Реферат: Ощущение 2

Название: Ощущение 2
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Содержание.

1. Введение……………………………………………………………………………………………………2 .

2. Ощущение………………………………………………………………………………………………….4.

3. Рецепторы………………………………………………………………………………………………….5.

4. Классификация ощущений………………………………………………………………………..6.

5. Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей………………………………………………………………………….13.

6. Влияние ощущений на психологию личности………………………………………….17.

7. Ощущения в деловой среде………………………………………………………………………20.

8. Красивое и прекрасное………………………………………………………………………….....21.

9. Влияние цвета на человека……………………………………………………………………….22.

10. Применение цвета……………………………………………………………………………………..22.

11. Сочетание цветов……………………………………………………………………………………...29.

12. Цвет одежды………………………………………………………………………………………………30.

13. Заключение……………………………………………………………..………………………………..31.

14. Список литературы……………………………………………………………………………………33.

Введение.

Психология (от психо... и ... логия), наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.[1]

Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления, как явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологии от др. наук, изучающих природу и общество.

Психология изучает психику в её филогенетическом и онтогенетическом развитии, как на уровне животных, так и на уровне человека. Однако важнейший предмет психологии - изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы - сознания. Сознание - высшая, хотя и не единственная форма психического отражения у человека. Одна из фундаментальных проблем психологии заключается в изучении условий и "механизмов" осознания, связи между несознаваемыми формами психического отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь, как показывают современные исследования восприятия, памяти, словесных обобщений и др., успешно решается с помощью объективных методов. Др. фундаментальную проблему психологии составляет раскрытие природы тех процессов, которые субъективно переживаются как происходящие во внутреннем мире.

Введение в психологии категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме биологического и социального в развитии психики человека. Наиболее изученными в психологии, являются познавательные процессы - ощущение, восприятие, память и мышление, которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта, функционально или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к процессам восприятия, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании мыслительной деятельности как происходящей из деятельности практической. Гораздо более сложными являются проблемы внутренней регуляции деятельности - проблемы потребностей, мотивов, аффективно-волевых процессов. Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако понимание их у разных авторов остаётся далеко не однозначным.

Психология является экспериментальной наукой. Важная роль принадлежит в ней лабораторному эксперименту, позволяющему получать точную квалификацию и измерения изучаемых процессов. В психологии применяются и др. конкретные методы, в том числе наблюдение в обычных или специально создаваемых условиях, анализ продуктов деятельности, сравнительно-генетический метод и т. н. формирующий эксперимент; применяются также методы собирания массового материала - психологические тесты , методы интервьюирования и анкетирования .

ОЩУЩЕНИЕ.

Ощущение, сенсорика всегда более или менее непосредственно связаны с моторикой, с действием, рецептор - с деятельностью эффектов. Рецептор возникает как орган с пониженным порогом раздражения, приспособленный к тому, чтоб обеспечить ответное действие, даже при незначительном воздействии на организм. Ощущение - это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия. Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие - осознание чувственно данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения, этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся; ощущение - отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего.[2] В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущение и восприятие, таким образом, едины, и различны.

Ощущение - это и элементарная и очень высокая "теоретическая" деятельность, которая может включать относительно высокие степени абстракции и обобщения, возникшие на основе воздействия общественного человека на объективную действительность. В этом аспекте оно выделяется на основе восприятия и предполагает мышление. Как в одном, так и в другом случае ощущение - это не только чувственный образ или, точнее, компонент его, но также деятельность или компонент ее. Будучи сначала компонентом сенсомоторной реакции, ощущение становится затем содержанием сознательной познавательной деятельности, направленной на соответствующее качество предмета или явления. Ощущение - это всегда единство чувственного содержания и деятельности, процесса.

Чувствительность формируется в действии, которое она АФФЕРЕНЦИРУЕТ и регулирует, и ее развитие - дифференцированность, тонкость и точность ощущений - существенно зависит от действия.

РЕЦЕПТОРЫ.

Рецепторы - орган, специально приспособленный для рецепции раздражений, легче, чем прочие органы или нервные волокна, поддается раздражению; он отличается особенно низкими порогами раздражения, т.е. его чувствительность, обратно пропорциональная порогу, особенно высока.[3] В этом первая особенность рецептора как специализированного аппарата: обладая особенно большой чувствительностью, он специально приспособлен для рецепции раздражений. При этом рецепторы приспособлены для рецепции не любых раздражителей. Каждый рецептор специализируется применительно к определенному раздражителю. Так, образуются трагорецепторы, приспособленные к рецепции прикосновения, густорецепторы - для рецепции вкусовых раздражений, стиборецепторы - для обонятельных, приспособленные для рецепции звука и света фоно- и фоторецепторы.

Таким образом, специальная приспособленность к рецепции раздражений, выражающаяся в особо высокой чувствительности, - во-первых, и приспособленность к рецепции специальных раздражителей, т.е. специализация рецепторов по виду раздражителей, - во-вторых, составляют основные черты, характеризующие рецепторный аппарат.

Классификация ощущений.

В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторских систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на рецепторы. Классификация позволяет сгруппировать их в системы и представить связи взаимозависимости. Выделяют следующие основания классификации ощущений:

· по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущения;

· по месту расположения рецепторов;

· по времени возникновения в ходе эволюции;

· по модальности раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения - контактные.

По месту расположения рецепторов различают экстероцепцию, интероцепцию и проприоцепцию. Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и др.) Интероцептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов находящихся внутри организма (ощущение голода, жажды, тошноты). Проприоцептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов, находящихся в мышцах и сухожилиях.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические, кинестетические, температурные, болевые. Имеются ощущения, которые занимают промежуточное место между слуховыми и кожными – вибрационные ощущения.

Существуют своеобразные ощущения, лежащие в основе восприятия препятствий, не осознаваемые зрячими людьми, но свойственные слепым. Незрячие на расстоянии могут ощущать препятствие, причем тем яснее, чем препятствие массивнее. Установлено, что это происходит с помощью кожи лица и, прежде всего, лба. Предполагают, что это обостренные тепловые ощущения или ощущения локационные, которые отмечены у летучих мышей.

Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений, начав с дистантных и остановившись подробнее на зрительных ощущениях, играющих ведущую роль в познании человеком внешнего мира. (Установлено, что 80-90% информации от окружающего мира поступает через зрительный анализатор, около 80% всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.)

Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатку светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета – черный, белый и промежуточный между ними серый. Хроматические – все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Белый цвет есть результат воздействия на глаз всех световых волн, входящих в состав спектра. Ахроматические цвета отражают палочки, которые расположены по краям сетчатки. Колбочки расположены в центре сетчатки. Они функционируют только при дневном свете и отражают хроматические цвета. Палочки функционируют в любое время суток. Поэтому ночью все предметы нам кажутся черными и серыми.

Зрительный рецептор, или глаз, имеет сложное строение, характеризующееся наличием двух основных аппаратов: светопреломляющего и светочувствительного. Светопреломляющий аппарат глаза состоит из хрусталика и стекловидной, прозрачной жидкости, заполняющей внутреннюю полость глазного яблока. Функция хрусталика заключается в обеспечении отчетливого изображения предметов на сетчатке глаза. Лучи света, проходя через хрусталик, преломляются и отбрасываются на находящуюся сзади сетчатку. Чтобы на сетчатке было всегда четкое изображение, как от близких, так и от далеких предметов, хрусталик становится то более выпуклым, то более упрощенным и в зависимости от этого сильнее или слабее преломляет проходящие через него световые лучи.

Светочувствительный аппарат представляет собой сетчатку, устилающую заднюю, внутреннюю поверхность глазной камеры и состоящую из концевых разветвлений зрительного нерва. В сетчатке глаза под действием физических световых раздражителей возникают специфические нервные возбуждения, которые затем по зрительным нервам передаются в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга.

С помощью зрительного анализатора человек может различать до 180 цветных тонов и более 10 000 оттенков между ними, несмотря на то, что в сетчатке глаза всего лишь три цветоощущающих элемента: один из них обладает чувствительностью к раздражениям, порождающим ощущения красного цвета, другой - зеленого, третий - фиолетового. Когда на сетчатку действуют соответствующие этим элементам световые волны изолированно, получается ощущение чистых насыщенных тонов красного, зеленого и фиолетового цвета. Но если в определенном участке сетчатки одновременно возбуждаются все три элемента, то в зависимости от того, в какой пропорции они возбуждены, возникают ощущения других цветов.

Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. При потере слуха люди обычно теряют способность говорить. Речь можно восстановить, но уже на основе мышечного контроля, который может заменить слуховой контроль. Это осуществляется путем специального обучения. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Слуховой анализатор человека может воспринимать звуковые волны с частотой от 16 000 до 20 000 колебаний в секунду. Орган слуха имеет три части: наружное ухо, улавливающее звуковые волны, среднее ухо, проводящие звуковые волны в центральную часть органа и внутреннее, в котором расположен специальный рецепторный аппарат, так называемый кортиев орган, воспринимающий звуковые колебания. Слуховые ощущения отражают: высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы. Музыкальные это пение и звуки большинства музыкальных инструментов. Шумы – звук мотора, грохот движущего поезда, шум дождя и т. п. Слух к различению звуков речи называется фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды. Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой, он воспитывается и формируется, как и речевой. Сильные и продолжительные шумы, проходящие через орган слуха, вызывают у людей потерю нервной энергии, наносят ущерб сердечнососудистой системе, снижают внимание, понижают слух и работоспособность, приводят к нервным расстройствам. Отрицательно влияет шум на умственную деятельность, поэтому осуществляются специальные меры по борьбе с ним.

Обонятельные ощущения – это вид чувственности, порождающий специфическое ощущения запаха. Их тоже относят к дистантным ощущениям. Корковая часть обонятельного анализатора расположена в височной области. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте – впереди, в выпадающей части тела. Заметим, что путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее краток. Обонятельные ощущения возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа. Обоняние несе особо важное значение. Слепоглухие, например, пользуются обонянием, как зрячие пользуются зрением: определяют по запаху знакомые места и узнают знакомых людей.

Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Для глухих и слепоглухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха. На организм здорового человека непродолжительные вибрации оказывают тонизирующее влияние, но длительные и интенсивные вибрации утомляют и способны вызвать болезненные явления.

Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Сухой кусок сахара, положенный на сухой язык, никаких вкусовых ощущений не даст. Вкусовые рецепторы - вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущение сладкого, кислого, соленого и горького. Участки языка по разному чувствительны к различным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – края языка, к горькому – области корня языка. Корковая часть вкусового анализатора находится в височной области. Разнообразие вкуса зависит от присоединения к вкусовым ощущениям обонятельных. Если совершенно исключить обоняние, то вкус самых различных кушаний делается в значительной мере одинаковым. Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении или пересыщении – понижается. На вкусовую потребность и аппетит влияет обстановка, в которой принимается пища, и сервировка стола.

Кожные ощущения – это наиболее широко представленный вид чувственности. В кожных покровах имеется несколько анализаторских систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущение холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки. Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов и в этом отношении является чувством, параллельным зрению. Тактильные ощущения дают знания о поверхности тела, с которым произошло столкновение: гладкое, шероховатое, липкое, жидкое.

Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Рецепторные окончания болевой чувствительности расположены под кожей, глубже, чем тактильные рецепторы, причем в местах сосредоточения большого количества тактильных рецепторов болевых рецепторов меньше. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качестве предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон. В болевых ощущениях отражаются интенсивность раздражителя, его качества (колющая, режущая, жгучая боль), место воздействия. Третий вид кожной чувствительности – температурные ощущения, связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее грудь. При овладении многими профессиями и выполнении профессиональной деятельности важную роль играют кинестетические ощущения, которые отражают движение и положение отдельных частей тела. Рецепторы кинестетических ощущений расположены в мышцах и сухожилиях. Раздражение в этих рецепторах возникает под влиянием растяжения и сокращения мышц. В результате кинестетических ощущений у человека складывается знание о силе, скорости, траектории движения частей тела. Большое количество двигательных рецепторов расположено в пальцах рук, языке и губах, так как этими органами необходимо осуществлять точные и тонкие рабочие и речевые движения. Деятельность двигательного анализатора позволяет человеку координировать свои движения. Развитие кинестетических ощущений является одной из важнейших задач профессионального обучения. О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Статические ощущения (ощущения равновесия) – это ощущения, которые правильно ориентирует человека при наличии земного притяжения, возникают в результате деятельности вестибулярного анализатора. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению. В результате исследований последних лет установлено, что нормальная работа статического анализатора необходима для отражения пространства другими анализаторами, в частности зрением.

Особое место в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Выделяют и отдельные органические ощущения, такие, например, как чувство голода, жажды, болевые ощущения. Возникновение органических ощущений сопровождается яркими переживаниями отрицательных эмоций; удовлетворение потребностей, связанных с этими ощущениями, например, сопровождается положительными эмоциями. Органические ощущения оказывают сильное влияние на психические состояние человека, его работоспособность. В тоже время эти ощущения испытывают сильное влияние от волевых усилий человека, его мотивов.

Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей.

Деятельностью является специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности, человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в природе.

Творческий характер деятельности живого существа проявляется в том, что благодаря деятельности он выходит за пределы своей ограниченности, превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Однако огромное влияние на деятельность оказывают ощущения. Без них невозможна или была бы очень затруднена, какая либо деятельность. Если же у человека полностью или частично отсутствует один из познавательных процессов (слух, зрение, обоняние, вкус и т. п.), то это резко снижает рамки выбираемой профессии. Рассмотрим подробнее аспект связи ощущений с деятельностью по каждому виду ощущений (ограничения выбора профессии).

Зрительные ощущения.

При ослаблении действия аппарата колбочек человек плохо различает или совсем не различает хроматические цвета. Данное заболевание носит название«дальтонизм» (по имени английского физика Дальтона, который впервые его описал). Дальтонизм является серьезным недостатком зрения, и его необходимо учитывать как противопоказание при выборе профессий водителя и оператора, которые связаны с цветовой индикацией.

Слуховые ощущения.

Ослабление деятельности слухового аппарата оказывает влияние на выбор активных профессий, неотъемлемой частью которых являются слуховые ощущения, например, преподаватель, телефонисты, продавцы, врачи, юристы, переводчики, радио ведущие и т.п.

Обонятельные ощущения.

Данный вид ощущений оказывает влияние на выбор профессии, где обоняние является главным профессиональным инструментом. Надо отметить, что таких профессий не так много. Наиболее яркие из них – это повар, человек, занимающийся тестированием парфюмерной продукции и т.д.

Вибрационные ощущения.

Необходимость вибрационной чувствительности возрастает в тех видах деятельности, где вибрация становится неисправностью в работе машины. Это всевозможные технические операторы, водители, механики и т.д.

Вкусовые ощущения.

Ослабление деятельности вкусовых ощущений является противопоказанием при выборе профессии повара, для которого ощущения данного вида являются профессиональным инструментом.

Кожные ощущения.

В некоторых профессиях человеку важно знать не только расположение отдельных частей его тела, но и всего тела и уметь выполнять рабочие движения при изменении тела в пространстве (водолазы, парашютисты, космонавты, летчики, моряки, монтажники-высотники и т. п.). Поэтому ослабление деятельности соответствующих ощущений может быть серьезным ограничением данных видов деятельности.

Надо отметить, что ощущения также очень сильно влияют на восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, при отсутствии ощущений будут ограничены или невозможны другие познавательные процессы.

Восприятие не представляется без ощущений, так как оно происходит через воздействие наших органов чувств на предметы и явления объективного мира, вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает чувственную ориентировку в окружающем мире. Процесс восприятия протекает под воздействием практически всех ощущений. Это, например, может быть зрительное восприятие, под воздействием зрения формируются основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия – предметность (восприятие в форме отделенных друг от друга предметов), целостность (образ достраивается до некоторой целостной формы), константность (восприятие предметов относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо отменяющихся физических условий восприятия) и категория реальность (восприятие носит обобщенный характер).

Внимание также невозможно без органов чувств, так как оно организует многообразие ощущений. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Память - это процессы воспроизведения, запоминания, сохранения и переработки человеком разнообразной информации. А информация, в свою очередь, как уже было сказано выше, поступает через органы чувств. Подумаем логически, как нам представится без ощущений возможность к запоминанию? На этот вопрос будет и соответствующий ответ.[4]

Воображение - особая форма человеческой психики, состоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Это сложный процесс, который протекает в мышление под воздействием той информации, которая поступает в мозг из внешней среды через органы чувств и обрабатывается через восприятие, а также под воздействием тех образов, которые находятся в памяти человека.

Мышление - является познавательным высшим процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразование человеком в действительности. Мышление можно также понимать как получение новых знаний творческое преобразование имеющихся представлений. На формирование и развитие мышления оказывает влияние новая информация и имеющиеся представления, которые поступают и формируются через ощущения.

Речь – это средство общения. Речь формируется под воздействием звуковых сигналов (фонем, морфем, слов, предложений, фраз), которыми обмениваются индивиды с помощью звуковых ощущений. Под воздействием полученных сигналов формируются активный и пассивный словарные запасы и навыки произношения.

Влияние ощущений на психологию личности.

Психология личности стала экспериментальной наукой впервые десятилетия нашего века. С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов.

Личность – это человек как носитель сознания, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Личность включает в себя индивидуальность.

Индивидуальность – это индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает друг от друга.

Личность - это прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение. Исследователи выделяют важное значение ощущений в развитии личности. Трудно представить себе личность, у которой они отсутствуют или даже невозможно.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, воля, эмоции, социальные установки.

Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Здесь скажем, что ощущения играют главную роль. Приобретение и закрепление знаний, умений, навыков осуществляется через все органы чувств, в зависимости от рода деятельности. Например, скульптор по роду своей деятельности приобретает и закрепляет способности через осязание, зрение; человек имеющий способности к иностранным языкам совершенствует свои способности через слуховые и зрительные ощущения.

Темпераментом – называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Темперамент выступает как бы связывающим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. Темперамент разделяется на сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический. Психофизиологическая оценка темперамента включает в себя четыре компонента: выносливость, пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). У человека складывается и развивается определенная линия психического поведения под воздействием той информации, которая поступает из внешней среды к индивиду через познавательные процессы. Ощущения при этом играют не последнюю роль, так как прежде чем организм человека обрабатывает полученную информацию, на основе которой формируется его психофизическое поведение, эта информация каким-то образом должна поступить в организм.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных способностей личности, который складывается и проявляется в деятельности, в общении и обуславливает типичные для личности способы поведения, это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.

Некоторые устойчивые черты характера обнаруживаются уже у детей раннего возраста. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. У ребенка формируется определенное отношение к формам поведения близких взрослых людей, которым он в последствии подражает, на основе его личных ощущений внешнего мира. При помощи прямого поучения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает форму поведения взрослых.

Воля – это настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на пути преград, вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками.

Воля является сложным процессом и ощущения задействованы здесь на первом этапе этого процесса. Далее человек перерабатывает и осмысливает полученную информацию, ставит приоритеты, оценивает свои возможности и желание, переходит к активным действиям.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.

Ощущения и эмоции это взаимосвязанные явления эмоциональной сферы личности. Эмоции человека возникают вследствие деятельности органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и т.д. Например, человек увидел и услышал, что к нему плохо относятся (увидел хмурый (веселый), взгляд другого человека, услышал о себе плохой (хороший) отзыв) и у него поднялось (или наоборот испортилось) настроение, т.е. проявились соответствующие эмоции. Также кожные ощущения влияют на проявление эмоций, например, ребенок упал, поранился, ощутил чувство боли и заплакал, боль прошла и ребенок успокоился.

Ощущения в деловой среде.

Деловая среда в настоящее время имеет огромное значение в жизни современного человека. В деловой среде ощущения занимают не последнее место, так как с каждым органом чувств связано определенное количество принимаемой информации. А бизнес это не только финансовые потоки, это еще и разнообразные выставки, презентации, доклады, отчеты и т. д., где люди обмениваются информацией о выпускаемой продукции, отчитываются о проделанной работе. Необходимо учитывать следующий расклад воспринимаемой информации через органы чувств: 90% - через все познавательные процессы;

50% - только через слух и зрение;

30% - только через зрение;

20% - только через слух;

10% - только через чтение.

Например, если докладчик, скажем, на деловых переговорах с партнерами будет передавать информацию аудитории только через слух, то очевидно большая часть информации не дойдет до адресата, и, возможно, какой-то желаемый контракт не будет заключен. Но, если бы информация была бы более наглядной (докладчик заготовил бы таблицы, графики, образцы, фото-, видеоматериалы и т.д.), то успех бы был очевидным. Таким образом, в деловой среде, где ставка делается на сотни и тысячи долларов, не стоит пренебрегать ощущениями и основательно готовиться к публичным выступлениям, так как завтра это может дать качественно новый виток развития бизнеса.

Красивое и прекрасное.

Чувство прекрасного — одно из качеств, отличающее человека от животных. В одном труде, посвященном искусству, подчеркивается, что «человека можно было бы назвать животным, у которого есть эстетическое восприятие. Поскольку мы отличаемся от животных, то видим мир не так, как они. Разве собака понимает красоту заката?

Понять, как человеческий мозг воспринимает красоту, невозможно. Прежде всего, наши чувства передают мозгу информацию о звуках, запахах, цветах и формах предметов, которые привлекают наше внимание. Но чувство прекрасного — это гораздо больше, чем результат электрохимических импульсов, просто сообщающих о том, что происходит вокруг. Мы видим дерево, цветок или птицу не так, как их видит какое-нибудь животное. Хотя эти предметы, возможно, не приносят нам какую-то непосредственную практическую пользу, но доставляют радость. Благодаря нашему мозгу мы можем понимать их эстетическую ценность.
Восприятие прекрасного влияет на наши чувства и обогащает жизнь.

ЛЮДЯМ нравятся те, кого они считают привлекательными. Но что по сути делает нас привлекательными? Все-таки без риска для здоровья мы мало что можем изменить в той внешности, которая досталась нам от рождения. Более того, физическая красота недолговечна, ведь никто сегодня не может избежать губительных последствий болезней и старости.

В этом мире, придающем особое значение внешности человека, а не тому, каков он внутри, нам сложно оценить внутренние качества человека. Но, думаю, что красивыми нас сделают в большей мере хорошие привлекательные качества, ведь друга-то выбирают именно исходя из того каков он как человек , а не каков он как – картинка.

Влияние цвета на человека.

Психология цвета. Как известно, цвета обладают психологическим действием. Психология цвета конкретна и действует независимо от моды на всех людей одинаково. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закрепленным в данной культурной традиции символическим смыслом.

ПРИМЕНЕНИЕ ЦВЕТА.

Известный психиатр В.М.Бехтерев утверждал: "Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры". Аристотель писал: "Все живое стремится к цвету... Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными". Ивлин Грант заметил: "Чем больше смотришь на этот мир, тем больше убеждаешься в том, что цвет был создан для красоты, и красота это - не удовлетворение прихоти человека, а необходимость для него". Действительно, цвет способен возбуждать и подавлять, возносить и низвергать, лечить и облагораживать. Приведем несколько выдержек из замечательной книги Мориса Дерибере "Цвет в деятельности человека": "Физиологическое и психофизиологическое воздействие цвета на живые существа позволило разработать богатую технику цветотерапии... Особое внимание привлекал красный цвет, который использовали еще средневековые врачи для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний. Изучались и другие цветные лучи. Лечение невралгических явлений светом началось очень давно. Вначале оно было очень эмпиричным, но после наблюдений Плезантона над болеутоляющим свойством света, пропущенного через голубой фильтр, и наблюдений Поэта над тем, же свойством фиолетового света, оно стало более точным. В начале нашего века несколько русских и немецких терапевтов подтвердили наблюдения о благоприятном воздействии голубых и фиолетовых лучей при лечении невралгических заболеваний..." "Красный и желтый лучи дали интересные результаты при лечении апатичных и анемичных детей. Они выражались в увеличении количества красных кровяных телец, росте веса ребенка, повышении его активности и в улучшении его настроения. Зеленый цвет был использован потом при лечении нервных болезней и психопатических расстройств. Он считал, что зеленый свет действует в тех случаях, когда нужно дисциплинировать ум и тело и вынудить больного контролировать свои поступки. После трехчасового пребывания в красной комнате больной, страдавший молчаливым психозом, повеселел и стал улыбаться. На следующий день пациент, отказывавшийся ранее от любой пищи, встал, потребовал завтрак и поел с удивительной жадностью" "Больной вынужден долгие часы думать, мечтать, страдать в среде, в которую его поместили. Медленно, так что он и не отдает себе отчета, эта среда проникает в него самого. Так нужно ли делать ее ледяной, лишать цвета, жизни в то время, как она должна участвовать в моральном утешении и физическом восстановлении?" Современной медициной цвет до сих пор активно не используется, несмотря на наличие колоссальных массивов фактических данных, касающихся психологического и физиологического действия цвета. Возможности же цветовоздействия попросту фантастичны. Прямое облучение тела отфильтрованным солнечным светом, использование лазерных устройств, создание однотонных интерьеров, применение пропускаемых через самоцветы светопотоков, направленное влияние на точки акупунктуры, целевое воздействие на активные зоны радужки глаза – сегодня существует множество методов введения цветоэнергий в информационно- энергетический метаболизм индивидуума. Причем все эти приемы эффективны вне зависимости от степени осознания человеком характера и направленности цветоэнергетического воздействия. Цвет, как и звук, является естественным интегратором физиологических и психических процессов. Использование ранжирующих методик, определение характера предпочтений помогают поставить точный "энергетический диагноз" и направленно подобрать особую "цветовую микстуру". Так можно управлять живой системой и психическими процессами самым естественным образом, влияя наиболее привычным путем, достигая значимых результатов без использования синтетических лекарств и сложных физиотерапевтических воздействий. Разумеется, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Цветовое влияние необходимо сочетать с особого рода ритмическим воздействием. Добавление особых ароматов, мелодий и вкусов также имеет свое значение. Лечебное воздействие должно быть комплексным, но методические секреты его организации пока не могут быть раскрыты даже специалистам. Ведь речь идет о чрезвычайно эффективном методе управления психической и телесной сторонами жизни индивидуума, и орудие это может быть использовано как для исцеления, так и для разрешения воздействующим собственных корыстных проблем. Главное, о чем мы хотели рассказать в этом небольшом введении, так это о могуществе цвета, о глубинности его связи с человеческим организмом и о фантастических возможностях, использовать которые вовсе не трудно. Небольшая группа утонченных исследователей, действующих на основании строго этического кодекса и использующих имеющиеся в науке и культуре наработки, может на протяжении нескольких лет достичь поразительных результатов в освоении принципиально новых путей направленного воздействия на организм и психику. Но готовы ли сами врачи, психологи и педагоги к эксплуатации такого рода инструмента? Не пойдут ли они по "линии наименьшего сопротивления"? Не захочется ли им лишить своих подопечных свободы воли? Вот в чем вопрос. И пока он не решен - вход в сокровищницу Храма Естественных Влияний для любого закрыт. Эзотерическая традиция хранит множество сведений о сверхэффективных способах управления человеческой психикой и состоянием тела. Но лишь немногие готовы воспринять это знание в полном объеме, так как оно попадает лишь в чистые руки и требует от влияющего особой ответственности... Физиологам давно известно о не зависящем от настроений субъекта физиологическом влиянии цвета. К примеру, красный цвет возбуждает и активизирует, а синий - успокаивает и затормаживает. Но это - примитивный, схематичный анализ взаимодействия цвета и биосистемы. Люшер же, синтезировав все имевшиеся в его распоряжении данные о психологическом воздействии определенных цветов, создал для каждого из них перечень генерируемых им сдвигов в состоянии организма (в самочувствии, в настроении, в характере понимания). Заметим, что действия каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависит от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его "психологический код" действительно объективны и не зависят от положения того или иного цвета в ряду индивидуального предпочтения. Процессы мышления акцентируют моменты структурности, организованности и информационности. Тогда эмоциональные состояния символически представляют особого рода энергии психики, особый качественно-силовой аспект переживаний. Цвет воздействует на неструктурный, несюжетный эмоциональный элемент психической деятельности, как бы напитывая собой физиологические системы, являясь одновременно их "топливом" и "управляющей программой". Потому-то управление цветовосприятием и называется многими исследователями методом прямого контроля над психоэнергетикой индивидуума. Это действительно путь реального управления структурными энергиями и энергоформами, действующими на всех уровнях организма, на всех "этажах" внутреннего мира. Г.Г.Воробьев и В.В.Налимов в 80-х годах разработали уникальную психодиагностическую методику, похожую на цветотест М. Люшера. Испытуемым предлагалось расположить в порядке предпочтения 19 наиболее известных картин художников-абстракционистов - от самой "нравящейся" до самой "неприятной". Результаты статистического анализа данных тестирования превзошли самые смелые ожидания. Данные цветографического теста Воробьева-Налимова при особом их математическом анализе позволяли очень точно определить возраст человека (с погрешностью до 5 лет), его профессиональные ориентации, хобби, семейное положение, политические пристрастия и даже отношение к тем или иным научным и философским проблемам. Налицо феномен, родственный "чуду люшеровского теста". Само ранжирование цветовых и графических стимульных изображений позволяет сделать далеко идущие выводы о тех сторонах жизни человека, которые, казалось бы, никоим образом не связаны с характером цветовосприятия и эмоционального отношения к тем или иным формам. Мы убеждены, что современной психологии "недостает" одной важной категории - категории ПРЕДПОЧТЕНИЯ. Порой человек, сам того не подозревая, "свидетельствует" о тех или иных склонностях, тенденциях и скрытых мотивах собственного поведения, просто совершая выбор и предпочитая один из нескольких стимулов. Ситуация "буриданова осла" при тестовом ранжировании исключена. Как писал известный московский прозаик Михаил Анчаров, "реальный осел возле охапок сена голодным не останется". Человек всегда что-то выбирает, выбор совершается как бы сам собой, но говорит о многом. При правильном же подходе к анализу предпочтений можно получить фантастические объемы информации о структуре, динамике и развитии состояний бессознательного как на физиологическом и психодинамическом, так и на культуральном и социально-конвенциональном уровне. Проблема индивидуального предпочтения - это проблема "потребности изнутри". Неосознаваемая потребность первоначально складывается на некоем биопсихическом уровне, отражаясь в особенностях восприятия и фиксируясь в различиях эмоциональных реакций на тот или иной стимул. А. Кемпински разработал психодинамическую модель "информационно-энергетического обмена", структура которого весьма устойчива и точно соответствует наблюдаемым внешним поступкам и высказываемым суждениям индивидуума. Методики, основанные на ранжировании стимулов и позволяющие определить структуру неосознаваемых предпочтений, предоставляют исследователю доступ к глубинным пластам этого самого "информационно-энергетического метаболизма". Что бы ни случилось с организмом, чего бы ни захотел субъект, куда бы ни направилась его фантазия - все это немедленно отражается на структуре индивидуальных предпочтений. В качестве стимуляторного материала можно использовать не только цвета и геометрические формы, но и ароматы, вкусы, положения тела и многое другое. Фактически речь идет о формировании особого "диагностического механизма" по типу "биообратной связи". Опытный диагност, который может проанализировать связь между характером предпочтения и интересующими его настроениями и состояниями, получает исчерпывающую информацию о скрытом от самого исследуемого психическом материале. Всякое желание, стремление и хотение основывается на тяготении к редукции напряжения. Организм либо отталкивается от чего-то, либо привлекается к чему- либо. Полярность цветов соответствует полярности стремлений, которые лежат в основе толкования различных цветопар, имеющих определенный ранг в субтестах диагностической методики Люшера. Желание рассматривается как фактор действия, стремление определяется как попытка энергоинформационной системы организма- психики изменить свое состояние. Тест более чем прямо указывает на то, чего хочется человеку, а чего - нет. Цветопредпочтение (как и вкусопредпочтение, и формопредпочтение, и ритмопредпочтение, и позопредпочтение, и ароматопредпочтение) является интегральной характеристикой энерго- информационного состояния живой системы. Изучение характера предпочтений позволяет не только диагностировать режим функционирования живого организма, но и предоставляет возможность настроиться в унисон с идущими в нем процессами, "присоединиться" к ритмам и векторам энергосдвигов и направленно

Возможности влияния практически неисчерпаемы. Можно предлагать отвергаемые цвета в гомеопатических дозах, особенно если речь идет о неприятии основных цветов. Можно обильно "накачивать" через всю поверхность кожи и глаза, предпочитаемые цвета. Можно сочетать различные цветовые воздействия с соответствующими им музыкальными, ароматическими и многими другими воздействиями. В конце концов, влияние может быть комплексным и проходить при постоянном мониторинге изменяющегося состояния организма и психики.

Цвет может гармонизировать человека, он способен мобилизовать его ресурсы, а может успокоить и расслабить. Цветом можно вылечить, цветом можно привести субъекта в угнетенное состояние. С другой стороны, психоаналитическая работа, приводящая к осознаванию истинных причин скрытой тревожности, приводит к спонтанному изменению характера цветопредпочтения и переструктурированию всего рангового ряда цветов. Есть влияния аллопатические, необходимые для ликвидации гиперзащиты организма и полезные при острых нарушениях информационно-энергетического обмена. Существуют влияния гомеопатические, усиливающие вектор защитных реакций и эффективные при хронических нарушениях жизнедеятельности и настроения. Исследование предпочтений - замечательный диагностический метод, позволяющий грамотно и обоснованно выбирать действительно полезный, подлинно эффективный режим влияния на организм с целью коррекции психического состояния и самочувствия. Влияние это, вне зависимости от глубины нарушений, поступает непосредственно в мозг, проникает во все физиологические структуры, протекает прямо к органам через активные рецепторные зоны радужки глаза. Организм немедленно отзывается на целебный цветовой поток. Но для того, чтобы он был законен, приятен и полезен, его необходимо организовывать с данными цветотеста. Это и есть истинно психосоматический подход, позволяющий с помощью единой тестовой методики избрать единый фактор влияния, равно эффективный и в исправлений телесной жизнедеятельности, и в коррекции психических состояний.

СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ.

СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ ТАКЖЕ НЕСУТ В СЕБЕ НЕКУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ.

Р АССМОТРИМ ОСНОВНЫЕ ИЗ НИХ:

Серый - синий - спокойствие, не вовлеченность, не связывание себя никакими обязательствами.

Синий - фиолетовый - стремление к нежности и тонкости чувств, к каким-либо идеализированным отношениям.

Синий - желтый - желание понимать и быть понятым, соискание любви окружающих, эмоциональная независимость и полезность для всех.

Синий - красный - гармония и активность в сотрудничестве, эмоциональная удовлетворенность, сотрудничество и взаимопонимание на благо созидания.

Синий - зеленый - точность, логичность, аккуратность, возможна педантичность, дискриминирующий контроль.

Зеленый - желтый - корыстное честолюбие и деятельность, направленная на завоевание признания окружающих и самого себя.

Красный - желтый - жажда исследований, освоение новых сфер, действие ради действия.

Зеленый - черный - патологическое упрямство и нетерпимость к воздействию извне.

Желтый - черный - внезапный кризис, либо "да", либо "нет", своевольное решение.

Красный - черный - драматизация, импульсивные чрезмерные желания.

Красный - фиолетовый - очарованность всем эротическим и эстетическим, что волнует и возбуждает.

Серый - фиолетовый - эстетическая восприимчивость, хорошо развитое чувство прекрасного.

Красный - коричневый - самоудовлетворение и потакание своим желаниям.

Зеленый - коричневый - требование покоя, потребность в душевном облегчении.

Серый - коричневый - изнурение, истощение, необходимость внимания со стороны.

Коричневый - черный - самоунижение, ощущение бесцельности, отказ от всего, кроме физического удовлетворения.

Серый - черный - нежелание иметь с окружающим никаких взаимоотношений.

Цвет одежды.

Куда бы мы ни шли, что бы на нас ни было надето, мы посылаем окружающим различные цветовые сообщения. Цвета передают психологические послания, которые воздействуют в первую очередь на подсознание и оказывают огромное влияние на окружающих. У цветов есть эмоциональная, вызывающая настроение сила, которая влияет на людей, радует, пугает, успокаивает, подбадривает, шокирует. Очень важно, чтобы посылаемые вами цветовые сообщения соответствовали тому, что вы действительно хотите о себе сказать. Передаваемые нами цветовые сигналы тесно связаны с нашими культурными традициями. В далекие времена красители вырабатывали из растений, при этом получали довольно примитивные землистые цвета: красные, желтые, коричневые, зеленые. Более редкие цвета - пурпурный или синий, свидетельствовали и богатстве и власти носившего их.

Заключение.

В работе был проведен краткий анализ ощущений в жизни человека. В результате этого анализа была оценена глобальная роль ощущений.

Прежде всего, было описано понятие ощущения, в результате чего было дано его четкое определение, и установлено каким образом информация из внешней среды поступает в мозг человека.

Классификация ощущений показала многообразие и специфику ощущений в жизни каждого здорового человека, и помогла сформировать общее представление о видах ощущения.

Были так же выделены основные моменты в жизни человека:

1. психология деятельности (профессия);

2. познавательные процессы;

3. психология личности;

4 . деловая среда (бизнес).

В каждом из выделенных моментов предпринимались попытки проследить связь с ощущениями. В работе были выделены самые неожиданные связи ощущений с процессами мышления, памятью, характером, волей, эмоциями и т. д., на которые в обычной жизни человек не обращает внимание. Была так же сделана попытка описать ограничения по выбору той или иной профессии вследствие недостатков определенных видов ощущения.

Можно было бы подробнее рассмотреть эту тему в работе более объемного характера. В данной же работе сделать это практически не представляется возможным, в силу многогранности жизни человека. Было бы интересно подробно рассмотреть роль ощущений в межличностных отношениях, в научно- исследовательской деятельности, педагогике, медицине, развлечениях, отдыхе и т. д. Однако проделанная работа может оказать неоценимую помощь, как в жизни, так и дальнейшей профессиональной деятельности.

Список литературы.

1. Айсмонтас Б. Б. Общая психология : учебное пособие / Айсмонтас Б. Б., - Москва, 2004. – 264 с.

2. Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – Москва : Российское педагогическое агентство, 1998. - 271 с.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевская. – Москва : изд-во Московского гос. ун-та, 1975. - 399 с.

4. Айсмонтас Б. Б. Общая психология : учебное пособие / Айсмонтас Б. Б., - Москва, 2004. – 264 с.

5. Крысько В. Г. Психология и педагогика : Курс лекций / Крысько В. Г. – Москва, 2006, с. 7-9.

6. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие / А. Р. Лурия. – Москва : изд-во Московского гос. ун-та, 1975. - 112 с.

7. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – Москва : Санкт-Петербург, 2006. - 582 с.

8. Николаенко А. И. Психология и Педагогика : учебник / Николаенко А. И., - Москва : ИНФРА , 2000.

9. Номов Р. С. Психология : учебник / Номов Р. С., - Москва, 1990.

10. Радугина А. А. Психология и педагогика : учебное пособие / Радугина А. А. - Москва, 1997.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Питер, 2007. - 678 с.


[1] Айсмонтас Б. Б. Общая психология : учебное пособие. - Москва, 2004. – с. 15.

[2] Лурия А. Р. Ощущение и восприятие : учебник. – Москва : изд-во Москва, 1975. – с. 47.

[3] Лурия А. Р. Ощущение и восприятие : учебник. – Москва : изд-во Москва, 1975. – с. 47.

[4] Гиппенрейтер Ю. Б. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – Москва, 1975. – с. 39.