Реферат: Государственное призрение в России

Название: Государственное призрение в России
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат

План:

1. Государственное призрение в России: становление и развитие ( II половина XVII - начало XIX в.) ……………………………………………2

2. Основные традиции частной и общественной благотворительной деятельности в России ( II половина XVIIIначало XX в.) …………….....9

3. Первые мероприятия советского правительства по созданию новой системы социальной помощи (1918-1920 гг. ………………………….……21

Государственное призрение в России: становление и развитие

( II половина XVII - начало XIX в.)

Стоглавый Собор (1551 г.) и тенденции в развитии благотворительности на Руси. Особенности церковно-государственного типа социального призрения. Сосредоточение социального призрения в государственных учреждениях с воцарением династии Романовых (1613 г.). Основные направления социального призрения (борьба с нищенством, голодом, проституцией, пьянством и т.п.). Реформы системы социальной помощи в период правления Петра I . Борьба с профессиональным нищенством и укрепление государственной системы социального призрения.

С развитием государственности и становления основных гражданских институтов все больше внимания стало уделяться проблемам развития учреждений общественного призрения. На различных исторических этапах делались попытки реформирования сложившейся систему богоугодных заведений и социальных учреждений.

Особо следует отметить значение Стоглавого Собора (1551 г.), созванного по инициативе Ивана IV (Грозного), на котором кроме собственно церковных вопросов рассматривалось текущее состояние системы общественного призрения в России. Вывод представит елей духовенства был неутешительный:

во-первых , было отмечено масштабное распространение профессионального нищенства и попрошайничества;

во-вторых, работа по решению проблем населения страны и искоренению социальных пороков была признана неудовлетворительной.

По итогам работы Стоглавого Собора было рекомендовано князю обратить особое внимание на формирование эффективной политики борьбы с социальными проблемами и предупреждению негативных явлений. Для этого предлагалось отдать всю презрительную систему (как княжескую, так и церковно-монастырскую) под личную опеку князя и включить в сферу внимания государственных органов управления.

Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 г. Земский сбор 1681 г. (царствование Федора Алексеевича) побуждает правительство подготовить в 1682 г. особый акт, открывающий новые взгляды на общественное призрение.

Но уже в этот период времени появляется необходимость перехода к новой системе общественного призрения. С приходом к власти Петра I и Ивана V, в период их совместного правления в 1682 г., мероприятия по искоренению нищенства и призрения приобретают актуальность. Указом от 30 ноября 1691 г. запрещается нищенствовать по страхом наказания.

Дальнейшее развитие их в более или менее полную систему, получающую во многих частях своих практическое осуществление, относится уже ко второй половине единоличного царствования Петра I. Идея общественного призрения, как отрасли государственного управления, едва зародившаяся в начале царского периода нашей истории, назрела к концу его и требовала, по условиям времени, практического применения.

К концу царского периода истории России зарождается мысль, по которой помощь общества в деле призрения должна быть не только добровольной, но и обязательной. Приведенный выше указ Федора Алексеевича ставит уже вопрос об обязательном участии в призрении монастырей, помещиков, крестьян и т. п. Однако разрешение этих вопросов переходит уже к следующему историческому периоду, когда идея общественного призрения как дела государственного получает крайнее развитие и подавляет частную благотворительность.

Развитие мер общественного призрения в определенную систему принадлежит уже Петру Великому. Им были затронуты все важнейшие и основные вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Он указывает на предупреждение нищеты как на лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и др. категории их.

Он принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства.

В 1700 году Петр I пишет Указ о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных. В 1706 г. митрополит Иов основал рядом с Новгородом первый в России приют для «зазорных», т.е. незаконнорожденных детей, и император определил на его содержание доходы с нескольких монастырских вотчин.

Позже Петр I повелел учредить в городах госпитали для незаконнорожденных, а затем и общие сиротские дома от магистратов.

Число принимаемых младенцев возрастало, например, в 1724 г. в одной Московской губернской канцелярии их находилось 865 человек в возрасте не старше 8 лет. Под влиянием такого переполнения по отношению к безродным детям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями укреплением, а достигших 10 лет — определять в матросы.

Разновременно великий преобразователь России обращал большое внимание и на призрение военных чинов. По отношению к ним были изданы распоряжения в 1716, 1722, 1724 гг. и некоторые другие. По отношению к нищим, способным к труду, Петр I постоянно подтверждал, что их нужно привлечь к работе, а больных и увечных помещать в богадельни.

Все узаконения Петра Великого, в большей части были направлены на то, чтобы создать сознательное отношение к нищенствующим, различать их по нуждам и по причинам нищеты и установить, в зависимости от этих причин, способы и виды призрения.

Император предписывает произвести переписи всех бедных. Относя призрение бедных к обязанностям общества, Петр Великий относился отрицательно к древнейшей форме благотворительности — к безразборчивой милостыне. В ней он видел зло, с которым нужно бороться: «прошаки Богу противны суть».

Прямым следствием такого воззрения было воспрещение раздавать милостыню отдельным категориям нуждающихся, но не заслуживающих помощи. При этом воспрещалось даже, под опасением штрафа, давать пристанище профессиональным нищим.

На дело призрения были определены и источники финансирования призрения. Средства, получавшиеся от этих источников были незначительны, но сам факт обособления их, со специальным назначением, указывает на желание организовать дело общественного призрения.

Т.о. заслуга в становлении и развитии государственной системы общественного призрения Петра I может быть представлена следующим образом:

во-первых , он устанавливал деление нуждающихся на категории и виды призрения в соответствии с нуждами этих категорий;

во-вторых , он отрицал безразборную раздачу милостыни, принимая на себя и на государство законодательное упорядочение призрения и поручая выполнение его части организованным общественным силам.

Непосредственно после смерти Петра наступил период законодательного затишья в сфере общественного призрения. Ближайшие его преемники мало заботились о полном проведении мер по призрению во всей их совокупности и лишь повторяли и усиливали указы о жестоких наказаниях нищенствующих. По некоторым отраслям призрения произошло даже заметное ухудшение состояния общественного призрения.

При преемниках Петра I и до издания «учреждения о губерниях»
(7 ноября 1775 г.) заведование призрением лежало на Сенате, без определения которого никто не мог быть помещен в богадельню или иное социальное учреждение. До этого же времени в области призрения правительство придерживалось законов Петра Великого.

Екатерина II первые годы своего царствования также следовала им, значительно смягчив, однако, петровскую карательную систему отношения к нищим. В это время ею были:

приняты меры к учреждению в каждой из 26 епархий по одной богадельне;

составлены правила об устройстве безумных;

предписано не пропускать нищих через городские заставы;

подтверждены запрещение уличного нищенства, распоряжения о призрении нуждающихся в тех селениях, в которых они «положены в подушный оклад», и об обязанностях помещиков и дворцовых управлений «кормить своих бедных и не допускать их бродить», о высылке из Москвы праздношатающихся;

принято постановление об учреждении Вдовьей ссудной и сохранной казны.

Крупнейшим делом периода царствования Екатерины Великой было учреждение двух заведений для призрения незаконнорожденных детей. Так, в 1763 г. основан в Москве Воспитательный дом. Создание этих домов, равно как принятие и других указанных выше мер, служило лишь к развитию и упрочению системы призрения.

Крупнейшая организационная мера Екатерины II, заключающаяся в создании ею целой сети специальных учреждений под названием «Приказы общественного призрения», открытых в сорока губерниях на основании «учреждения о губерниях» (1775 г.).

По этому закону «приказу общественного призрения» поручается попечение и надзор за:

1) народными школами;

2) сиротскими домами для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола;

3) госпиталями, больницами;

4) за богадельнями для убогих, увечных и престарелых;

5) за особыми домами для неизлечимо больных;

6) за работными домами;

7) за смирительными домами.

Т.о., законодательным актом от 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи» была заложена основа государственной системы общественного призрения. Законодательство Екатерины II переориентировало призрительную деятельность от земского общественного принципа (помощь бедным, оказываемая земскими людьми на общественные средства) в сторону централизации на государственной бюрократической основе (призрением занимались чиновники полиции и приказов).

С 1776 по 1787 год приказы общественного призрения существовали только в 22 губерниях из 51. Приказная система просуществовала более 80 лет и была ликвидирована в ходе реформ 60—70 гг. XIX века.

Переход общественного призрения под юрисдикцию Министерства внутренних дел привел поиск его финансирования к организационным формам. К ним можно отнести такие как разрешение на ведение хозяйственных и имущественных операций (сдача внаем лавок, домов, кузниц, садов, мельниц, огородов и т. п., поощрение распилки бревен, разрешение продажи игральных карт, открытие суконных фабрик).

Т. о, приказы общественного призрения увеличивали свои капиталы не только за счет доходов губерний, но и банковских операций, частных пожертвований и в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности.

В этот же период начинает оформляться и организационная структура общественного призрения. Приказы общественного призрения управлялись коллегиально, но председательствовал непосредственно губернатор. В состав правления входили заседатели Совместного Суда, по одному из каждого сословия (дворянства, купечества, поселян).

С 1818 г. в приказы вводятся должностные лица и со стороны правительства – инспекторы врачебных управ. Но в каждой губернии были свои особенности в управлении приказами.

К 1862 г. складывается определенная система учреждений социальной помощи:

лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных);

заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных);

учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских; служащих);

институты пансионеров, местные благотворительные; общества.

Что касается периода кратковременного правления Павла I (1796-1801 гг.), то, несмотря на обилие различных указов и распоряжений (свыше 2 тысяч за 4 с небольшим года), лишь одно касалось проблем призрения. По указу о казенных имениях (1797 г.) обязанность прокармливать своих нищих и бедных была перенесена с селений на волости.

Таким образом, в XVIII в. в России оформилась система государственной благотворительности, появились специальные органы (приказы), в обязанности которых вошло попечение о нищих, сиротах и убогих. В сельской местности призрение нуждающихся оказывалось в ведении местных общин и помещиков. Итогом XVIII столетия стала также и фактическая законодательная ликвидация системы открытого призрения в городах.

Основные традиции частной и общественной благотворительной деятельности в России ( II половина XVIIIначало XX в.)

Возникновение благотворительных обществ в России в пореформенный период как отражение потребности гуманизации социальных отношений. Деятельность институтов социальной поддержки и меценатов на рубеже XIX – начала XX вв.

После эпохи Екатерины II знаменитой вехой в развитии общественного призрения была деятельность благотворительных обществ и союзов. 12 ноября 1796 года Императрица Мария Федоровна , супруга Павла I, приняла на себя начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и его мещанским отделением.

2 мая 1797 года Императрица, сохраняя в своем ведении Воспитательное общество и мещанское училище, приняла по воле Государя главное начальствование и над Воспитательными домами, Сохранными казнами и Коммерческим училищем, чем и положила основание Ведомству, впоследствии названному ее именем.

Особое внимание Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома. За 30 лет из поступивших в них 65 тыс. младенцев в живых осталось 7 тыс. Императрица заключила, что ужасающая смертность детей связана главным образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге Государь пожаловал Воспитательному дому особняк графа Разумовского на Мойке. Позднее к этому зданию был прикуплен соседний дом графа Бобринского. И в этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917 года.

Мария Федоровна реорганизовала Опекунский Совет и каждый его член «высокого и знатного рода» сверх участия в общем управлении заведовал отдельным учреждением или частью учреждения «без всякого вознаграждения, из любви к Отечеству и человечеству».

Императрица открывала и новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Петербурге и Москве были открыты женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины. В 1802 года был открыт новый Воспитательный дом на средства Марии Федоровны в Гатчине. В 1807 году основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году – Харьковский институт благородных девиц для дочерей дворян и купцов всех гильдий с обучением приходящих девиц за плату и без платы.

Императрица заботилась о воспитании дочерей нижних чинов армии и флота. Так, в 1820 и 1823 гг. были открыты два училища для солдатских дочерей полков лейб-гвардии. Для детей нижних чинов морского ведомства в 1826 году были учреждены училища в Севастополе и Николаеве. Кроме того, в 1806 году на своей даче в Павловске (близ Санкт-Петербурга) Мария Федоровна на собственные средства открыла училище для глухонемых детей обоего пола.

С 1801 года в ведение Императрицы поступила первая к тому времени учреждения больница Императора Павла I, основанная в Москве в 1763 года, когда Павел был еще Великим князем.

К числу наиболее значимых учреждений Ведомства Императрицы Марии Федоровны относились Вдовьи дома – в Санкт-Петербурге и в Москве, которые существовали до 1913 года. Дома были открыты в 1803 году для вдов военных и гражданских чиновников и содержались на доходы Воспитательных домов, т. е. Сохранных казен, и получали от Императрицы по 1500 руб. ежегодно.

А также в 1803 году Мария Федоровна основала две больницы для бедных на средства Воспитательных домов в Петербурге и в Москве, каждую на 200 кроватей. Впоследствии в память о Марии Федоровне они были наименованы Мариинскими.

Кроме жены Павла I, в благотворительной деятельности принимали участие и другие члены императорской семьи

С 1828 по 1881 г. после кончины Императрицы Марии Федоровны все учреждения, бывшие в ее ведении, принял под свое покровительство Император Николай I . Он учредил должность статс-секретаря по делам учреждений Императрицы Марии, которому передано заведование канцелярией покойной Императрицы с наименованием «IV отделение Собственной Ее Императорского Величества Канцелярии».

Во исполнение воли Императрицы Марии большая часть женских учебных заведений поступила в заведование Императрицы Александры Федоровны , жены Николая I.

С 1829 года институты благородных девиц по примеру Санкт-Петербурга и Москвы стали возникать в других городах России и даже в отдаленных ее окраинах (Астрахани, Оренбурге, Керчи, Казани, Саратове, Одессе, Иркутске, и др.). Постепенно к середине XIX в. общественное воспитание женщин в России стало составлять особую отрасль народного просвещения.

Император Николай I также учредил в России первые сиротские институты. Необходимость такого решения была вызвана следующими обстоятельствами. Большое число детей, нуждавшихся в призрении, остались сиротами вследствие войны и холерной эпидемии 1830—1831 гг. В 1834 г. при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы. В них дети обоего пола получали хорошее образование, что после латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из французских классов выходили воспитатели в частные дома. Дети, рожденные вне брака, вместе с сиротами получали прекрасное образование. Были факты, когда родители из бедных семей тайно приносили своих детей в Дома в надежде на их счастливое будущее.

Император Николай I с 1837 г. упразднил латинские и французские классы, а взамен их учредил институты для воспитания сирот офицеров военной и гражданской службы. Из сиротского мужского института (на 300 детей) при Московском Воспитательном доме в 1847 году образовался Кадетский корпус с выходом из ведомства Императрицы Марии.

В то же время к середине XIX в. остро встал вопрос женского образования, поскольку частных пансионов и институтов благородных девиц Ведомства не хватало. В апреле 1859 года в Санкт-Петербурге было освящено первое в России открытое женское учебное заведение — женская гимназия для дочерей лиц всех сословий и вероисповеданий.

В начале 70-х гг. XIX в. число женских гимназий в Империи превысило число мужских. Но желающих получить хорошее образование было гораздо больше. Купцам и другим сословиям было разрешено помещать дочерей за плату в закрытые институты благородных девиц Ведомства Императрицы Марии, за исключением нескольких учебных заведений для детей потомственных дворян.

К 1873 году осуществлены значительные изменения в структуре управления Ведомством. Территориальные Опекунские советы были объединены в единый Опекунский совет Учреждений Императрицы Марии с образованием присутствий в Санкт-Петербурге и в Москве на правах высших государственных учреждений по делам законодательного и финансового управления.

Главное управление находилось в Собственной Ее Императорского Величества Канцелярии. С мая 1880 году вследствие кончины Императрицы Марии Александровны , жены Александра II, воспитательные и благотворительные заведения Ведомства были вверены цесаревне Марии Федоровне, жене Александра III, которая не только продолжила, но и развила деятельности Ведомства, основав средние женские учебные заведения где наряду с общеобразовательными предметами обучал профессиям, ремеслам.

Основные направления деятельности Ведомства модно представить следующим образом.

1. Призрение младенцев . Воспитательных дома (в Санкт-Петербурге и Москве) ежегодно принимали на свое попечение более 20 тыс. незаконнорожденных младенцев и до 1 тыс. законных и призревали в деревнях у воспитателей до 80 тыс. питомцев, остающихся на попечении Дома до 21-летнего возраста. Для питомцев содержалось более 100 школ. В некоторых губернских и уездных детских приютах Ведомства учреждались специальные «ясли» (в Вологде, Полтаве, Петрозаводске, Риге, Томске, Рыбинске, Моршанске, Керчи и др.).

2. Призрение детей . Каждый год призревается до 14 тыс. детей в 176 приютах Ведомства, в том числе более 4 тыс. на полном содержании заведений. Все призреваемые обучаются грамоте и ремеслу по программе народных училищ.

3. Призрение слепых и глухих. Для слепых детей имеется 21 училище (2 столичных и 19 в губерниях), в которых воспитываются, обучаются грамоте и ремеслам свыше 700 детей. В специальном училище воспитывается до 200 детей интернами и до 50 – экстернами. Дети обучаются грамоте и ремеслам.

4. Женское воспитание и образование . В институтах и других закрытых заведениях Ведомства ежегодно воспитываются и получают законченное образование 10 тыс. девиц разных сословий и исповеданий. В трех Мариинских училищах и в других женских школах, учрежденных разными обществами, воспитываются ежегодно еще 6 тыс. человек, а также в 31 гимназии и прогимназии, на педагогических курсах получают образование еще до 10 тыс. девиц.

5. Призрение и воспитание мальчиков и юношей . В трех заведениях: двух коммерческих училищах и Гатчинском Сиротском институте воспитывалось окало 2 тыс. человек. В Императорском Александровском Лицее получали гимназическое и академическое образование более 200 человек из потомственных дворян.

6. Призрение взрослых . В 36 богадельных домах ежегодно призреваются до 5 тыс. престарелых, дряхлых, увечных.

Кроме Ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны, в России XIX века существовали и другие благотворительные общества.

Самым известным из них было Императорское человеколюбивое общество. В мае 1802 г. в Петербурге при содействии Императора Александра I было основано «Благодетельное Общество». Первыми руководителями являлись министр коммерции граф Румянцев, надворный советник Щербаков. Для осуществления управления Обществом был образован комитет из 17 «достойных лиц», проявивших себя на государственной службе. В 1804 году. Император Александр I одобрил разработанную комитетом программу деятельности «Благодетельного Общества», согласно которой на Общество возлагалось:

1) домовое призрение бедных больных (бесплатное лечение на дому);

2) диспенсарии (диспансеры) в разных частях города устройство больниц, в том числе специализированных;

3) помощь пострадавшим от несчастных случаев;

4) больницы для «заразных» больных;

5) призрение инвалидов (калек, глухонемых, слепых и т. д.).

С 1814 года «Благодетельное Общество» было переименовано в «Императорское Человеколюбивое Общество», а комитет сократился до 11 членов, в числе которых находились главный попечитель в звании председателя и его помощник.

К 1910 году Человеколюбивое Общество оказывал помощь бедным любого возраста и вероисповедания:

при рождении ребенка – акушерством, врачебным и вещественным пособием;

в детском возрасте – призрением, воспитанием и образованием;

призрением взрослых, если они не могут добывать себе пропитание собственным трудом по старости или неизлечимым болезням;

предоставлением бесплатных или удешевленных квартир и пищи нуждающимся, восстановлением здоровья заболевшим.

Как осуществлялись перечисленные благотворительные задачи, показывают следующие цифровые данные о деятельности подведомственных Человеколюбивому Обществу учреждений, извлеченные из последнего отчета Совета Императорского Человеколюбивого Общества за 1908 год. К этому времени функционировали:

1) учреждения для постоянного призрения, в т.ч.:

66 учебно-воспитательных заведений для детей и молодых людей обоего пола;

76 богаделен;

36 заведений бесплатных и дешевых квартир;

2) учреждения для оказания временной помощи, в т.ч.:

33 медицинских учреждения, в которых оказывалась врачебная помощь стационарным больным, пользовавшимся врачебным уходом и полным содержанием, родильницам с уходом и полным содержанием матерей и младенцев, амбулаторным больным, включая бесплатные лекарства;

31 благотворительное общество, в которых выдавались постоянные и единовременные денежные или вещественные (материальные) пособия;

3 ночлежных приюта;

11 столовых, в том числе 9 народных;

1 детская студенческая;

7 заведений по трудоустройству.

В 1904 г. в Петербурге основан Союз для борьбы с детской смертностью в России.

Устав Союза давал право открывать местные отделы всей империи. Средствами снижения детской смертности служили детские ясли и приюты, учреждения для раздачи молока, лечебные и санитарные пункты, убежища для рожениц и после родов, распространение гигиенических сведений, общий подъем народной жизни и особенно просвещения и нравственного воспитания.

В 1913 году указом Императора Николая II образовано Всероссийское попечительство по охране материнства младенчества , упраздненное в январе 1918 году в связи с образованием при Министерстве Государственного Призрения отдела по охране материнства и младенчества.

Одним из направлений благотворительной деятельности было оказание помощи нуждающимся в жилье. К решению этой проблемы подключились общественные организации. Большую работу в этом направлении проводило «Братолюбивое общество ». Его организатором и бессменным председателем почти полстолетия была княгиня Надежда Борисовна Трубецкая. Это общество снабжало в Москве нуждающихся квартирами, в их распоряжении находилось 30 домов, где находили приют тысячи семейных и одиноких людей. В 1866 году, когда Общество примкнуло к ведомству Императорского Человеколюбивого общества, оно получило выгодные условия для строительной деятельности. Им был построен «Марининский приют» (поселок двухэтажных деревянных зданий), где определенный процент квартир каждом доме предоставлялся бесплатно совершенно неимущим. Здесь же устраивались аптеки, больницы, школ и сады.

Правительство постоянно поддерживало это общество, в его распоряжение передавались свободные дома, участки земли под строительство поселков.

Ко времени царствования императора Александра I относится также образование обществ, основанных на принципах взаимного вспоможения, или самопомощи. Их члены, принадлежащие, как правило, к одному какому-либо сословию, составляли капитал посредством ежегодных взносов, который использовался на вспомоществование как людям из их среды, испытывающим финансовые трудности, так и их вдовам и сиротам, не имеющим средств к существованию, тогда как обычно члены благотворительных обществ делали взносы для вспомоществования лицам посторонним, признанным после исследования их положения нуждающимися и заслуживающими такой помощи.

При Александре I были также учреждены кассы :

на содержание вдов и сирот пасторов Саратовских протестантских колоний в 1806 г.;

убогая и училищная касса в Дерпте в 1813 г.;

вдовья и сиротская касса Санкт-Петербургских биржевых маклеров в 1822 г.

Так появилась первая частная организованная благотворительная помощь. С ее возникновением заканчивается исключительное господство закрытых заведений как формы социальной помощи. Впервые о введении помощи бедным слоям населения со стороны общественности было заявлено еще в законах, принятых Петром Великим, однако тогда ее формы и организация не были определены.

В 1882 году образовалось общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест », которое находится под покровительством Великой княгини Елизаветы Маврикиевны. В том же году в Москве на средства частного лица — Александры Степановны Балицкой – открывается первый приют для калек и парализованных.

1893 год был ознаменован возникновением Общества защиты детей от жестокого обращения , которое строило убежища и общежития с мастерскими. Тогда же создавались приюты для слабоумных детей и эпилептиков, все на средства частных жертвователей.

Во времена царствования императора Николая II рост идеи организованной общественной помощи бедным был приостановлен: новых благотворительных обществ почти не возникало, организация групповой помощи не получило развития. Но в этот период был образован Комитет по разбору нищенствующих, что свидетельствует о том, что идея общественной помощи все же не была отброшена.

К концу XIX столетия в России насчитывалось боле 14 тыс. благотворительных обществ и заведений. По ведомственной принадлежности благотворительные учреждения распределялись следующим образом:

Ведомство учреждений императрицы Марии – 683;

Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество – 518;

Попечительство о домах трудолюбия и работных домах – 274;

ведомства православного вероисповедания и военного духовенства – 3358;

Министерство внутренних дел – 6854

Министерство народного просвещения – 68 и др.

По данным I съезда русских деятелей по общественному призрению, наибольшим числом различных благотворительных организаций отличались прибалтийские губернии, в которых на каждые 100 тыс. населения приходилось более 20 благотворительных обществ, тогда как в Петербургской – 17, Московской – 14, а во всех остальных – не более 7.

Благотворительные общества имели разные названия и численность, но каждое являлось юридическим лицом, имело устав, право приобретать недвижимость, ценные бумаги, счет в банке. Ежедневно составлялся отчет о деятельности и высылался в Канцелярию того ведомства, в подчинении которого находилось общество. За всей благотворительной деятельностью был строгий полицейский надзор.

Благотворительные общества использовали в своей деятельности самые разнообразные формы помощи и поддержки нуждающихся. Как способ вспомоществования бедным была выдача пособий хлебом из сельских запасных магазинов, а также денежных пособий.

Периодически разражавшиеся бедствия – неурожаи, голод на их почве, эпидемии и т. д. понуждали русскую общественность искать меры по облегчению положения народа. Так появились приюты и ясли как форма общественной самопомощи, создавались они по инициативе частных лиц. Как правило, в них принимались дети бедно населения бесплатно или за небольшую плату.

Еще одной интересной формой общественного призрения в конце XIX столетия были дома трудолюбия. С самого начала попечительство довольствовалось тем, что составляло из людей, нуждающихся в работе, особые артели которые нанимались поденно для портовых или других называемых черных работ, в том числе для очистки улиц, площадей, набивки ледников и т. п.

В 1881 г. из среды попечительства избирается особый комитет для сбора пожертвований на сооружение дома трудолюбия. Он был построен за сравнительно короткое время и уже в 1896 г. смог дать работу более чем 21 тыс. человек. Подобные дома строились во многих городах России на благотворительные средства различных обществ и частных лиц.

Анализ лиц, содержащихся в домах трудолюбия, свидетельствует о том, что самую большую группу составляли молодые люди 20—30 лет, потерявшие работу по легкомыслию, из-за кутежей и пьянства. За ними следовала группа мужчин от 30 до 50 лет.

Кроме того, практиковались и другие формы оказания социальной помощи общественными организациями и частными лицами: биржи труда, специализированные мастерские для женщин, воскресные профессиональные школы и т. д. В этот период появляются новые принципы социальной помощи, происходила децентрализация социального призрения и обеспечения, индивидуализация помощи, сами люди нацеливались на использование своих внутренних ресурсов для решения собственных проблем.

В России к 1910-1913 гг. действовали многочисленные благотворительные общества, но не было учебных заведений, в которых готовили бы специалистов всех уровней для разветвленной, но пока еще неорганизованной сети общественной и частной благотворительности. За создание школы взялись энтузиасты – преподаватели высших учебных заведений России, в частности, известный специалист по уголовной социологии С. К. Гогель.

Исследователи отмечают, что «...как таковой, школы, которая готовила бы к заведованию домами трудолюбия и другими благотворительными Учреждениями, мы не имелось в Российской империи. Что касается высшей социальной школы, то она почти оформилась в лице образовавшегося уже Юридического факультета Психоневрологического института. Мне (С. К. Гогель ) удалось ввести в учебный план как особую кафедру «Общественное призрение». Если же принять во внимание, что в институте преподавались в широком мере социология, политическая экономия, социальная политика и общественная гигиена, и если иметь в виду, что в числе профессоров числились Е. В. де Роберти, М. М. Коелевский и др., то нарождение социальной школы можно было, пожалуй, считать свершившимся фактом».

Далее для объединения действий, средств и выработки единства целей был создан «Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению », который 8-13 марта 1910 г. в Петербурге провел I Съезд русских деятелей по призрению, наметивший планы координации всех усилий по общественному частному призрению.

Всего участников было 300 человек. Съезд наглядно показал, какое громадное значение имела эта форма общения в целях самообучения и возможности всем пользоваться опытом отдельных лиц и учреждений. Материалы съезда бесплатно распространялись среди земских городских управ.

Весной 1914 года Министерство внутренних дел организовало и провело II Всероссийский съезд по общественному призрению, участники которого – теоретики вопроса и практические работники, отметили ряд достижений и неудач в деле борьбы с бедностью. Начавшаяся в том же году империалистическая война и вслед за ней гражданская оставили эти планы неосуществленными.

Первые мероприятия советского правительства по созданию новой системы социальной помощи (1918-1920 гг

1917 г. открыл новый этап развития системы социальной помощи в России: определяющим субъектом в разработке социальной политики стало государство, взявшее на себя заботу о больных, инвалидах и престарелых, женщинах и детях. Элементом социальной политики государства стала система разнообразных пособий и выплат, призванных обеспечить социальное равенство в стране.

В мае 1917 г. было создано Министерство государственного призрения, преобразованное в октябре 1917 г. в Наркомат государственного призрения России, а в апреле 1918 г. переименовано в Наркомат социального обеспечения Российской Федерации. Первым наркомом была назначена А. Коллонтай.

На базе прежних благотворительных учреждений была создана сеть инвалидных домов, домов престарелых, детские учреждения, дома матери и ребенка, ясли и другие социально-ориентированные государственные учреждения.

Однако не всегда провозглашенные государством цели и задачи соответствовали его материальным возможностям. В октябре 1918 г. был издан Закон, предусматривающий материальное обеспечение трудящихся при временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице, сиротстве и вдовстве. Однако в структуре расходов государственного бюджета доля затрат на социальное обеспечение и страхование составляла лишь 2,5 %.

После Октябрьской революции 1917 года правительство приступило к выполнению основных положений страховой программы, утвержденных на Пражской конференции РСДРС (б). Так, с 1917 по 1922 год было принято около ста декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества.

В 1917 году вышел Декрет «О страховании на случай болезни», Декрет «О бесплатное передаче больничным кассам всех лечебных учреждений предприятия». 7 августа 1918 г. Декретом СНК введено пенсионное обеспечение по инвалидности солдат Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а членов их семей – по случаю потери кормильца.

Эти документы были базой для организации государственной системы социального обеспечения советского типа, которая предназначалась для трудящихся. Положение о социальном обеспечении от 31 октября 1918 года устанавливало для них следующие виды материального обеспечения и услуг: пособия по временной нетрудоспособности; по безработице, по беременности и родам, на рождение ребенка, на погребение, пенсии по инвалидности, медицинскую помощь, протезирование и др.

Россия одна из первых стран мира после Великобритании установила страхование на случай безработицы Положением от 11 декабря 1917 года. Пособия выплачивались до 30-х годов, когда такое явление было ликвидировано.

В 1919 году было отменено внесение взносов на социальное страхование для всех предприятий и учреждений (кроме частных работодателей) и установлен порядок прямого сметного финансирования социального обеспечения. Все ранее существовавшие страховые фонды и кассы были объединены в единый Всероссийский фонд социального обеспечения, но эта система действовала недолго.

Не имели право на государственное социальное обеспечение следующие группы населения:

1) крестьяне (социальное обеспечение крестьян не вошло в государственную систему и осуществлялось за счет организаций крестьянской взаимопомощи, при чем Положение о крестьянских обществах взаимопомощи от 28 сентября 1924 года обязывало предоставлять обеспечение семьям военнослужащих, инвалидам и всем беднейшим гражданам деревни);

2) ремесленники и другие лица, занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью;

3) выходцы их дворянства, буржуазии, духовенства, бывшие государственные чиновники.

Список литературы:

1. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 2001.

2. Городецкая И. Возрождение благотворительности в России. //МЭМО. 1996. № 12; 1997. № 2.

3. Темникова Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества. Калуга, 1996.

4. Основа советской системы социального обеспечения.

5. Процесс формирования советской системы социальной помощи в первые годы советской власти (1918-1920).

6. Судьба благотворительных организаций и учреждений в Советской России и СССР.