Контрольная работа: Статистические показатели коммерческой статистики

Название: Статистические показатели коммерческой статистики
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: контрольная работа

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ФИЛИАЛ ИНСТИТУТА КОММЕРЦИИ И ПРАВА

Кафедра «Экономика и управление»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Решение задач по курсу коммерческой статистики

студента 3 курса заочного отделения

Группы 304-Ф

Конюхович Галины

Тольятти 2010


Задача 1.

Известны данные, характеризующие конъюнктуру рынка отдельного товара.

Период

(месяц)

Цена, руб.,

Ч 1,N *

Объём продаж, ед. Ч 1,1N *

Товарные запасы, ед. Ч 0,9N *

1

210*1,8=

378

124*1,18=

146

38*0,98=

37

2

226*1,8=

407

108*1,18=

127

46*0,98=

45

3

214*1,8=

385

106*1,18=

125

52*0,98=

51

4

238*1,8=

428

118*1,18=

139

50*0,98=

49

5

228*1,8=

410

96*1,18=

113

34*0,98=

33

6

216*1,8=

389

130*1,18=

153

30*0,98=

29

7

208*1,8=

374

114*1,18=

135

24*0,98=

24

8

196*1,8=

353

136*1,18=

160

28*0,98=

27

9

182*1,8=

328

148*1,18=

175

42*0,98=

41

10

194*1,8=

349

156*1,18=

184

38*0,98=

37

11

210*1,8=

378

130*1,18=

153

46*0,98=

45

12

218*1,8=

392

118*1,18=

139

40*0,98=

39

* Запись означает, что приведённые в таблице исходные данные следует умножить на указанное число, где N – последняя цифра номера зачетной книжки, т. е. на 1,0; 1,1; 1,2 и т.д., на 1,10; 1,11; 1,12 и т.д., на 0,90; 0,91; 0,92 и т.д. При необходимости данные следует округлять до целого числа.

1. Построить графики объема продаж, цены, товарных запасов по периодам.

2. Сделать предварительное заключение о состоянии рынка (рост спроса, падение спроса) и его возможных причинах.

3. Привести определение понятий: рынок товаров, статистика рынка товаров, продавец, покупатель, колеблемость рынка, конъюнктура рынка, покупательский спрос, предложение товаров, индексы деловой активности, коэффициент аппроксимации, коэффициент эластичности.


1.


Графики объема продаж, цены, товарных запасов по периодам

Заключение о состоянии рынка

В течение первых семи периодов спрос (объем продаж падал), скорее всего это связано с повышением цены, которая до мая возрастала, а потом начала снижаться. В мае так же видим скачек спроса, но уже в июне падение, далее до десятого периода динамичный рост.

Рынок товаров — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Статистика рынка товаров - изучает рынок, процесс движения товаров в экономическом и географическом пространстве, их обмен на деньги по ценам, складывающимся в определенный период.

Продавец за соответствующее вознаграждение передаёт покупателю товар или услугу.

Покупатель физическое или юридическое лицо, которое покупает, делает покупку.

Колеблемость рынка в значительной мере является проявлением его стихийности, хотя и ограниченной в определенных пределах маркетингом. Считается, что она заложена в рыночный механизм.

Конъюнктура рынка – сложившаяся ситуация на рынке.

Покупательский спрос - отражение потребностей потребителей в том или ином товаре, работе, услуге, сопоставимости желания и возможности приобрести данный товар, работу, услугу.

Предложение товаров - это количество товара, которое хотят и могут 'предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

Индексы деловой активности - это ежемесячный опрос представителей делового сообщества с целью оценки делового климата в стране и основных факторов, влияющих на него.

Коэффициент аппроксимации показывает среднюю колеблемость закупок по отношению к тренду закупок клиента в процентах.

Коэффициент эластичности - показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит.

Задача 2.

По исходным данным задачи №1:

1. Определить темпы роста товарооборота, объема продаж, цены, товарных запросов. Построить график изменения указанных темпов роста. Рассчитать средние темпы роста указанных показателей, сделать заключение о тенденциях изменения индикаторов конъюнктуры.

2. Найти аналитическое уравнение тренда индикаторов конъюнктуры (варианты 0-4 Цена, варианты 5-9 Товарные запасы) в форме линейной зависимости. Нанести линию тренда на соответствующий график (см. задачу №1).

3. Привести определения понятий: прогнозирование спроса, тенденции рынка, тренд, трендовая модель спроса, экстраполяция спроса.

1. Темпы роста объема продаж, цены, товарных запасов по периодам.

Период

(месяц)

Темп роста цены, в %

Темп роста объёма продаж, в %

Темп роста товарных запасов, в %

1

-7,1

14,8

-17,4

2

5,6

1,9

-11,5

3

-10,1

-10,2

4,0

4

4,4

22,9

47,1

5

5,6

-26,2

13,3

6

3,8

14,0

25,0

7

6,1

-16,2

-14,3

8

7,7

-8,1

-33,3

9

-6,2

-5,1

10,5

10

-7,6

20,0

-17,4

11

-3,7

10,2

15,0

12

Средний темп роста цены: -0,1 %;

Средний темп роста объема продаж: 1,6 %;

Средний темп роста товарных запасов: 1,9 %.

Заключение о тенденциях изменения индикаторов конъюнктуры: чем выше темп роста цены, тем более снижается темп роста объема продаж и соответственно увеличиваются товарные запасы. Снижение цены приводит к обратной реакции – спрос повышается.

Прогнозирование спроса - исследование будущего (возможного) спроса на товары и услуги в целях лучшего обоснования соответствующих производственных планов.

Тенденции рынка - основное направление в движении и развитии цен на рынке; кратковременные колебания цен при этом игнорируются.

Тренд - общая тенденция при разнонаправленном движении, выраженная общая направленность изменений показателей любого временного ряда.

Трендовая модель спроса - представляют собой уравнения, в которых главный фактор - время.

Экстраполяция спроса широко применяется в экономических прогнозах будущего спроса, а также рыночной стоимости товаров и услуг, курсов ценных бумаг и т. д.

Задача 3.

По исходным данным задачи №1:

1.Рассчитать индексы сезонности (варианты 0-4 Цена, варианты 5-9 Товарные запасы), коэффициент сезонности.

2.Построить график сезонной волны.

3. Сделать заключение о проявлении сезонности в динамике индикаторов конъюнктуры.

4. Привести определение понятий: цикличность рынка, сезонность рынка.




Период

(месяц)

Товарные запасы, ед.

Условные номера периодов

Индексы сезонности, %

1

37

-6

-222

39,04

96,86

2

45,08

-5

-225,4

38,9

118,01

3

50,96

-4

-203,84

38,76

133,40

4

49

-3

-147

38,62

128,27

5

33,32

-2

-66,64

38,48

87,23

6

29,4

-1

-29,4

38,34

76,96

7

23,52

1

23,52

38,06

61,57

8

27,44

2

54,88

37,92

71,83

9

41,16

3

123,48

37,78

107,75

10

37,24

4

148,96

37,64

97,49

11

45,08

5

225,4

37,5

118,01

12

39,2

6

235,2

37,36

102,62

Итого

458,4

-82,84

Заключение о проявлении сезонности в динамике индикаторов конъюнктуры: видим, что с марта по сентябрь спрос на данный вид товаров увеличивается, так как величина товарных запасов падает. Цикличность рынка подразумевает действие данных психологических и фундаментальных причин с определенной периодичностью.

Сезонность рынка – изменение (повышение или понижение) спроса на товар в определенный период времени.

Задача 4.

Известны данные о цене и объёме продаж товаров одной товарной группы.

Наименование товара

Цена,. руб.

Количество, шт

1 период

Ч 1,N *

2 период

Ч 1,1N *

1 период

Ч 1,1N *

2 период

Ч 0,9N *

Л

320*1,8=

576

365*1,18=

430,7

630*1,18=

743

680*0,98=

666

М

460*1,8=

828

448*1,18=

528,64

920*1,18=

1086

1200*0,98=

1176

Н

280*1,8=

504

346*1,18=

408,28

840*1,18=

991

610*0,98=

598

* см. пояснение к задаче 1.

1. Рассчитать агрегатные индексы средних цен на товары в форме Пааше; Ласпейреса; Эджворта-Маршалла; «идеального» индекса Фишера.

2. Сделать заключение о динамике цен за указанные периоды.

3. Привести определение понятий: уровень цен, средняя цена, индекс цен, инфляция.

Индивидуальные индексы могут быть рассчитаны по формуле:

= , где

,– цена i – го товара в отчетном и базисном периодах.

Агрегатный индекс цен в форме Ласпейреса

;;

Агрегатный индекс цен в форме Пааше

, где

Qi 1 , Qi 0 – количество проданного i – го товара в отчетном и базисном периодах.

;;

Индекс цены Фишера рассчитывается как средняя геометрическая величина. Он не имеет экономического смысла, но позволяет сгладить недостатки индексов цен Ласпейреса и Пааше.

;;

Заключение о динамике цен в указанные периоды: видим, что цены в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличены.

Уровень цен – средневзвешенная цена товаров и услуг, продаваемых в данной стране.

Средняя цена – цена, определяемая путем деления общего объема выручки за проданный товар на количество единиц проданного товара

Индекс цен – рассчитывается как отношение цены текущего периода к цене периода, принятого за базу сравнения.

Инфляция – процесс уменьшения стоимости денег, в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объём товаров и услуг.

Задача 5.

Имеются следующие данные о поставках товаров согласно договору и фактических поставках.

Наименование товара

Количество поставленного товара, шт.

Цена, руб.

По договору

Ч 1,1N *

Фактически

Ч 1,1N *

По договору

Ч 1,1N *

Фактически

Ч 0,9N *

Л

1300*1,18=1534

1420*1,18=1676

128*1,18=151

152*0,98=149

М

2200*1,18=2596

2000*1,18=2360

140*1,18=165

190*0,98=186

Н

900*1,18=1062

980*1,18=1156

218*1,18=257

240*0,98=235

* см. пояснение к задаче 1.

Определить:

1. Относительный уровень и абсолютный размер соответствия поставки договорным условиям, в том числе последствие количественного и ценностного факторов, а также ассортиментных сдвигов. Сделать выводы.

2. Привести определение понятий: товар, товар-представитель, услуга, товарооборот, товарооборот валовой, товарооборот розничный, товародвижение, коэффициент звенности товародвижения, дистрибъютор.

Абсолютное отклонение фактического объема от договорного объема:

Индекс соответствия и абсолютное отклонение стоимости поставки:

, где

PФ , PG – цена фактическая и по договору;

QФ , QG – количество j – го товара фактически и по договору.

=

Индекс влияния ценностного товара на стоимость поставки

=

Индекс влияния ассортиментных сдвигов на стоимость поставки


= ,

где

; - удельные веса (доли) ассортиментного вида товара в общем объеме поставки – фактически и по договору.

Индекс влияния количества физического объема товара на стоимость поставки

;

=

Между индексами и отклонениями соблюдаются соотношения:

(мультипликативная модель);

= 1,03*1,01*1=1,04

Вывод: Индекс соответствия и абсолютное отклонение стоимости поставки выражает соблюдение условий поставки товара по стоимости, который составил: 103 %, что означает перевыполнение договорных обязательств. Индекс цен на товары фактических по сравнению с договорными, характеризует влияние ценностного фактора на соблюдение условий договора по стоимости, составил: 102,2 %

Товар – это продукт, произведение труда, которое выставляется на продажу.

Товар-представитель – конкретная марка, артикул или малая товарная группа, в основе которой общность потребительского назначения

Услуга – это продукт труда, произведённый для обмена и способный удовлетворить человеческие потребности.

Товарооборот – экономический показатель отражающий совокупную стоимость продаж.

Товарооборот валовой – финансовый показатель всех продаж в сфере товарного обращения, равный сумме оптового и розничного товарооборота.

Товарооборот розничный – объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.

Товародвижение – процесс движения товара от производителя через экспортера, импортера, оптового покупателя в розничную торговлю к покупателю.

Коэффициент звенности товародвижения – среднее число торговых звеньев, которые проходит товарная масса при движении от производителя к конечному потребителю товаров.

Дистрибъютор - оптовая организация, осуществляющая продажу товаров, приобретаемых по договору с определенным производителем на долгосрочной основе.

Задача 6.

Имеются следующие данные о поставках товара в 1-3 кварталах.

Месяц

Поставка, шт.

По договору Ч 1,N *

Фактически Ч 1,N *

январь

320*1,8=

576

280*1,8=

504

февраль

320*1,8=

576

290*1,8=

522

март

360*1,8=

648

430*1,8=

774

апрель

350*1,8=

630

320*1,8=

576

май

330*1,8=

594

360*1,8=

648

июнь

340*1,8=

612

340*1,8=

612

июль

340*1,8=

612

310*1,8=

558

август

310*1,8=

558

310*1,8=

558

сентябрь

330*1,8=

594

360*1,8=

648

ИТОГО

5400

5400

* см. пояснение к задаче 1.

1. Построить график поставки товара согласно договору и фактической поставки в % (принять среднемесячный уровень по договору за 100%).

2. Оценить равномерность поставки (с помощью коэффициента равномерности (вариации)). Сделать вывод.

3. Оценить ритмичность поставки (с помощью коэффициента аритмичности). Сделать вывод.

4. Привести определение понятий: отгрузка, сбыт, коэффициент равномерности поставки, коэффициент аритмичности поставки.

По договору, %

Фактически, %

96

84

96

87

108

129

105

96

99

108

102

102

102

93

93

93

99

108

Коэффициент равномерности р:

р = ,

где

- коэффициент вариации;

- средний размер поставки за период;

n – число периодов;

– размер поставки в i – ом интервале времени;


;

=

р =

Коэффициент равномерности составляет 98,92 %, что говорит о равномерной поставке товаров потребителю.

Для количественной оценки ритмичности может быть использован показатель (коэффициент) аритмичности

,

где

ПФ , ПД – поставка фактически и по договору за i- й интервал времени.

Отгрузка – это факт передачи товара конечному покупателю или транспортной компании для доставки в другое место.

Сбыт – продажа готовой продукции на рынок, потребителю.

Коэффициент равномерности поставки – вычисляется как %-е отношение среднеквадратического отклонения поставка от среднего уровня поставки.

Коэффициент аритмичности поставки- показатель, характеризующий степень отклонения фактической поставки от договорных размеров по согласованным периодам поставки.

Задача 7.

Имеются следующие данные о товарообороте фирмы в базисном и текущем периодах.

Товары

Товарооборот, тыс. руб.

Базисного периода

Ч 1,N *

Текущего периода

Ч 1,1N *

Л

1250*1,8=2250

1840*1,18=2171

М

800*1,8=1440

920*1,18=1086

Н

600*1,8=1080

460*1,18=543

* см. пояснение к задаче 1.

1. Дать оценку изменения товарной структуры товарооборота (с помощью коэффициента структурных сдвигов и коэффициента интенсивности структурных сдвигов). Сделать выводы.

2. Привести определение понятий: товарная структура товарооборота.

Коэффициент структурных сдвигов позволяет оценить изменения в товарной структуре товарооборота

, где

d1 , d0 – удельный вес доли товарных групп в структуре товарооборота в текущем и базисном периодах;

n – число товарных групп.

Мерой интенсивности структурных сдвигов является коэффициент интенсивности структурных сдвигов

, где

- средний размер доли (удельного веса) товарной группы.

.

Товарная структура товарооборота - соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах.

Задача 8.

Имеются следующие данные о товарообороте и товарных запасах в июне.

Наименование товара

Объём товарооборота, тыс. руб.

Ч 1,1N *

Товарные запасы на 01.07, тыс. руб.

Ч 1,N *

Оптимальный размер товарных запасов в днях

Л

620*1,18=731,6

80*1,8=144

5

М

460*1,18=542,8

70*1,8=126

6

Н

920*1,18=1085,6

260*1,8=468

7

* см. пояснение к задаче 1.

1. Определить обеспеченность товарооборота в июле товарными запасами в днях, а также отклонения фактических запасов от оптимальных в днях. Сделать вывод.

2. Привести определение понятий: товарный запас, средние товарные запасы, запасоемкость, товарооборачиваемость, скорость товарного обращения.

Наиболее часто применяется показатель товарных запасов i-го товара в днях оборота:

, где

- обеспеченность товарооборота i-го товара;

- товарные запасы i-го товара ;

- однодневный товарооборот;

- объем товарооборота i-го товара;

t – число дней в периоде.

Средняя обеспеченность товарооборота товарными запасами может быть рассчитаны по формуле средней арифметической взвешенной

;;

;;

Обеспеченность товарооборота в июле товарными запасами в днях составляет: товар Л – 1 день, товар М – 1 день, товар Н – 3 дня, что следует оценить положительно.


Средняя обеспеченность товарооборота товарными запасами составляет 268,07 т.р.

Товарный запас – масса товаров, находящихся в обращении, в процессе движения из сферы производства к потребителю

Средние товарные запасы – вычисляются по средней арифметической.

Запасоемкость – показатель, отражающий отношение величины запасов товарно-материальных ценностей к объему реализации продукции, работ и услуг в масштабе конкретного предприятия, фирмы, отрасли.

Товарооборачиваемость - время обращения среднего товарного запаса за определенный период.

Скорость товарного обращения - скорость товарооборота находится в зависимости от продолжительности исследуемого периода.

Задача 9. Имеются следующие данные о размерах чистого товарооборота фирмы и сумме издержек обращения.

Показатель

Базисный период

Ч 1,N *

Текущий период

Ч 1,1N *

Чистый товарооборот,

тыс. руб.

5600*1,8=10080

7200*1,18=8496

Сумма издержек обращения, тыс. руб.

240*1,8=432

290*1,18=342

* см. пояснение к задаче 1.

1. Определить:

a. уровень издержек обращения в базисном и текущем периодах;

b. изменение суммы издержек обращения за счёт факторов товарооборота и уровня издержек обращения.

Сделать выводы.

2. Привести определение понятий: издержки обращения, уровень издержек обращения, переменные издержки обращения, условно-постоянные издержки обращения, фондоотдача, фондовооруженность.

Основным из них является уровень издержек:

, где

И – сумма издержек обращения;

Q – чистый товарооборот.

;

Изменение издержек обращения во времени может происходить за счет двух факторов, исходя из аддитивной модели:

а) за счет изменения товарооборота

б) за счет изменения уровня издержек


Индекс 1 относится у текущему периоду, индекс 0 – к базисному.

Вывод: В данной организации уровень издержек в текущем периоде по сравнению с базисным периодом снизился на 5%.

Изменение издержек обращения во времени произошли: за счет изменения товарооборота (3167 р.) и за счет изменения уровня издержек (-17).

Издержки обращения - совокупность затрат, связанных с процессом обращения товаров.

Уровень издержек обращения – отношение суммы издержек обращения к сумме проданной, заготовленной или хранимой товарной массы.

Переменные издержки обращения – находятся в прямой зависимости от изменения оборота розничной торговли, однако изменяются они не всегда в одинаковой пропорции.

Условно-постоянные издержки обращения – это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объема товарооборота.

Фондоотдача – показатель эффективности использования основных средств, обратный фондоемкости, рассчитывается как годовой выпуск продукции деленный на стоимость основных средств, с помощью которых произведена эта продукция.

Фондовооруженность - показатель, характеризующий оснащенность работников предприятий или отраслей сферы материального производства основными производственными фондами.


Задача 10.

Известны следующие данные, характеризующие количество реализованных товаров, их среднюю оптовую цену, средний уровень торговой наценки.

Наименование товара

Предыдущий период

Текущий период

Средняя оптовая цена, руб.

Ч 1,N *

Количество, шт.

Ч 0,9N *

Средняя торговая наценка, %

Ч 1,1N *

Средняя оптовая цена, руб.

Ч 1,N *

Количество, шт. Ч 0,9N *

Средняя торговая наценка, %

Ч 1,1N *

Л

1200*1,8=2160

640*0,98= 627

14*1,18=17

1440*1,8=2592

560*0,98=549

16*1,18=19

М

980*1,8= 1764

430*0,98= 421

11*1,18=13

850*1,8=1530

400*0,98=392

12*1,18=14

Н

690*1,8= 1242

870*0,98= 853

8*1,18=9

770*1,8=1386

1100*0,98=1078

7*1,18=8

· см. пояснение к задаче 1.

· Принять следующее соотношение: прибыль составляет 20% от валового дохода.

1.Определить:

a. прибыль в предыдущем и отчетном периодах и её изменение;

b. рентабельность коммерческой деятельности в предыдущем и текущем периодах.

c. влияние различных факторов на динамику прибыли;

Сделать выводы.

3. Привести определение понятий: национальные счета, валовой внутренний продукт, валовая добавленная стоимость, социально-экономическая эффективность, обобщающие показатели эффективности, рентабельность.

1.1. Оптовая цена*кол-во = себестоимость

1.2. Оптовая цена*наценка+оптовая цена=цена продажи

1.3. Цена*кол-во – себестоимость = доходы

1.4. Доходы*20%=прибыль

Прибыль предыдущего периода товара Л:

((2160+2160*17%)627-(2160*627))*20%=(1584554,4-1354320)*20%=46046,88

Прибыль предыдущего периода товара М:

((1764+1764*13%)*421-(1764*421))*20%=(839187,72-742644)*20%=19308,74,

Прибыль предыдущего периода товара Н:

((1242+1242*9%)*853(1242*853))*20%=(1154774,34-1059426)*20%=19069,67

Прибыль текущего периода товара Л:

((2592+2592*19%)*549-(2592*549))*20%=(1693379,52-1423008)*20% = =54074,30

Прибыль текущего периода товара М:

((1530+1530*14%)*392-(1530*392))*20%=(683726,4-599760)*20%=16793,28

Прибыль текущего периода товара Н:

((1386+1386*8%)*1078-(1386*1078))*20%=(1613636,64-1494108)*20% = =23905,73

Рентабельность характеризует эффективность затрат прошлого труда

,

где

P – прибыль;

Q – товарооборот.

;

;

;

;

;

.

На динамику (изменение) прибыли оказывает влияние следующие факторы:

а) изменение товарооборота

б) изменение рентабельности


При этом должно соблюдаться равенство

Прибыль по товару Л – увеличилась на 8027,42 руб.

Прибыль по товару М – снизилась на 2515,46 руб.

Прибыль по товару Н – увеличилась на 4836,06 руб.

Соответственно самым рентабельным товаром для данной организации будет товар Л.

Национальные счета – представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы

Валовой внутренний продукт – макроэкономический показатель, выражающий стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в стране в течение определенного периода.

Валовая добавленная стоимость – разность между выпуском товаров и промежуточным потреблением.

Социально-экономическая эффективность - основой такой эффективности служит оптимальное распределение имеющихся у общества ресурсов между отраслями, секторами и сферами национальной экономики.

Обобщающие показатели эффективности – вычисляются делением примененных ресурсов или текущих затрат на экономический эффект.

Рентабельность - это доходность предприятия или предпринимательской деятельности.