Реферат: Экономика и промышленность края

Название: Экономика и промышленность края
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова

Кафедра экономики и производственного менеджмента

МОДУЛЬ

(конспект лекций)

дисциплины

«Экономика и промышленность края»

Составитель: к.э.н., доцент

Шевелева Л.В.

Барнаул 2005

1.Содержание дисциплины, введение в дисциплину

1.Цель изучения дисциплины

2. Предмет изучения

3.Задачи изучения дисциплины

4.Содержание дисциплины

5.Методология науки управления регионом

6. Методика изучения курса

1. Цель изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины «Экономика и промышленность края» является приобретение слушателями теоретических знаний и практических навыков в решении вопросов управления экономикой на уровне страны, крупных экономических районов и регионов различных уровней, необходимых в управленческой и предпринимательской деятельности.

2. Предмет изучения

Предмет «Экономика и промышленность края» - это область научных знаний, изучающих территориальную организацию хозяйства.

Предметом изучения этой науки являются экономические районы всех уровней – экономические зоны, укрупненные районы, крупные экономические районы, районы среднего звена, промышленные узлы, промышленные центры, агломерации, территориально-производственные комплексы, отраслевые промышленные и агропромышленные комплексы, свободные экономические зоны.

Дисциплина изучает внутрирайонные и межрайонные экономические связи, а также ход экономических реформ в регионах в условиях становления и развития рыночных отношений, раскрывает понятия всех форм территориальной организации хозяйства.

3.Задачи изучения дисциплины

Основные задачи изучения дисциплины заключаются в рассмотрении форм проявления законов управления экономикой на разных уровнях территориального деления и в умении применять знания в этой области в практическом производственном менеджменте.

Основными задачами изучения являются:

- Изучение основных понятий, сущности, объектов и субъектов управления региональной экономикой.

- Изучение основных законов управления региональной экономикой.

- Рассмотрение основных принципов управления регионом.

- Исследование целей управления экономикой региона.

- Изучение методов управления регионом.

- Изучение организационных форм и структуры управления региональной экономикой.

- Изучение территориальных основ управления элементами экономики региона.

- Изучение техники и технологии управления.

- Исследование проблемы управленческих кадров и кадровой перестройкой управленческого аппарата.

4. Содержание курса

1. Содержание дисциплины, введение в дисциплину.

Экономические законы и формы их проявления в региональной экономике. Предмет, цель и задачи изучения дисциплины. Методология изучения дисциплины. Методика изучения. Структура курса. Место дисциплины в экономической подготовке специалистов.

2. Основные понятия, сущность, объекты и субъекты управления региональной экономикой.

Понятие территориального управления экономикой. Сущность и задачи управления регионами различных уровней.

Объекты и субъекты управления регионом и его экономикой. Основные функции территориального управления развитием экономики.

3. Основные законы управления региональной экономикой.

Законы территориального управления. Закон единства двух подсистем управления - отраслевого и территориального. Закон обеспечения общей заинтересованности. Закон участия трудящихся в управлении. Закон организации управленческой деятельности. Закон состязательности управленческих кадров. Другие законы управления региональной экономикой.

4. Основные принципы управления региональной экономикой.

Понятие принципов менеджмента. Фундаментальные и частные принципы территориального управления экономикой. Принцип демократического централизма в управлении регионом. Принцип взаимозаменяемости политического и экономического управления регионом. Плановость и программность в территориальном управлении. Единоначалие и коллегиальность принятия решений и ответственности за их выполнение. Принцип использования системы интересов объектов и субъектов управления регионом.

5. Цели управления региональной экономикой.

Понятие цели управления регионом. Содержательная классификация целей управления регионом. Экономические цели. Социальные цели. Политические цели. Идеологические цели.

Временная классификация целей управления регионом. Классификация целей управления по уровням территориального управления . Методы определения и представления целей управления. Исследовательские методы. Эвристические методы.

6. Методы управления региональной экономикой.

Понятие метода управления. Виды методов. Содержание методов управления регионом. Направленность методов управления. Организационная форма методов управления регионом.

Экономические методы управления и их использование на примере управления экономикой Алтайского края. Система показателей, используемых в экономических методах. Прямые и косвенные экономические методы.

Организационные и правовые методы управления. Правовая регламентация в управлении регионом.

Социологические и психологические методы в управлении территорией.

Идеологические методы управления.

7. Производственный потенциал региона и эффективность его использования

Понятие производственного потенциала региона. Элементы производственного потенциала и их взаимосвязи. Показатели состояния и использования производственного потенциала. Направления совершенствования использования производственного потенциала в современных условиях.

8. Территориальное управление элементами экономики региона

8.1. Управление трудовыми ресурсами в регионе.

Понятие трудового потенциала региона. Элементы трудового потенциала и их особенности. Проблемы использования трудового потенциала региона. Понятие и элементы рынка труда. Проблемы развития рынка труда в современных условиях. Управление трудовыми ресурсами региона. Управление персоналом в структурных элементах народного хозяйства и их взаимодействие по управлению трудовым потенциалом региона.

Региональная система управления трудовыми ресурсами.

8.2. Управление сырьевыми ресурсами региона.

Понятие природно-ресурсного потенциала региона. Составляющие природно-ресурсного потенциала.

Управление топливно-энергетическими ресурсами региона. Сырьевой потенциал промышленности и управление его использованием и развитием. Природно-сырьевая база сельского хозяйства и особенности ее использования.

Государственное управление ресурсами региона.

8.3. Управление основными фондами и производственными мощностями региона.

Понятие производственного потенциала региона, его элементы.

Размещение производительных сил. Основные законы размещения. Территориально-производственные комплексы и проблемы их формирования и развития. Формирование экономических районов, экономических зон и проблемы их управления. Узловое размещение производства и его эффективность. Проблемы развития и размещения производственного потенциала в современных условиях.

8.4. Управление инфраструктурным потенциалом региона.

Понятие производственной и непроизводственной инфраструктуры. Основные элементы инфраструктурного потенциала региона.

Территориальное управление транспортной сетью региона. Управление связью. Управление энергетикой. Управление жилищно-коммунальным хозяйством региона. Управление инженерными коммуникациями региона. Проблемы развития инфраструктурного потенциала и его управление.

8.5. Управление информационным потенциалом региона.

Понятие информационного потенциала и его элементов.

Структура информационного комплекса в регионе и управление его элементами.

Управление информационными базами данных.

Управление средствами информационной связи.

Управление средствами развития территориальной информационной системы.

Проблемы оперативности, достоверности и защиты информационных потоков.

8.6. Управление капиталами региона.

Понятие бюджета региона. Проблема формирования статей дохода в бюджете региона и управление процессами выполнения доходной части бюджета. Распределение средств формирования и утверждение бюджетов различных уровней.

8.7. Управление экологией региона.

Основные цели и задачи управления охраной окружающей среды в регионе. Объекты и субъекты управления экологией.

Органы управления экологией региона и их функции.

Экологические проблемы регионов различных уровней и основные направления их решения.

9. Организационные формы и структура управления региональной экономикой.

Функции управления региональной экономикой. Классификация функций управления с позиции региональной экономики (объекта управления) и с позиции субъекта (самого управления). Функции руководства и специализированные функции. Структура управления и факторы, ее определяющие. Основные принципы построения структур управления. Методы построения структур управления. Линейная и функциональная структуры управления. Формирование органа управления.

Высшие органы государственной власти и управления экономикой. Триединая система государственной власти. Основные функции и ответственность законодательной ветви власти, исполнительной и судебной по экономическим вопросам развития страны.

Структура и органы местного самоуправления. Принципы организации и осуществления государственной власти в регионе. Участие жителей региона в решении вопросов экономического развития. Предметы ведения региона и полномочия его органов государственной власти. Функции и полномочия триединой системы государственной власти в регионе.

9. Технология и техника управления региональной экономикой.

Технологические схемы и графики. Документация и делопроизводство органов управления региональной экономикой. Региональная организация рабочих мест управленческого персонала региона.

Техническое оснащение аппарата управления регионом и его развитие.

10. Управленческие кадры и кадровая перестройка управленческого аппарата.

Понятие и основные требования к кадрам аппарата управления региона. Особенности формирования, подбора и расстановки кадров в управлении региональной экономикой. Подготовка и переподготовка кадров в условиях построения новой рыночной системы. Новые требования к руководящим и другим кадрам органов управления регионом.

5.Методология науки управления регионом

Методологической базой дисциплины являются:

- современные научные теории экономического районирования;

- результаты исследования структуры региональных комплексов;

- целевые федеральные программы развития регионов России;

- теоретические аспекты формирования территориально-производственных и отраслевых комплексов;

- закономерности и принципы размещения производительных сил отраслей хозяйства и экономических районов;

- положения региональной политики и стратегии.

-

6. Методика изучения курса

Методика исследований в области региональной экономики и вопросов ее управления предусматривает различные методы, к основным из которых относятся:

1. Балансовый метод

2. Индексный метод

3. Экономико-статистический

4. Историко-сравнительный

5. Картографический

6. Методы экономико-математического моделирования

7. Метод системного анализа и др.

Методика изучения дисциплины включает:

1.Лекционные занятия;

2.Практические занятия;

3.Семинарские занятия;

4.Лабораторные работы;

5.Расчетные задания;

6.Изучение основной и дополнительной специальной литературы;

7.Изучение периодической информации по теме исследований;

8.Работа, написание и защита рефератов;

9.Выполнение контрольных работ;

10.Выполнение курсовых работ и проектов;

11.Выполнение научно-исследовательских работ и др.

2. Основные понятия, сущность, объекты и субъекты управления региональной экономикой

1. Понятие территориального управления экономикой.

2. Сущность и задачи управления регионами различных уровней.

3. Объекты и субъекты управления регионом и его экономикой

1. Понятие территориального управления экономикой.

Территориальное управление экономикой – это система отношений воздействующих структур на воздействуемые объекты с целью рационального использования всех региональных природных ресурсов, климатических условий, трудовых ресурсов, производственно, инфраструктурного, научно-технического, информационного потенциала в интересах наиболее эффективного развития народнохозяйственного комплекса региона.

Региональное управление экономикой предполагает схемы разделения страны на экономические районы в зависимости от поставленных целей, круга рассматриваемых отраслей и продолжительности периодов, для которых разрабатывается данная схема районов.

Экономические районы

Отраслевые

Общие (интегральные)

Экономические районы всех видов представляют собой территориальное разделение труда.

Виды разделения труда

Международное

Межрайонное

Внутрирайонное

Отраслевая структура хозяйства экономического района отражает его участие в общероссийском территориальном разделении труда. Параллельно идет процесс специализации отдельных частей этого района и формирование в районе таксономических единиц низшего ранга под влиянием внутрирайонного разделения труда меняется территориальная структура районного хозяйственного комплекса.

Территориальная структура – это членение системы народного хозяйства по территориальным ячейкам (таксонам), затем по районам разного ранга, промышленным узлам, центрам.

2. Сущность и задачи управления регионами различных уровней.

Сущность управления регионами выступает в двух аспектах.

Аспекты регионального управления экономикой

Территориальный аспект управлением развития отраслей

Комплексное социально-экономическое развитие

территории

Территориальный аспект управления развитием отраслей позволяет выявить основные направления развития и размещения предприятий конкретных отраслей по территории региона. Решение этих вопросов подчинено эффективности развития всего региона.

Комплексное социально-экономическое развитие территории предусматривает установление оптимальных территориально-производственных и хозяйственных связей, которые формируются наложением отраслевых схем развития и размещения производства на территорию региона. Это позволяет минимизировать совокупные затраты по развитию региона.

Задачи регионального управления экономикой:

- Комплексное использование всех видов ресурсов региона;

- Рациональная территориальная организация производства;

- Использование преимуществ территориальной концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства;

- Оптимальное сочетание между производством, производственной и социальной инфраструктурой;

- Формирование эффективной системы расселения;

- Решение социальных проблем и др.

3. Объекты и субъекты управления регионом и его экономикой

Объекты управления регионом

1.Экономические зоны – группа укрупненных районов, выделяемых в таксонометрическом ряду для целей долгосрочного прогнозирования размещения производительных сил.

2.Укрупненные районы (макрорегионы) – территориальные формирования по принципу общности природно-ресурсного потенциала, специализации хозяйства и экономических связей.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Западная

Восточная

Укрупненные районы (макрорегионы)

Север и Центр европейской части РФ

Урало-Поволжъе

Европейский Юг

Сибирь

Дальний Восток

3. Крупный экономический район – целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную (рыночную) специализацию и прочие внутренние экономические связи.

Крупные экономические районы:

1. Северный;

2. Северо-западный;

3. Центральный;

4. Центрально-Черноземный;

5. Волго-Вятский;

6. Поволжский;

7. Северно-Кавказский;

8. Уральский;

9. Западно-Сибирский;

10.Восточно-Сибирский;

11.Дальневосточный.

4. Районы среднего звена (мезорайоны) – республики, края, области, входящие в состав России.

5. Низовые районы ( микрорайоны) – Первичные звенья в таксономическом экономическом районировании – административные городские и сельские районы.

6. Агломерация – территориальное экономическое образование, отличающиеся высоким уровнем концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений. Агломерации имеют высокую плотность населения.

7. Промышленный узел – группа производств, компактно размещенных на небольшой территории, связанных между собой производственными связями, име6ющими общую систему расселения, сложившуюся социальную и поизводственную инфраструктуру.

8. Промышленный центр – Группа производств, компактно размещенных на сравнительно небольшой территории и в большинстве своем не связанных технологически между собой.

9.Территориально-производственные комплексы – новая форма территориальной организации хозяйства. Формируются в пределах крупных экономических районов на базе уникальных природных ресурсов. ТПК – перспективная база создания новых крупных экономических районов.

10. Свободные экономические зоны – локальная социально-экономическая система, созданная с целью поощрения определенных видов и направлений хозяйственной деятельности.

Субъекты управления регионом

Субъекты управления региональной экономикой – это совокупность управленческих структур различных рангов, образующих единство системы управления страны. ( тема 7).

3. Основные законы управления региональной экономикой

1.Закон единства двух подсистем управления.

2.Закон обеспечения общей заинтересованности.

3. Закон участия трудящихся в управлении.

4. Закон организации управленческой деятельности.

5. Закон состязательности управленческих кадров.

6. Другие законы регионального управления экономикой.

Законы управления – это выделенные наиболее существенные зависимости и связи между двумя или несколькими факторами в управлении для достижения общей цели.

Основными законами управления региональной экономикой являются:

1. Закон единства двух подсистем управления – отраслевого и территориального. Этот закон выражается как связь отраслевого и территориального управления и обеспечивает интересы развития отдельных отраслей и комплексность, рациональность развития отдельных территорий.

2. Закон обеспечения общей заинтересованности. – это устойчивая зависимость уровня производительности совместного труда от степени интересов общества, коллектива и работника в достижении конкретных конечных результатов. Здесь экономические отношения проявляются как интересы. Применительно к территориальному управлению этот закон звучит как обеспечение общей заинтересованности государства и различных регионов – от больших экономических зон до мелких территориальных единиц.

3. Закон участия трудящихся в управлении – устойчивая зависимость между доходами трудящихся, их социальными, другими условиями жизни и активность. В решении вопросов управления. Суть закона в том, что участие людей в управлении (представительство, выборы и др.), его активность непосредственно зависят от доходов людей ( экономических и социальных).

4. Закон организации управленческой деятельности – устойчивая зависимость эффективного управленческого труда от четкости его разделения и качества его кооперации как в вертикальном, так ив горизонтальном разрезе. Существует объективная необходимость поддержания соответствия функций, ответственности и прав каждого звена управления.

5. Закон состязательности управленческих кадров – зависимость качества организации системы управления от действенности механизма отбора и выдвижения руководящих кадров с учетом конечных результатов их деятельности. Управленческая деятельность – это деятельность прежде всего социальная, она всегда на виду и весьма престижна. Поэтому чтобы использовать зависимость качества управления от развития состязательности, следует развивать демократические начала, гласность, перевыборность и т.д.

6. Другие законы управления региональной экономикой.

4. Цели управления региональной экономикой

1. Понятие цели управления регионом

2. Содержательная классификация целей управления регионом

3. Временная классификация целей управления регионом

4. Классификация целей по территориальным уровням

1. Понятие цели управления регионом

Цель регионального управления экономикой – предмет основного стремления добиться определенного состояния или искомого результата в социально - экономической жизни населения региона.

Основная (глобальная) цель регионального управления – достижение экономической и социальной стабильности развития региона.

2. Содержательная классификация целей управления регионом

Содержательная классификация целей производится по принципу влияния на тот или иной ресурс региона.

В общем виде все цели управления регионом можно разделить на 4 группы:

- Экономические цели;

- Социальные цели;

- Политические цели;

- Идеологические цели.

Экономические цели с точки зрения территориального развития делятся на :

1.Повышение комплексности развития региона.

2.Углубление специализации региона.

3. Рост экономической эффективности функционирования отдельных отраслей или межотраслевых комплексов.

4. Улучшение использования природного потенциала региона.

5. Рост общего объема производства.

6. Стабилизация экономических связей.

7. Выход на мировые рынки.

8. Общее снижение уровня цен и др.

Социальные цели:

1. Снижение уровня преступности.

2. Снижение миграционных процессов.

3. Повышение благосостояния жителей региона и др.

Политические цели

определяются направлениями развития государственного устройства.

Идеологические цели

определяются идеологической направленностью развития общества.

3.Временная классификация целей управления регионом

- Долгосрочные цели.

- Среднесрочные цели.

- Текущие цели.

4.Классификация целей по территориальным уровням

Цели управления:

-Экономическими зонами

-Укрупненными районами (макрорегионами)

-Крупными экономическими районами

-Районами среднего звена (мезорайонами)

-Агломерациями

-Промышленными узлами

-Промышленными центрами

-Территориально-производственными комплексами

-Свободными экономическими зонами и др. регионами

5. Основные принципы управления региональной экономикой

1. Понятие общих и частных принципов территориального управления

2. Общие принципы управления

3. Частные принципы управления

1.Понятие общих и частных принципов территориального управления

Принцип – это основа, основное правило, руководящая идея.

Основной путь выявления принципов – это формирование теоретических положений на базе анализа реальных процессов. Когда принцип становится общепризнанным, тогда говорят об общем принципе управления.

Всю систему действующих принципов можно разделить на фундаментальные принципы научного управления и частные принципы.

Принципы регионального управления отвечают определенным требованиям: объективность, научность, определенность, устойчивость, конкретность, эффективность и др.

2.Общие принципы управления

1. Демократический централизм – выборность всех органов регионального управления, подотчетность их населению, обязательность решений вышестоящих органов перед нижестоящими.

Сущность–разумное сочетание демократии и централизма в управлении регионом.

Нарушение сочетания этих составляющих приводит к невозможности достижения главной цели регионального управления - достижение экономической и социальной стабильности развития региона.

2. Зависимость политического и экономического подхода к управлению регионом.

Политика и экономика тесно связаны как структура единой государственной системы. Политика может являться основой экономического развития, в то же время экономика может определять и политическое развитие.

3. Плановость в управлении территориальным развитием.

Управление на всех уровнях территориального деления невозможно без выбора цели и разработки программы ее достижения.

4. Единоначалие и коллегиальность.

Единоначалие обеспечивает каждому исполнителю одного непосредственного начальника. Коллегиальность осуществляется группой лиц – коллегией, которая обсуждает и принимает решения по определенной процедуре обсуждения и голосования.

5. Материальное и моральное стимулирование.

В управлении регионом должны максимально использоваться материальные (социальные) и моральные (политические, идеологические) стимулы.

6. Научность в управлении. Использование новых законов, их трактовки и учета, совершенствование и создание новых принципов и методов в управлении, использование новых достижений в науке, технике и др.

7.Принципы развития и размещения производства.

- приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления;

- первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов;

- оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию;

- использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление и развитие экономических связей между регионами всех уровней ;

- учет факторов размещения – природных факторов, экономические факторы, демографические факторы, состояние социальной инфраструктуры и др.

3. Частные принципы регионального управления.

- учет национальных традиций развития регионов;

- обеспечение развития приграничных территорий;

- регулирование миграционных процессов;

- решение проблем урбанизации;

- стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств;

- преодоление депрессивных состояний в развитии регионов;

- использование новых эффективных форм территориальной организации производства;

- преодоление чрезмерного отставания экономического развития отдельных территорий;

- учет климатических условий жизни населения отдельных регионов и др.

6. Методы управления региональной экономикой

1. Понятие методов управления, виды.

2. Экономические методы управления. Прямые и косвенные

3. Организационные и правовые методы.

4. Социальные и психологические методы.

5. Политико-воспитательные методы

1. Понятие методов управления. Виды.

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Направленность методов территориального управления – это ориентация на конкретный регион.

Содержание методов – это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма – это воздействие ( прямое или косвенное) на конкретно сложившуюся ситуацию.

Исходя из того, что в конкретном методе управления сочетаются и содержание , и направленность и организационная форма, выделяют следующие методы управления:

- экономические;

- организационно-правовые;

- социально-психологические;

- идеологические.

-

2. Экономические методы управления. Прямые и косвенные.

Экономические методы – это воздействие на объекты управления через финансовые рычаги и стимулы. В территориальном управлении эти методы выражаются в финансовой, денежной, кредитной, налоговой и бюджетной, таможенной политике государства и отдельных регионов, государственных заказах, развитии государственного сектора.

Экономические методы делятся на прямые (монетарная политика, инвестиционная, частично бюджетная и др.) и косвенные (госзаказы, таможенная политика, налоговая и др.).

Финансовые методы – это вся совокупность способов воздействия через финансовую систему государства и его регионов.

Денежно-кредитная или монетарная политика государства заключается в регулировании денежной массы путем изъятия или выпуска дополнительной денежной массы (операции на открытом рынке, изменение учетной

ставки, изменение нормы резервов и др.).

Налоговые рычаги способствуют дифференцированному (эффективному с точки зрения государства и региона) стимулированию развития отдельных отраслей и территорий.

Основные принципы налоговой политики:

- обязательность и всеобщность налогообложения физичнских и юридических лиц;

- сочетание прямого и косвенного налогообложения;

- применение льготного налогообложения;

- стабильность и динамика налоговой ставки;

- неотвратимость административной и финансовой ответственности налогоплательщиков за сокрытие объектов, подлежащих налогообложению

Система бюджетных методов заключается в формировании трех видов бюджетов: федерального, регионального и местного, а также внебюджетных фондов и денежных средств государственных и муниципальных предприятий.

Таможенная политика способствует росту собственного производства отдельных регионов

3. Организационно-правовые методы

Организационно-правовые методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через правовую систему, приказы, распоряжения и другие регламентирующие документы.

Применение организационно-правовых методов непосредственно связано с политическим и административным устройством государства и отдельных регионов.

Все организационно-правовые методы делятся на две группы:

1. Воздействие на структуру управления регламентация деятельности, нормы, нормативы и др.);

2. Воздействие на процесс управления ( подготовка, принятие, организация управления и контроль за управленческими решениями)

Основными рычагами использования этих методов в управлении регионами в условиях рыночной экономики являются антимонопольное законодательство и дефляционная политика.

Возможны три формы проявления организационно-правовых методов:

- обязательное предписание;

- согласительные акты;

- рекомендации и пожелания.

4. Социально-психологические методы

Социально-психологические методы используются для обеспечения защиты отдельных социальных групп и всего населения региона.

Всем жителям региона должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере экономки.

Приоритетными являются следующие виды социальной защиты.

1. Гарантия минимума заработной платы с регулярным пересмотром ее размера.

2. Обеспечение занятости ( свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности, получение желаемого уровня общего и специального образования, материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста и др.)

3. Индексация фиксированных доходов с учетом изменения уровня инфляции.

Одним из насущных вопросов применения социально-психологических методов является обеспечение благоприятной экологической обстановки в регионе, социальная защищенность детей, стариков, инвалидов, развитие здравоохранения, спорта, туризма, организация культурных мероприятий и др.

5. Политико-воспитательные методы управления

Использование политико-воспитательных методов – это самая спорная и дискуссионная тема в управлении. Однако выработка политических целей развития и их пропаганда может являться одним из стимулов воздействия на население региона для достижения экономической эффективности развития.

7. Производственный потенциал региона и эффективность его использования

1. Понятие производственного потенциала региона.

2. Элементы производственного потенциала и их взаимосвязи.

3. Показатели состояния и использования производственного потенциала.

4. Направления совершенствования использования производственного потенциала в современных условиях.

1. Понятие производственного потенциала региона.

Производственный потенциал – это сила, мощь, способность к производству максимально требуемого рынком объема производства продукции и услуг соответствующего качества при наиболее полном и эффективном использовании всех видов материальных и нематериальных ресурсов.

Производственный потенциал реального сектора экономики создает материальные блага для всех других отраслей и всего населения страны.

Производственный потенциал региона определяется многими факторами: численность населения, размеры территории, совокупность сырьевых ресурсов, основных фондов и др.

В России наибольшим экономическим потенциалом обладают Центральный, Северо-Западный, Уральский экономические регионы. На их долю приходится более 40% промышленно-производственных основных фондов. Около 1/3 населения страны.

2. Элементы производственного потенциала и их взаимосвязи.

Производственный потенциал можно рассматривать как сложную систему со множеством элементов.

Основными элементами производственного потенциала являются :
- потенциал основных фондов и производственных мощностей;

- сырьевой потенциал;

- трудовой потенциал;

- инфраструктурный потенциал;

- научно-технический потенциал4

- информационный потенциал;

- организационно-управленческий потенциал.


Потенциал основных фондов и производственных мощностей – один из основных элементов производственного потенциала, особенно капиталоемкий, требующий длительного периода времени для его воспроизводства, недостаточно гибкий и требующий значительных капитальных вложений для постоянного совершенствования на базе научно-технических достижений.

Сырьевой потенциал – необходимый элемент производственного потенциала, делится на :

- Природно-ресурсный потенциал (земля, воздух, вода, недра, климат, растительность).

- Промышленное сырье.

- Сельскохозяйственное сырье.

Трудовой потенциал - это трудовые ресурсы с учетом их профессионального, квалификационного уровня, перспективности развития, совокупности интеллектуального уровня, способностей к саморазвитию и самосовершенствованию.

Инфраструктурный потенциал представляет собой силу, мощь жизнеобеспечивающих отраслей, производств и хозяйств.

Инфраструктура делится на производственную и непроизводственную.

Научно-технический потенциал – это совокупность научно-технических достижений, научно-технических кадров, научно-технического оснащения всей экономики региона.

Информационный потенциал представляет собой совокупность всех форм информации, баз данных, способов формирования, передачи, использования информации, уровня информационных источников, действенности воздействия информационными данными на управляемый объект и др.

Взаимодействие и эффективное использование всех составляющих производственного потенциала осуществляет организационно-управленческая система региона. От ее воздействия на все элементы производственного потенциала непосредственно зависит эффективность воспроизводства и использования всех ресурсов производства.

3. Показатели состояния и использования производственного потенциала.

Все показатели состояния производственного потенциала можно разделить на следующие группы.

1. Показатели национального богатства страны:

- стоимость земли, недр, лесов;

- основные фонды (производственные и непроизводственные);

- материальные оборотные средства;

- домашнее имущество населения.

2. Показатели состояния природно-ресурсного потенциала:

- земельная площадь;

- площадь рекультивированных земель;

- количественные и качественные показатели минерально-сырьевых ресурсов (объем залежей полезных ископаемых, процентное содержание полезных веществ и др.)

3. Показатели состояния трудовых ресурсов:

- численность населения;

- численность трудоспособного населения;

- численность занятого населения;

- образовательный уровень и др.

4. Показатели научно-технического потенциала:

- количество учебных заведений, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и т.д.;

- количество открытий, изобретений, рационализаторских предложений и т.д.;

- количество научных работников (кандидатов, докторов наук, академиков, научных сотрудников и др.

5. Показатели инфраструктурного потенциала:

- протяженность транспортных сетей, дорог (автомобильных, железнодорожных, водных, воздушных);

- количество энергообеспечивающих ресурсов;

- количество и виды связи и др.

6. Показатели, характеризующие информационный потенциал:

- количество источников информации;

- количество информационных баз, их объем;

- количество и качественные характеристики автоматизированных систем поиска и обработки информации и др.

7. Показатели, характеризующие организационно-экономический потенциал:

- количество новых и использование существующих принципов организации и управления экономикой регионов;

- количество новых и использование существующих методов управления;

- количество новых организационных структур, принципов и методов их построения и др.

Показатели, характеризующие использование производственного потенциала.

1. Валовой национальный продукт.

2. Произведенный национальный доход.

3. Чистая продукция предприятий материального производства.

4. Объем производства отдельных отраслей материального производства.

5. Прибыль по народному хозяйству.

6. Денежные доходы населения.

7. Общественная производительность труда.

8. Фондоотдача.

9. Фондоемкость.

10. Трудоемкость на 1 рубль валового национального продукета.

11. Рентабельность производства и др.

Обобщающими показателями использования производственного потенциала могут служить следующие.

Неиспользованные резервы производства:

Р= Пп – Пф, где:

Р – неиспользованные резервы производства;

Пп – потенциальный уровень развития производства;

Пф – фактический уровень развития производства.

Коэффициент использования производственного потенциала:

К = Пф/Пп, где:

К – коэффициент использования производственного потенциала.

Дифференцированными показателями использования производственного потенциала региона могут служить :

Коэффициент производительности:

Кпр = ПР рег/ПРрф,где:

ПРрег – общественная производительность в регионе;

ПРрф – общественная производительность в РФ.

Коэффициент фондоотдачи:

ФО рег/ФОрф, где:

ФОрег – показатель фондоотдачи в регионе;

ФОрф – то же по РФ.

Коэффициент использования сырьевого потенциала:

Кс = Кс рег / Кс рф, где:

Кс рег – коэффициент использования сырьевого потенциала ( отношение вовлеченных в производство сырьевых ресурсов к общему объему) в регионе;

Кс рф – то же по РФ.

Коэффициент использования трудового потенциала:

Ктр = Ктр рег / Ктр рф,где:

Ктр рег – коэффициент использования трудового потенциала (отношение вовлеченных в производство трудовых ресурсов к трудоспособному населению) в регионе;

Ктр рф – то же по РФ.

Коэффициент использования элементов инфраструктурного потенциала:

Кис = Кис рег / Кис рф, где:

Кис рег – потребление элементов инфраструктурного потенциала ( эл.энергии, транспортных сетей и др.) на одного человека в регионе;

Кис рф – то же по РФ.

Коэффициент использования научно-технического потенциала:

Кнтп = Кнтп рег / Кнтп рф, где:

Кнтп рег – коэффициент эффективности использования научно технического потенциала (количество изобретений на одного человека, затраты на НТП, отношение доходов на 1 рубль затраченных средств и т.д) в регионе;

Кнтп рф – то же по РФ.

Коэффициент использования информационного потенциала:

Кин = Кин рег / Кин рф, где:

Кин рег – коэффициент использования элементов информационного потенциала ( количество информационных источников на одного человека, количество библиотек на численность населения и др.) в регионе;

Кин рф – то же по РФ.

Коэффициент использования организационно-управленческого потенциала:

Коуп = Коуп рег / Коуп рф, где:

Коуп рег – Коэффициент использования организационно-управленческого потенциала ( доля управленческого персонала в численности населения, общий объем производства на одного управленца и др.) в регионе;

Коуп рф – то же по РФ.

8.1. Управление трудовыми ресурсами региона

1. Понятие и формирование трудового потенциала

2. Условия формирования рынка труда

3. Управления трудовыми ресурсами региона.

4. Оценка социально-экономической ситуации на рынке труда Алтайского края.

5. Экономический эффект от трудоустройства (обеспечения занятости) одного рабочего места

1. Понятие и формирование трудового потенциала

Человеческие ресурсы – все население региона.

Трудоспособное население – это население, ограниченное возрастными рамками трудоспособности.

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, региона в трудоспособном возрасте, обладающие физическим развитием, умственным способностями и знаниями, необходимыми для профессиональной деятельности.

Рабочая сила – способность человека к труду, а также контингент трудоспособного населения, участвующего в процессах хозяйствования или ищущих участия.

Трудовой потенциал – это совокупность трудовых ресурсов, обладающих способностями, навыками, образованием, информацией и др. элементами, необходимыми в трудовом процессе. Трудовой потенциал не может рассматриваться в отрыве от научно-технического, информационного и организационно-управленческого.

2. Условия формирования рынка труда

Рынок труда – это система общественных отношений, обеспечивающих воспроизводство трудовых ресурсов.

Рынок труда – это сфера взаимодействия людей:

- оплата и условия труда;

- квалификация;

- ответственность за труд;

- интенсивность труда.

Основные факторы функционирования рынка труда:

- рыночная мотивация;

- потенциальная мобильность.

Субъекты рынка труда:

- работодатель;

- наемный работник;

- посредник;

- общественные объединения работодателей и работников.

Элементы механизма рынка труда:

- спрос;

- предложение;

- цена рабочей силы;

- конъюнктура.

Основные направления содействия занятости населения в регионе.



3.Управление трудовыми ресурсами региона

Управление рудовыми ресурсами в условиях функционирования рыночной экономики – это система мер, обеспечивающих выполнение основного закона государства – конституции РФ, Законодательства о труде, Устава Алтайского края, а также создания условий для нормального и эффективного функционирования рынка труда.

4 Оценка социально-экономической ситуации на рынке труда Алтайского края.

Демографическая обстановка.

- тенденция старения населения;

- превышение числа умерших числу родившихся;

- сохранение демографического потенциала за счет миграции населения: увеличение численности населения детского и трудоспособного возраста;

Состояние рынка труда.

- интенсивное движение рабочей силы;

- появление рынка труда и его элементов (фонд занятости, службы занятости, кадровые агентства и др.);

- высокий уровень трудовой активности населения в сочетании с низким уровнем жизни и эффективности труда;

- недостаточная территориальная и отраслевая мобильность работников;

Система подготовки кадров.

- отсутствие исследований перспективной потребности в специалистах;

- не соответствующая рыночным условиям система подготовки и переподготовки населения;

- отсутствие системы исследований эффективности подготовки и переподготовки кадров;

- недостаточная развитость согласованности работы элементов системы образования и др.

Исследование реальной занятости.

- рост скрытой безработицы;

- неэффективная система регистрации и перерегистрации безработных;

- низкая автоматизация процессов регистрации и перерегистрации безработных;

- недостоверность информации по реальной безработице и др.

Основные направления государственного управления трудовыми ресурсами на перспективу:

- соблюдение принципов равенства прав в получении профессионального образования, рабочего места, возможности сделать карьеру, в вопросах защиты от дискриминации при найме, увольнении и продвижении по службе, в области заработной платы.

- активность политики занятости: обеспечение возможности безработным, теряющим работу не зависеть от социальных государственных выплат в виде пособий по безработице и реализовать активные направления повышения качества рабочей силы, который устроил бы работодателей.

- справедливость политики занятости – устранение объективных препятствий и оказание помощи подбора соответсвующего рабочего места гражданам, которые по независящим от них причинам не могут найти рабочее место.

5. Экономический эффект от трудоустройства (обеспечения занятости) одного

рабочего места

Эффект от занятости одного рабочего места условно можно разделить на две части:

общественный эффект; индивидуальный эффект;

Общественный эффект включает показатели экономической и социальной эффективности, связанной с интересами общества, включающими общественные и индивидуальные интересы трудоустраиваемых граждан. Общественные интересы могут быть выражены величиной налоговых платежей, средствами, перечисляемыми в общественные фонды потребления и поддержки, а также ростом общественного благосостояния, создаваемого каждой единицей трудоспособных граждан общества путем выпуска продукции и оказания услуг.

Индивидуальный эффект включает заработанную плату (основную и дополнительную), премии, доплаты, надбавки, а также часть прибыли предприятия, (в том случае, если трудоустраиваемый создает собственное предприятие), оставшуюся в распоряжении предприятия после осуществления всех необходимых расчетов по налогам и платежей за минусом всех затрат по трудоустройству. Таким образом, в общем виде экономический эффект от трудоустройства ранее безработных граждан (Эг ) может быть выражен:

Эгобт ­ + Эинд , где:

Эобт - общественный эффект от трудоустройства безработных;

Эинд - индивидуальный эффект от трудоустройства.

В свою очередь общественный эффект можно представить следующим образом:

Эобт = Н + П + Д - Зобт , где:

Н - сумма всех налоговых платежей в государственный и местный бюджеты;

П - сумма всех платежей в общественные фонды потребления и поддержки;

Д - общественный доход, создаваемый трудоустраиваемыми;

Зобт - общественные затраты (бесплатное обучение, медицинское обслуживание, охрана и др.)

В общем виде общественный эффект от трудоустройства безработных можно выразить:

Эоб = (Сд + Нс /100 + Нпр ) + ( Пс + Нат + Пт + Гп + Лсб + (Сд - Сд* Нс /100 - Фзп - Ппот ), где: Сд - налогооблагаемый совокупный доход;

Нс - налоговая ставка на единый налог c совокупного дохода (%);

Нпр - прочие виды налогов (подоходный и другие);

Пс - сумма платежей в фонд социального страховании и др. фонды.

Нат - налог на приобретение автотранспортных средств;

Пт - сумма таможенных платежей;

Гп - сумма государственных пошлин;

Лсб - сумма лицензионных сборов;

Фзп - фонд заработной платы.

Ппот - часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия и идущая на личное потребление работающих.

Совокупный налогооблагаемый доход рассчитывается следующим образом:

Сд = Вв - (Зм + Ап + Прк + НДСпост + Пс + Hатт + Гп + Лсб ), где:

Вв - валовая выручка;

З м - материальные затраты;

А п - арендные платежи;

Прк - проценты за кредит;

НДС пост - налог на добавленную стоимость поставщикам;

Преобразуя формулу общественного эффекта, получим:

Эобт = Нпр + Вв - Зм - Ап - Прк - НДСпост - Фзп - Ппот .

Индивидуальный эффект можно представить следующим образом:

Эинт = Фзп + Пр - Зтр + Зоткр, где:

Пр - прибыль предприятий, остающаяся в их распоряжении после уплаты всех налогов и платежей ( в случае, если трудоустраиваемый создает собственное предприятие);

Зтр - затраты, связанные с трудоустройством;

Зоткр - затраты собственные по открытию предприятия, приведенные к соответствующему периоду.

З тр = Пбр + Зоб + Кр , где:

Пбр - пособие по безработице;

Зоб - затраты по обучению и переподготовке для возможности трудоустройства;

Кр - предоставляемые кредиты для открытия собственного дела, приведенные к расчетному периоду;

Затраты по открытию предприятия включают капитальные затраты на приобретение основных фондов, затраты на рекламу, по поиску рабочей силы и др., понесенные создателями за счет собственных средств.

Таким образом, формула расчета индивидуального эффекта примет вид:

Эинт = Фзп + Пр. - Пбр - Зб - Кроткр

С учетом определения общественного и индивидуального эффекта общий экономический эффект от трудоустройства безработных граждан будет определяться:

Этпр в м п рк -НДСпостпот + Пр - Пбр --Зоброткр .

Разница (Прпот ) представляет собой прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия и идущую на развитие производства. Обозначим ее Прп , тогда формула общего эффекта примет вид:

Эт = Нпрвмпрк -НДСпострпбр оброткр .

Экономическая эффективность, как отношение эффекта к вызывающим его затратам примет вид:

Кэт = Эт / (Зоб + Кр )

Срок окупаемости вложенных средств будет определяться:

Ток = (Зоб + Кр ) / Эт. год

где Эт.год - общий экономический эффект от трудоустройства за год.

При расчете эффекта от трудоустройства на уже функционирующие предприятия можно использовать упрощенный расчет. Эффект общественный можно представить как сумму налогов с физических лиц, платежей с физических лиц и долю чистой прибыли, создаваемой физическим лицом, идущую на дальнейшее развитие производства. Индивидуальный эффект может включать зарплату и часть чистой прибыли, идущую на личное потребление за минусом пособий по безработице и платы за обучение.

Таким образом, общий экономический эффект по данной группе граждан составит:

Эт.тр = Нф + Пф + Прп + Фзп + Плп - Пбр - З об ,

где Нф - налоги с физических лиц;

Пф - платежи с физических лиц.

8.2. Управление природно-ресурсным потенциалом региона.

1. Понятие природно-ресурсного потенциала региона.

2. Классификация природных ресурсов.

3. Сырье и сырьевые ресурсы.

1. Понятие природно-ресурсного потенциала региона.

Природные ресурсы - это естественные ресурсы, компоненты природы, которые на данном уровне развития производственных сил используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.

2. Классификация природных ресурсов.

Природные ресурсы классифицируются на основе их генезиса – на минеральные ресурсы, биологические ресурсы (растительный и животный мир), земельные, климатические, водные ресурсы.

По способу использования ресурсы делятся на ресурсы, используемые в материальном производстве, ресурсы, используемые в непроизводственной сфере.

По исчерпаемости ресурсы делятся на:

-исчерпаемые, в том числе возобновляемые (биологические, земельные, водные и др.) и невозобновляемые (минеральные);

- практически неисчерпаемые (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия текущей воды и др.)

Биологические ресурсы - это растительный и животный мир, в том числе и продукция сельского хозяйства в не переработанном виде.

Земельные ресурсы делятся по видам земли:

1. Земли сельскохозяйственного назначения.

2. Земли населенных пунктов.

3. Земли объектов народного хозяйства кроме сельскохозяйственного назначения.

4. Земли особо охраняемых территорий природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного (отдых, восстановление здоровья человека и др.) и историко-курортного назначения.

5. Земли лесного фонда.

6. Земли водного фонда.

7. Земли запаса.

Водные ресурсы - пригодные для использования в народном хозяйстве воды рек, озер, каналов, водохранилищ, морей, океанов, подземные воды, почвенная влага, вода (льды) ледников и снежного покрова.

Климатические ресурсы - это ресурсы определенного климата региона (температура, влажность, частота воздуха, движение воздуха, длительность времен года и др.)

Минеральные ресурсы - это совокупность полезных ископаемых в недрах региона, подсчитанных применительно к существующим кондициям на полезные ископаемые с учетом научно-технического прогресса (увеличение глубины разработки, повышение эффективности обогащения и др.)

По степени освоенности они делятся на группы А, В, С1 и С2.

А - полностью разведанные и подготовленные к эксплуатации.

В - полностью разведанные и частично подготовленные к эксплуатации.

С1 - разведанные но не подготовленные к эксплуатации.

С2 – не полностью разведанные.

Природно-ресурсный потенциал, помимо количественной характеристики природных ресурсов, имеет и качественную сторону (насыщенность, качественные характеристики воды, воздуха и др.) Кроме того, природно-ресурсный потенциал характеризуется и степенью развития научно-технического прогресса для возможности добычи и дальнейшего использования этих ресурсов, а также высококвалифицированными кадрами, добывающими и использующими данные ресурсы.

Экономическая оценка природных ресурсов включает учет множества факторов (экономических, социальных, технических, экологических, географических), которые обусловливают пространственное развитие и значимость природных ресурсов для жизни и деятельности человека. При экономической оценке используются следующие параметры: масштаб месторождения (суммарные запасы), качество полезного ископаемого, его состав и свойства, условия эксплуатации, мощность пластов, условия залегания, годовой объем добычи и др.

3. Сырье и сырьевые ресурсы

Сырье - это сырые материалы, подвергшиеся ранее воздействию труда и подлежащие дальнейшей переработке.

Все сырье делится на промышленное и сельскохозяйственное.

Сельскохозяйственное сырье - это продукция растениеводства и животноводства без переработки. Все остальное сырье-промышленное.

Особое значение имеют минеральные ресурсы. По характеру использования минеральные ресурсы делятся на три группы:

1. Топливно-энергетические.

2. Металлорудные.

3. Неметаллические.

8.4.Инфраструктура региона

1. Понятие региональной инфраструктуры

2. Производственная инфраструктура и управление ею.

3. Социальная инфраструктура, ее функции и принципы управления.

1. Понятие региональной инфраструктуры

Под региональной инфраструктурой понимается сфера приложения общественного труда, функциональным назначением которого является создание нормальных условий воспроизводства в регионе путем непрерывного и эффективного обеспечения процесса производства необходимыми материалами и трудовыми ресурсами.

2. Производственная инфраструктура и управление ею.

Производственная инфраструктура региона - это совокупность специализированных отрас

лей и объектов, функциональное назначение которых – создание благоприятных условий деятельности базисных отраслей материального производства путем оказания услуг по транспортировке, хранению. Разработке и реализации продукции, а также по оказанию услуг информационного характера.

Основными элементами производственной инфраструктуры являются:

-транспорт (ж/д, автомобильный, воздушный, водный, космический);

-материально-техническое обеспечение (коммуникациями, капиталами, трудовыми ресурсами, информацией, защитой и др.);

-связь;

-строительство;

-коммерческие и посреднические отрасли.

Основная функция производственной инфраструктуры региона состоит в обеспечении нормальных условий обращения продукции и ресурсов между производственными ячейками, расположенными на данной территории. Кроме того, она опосредствует связи с другими территориальными единицами общественного производства.

Управление инфраструктурой должно исходить из двух важнейших предпосылок. Во-первых, региональная производственная инфраструктура – составная и связующая часть регионального хозяйственного комплекса. Во-вторых, Сама она является комплексом отраслей и видов деятельности, имеющим сложную структуру.

Управление производственной инфраструктурой включает следующие основные задачи:

- выявление соответствия уровня обеспеченности и уровня потребности в услугах производственной инфраструктуры;

- согласование уровня развития производственной инфраструктуры и базисных отраслей материального производства;

- ликвидация диспропорций в их развитии;

- достижение рациональных пропорций внутри региональной инфраструктуры, включая создание необходимых резервов пропускной способности инфраструктурной сети региона;

- рациональное размещение и наиболее целесообразное использование объектов инфраструктуры;

- улучшение на этой основе внутрирегиональных и межрегиональных экономических связей.

3. Социальная инфраструктура, ее функции и принципы управления.

Под социально-бытовой инфраструктурой понимается совокупность объектов непроизводственной сферы, функциональное назначение которых – создание общественно нормальных условий жизни населения на данной территории.

Важнейшая задача управления социальной инфраструктурой – научно обоснованная дифференциация обеспеченности населения услугами отраслей социально-бытовой инфраструктуры по регионам страны и выравнивание условий жизни людей в различных регионах страны.

9.Федеральные органы управления экономикой

1.Понятие триединой системы власти

2. Органы исполнительной власти и их функции

2.1. Президент РФ

2.2. Правительство РФ

2.3. Федеральные министерства

2.4. Другие органы исполнительной власти.

1.Понятие триединой системы власти

Управление экономикой страны осуществляется триединой системой:

1 ветвь – Законодательная власть

2 ветвь – Исполнительная власть

3 ветвь – Судебная власть.

Законодательные органы власти определяют законы, общие формы и методы развития экономики страны.

Исполнительная власть осуществляет непосредственное управление экономикой страны.

Судебные органы власти разрешают экономические споры и следят за исполнением законодательно-правовых документов.

2. Органы исполнительной власти и их функции

Органы исполнительной власти самостоятельны в организационном и функциональном отношении.

Основные функции – исполнительные и распорядительные.

Права органов исполнительной власти гарантируются конституцией РФ.

В соответствии с федеративным государственным устройством различают органы исполнительной власти федеральные и субъектов РФ.

По организационно-правовым формам различают:

1. Правительство.

2. Совет министров.

3. Министерства.

4. Государственные комитеты.

5. Комитеты.

6. Службы.

7. Главные управления.

8. Управления.

9. Инспекции.

10. Агентства.

11. Департаменты.

12. Администрации.

13. Мэрии.

14. Отделы и др.

По уровню компетенции органы исполнительной власти делятся на:

- общей;

- отраслевой;

- межотраслевой;

- внутриотраслевой компетенции.

По порядку разрешения вопросов органы исполнительной власти делятся на коллегиальные и единоначальные.

Вся система органов исполнительной власти функционирует на принципах

- федерализма;

- сочетания централизации и децентрализации;

- законности.

2.1. Главной ветвью исполнительной власти является Президент РФ.

Он формирует Правительство, согласовывает с Государственной думой назначение председателя Правительства.

Президенту дано право принимать или отклонять отставку Правительства РФ. Он определяет внешнюю и внутреннюю политику государства. Его власть в

решении государственных вопросов очень высока. Его указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории РФ. Он вправе отменять Постановления и Распоряжения Правительства. Указы Президента составляют правовую основу деятельности Правительства.

Для обеспечения единства интересов субъектов РФ при Президенте учрежден институт полномочных представителей в краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах.

Цель института – обеспечение единства государственной политики в деятельности органов исполнительной власти на всей территории РФ.

Полномочный представитель является доверенным лицом Президента и представляет его интересы в различных регионах.

Важную роль в работе Президента РФ играет его Администрация. В ее состав входят в качестве самостоятельных подразделений главные управления и другие структуры, занимающиеся вопросами общего и специального характера. Они действуют в соответствии с положением о них, утвержденным Президентом РФ.

2.2. Правительство РФ

Правительство РФ – главный орган исполнительной власти, осуществляющий практически всю исполнительную власть в стране.

Правительство – это коллегиальный орган, в состав которого входят:

- Председатель;

- Заместители Председателя;

- Федеральные министры.

Решающая роль в формировании Правительства принадлежит Президенту РФ.

Председатель Правительства предлагает президенту структуру федеральных органов исполнительной власти и кандидатуры на должности своих замов и федеральных министров.

Основные функции и полномочия Правительства.

1. Разработка и обеспечение исполнения Федерального бюджета;

2. Проведение в стране единой финансовой. Кредитной. И денежной политики, а также политики в области культуры. Науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения.

3. Организация, разработка и исполнение программ экономического развития.

4. Обеспечение единой государственной политики в области экологии.

5. Ликвидация последствий аварий катастроф, стихийных бедствий.

6. Управление федеральной собственностью (для этого создан целый аппарат).

7. Защита интересов Государства.

8. Обеспечение обороны страны и государственной безопасности.

9. Обеспечение, прав и свобод граждан и юридических лиц.

10. Охрана собственности и общественного порядка и др.

Основные правовые формы политики, осуществляемой Правительством, - это постановления и распоряжения.

Отставка правительства: самоотставка, отставка Президентом РФ, выражение недоверия Государственной думой.

2.3. Федеральные министерства

I. Федеральные Министерства и Госкомитеты

1. Перечень и структура устанавливаются Президентом.

2. Большинство этих органов работает под непосредственным руководством Правительства

3. Положение о каждом Федеральном органе утверждается президентом или Правительством.

4. Министры и председатели Госкомитетом назначаются Президентом.

5. Федеральные Министерства являются единоначальными органами, они возглавляются Министрами. Которые входят в состав правительства.

6. При Министерствах создаются коллегии.

Аналогично строится работа Государственных комитетов.


2.4. Другие органы исполнительной власти.

Федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства и т.д.)

1. Перечень этих органов утверждается президентом.

2. Президент и Правительство утверждают Положения о них.

3. Руководители ведомств назначаются и освобождаются от должности Президентом и не входят в состав правительства.

В области экономики федеральные органы власти представлены следующими организациями:

- Министерство топлива и энергетики.

- Министерство экономики.

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия и др.

- Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства.

- Государственный комитет по промышленной политике.

- Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству и др.

- Ведомство по геологии.

- Ведомство по использованию недр.

- Ведомство по металлургии и др.

- Служба по валютному и экспертному контролю.

- Служба лесного хозяйства и др.

10. Система органов государственной власти субъектов РФ

1. Триединая система государственной власти субъектов РФ

2. Органы исполнительной власти региона

1.Триединая система государственной власти субъектов РФ

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов системы органов государственной власти субъектов федерации входит в совместное ведение.

Система органов государственной власти субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.

Также, как и в РФ в субъектах федерации действует триединая система государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная.

Представительные и законодательные органы субъектов федерации действуют в соответствии с Указом Президента от 22.12.93г. «об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ».

Представительный орган власти избирается населением сроком на 2 года и осуществляет свою деятельность на постоянной основе. Наименование органа представительной власти и количество его депутатов определяется им самостоятельно.

Этот орган – Краевое законодательное собрание (Назарчук) осуществляет правовое регулирование по вопросам совместного ведения и ведения субъектов РФ. Правовые акты представительного органа подписываются главой Администрации, а затем обнародуются. Эти акты могут быть возвращены главой Администрации для повторного рассмотрения. Если правовой акт принят не менее, чем 2/3 голосов, то глава Администрации обязан его подписать.

Представительный орган Совета Федерации рассматривает и утверждает бюджет, выносит на рассмотрение другие правовые акты, осуществляет контроль за исполнением принятых им правовых актов, исполнением бюджета и распоряжением имуществом.

Исполнительным органом власти субъектов РФ является Администрация.

2. Органы исполнительной власти региона

Органом исполнительной власти в субъекте РФ является Администрация (или Правительство). Руководство деятельностью Администрации осуществляет ее Глава (Суриков).

Функции Администрации:

- Разработка и представление на утверждение бюджета края и обеспечение его исполнения.

- Распоряжение и управление имуществом, относящегося к собственности субъекта федерации.

- Разработка, утверждение и контроль за выполнением программ экономического и социального развития региона.

- Осуществление мер по обеспечению законности, прав и обязанностей граждан, а также охрана собственности и борьба с преступностью.

- Принятие в своей компетенции правовых актов, Постановлений, Распоряжений.

Порядок формирования Администрации.

Глава Администрации занимает пост в результате выборов. Он является должностным лицом самостоятельного органа государственной власти и не является должностным лицом высшего органа государственной власти. Глава отвечает перед населением за социально-экономическую и политическую ситуацию, а также выполнение предвыборных обещаний. Перед федеральной властью несет ответственность за соблюдение федеральных нормативно-законодательных актов.

В структуру администрации входят:
- Правительство (администрация)

-Органы специальной компетенции по отраслям и сферам государственного управления.

- Территориальные органы специальной компетенции, действующие на территории районов и городов.

Глава Администрации имеет право законодательной инициативы, а также подписание и опубликование законов.

Для исполнения функций исполнительной власти в Администрации создаются структурные подразделения. В каждом субъекте их состав и функции определяются с учетом местных конкретных условий и может постоянно изменяться.

Примерная структура органов краевой Администрации.

1. Управления:

- юстиции;

- УВД;

- финансовое;

- по вопросам инвестиций;

- сельского хозяйства и др.

Комитеты:

- по архитектуре и строительству;

- по экономике;

- по управлению государственным имуществом;

- по вопросам обороны;

- по ликвидации стихийных бедствий;

- по промышленности и топливно-0энергетическим ресурсам;

- по торговле;

- по внешнеэкономическим связям;

- по пищевой и перерабатывающей промышленности;

- по поддержке предпринимательства;

- по земельным ресурсам и землеустройству;

- по использованию и охране недр и экологии;

- по жилищному и коммунальному хозяйству;

- по транспорту, связи, и дорожному строительству;

- по образованию;

- по научно-технической политике;

- по культуре и туризму;

- по здравоохранению;

- по демографической политике;

- по физкультуре и спорту;

- по делам молодежи;

- по национальным вопросам;

- по социальной защите населения;

- по труду и занятости населения ;

- по печати и информации;

- по кинофикации;

Отдел записи актов гражданского состояния.

Архивный отдел.

Каждый субъект РФ вправе самостоятельно определять состав, структуру, взаимодействие и функции своих подразделений.

Предметы ведения Администрации края как совместного, так и самостоятельного фиксируются в Уставе региона.

11. Основы местного самоуправления

1. Понятие местного самоуправления

2. Организация местного самоуправления

3. Органы местного самоуправления

4. Территориальное общественное самоуправление

1.Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление как форма осуществления народовластия

Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление в Алтайском крае осуществляется на принципах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в порядке, установленном Уставом (Основным Законом) Алтайского края и законами Алтайского края, а также уставами соответствующих муниципальных образований.

Территории местного самоуправления

Местное самоуправление в Алтайском крае осуществляется на территориях следующих муниципальных образований: сельсоветов, города районного значения, поселков, сельских поселений, части поселений (первичный уровень); городов краевого значения, сельских районов, закрытого административно-территориального образования. Если муниципальные образования первичного уровня находятся в границах территорий сельских районов, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом Алтайского края, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом Алтайского края. Вопросы образования, объединения, преобразования или упразднения внутригородских муниципальных образований, установления или изменения их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

5. Организация местного самоуправления

Организационная основа местного самоуправления

Организационную основу местного самоуправления составляет сочетание принципов выборности и назначения при формировании органов местного самоуправления, коллегиальности и единоначалия в деятельности этих органов, коллегиальности при принятии решений и личной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления за выполнение принятых решений, а также различных форм прямой демократии (референдум, выборы, собрание, конференция, сход, отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления и т.д.) и представительной демократии, государственных и общественных начал.

6. Органы местного самоуправления

Органы и должностные лица местного самоуправления

1. К органам и должностным лицам местного самоуправления относятся:

1) представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральным законом и законом Алтайского края;

2) глава муниципального образования, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральным законом и законом Алтайского края, если такая должность предусмотрена уставом муниципального образования;

3) другие органы и должностные лица, образуемые, избираемые, назначаемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления, образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

3. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок проведения муниципальных выборов, формирование органов местного самоуправления, компетенция, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами Алтайского края.

Местный референдум

1. Местный референдум как процедура голосования граждан, проживающих на территории муниципального образования, может проводиться по вопросам местного значения, отнесенным к ведению местного самоуправления.

2. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия, отмены и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом Алтайского края.

Собрания (сходы), конференции граждан

1. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы), конференции граждан.

2. Порядок созыва и проведения собрания (схода), конференции граждан, принятия, отмены и изменения их решений, пределы компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законом Алтайского края.

3. Территориальное общественное самоуправление

1. Территориальное общественное самоуправление - форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

2. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с законом Алтайского края.

Гарантии местного самоуправления

1.Решения, принятые путeм прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны к исполнению органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, расположенными (проживающими) на соответствующей территории.

2. Глава администрации Алтайского края, руководители структурных подразделений администрации Алтайского края при принятии решений, непосредственно касающихся интересов муниципальных образований, проводят с ними предварительные консультации и учитывают их предложения.

3. Законы Алтайского края и правовые акты, принимаемые Алтайским краевым Советом народных депутатов и главой администрации Алтайского края, не могут ущемлять права населения на осуществление местного самоуправления по сравнению с правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

4. Органам местного самоуправления гарантируется право на судебную защиту и компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них органами государственной власти Алтайского края дополнительных полномочий, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти Алтайского края.

5. Споры между органами государственной власти Алтайского края и органами местного самоуправления разрешаются в судебном порядке.