Реферат: Невербальные средства общения. Общая характеристика невербальных средств общения

Название: Невербальные средства общения. Общая характеристика невербальных средств общения
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего образования

«Ярославский государственный технический университет»

Кафедра иностранных языков

Реферат на тему: «Невербальные средства общения. Общая характеристика невербальных средств общения.

Специальность «Экономика и управление в химической промышленности»

Курс 2

Группа З-28а

Студент: Борков М.С.

Преподаватель: Тараканова Т.Л.

Ярославль 2009 г .

План

1. Введение 3 - 4

2. Мимика 4 - 5

3. Взгляд 5 - 6

4. Позы 6 - 7

5. Жесты 7 - 12

- ритмические жесты 9

- эмоциональные жесты 9

- указательные жесты 9 – 10

- изобразительные 10

- символические жесты 11

6. Кинесические средства 12

7 . Просодичес­кие и экстралингвистические средства 12 - 13

8. Такесические средства 13 – 14

9. Проксемические средства 15 – 16

10. Паралингвистические средства 16

11. Заключение 16 - 18

12. Список используемой литературы 19

Введение

В ситуации языкового дефицита (отсутствие общих язы­ковых средств) можно общаться при помощи средств невер­бальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобре­тенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения. В качестве доказательства прибегают к исследова­ниям этологов (от греч. ethos — характер, нрав), специалис­тов, изучающих поведение животных. Бытует мнение о первостепенности в человеческом общении языковых средств и второстепенности невербальных. Исследования психологов оп­ровергают это ошибочное представление. По данным А. Мей-ерабиана, 7% объёма передаваемой информации составляют слова (вербальные средства), 38% — интонация голоса и его тембр, 55% — невербальные средства. Менее категоричен профессор Бердвиссл, считающий, что словесное общение в беседе передает менее 35% информации, невербальное — бо­лее 65%.

Цифровые данные могут быть более или менее убедитель­ными, однако суть в том, что невербальное поведение челове­ка тесно связано с его психическим состоянием и является средством выражения этого состояния. Внимание к невербаль­ному поведению партнёра по общению дает колоссальное ко­личество информации о его индивидуально-психологических и социально-психологических особенностях. Природный ха­рактер невербальных средств общения делает невозможной значительную коррекцию невербального поведения — в речи ту или иную реакцию на жизненные обстоятельства человек научился скрывать, невербальный язык менее пластичен и не позволяет нам достаточно эффективно маскировать свое ис­тинное состояние.

Невербальные средства общения подразделяются на груп­пы. Наиболее обширная группа — кинесические (от греч. kinetis — движение) — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функ­цию в общении. К ним относятся поза, жесты, мимика, взгляд, походка, направление движения.

Мимика

Мимика (от греч. mimikos — подражающий) — движение лицевых мышц. Основной элемент мимики — мимический код. Это особое сочетание частей и элементов лица: положе­ние рта, губ, бровей, лба, форма и яркость глаз, которые пере­дают одно из эмоциональных состояний. Психологи намечают шесть основных мимических кодов и множество оттенков пере­хода от одного к другому. К основным относятся гнев, презре­ние, радость, удивление, страдание, страх. Обращает на себя внимание тот факт, что только два из них выражают позитив­ное эмоциональное состояние — радость и удивление. Осталь­ные передают отрицательные состояния человека. И это вовсе не случайное явление. Мимика не изобретена людьми, она носит биологический характер и присуща животным в дикой природе, отлично передавая разнообразные их состояния. Очевидно, что выживание в природе чаще связано с преодо­лением отрицательных для живого существа обстоятельств.

Мимика человека целостна и динамична. Первое проявля­ется в том, что основные мимические коды интернациональ­ны: русские и эскимосы, испанцы и австралийцы, англичане и бразильцы выражают удивление, например, одним и тем же мимическим кодом. Динамичность мимики состоит в том, что мимические коды могут чрезвычайно быстро меняться. Наиболее подвижными элементами лица являются брови и область вокруг рта — именно они несут основную смысловую нагрузку при смене мимического кода.

Тысячелетия совместного существования научили людей контролировать мимику, и, если человек хочет скрыть ка­кую-либо информацию или свое состояние, лицо может стать малоинформативным. На значимость мимики указывает тот факт, что при неподвижном или невидимом лице теряется 10—15 процентов информации. Поэтому, общаясь, люди стре­мятся «читать» лицо партнёра и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует или сведена к минимуму. Изобрете­ние видеотелефона — результат потребности в мимическом контакте. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает.

Взгляд

Исключительно большое значение в общении имеет взгляд — комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда. Психологи показали, что взгляд общающегося человека тес­но связан с процессом формирования мысли (Р. Экслайн, Л. Винтере). Рождение мысли — процесс трудный и очень интимный, поэтому человек смотрит в сторону, когда мысль только формируется, а когда она готова, то и взгляд направ­лен на собеседника. Говорящий меньше смотрит на партнё­ра — только чтобы проверить его реакцию. Слушающий в этом смысле активнее: он посылает говорящему сигналы обратной связи. Если между партнёрами есть визуальный контакт, на­лицо расположенность к общению, если нет, стоит задумать­ся, есть ли смысл его продолжать. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. В дело­вом общении не стоит пользоваться тёмными очками, так как у вашего партнёра обязательно возникнет ощущение, что вы разглядываете его в упор. Это вызовет неловкость и раздра­жение, и позитивная атмосфера общения будет нарушена.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о со­стоянии человека, так как расширение или сужение зрачка при неизменном освещении не поддается контролю сознания. Возбуждение, заинтересованность, приподнятое настроение дают расширение зрачка в четыре раза против обычного со­стояния. Подавленность, тоска заставляют зрачок сужаться, и при этом получаются «глаза-бусинки» или «змеиные» гла­за. Внимательно наблюдая за взглядом партнёра, мы можем выбрать наиболее благоприятные для общения моменты. Ки­тайские и турецкие купцы успешно использовали эту особен­ность при ведении переговоров о цене товара: если покупа­тель получает желаемое, зрачки его расширяются. Успехи зна­менитых игроков в покер основаны на наблюдении за зрачка­ми соперника: расширенные зрачки сигнализируют о получе­нии отменной карты, суженные — о блефовании.

В общении имеет значение и направленность взгляда, то есть тот участок лица или тела, на который он направлен. В этом смысле можно говорить о деловом, социальном и ин­тимном взглядах. Деловой взгляд концентрируется в вообра­жаемом треугольнике на лбу партнёра по общению и создает деловую атмосферу. Социальный взгляд направлен на треу­гольник на уровне глаз и подбородка, его не следует исполь­зовать при решении деловых вопросов, особенно в работе с подчинёнными. Интимный взгляд направлен прямо в глаза собеседнику и в среде деловых партнеров тоже не может быть использован, так как вас могут неправильно понять.

Позы

Источником информации о состоянии и намерениях парт­нера по общению является и тело человека, его статическое или динамическое состояние. Поза (фр. pose — положение тела) — вид более или менее устойчивого пространственного положения человека. Насчитывают несколько тысяч таких по­ложений, приемлемость или неприемлемость которых зави­сит от национальности, пола, возраста, культурных и религи­озных особенностей людей. Главное смысловое содержание позы как средства общения — выражение открытости, готов­ности к общению или закрытости, неготовности к нему (В. Шюбц). Принимая «закрытые» позы, человек прикрыва­ет наиболее уязвимые места тела (грудная клетка, брюшина, гениталии) и старается занять как можно меньше места в про­странстве. Если ваш партнер скрестил руки, ноги, положил ногу на ногу, сидит к вам вполоборота, откинулся назад, ру­ками подпирает подбородок и т.п., общение будет малоэф­фективным. О настроенности на контакт свидетельствуют «от­крытые» позы — руки раскрыты ладонями вверх, ноги вытя­нуты, человек стоит лицом к вам, сидит, чуть наклонившись вперед, и т.п. Практически все коммуниканты «читают» позы партнёров, но происходит это совершенно бессознательно, и далеко не каждый понимает, как он это делает.

Жесты

Важным кинесическим средством общение является жес­тикуляция. Обычно, говоря о жестах, имеют в виду только движения руками. Действительно, они бывают очень вырази­тельны и первым делом бросаются в глаза. Однако к жести­куляции необходимо отнести любое телодвижение человека, которое используется в качестве способа подчеркнуть значе­ние произносимых слов. Жестикуляция издавна осознавалась как важнейший элемент ораторской практики, и когда Де­мосфена спрашивали о том, что такое хороший оратор, он отвечал: «Жесты, жесты, жесты!»

Жестикуляция как кинесическое средство общения обла­дает своими особенностями. Во-первых, ее количественные и качественные характеристики зависят от национальности. На протяжении часового разговора мексиканец использует жес­ты 180 раз, француз — 120, итальянец — 80, а финн — всего один раз. Русские традиционно считаются народом с весьма сдержанной жестикуляцией, и человек, размахивающий во время разговора руками, показывающий на что-либо паль­цем, считается невоспитанным. Содержание жеста у разных народов различно. Приветствие и прощание, согласие и отказ, удовольствие или неудовольствие по-разному выразят люди разных национальностей. Русские в знак согласия по­качивают головой «вверх-вниз», а, отказывая, поводят голо­вой «вправо-влево». В Болгарии эти жесты противоположны: «вправо-влево» означает «да», «вниз-вверх» означает «нет». У И.С. Тургенева в романе «Новь» находим описание жеста прощания: «Нежданов наклонил голову, а Сипягин простил­ся с ним на французский манер, несколько раз к ряду быстро поднес руку к собственным губам и носу. И пошел далее....». В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разве­дённых пальца (указательный и средний) с ладонью, повер­нутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь повер­нуть к себе, жест приобретает оскорбительный характер («А иди ты подальше!»). Жители Европы не различают нюанса повернутой к себе или от себя ладони и воспринимают эти жесты только как знак победы или указание на количество предметов. И это вполне может привести к недоразумениям и даже конфликтам.

Характерной особенностью жестикуляции является ее ус­тойчивость — жесты меняются очень медленно. Позаимство­ванный россиянами у западных народов жест прощания дви­жением «вправо-влево» ладони, обращенной к уходящим, не используется, когда мы учим малышей прощаться. Мы ма­шем кистью руки «вверх-вниз»: именно так принято было прощаться с давних пор на Руси.

В связи с тем, что до 80% информации о мире человек получает через зрение, основная функция жеста — зрительно способствовать лучше­му восприятию речи. Дополнительные — уточнение и ожив­ление мысли, усиление ее эмоционального звучания в сочета­нии со словами. В зависимости от выполняемой функции жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, сим­волические, указательные, изобразительные.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи — подчер­кивают логическое ударение, замедление и ускорение темпа, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация. Это могут быть движения ребром ладони «вверх-вниз», характе­ризующие частые и дробные явления, плавные движения ладони, напоминающие морскую гладь, если речь идет о спо­койном, медленном процессе, отбивание музыкального такта носком обуви, покачивания корпусом и головой и т.п.

Эмоциональные жесты передают разнообразные оттенки чувств. Многие из них закреплены в устойчивых сочетаниях (фразеологизмах): «бить себя в грудь» (отчаяние, оправдание), «стукнуть кулаком по столу» (гнев), «хлопнуть себя по лбу» (неожиданное вспоминание, догадка), «повернуться спиной» (отказ от общения, безразличие), «указать на дверь» (гнев, нежелание общаться, разрыв отношений), «пожать плечами» (недоумение), «отвести взгляд» (замешательство, внутреннее признание своей вины), «рвать на себе волосы» (запоздалое раскаяние, отчаяние), «развести руками» (признать себя не­состоятельным, бессильным решить какую-либо проблему).

Указательные жесты служат для выделения предмета из ряда однородных, указания места их расположения, порядка следования. Очень часто без использования указательного жеста речь становится совершенно непонятной. Можно ли адекватно понять просьбу, указание, приказ следующего со­держания, если они выражены только словесно: «Подайте, пожалуйста, эту ручку», «Этот учебник не бери, возьми вон тот». «Немедленно закройте то окно». Все эти фразы обяза­тельно должны сопровождаться указательными жестами, ина­че понять их истинный смысл невозможно. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (большим или ука­зательным), ногой, поворотом туловища. Указательные жес­ты могут быть многозначными: в разных ситуациях один и тот же жест приобретает разное значение. Если во время лек­ции студент показывает своему товарищу на запястье руки (место, где носят часы), то смысл жеста состоит в вопросе: «Сколько осталось до конца лекции». Тот же жест, адресо­ванный лектору его ассистентом, означает, что времени оста­ется мало, и надо переходить к заключительной части лек­ции. Этот жест может иметь значение «поторопитесь, настало время уходить», если используется человеком, спешащим на поезд, самолет, и т.д.

Изобразительные жесты употребляются людьми тогда, ког­да нет времени или возможности быстро сформулировать мысль и можно изобразить предмет или действие, показать их: «Что такое винтовая лестница?», «Какой бывает рябь на воде?», «Покажите, что вы отчаянно замерзли». Большинство людей подкрепляют словесное толкование, делая вращательные дви­жения рукой по вертикали вверх или волнообразное по гори­зонтали, хлопая себя ладонями по бокам, дуя на них и при этом подпрыгивая на месте. Изобразительные жесты усили­вают воздействие на слушателя, вызывая у него более чёткое представление о предмете речи.

Широко распространены символические жесты , обслужи­вающие типовые ситуации общения. Например, приветство­вать человека можно кивком головы, поднятыми вверх руками, соединенными в ладонях, поклоном, взмахом руки, при­поднятым головным убором. Каждый из этих жестов исполь­зуется именно в ситуации приветствия и выбирается в зави­симости от пола, возраста, уровня культуры коммуниканта. Так, приподнятый головной убор в качестве приветствия ис­пользуют только мужчины, причём имеет значение и его тип — это может быть цилиндр, шляпа, кепка, но не лыжная вяза­ная шапочка. Какие ещё типичные ситуации общения обслу­живаются символическими жестами? Предельность (катего­ричность) — сабельная отмашка кистью правой руки сопро­вождает фразу: «Никогда я на это не соглашусь!». Отказ (от­рицание) — отталкивающие движения рукой или двумя ла­донями вперед: «Нет, Нет. Не надо, прошу вас!». Противопо­ставление (антонимичность) — кисть руки исполняет в возду­хе движение «там» и «здесь»: «Пришли молодые и старые», •Одно окно на юг, другое — на север». Расподобление (разъе­динение) — ладони раскрываются и расходятся в разные сто­роны: «Это совершенно разные приёмы», «Они разошлись во мнениях». Объединение (сложение, сумма) — пальцы соеди­няются в щепоть или соединяются ладони рук: «Они хорошо сработались», «Давайте соединим наши усилия».

Жесты, как и слова, могут быть очень экспрессивными, поэтому использовать их следует осторожно. Особенно это касается жестов с ярко выраженным отрицательным или фа­мильярным оттенком — кручение пальца у виска, оттопы­ренный большой палец, щелканье пальцами по шее с правой стороны, «коза рогатая» и т.д. Учитель А.С. Пушкина, Алек­сандр Иванович Галич писал в «Теории красноречия»: «При­личие запрещает грудь и брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подергивать... Носа и губ, языка и ушей нельзя упот­реблять без оскорбления благопристойности». Этот совет ос­тается актуальным и в наши дни.

Иногда жесты выполняют не свойственную им функцию. Часто можно видеть, как коммуникант использует в общении так называемые механические жесты — потирает кончик носа, поправляет галстук, подергивает ухо, вертит пуговицу. Эти действия никак не связаны с предметом общения и свиде­тельствуют об особом состоянии партнера по общению — это неуверенность, волнение, нервозность. Причины в каждом отдельном случае особые, и если вы дорожите партнёром, то постараетесь их найти и нейтрализовать.

Кинесические средства

Кинесическим средством общения является и стиль пере­движения человека, его походка. Исследования психологов показывают, что то или иное эмоциональное состояние влия­ет на походку человека, и, следовательно, можно, даже не приближаясь к партнёру, оценить потенциальную эффектив­ность общения. Гнев придает стилю передвижения особую тяжесть, он как бы придавливает человека к земле, его походка становится «тяжёлой». Радость выражается в «легкой», даже «летящей» походке. Вялая и угнетённая походка — сви­детельство переживаемых страданий. Самая большая ширина шага наблюдается у людей, совершивших нечто весьма не­ординарное и гордящихся собой. Если ваш потенциальный партнёр находится в этом состоянии духа, то, вполне вероят­но, вы сможете добиться таких результатов, которые вряд ли были бы вами получены в другое время.

Просодичес­кие и экстралингвистические средства

К невербальным средствам общения относятся просодичес­кие и экстралингвистические средства. Просодика (от греч. proscidia — ударение, припев) — ритмико-интонационный осо­бенности речи: высота и громкость голосового тона, тембр го­лоса, сила ударения. Индивидуальные особенности просодики человек получает от природы, но многое можно скорректиро­вать систематической работой. В театральных вузах формиро­ванию просодических средств уделяется очень большое внима­ние. Так, дисциплина «сценическая речь» изучается в течение трех семестров и имеет преимущественно практическую на­правленность. Тесно связаны с просодическими средствами сред­ства экстралингвистические (лат. extra — вне, сверх, лат. lingua — язык) — включенные в речь психофизиологические прояв­ления. Это паузы, вздохи, кашель, смех, плач и проч. Просо­дические и экстралингвистические средства регулируют поток речи, с их помощью экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые выска­зывания, выражают эмоциональные состояния.

Такесические средства

Следующая группа невербальных средств общения — сред­ства такесические (лат. taktus — прикосновение, ощущение). Это динамические прикосновения в форме рукопожатий, по­хлопываний по плечу, колену, спине, поцелуи, прикоснове­ния телом. Выбор того или иного такесического средства оп­ределяется многими факторами — национальностью, полом, возрастом, степенью знакомства, положением на социальной лестнице. Использование такесических средств в деловых контактах должно быть предельно избирательным, так как они относятся к очень экспрессивным средствам общения. Наиболее нейтральное такесическое средство — рукопожатие. В деловом мире оно используется не только как приветствие, но и как символ заключённого соглашения, знак доверия и уважения к партнёру. Характеристиками рукопожатия могут быть его длительность и интенсивность. Короткое и вялое свидетельствует о безразличии партнера. Длительное рукопо­жатие, сопровождающееся улыбкой и приветливым взглядом, демонстрирует дружелюбное отношение к вам. Долгое и ин­тенсивное («мертвая хватка») должно насторожить вас: парт­нёр борется за лидерство в отношениях. Рукопожатие имеет свои специфические особенности, которые отражают иерар­хическое положение партнёров относительно друг друга: до­минирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), подчи­нённое (рука снизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное (рука направлена прямо, ладонь перпендикулярна плоскости, на которой человек стоит).

Применение таких такесических средств, как похлопыва­ние по колену, плечу, спине, допустимо только при наличии близких отношений с партнёром, равенства социального положе­ния или покровительственных отношений старшего к младше­му. Еще более ограниченный характер имеют поцелуи и при­косновения телом — только очень близкие между собой люди могут позволить себе использовать данные средства публично. Важное значение в общении имеет его пространственная организация. Все живое стремится занять определенную тер­риторию, достаточную для удовлетворения основных биоло­гических потребностей: получение пищи, возможность свободных половых контактов и самозащита. Эта территория включает в себя, в том числе, и индивидуальный участок, вторжение в который других особей угрожает самому существованию данного организма. О размерах пространства и индивидуального участка, достаточного человеку, известно не так много. Очевидно влияние различных факторов, определяющих эти параметры, — пол, возраст, этническое происхождение, уровень культуры, социальное положение, проживание в сельской или городской среде и т.д.

Проксемические средства

Антрополог Э. Холл идентифицировал четыре основные зоны межличностного об­щения (для североамериканцев и европейцев), размеры кото­рых зависят от степени близости людей друг к другу, и ввел в научный обиход термин «проксемика» (от греч. proximus — ближайший): интимное расстояние (общение родных и близ­ких) — от соприкосновения до 45 см, персональное (общение со знакомыми людьми) — от 45 до 120 см, социальное (офи­циальное общение и общениес чужими людьми) — от 120 до 400 см и публичное (общение с аудиторией) — от 4 до 7,5 м. Нарушение в той или иной ситуации оптимальной дистанции общения может вызвать недоразумение, непонимание между коммуникантами и даже привести к конфликту. В связи с исследованиями Э. Холла более понятным становится поведе­ние больших групп людей, собранных на ограниченном про­странстве (феномен толпы): агрессивность пассажиров пере­полненного автобуса, участников политических мероприятий, фанатов той или иной спортивной команды. Размещаясь на ограниченном пространстве, люди вынужденно нарушают по отношению друг к другу интимное расстояние общения, и это ведет к активизации агрессивности.

Очень редко в академической литературе отмечается в ка­честве невербального средства общения запах, издаваемый партнёрами. Это результат потери человеком той особой роли обоняния, которое оно имеет в дикой природе. Муравьи ли­шены зрения, но прекрасно ориентируются благодаря выде­ляемым из желёз внутренней секреции пахучим веществам — ферономам. Найдя пищу, муравей метит дорогу следовым за­пахом, и другие особи очень быстро её обнаруживают. До­ступные любому человеку наблюдения за домашними живот­ными доказывают значимость запаха в организации обще­ния — две встретившиеся собаки первым делом обнюхивают друг друга и получают информацию о поле, возрасте, местах, где каждая побывала, намерениях. Человек «улучшает» (ослаб­ляет или даже уничтожает) естественные запахи тела, воло­сяного покрова, дыхания, применяя косметические средства. Цена и марка фирмы становятся знаком социального и иму­щественного положения, принадлежности человека к той или иной социальной группе. Между тем, исследования швейцар­ских ученых показывают важную роль запаха в оптимальном выборе полового партнера для воспроизведения здорового по­томства.

Запах тела связан с определенными генетическими марке­рами, находящимися на поверхности клеток. С их помощью мужчина и женщина могут «распознать» (на подсознатель­ном уровне, конечно) взаимное генетическое сходство или различие. При этом нам «нравится» запах людей, которые в генетическом отношении резко от нас отличаются. Возмож­но, именно запахи стоят на службе эволюционных механиз­мов, помогая создавать все новые и новые комбинации генов в следующем поколении.

Паралингвистика

Паралингвистика (греч. рara - около) изучает совокупность невербальных средств, включенных в речевое сообщение и передающих, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию. Различают три вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические, графические.

К фонационным относят тембр речи, ее темп, громкость, типы заполнения пауз ("э-э", "м-м " и др.), особенности произношения звуков;

К кинетическим относят жесты, тип выбираемой позы, мимику;

Графические средства - это почерк, способы графических дополнений к буквам, их заменители, символы

Заключение

Усвоение невербального языка особенно важно в практике делового общения. Дополним сказанное выше соответствую­щими сведениями. В деловых контактах существует несколь­ко специфических позиций, знание которых помогает повы­сить эффективность общения. Условно их можно разделить на две группы — позитивные и негативные. К первым отне­сем открытость, заинтересованность, оценку и принятие ре­шения, отзеркаливание. Ко вторым — защиту, подозрение и скрытность, обман, ложь, сомнение. Общими для всех людей проявлениями открытости являются расстёгивание пиджака, свободное положение рук (открытые ладони), передвижение на край стула ближе к столу, за которым сидят партнеры (Д. Ньеренберг и Г. Калеро). Человек, стремящийся к откры­тым отношениям, будет смотреть на вас «деловым» взглядом, и его глаза будут встречаться с вашими не менее 60—70% всего времени общения, а зрачки его при этом будут расшире­ны. Заинтересованность выражают наклонённые к собеседни­ку голова и туловище.

К невербальным средствам оценки и принятия решения относят прижатую к щеке ближе к губам руку, подъём голо­вы и взгляд вверх, наклон головы с сосредоточенным внима­нием, различные действия с очками (протирка стекол, поку­сывание дужки позволяют оттянуть время обнародования ре­шения), пощипывание переносицы, хождение по комнате. Необходимо набраться терпения и не торопить партнёра (осо­бенно, если он передвигается), это нарушает ход его мыслей и может помешать принятию решения.

Отзеркаливание — принятие одинаковой позы с собесед­ником — средство показать партнёру согласие с его мнением и взглядами. Если вы хотите в ходе деловых контактов уста­новить полное взаимопонимание и создать непринуждённую атмосферу, скопируйте позу партнёра, и вы достигнете цели.

Мы уже отмечали защитные (оборонительные) невербаль­ные средства: скрещенные руки и ноги, поза человека, стре­мящегося занять как можно меньше места в пространстве, взгляд искоса или исподлобья и т.д. Эти невербальные сред­ства очень действенны, и если один из трех-четырех партнё­ров использует их, через некоторое время можно ожидать, что все коммуниканты последуют его примеру. Выйти же из данного состояния крайне затруднительно, хотя и возможно: скорректируйте то, что говорите или делаете, измените, тон речи, протяните собеседнику лист бумаги, макет, опытный образец продукции — словом, все, что заставит его развести сомкнутые руки.

Подозрение и скрытность выражаются отводимым в сторо­ну взглядом (глаза партнёра встречаются с вашими менее од­ной трети всего времени общения), обращением всего тела или ног к выходу, прикосновением к носу или легким его потиранием.

Жесты обмана, лжи и сомнения связаны с прикосновени­ем рук к лицу (попытка закрыть рот, глаза и уши руками, жест «жарко под воротничком»). Причем жест «защита ру­кой» следует отличать от оценочных жестов. Некоторые люди притворно покашливают, чтобы замаскировать его. Следует учесть, что если человек прикрывает рот в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду, а если этот жест использует тот, кто слушает, это означает: он чувствует, что вы лжете.

Список используемой литературы:

1. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова «Культура и искусство речи». Ростов-на-Дону 1999 год.

2. Л.А. Введенская. Культура речи. Серия «Учебники, учебные посо­бия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 год.

3. А.А. Данцев, Н.В. Нефёдова «Русский язык и культура речи для технических вузов» Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 год.