Контрольная работа: Государство и гражданское общество 4

Название: Государство и гражданское общество 4
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: контрольная работа

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Гуманитарный университет

Кафедра моделирования и конструирования одежды

Специальность конструирование швейных изделий

Контрольная работа

по дисциплине: Политология

На тему: Государство и гражданское общество

Исполнитель

студент группы ____Панюкова К.И. 2008 г.н. уск______________

Проверил ____ Воторопин А.С._______________________

Екатеринбург 2010


Содержание

Введение ………………………………………………………………………3.

1.Формирование и проблематика гражданского общества………………4

2.Основное содержание понятия " Правовое государство"

и его принципы……………………………………………………………....7

3.Гражданское общество и правовое государство в их

взаимодействии……………………………………………………………...9

4.Правовое государство

и гражданское общество в современной России…………………………12

Заключение…………………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………………….16


Введение

В настоящее время, проблема построения гражданского общества и государства является чрезвычайно важной. Это объясняется тем, что в течение почти века, люди на территории России, а тогда еще СССР жили при режиме, который впору назвать тоталитарным. Как следствие многие права и свободы человека были ущемлены и стали не правами, а обязанностями.

Основная причина такого внимания к государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

Отметим, что правовое государство -- это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений

Следует подчеркнуть, что словосочетание «гражданское общество» условно, так как любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Возможно догосударственное, родовое общество нельзя было назвать гражданским, но тогда и не существовало понятия гражданин, гражданство.1

1 Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. - М.: Зеркало, 1997, стр. 227. .

Формирование и проблематика гражданского общества

Гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность. То есть при наличии гражданского общества, правительство - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр. Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.

Понятие “гражданское общество” очень древнее. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно.

Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей прошлого о гражданском обществе.

Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный суверенитет является высшим по отношению к государству, народ имеет право на свержение абсолютизма.

И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан, гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.

Понятие «гражданское общество», будучи давно известным, оказалось, тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. И если концепция правового общества, выдвинутая в России официально в середине 1980-х годов, все это время активно обсуждалась, то о гражданском обществе заговорили относительно недавно, и главным образом в журнальной периодике .1 Познее появилась новая трактовка понятия "гражданское общество", связанное с именами таких европейских политических мыслителей, как В. Гавел, Дж. Кин и др. Эти авторы ввели понятие "социалистическое гражданское общество". Например, английский политолог Дж. Кин предлагает более широкое представление о гражданском обществе, которое не сводится только к проблеме взаимоотношения между ведущими классами в рамках одной формации. Он выходит на еще более общие, общецивилизационные проблемы. В их числе проблема демократизации общества, соотношения свободы и подчинения индивида обществу, становления нового типа свободы — контролируемой и упорядоченной на основе политического разума. А. Арато, А. Уэйр и их единомышленники сегодня исходят из того, что гражданское общество — структура чрезвычайно сложная, фундамент демократической общественной

1 Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство //Мировая экономика и международные отношения, 1991. N 9 организации.

Гражданское общество — объективная реальность. Государственная власть может деформировать гражданское общество, сковать процесс функционирования его элементов, свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп. Но не в ее силах ликвидировать материальную и духовную жизнь людей, насильственно упразднить социальные группы, основополагающие формы организации человеческой жизни, духовной культуры, наконец, присущую социальным объектам активность. Утверждать противоположное — значит соглашаться с идеалистической догмой о всесилии политики, государства.

Существование гражданского общества, его формирование невозможны без появления новых общественных индивидов — граждан, имеющих равные гражданские права и своеобразные гражданские качества. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, передовым мировоззрением, основанным на демократическом сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан, неукоснительным соблюдением законов и правил общечеловеческого общежития. Такой новый тип личности находится в иных взаимоотношениях с общественными объединениями и институтами. В достаточно развитом гражданском обществе новые общественные индивиды не только не растворяются в коллективах, имеют собственную индивидуальность, но и обладают более высокой духовностью, строят свои взаимоотношения на чисто гражданской основе. Достижение такого положения вещей возможно только при кардинальном изменении психологии и мировоззрения людей, трансформации их экономического и социального статуса.

«Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов. В их числе:

равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;

экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;

существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.» 1 .

Основное содержание понятия " Правовое государство" и его принципы

Становление демократического правового общества меняет подходы во взаимоотношении человека и государства, в юридической регламентации их статусов. Здесь уже личность должна стоять на первом месте, а правовой режим ограничения создаете преимущественно для государства. Отсюда можно сформулировать два главных принципа (две стороны сущности} правового государства: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная сторона); 2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

1 Андреев С.С Политическое управление и политическое руководство//Соц.-полит.науки.1992.№5

Правовое государство характеризуется тем, что в отношении человека создаются условия для его правовой свободы, в основ которых лежит принцип "дозволено все, что не запрещено законом". Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от злоупотреблений политической властью, как реакция на произвол, деспотизм, тиранию. Ведь государство, как и всякий иной социальный институт, может быть использовано в различных целях. Оно может служить отдельным политическим группировкам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах всего общества.. То есть государство способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты - упорядоченность, организованность, безопасность, поиск и обеспечение социального компромисса, гарантированность прав и свобод человека и гражданина и т.п.), но и минусы (негативные последствия - бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, подавление непокорных и т.д.).

В связывании, ограничения правом государства и заключается сущность правового государства.

Принцип наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти может воплощаться в жизнь с использованием определенных способов и средств.

1) Ограничивают государственную власть прежде всего сами права и свободы человека и гражданина. Права человека положены в основу системы "сдержек и противовесов", правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

2) Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. 1

3) Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти 2

4) Способ ограничения политической власти - верховенства закона и его господство в общественной жизни.

5) Взаимная ответственность государства и личности - еще один способ ограничения политической власти. 3

Правовое государство должно не только выработать систему правовых ограничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств. Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

Таким образом, правовое государство - это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

Гражданское общество и правовое государство в их взаимодействии

Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и

развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во

1Варианте А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988. С. 6. 2Федерализм и демократия // Государство и право. 1992. № 4. С. 143.

3 КудрявневВ.Н., Лукашева Е. А. На пути к социалистческому правовому государству// Пульс реформ. М., 1989. С. 26

многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов.

Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество как бы погружены в обволакивающее их "глобальное человеческое общество" в самом широком смысле этого слова.

Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает условия для его нормального функционирования и развития. В таком взаимодействии содержится гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества. Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В целом гражданское общество как область частной жизнедеятельности сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.

«Гражданское общество и правовое государство – это две стороны одной медали»1 , а значит, безусловно предполагают дуг друга

1 Ильин М. Коваль В. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство//Полис.- 1992-№1-2.

Правовое государство

и гражданское общество в современной России .

Гражданское общество имеет сложную структуру. Оно охватывает экономические сферы и институты (частная собственность, свободный труд, предпринимательство), организацию и деятельность общественных союзов, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных общин и т.п., сферу образования, воспитания, науки и культуры, семью - первичную естественную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации.

Рынок в гражданском обществе действует как саморегулирующаяся система, но государство участвует в сглаживании и совершенствовании этой системы. Оно должно создавать баланс между конкурирующими субъектами. Государство - мощный фактор формирования и поддержания рыночной сферы, хозяйственной деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Предпринимательская деятельность была легализована в нашей стране Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г. В настоящее время предпринимательская деятельность регулируется Гражданским кодексом РФ.

В экономике конкуренция, наряду с частной собственностью и свободой предпринимательской деятельности, является одним из главных двигателей хозяйственного развития и научно-технического прогресса. Согласно ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется поддержка конкуренции, но государство обязано не только провозгласить эти права, а и обеспечить условия для практической реализации свободы экономической деятельности. Однако, учитывая, что свобода не может быть абсолютной, рамки ее осуществления должны быть четко обозначены. Правовые предпосылки для их установления также предусмотрены Конституцией РФ, исходящей из того, что определенные действия хозяйствующих субъектов на законном основании могут ограничиваться в целях защиты интересов других предпринимателей и всего общества (ч. 3 ст. 55). Поскольку в отношении предпринимательской деятельности действует общедозволительный правовой режим регулирования (дозволено все, кроме прямо запрещенного законом), то и пределы устанавливаются в виде ограничений, обязанностей и запретов.

Конституция РФ 1993 г. четко сформулировала права человека в сфере труда применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства и вследствие этого как раньше единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

Церковь, если она отделена от государства, является элементом гражданского общества. В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.Особенности режима взаимоотношения государства и церкви заключаются в следующем:

1. Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии.

2. Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если нет нарушения закона).

3. Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной. в том числе финансовой поддержки.

4. Церковь не выполняет каких-либо государственных функций.

Семья - еще один важнейший институт, играющий ключевую роль в гражданском обществе прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек "без роду, без племени" вообще не мог существовать, через большую семью, вмещавшую под одной крышей несколько поколений, к нуклеарной, "ядерной" семье, состоящей только из родителей и детей. Нужны новые пути выхода из кризиса общества вообще и семьи в частности. Особую роль в этом процессе должно сыграть право как наиболее эффективный регулятор общественных отношений.

К числу общепризнанных норм международного права относится положение о необходимости защиты семьи со стороны общества и государства. Пункт 3 ст. 16 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства". Конституция России также закрепляет этот принцип в п. 1 ст. 38: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства". В п. 2 ст. 7 Конституции подчеркивается, что в Российской Федерации "обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан".

И, наконец, особое место в структуре гражданского общества занимают общественные объединения. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять, защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни.

Тем не менее несмотря на то,что по Конституции РФ Россия является правовым государством, однако на практике этот принцип воплощён далеко не полностью. В рейтинге верховенства права Мирового банка Россия находится на уровне Нигера и Того (заметно уступая Мали, Танзании и Габону, но выше Нигерии и Гвинеи), причём в последние годы этот показатель падал1 . В соответствии с другими международными рейтингами, оценка независимости судебной системы и эффективности правовой защиты у России ниже, чем у большинства среднеразвитых стран (ниже Пакистана, Египта, Китая, Индонезии, Мексики и др.; из среднеразвитых стран схожий рейтинг имеют только Аргентина, Перу и Венесуэла)2

1 http://info.worldbank.org/governance/wgi/sc_country.asp

2 http://www.calpers.ca.gov/eip-docs/about/board-cal-agenda/agendas/invest/200702/item07b-01.pdf

Заключение

В России гражданское общество родилось не сегодня, его институты не были «импортированы» из-за рубежа, его истоки уходят в далекое прошлое, прослеживаясь в сельском и городском самоуправлении, элементах сословного представительства и др. Относительно зрелые формы гражданского общества в его современном понимании появились в России в пореформенную эпоху к концу XIX века. Кардинальные политические, экономические и социальные изменения в конце XX века открыли беспрецедентные для нашей страны возможности свободной самоорганизации. Основная черта нынешнего периода развития гражданского общества - активное освоение этих возможностей. Этот процесс находится на одной из начальных стадий, идет неравномерно, зачастую противоречиво, тем не менее, он несомненно приобрел поступательный характер.

Начало ХХI века характеризуется расширением поля гражданских организаций и инициатив, развитием сотрудничества и позитивной конкуренции среди некоммерческих организаций. Как следствие этих процессов - возрастание интереса к изучению, осмыслению и обмену опытом социальных изменений между участниками гражданского общества. Это расширяет возможности для диалога, создает условия для передачи технологий работы и их эффективного использования.

Должно расти «свободное предпринимательство» в сфере общественной деятельности, когда творческая энергия граждан на благо общества будет органическим образом аккумулироваться из нужд и интересов локальных сообществ. Именно на этом уровне находится наиболее перспективная линия для прирастания гражданской активности в России.

Список литературы

1.Андреев С.С Политическое управление и политическое руководство//Соц.-полит.науки.1992.№5

2.Варианте А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988. С. 6. 2Федерализм и демократия // Государство и право. 1992. № 4. С. 143.

3 Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство //Мировая экономика и международные отношения, 1991. N 9 организации.

4. Ильин М. Коваль В. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство//Полис.- 1992-№1-2.

5. КудрявневВ.Н., Лукашева Е. А. На пути к социалистческому правовому государству// Пульс реформ. М., 1989. С. 26

6. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. - М.: Зеркало, 1997, стр. 227

7.http://info.worldbank.org/governance/wgi/sc_country.asp

http://www.calpers.ca.gov/eip-docs/about/board-cal-agenda/agendas/invest/200702/item07b-01.pdf