Реферат: Отчет о патопсихологическом исследовании

Название: Отчет о патопсихологическом исследовании
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Институт Психологии и Педагогики

Практическая работа

по предмету:

«Патопсихология»

«Отчет о патопсихологическом исследовании»

Выполнила: студентка группы МЗК-206 Курохтина Ксения

Проверила: Попова Л.А.

Москва 2009г.

Тема лекции : Эмоции

Цель лекции: Дать студентам общее представление об эмоциях, соединить тему

с творческим заданием

Задачи лекции: 1.Определение, изучение, функции.

2.Возможные основания классификации эмоций.

3. Роль эмоций

4. Расположение эмоций по выражению лица

Характеристика аудитории: студенты института психологии, курс по Арт-терапии

Литература: Вилюнас В. К. «Психология эмоций» Хрестоматия, Ильин Е.П. «Эмоции и чувства» - СПб.: Питер, 2001

Задачи лекции

Конспект

Таксономия

Форма сотрудничества

Функция учителя

Определение эмоций

Эмоция (от лат. emoveo - возбуждаю, волную) – психическое отражение актуального состояния потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности. (по Рубинштейну) Мотив – предмет потребности и предмет деятельности. Функции мотива: побуждение и образование смысла. Смысл – представленность в сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность смысла. (по Леонтьеву)

1.1

Учитель

ученики

Информа

тор

Изучение эмоций.

1.Эмоциональное явление. Впервые психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания. (По Вундту) : элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты. В качестве явления он рассматривает элементы сознания: объективные и субъективные. Простое впечатление, связанное с объектом – объективный элемент. Любая эмоция связана с определенным предметом – предметность. Эмоция всегда – отношение к чему-то, это тесная связь с познавательной сферой. Субъективный элемент – переживание, подчеркивает приспособительный характер эмоций. Основная функция: синтез объективных элементов. Более сложные эмоциональные явления – аффекты (процессы). Признак аффекта – продолжение во времени. Качество аффекта: преемственность чувств, их последовательность, обладающая целостностью. Аффект – форма течения чувств, которые связаны с изменением в протекании представлений. (Сартр) : эмоция как феномен. Феномен = описание + объяснение = “непосредственное понимание”. Феномен – то, что само себя объясняет. Человек существует в нескольких мирах. В социальном поведении – в рациональном мире (возможность умозаключать). Мир эмоций архаичен (“магический мир”). “Пережить эмоцию – внезапно перейти из мира рационального в мир магический.

2. Эмоциональное состояние. Приспособительное значение эмоциональных состояний. Их ситуативность. Их телесное выражение.

3. Эмоциональный процесс. Теория Джемса – Ланге. Наблюдение объекта – телесные периферические изменения – их осознание – эмоция. Не периферические, а центральные изменения. Это физиологический смысл эмоций. Психологический смысл: Клапаред. Уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть первичные оценки (чувства, которые следуют сразу же за наблюдением). Эмоция может не возникать, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает приспособление к ситуации. Эмоция как конечный результат может разрушить деятельность.

1.1

Учитель

ученики

Информа

тор

Функции эмоций.

1. Оценка . Эмоциональный критерий оценки – функция от вероятности ожидаемого события. Функция образования аффективных следов, их совокупность – аффективная память. Она накапливается. Предвосхищение ожидаемого события часто его структурирует. Эмоциональное подкрепление: собственная оценка текущих событий. Следообразование: собственная оценка прошлых событий. Структурирование: предвосхищение будущих событий.

2. Побуждение и организация . Функция мотивации. Эмоции мобилизуют организм к действию – функции не специфической активации организма. Организация: синтезирование впечатлений. Функция эвристики. Функция смыслообразования. Эмоция организует или разрушает деятельность.

3.Экспрессия – коммуникация невербального общения. Уровни выражения: а) природный организм: эмоция как сигнал. б) социальный индивид: эмоция как знак. Шкала внешних выражений эмоций: Удивление, Любовь, Страх, Гнев, Отвращение, Презрение. в) личность: эмоция как символ. Непосредственное понимание субъектом собственной личностной проблемы. (Шлосберг) Чем сильнее эмоция, тем ближе она к архетипу. (По Юнгу)

1.1

Учитель

ученики

Информа

тор

Возможные основания классификации эмоций.

Основание классификации. 1) отражаемый предмет. 2) функция. 3) уровень развития. (1) аффекты и эмоции. Если аффект переживается в самой ситуации, то эмоции могут быть и вне ее. Примеры собственно эмоций: тревожность. Три уровня эмоций: 1) “беспредметные” – состояние субъекта. 2) предметные – большинство эмоций. 3) обобщенные эмоции, связанные с мышлением. (2) а) выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации. Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно было действовать. (По Рубинштейну). Эмоции разделяют на стенические (от греч. stenos сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические - ослабляющие её. (По И. Канту)

Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. Выделяют смешанные эмоции, ког­да в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»). (По П . В. Симонову)

1.2

Учитель

ученики

Информа

тор

Рассуждения

учеников

Вспомнить самую яркую эмоцию за последнее время и проанализировать: 1. К какому типу относиться? 2. Мотивация и функция 3. Как повлияла на организм в целом?

5.2

Учительученики

Партнер

Роль эмоций

Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску про­исходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно.

Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действи­тельности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических ме­ханизмов этого управления.

Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему про­думыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности дости­жения успеха или неудачи.

Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнитель­ного количества адреналина.

Компенсаторная функция эмоций состоит в возмеще­нии информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший)

Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны дру­гого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта.

Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, свя­занное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизую­щая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало.

1.3

Учительученики

Информа

тор

Рассуждения

учеников

Применительно к ситуации с проявлением эмоций, ученик оценивает какую роль можно назвать первостепенной.

5.3

Учительученики

Партнер

Расположение эмоций по выражению лица

Выражение лица занимает центральное положение в экспрессивном поведении. Лицо как канал невербальной коммуникации является веду­щим средством общения, передавая эмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений, оно служит регулятором самой процеду­ры общения партнеров.

Мимика человека рассматривается как продукт нервной деятельности, как ответ на сигналы из соответствую­щих отделов центральной нервной системы. Связь экспрессии лица с корой головного мозга позволяет человеку осознавать и направлять свои мимические реакции, в результате чего мимика человека стала важ­нейшим инструментом общения.

Важность мимической активности по сравнению с пантомимической в эмоциональной коммуникации увеличивается с фило- и онтогенетиче­ским развитием. В филогенезе эти изменения параллельны эволюции мускулатуры лица.

4.1

Учительученики

Информа

тор

Рассуждения

учеников

с последующим творческим заданием

Раздать ученикам фотографии с изображением людей в разных эмоциональных состояниях.

Дать задание прочувствовать и объяснить данную ситуацию, с точки зрения эмоций и мимики.

Найти или сделать фотографии людей (или одного человека) в разных эмоциональных состояниях, с выделением мимических особенностей человека.

5.3

Учительученики

Партнер