Реферат: Современное состояние молока на предприятии сельскохозяйственной артели Большевик

Название: Современное состояние молока на предприятии сельскохозяйственной артели Большевик
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Введение.

Евросоюз производит самый большой в мире объем молока (в 2008 г. – 143 млн. т.), но в последующие годы, как и сейчас, его доля будет сокращаться. Наиболее активно развивается отрасль в Индии (105 млн. т), которая начинает выходить с очень небольшой долей объемов молока и на внешний рынок. США производит 86 млн. т, Китай – 39 млн. т.

Россия заводит порядка 6 млн. т молочной продукции в пересчете на молоко и является крупнейшим мировым импортером. Крупными импортерами являются Мексика, Япония, Алжир, Филлипины, Сингапур, Китай, Австралия и др.

Институт экономики сельского хозяйства по поручению Минсельхоза России разработал методику расчета индикативной себестоимости производства молока. По результатам расчетов, средняя цена по России цена, покрывающая расходы на производство сырого молока, должна быть равна примерно 9,6 руб. за 1 кг физической массы без НДС. Вместо с тем эта методика не предусматривает наличия в структуре бизнеса молочного животноводства такой товарной продукции, как маточное поголовье, численность которого при правильном управлении стадом должна быть больше, чем требуется на собственные нужды хозяйства. Молочное животноводство – это та отрасль, которая объективно и безусловно должна самовоспроизводиться.

В молочном скотоводстве страны сложилась крайне тяжелая ситуация. Федеральные и региональные власти, с одной стороны, выделяют некоторые финансовые средства на покупку маточного поголовья и техническое перевооружение отрасли; с другой стороны практически полностью устранились от какого-либо регулирования цен на рынке молока. Принятие специального закона о торговле, призванного установить государственный контроль за ценообразованием в цепочке «производитель – переработчик – торговля» на молочном рынке, необоснованно затягивается. В результате, создались крайне негативные предпосылки для неконтролируемого уменьшения численности коров и потерь стимулов для развития бизнеса у сельхозпроизводителей всех форм собственности.

Следует отметить, что молокоперерабатывающие предприятия этих областей в большинстве своем оставили закупочные цены на молоко на уровне четвертого квартала 2008 года или снизили их незначительно. Но, ссылаясь на отсутствие спроса на молочную продукцию, они не заинтересованы в увеличении объемов поступления молока на свои заводы. При резком снижении закупочных цен молоко цены на продукцию таких компаний, как «Вимм-Билль-Данн» и «Данон» в торговле остаются на уровне цен четвертого квартала или частично выше. Получается, что они, обладая монопольным положением на рынке закупок молока, даже в финансовый кризис увеличивают прибыль.

В хозяйствах Красноярского края и Брянской области уже были случаи, когда высококачественное молоко использовали на корм скоту, тем самым значительно снижая товарность молока. Некоторые эксперты обнадеживают молокопроизводителей тем, что принять Технический регламент на молоко и молочную продукцию, который призван обеспечить достоверную информацию о составе молокопродукта, и в связи с этим возрастает спрос на натуральное молоко-сырье. Потребитель, мол, конечно же, предпочитает натуральный продукт, нежели восстановленный из сухого молока. И этот факт был, своего рода, контраргументом на возмущения производителей относительно ожесточившихся требований к качеству молоко-сырья, то есть проигрывая на качестве, хозяйства должны были выиграть за счет увеличения спроса. Предполагалось, что молоко при закупке в хозяйстве будет стоить не меньше 15 руб. за литр, а цена на молочные суррогаты, по логике вещей, должна была снизиться. Однако ожидаемых изменений на рынке не произошло. Переработчики по-прежнему предпочитают работать с поставщиками сухого молока, так как отличить восстановленное молоко от натурального практически невозможно.

Таким образом, целью курсовой работы является изучить современное состояние молока на предприятии сельскохозяйственной артели «Большевик».

Задачи курсовой работы:

1) Изучить место в производстве и реализации;

2) проанализировать себестоимость молока, его выручку, а также и рентабельность;

3) Определить возможные проблемы предприятия в производстве молока.

1. Организационно-экономическая характеристика хозяйства.

1.1. Организационно-правовая форма предприятия.

Сельхозартель «Большевик» расположен в западной части Советского района Республики Марий Эл. Центральным населенным пунктом является деревня Шуарсола. На территории хозяйства находится 5 населенных пунктов: Большая Шуарсола, Маленькая Шуарсола, Люперсола, Тошлем и Шуармучаш.

Сельхозартель «Большевик» находится на расстоянии 7 километров от тракта Йошкар-Ола – Сернур, в 26 км от города Йошкар-Ола, от районного центра п. Советский – 26 км. Ближайшая железнодорожная станция и пункт сдачи продукции находится в г. Йошкар – Ола.

Территория землепользования хозяйства входит в среднерусскую почвенную равнину. Гидрологическая сеть представлена рекой Шуаркой. Весной по днищам балок протекают ручьи. Грунтовые воды находятся на глубине 10 – 15 м, в пойме рек – 1 – 2 м. Уклоны местности незначительны и составляют на пашне 1 – 2 %. Совместное воздействие рельефа и других факторов почвообразования обусловило формирование на территории хозяйства большого разнообразия почв различных генетических типов. Наиболее распространенными почвами являются дерново-подзолистые, суглинистые. Наличие склонов, различной крутизны и экспозиций, несоблюдение противоэрозиционных агротехнических приемов и обработки почв привело к развитию плоскостной эрозии. Таким образом, можно сказать, что почвы хозяйства являются пригодными для выращивания сельскохозяйственных культур.

В хозяйстве на протяжении нескольких лет сложилась специализация, такая как производство зерна, а именно пшеницы, а производственное направление – зерновое.

1.2. Структура и управление предприятия.

Рис 1. Структура управления предприятия.

Организационная структура управления – цеховая, с максимальной специализацией структурных подразделений. Руководителями цехов являются главные специалисты. Органами управления СПК СХА «Большевик» являются: общее собрание, наблюдательный совет, правление кооператива, председатель кооператива.

Высшим органом управления кооператива является общее собрание кооператива, состоящее из членов кооператива. Председателем общего собрания является председатель.

Правление является исполнительным органом кооператива. Правление осуществляет текущее руководство деятельностью кооператива в период между общими собраниями членов кооператива и представляет кооператив в хозяйственных и иных отношениях.

Председатель СПК СХА «Большевик» без доверенности действует от имени кооператива, в том числе:

- представляет интересы кооператива в Российской Федерации;

- заключает сделки от имени кооператива;

- имеет право подписи на финансовых документах;

- распоряжается фондами кооператива;

- издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников;

- утверждает штатное расписание, заключает и расторгает трудовые договора с работниками, утверждает поощрения.

Организация управления цехом и участком достаточно проста. У каждого цеха есть начальник цеха, который подчиняется непосредственно председателю.

Начальникам цехов подчинены мастера. Мастера отвечают за порученный участок работы, противоречивость распоряжений полностью исключается. Непосредственно мастеру починены рабочие.

Методы управления в СПК осуществляются, в основном, путем создания экономических условий, побуждающих работников действовать в нужном направлении. Материальное стимулирование является одним из важнейших средств воздействия на работника.

1.3. Размеры производства.

Размеры производства характеризуются основными и дополнительными показателями. К основным показателям относятся:

1) Стоимость валовой продукции;

2) Стоимость товарной продукции.

Дополнительные показатели:

1) Среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

2) Среднегодовая численность работников;

3) Общая земельная площадь;

4) Площадь сельскохозяйственных угодий;

5) Среднегодовое поголовье КРС и др.

Данные показатели отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Динамика показателей размеров производства

Показатели

Годы

Отклонение в % 2009 года к данным

2007

2008

2009

2007

2008

1

2

3

4

5

6

1. Стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах 1994 года, тыс. руб.

958

1124

1045

109,08

92,97

2. Стоимость товарной продукции, т.р.

7299

8358

7774

106,51

93,01

3. Среднегодовая стоимость ОПФ, т. р.

11661

13439

14087

120,80

104,82

4. Среднегодовая численность работников, чел.

70

56

44

62,86

78,57

5. Общая земельная площадь, га

2209

2210

2205

99,82

99,77

6. Площадь сельхозугодий, га

2152

2158

2158

100,28

100,00

7. Среднегодовое поголовье КРС, гол.

440

439

394

89,55

89,75

- основное стадо молочного направления;

197

196

179

90,86

91,33

- животные на выращивании и откорме;

243

243

215

88,48

88,48

В процессе сравнении показателей размеров производства по СХА «Большевик» установлено, что максимальные значения стоимости валовой продукции в сопоставимых ценах 1994 года достигнуты в 2008 году, величина которой составляет 1124 тыс. руб. К отчетному году она сократилась 7,03 %.

Стоимость товарной продукции также уменьшилась в отчетном году на 6,99 % и составила 7774 тыс. руб.

Наиболее высокими темпами увеличилась стоимость основных производственных фондов: в 2008 году - на 21 %, в 2006 году – на 5 %. Средняя численность работников постепенно сокращается. И это следовало ожидать, так как среднегодовое поголовье КРС к отчетному году по сравнению с 2007 годом уменьшилось на 46 голов, в т.ч. основное стадо молочного скота, от которых поступает основная выручка предприятию, сократилось на 18 голов, что свидетельствует уменьшении стоимости товарной продукции.

Общая земельная площадь сельхозартели «Большевик» в течение трех лет колебалась в размере 1 %, и составила 2205 га. В том числе площадь сельскохозяйственных угодий занимает 2158 га. В течение трех лет она почти не изменялась.

1.4. Специализация.

Специализация – процесс разделения труда, при которой основная доля ресурсов предприятия сосредотачивается в основных товарных отраслях производства.

Основным показателем специализации является структура товарной продукции.

Кроме общехозяйственной специализации, можно определить специализацию каждой отрасли производства (внутриотраслевая).

При анализе вначале рассчитывают структуру выручки, называют специализацию и устанавливают ее уровень, который зависит от величины коэффициента специализации.

Коэффициент специализации находится по следующей формуле:

Кспец. ­= 100 , где

∑Ув * (2Н-1)

Ув – удельные веса отдельных видов товарной продукции в ее структуре;

2Н – двойной номер вида продукции в ранжированном ряду.

В зависимости от полученного результата определяют уровень специализацию:

Если коэффициент равен 0,00 - 0,20 – низкий;

0,21 – 0,40 - средний;

0,41 – 0,6 – высокий;

0,61 и более – уголовный.

Таблица 2

Специализация и производственное направление.

Вид товарной продукции

Выручено от продажи по годам, т. р.

структура товарной продукции

№ продукции по ранжированному ряду

2007

2008

2009

в среднем за три года

1

2

3

4

5

6

7

Зерно всего

425

1367

1580

1 124

15,8

X

в т.ч. Пшеница

59

998

1428

828

11,5

III

ячмень

100

111

152

121

1,7

V

рожь

106

257

-

121

1,7

вика

160

1

-

54

0,8

VI

картофель

15

0,1

13

9

0,1

Итого продукция растениеводства

440

1367,1

1593

1 133

15,8

X

молоко

4024

3786

3259

3 690

51,6

I

КРС в живой массе

1250

1367

2243

1 620

22,6

II

Свиньи в живой массе

766

488

418

5,8

IV

прочая продукция животноводства

205

405

270

293

4,2

Итого продукция животноводства

6245

6046

5772

6 021

84,2

X

Итого по хозяйству

6685

7413,1

7365

7 154

100,0

X

100

Кспец. = =0,35

51,6 * (2-1)+22,6*(4-1)+11,5*(6-1)+10*(8-1)+3,4*(10-1)+0,9*(12-1)

В процессе анализа специализации и производственного направления предприятия установлено, что основными товарными отраслями являются молочное и мясное скотоводство и зернопроизводство. В среднем за три года сложилась молочная специализация, производственное направление - скотоводческое. Уровень специализации оказался средним.

Немалое место с структуре товарной продукции в среднем за три года занимает продукция растениеводства (15,8%), из них 11,5 % относится на пшеницу.

В динамике выручки от продажи по годам видно, что за последние несколько лет выручка от продажи продукции растениеводства, в том числе молока постепенно сокращается, а выручка от продажи продукции растениеводства находится в умеренном росте. В животноводстве размер продажи крупного рогатого скота увеличился в 2009 году по сравнению с прошлыми годами на 993-876 тыс. руб. И это отражается на продаже молока, о чем свидетельствует его уменьшение. Основной товарной продукцией в растениеводстве является пшеница. Так в отчетном году размер выручки от продажи пшеницы увеличилась на 769 тыс.руб.

Таким образом, можно сказать, что сельскохозяйственная артель «Большевик» занимается разведением крупного рогатого скота молочного направления. Также часть своих ресурсов она выделяет для производства зерна, которое необходима для получения концентрированного корма.

1.5. Анализ основных экономических показателей работы предприятия.

При анализе основных экономических показателей учитывают показатели роста производства, производительности и и оплаты труда, использования основных производственных фондов, прибыль и рентабельность производства.

Таблица 3

Динамика экономических показателей.

Показатели

Годы

Отклонение в % 2009 года к данным

2007

2008

2009

2007

2008

1

2

3

4

5

6

Показатели роста производства

Произведено валовой продукции на 100 га с/х угодий, т.р./ 100 га

45

52

48

106,67

92,31

Произведено товарной продукции на 100 га с/х угодий, т.р./100 га

339

387

360

106,19

93,02

Показатели производительности и оплаты труда

Произведено валовой продукции на 1 среднегодового работника, т.р.

14

20

24

171,43

120,00

Произведено валовой продукции на 1 т.чел/ч, руб.

9

12

14

155,56

116,67

оплата труда на 1 работника в год, руб.

Показатели использования фондов

Фондоотдача, т.р.

0,08

0,08

0,07

87,50

87,50

Фондоемкость, т.р.

12,17

11,96

13,48

110,76

112,71

Прибыль и рентабельность производства

Прибыль (убыток), т.р.

571

262

18

3,15

6,87

Прибыль (убыток) на 100 га с/х угодий, т.р./100 га

27

12

1

3,70

8,33

Прибыль (убыток) на 1 среднегодового работника, т.р./чел

8,2

4,7

0,4

4,88

8,51

Уровень рентабельности, %

8

3,2

0,2

2,50

6,25

Норма прибыли, %

2,96

1,17

0,07

2,36

5,98

Из данных расчетов видно, что в отчетном году, по сравнению с прошлым годом произошли значительные уменьшения в показателях роста производства. Стоимость валовой и товарной продукции снизилась почти на 8 %. В показателях производительности и оплаты труда устанавливается умеренный рост. Так стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах увеличилась к отчетному году по сравнению с 2007-2008 годами на 70-20 т.р. соответственно. Это произошло за счет уменьшения среднегодовой численности работников.

При изучении основных фондов можно сказать, что в 2009 году фондоотдача по сравнению с прошлыми годами уменьшилась на 12,5 % и составила 0,07 т.р., а фондоемкость, наоборот, увеличилась на 10-12 %. Это означает, что на данном предприятии неполно используют основные средства, что значительно сокращает фондоотдачу.

Плохие результаты получили в отчетном году в показателях рентабельности. Так прибыль от основной деятельности сократилась по сравнению с 2007 годом на 93,13 %. Прибыль на 100 га сельскохозяйственных угодий и на 1 среднегодового работника соответственно также уменьшилась на 90 %. Это значительно ухудшило финансовое состояние предприятия, что привело к увеличению долгов и сокращению значительной части основного производства.

2. Современное состояние производства молока.

Анализируемое предприятие сельхозартель «Большевик» занимается в основном выращиванием крупного рогатого скота молочного направления. Поэтому количество полученного молока, его реализация значительно отражает дальнейшее развитие на рынке.

Таблица 4.

Место производства молока в экономике предприятия.

Показатели

Годы

Отклонение в % 2009 года к данным

2007

2008

2009

2007

2008

1

2

3

4

5

6

1. Выручка от реализации с/х продукции, руб.

6 685

7 413

7 365

110

99

- в т.ч. Животноводства

6 245

6 046

5 772

92

95

из них молока

4 024

3 786

3 259

81

86

2. Удельный вес молока в выручке от реализации с/х продукции, %

60

51

44

74

87

3. Удельный вес молока в выручке от реализации продукции животноводства, %

64

63

56

88

90

4.Прямые затраты труда в с/х, тыс. чел-час

107

94

74

69

79

- в т.ч. животноводстве

73

61

47

64

77

- из них в производстве молока

35

30

30

86

100

5. Удельный вес молока в затратах по с/х, %

33

32

41

124

127

6. Удельный вес молока в затратах труда по животноводству, %

48

49

64

133

130

При анализе производств молока установлено, что выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составила 7365 тыс.руб. , в том числе продукции животноводства – 5772 тыс.руб. , из них основную часть занимает выручка от продажи молока (88% от реализации продукции животноводства).

Прямые затраты труда в производстве молока в целом по предприятию составляет 74 тыс. чел-час, из них почти половина (41 %) относится на производство молока. При значительном сокращении прямых затрат труда по хозяйству в целом (до 20-30 % в сравнении с прошлыми годами), затраты на производство молока остается неизменным, так как на производство продукции растениеводства используется в основном механизированный труд, а на производство продукции животноводства, в том числе молока -ручной труд.

3. Анализ производства и реализации молока.

3.1. Анализ динамики производства молока.

При анализе динамики производства молока учитывают валовой надой молока в течение нескольких лет. Также сравнивают отчетный год производственным финансовым планом, где в конце года определяют, выполнило ли предприятие установленный план.

На выполнение плана производства молока влияют два фактора:

1) Среднегодовое поголовье коров;

2) Продуктивность одной головы.

Таблица 5

Динамика валового надоя молока

Показатели

Годы

2009 год в % к

2007

2008

2009

2007

2008

плану

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Валовой надой молока по предприятию

7027

6566

7200

5983

85

91

83

2007 2008 2009план 2009факт

Рис. 2 Динамика валового надоя молока

Из данной таблицы видно, что в течение трех лет произошел значительный спад валового надоя молока. В отчетном году он составил всего лишь 5983 ц. Это на 15 % меньше в сравнении с 2007 годом, на 9 % - в сравнении с 2008 годом, план не выполнен на 17 %. Исходя из этого, можно сказать, что предприятие значительно сократило производство молока из-за уменьшения основного стада крупного рогатого скота.

Таблица 6

Расчет влияния факторов на выполнение плана производства молока.

Вид продукции

среднегодовое поголовье КРС, гол

Продуктивность, ц/гол

Валовой надой

Отклонение +;-

план

факт

план

факт

план

факт

при факт. поголовья к продуктивности

Всего

в т.ч. за счет изменения

поголовья

продуктивности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

молоко

200

179

36

33,4

7200

5983

6444

-1217

-756

-461

В результате расчетов влияния факторов на изменение валового надоя молока установлено, что в отчетном году фактическое среднегодовое поголовье коров составило 179 головы, что на 21 голову план не выполнен. В это же время количество валового надоя молока на 1 корову составило 33,4 ц. А по данным производственного финансового плана продуктивность должна была составить 36 ц на 1 голову.

В результате этого суммарное снижение валового надоя молока при сравнении фактического показателя с плановым составило 1217 ц. В том числе за счет уменьшения поголовья надой молока уменьшился на 756 ц, за счет получения меньшей продуктивности от планированной – на 461 ц.

3.2. Анализ поголовья крупного рогатого скота.

Одним из важнейших факторов, оказывающее влияние на объем производства молока является состав и структура поголовья крупного рогатого скота. Важную роль играет наличие на предприятии нетелей, необходимые для воспроизводства стада. Телки рождения 2007 и 2008 годов гарантируют пополнение основного стада для следующего года, что особенно важно для дальнейшего развития.

Структура поголовья крупного рогатого скота сельхозартели «Большевик» отражены в таблице 7.

Таблица 7

Состав и структура поголовья крупного рогатого скота.

Культуры

план

факт

Отклонение

поголовье, гол

Структура, %

поголовье, гол

Структура, %

поголовье, гол

Структура, %

1

2

3

4

5

6

7

Коровы

200

43

179

46

-21

3

Нетели

18

4

12

3

-6

-1

Телки рождения 2007 года

35

7

33

8

-2

1

Телки рождения 2008 года

58

12

45

11

-13

-1

Бычки и кастраты всех возрастов

66

14

51

13

-15

-1

Телята рождения планируемого года

97

20

74

19

-23

-1

Итого

474

100

394

100

-80

0

Структура фактического поголовья

Коровы

Нетели

Телки рождения 2007 года

Телки рождения 2008 года

Бычки и кастраты

Телята рождения планируемого года

Рис.3 структура поголовья крупного рогатого скота отчетного года.

Из данной таблицы видно, что почти половину (46 %) имеющейся на предприятии крупного рогатого скота составляет основное молочное стадо, от которого зависит валовой надой молока. Хотя по плану должно быть только 43 % коров от всего поголовья, количество основного стада не показывает положительных результатов: резко уменьшилось общее поголовье, для выполнения планируемого показателя не хватает 80 голов. Из них коров составляет на 21 голову меньше планируемого, телят не получили 23 головы, до 13-15 голов не хватает телок 2008 года и бычков.

Исходя из этого, можно сказать, что анализируемое предприятия не выполнило план 17 %, то есть производство в отчетном 2009 году не расширилось, как должно быть в условиях рынка, а наоборот, резко уменьшился.

3.3. Анализ динамики продуктивности коров.

Для того, чтобы предприятие развивалось с большими темпами, то есть показывало хорошие показатели в валовом надое молока с наименьшими затратами, необходимо получать как можно больше центнеров с 1 головы, то есть увеличивать их продуктивность.

Таблица 8

Динамика продуктивности коров.

Культуры

Годы

2009 год в % к

2007

2008

2009

2007

2008

плану

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

молоко, ц/гол

35,7

33,5

36

33,4

93,6

99,8

92,8

2007 2008 2009пл 2009ф

Рис. 4 Динамика продуктивности коров за 3 года

Из данных показателей видно, что в течение 3 лет продуктивность 1 коров находится в постоянном снижении. Так в 2009 году от 1 коровы получили всего лишь 33,4 ц, что на 6,4 % меньше показателя 2007 года, хотя планировали получить от 1 коровы на 2,6 ц больше.

Для того, чтобы получить высокие показатели продуктивности, необходимо добавлять в рацион коров такие корма, как силос и сенаж хорошего качества, нужны также концентраты, хорошо увеличивает удой отходы спиртопроизводства (барда), маслоэкстракционного производства (жмых), сахарного производства (патока), крахмального производства (мезга). В данных условиях, где находится предприятие, можно привозить только барду, так как другие отходов производств нет вблизи данной организации, а патока очень дорогая и не всегда можно купить в условиях нынешнего финансового состояния. Силос и сенаж, конечно, есть в наличии, но не очень хорошего качества, вследствие которого надой молока от 1 коровы не слишком увеличилась.

3.4. Анализ реализации молока.

При производстве молока необходимо учитывать, как распоряжаются полученной продукцией, на какие нужды они уходят, какая часть реализуется, а какая часть остается внутри подразделения для покрытия каких-либо потребностей.

В сельском хозяйстве, в частности в подразделении животноводства, определенное количество молока используют в виде корма телятам, маленькая доля уходит для общественного питания. И только оставшееся молоко реализуется покупателям.

Объем реализованной продукции определяет уровень товарности. А последний в свою очередь определяет место нахождения предприятия на рынке.

Основным фактором для получения выручки от продажи молока является не только реализованный объем, но и его цена. А цена в свою очередь зависит качества получаемого сырья. По стандарту молоко-сырье должно быть без примесей, запахов. Многие покупатели оценивают продукцию по зачетному весу в перерасчете по жиру. Базисной считается жирность 3,4 %. Поэтому товаропроизводителю выгодно получать молоко с высоким содержанием жира.

Таблица 9

Наименование продукции

наличие на начало года

приход

Расход

Наличие на конец года

произведено

куплено

Всего

Продано

израсходовано на корм скоту

использовано на общественное питание

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

молоко

-

5983

-

5983

4511

1470

2

5983

-

Баланс использования молока за отчетный год.

Из данной таблицы видно, что всего за год получено 5983 ц молока, из них 1470 ц или 25 % отправлено на корм телятам, 2 ц – на общественное питание. 75 % (4511 ц) всего полученного молока реализовано на сторону. В результате чего можно сказать, что в отличии от других видов производств, в сельском хозяйстве часть изготовленной продукции, в себестоимость которой входит все затраты, отнесенное на молоко, уходит на себестоимость привеса молодняка. Чем больше молока будет уходить на корм, тем меньше остается на его продажу, и, следовательно, уменьшить уровень товарности. Который опять же отрицательно влияет финансовое положение предприятия.

Таблица 10

Динамика реализация молока.

Каультуры

годы

2009 год в % к

2007

2008

2009

2007

2008

1

2

3

5

6

7

Молоко

5001

4377

4511

90

103

Рис.5 Динамика реализации молока за 3 года.

Из данной таблицы видно, что максимальное количество молока продано в 2007 году - 5001 ц, минимальное – в 2008 году 4377 ц. В отчетном году объем реализации продукции составил 4511 ц. Это на 10 % меньше по сравнению с позапрошлым годом, но на 3 % больше по сравнению с прошлым годом. И это можно считать положительным явлением, так как поголовье основного стада отчетного года значительно меньше с показателями прошлых лет, и валового надоя, следовательно, тоже получили меньше. Исходя из этого, можно сказать, что уровень товарности в сравнении валового надоя и объема реализации увеличился.

Таблица 11

Динамика реализации молока и уровня его товарности.

Показатели

годы

2007

2008

2009

1

2

3

4

1. Произведено молока, ц

7027

6566

5983

2. Реализовано

5001

4377

4511

3. Уровень товарности, %

71

67

75

В результате анализа уровня товарности молока установлено следующее. Производство молока в течение трех лет постепенно сокращалось, а его реализация в отчетном году увеличилась пор сравнению с прошлым годом на 134 ц и составила 4511 ц. В результате уровень товарности в 2009 году составил 75 %, по сравнению с прошлыми годами увеличился на 4-8 % соответственно. Это можно объяснить тем, что приплод крупного рогатого скота в отчетном году уменьшился и, следовательно, молоко, которое планировали отправить на корм молодняку, реализовывалось.

Таблица 12

Влияние факторов на выполнение плана по сумме выручки от реализации молока в отчетном году.

Вид продукции

Объем реализации, ц

Средняя цена реализации, т.р./ц

Выручка, т.р.

отклонение +;-

план

факт

план

факт

план

факт

при факт объеме и план. Ценах

Всего

в т.ч. за счет изменения

объема реализации

цены реализации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Молоко

6900

4511

0,87

0,72

6003

3259

3 925

-2 744

-2 078

-666

Из данных расчетов видно, что суммарная выручка от продажи молока составила 3259 тыс.руб. Сельхозартель «Большевик» планировала получить выручки почти в 2 раза больше. Этого не произошло и за счет уменьшения поголовья, и за снижения цены реализации.

Вследствие этого можно сказать, что общее отклонение фактической выручки от плановой составило 2744 тыс.руб. , в том числе за счет изменения объема реализации в сторону уменьшения на 2078 тыс.руб., за счет изменения цены – на 666 тыс.руб.

Таблица 13

Выгоды предприятия от изменения цены реализованного молока в отчетном году.

Вид продукции

Продано

Отклонение +;-

Фактическая цена реализации 1 ц в зачетной массе, руб.

Выгоды (потери) за счет качества молока, руб.

в физической массе, ц

в зачетном весе, ц

1

2

3

4

5

6

Молоко всего

4511

4878

367

670

245791

в т.ч. Молоко 1 сорт

4263

4613

350

679

237650

молоко 2 сорт

199

214

15

499

7485

молоко несортовое

49

51

2

328

656

Из данной таблицы видно, что за 2009 год получено выгоды от реализации молока всего в размере 245,8 тыс.руб., в том числе от реализации молока 1 сорта 237,6 тыс.руб. Также было продано молока 2 сорта и несортового, выигрыш от которой в общей сумме составил всего лишь 8 тыс. руб. При сравнении цен молока различных сортов можно сказать, что цена на несортовое молоко намного ниже.

Таким образом, предприятию нужно больше вниманию уделять для получения молока именно 1 сорта с высоким содержанием жира, так как это способствует получения большей прибыли и улучшить свое финансовое состояние.

4. Экономическая эффективность производства молока.

4.1. Анализ производительности труда.

Повышение производительности труда – один из важнейших факторов роста эффективности сельскохозяйственного производства. Уровень производительности труда измеряют количеством продукции, произведенной в единицу времени, или обратной величиной – затратами рабочего времени на производство единицы продукции. Чем больше продукции производится в единицу рабочего времени или меньше времени затрачивается на производство, тем выше производительность труда.

Таблица 14

Производительность труда в производстве молока.

Показатели

Годы

Отклонение в % 2009 года к данным

2007

2008

2009

2007

2008

1

2

3

4

5

6

1. Производительность труда на 1 чел/час, ц

0,23

0,22

0,2

87

91

2. Затраты труда на 1 ц молока, чел/час

4,98

4,57

5,01

101

110

Из данных расчетов видно, что в течение трех последующих лет количество получаемого молока за 1 чел/час постепенно сокращается. В отчетном году производительность труда составила 0,2 ц на 1 чел/час. Это на 13 % меньше в сравнении с 2007 годом и на 9 % в сравнении с 2008 годом.

При анализе затрат труда на 1 ц молока следовательно, складывается обратная ситуация. В 2009 году по сравнению с 2007 и 2007 годами для получения 1 ц молока затрачивалась на 1-10 % больше чел/час соответственно.

Исходя из вышеуказанного можно сказать, что предприятие недостаточно полно использует свои трудовые ресурсы. Это объясняется тем, что поголовье основного стада постепенно снижается и объем выполнения работ при производстве молока уменьшается. Следовательно, у работников остается больше свободного времени, вследствие чего показатели производительности труда постепенно снижается.

4.2. Анализ себестоимости молока.

Себестоимость – сумма материально-денежных затрат в расчете на единицу продукции.

К себестоимости продукции относят оплату труда с отчислениями, корма, в том числе покупные и собственного производства, содержание основных средств, а также их амортизация, стоимость электроэнергии, стоимость материалов, затраченные на ремонт молочно-товарной фермы, стоимость средств защиты животных и другие.

Анализ уровня себестоимости предназначен для того, чтобы отслеживать темпы роста и изучить выполнение плана по размеру и структуре издержек. При анализе уровня себестоимости фактические данные отчетного года сравнивают с планом и данными двух-трех предыдущих лет.

Темпы роста себестоимости сравнивают с темпами инфляции, и кроме того с темпами роста цен на электроносители.

На себестоимость единицы продукции непосредственно влияют 2 фактора:

1) Продуктивность 1 головы, ц

2) Сумма материально-денежных затрат на 1 гололову.

Таблица 15

Динамика себестоимость единицы продукции, руб.

Вид продукции

2007

2008

2009

2009 год в % к

план

факт

2007

2008

плану

1

2

3

4

5

6

7

8

Молоко

613,35

665,09

729

710,01

116

107

97

2007 2008 2009пл 2009ф

Рис.6 Динамика себестоимости единицы продукции

В результате анализа себестоимости единицы продукции установлено, что на протяжении трех последующих лет происходит стабильное повышение анализируемой величины. В 2009 году себестоимость 1 ц молока составила 710,1 рублей. По сравнению с 2007 годом она увеличилась на 16 %, с 2008 годом – 7 %. При анализе фактического показателя с плановым сложилась обратная ситуация, то есть по производственному финансовому плану экономисты установили себестоимость на 3 % выше.

Таблица 16

Расчет влияния факторов на себестоимость 1 ц молока.

Вид продукции

затраты на 1 голову, руб.

Продуктивность, ц/гол

Себестоимость 1 ц молока

отклонение +;-

план

факт

план

факт

план

факт

при факт продуктивности и план затратах

Всего

в т.ч. за счет изменения

затрат на гол

продуктивности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Молоко

26244

23430

36

33

729

710

795

-19

66

-85

В результате расчета влияния факторов на изменение себестоимости 1 ц молока установлено, что в отчетном году при сравнении фактического показателя с плановым суммарная разница в стоимости уменьшения составила 19 руб. Основой для заниженной себестоимости способствовало меньшие фактические затрат на 1 голову на 2814 рублей. И этот момент нельзя считать положительным, не смотря на то, что снижение затрат на 1 голову способствует снижению себестоимости продукции, потому что свидетельствует о недовложении средств в использовании земельных ресурсов.

Таблица 17

Структура себестоимости молока в отчетном году.

Статьи затрат

Затраты всего, т. р.

Структура затрат, %

Себестоимость 1 ц, руб.

1

2

3

4

Оплата труда с отчислениями на социальные нужды

763

18

128

Материальные затраты:

2492

59

417

в т.ч. Корма

2056

48

344

из них корма собственного производства

1900

45

318

корма покупные

156

3

26

электроэнергия

304

7

51

нефтепродукты

132

3

22

Содержание основных средств

201

5

34

Прочие

792

18

132

Всего

4248

100

710

где, 1 – оплата труда;

2 – материальные затраты;

3 – содержание основных средств;

4 – прочие затраты
Рис. 7 Структура себестоимости молока.

При анализе структуры себестоимости молока установлено, что в отчетном году удельный вес расходов на оплату труда составляет всего лишь 5 %. Это свидетельствует о том, что на предприятии довольно низкий уровень оплаты труда работников.

Удельный вес расходов на корма составили 48 %, из них 45 % корма собственного производства, из чего следует, что организация занимается и производством сена, соломы, силоса, сенажа, выращивает зерно для использования в виде концентратов. А к 3 % относятся соль, мел, некоторое время в рацион коров включалась и патока.

7 % удельного веса занимают расходы на электроэнергию. Т этот вес будет увеличиваться в структуре себестоимости молока с каждым годом, так как в современных условиях уровень инфляции на электроэнергию, а также и на другие материалы идет быстрыми темпами.

Затраты на средства защиты растений ничтожно мало, что она занимает маленькую часть в структуре себестоимости в 18 % прочих расхода, вследствие которого коровы сильно болеют и от избежения падежа их приходится забивать самим или продавать на забой, что опять свидетельствует об уменьшении поголовья основного стада крупного рогатого скота и в то же время валового надоя молока.

4.3. Анализ финансовых результатов и рентабельности.

Рентабельность – безубыточность деятельности предприятия и его отраслей и подразделений.

При анализе рентабельности фактические данные отчетного года сравнивают с данными 1-2 прошлых лет или периодов, с данными передовых предприятий, аналогичного профиля деятельности.

Факторами, влияющими на рентабельность от продажи молока являются:

1) Прибыль от реализации молока;

2) Полная себестоимость реализации молока.

Таблица 18

Динамика финансовых результатов и рентабельности производства молока.

Показатели

Годы

Отклонение +;- 2009 года к данным

2007

2008

2009

2007

2008

1

2

3

4

5

1. Выручка от реализации молока, тыс.руб.

- всего

4024

3786

3259

-765

-527

- на 1 ц молока

0,80

0,83

0,72

-0,08

-0,11

2. Полная себестоимость реализуемой продукции, тыс.руб.

- всего

3068

2928

3203

135

275

- на 1 ц молока

0,61

0,64

0,71

0,10

0,07

3. Прибыль (убыток) от реализации молока, тыс.руб.

- всего

956

858

56

-900

-802

- на 1 ц молока

0,19

0,19

0,01

-0,18

-0,18

4. Уровень рентабельности молока, %

31,16

29,30

1,75

-29,41

-27,55

В результате расчета и сравнения показателя рентабельности производства и реализации молока установлено, что наиболее рентабельным было реализация молока в 2007 году, где рентабельность составила 31,16 %. К отчетному году она резко сократилась до минимума. Причиной этому стала очень низкая цена реализации молока. Так в отчетном году эта цена была всего лишь 5 рублей за 1 кг, когда его себестоимость превышала 7 рублей. Только к зиме цена на молоко повысилась до 12 рублей, но к этому времени на предприятии резко сократился объем производимой продукции, так как у большинства коров переходили в сухостойный период.

Таким образом, можно сказать, что в последующих годах в случае продолжения такой ценовой политики, на предприятии сложится аналогичная ситуация, в результате чего оно перестанет существовать.

5. Анализ повышения эффективности производства и реализации молока.

Резервы роста объемов производимой продукции в отраслях животноводства кроются в основном в повышении продуктивности 1 головы животных. Такая ситуация создается в основном за счет того, что на предприятии ограничиваются количество скотомест на фермах и комплексах и ограничены площади кормовых угодий. Рост продуктивности животных может осуществляться различными путями.

1) За счет проведения качеств селекционной работы и тщательного отбора телок при формировании основного стада;

2) За счет приобретения со стороны чистопородных первотелок с хорошими племенными данными.

3) За счет совершенствования технологий содержания и выращивания животных, предназначенных для воспроизводства;

4) За счет совершенствования кормления животных;

5) За счет строгого выполнения планов проведения зооветмероприятий в течение года.

Для анализа резервов увеличения объемов производства продукции берут данные продуктивности 1 головы в среднем по предприятию, по подразделению, передового предприятия и среднегодового поголовья животных анализируемого предприятия.

Таблица 19

Резервы увеличения производства молока в отчетном году.

Вид продукции

Среднегодовое поголовье коров, гол

Продуктивность коров, ц/гол

Резервы увеличения производства зерна, ц

в среднем по хозяйству

на передовом участке

передовом хозяйстве

продуктивности до уровня передового участка

продуктивности до уровня передового хозяйства

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

Молоко

179

33,4

33,4

49,3

0

2846,1

2846,1

При анализе резервов увеличения производства молока установлено, что в отчетном году продуктивность 1 головы коров составила 33,4 ц. Так как на предприятии все основное стадо находится в одной молочно-товарной ферме, отдельно подразделения не выделяют. При сравнении данных показателя продуктивности передового хозяйства видно, что в случает доведения ее до уровня передового предприятии можно было получить почти до 3 тонн молока. В случае его реализации было бы выручено при установленной средней реализационной цене по 720 рублей за 1 центнер 20 млн. рублей. Такой результат значительно повысило бы современной состояние предприятия.

Для получения таких результатов необходимо использовать для получения телят с племенными качествами при искусственном осеменении коров и телок семена племенных быков-производителей, улучшать качество корма, включать в рацион другие корма, которые повышают надой молока, интенсивно лечить их ветпрепаратами для избежения заболевания животных, вследствие которого приходится их выбраковывать.

Выводы и предложения.

Проанализировав деятельно предприятия сельскохозяйственную артель «Большевик» за 2009 год, можно сделать вывод, что на данный момент организация находится не в самом хорошем состоянии.

Прибыль за отчетный год по сравнению с прошлыми годами оказалась ничтожно малой, всего лишь 18 тысяч рублей. Из этого следует, что по этому результату деятельности предприятие не сможет расширить свое производство при различных обстоятельствах:

Во-первых, организация имеет много кредитов, на которую вся выручка от продажи молока уходит на оплату этих долгов.

Во-вторых, стоимость ветеринарных препаратов для лечения коров, стоимость электроэнергии, которая расходуется для получения молока, стоимость кормов, влияющих на повышение качества молока и его количества очень высока, вследствие чего организация просто не в состоянии приобрести в любое время.

В-третьих, ценовая политика очень сильно ухудшило финансовое состояние сельхозартели. Так как у предприятия большие долги перед банком в виде кредита, при его погашении приходилось сдавать животных, в том числе коров и нетелей, вследствие которого сильно сократилось количество валового надоя молока, что в свою очередь уменьшало сумму выручки и едва покрыло все затраты, отнесенное на производство молока и его реализацию.

Нельзя не остановится на качестве молока. Большую роль играет то, какое молоко продает товаропроизводитель покупателю, так как молоко 1 сорта оценивается на много выше, чем молоко низшего качества. Так за молоко первого сорта средняя цена за 2009 год оказалась в размере 679 рублей за 1 центнер, молоко 2 сорта – 499 рублей, а несортового всего лишь 328 рублей за 1 центнер. Исходя из этого, можно сказать, что предприятии. Нужно особое внимание уделять для реализации молока именно высшего сорта. Для этого необходимо:

1) Использовать только доброкачественные корма;

2) Контролировать личную гигиену операторов машинного доения, коров и помещения;

3) Санитарная обработка доильного аппарата, своевременная замена на них изношенных сосковых резин, в которых содержится много микробов и возбудителей болезней;

4) Качественная подготовка вымени к доению, надевание и снятие доильных стаканов.

Санитарно-гигиеническое качество молока – комплексная проблема, определяемая рядом факторов, прежде всего техническим уровнем и эксплуатационным состоянием доильно-молочного оборудования. Количество и качество получаемого молока зависят от правильной эксплуатации, сервисного обслуживания, своевременной замены отдельных деталей и в целом модернизации доильного оборудования.

Дольное оборудование – ключевое звено в технологии производства на молочной ферме, так как, во-первых, доение – самый трудоемкий процесс молочного животноводства, во-вторых, от его санитарного состояния в первую очередь зависят санитарно-гигиеническое состояние молока и здоровье животных. Именно на доильных аппаратах проявляется интеграция системы «человек-животное-молоко».

Таким образом, следует вывод, что предприятие, занимаясь производством сельскохозяйственной продукцией, в частности молока, пытается выживать в современных условиях, где господствует инфляция, диктующая ценовая политика покупателя над поставщиком, пытается выживать с минимальным количеством поголовья (179 голов основного стада), при этом планирует увеличить это поголовье, с надеждой увеличить валовой надой молока для дальнейшего развития.

Список использованных источников.

1. Азорина Е. Химический состав и технологические свойства молока коров при включении в рацион различных кормов / Е.Азорина// Молочное и мясное скотоводство. - №7 – 2009. – С.29-30

2. Арзуманян Е.А., Бегучев А.П. Животноводство./Е.А. Арзуманян, А.П. Бегучев. – М.: Агропромиздат, 1985. – 448 с.

3. Джапаридзе Т. От проблем молочного скотоводства – к проблемам села. /Т.Джапаридзе/ Молочное и мясное скотоводство. - №3 – 2009. – С. 2-3

4. Добрынин В. А. , Беляев А. В. и др. Экономика сельского хозяйства. 2-е изд., перераб. и доп.,/В.А. Добрынин, А.В. Беляев/ М.: - Агропромиздат. - 1990. – С. 346

5. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: Учеб. Пособие /С.В. Дыбаль - СПб.: Издат. Дом «Бизнес-пресса». - 2007. – С. 467

6. Лабинов В.В. Состояние и тенденции молочной промышленности. /В.В. Лабинов// Молочная промышленность. - №10 – 2009 – С. 4-7

7. Минаков М. А., Сабетова П.А. и др. Экономика сельского хозяйства. /М.А. Минаков/ - М.: Колос, 2006.

8. Назаренко Н.Т. Экономика сельского хозяйства. Учебное пособие. Издание 2-ое./Н.Т. Назароенко. Воронеж: - ВГАУ. – 1996. – С. 435

9. Попов Н. А. Экономика отраслей АПК. /Н.А. Попов/ - М.: ИКФ «Экмос», 2005. – С. 226

10.Савицкая Е.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия /Е.А. Савицкая. – М: Агропромиздат. – 2001. – СС.234

11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 5-е изд./Г.В. Савицкая. - Минск: ООО «Новое знание», 2001.

12.Сарбатова Н. Качество молочной продукции /Н.Сарбатова. Молочная промышленность. - №11 – 2009. – С.9-13

13.Соловьева О. Витаминная ценность молока коров для производства детских продуктов питания /О.Соловьева// Молочное и мясное скотоводство. - №6 – 2009. – С.14-16

14.Сычева О. Практическое применение принципов ХАССП при персвичной обработки молока/ О.Сычева// Молочное и мясное скотоводство. - №1 – 2008. - С. 15-17

15. Трухачев В. Безопасность производства и повышение качества молока – основа принципов ХАССП /В.Трухачев// Молочное и мясное скотоводство. -№1 – 2009. – С. 15-16