Реферат: Административная и судебная жалоба

Название: Административная и судебная жалоба
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Содержание:

1. Введение…………………………………………………………………………….2

2. Административная жалоба………………………………………………………...3

2.1. Понятие и виды административной жалобы………………………………….3

2.2. Особенности общей административной жалобы……………………………..4

2.3. Особенности специальной административной жалобы……………………...6

3. Судебная жалоба…………………………………………………………………...9

3.1. Понятие судебной жалобы……………………………………………………..9

3.2. Особенности судебной жалобы………………………………………………10

3.3. Сроки обращения в суд………………………………………………………..11

4. Заключение………………………………………………………………………..12

5. Список используемой литературы……………………………………………….13

1. Введение.

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина, что регламентируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, принятыми и признанные в Российской Федерации. Соответственно государство выступает гарантом этого права. Оно его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации. Государство устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями. Это право становится регулируемым законом, юридическим правом.

Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан – необходимое условие становления правового государства. Административному праву принадлежит важная роль в защите прав и интересов граждан.

Одним из способов защиты прав и интересов гражданина является жалоба. Порядок подачи жалоб, их рассмотрения, а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших права и свободы граждан – определяются современным законодательством.

Выделяют два основных вида жалобы: административная и судебная. В данной контрольной работе будут подробно рассмотрены именно эти виды жабы. Главная задача, найти отличии и сходства административной и судебной жалобы, определить сферу применения каждой.

В теории права термин «жалоба» относится к категории «обращения граждан»: «Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления»[1] . Законодатель определяет жалобу как просьбу гражданина о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод: «Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц»[2] .

2. Административная жалоба.

2.1. Понятие и виды административной жалобы.

Жалоба - это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы.

Специфической чертой права жалобы является то, что данное право определяет адресаты, т.е. называет органы государства и должностных лиц, куда и кому жалобы могут быть поданы. Каждый такой адресат образует канал обжалования. По российскому законодательству круг органов, учреждений и должностных лиц, куда можно обращаться с жалобой, достаточно широк. Это - вышестоящие органы исполнительной власти, органы прокуратуры, судебные органы, общественные объединения, их должностные лица. С этой стороны закон не ограничивает подателя жалобы и предоставляет ему широкие возможности. Но в целом можно выделить два основных канала обжалования незаконных действий администрации: жалоба может подаваться в вышестоящие органы исполнительной власти и судебные органы. Эти два канала определяют два основных вида жалоб: 1) административные жалобы и 2) административные иски (жалобы - иски).

Административная жалоба - это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган. Данная жалоба представляет собой единое понятие, но имеющее две стороны. Материально-правовая сторона жалобы заключается в ее основном элементе - в притязании потерпевшего гражданина к виновному должностному лицу. Это притязание опирается на субъективное материальное право, которое может существовать и без жалобы, если должностное лицо не нарушает прав гражданина. Но если право нарушено и потерпевший обращается с жалобой в административный орган, то предполагается, что его притязание к администрации обосновано, и данное предположение проверяется административным органом. Для этого гражданин обязан подать жалобу, т.е. предъявить требование к органу управления о защите права, - в этом состоит ее процессуальная сторона.

Административная жалоба - не исковое обращение. Она направляется не в судебный орган. Кроме того, само притязание в административной жалобе выступает в смягченной форме, скорее в форме просьбы. Данная жалоба представляет собой форму, в которую облекается требование - просьба к административному органу о правовой защите субъективного права в области государственного управления. Говорить о полном отсутствии искового элемента в административной жалобе было бы неверно. Но исковой элемент здесь присутствует в рудиментарном, неразвернутом виде. Этим административная жалоба отличается от жалобы-иска, с которой гражданин обращается в судебный орган.

Иначе говоря, административная жалоба не несет судебный характер и рассматривается во внесудебном порядке в административном процессе.

Административная жалоба бывает общая и специальная, при этом специальная дополняет право на общую жалобу и рассматривается КоАП РФ, Таможенным кодексом РФ, дисциплинарными уставами.

2.2. Особенности общей административной жалобы.

Право на общую жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный гражданин может подать по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействия работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предметом жалобы могут быть не только не законные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. А также предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов. Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентный орган вполне правомерны.

И так, стоит четко выделить особенности общей административной жалобы:

· не ограничено по содержанию право на жалобу (могут быть обжалованы аморальные, незаконные действия государственных органов);

· по форме жалоба может быть письменной, индивидуальной, коллективной (устные жалобы принимаются при личном приеме граждан)[3] ;

· запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, на действие которого подана жалоба[4] ;

· срок рассмотрения жалобы 30 дней со дня регистрации письменного обращения (допустимо продление срока не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина)[5] ;

· жалоба подлежит обязательной регистрации в течении 3 дней с момента поступления в государственный орган;

· жалоба должна быть подписана[6] ;

· если нет ФИО и обратного адреса, то ответ не дается;

· предусматриваются случаи возврата жалобы – когда обжалуются судебные решения, при этом разъясняется порядок обжалования судебного решения[7] ;

· если жалоба содержит нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы должностному лицу, то государственный орган вправе оставить жалобу без ответа по существу и сообщить гражданину о недопустимости злоупотребления правом;

· если текст жалобы не поддаётся прочтению – ответ не даётся;

· допускается прекращение переписки с гражданином в случае, если в жалобе содержится вопрос, на который уже давался ответ, таким образом, руководитель может решить о безосновательности переписки по данному вопросу;

· предусматривается ответственность за нарушение закона – гражданин имеет право на возмещение убытков, компенсацию морального вреда по решению суда[8] ;

· если гражданин сообщил ложные сведения, то расходы, связанные с рассмотрением данного дела, возлагаются на гражданина по решению суда.

Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию. Также, очень широки возможности для обжалования и с точки зрения формы их реализации. Однако, существует ряд вполне оправданных ограничений для лиц, использующих право на общую административную жалобу. Такие ограничения содержатся в Федеральном Законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

2.3. Особенности специальной административной жалобы.

Право на специальную административную жалобу чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.

В их числе жалобы:

1. на действия и бездействия таможенных органов, подача и рассмотрение которых регулируется ст. 404–415 Таможенного кодекса РФ;

2. на акты налоговых органов, подача и рассмотрение которых регулируется ст. 137–141 Налогового кодекса;

3. связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;

4. рассматриваемые в порядке производства по делам об административных правонарушениях;

5. направляемые Уполномоченному по правам человека Российской Федерации и уполномоченному по правам человека субъекта Федерации;

6. вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, регулируемых федеральным законодательством, их уставами и положениями;

7. иные жалобы, в отношении которых законодательством установлен специальный порядок рассмотрения.

Специальные жалобы обладают своим рядом особенностей:

· наличие специальных норм, регулирующих основания и порядок работы с ними;

· специальные основания для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т. д.), прямо названные в законе;

· четкое определение субъектов жалобы, признание таковыми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;

· четкое определение письменной формы и адресатов жалобы (например, ст. 267 КоАП РСФСР, ст. 411 ТК РФ);

· специальные сроки подачи жалоб;

· особенности в производстве по конкретным видам жалоб.

Сопоставление общей административной жалобы и специальной, предусмотренной КоАП РСФСР, позволяет выявить их отличия. Во-первых, такая специальная жалоба может быть подана только лицом, привлеченным к ответственности, потерпевшим или от их имени адвокатом (ст. 250, 266 КоАП РСФСР), а общая жалоба – каждым гражданином. Во-вторых, специальная жалоба данного вида должна быть письменной, а для общей жалобы форма не установлена. В-третьих, адресатами, специальной административной жалобы выступают вышестоящий орган, круг же адресатов общих жалоб значительно шире. В-четвертых, специальная жалоба должна быть направлена адресату в определенный срок (десять дней) со дня вынесения постановления, а для общей сроки не определены. В-пятых, подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания (ст. 270 КоАП РСФСР), обращение же с общей жалобой таких последствий не влечет.

Еще одним примером специальной жалобы может служить жалоба, которая подается в соответствии со ст. 137–142 Налогового кодекса РФ. На действие, бездействие налогового органа жалоба подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Но если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Такое решение принимается руководителем налогового органа, издавшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Из приведенных примеров видно, что право на специальную административную жалобу намного уже права на общую. Установление специального обжалования преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки рассматривать дела, усилить защиту прав граждан. В самом деле, такие обращения адресуются органам, уполномоченным принимать решения по существу. Закрепление кратких сроков обжалования призвано побудить граждан действовать более оперативно, к тому же в ряде случаев установлены более краткие сроки рассмотрения специальных жалоб, и действие обжалуемого акта может быть приостановлено.

3. Судебная жалоба.

3.1. Понятие и виды судебной жалобы.

Второй вид жалоб, который необходимо осветить в данной контрольной работе, являются судебные жалобы. Судебные, значит, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского или конституционного судопроизводства. Иначе говоря, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. К этому типу жалоб относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.

Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название – судебная жалоба – является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:

1. на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции;

2. по делам частного обвинения;

3. кассационные;

4. надзорные.

Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, и результат рассмотрения которых – акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.

Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он – сторона, равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.

Рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти – это административная юстиция или правосудие по административным делам.

В настоящее время нужно различать два варианта судебного обжалования: по общему праву и на основе специальных норм. Соответственно есть общие и специальные судебные жалобы.

3.2. Особенности судебной жалобы.

Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции регламентируется Законом РФ от 27.04.93 Г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в редакции Закона от 14.12.95 № 197-ФЗ).

В соответствии с законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

· нарушены права и свободы гражданина;

· созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

· незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме тех, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в районный суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Административную жалобу обязаны рассмотреть в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

По закону судебная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика (органа, объединения, должностного лица, государственного служащего). Закон предусматривает рассмотрение жалобы одним из двух судов по выбору заинтересованного лица. Следует отметить, что под местом нахождения ответчика подразумевается не место жительства последнего, а место его работы, службы во время совершения обжалуемого действия.

В таком же порядке военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Закон не предъявляет каких-либо требований к форме и содержанию жалобы на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан. Пленум Верховного Суда РФ в п.12 Постановления от 21.12.93 г. № 10 обратил внимание судов на необходимость оформления жалоб в соответствии с правилами ст.126, 127 ГПК. По смыслу п.4 ст.126 ГПК в жалобе, в частности, должно быть указано:

· какие именно права и свободы гражданина нарушены обжалуемыми действиями;

· обращался ли заявитель с аналогичной жалобой в вышестоящий в порядке подчиненности орган (к должностному лицу) и, если обращался, то получен ли им ответ.

Жалоба подается в суд с копиями по числу лиц, действия (решения) которых обжалуются, и оплачивается государственной пошлиной в размере установленным Законом о государственной пошлине на день ее уплаты.

3.3. Сроки обращения в суд.

Для обращения в суд установлены определенные сроки, т.е. для подачи судебной жалобы существуют разумные сроки:

· три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

· один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы, или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Так как пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом, недопустим отказ в принятии жалобы по мотиву пропуска заявителем введенного законом срока для обращения в суд, даже если жалоба не содержит просьбы о восстановлении срока.

Верховный Суд признал, что обращение в суд с заявлением о признании недействительным нормативного правового акта не ограничено сроком, в течение которого этот акт может быть оспорен. "Нормативные правовые акты, которые сроком действия во времени не ограничены и рассчитаны на неоднократное их применение, в каждом случае затрагивают права и свободы неопределенного круга субъектов общественных отношений, регулируемых этими актами. Поскольку незаконным нормативным актом гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица нарушаются в течение всего периода действия данного акта, то срок для обращения с жалобой в суд не может исчисляться со дня вступления акта в силу. Такой акт может быть оспорен в любое время его действия как в целях предотвращения негативных последствий в будущем, так и для пресечения длящегося нарушения гражданских прав".

4. Заключение.

Жалобы – это обращения граждан с требованиями восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов либо должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или законных интересов.

В данной контрольной работе был освещен вопрос административной и судебной жалобы. Как выяснилось, жалобы в целом делятся на два основных вида: административные и судебные. Данные понятия необходимо различать, в связи с чем, рассмотрены основные их особенности.

На сегодняшний день видно, насколько широко представлена возможность использования жалобы в целях защиты прав, свобод и интересов граждан, основываясь не только на Конституции РФ, но и на вновь принятых законах и постановлениях.

Однако, стоит отметить, что к сожалению, реальная защищенность граждан зависит не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций. Резкий рост экономических и насильственных правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин значительно ослабили реальную защищенность прав граждан. Сейчас их недостаточно защищают суды, милиция, органы исполнительной власти часто не принимают необходимых мер по их жалобам. Юридические механизмы правозащитной деятельности по экономическим, организационным и иным причинам в полной мере не используются. Чтобы фактически усилить защиту прав граждан, предстоит сделать еще очень много.

5. Список используемой литературы:

1. Административное право: Алехин А.П.- М., 2005;

2. Административное право: Попов Л.Л.- М., 2006;

3. Конституция Российской Федерации;

4. Кодекс об Административных правонарушениях РФ;

5. Гражданский кодекс РФ;

6. Налоговый кодекс РФ;

7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

8. Федеральный Закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и др.


[1] ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

[2] ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

[3] Ст.13 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

[4] Ст.8 ч. 6 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

[5] Ст.12 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

[6] Ст.11 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

[7] Ст.11 ч. 2 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

[8] Ст.15,16 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"