Контрольная работа: Аудит учетной политики
Название: Аудит учетной политики Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение На сегодняшний день проведение аудиторских проверок является едва ли не единственным способом получения достоверной информации о деятельности предприятия и состоянии его финансового положения. Комплекс мер предлагаемых аудитом является наиболее полным для проведения анализа. Аудит учетной политики позволяет выявить недостатки управления, документооборота, системы бухгалтерского учета как таковой. Владение реальной информацией о данных направлениях деятельности может значительно повысить эффективность функционирования предприятия, за счет устранения ошибок и выявления скрытых резервов. Также, не стоит забывать, что мы живем во время частых экономических потрясений. Аудит предприятия (и в частности, его учетной политики) позволяет сохранять такой важный параметр как экономико-финансовую мобильность, что является довольно актуальным в наше время. Соблюдение законодательных норм и использование новейших нормативных документов даст дополнительный стимул на пути к процветанию. В данной работе будут рассмотрены проблемы проведения аудита учетной политики, пути их возможного решения, а также его современные законодательные особенности в России. Аудит учетной политики. Основные понятия Аудит — вид предпринимательской деятельности по осуществлению независимых проверок бухгалтерского учета, финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудитор — специалист, осуществляющий проведение аудита. Аудиторские процедуры — действия аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств при проверке конкретно раздела аудита. Аудиторский риск – риск выражения аудитором ненадлежащего аудиторского мнения, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения. Учетная политика — принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Цель аудита учетной политики – составить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, выполнение которых согласно ПБУ 1/98 должна обеспечивать учетная политика организации, а также исходя из следующих допущений: - имущественной обособленности организации; - последовательности применения учетной политики; - временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При проведении проверки необходимо установить: - наличие и состав распорядительных документов по учетной политике; - соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов; - последовательность применения учетной политики; - наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты; - полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности; - соблюдение учетной политики. Нормативно-документальное оформление учетной политики Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики предприятия являются: - Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 г. №60–н. Исходя из требований п.16 ПБУ 1/98 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации. - Приказ Минфина России от 22.07.2003 г. №67-н «О формах бухгалтерской отчетности». - План–счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 96-н, (а также внесенные приказом Минфина России от 18.09.2006 г. № 115-н дополнения и изменения в план счетов). - Налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). - Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 года, Протокол № 6); - Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Документирование аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 года, Протокол № 6); - Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аналитические процедуры» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 22 января 1998 года, Протокол № 2); - Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 года, Протокол № 6); - "О внесение изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету". Приказ Минфина РФ от 24 марта 2000г. №31н; - Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Аудиторское заключение по финансовой (аудиторской отчетности)"; Основные этапы проведения аудита учетной политики: 1. На первом этапе оценивают систему внутреннего контроля по организации учетной политики. Для проведения такой оценки используют разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора. 2. На втором этапе проводится анализ учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета. На первом этапе аудитор определяет систему внутреннего контроля и порядок документооборота в организации. Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки). К списку тестовых вопросов оценки относятся: - имеется ли организационно-распорядительная документация о принятии организацией учетной политики; - имеется ли в организации учетная политика; - утверждено ли положение о бухгалтерской службе; - утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии; - ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики; - корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве РФ, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета; - оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией; - сдается ли выписка из учетной политики в налоговое органы; - утвержден ли график документооборота; - имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения учетной политики; - имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия); - имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике; - утвержден ли график проведения инвентаризации; - проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком; - проводятся ли обязательные инвентаризации; - проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений; - ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности; - определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета; - определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов. Практика тестирования аудиторами приказов (распоряжений) об учетной политике показывает, что некоторые организации включают в этот документ положения, не являющиеся элементами учётной политики, например, сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпусков, размеры оплаты командировочных расходов сверх норм. Эта информация должна отражаться в иных внутренних документах организации. Некоторые организации делают ошибку, приводя в приказе способы бухгалтерского учета по всевозможным элементам учетной политики независимо от того, применялись ли они ранее и будут ли необходимы в дальнейшем. Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учётной политики отражены не в полной мере. Если организация самостоятельно разрабатывает те или иные способы учёта, то аудитор должен проверить соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными документами по бухгалтерскому учёту* . Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского учета. Среди них – графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, должностные инструкции. Цель их издания – оформить порядок применения тех или иных способов, избранных предприятием, определить то, как технически должны использоваться различные элементы учетной политики. Далее, общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах оценочной методикой. Система внутреннего контроля — есть совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Контрольная среда – общее отношение, осведомленность и действия руководства относительно организации и поддержания эффективной системы внутреннего контроля. _________ *Примечание: обычно практика показывает, что принятая в организации учетная политика не всегда последовательно применяется в течение отчетного года или не выдерживается всеми обособленными структурными подразделениями. Аудит для целей налогового учета Понятие учетной политики для целей налогового учета приведено в п. 12 ст. 167 НК РФ. Учетная политика для целей налогообложения утверждается приказом (распоряжением руководителя организации) и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Аудит учетной политики для целей налогового учета включает организационно-технический и методологический разделы. В свою очередь аудитором должна быть определена следующая информация: - Кем осуществляется налоговый учет в организации; - Как составлены формы первичной учетной документации; - Какова технология обработки информации для налогового учета; - Как составлены формы аналитических регистров налогового учета; - Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи налоговых регистров; - Утвержден ли график документооборота. В рамках методологического раздела проверяется правильность исчисления налога на прибыль и НДС. При проверке начисления налога на прибыль анализируется следующая информация: - Какой метод начисления амортизации используется для объектов основных средств; - Определен ли метод начисления амортизации ОС, используемых для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности; - Определен ли порядок признания расходов на ремонт основных средств; - Какой выбран метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров, выполнении работ, оказании услуг; - Отражен ли порядок распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства, остатки готовой продукции, остатки отгруженной продукции; - Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации при наличии обособленных подразделений; - Какой используется метод признания расходов и доходов; - Создается ли резерв под обесценение ценных бумаг; ________ Отдельно стоит отметить и порядок проверки исчисления НДС: - Определена ли дата возникновения обязанности по уплате НДС. - Каков налоговый период уплаты НДС: а) календарный месяц; б) квартал. - Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации. - Определен ли показатель для расчета сумм НДС, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений. - Ведется ли в организации раздельный учет НДС (облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности). - Определен ли порядок раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности; Конечные документы по оценке учетной политики организации можно использовать как программу (методику) проведения аудита по разделу «Учетная политика» и как рабочий документ аудитора, содержащий подробный анализ и выявленные нарушения по итогам проверки. Таковые документы с рекомендациями аудитора можно включить в письменную информацию (отчет аудитора). Рабочая (тестовая) таблица аудита учетной политики может иметь вид:
Заключение Современный мир претерпевает стремительные перемены. Инфляция, политические потрясения, экологические бедствия, войны- всё это прямо или косвенно влияет на деятельность людей и компаний. Реалии экономической ситуации заставляют предприятия любого уровня и направления включаться в общую финансовую "гонку". Поиск решения возникающих проблем приводит к необходимости владения информацией . Таковой может быть как информация о рынке, конкурирующих организациях, обновленном законодательстве, так и о собственном предприятии. Одним из надежнейших инструментов её получения является проведение различных аудиторских проверок, и в частности, как одну из основ предприятия, аудита учетной политики. Последние действия законодательных органов вселяют надежду на облегчение деятельности организаций. Список литературы 1. Луговая Т.В. "Аудит предприятий": учебник. – СПб: Нева-пресс, 2007 2. Ставропольский С.Ю. "Аудит в транспортной сфере": учебное пособие.— Екатеринбург: Урал+, 2004 3. Тарасов А.П. "Учетная политика предприятий": справочник нормативных документов. – М: Инфра-М, 2008 4. Юфа Т.С. "Стратегии для бизнеса. Или первый шаг к успеху": популярный справочник. — Владивосток: Амур-Экспресс, 2009 Internet-ссылки: www.consultant+.ru Приложение Пример оформления аудиторского заключения по аудиту учетной политики: |