Реферат: Использование игры в экологическом воспитании ребёнка

Название: Использование игры в экологическом воспитании ребёнка
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат

Департамент образования Астраханской области

Институт усовершенствования учителей

Реферат

Тема:

«Использование игры в экологическом воспитании ребёнка».

Выполнил:

Воспитатель МДОУ №41

г. Астрахани, Кировского р-на

Акиньшина Юлия Игоревна

Научный руководитель:

Васина Антонина Васильевна

г. Астрахань, 2005 г.

План.

1. Связь игры с экологическим воспитанием.

2. Использование сюжетно – ролевой игры в экологическом воспитании.

а) игровые обучающие ситуации с игрушками - аналогами.

б) игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

в) игровые обучающие ситуации типа путешествий.

3. Игры с правилами и их роль в экологическом

воспитании детей.

Человек является неотъемлемым элементом природы, без неё он не может жить, дышать, питаться, получать тепло, свет и жилище. Отношение к природе, поэтому имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку.

«Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой»1 .

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе.

Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. «Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое воспитание дошкольников». В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодёжи»2 .

Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Под экологическим

1 Бабанский Ю.К. «Педагогика» стр. 171

2 Новосёлова С.Л. «Игра в развитии ребёнка» стр.56

воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя в природе и среди людей. Часто из- за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?

Поскольку «игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей»1 , были разработаны игры, в которых присутствует активная, экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а, следовательно, и более интересными для детей. Игра и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. «Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен»2 . Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный

_________________________________________________

1 Новосёлова С.Л. «Игра в развитии ребёнка» стр.98

2 Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика» стр. 47

фон для восприятия «природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой

отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как « проявление сложившегося у ребёнка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несёт»1 . Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой – либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её спровоцировало.

В свою очередь «усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира»2 . А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребёнок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т. е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учёта специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую

_________________________________________________

1 Рыжова Н.А. «Экологическое воспитание детей»

2 Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» стр. 31

деятельность ребёнка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определённым правилам.

Сюжетная игра – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении»1 . В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно – ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками. В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно – ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения) служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно – ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых.

«Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесённая в процесс познания природы и взаимодействия с ней»2 . Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определённую дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией.

ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно – ролевая игра. Её

______________________________________________

1 Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» стр. 63

2 Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» стр. 75

характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;

- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берёт одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

«Аналоги – это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения»1 . Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много – это пластиковые ёлочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино».

Игрушки – аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать

________________________________________________

1 Николаева С.Н, «Наглядные пособия – важное средство ознакомления детей с природой» стр. 38

отчётливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. « Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки – предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами»1 .

Рассмотрим игровую обучающую ситуацию сравнения живых и игрушечных рыбок. Она может быть использована на занятии в младшей группе после цикла наблюдений за аквариумными рыбками.

Воспитатель ставит цель – закрепить у детей представление о золотых рыбках, которые живут в аквариуме и за которыми они наблюдали достаточно длительное время. Показать отличие игрушки от живых рыб по следующим признакам: живые рыбы живут в воде, из которой их нельзя вынимать, сами плавают, едят, за ними надо ухаживать – ежедневно кормить специальным кормом; за живыми рыбками надо наблюдать – смотреть, как они плавают, как едят; игрушечные рыбки – это предметы, с которыми можно играть (брать в руки, изображать, как они плавают, понарошку кормить, укладывать спать), они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост, на голове рот и глаза).

Аналогичные ИОС можно использовать в ознакомлении детей с птицами, черепахой и любыми другими животными, а также при сопоставлении игрушечной и живой ёлки. Это может быть одно из наблюдений цикла, посвященного хвойным деревьям и проводимого с детьми среднего и старшего возраста в декабре (перед Новым годом). Воспитатель выносит на улицу пластиковую ёлочку, предназначенного для

______________________________________________

1 Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой».

кукольного уголка, и проводит сравнение. Дети уже не раз наблюдали за елью на участке, поэтому сравнить искусственное и живое дерево им и нетрудно, и интересно.

Воспитатель обращает внимание на то, что живое дерево стоит на одном месте – оно корнями уходит в землю. У игрушечной ёлки есть ствол, ветки, иголки, но нет корней: её можно носить и ставить где угодно, с ней можно играть. Живое дерево растёт, каждый год становиться выше, ветви удлиняются. Игрушка остаётся всегда неизменной. Живая ель пахнет хвоей, весной у неё начинается сокодвижение в стволе, одни иголки отпадают, а новые вырастают, всё лето растут и созревают шишки. У искусственной ёлочки ничего не меняется, она пахнет пластмассой. Живая ель очень красива тёмно – зелёной упругой хвоей, покрытой снегом и инеем, она величественна и стройна, как пирамида. Искусственная ёлочка красива по – другому: её сделали умелые люди, она очень похожа на настоящую, её можно наряжать, с ней можно играть.

«ИОС с игрушками – аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причём сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинках, наглядных пособиях»1 . Например, в беседе по картинкам при обсуждении особенностей жизни белки в лесу, её приспособленности к передвижению по деревьям, к защите от врагов, к выведению потомства и другим проявлениям может участвовать игрушечная белочка. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушка «живёт» на полке в игровом уголке (это её «среда обитания»), она ничего не знает о том, как и где живут живые белки, что они делают в лесу, каков их образ жизни в разные сезоны. Создаётся ситуация игры в обучение белочки – дети рассказывают ей, опираясь на картины, то, что уже знают, воспитатель дополняет их высказывания новыми сведениями и тем

1 Новосёлова С.Л. «Игра в развитии ребёнка»

самым косвенно и незаметно – через игру – обучает дошкольников. «Игрушки – аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчётливых реалистических представлений о природе»1 . В отдельных случаях игрушку – аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними – обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперёд, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.

«Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии – главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения»2 .

________________________________________________

1 Компанцев Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» стр. 46

2 Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой».

стр.73

Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много – это, прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит». С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

«Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа – его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Все слова и действия куклы должны соответствовать её литературной биографии: в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении»1 . Рассмотрим некоторых персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС.

Чипполино дети симпатизируют, он нравится им за смелость, находчивость. Его сходство с луковицей помогает им глубже осознать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением. Главная особенность Чипполино: он много знает об овощах и фруктах, так как живёт во фруктово – огородной стране. Он сообщает новые сведения о плодах, даёт советы по их выращиванию, уходу за огородными растениями. Игрушка может быть использована во всех занятиях фруктово–овощной тематики, при выращивании лука на окне и создании календаря наблюдений за ним, во время беседы по календарю.

Таким образом, « литературный герой, привнесённый в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определённым характером и формой выражения,

_________________________________________________

1 Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» стр.52

решающий дидактические задачи»1 . Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своём «амплуа», и взаимодействует непосредственно с нами.

«Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомлённого в каком – либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей – устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения. Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе»2 .

Ещё один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае – это собирательное название различного рода игр в посещении выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в

_______________________________________________

1 Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» стр. 103

2 Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой».

Стр. 94

качестве путешественников, туристов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Качественное проведение игры, создавая определённый эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует не только сюжетно – ролевые, но и все другие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Например, «воспитатель обращает внимание детей на стайки воробьёв, наблюдает их несколько раз, подчёркивая: птички пугливы, к себе близко не подпускают, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом проводит игру «Воробышки и автомобиль», в которой дети сами воспроизводят осторожное поведение птиц»1 .

Большую роль в закреплении знаний о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры, словесно – дидактические игры. « Интересными являются игры в загадки – описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент»2 .

К сожалению, стали редкими многие обычные когда – то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Загрязнены вода, воздух, почва. Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты

________________________________________________

1 Компанцев Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке»

2 Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой».

подчас исчисляются миллиардами.

Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда – то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать: это мы их так воспитали. Надо срочно что – то предпринимать, чтобы новые выпускники могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.

Список литературы.

1. Рыжова Н.А. «Экологическое воспитание детей»

2. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика»

4. Бабанский Ю.К. «Педагогика»

5. Новосёлова С.Л. «Игра в развитии ребёнка»

6. Николаева С.Н, «Наглядные пособия – важное средство ознакомления детей с природой»

7. Компанцев Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке»

8. Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой».

9. Бондаренко А.К.«Словесные игры в детском саду»

10.Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия

с детьми»