Контрольная работа: Анализ учетной политики предприятия

Название: Анализ учетной политики предприятия
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: контрольная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ (РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ)

Факультет Экономики и предпринимательства

Дисциплина «Учетная политика предприятия»

Контрольная работа

Вариант 1

Выполнил:

студент 2 курса СФО

Дарондов А. В.

Проверил :

Шароватов В. В.

Ростов - на - Дону

2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. Учетная политика предприятия………………………………………..3

1.1 Понятие и назначение учетной политики предприятия…………………3

1.2 Требования к содержанию приказа по учетной политике предприятия…………………………………………………………...................7

1.3 Структура и основные элементы учетной политики предприятия……10

1.4 Утверждение учетной политики в организации…………………….......11

1.5 Порядок внесения в учетную политику организации изменений и дополнений……………………………………………………………………...13

2. Учетная политика в отношении сырья, материалов и иных аналогичных ценностей, готовой продукции и товаров для целей бухгалтерского учета и налогообложения…………………………………16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….........20

1. Учетная политика предприятия

1.1. Понятие учетной политики предприятия

Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.

В экономической литературе приводятся разнообразные определения: «Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени»[1] «… совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий хозяйствования»[2] ; «… это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности»[3] .

В приложении к приказу Министерства финансов РФ от 28 июля 1994г. №100 под учетной политикой предприятия понимается «…совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности. Данное определение совпадает с определением метода бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета как наука сложился 500 лет тому назад и никакой общественно – экономический строй, как показывает практика, не может поменять его[4] . Изменения же происходят только в техническом и организационном плане с целью более рационального и эффективного использования метода бухгалтерского учета. Поэтому международные стандарты предусматривают не совокупность методов и способов ведения бухгалтерского учета, а принципов и правил организаций и технологической основы реализации его способов. Поэтому, учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил (вариантов) организации и технологии реализации способов (метода) бухгалтерского учета на предприятии с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации предприятия.

Основной нормативный документ, регламентирующий основы формирования и раскрытия учетной политики организации для целей бухгалтерского учета – это положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N2 60н (с изменениями от 30 декабря 1999 г.).

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. При этом к способам ведения бухгалтерского учета относятся:

- методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, признания доходов и расходов;

- приемы организации документооборота;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;

- способы применения счетов бухгалтерского учета и системы учетных регистров;

- иные соответствующие способы, методы и приемы.

Следует обратить особенное внимание на обязательность составления учетной политики всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовой формы[5] (6, с.87). Данное требование закреплено действующим законодательством (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N2 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее по тексту – Закон о бухгалтерском учете) и нормативными документами, или бухгалтерскими стандартами (пункт 3 ПБУ 1/2008).

Аналогичное требование (разработка и утверждение учетной политики организации в целях налогообложения) содержится и в налоговом законодательстве (например, в части обложения НДС – пункт 12 статьи 167 НК РФ, в части формирования состава затрат для обложения налогом на прибыль – глава 25 НК РФ).

Таким образом, если предприятие уклоняется от своих обязательств по формированию учетной политики, это может быть расценено проверяющими налоговыми органами как грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Нарушение в данном случае выражается в отсутствии методологии (способов ведения бухгалтерского и налогового учета) и соответственно неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций (статья 120 НК РФ).

Учетная политика предприятия, являясь основой системы бухгалтерского учета, должна обеспечить выполнение следующих задач:

- соблюдение основополагающих принципов учета, таких как полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность, непрерывность деятельности и постоянство;

- контроль за исполнением требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности: полноты, существенности, нейтральности, сравнимости, сопоставимости;

- подготовка организацией достоверной отчетности бухгалтерской, налоговой, статистической;

- обеспечение единства методики при организации и ведении бухгалтерского учета в организации в целом и в ее структурных подразделениях;

- обеспечение оперативности и гибкости реагирования системы бухгалтерского учета на изменения условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в том числе обусловленные изменениями законодательных и нормативных актов.

Таким образом, задачи учетной политики в целом по предприятию и в отдельных его подразделениях (особенно это касается обособленных структур, выделенных на самостоятельные балансы) тесно переплетаются с задачами бухгалтерского учета, изложенными в Законе о бухгалтерском учете (статья 1), а именно:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и др.;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Иначе говоря, задачи, поставленные перед учетной политикой организации, можно сформулировать в виде требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету (пункт 6 ПБУ 1/2008):

1) требование полноты: необходимость обеспечения пол ноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности организации;

2) требование своевременности: отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в момент их возникновения;

3) требование осмотрительности: большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

4) требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их право вой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хо зяйствования;

5) требование непротиворечивости: тождество (равенство) данных аналитического учета оборотам и остаткам по сче там синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

6) требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

1.2 Требования к содержанию приказа по учетной политике

Приказ по учетной политике разрабатывается бухгалтером и утверждается руководителем предприятия не позднее 1 января нового финансового года.

Основные элементы приказа по учетной политике

N

Элементы учетной политики

В целях бухгалтерского учета

1

Рабочий план счетов бухгалтерского учета

2

Методы организации учетной работы

3

Порядок ведения бухгалтерского учета

4

Автоматизация бухгалтерского учета

5

Порядок применения первичных документов бухгалтерского

учета. Документы по свободной форме

6

Перечень лиц, имеющих право подписи хозяйственных документов

7

График и организация документооборота

8

Регистры бухгалтерского учета, применяемые организацией

9

Порядок проведения инвентаризации

10

Методы и правила оценки приобретенных материальных ценностей

11

Оценка товаров

12

Оценка готовой продукции

13

Оценка финансовых вложений

14

Методы калькулирования затрат

15

Оценка незавершенного производства

16

Порядок распределения косвенных расходов

17

Порядок распределения затрат вспомогательного производства

18

Списание расходов обслуживающих производств и хозяйств

19

Оценка приобретения основных средств

20

Лимит единовременного списания стоимости основных средств

21

Методы начисления амортизации

22

Переоценка основных средств

23

Оценка стоимости приобретенных нематериальных активов

24

Методы начисления амортизации нематериальных активов

25

Создание резерва по сомнительным долгам

26

Создание резервов предстоящих расходов и платежей

27

Создание резервных фондов

28

Метод определения выручки от продажи

29

Порядок расчета налога на прибыль

30

Отражение событий, происшедших после отчетной даты

31

Порядок списания расходов будущих периодов

32

Порядок признания доходов будущих периодов

33

Использование чистой (нераспределенной) прибыли

34

Порядок учета убытков прошлых лет

35

Прочая информация

В целях управленческого учета

1

Регистры управленческого учета

2

Формы управленческой отчетности

3

График документооборота

4

Сроки формирования управленческой отчетности

5

Лица, участвующие в формировании отчетности

6

Прочая информация

В целях налогового учета

1

Виды налоговых регистров, применяемых предприятием

2

Метод определения выручки для расчета НДС

3

Метод расчета налога на прибыль

4

Распределение налогов по филиалам и

обособленным подразделениям

5

Метод оценки стоимости списанных материалов

6

Метод оценки проданных товаров

7

Порядок определения срока полезного

использования основных средств и нематериальных активов

8

Применение методов начисления амортизации

9

Применение повышающих (понижающих коэффициентов

амортизации

10

Порядок создания резерва по гарантийному ремонту

11

Порядок учета расходов на ремонт

12

Порядок расчета отпускных

13

Порядок списания сомнительной задолженности

14

Сроки проведения инвентаризации дебиторской и

кредиторской задолженностей

15

Оценка стоимости незавершенного производства

16

Распределение доходов по заказам, имеющим длительный цикл

17

Порядок уплаты налога на прибыль

18

Прочие вопросы

Принятая организацией учетная политика должна применяться из года в год. Изменение приказа допускается в случае изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов его ведения или существенного изменения условий ее деятельности.

Приказ по учетной политике организации должен содержать конкретную информацию по обоснованию следующих групп вопросов:

• выбранные организацией способы бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности более высоких уровней регулирования (как правило, второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации);

• способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;

• способы бухгалтерского учета, принципы которых определены вышестоящими нормативными документами, а организация утверждает особенности их применения, исходя из специфики условий хозяйствования — отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.;

• способы бухгалтерского учета, которые установлены нормативными документами по бухгалтерскому учету Российской Федерации, но не позволяют организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты, поэтому она применяет иные способы бухгалтерского учета;

• способы бухгалтерского учета, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством действующего бухгалтерского законодательства, когда представляется достаточно сложным определить законодательные приоритеты того или иного способа.

Учетную политику должны применять все филиалы, представительства и обособленные подразделения организации независимо от их местонахождения. Разработка для них отдельной учетной политики не допускается.

1.3 Структура и основные элементы учетной политики предприятия

В учетной политике необходимо утвердить:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета;
— формы первичных учетных документов;
— формы регистров бухгалтерского учета;
— формы документов внутренней бухгалтерской отчетности;
— порядок проведения инвентаризации;
— способы оценки активов и обязательств;
— правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями;
— иные решения по организации бухгалтерского учета.

Новшеством ПБУ 1/2008 является требование утвердить в учетной политике все формы первичных документов, которые применяются организацией, а не только те, по которым нет унифицированных форм, как было предусмотрено ранее. При этом по-прежнему все первичные учетные документы организации должны создаваться по унифицированным формам, приведенным в соответствующих альбомах.

А документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Законом о бухучете (наименование документа, дату составления, содержание хозяйственной операции, личные подписи и т. д.).

В дальнейшем планируется предоставить компаниям право разрабатывать и утверждать все формы «первички» самостоятельно. Но пока действуют унифицированные формы, в учетной политике придется их перечислить.

Другим существенным новшеством ПБУ 1/2008 является требование раскрывать в учетной политике формы регистров бухгалтерского учета. К таковым можно отнести журнал регистрации хозяйственных операций, журналы-ордера, вспомогательные ведомости, мемориальные ордера, Главную книгу, оборотную ведомость и т. д.

Важный нюанс: если по конкретному вопросу в российском законодательстве не установлены способы ведения бухучета, при формировании учетной политики организация может исходить из принципов МСФО (п. 7 ПБУ 1/2008). Такого положения в ПБУ 1/98 нет. При этом, как и раньше, если правила бухучета допускают несколько вариантов учета, организация должна выбрать один, наиболее оптимальный с ее точки зрения. Если же в учете тех или иных операций никакой вариантности нет, дублировать в учетной политике положения нормативных актов не следует.

1.4 Формирование и утверждение учетной политики в организации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предполагается, что:

· активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

· организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидацииили существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

· принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

· факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

1.5 Порядок внесения в учетную политику организации изменений дополнений

Одним из допущений при формировании учетной политики является последовательность ее применения, то есть следует считать, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Однако это не означает, что учетную политику совсем нельзя изменять. В ПБУ 1/2008 приводятся случаи, когда возможно изменение учетной политики организации:

· изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

· существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008).

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 ПБУ 1/2008.

Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 ПБУ 1/2008, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

2. Учетная политика в отношении сырья, материалов и иных аналогичных ценностей, готовой продукции и товаров для целей бухгалтерского учета и налогообложения

В соответствии с п. 63 Положения по ведению продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству.

Стоимость незавершенного производства (НП) определяется предприятием на основе специальных методов ее расчета. Особенности исчисления стоимости НП зависят от выбранного метода учета и калькулирования затрат. При позаказном методе НП рассчитывается как сумма прямых расходов, приходящаяся на начатые, но не законченные заказы. Иными словами, незавершенными являются заказы, по которым заказчиком не подписан акт об их выполнении. При попередельном или попроцессном методе учета стоимость незавершенного производства определяется расчетным путем. Для этого используют инвентаризационные ведомости, в которых определяется процент готовности находящейся в производстве продукции, но не принятой на склад как готовая продукция.

П. 64 Положения по ведению установил, что незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

· по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

· по прямым статьям затрат;

· по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Для целей налогообложения незавершенное производство оценивается в соответствии со ст. 319 НК. Понятие НП для целей налогообложение аналогично бухгалтерскому.

В соответствии с п. 1 ст. 319 оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции.

Указанный порядок распределения прямых расходов устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

Оценка полуфабрикатов собственного изготовления производится аналогично незавершенному производству в соответствии с п. 4 ст. 254.

Таким образом, для сближения бухгалтерского и налогового учета оценивать незавершенное производство необходимо по величине прямых статей затрат.

Готовая продукция для целей бухгалтерского учета оценивается по фактической себестоимости, однако, бухгалтерское законодательство позволяет формировать следующие виды учетной стоимости продукции в аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения (п. 204 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ):

а) фактическая производственная себестоимость;

б) нормативная себестоимость;

в) договорные цены;

г) другие виды цен.

Выбор конкретного варианта учетной цены принадлежит организации.

Как указывает п. 206, если учет готовой продукции ведется по нормативной себестоимости или по договорным ценам, то разница между фактической себестоимостью и стоимостью готовой продукции по учетным ценам учитывается на счете "Готовая продукция" по отдельному субсчету "Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости". Отклонения на этом субсчете учитываются в разрезе номенклатуры, либо отдельных групп готовой продукции, либо по организации в целом. Превышение фактической себестоимости над учетной стоимостью отражается по дебету указанного субсчета и кредиту счетов учета затрат. Если фактическая себестоимость ниже учетной стоимости, то разница отражается сторнировочной записью.

Списание готовой продукции (при отгрузке, отпуске и т.д.) может производиться по учетной стоимости. Одновременно на счета учета продаж списываются отклонения, относящиеся к проданной готовой продукции (определяется пропорционально ее учетной стоимости). Отклонения, относящиеся к остаткам готовой продукции, остаются на счете "Готовая продукция" (субсчете "Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости").

Готовая продукция приходуется на склад в течение отчетного периода по фактическому количеству. В конце месяца производится ее оценка, на основании которой делается проводка:

Дебет 43 Кредит 20 - принята на склад готовая продукция по фактической себестоимости.

Если предприятие использует нормативную стоимость готовой продукции, то предварительно устанавливается нормативная себестоимость каждого вида продукции. Оприходование продукции на склад производится с использованием счета 40.

При автоматизации учета и наличия развернутого складского учета готовой продукции учет по нормативной себестоимости представляется более удобным, так как он позволяет уменьшить объем учетной информации и в большей степени синхронизировать работу склада и бухгалтерии.

Порядок налогового учета готовой продукции описан в ст. 319, согласно которой оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НП. Оценка остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток НП), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.

Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции производится налогоплательщиком на основании данных об отгрузке (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НП и остаткам готовой продукции на складе (п. 3 ст. 319 НК). Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки отгруженной, но не реализованной готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящуюся на отгруженную продукцию в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на складе), и суммой прямых затрат, приходящейся на реализованную в текущем месяце продукцию.

Список литературы

1. Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации. – М.: 2003. – 208 с.

2. Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. – М.: Информ.-изд. дом “Филинъ”, 2001. – 301 с. Барышников Н.П. В помощь бухгалтеру и аудитору. – М.: Информ.-изд. дом “Филинъ”, 2000. – 287 с.

3. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Информ - изд. Дом “ФИЛИНЪ”, 2002. - 409 с.

4. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Ярошенко А.В. Профессиональный комментарий к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции. – М.: Издательство “Аналитика-Пресс”, 2000.

5. Бухгалтерский учет: Учебник/ П.С. Безруких, Н.П. Кондаков, В.Ф. Палий и др.; под ред. П.С. Безруких.- М.: Бухгалтерский учет, 2002.- 528 с.

6. Горшков Д.А. О налоговых режимах для субъектов малого предпринимательства// Налоговый вестник, №6, 2001.

7. Данилевский Ю.А. Аудит. Вопросы и ответы. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. - 39 с.

8. Козлова Е.П., Галанина Е.Н. Бухгалтер и налоговый инспектор: проблемы и решения: Консультация - Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 348 с.

9. Макарьева В.И. Практические советы по бухгалтерскому учету для целей налогообложения. Приложение к журналу Налоговый вестник. Москва 2001. – 178 с.

10. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96г. №129-Фз.

11. Обзор нормативных актов, опубликованных в первой половине августа 2003г. // Журнал «Главбух» №8, 2003. – Стр. 7.

12. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", ПБУ 1/2008: Утверждено приказом Минфина РФ от 06.02.2008 № 106н.


[1] Горшков Д.А. О налоговых режимах для субъектов малого предпринимательства// Налоговый вестник, №6, 2001. С.48

[2] Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. – М.: Информ.-изд. дом “Филинъ”, 2001. – 301 с. Барышников Н.П. В помощь бухгалтеру и аудитору. – М.: Информ.-изд. дом “Филинъ”, 2000. С.7

[3] Данилевский Ю.А. Аудит. Вопросы и ответы. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. С.10

[4] Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Информ - изд. Дом “ФИЛИНЪ”, 2002. – С.5

[5] Бухгалтерский учет: Учебник/ П.С. Безруких, Н.П. Кондаков, В.Ф. Палий и др.; под ред. П.С. Безруких.- М.: Бухгалтерский учет, 2002.- 528 с.