Возраст
|
Содержание задания
|
Критерий выполнения
|
3 мес.
|
1. Поднесение руки или предмета ко рту.
Вложить в правую руку кубик или другой легкий предмет. Наблюдать, потянет ли ребенок его в рот. Повторить то же с левой рукой. Если опыт не удался, наблюдать, не будет ли ребенок подносить руку ко рту.
|
Движение направлено, а не случайно.
|
|
2. Реакция на звук.
Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. Повторные хлопки с интервалом не менее 1 минуты.
|
Реакция в форме вздрагивания или другого движения.
|
|
3. Координация глазных яблок.
Держать ребенка спиной к свету. Перемещать перед глазами крупный блестящий предмет в разных направлениях. Расстояние от лица – 75 см.
|
Правильная координация, перемещение глаз к краям глазных щелей.
|
|
4. Слежение за предметом в боковом поле зрения.
Держать ребенка спиной к свету. Медленно вводить в поле зрения крупный светящийся предмет из-за спины ребенка.
|
Поворот головки или глаз.
|
|
5. Моргание.
Резкие движения перед глазами.
|
Начинает моргать.
|
6 мес.
|
1. Удержание головки и сидение.
Посадить ребенка, положив под спинку подушку.
|
Удерживает головку вертикально. Сидит в течение 5-10 секунд.
|
|
2. Поворот головы на звук.
Держать за правым и левым ухом по телеграфному ключу на расстоянии 60 см. быстро пощелкать одним, затем другим. При неудаче повторить опыт с колокольчиком или окликая ребенка.
|
Более или менее быстрый поворот головы в сторону звука.
|
|
3. Отведение большого пальца.
Вкладывание карандаша или кубика размером 2-3 см в ладонь ребенка.
|
Предмет должен быть сжат всеми 5 или большим и указательным пальцами.
|
|
4. Удержание предмета в руке.
Вкладывание в руки кубика, мячика и т. п.
|
Удержание более длительное, чем при рефлекторном схватывании.
|
|
5. Движения рук по направлению к предмету.
Протянутый яркий предмет в пределах достижения ребенка.
|
Уверенное протягивание руки к предмету.
|
12 мес.
|
1. Стояние и сидение.
Ребенка усаживают и оставляют без поддержки и опоры, затем ставят на пол.
|
Стоит 5 секунд, сидит 2-3 минуты.
|
|
2. Речь.
Повторение слогов вслед за взрослым или самостоятельно.
|
Самостоятельное произнесения или повторение 2-3 слогов.
|
|
3. Подражательные движения.
Помахать на расстоянии 60 см от лица ребенка погремушкой, затем вложить ее в руки. При невыполнении задания потрясти рукой ребенка.
|
Безошибочное повторение движений.
|
|
4. Рисование.
Карандашом сделать несколько штрихов по бумаге. Дать карандаш ребенку. При невыполнении поводить рукой ребенка.
|
Стремление воспроизвести штрихи. Отсутствие бесцельных движений
|
|
5. Предпочтение.
Из ряда знакомых предметов выяснить, какой предпочитает. Затем опыт повторить.
|
Повторное предпочтение отдельных предметов.
|
18 мес.
|
1. Умение пить.
|
Питье частыми глотками, а не всасывание.
|
|
2. Самостоятельная еда.
|
Попытки самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой.
|
|
3. Речь.
|
Произнесение простых слов («папа», «мама», «да», «нет»). Понимание вопросов без сопровождения жестикуляцией.
|
|
4. Сплевывание.
Положить в рот кусочек хлеба, смоченный в уксусе.
|
Активное сплевывание.
|
|
5. Распознавание.
Узнавание нарисованных предметов.
|
Интерес к отдельным картинкам, свидетельствующий о знании предметов.
|
24 мес.
|
1. Показ названных предметов.
Демонстрация восьми картинок с изображениями различных предметов.
|
Должны быть названы и показаны пять из восьми предметов.
|
|
2. Подражательные движения.
Поднять перед ребенком руки вверх. Предложить ему сделать то же. Похлопать в ладоши. Предложить повторить. Заложить руки за голову. Предложить повторить.
|
Правильное воспроизведение 2-3 движений.
|
|
3. Выполнение простых поручений.
Перекатывание мячика. Повторить действие с расстояния 4,5 м. предложить ребенку бросить мяч, затем поднять его и положить на стол.
|
Воспроизведение действий.
|
|
4. Копирование круга.
На глазах ребенка начертить 1-2 круга. Предложить выполнить задание самостоятельно. При неудаче повторить показ, ведя рукой ребенка.
|
Самостоятельное вычерчивание круга.
|
|
5. Разворачивание конфеты.
|
Разворачивание перед тем, как положить в рот.
|
Возраст
|
Используемые предметы
|
Описание практических задач
|
Обработка данных
|
мыслительные процессы
|
сенсорные процессы
|
1-1,5 г.
|
Вспомогательные предметы.
|
1. «Найди колечко»
В ряд лежат параллельно друг другу тесемки одинаковой длины, к одной из которых привязано кольцо. Предлагают ребенку достать кольцо.
|
Наблюдают, способен ли ребенок обнаружить и использовать готовые межпредметные связи.
|
Оценивают, развито ли восприятие соперемещения предметов, как ребенок эмоционально реагирует на приближение предмета – цели.
|
1,5-2г.
|
Простейшие орудия.
|
1. «Достань колечко»
На противоположной от ребенка стороне стола лежит колечко, рядом палочка. Ребенку предлагают достать колечко, не трогая его руками.
2. «Что в трубке лежит?»
В прозрачной трубке лежат шарики или другие мелкие игрушки. Рядом находится палочка. Предлагают ребенку достать шарики.
|
Выясняют, удается ли ребенку установить взаимосвязь между предметом и орудием.
|
Определяют доступность восприятия предметов в динамике их соперемещения; учитывает ли ребенок форму, пространственное положение предметов.
|
1,5-2,5г.
|
Специализированные орудия.
|
1. «Поехала кукла в гости».
На столе стоит тележка с куклой. На тележке имеет вертикально закрепленный стержень. Рядом лежит палочка с кольцом на конце. Предлагают ребенку прокатить куклу, не трогая тележку руками.
2. «Ловись рыбка».
В тазу с водой плавают пластмассовые рябки, рядом лежит сачок. Предлагают ребенку поймать рыбок.
3. «Достань шарики».
В высокой прозрачной банке плавают шарики, рядом лежит черпачок. Предлагают ребенку достать шарики.
|
Анализируют, способен ли ребенок достичь результат, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета.
|
Отмечают, способен ли ребенок использовать орудие, которое перемещается в разных направления, учитывая форму предметов.
|
2-3 г.
|
То же.
|
Перед ребенком стоит одноцветный прямоугольный кубик с отверстиями. В отверстия кубика нужно вставить втулки с плоскими шляпками (рукой втулки до самой шляпки плотно вставить в отверстие трудно и нужно забить молотком.) предлагают детям вставить втулки.
|
Выявляют, как ребенок устанавливает связь между несколькими предметами для объединения их в целое посредством орудия.
|
Оценивают, как ребенок воспринимает предметы в динамике соперемещений, воздействий и изменений, а также особенности выделения частей и целого.
|
Возраст
|
Содержание задания
|
3 года
|
1. показать свои глаза, нос, рот.
2. Повторить предложение, включающее до шести слогов.
3. Повторить по памяти два числа.
4. Назвать нарисованные предметы.
5. Назвать свою фамилию.
|
4 года
|
1. Назвать свой пол.
2. Назвать несколько показываемых предметов.
3. Повторить ряд их трех однозначных чисел.
4. Сравнить длину показанных линий (3 задачи).
|
5 лет
|
1. сравнение (попарно) тяжести (3-12 г, 15-6 г, 3-12г)
2. срисовать квадрат.
3. Повторить слово из трех слогов.
4. Решить головоломку.
5. Сосчитать четыре предмета.
|
6 лет
|
1. Определить время дня.
2. Назвать назначение нескольких предметов обихода.
3. Срисовать ромб.
4. Сосчитать тринадцать предметов.
5. Сравнить с эстетической точки зрения два лица (3 задания)
|
7 лет
|
1. Различить правую и левую стороны.
2. Описать картинку.
3. Выполнить несколько поручений.
4. Назвать общую стоимость нескольких монет.
5. Назвать показанные четыре основных цвета.
|
8 лет
|
1. Сравнить два объекта по памяти. Установить сходство между ними.
2. Обратный счет от 20 до 1.
3. Обнаружение пропусков в изображениях людей (4 задания).
4. Назвать день, число, месяц, год.
5. Повторить ряд из пяти однозначных чисел.
|
9 лет
|
1. Назвать все месяцы.
2. Назвать стоимость всех монет.
3. Составить из преложенных трех слов две фразы.
4. Ответить на три легких вопроса.
5. Ответить на пять более трудных вопросов.
|
10 лет
|
1. Ранжирование предметов.
2. Воспроизведение фигур.
3. Поиск несоответствий в рассказах.
4. Ответы на трудные отвлеченные вопросы.
5. Составление предложения из трех слов с одним из предложенных в задании.
|
11 лет
|
1. противостояние внушению при сравнении линий разной длины.
2. Составление предложения из трех слов.
3. В течение 3 минут произнести 60 слов.
4. Определение отвлеченных понятий.
5. Восстановить порядок слов (3 задания).
|
12 лет
|
1. Повторение однозначных чисел.
2. Поиск трех рифм к слову «стакан».
3. Повторение предложений, включающих 26 слогов.
4. Объяснение смысла картины.
5. Завершение рассказа.
|