеличились на 2 344,2 млрд. тенге или в 3,3 раза. За семь месяцев этого года активы выросли менее чем на 2%.

Совокупные обязательства банков второго уровня за шесть месяцев 2009 года увеличились на 2 089,2 млрд. тенге, или на 20%. В структуре обязательств произошло увеличение по вкладам юридических лиц – на 645,5 млрд. тенге, или на 20,9%, по вкладам дочерних организаций специального назначения – на 152,7 млрд. тенге или на 6,7%, вкладам физических лиц – на 135,7 млрд. тенге, или на 9,0%. Займы, полученные от других банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций уменьшились за аналогичный период на 46,1 млрд. тенге, или на 3,2%.

Вклады в иностранной валюте выросли за первое полугодие текущего года 822,2 млрд. тенге, или на 43,3%, за июнь данный показатель снизился на 67,1 млрд. тенге, или на 2,4%, что увеличивает и без того высокий уровень долларизации экономики Казахстана.

Ссудный портфель банков второго уровня за шесть месяцев 2009 года увеличился на 976,4 млрд. тенге, или на 10,6%. Стандартные займы уменьшились по сравнению с началом года на 743,4 млрд. тенге (-18,7%), сомнительные – на 211,6 млрд. тенге (-4,3%), безнадежные выросли на 1 931,4 млрд. тенге (в 5,8 раза).

Огромные темпы роста безнадежных займов привели к тому, что за первое полугодие 2009 года провизии по займам, выданным банками второго уровня, увеличились на 2 102,5 млрд. тенге, или в 3,1 раза, за июнь этот показатель составил 142,9 млрд. тенге, или 4,8%.

Произошло резкое ухудшение таких показателей как отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога к совокупным активам (ROA) составило -18,49% , а на 1 июля 2008 года - 1,83%. Отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога к собственному капиталу (ROE) -390,57%, на 1 июля 2008 года - 15,77%.

Ухудшение основных показателей банковского сектора в июле, как и в предыдущие два месяца, произошло из-за проблем у БТА и Альянс Банка. Отрицательный капитал первого вырос в июле еще более чем на 100 млрд. и составил соответственно 1021,8 млрд., второго - примерно на 40 млрд. тенге до уровня 530 млрд. тенге.

Огромные убытки в банковской системе за шесть месяцев этого года составили 2190,8 млрд. тенге, за семь месяцев уже достигли 2367,6 млрд. тенге, а отрицательный капитал вырос до 548 млрд. тенге, и связано это в основном с результатами работы БТА и Альянс Банка. Когда в начале года был получен доход 67,9 млрд. тенге, отрицательный капитал составил 280,0 млрд. тенге. Убытки получили 9 банков второго уровня из 37, в том числе 5 крупных банков из первой десятки. Наиболее значительные убытки у БТА Банка - 1649,9 млрд. тенге и Альянс Банка 687,4 млрд. тенге.

Главной причиной резкого ухудшения показателей банковской системы стало изменение качества кредитного портфеля банков в сторону сокращения доли стандартных кредитов и роста безнадежных. В структуре портфеля банков на начало августа доля стандартных кредитов снизилась до 30,6%, сомнительных - до 44,4%, при этом доля безнадежных кредитов выросла до 25% против 4,4% на начало года. Объем «плохих» долгов хороших банков за семь месяцев вырос более чем в 4 раза и превысил 3 трлн. тенге.

Казахстанская банковская система характеризуется высокой концентрацией, и существенных изменений пока так и не произошло. На 1 августа 2009 года доля 10 крупных банков в совокупных активах банковского сектора составила около 90%, а 3 крупнейших банков - 57,7%.

Почти такую же долю эти банки занимают в обязательствах, в общем объеме депозитов и кредитного портфеля банковского сектора.

Доля неработающих кредитов (безнадежных и сомнительных 5-й категории) в портфеле банковской системы по результатам 7 месяцев выросла на 31,8% до 3 трлн. 223 млрд. тенге, из которых 3 трлн. 182 млрд., или 98,7%, приходится на 10 крупнейших банков. Самая высокая доля неработающих кредитов сложилась в БТА Банке - 67,2% и Альянс Банке - 68,9%. В Казкоммерцбанке этот показатель составил 19,2%, в АТФ Банке - около 15,7%, в Народном - 14,4%, в Темiрбанке - 13%, в банке ЦентрКредит - 11,2%, в Нурбанке и в кaspi банке - более 7%, в Евразийском - около 4,6%.

Почти 98,8% провизий, сформированных в целом по банковской системе, приходится тоже на долю 10 крупнейших банков. Наибольший объем провизий был сформирован в БТА Банке (более 1,68 трлн. тенге), Казкоммерцбанке - 582,8 млрд., Альянс Банке - 472,7 млрд. Народном банке - 223,4 млрд., и АТФ Банке - 109,8 млрд. тенге. У остальных пяти банков этот объем составил от 84,1 млрд. в банке ЦентрКредит до 8,3 млрд. тенге в Евразийском банке.

Падение ВВП Казахстана за первое полугодие 2009 года на 2,3%, как ни удивительно, в некоторых случаях способствовало росту соотношения основных показателей банковского сектора к ВВП. Отношение активов к ВВП за шесть месяцев того года выросло с 74,6% на 1 января 2009 года до 76,4% на 1 июля этого года. Отношение ссудного портфеля к ВВП за тот же период выросло с 58,0 до 64,3%. Отношение вкладов клиентов к ВВП с учетом вкладов дочерних организаций специального назначения увеличилось с 43,1 до 49,1%. Данных по отношению расчетного собственного капитала к ВВП уже второй раз почему-то нет.

Проблемные рейтинги

Проблемы казахстанского банковского сектора отразили в своих отчетах рейтинговые агентства. По оценке службы кредитных рейтингов Standard & Poor’s, растущие экономические риски и структурные недостатки оказывают негативное влияние на экономику Казахстана и его банковский сектор. Меры по рекапитализации и резервированию, а также усиление банковского регулирования и надзора, равно как и некоторые изменения в принципах ведения банковского бизнеса, явно недостаточны для преодоления системного кризиса.

29 июля 2009 года Standard & Poor’s изменило оценку страновых рисков банковской системы, так называемую оценку BICRA Республики Казахстан (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: BBB-/Стабильный/A-3) и на этом основании перевело страну из группы 8 в группу 9.

Оценка BICRA отражает сильные и слабые стороны банковской системы данной страны в сравнении с банковскими системами других государств. Используя градацию BICRA, банковские системы делятся с точки зрения их подверженности страновым рискам на 10 групп, причем самые сильные входят в группу 1, а самые слабые — в группу 10. Помимо Казахстана к группе 9 относятся Беларусь, Азербайджан и Грузия.

«Пересмотр оценки BICRA отражает фундаментальный, «хронический» (а не временный и чисто циклический) характер ухудшения показателей банковской системы, а также недостаточность применяемых мер по рекапитализации банков, — отметила кредитный аналитик Standard & Poor’s Екатерина Трофимова. — Эти негативные факторы стали очевидными на фоне мирового финансового кризиса начиная с августа 2007 года, а также недостатков системы регулирования и надзора».

Вышеуказанные проблемы еще более обнажились после недавнего дефолта двух системообразующих банков Казахстана. Кризис стал следствием структурных аномалий, связанных со стремительным ростом казахстанских банков в последнее десятилетие, их сильной зависимостью от иностранного финансирования, высокими рисками концентрации, недостатками риск-менеджмента, значительной долларизацией кредитов и клиентских вкладов и недостаточной эффективностью мер надзорного реагирования.

Быстрое сокращение активности банковского сектора имеет существенные последствия для экономики и самих банков. Standard & Poor’s предвидит дальнейшее ухудшение показателей экономической эффективности, ликвидности и кредитоспособности казахстанских банков.

«По нашим прогнозам, процесс восстановления банковского сектора этой страны будет долгим и болезненным — тем более что потребуется дальнейшее сокращение долговой нагрузки как банков, так и корпораций и физических лиц, — подчеркнула Екатерина Трофимова.

«По нашим прогнозам, процесс восстановления банковского сектора этой страны будет долгим и болезненным — тем более что потребуется дальнейшее сокращение долговой нагрузки как банков, так и корпораций и физических лиц, — подчеркнула Екатерина Трофимова. — Возможности рефинансирования долговых обязательств и стабилизации депозитной базы будут ограниченны, по крайней мере, в оставшиеся месяцы 2009 года и в 2010 году».

До последнего времени средства клиентов (особенно депозиты организаций, связанных с государством) отличались небольшой волатильностью, но, если их объем резко сократится, у банков возникнут очень серьезные проблемы с ликвидностью. Крупные выплаты по внешним заимствованиям и недостаточно развитая система государственного рефинансирования ограничивают возможности банков по преодолению проблем, связанных с возможным оттоком депозитов. Показатели прибыли ухудшаются из-за увеличения отчислений в резервы и постоянного роста проблемных ссуд, а также повышения расходов на привлечение средств и сокращения объемов бизнеса. Негативный эффект этих факторов лишь отчасти компенсируется мерами по повышению эффективности и сокращению издержек.

«По нашим прогнозам, уровень проблемных ссуд, в том числе реструктурированных, составляет, по меньшей мере, 30-35% совокупной ссудной задолженности в банковской системе и будет продолжать расти ввиду значительного объема кредитования в секторе недвижимости, ныне переживающем резкий спад, а также недавней девальвации национальной валюты и снижения экономической активности, — пояснила эксперт. — Уровень проблемных ссуд в ближайшие 12 месяцев может приблизиться к верхней границе диапазона нашей долгосрочной оценки валовых проблемных активов (ВПА), которая составляет 35-50% (в процентах от валового объема кредитования частного сектора)».

Потенциальный уровень ВПА в сопоставимом с Казахстаном диапазоне 35-50% имеют такие страны, как Китай, Индонезия, Россия и Украина.
«Доверие общественности и инвесторов к банковской системе Казахстана, а также к качеству регулирования и надзора в последние месяцы понизилось», — отметила кредитный аналитик.

Вслед за национализацией проблемного АО «БТА Банк» (D/--/D, крупнейший банк Казахстана по размеру активов) и серьезными проблемами, возникшими у другого системообразующего банка АО «Альянс Банк» (D/--/D), регулирующие органы выступили с заявлением о продолжающихся на протяжении ряда лет мошеннических действиях и манипуляциях с отчетностью в данных банках. Весной 2009 года оба эти банка, а также еще один банк, входящий в число 20 крупнейших кредитных организаций Казахстана, — АО «Астана-Финанс» (рейтинга нет), не исполнили своих обязательств по иностранным заимствованиям. Не исключено, что в ближайшие месяцы в Казахстане увеличится количество банков, допустивших дефолт или вынужденных реструктурировать свои долговые обязательства. Что касается трех указанных проблемных банков, то в настоящее время они работают над реструктуризацией своих обязательств. На долю трех этих банков приходится более 35% активов казахстанской банковской системы.

«Эти ситуации безусловно свидетельствуют о недостатках системы банковского регулирования и надзора, которая, несмотря на проведенную работу по ее совершенствованию, «не успевала» за ростом банковского сектора и внешних заимствований, а также рисков, связанных с повышением долговой нагрузки», — пояснила Екатерина Трофимова.

Несмотря на то что Standard & Poor’s относит Казахстан к группе стран, «готовых оказать поддержку», — с точки зрения государственной политики по отношению к системообразующим частным банкам в стрессовой ситуации, дефолт БТА и Альянс Банка достаточно ясно показывает, что государственная помощь может быть ограничена. По мнению службы, опасения спровоцировать неаккуратное ведение бизнеса из-за ожиданий неограниченной государственной поддержки, а также стратегические приоритеты защиты финансовых резервов страны ограничили готовность правительства Казахстана поддерживать банки. Правительство предоставило финансирование и поддержку капиталом ведущим банкам страны (со II полугодия 2008 года — более 7 млрд. долл.), однако эти меры оказались недостаточными для предотвращения дефолта БТА и Альянс Банка.

«При всех трудностях, ожидающих казахстанскую банковскую систему в ближайшей перспективе, мы продолжаем считать долгосрочные экономические перспективы Казахстана благоприятными, учитывая динамичное развитие сырьевого сектора, относительно высокий баланс государственного бюджета и тенденцию повышения благосостояния населения, — заявила кредитный аналитик Standard & Poor’s. — Однако ожидаемая положительная динамика макроэкономических показателей может принести казахстанским банкам устойчивые реальные выгоды лишь при условии значительного укрепления внутреннего рынка ресурсов и сбалансированности роста банков с учетом его потенциала, совершенствования банковской бизнес-модели, нормативно-правовой базы, риск-менеджмента и процедур кредитования».

Дальнейшее ухудшение оценки BICRA может быть обусловлено существенным ухудшением долгосрочных перспектив развития казахстанской экономики; в этом случае возрастет и вероятность понижения наших рейтингов отдельных казахстанских банков.

Доклад Председатель Национального Банка

Республики Казахстан Марченко Г.А.

«Современные вызовы и перспективы развития финансового сектора Казахстана»

(г. Алматы, 25 сентября 2009 года)

Уважаемые дамы и господа!

Позвольте вначале от лица Национального Банка поприветствовать организаторов и участников данного мероприятия.

В своем выступлении я хотел бы осветить вопросы влияния мирового финансового кризиса на банковский сектор Казахстана, а также предпринятые меры Национального Банка и Правительства по минимизации его последствий.

Развитие финансового сектора

Одним из основных направлений реформирования экономики Казахстана стал финансовый сектор. При этом наибольшее развитие получила банковская система , которая и по настоящий день является основой всей финансовой системы.

Проводимые реформы банковской системы были направлены на повышение устойчивости банков, рост их капитализации, повышение доступности банковских услуг, развитие систем управления рисками.

Развитие банковской системы в Казахстане значительно опережало темпы реформирования других отраслей экономики.

Столкнувшись с объективными ограничениями по привлечению ресурсов на внутреннем рынке, отечественные банки стали привлекать ресурсы для собственного развития и для финансирования на внешних рынках капитала. Макроэкономическая среда, высокий спрос на кредиты в Казахстане благоприятствовали этому.

Кроме того, узость внутреннего производственного рынка ограничивала расширение деятельности банков. В результате отечественные банки стали выходить не только на рынки соседних и близлежащих стран, как Кыргызстан, Таджикистан, Россия, но и в другие страны бывшего СССР (Беларусь, Украина, Грузия, Армения), а также в Турцию, Китай и, Монголию.

С другой стороны, расширение деятельности банков поставило их в зависимость от внешних заимствований. А концентрация деятельности в отдельных сегментах кредитования (строительство, торговля, потребительское кредитование) обусловила рост кредитного риска.

Высокая степень зависимости от внешнего фондирования характерна не для всей банковской системы. В наибольшей степени уязвимыми являются ряд крупнейших банков, на долю которых приходится львиная часть внешних займов.

В этой связи банковский сектор Казахстана оказался наиболее подверженным мировому финансовому кризису сегментом отечественной финансовой системы, тогда как другие его сегменты переживают текущую ситуацию менее болезненно.

Влияние мирового финансового кризиса

Мировой кризис ликвидности, начавшийся в августе 2007 года, вкупе с падением во 2 половине 2008 года мировых цен на сырьевые ресурсы привели к рецессии в мировой экономике. Мы наблюдаем значительные проблемы, вплоть до банкротства, у многих крупнейших глобальных компаний, как реального, так и финансового секторов, а также у целых государств.

Многие правительства и центральные банки принимают беспрецедентные меры поддержки, объемы которых доходят до 10-20% ВВП.

В сложной ситуации оказались казахстанские банки. Опора на фондирование банковской деятельности за счет увеличения их внешнего долга оказалась сопряженной со значительными рисками. Потеряв возможность фондирования за рубежом, казахстанские банки в 2008 году практически свернули кредитную активность, а также повысили ставки по кредитам. Как следствие, развитие отраслей, зависящих от банковского кредитования, практически остановилось. Резко сократился потребительский спрос в стране, который во многом «подогревался» банковскими кредитами.

В результате, если в 2007 году объем кредитов экономике вырос на 54,7%, то за 2008 год – только на 2,7%, а за январь-июль 2009 года – на 8,3%.

В целом макроэкономическая ситуация в Казахстане хотя и остается сложной, но является управляемой. Для выхода из сложившейся ситуации требовалось принятие активных мер со стороны государственных органов.

С этой целью, с осени 2007 года реализуется План первоочередных действий по стабилизации экономики Казахстана. В рамках этого плана за период с осени 2007 года по первую половину 2008 года из государственного бюджета было выделено свыше 4,5 млрд. долларов США (4,2% к ВВП) на поддержку дольщиков, сельского хозяйства, а также малого и среднего бизнеса.

В конце 2008 года по поручению Президента Республики Казахстан был разработан План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства финансового надзора по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы. Для финансового обеспечения Плана из Национального фонда выделены 10 млрд. долл. США, что эквивалентно более 8% от ВВП.

Были определены 5 направлений деятельности:

- стабилизация финансового сектора;

- развитие жилищного сектора;

- поддержка малого и среднего бизнеса;

- развитие агропромышленного комплекса;

- реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.

О мерах Национального Банка

После резкого всплеска инфляции в конце 2007 года – в 1 половине 2008 года, вызванного ростом мировых цен на энергоресурсы и продовольствие, в последующий период наблюдается процесс дезинфляции. Годовая инфляция по итогам августа 2009 года составила 6,2%, тогда как в августе 2008 года она достигала 20,1%, т.е. снизилась более чем в 3 раза. В настоящее время влияние факторов, которые способствуют дезинфляции, является более существенным, чем действие факторов, имеющих противоположный характер.

В этой связи денежно-кредитная политика Национального Банка направлена, главным образом, на обеспечение стабильности обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны.

В части поддержки ликвидности банков Национальный Банк также принимал необходимые меры путем предоставления краткосрочных займов, снижения собственных официальных ставок, а также смягчения минимальных резервным требований.

Так, официальная ставка рефинансирования была снижена с 11%, максимального своего значения за последние несколько лет, до 7,0% в настоящее время.

Нормативы минимальных резервных требований к банкам составляют 1,5% по внутренним обязательствам и 2,5% по иным обязательствам, тогда как еще в середине 2008 года они достигали 6% и 8%, соответственно.

В результате принятия данных мер, а также резкого замедления кредитной активности ситуация с ликвидностью в банках существенно стабилизировалась, и банки располагают достаточными тенговыми средствами, необходимыми для проведения собственной деятельности.

С 4 февраля 2009 года Национальный Банк провел девальвацию тенге и установил коридор обменного курса на уровне 150 тенге за доллар с колебанием ±3% или 5 тенге.

Одномоментное изменение обменного курса позволило значительно снизить девальвационные ожидания, которые нарастали в последние месяцы. В итоге курс тенге на Казахстанской фондовой бирже с 4 февраля по настоящее время находится в пределах 148-151 тенге за доллар.

Установленный коридор обменного курса является среднесрочным. Это подразумевает, что Национальный Банк не намерен его менять в ближайшее время, как в сторону повышения курса, так и его снижения.

В оставшиеся месяцы 2009 года и в 2010 году Национальный Банк продолжит принятие мер, направленных на обеспечение стабильности обменного курса и стабильности финансового сектора страны. Думаю, мы справимся со всеми поставленными перед нами задачами.

Кроме того, в соответствии с поручением Главы государства Национальный Банк совместно с агентствами финансового надзора и по регулированию деятельности РФЦА подготовил проект Концепции развития финансового сектора Казахстана на посткризисный период. В соответствии данной Концепцией основными направлениями развития финансового сектора определены следующие:

1. Использование института государственно-частного партнерства в качестве основного механизма финансирования развития экономики страны.

Создание объектов инфраструктурного комплекса станет одним из основных приоритетов экономического развития Казахстана. Использование механизмов государственно-частного партнерства должно стать основной составляющей процесса модернизации таких стратегически важных отраслей экономики, как транспортная и телекоммуникационная инфраструктура, химическая промышленность, металлургия, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство. Данный вид партнерства позволит реализовать и развивать потенциал частнопредпринимательской инициативы и привлечь средства институциональных инвесторов, с одной стороны, и сохранить функции государства в социально значимых секторах экономики, с другой.

2. Принцип контрцикличности регулирования и надзора финансового сектора.

Ключевым выводом, сделанным впоследствии текущего кризиса мировым финансовым сообществом и требующим особого внимания в дальнейшем в целях модернизации системы регулирования и недопущения подобных кризисов, является сведение к минимуму процикличности в регулировании.

Предполагается внедрение контрцикличного подхода, при котором регулирование и надзор финансового сектора в период экономического роста будут ужесточены, а в период спада – смягчены.

3. Актуальным направлением в среднесрочной перспективе является выработка оптимального механизма предотвращения накапливания дисбалансов, возникновения «пузырей» на рынках реальных и финансовых активов, а также минимизации системных рисков. Будущая модель государственной политики в данном направлении будет ориентирована на реализацию принципов макропруденциального регулирования . Развитие макропруденциального регулирования предполагает принятие ключевых решений по субъектам (институтам), объектам (деятельности, рынкам) и зонам риска, имеющим системный характер.

4. В целом будет пересматриваться законодательство, регулирующее отношения в финансовом секторе, исходя из уроков глобального финансового кризиса.

Необходимо отметить, что принятие данной Концепции не предполагает прекращения реализации мероприятий, предусмотренных действующей Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы.

При этом в действующей Концепции говорилось о целесообразности совершенствования антимонопольного регулирования финансовых организаций, направленного на развитие добросовестной конкуренции в финансовом секторе, а также на защиту законных прав и интересов потребителей финансовых услуг.

Казахстанская финансовая система характеризуется достаточно высоким уровнем рыночной концентрации. В особенности, это касается банковского и пенсионного секторов страны. Наличие подобных тенденций и последствия нынешнего кризиса для финансового сектора Казахстана еще раз подтвердили традиционную теорию, когда риски крупнейших финансовых институтов оказывают системное давление на состояние всей финансовой системы.

В связи с этим в разрабатываемой Концепции развития финансового сектора Казахстана на посткризисный период предусмотрен раздел направленный на повышение конкуренции в финансовом секторе. Это предусматривает в качестве прямой меры необходимость постепенного увеличения минимального размера капитала, в первую очередь банков. Укрупнение и консолидация либо их реорганизация в другие виды финансовых институтов будет способствовать росту рыночной доли средних банков, способных по массовым продуктам оказать должную конкуренцию крупным банкам. Более того, наиболее успешным условием развития банков и банковских продуктов является их конкурентоспособность. Это также важно с позиции расширения охвата и доступа населения к максимально широкому перечню банковских услуг, в особенности, в регионах.

Вместе с тем, в целях определения соответствующей степени регулирования и надзора всех системозначимых финансовых институтов, рынков и инструментов Национальным Банком будет разработана методика определения системности или системообразуемости с учетом широкого ряда факторов, включая их размер, левередж, взаимосвязь с другими финансовыми организациями, рынками и инструментами, методики построения карт трансформации шоков, инструментов анализа регуляторного воздействия.

В случае необходимости будет рассмотрен вопрос по ограничению иностранного участия в финансовом секторе в размере не более 50% от совокупного уставного капитала в отдельности по каждому сегменту финансового сектора.

В заключение хотелось бы сказать, что любой кризис – это не только проблемы, но возможности для обновления, поиска новых путей развития. Считаю, что принятые в последние полтора года меры по минимизации кризисных проявлений закладывают фундамент для восстановления в Казахстане устойчивого и качественного экономического роста.

Топ-рейтинг событий банковской системы Казахстана

25 декабря 2008 | Просмотров: 2059 | Категория: Банки и финансы

Топ-рейтинг событий банковской системы Казахстана

Ольга Фоминских

2008 год стал самым насыщенным для казахстанской банковской системы. Если предыдущие годы внушали больше оптимизма, то этот год должен был стать решительным для дальнейшей работы банков и их существования вообще. Тем не менее, по итогам года можно сказать, что испытание 2008 пока успешно преодолено. Многие негативные прогнозы сбылись, многие нет, однако банки Казахстана по-прежнему функционируют, что, конечно, не может не радовать.

«Капитал.kz» решил подготовить рейтинг наиболее топ-значимых событий для банков Казахстана в 2008 году.

Самые перспективные перестановки

В «Альянс Банке» сообщили о кадровых перестановках в составе правления банка. Решением совета директоров банка на должность председателя правления банка был назначен Ерик Султанкулов. В свою очередь, Даурен Керейбаев, занимавший пост председателя правления банка, назначен заместителем председателя правления SAFC. Это событие нашло позитивные отклики среди аналитиков.

Самое неожиданное назначение и амбициозная стратегия

Председателем правления АО «Евразийский банк» был назначен Жомарт Ертаев. После этого Евразийский сменил стратегию развития, намереваясь агрессивно выходить на розничный рынок. До этого банк более активно работал в корпоративном секторе, теперь, после изменений в составе директоров, он намерен покорять новые сегменты банковского сектора.

В реализации новой стратегии, по словам г-на Ертаева, поможет тот опыт работы на розничном рынке, который был получен в процессе деятельности в дочернем банке БТА и «Альянс Банке». Кроме того, «Евразийский банк» намерен выходить на розничный рынок более агрессивно и быстрыми темпами работать в этом направлении.

Основной минус банка в настоящее время, по мнению Жомарта Ертаева, это закрытость и имидж нетраспарентного банка. Плюсом же он назвал огромную поддержку со стороны акционеров. Но нужно понимать, агрессивновность, по словам г-на Ертаева, будет заключаться в росте баланса и увеличении клиентской базы.

Самый жизнеутверждающий приход иностранных игроков

АО «Банк ЦентрКредит» (БЦК) объявило о заключении соглашения с корейским Kookmin Bank о продаже 30% своей доли. По данным казахстанского банка, объем первоначальных инвестиций составит порядка $634 млн. через комбинированную покупку акций у существующих акционеров и выпуск новых в целях поддержки дальнейшего роста БЦК.

В будущем Kookmin Bank планирует увеличить свою долю до 50,1% за 3 года. Как пояснили руководители банков, оценка дополнительного пакета будет складываться в зависимости от рыночных условий и потребностей в капитале «Банка ЦентрКредит».

В середине декабря дополнительные инвестиции Kookmin Bank составили около $140 млн. Благодаря этому доля иностранного участника в капитале БЦК увеличилась с 23 до 30,5%.

Самое радостное событие для банкиров

Казахстанские банки погасили внешние заимствования, приходящиеся на этот год.

Многие рейтинговые агентства прогнозировали, что в 2008 году казахстанские банки столкнутся с трудностями по погашению внешнего долга. Однако на данный момент большинство банков Казахстана благополучно справляются с выплатами по внешним займам. Так, Альянс Банк сообщил о том, что поставил точку в вопросе обеспечения ликвидности, погасив две трети годового объема внешнего долга. По данным банка, в первой половине 2008 года сумма выплат по внешним обязательствам банка составила $681 млн. Оставшаяся сумма выплат, которую банк должен был погасить до конца года, составляет $342 млн. Пик выплат по внешним обязательствам Альянс Банка происходил в июне 2008 года и составил 482 млн.

«Казкоммерцбанк» полностью завершил погашение синдицированного займа на общую сумму $1,3 млрд., в соответствии с графиком погасив сегодня последнюю его часть в размере $69 047 619. Общая сумма выплат основного долга по внешним обязательствам «Казкоммерцбанка» в 2008 году составила $2,2 млрд. Выплаты осуществлялись согласно графикам погашений за счет собственных ресурсов банка.

Самая несостоявшаяся продажа

Намерение БТА Банка о продаже своей «дочки» Темiрбанка. По словам Мухтара Беккали, управляющего директора АО «Темiрбанк», вопрос о необходимости продажи банка встал перед акционерами еще в прошлом году, после того, как материнская компания переориентировалась и стала в большей степени уделять внимание развитию розничного кредитования. Для акционеров иметь два конкурирующих актива на одном рынке не имеет смысла, поэтому они приняли решение о продаже банка, однако, прежде было принято решение о доведении развития банка до максимального уровня, и именно этого пика, по словам г-на Беккали, банк достиг, вот почему в настоящее время продажа банка будет достаточно удачной и выгодной. При этом представители банка уверены, что объем сделки будет диктоваться рыночными условиями, но акционеры казахстанского коммерческого банка планируют получить от его продажи не менее $1,6 млрд.

Акционерами также рассматривается возможность реорганизации «Темiрбанка» в случае его непродажи, но этот вариант, по словам Аблахата Кебирова, председателя правления банка, наименее вероятен. В качестве финансового консультанта для продажи был выбран Deutsche Bank.

Самое несбывшееся амбициозное заявление

Видение российского рубля в качестве резервной валюты стран Содружества и Восточной Европы уже стало манией среди чиновников России.

Если Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) стремилась просто купить часть акций Казахстанской фондовой биржи, то Московская фондовая биржа (MSE) пошла дальше и предложила создание единого торгового пространства, торгующего рублем. Так, Алексей Рыжиков, президент MSE, сообщил о том, что планируется создать биржи в Беларуси, на Украине и в Казахстане. По его словам, это должно быть единое торговое пространство, торгующее рублем, а не национальной местной валютой. «Хотя локальные торги местной валютой для них будут созданы», - пояснил г-н Рыжиков.

Самое неожиданное слияние

Госфонд устойчивого развития «Казына» и госхолдинг «Самрук» сливаются в фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», сообщил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

«Чтобы объединить все государственные активы, я подписал указ о слиянии двух крупнейших государственных холдингов «Казына» и «Самрук» и создании на их базе нового фонда – «Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», - сказал Глава государства на расширенном заседании правительства. При этом президент сообщил, что совет директоров нового фонда возглавит премьер-министр Карим Масимов.

Кроме того, президент сообщил о выделении $5 млрд. на капитализацию нового холдинга. «Я решил выделить на капитализацию нового холдинга в рамках стабилизационной программы $10 млрд. из Национального фонда», - пояснил г-н Назарбаев.

Напомним, что АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» было создано указом Главы государства в январе 2006 года, в его собственность переданы госдоли ряда крупнейших компаний Казахстана.

Самое заманчивое предложение

В соответствии с рекомендациями, разработанными АФН, правительство обратилось к акционерам четырех системообразующих банков: «Альянс банка», «БТА Банка», «Халык банка» и «Казкоммерцбанка», с предложением по вливанию дополнительных средств в акционерный капитал данных банков в качестве меры по укреплению достаточности их капитала. Об этом заявил Карим Масимов, премьер-министр Казахстана, на заседании правительства.

Кроме того, он добавил, что кабинет министров готов обсудить аналогичные инициативы с крупными иностранными участниками («АТФ банк» и «Банк ЦентрКредит»).

По словам премьера, государство направляет до $5 млрд. на дополнительную капитализацию четырех банков за счет приобретения у них простых и привилегированных акций из новой эмиссии. При этом существующим акционерам будет предоставлено право преимущественной покупки данных акций.

«В случае невозможности незамедлительной капитализации банков существующими акционерами государство готово стать акционером банков. При этом государство не планирует приобретать контрольный пакет в капитале какого-либо банка. Предполагается, что в результате реализации данного плана в собственность государства поступят 25% голосующих акций указанных четырех банков», - подчеркнул г-н Масимов. По его словам, выкупать акции банков будет «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».

В пределах указанной суммы капитализации банкам будут также предоставлены дополнительные формы долгосрочного капитала в виде привилегированных акций и субординированного долга. Премьер подчеркнул, что «правительство не планирует оставаться долгосрочным участником данных банков и рассчитывает выйти из их капитала в среднесрочной перспективе в зависимости от ситуации на мировых финансовых рынках».

Самый ожидаемый отказ

В середине ноября Григорий Марченко, председатель правления АО «Народный банк», заявил, что возглавляемый им банк не нуждается в финансовой помощи со стороны государства.

«Нам на данном этапе помощь не нужна. Может быть через 9-12 месяцев ситуация будет другой, но на данном этапе - нет», - сообщил он журналистам в Алматы.

«Я остаюсь при своем мнении», - подчеркнул председатель правления, добавив, что в конечном итоге вопрос рекапитализации будет рассматриваться на собрании акционеров банка.

Ранее в ряде СМИ появилось заявление г-на Марченко о том, что он считает нецелесообразным вхождение государства в капитал возглавляемого им банка в условиях его сильных позиций на рынке.

Позже высокопоставленный источник в правительстве в интервью «Интерфаксу» подтвердил факт наличия данного письма, однако подчеркнул, что оно было написано в момент начала переговоров с системообразующими банками о вхождении госфонда «Самрук-Казына» в их капитал посредством выкупа допэмиссий.

«Такое письмо было, когда мы начинали переговоры. Но потом они согласились», - пояснил источник. Каждый банкир считает, что его банка не коснутся негативные события. Григорий Марченко тоже так считал, но его переубедили.

Самое «безвредное» понижение

Как ранее писал «Капитал.kz», в ближайшее время некоторые рейтинговые агентства могут понизить рейтинги Казахстана. Мировое агентство Fitch Ratings сообщило о том, что завершило пересмотр суверенных рейтингов 17 крупнейших стран с развивающейся экономикой и понизило суверенные рейтинги, в том числе и Казахстана.

С момента ухудшения ситуации на рынках капитала летом 2007 года мы считали одним из факторов обеспокоенности вероятность того, что эти проблемы скажутся на государственных финансах. По словам аналитиков агентства, понижение рейтингов отражает мнение об усилении сложностей, с которыми сталкивается экономика Казахстана, с учетом ухудшения перспектив мировой экономики и продолжающегося стресса на финансовых рынках. Снижение цен на сырьевые товары сокращает возможности государства по решению этих проблем.

«Негативный» прогноз означает, что агентство в настоящее время считает повышение рейтингов маловероятным. Если ситуация с проблемами в банковском секторе улучшится, условия на международных финансовых рынках станут менее сложными и/или цены на сырьевые товары вновь начнут расти, это может оказать позитивное давление на рейтинги.

Понижение рейтингов отчасти отражает нестабильность на рынках капитала, которая привела к снижению притока инвестиций. Инвестиции в важный энергетический сектор не будут затронуты, уверены аналитики агентства.

Fitch Ratings понизило на один уровень долгосрочные РДЭ в иностранной валюте семи казахстанских финансовых организаций: «БТА Банка», «Казкоммерцбанка», «Халык Банка», «АТФБанка», «Банка Развития Казахстана», «Астаны-Финанс» и «КазАгроФинанс». По этим рейтингам сохранен «Негативный» прогноз.

Самое страшное ограничение регуляторов

В связи с негативными тенденциями на мировых рынках должна усиливаться роль регуляторов финансового рынка. Об этом агентству КазТАГ сообщила Гульжана Карагусова, председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету. Как она пояснила, правительство работает в этом направлении, депутаты участвуют в заседаниях по выработке дополнительных мер. Кроме того, Гульжана Карагусова отметила, что «мажилисмены предлагают не давать маленьким банкам право на открытие депозитных счетов, и правительство согласно на такую меру».

Эта норма, по сообщению г-жи Карагусовой, вводится в целях обеспечения прозрачности деятельности банка посредством раскрытия информации о его акционерах. А также в целях защиты вкладчиков от банков, которые не смогут ответить по своим обязательствам. Данное изменение будет введено в действие с 1 января 2010 года. До этого времени банкам необходимо привести свою деятельность в соответствие с требованиями указанной нормы.

Самая некрасивая подстава

Экономика Казахстана практически адаптировалась к кризисным событиям, которые происходят в мире. На это направлены все шаги, проводимые правительством, которое теперь уже конкретно сосредоточилось на спасении некоторых наиболее пострадавших отраслей. Однако кризис «зацепил» и другие отрасли, которые понесли убытки, но не в столь масштабных размерах. Но в итоге больше всего пострадало именно население страны, считают аналитики.

По словам Евгения Винокурова, начальника отдела экономического анализа аналитического управления «Евразийского банка развития», пострадали отрасли, требующие для развития больших кредитных ресурсов, капиталовложений и оборотного капитала - девелопмент и финансовый сектор.

При этом ритейл, по его мнению, не получил возможности развиться ускоренными темпами. Негативное влияние в настоящее время растет и на добывающие производства, особенно черные и цветные металлы. Не исключено, что часть производств придется остановить, уверен аналитик. «Например, в России этот процесс уже пошел, хотя в целом добывающие предприятия Казахстана характеризуются низкими издержками и высокой рентабельностью», - добавил г-н Винокуров.

Однако гораздо сильнее кризис отразится на населении, считает экономист Бейсенбек Зиябеков. Спад производства, по его мнению, приведет к сокращению рабочих мест, в основном это заденет малоимущих.

Самая спасительная поддержка

Правительство Казахстана приняло план действий по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009-2010 годы. Члены кабинета министров единогласно проголосовали за принятие данного плана.

«Эта программа отвечает на все вопросы, которые стоят сейчас перед обществом. Это не воздушный план, это очень конкретная программа, на реализацию которой выделяется $10 млрд. из Нацфонда, плюс средства бюджета и накопительных пенсионных фондов», - пояснил Карим Масимов, премьер-министр РК.

«Этот план действий правительства, Нацбанка и Агентства по финнадзору позволит нам не допустить, как случилось в некоторых странах, резкого ухудшения ситуации, даст возможность Казахстану пережить мировой кризис с обновленной, более сильной и конкурентоспособной экономикой», - считает г-н Масимов