Реферат: Оффшорный бизнес и свободные экономические зоны в мировом хозяйстве 2

Название: Оффшорный бизнес и свободные экономические зоны в мировом хозяйстве 2
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Номер группы: МОВ-92

Наименование специальности: 080507.65 «Менеджмент организации»

Студент: Дельва Анна Николаевна

Номер зачетной книжки: 092459

Учебная дисциплина: Мировая экономика

Кафедра: Кафедра экономической теории

Номер варианта контрольной работы: №9

Дата регистрации институтом: «____»_____________200__г.

Дата регистрации кафедрой: «____»_____________200__г.

Проверил: к.э.н., доцент Иваненко Марина Анатольевна

Содержание

I. Оффшорный бизнес и свободные экономические зоны в мировом хозяйстве 3

Введение. . . . . . . . . . . . . –

1. Характеристика оффшорного бизнеса . . . . . . .4

1.1. Понятие оффшора и оффшорной компании . . . . . .4

1.2. Цели создания оффшора . . . . . . . . .6

2. Основные аспекты понятия свободной экономической зоны . . . . 7

2.1. Цели создания и виды свободных экономических зон . . . . . –

2.2. Свободные экономические зоны в России . . . . . . .9

Заключение . . . . . . . . . . . .12

Литература . . . . . . . . . . . .13

II. Тестовые задания . . . . . . . . . .14

I. Оффшорный бизнес и свободные экономические зоны в мировом хозяйстве

Введение

В настоящее время оффшорный бизнес приобрел масштабы планетарного явления. Сегодня оффшорные зоны стали неотъемлемой частью мировой экономической системы и национальных экономик многих, в том числе высокоразвитых стран. Согласно недавним оценкам, более 50 % мирового капитала размещено в банках, трастовых и инвестиционных компаниях оффшорных стран. За последнее десятилетие количество компаний, ежегодно открываемых в оффшорных юрисдикциях, превысило 65тыс.

Такие быстрые темпы распространиения оффшора связаны с развитием свободных экономических зон, это стало одним из заметных новых явлений в мировой экономике. Мировая практика организации и функционирования специальных экономических зон свидетельствует о том, что они создаются и реально способствуют достижению разнообразных целей. Свободные экономические зоны функционируют как в промышленно развитых странах, таких, как США, Япония, Германия, Англия, Канада и других, так и в развивающихся странах. Многолетняя позитивная мировая практика зарубежных стран по созданию и функционированию свободных экономических зон свидетельствует об эффективности применения подобного метода оздоровления экономики и проведения в жизнь новых экономических идей на изолированных участках территории принимающих их стран.

Сегодня, в условиях, когда интересы государства требуют принятия жестких мер по увеличению налоговых поступлений в бюджет и пресечению незаконного вывоза за рубеж российского национального богатства, проблемы, связанные с оффшорными зонами и в целом с оффшорным бизнесом, в России являются одними из самых актуальных. От их успешного решения во многом зависит экономическая безопасность страны.

1. Характеристика оффшорного бизнеса

1.1. Понятие оффшора и оффшорной компании

На протяжении всей истории человечества прослеживаются попытки активизации международной торговли, и привлечения иностранных капиталов за счет создания на части своих территорий особых, благоприятных в налоговом отношении условий хозяйствования. Современная история оффшорного бизнеса началась во второй половине прошлого века при активном участии Соединенного Королевства. Британские оффшорные центры стали развиваться в 60-х гг. в качестве налоговых убежищ для состоятельных британцев, которые стремились уклониться от уплаты налогов. В роли таких центров выступали небольшие островные государства – колониальные владения или зависимые территории Великобритании. По мере развития мировой экономики все большее число стран стало создавать на своей территории оффшорные зоны, привлекая финансовые организации и частных лиц меньшими налогами, минимальным регулированием предпринимательской деятельности и строгими законами о конфиденциальности.

Основной причиной возникновения повышенного «спроса» на оффшорные зоны в 60-х гг. ХХ века стало качественно новое содержание экономической интеграции, которое она получила благодаря развитию международных рынков ссудных и производительных капиталов. Быстрый рост международного товарообмена потребовал не только значительного увеличения финансовых ресурсов, но и свободного доступа к ним в любом месте на планете. Такая потребность породила вненациональные рынки капитала, где использовались различия норм, регулирующих деятельность финансовых компаний и налогообложение их доходов в различных частях света.

Позитивное значение для становления оффшорных зон и связанных с ними способов ведения финансово-хозяйственной деятельности имело развитии передовых информационных технологий и средств связи, благодаря чему было достигнуто эффективное функционирование многих оффшорных структур.

В настоящее время оффшорный бизнес получил широкое распространение, а список его преимуществ продолжает расти.

Наиболее полным является следующее понимание оффшорного бизнеса: «оффшорный бизнес» - это бизнес, осуществляющийся за пределами данной юрисдикции, имеющий зарубежные по отношению к ней источники дохода и поэтому подлежащий в ней льготному налогообложению.

Нередко авторы вводят и употребляют термин «оффшор», который применяется ими как в значении оффшорная зона, так и для характеристики происходящих в ней процессов.

Оффшор (от английского offshore - "вне берега", "вне границ") - это один из самых известных и эффективных методов налогового планирования. Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам.

Термин "оффшор" впервые появился в одной из газет на восточном побережье США в конце 50 - х гг. Речь шла о финансовой организации, избежавшей правительственного контроля путем географической избирательности. Другими словами, компания переместила деятельность, которую правительство США желало контролировать и регулировать на территорию с благоприятным налоговым климатом. Таким образом, термин "оффшор" - понятие не юридическое, а экономико - географическое.

Оффшорной компании - это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний - нерезиденты этих стран. Таково требование, тех стран, где разрешена регистрация таких компаний. Как правило, в этих странах очень низкое или вообще никакого налогообложения оффшорных компаний (лишь только фиксированный ежегодный сбор).

Оффшорная компания - предпринимательское товарищество, эквивалентом которого является общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, но в отличие от местных предпринимательских товариществ, оффшорная компания полностью освобождена от уплаты налогов или платит низкие налоги в стране регистрации, при условии, что она не извлекает доходов в этой стране, а владельцы и директора не являются резидентами этой страны.

Известный пример наиболее ярко отражает преимущества оффшорного бизнеса.
Одним из наиболее наглядных примеров умелого использования преимуществ оффшорного бизнеса является схема, автором и исполнителем которой является голландский электротехнический концерн "Филипс". Суть этой схемы такова: на Бермудских островах концерном "Филипс" было открыто дочернее страховое общество "Кингстоун Кэптив Иншуренс", единственным клиентом которого стал сам "Филипс". По высоким ставкам было застраховано имущество голландского концерна, в том числе такое, которое в деловой практике обычно не страхуется, поскольку шансы его гибели или порчи ничтожны. Соответствующая плата за страховку потекла на Бермуды. Оттуда уже в виде займов, средства были возвращены голландскому материнскому обществу.

И страховые платежи, и плата за кредит значительно снижали балансовую прибыль "Филипса". Только за год экономия на налогах составила 18 млн. долларов. Главное достоинство описанной сделки состоит в том, что она абсолютно законна.

Оперативное управление компанией, а точнее, ее активами производится директором или, в случае номинального директора, поверенным на основании доверенности. Компания может открыть неограниченное число счетов в любых банках мира. Таким образом вопрос сводится к управлению банковским счетом. Как правило, большинство банков допускают управление счетом по факсу или с помощью программного обеспечения для персонального компьютера – по модему. Для этого существуют специальные способы защиты от несанкционированного доступа к счету. На рис.1.1 показана структура управления оффшорной компанией.


Рис. 1.1. Структура владения и управления оффшорной компанией

1 – взаимоотношения с официальными властями оффшорной юрисдикции; 2 – текущая информация; 3 – конкретные инструкции; 4 – непосредственное управление счетом реальным владельцем по доверенности; 5 – исполнение инструкций по управлению счетом; 6 – уровень доступа к конфиденциальной информации.

В настоящее время сформировалась широкая область применения оффшорных компаний: банковский и страховой бизнес, операции с недвижимостью, судовладение и международные перевозки, лицензионная и научная деятельность, строительство, производство и т.п.

На сегодняшний день в мире существует более 60 стран, законодательства которых предусматривают налоговые льготы для оффшорных компаний. К числу самых известных относятся: Панама, Гибралтар, Кипр, Багамские острова, Ирландия, Лихтенштейн, американский штат Делавэр. Условно можно разделить страны, где регистрируют оффшорные компании на несколько категорий:

1) Небольшие государства, острова с невысоким уровнем развития собственной экономики, но с достаточно высокой политической стабильностью (Багамские острова, Британские Виргинские острова, Вануату, Сейшельские острова и т. д.). Эти государства не предъявляют никаких требований к отчетности, единственное требование - это внести, как правило, ежегодный фиксированный сбор в казну

2) Государства, где кроме оффшорных компаний, существуют обычные (оншорные - onshore), которые могут принадлежать нерезидентам, но при условии ведения хозяйственной деятельности внутри этой страны они могут потерять льготный езналоговый статус. Со стороны правительств этих государств контроль более жесткий, чем в предыдущем случае, но и престиж компаний гораздо выше. Это - Кипр, Ирландия, Гибралтар, Люксембург, Швейцария, Остров Мэн и др.

3) Совсем не оффшорные страны, но если правильно там себя вести, то можно работать во вполне приличной компании и платить самую малость. Это - США, Великобритания, Канада и др. В этих странах все открыто, надо платить налоги и сборы, ведутся регистры директоров и акционеров. Однако, есть организационно - правовые формы, позволяющие спокойно существовать, платя только фиксированные сборы. Такие компании подходят как для ведения солидного бизнеса, так и для простого хранения денег.

1.2. Цели создания оффшора

Создавая оффшорный бизнес предприниматели, как правило, преследуют различные цели.

1) Сейф. Этот вариант используется для хранения средств в банке. При этом предприниматель имеет к ним немедленный доступ и свободно перемещает их по всему свету. Для этого создается оффшорная компания, где предприниматель свободно распоряжается ее счетом , что законом не запрещено. Такой вариант помогает избежать политической и экономической нестабильности в родном государстве.

Наиболее популярны для хранения средств Содружество Багамских островов, Панама, Британские, Виргинские острова, Белиз, Кайкос. Еще одно преимущество этих юрисдикции заключается в том, что это бывшие или настоящие колонии Великобритании; что делает удобным общение (использование английского языка), а также хорошо воспринимается партнерами и банками.

2) Оффшор - участник бизнеса. Применяется в случае, когда компания ведет внешнеэкономическую деятельность, и нужно оптимизировать налоги, упростить документооборот, ускорить финансовые потоки и обеспечить их надежность, уберечься от произвола фискальных органов. Оффшорная компания - это выход, который позволит решить многие проблемы. Она играет роль посредника между местной компанией и продавцом (покупателем), с которым ведется международный бизнес.

Для ведения торговых операций специалисты советуют открывать компании в юрисдикциях, которые имеют договор об избегании двойного налогообложения с нашей страной и никогда не могут быть отнесены властями к оффшорным зонам.

3) Импорт основных средств. Такой вариант предусматривает импорт основных средств через оффшорную компанию, что позволяет избежать плату за таможню и НДС. Основные средства приобретаются на оффшорную компанию и вносятся в ее уставной фонд.

4) "Резидент НИГДЕ". Пробелы в законодательстве ряда стран можно использовать для того, чтобы избежать налогообложения зарплаты, получаемой частным лицом при зарубежных командировках При поездке за рубеж на короткий срок специалист может перестать считаться резидентом своей страны, не став резидентом страны в которую он выехал работать Это может произойти в том случае, если частное лицо будет тщательно рассчитывать время, проводимое им в той или иной стране. Таким образом, частное лицо вполне может приобрести статус "резидента нигде", избежав налогообложения всех или части доходов.

В последнее время цели использования оффшорных компаний несколько изменились. Так, если раньше оффшор был необходим, в основном, для вывоза капитала, то теперь он выступает довольно эффективным инструментом стабилизации платежей, регулирования цены экспортно-импортных контрактов, самофинансирования, продажи авторских прав, оплаты валютных контрактов, передачи оборудования в лизинг, найма персонала, поставок давальческого сырья, покупки недвижимости за рубежом, а так же ведения инвестиционной и спекулятивной деятельности на мировых финансовых рынках.

2. Основные аспекты понятия свободной экономической зоны

2.1. Цели создания и виды свободных экономических зон

Рассмотренные выше оффшорные зоны - лишь отдельный вид так называемых свободных экономических зон (СЭЗ).

Свободные экономические зоны - это географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с общепринятым для данного государства, режим хозяйственной деятельности. В ряде случаев местной администрации предоставляется право принятия решения по широкому ряду вопросов. Наряду с этим деятельность субъектов СЭЗ опирается на всестороннюю правительственную поддержку и гарантии.

Главной целью создания свободных экономических зон является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда. Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции на экспорт и обеспечения таким путем роста валютных поступлений. Свободные экономические зоны нужны также для насыщения внутреннего рынка заинтересованной страны высококачественной продукцией, в первую очередь, импортозаменяющими товарами.

Организация свободных экономических зон предусматривает более глубокое включение во внешнеэкономические отношения не только по производственной линии, но и в области туризма, культуры и санаторно-культурной сферы, что также ведет к увеличению валютных поступлений.

Свободные экономические зоны призваны обеспечить ускоренное внедрение в производство отечественных и иностранных научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов во все национальной экономике страны.

Первоначально свободной экономической зоной считалась особая территория крупного морского порта, выделенная из таможенной территории страны для свободного беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров (Ливорно, Генуя , Венеция ,Марсель, Одесса, Владивосток). В настоящее время имеют статус "свободный порт": в Швейцарии - Букс, Женевпорт, В Бразилии - Манаус, в Румынии - Сулина и некоторые другие. По мере монополизации рынка "свободные порты" стали видоизменяться в свободные экономические зоны, где все большее значение приобретала переработка товара. С 80-х годов свободные экономические зоны начинают использоваться для преодоления застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела, развития отдельных регионов, находящихся в кризисном состоянии.

Существуют два подхода образования свободных экономических зон. Территориальная концепция образования СЭЗ подразумевает часть территории принимающего государства, выделенную из остальной его территории и пользующуюся специальным льготным режимом для расположенных в ней предприятий. Режимная, или точечная концепция исходит из отождествления зоны с преференциальным режимом, который предоставляется определенному виду предпринимательской деятельности. При этом географическое местонахождение субъекта хозяйственных отношений не имеет значения. К точечным зонам относятся "Макиладорас" в Мексике, отдельные предприятия во многих промышленно развитых странах.

Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В развитых капиталистических странах свободные экономические зоны создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с недоразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок , а также обеспечения дополнительных рабочих мест. В новых индустриальных странах Азии зональная политика является элементом промышленной и направлена на создание отраслевых анклавов экономического роста (преимущественно экспортных и научно-технических). В развивающихся странах, имеющих невысокий уровень экономического развития, при создании СЭЗ ставятся задачи привлечения иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения его структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров, получения дополнительной валютной прибыли от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг.

Существует два варианта создания свободных экономических зон. Вариант "сверху" означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных властей и в рамках государственной программы (как, например, в Южной Корее). Вариант "снизу", - создание свободных экономических зон в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская республика, Польша).

Важнейшим аспектом функционирования свободных экономических зон является система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам. Налоговые льготы являются весьма существенными для инвестора, поскольку налоговое бремя в странах рыночной экономики достаточно велико и налоги могут составлять более половины от получаемого дохода. В свободных экономических зонах действуют и различные косвенные льготы. Это, прежде всего, возможность ускоренной амортизации, а также пониженные тарифы на оплату аренды, коммунальных и других услуг. Предоставляемые в СЭЗ льготы позволяют компаниям получать боле высокие прибыли. Норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30-35% в год, а в азиатских СЭЗ этот показатель достигает 40%. Сроки окупаемости капитальных вложений в зонах в 2 - 3 раза меньше. Считается нормальным, когда вложенные средства окупаются за 3 – 3,5 года. Все это делает СЭЗ весьма заманчивой сферой приложения капитала и привлекает инвесторов со всего мира.

Особенностью свободных экономических зон Китая, является использование несколько параллельных средств платежа - юань, гонконгский доллар, свободно конвертируемая валюта. При этом валютная деятельность субъектов зон находится под жестким контролем властей. Предприниматели имеют право вести расчеты в любой валюте. Таким образом, особый валютный режим является также одной из характерных черт свободных экономических зон.

В зависимости от конкретной целевой и отраслевой направленности зоны могут подразделяться на несколько видов.

1)Внешнеторговые (свободные экономические зоны и порты, транзитные зоны), которые предоставляют широкий спектр услуг: складирование, сортировка и упаковка ввозимого товара, также полная его переработка, сборка определенных видов продукции из компонентов местного или иностранного происхождения и даже создание отдельных видов производств на базе продукции, поступающей в зону или выпускаемой в ней. Обычно предпосылками организации свободных торговых зон являются выгодное географическое положение и наличие развитой инфраструктуры, поэтому зоны внешней торговли чаще всего размещаются в портах, аэропортах или вблизи них.

2)Функциональные или отраслевые (зоны экспортного производна, туристские, страховые, банковские и др.)

3) Научно-технические (технопарки, технополисы), являющиеся новой эффективной формой интеграции науки и производства, местом создания фирм, занятых разработкой новых технологий.

4) Комплексные – специальные экономические зоны производственного характера, которые могут иметь преимущественно экспортную или внутрихозяйственную специализацию

5) Оффшорные - "налоговые оазисы", обслуживающие международные финансовые операции. Примерами оффшорных центров являются, прежде всего, островные территории - Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы, Барбадос, Гернси и Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра, а также Гонконг, Западное Самоа, Ирландия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд других.

Успешным вариантом свободной экономической зоны стало создание зоны благоприятствования в Ирландии в 1957 г. с центром в аэропорте "Шеннон". Территория зоны составляла всего 15 га. Цель ставилась скромная: получить дополнительно 300 новых рабочих мест. через 15 лет там было уже 23 тыс. рабочих мест. Еще один удачный пример свободной экономической зоны, центром которой являлся аэропорт, - "Дог-Айленд" (Англия, 1982 г.). Площадь этой СЭЗ составила 2000 га. Под реализацию намеченной программы было привлечено более 1 млрд. ф.ст., было создано 2500 новых рабочих мест.

В 1967 г. в Бразилии была создана свободная экономическая зона иного типа - "промышленный округ свободной зоны Манаус" (Амазония). Эта зона получила быстрое развитие, что в значительной степени повлияло на оздоровление экономики всей Бразилии. Ядро СЭЗ составили примерно 30 сырьевых и топливно-энергетических отраслей, продукция которых потреблялась в самой Бразилии. Экспорт зоны достигал только 3 - 5% производства.

Несколько слов следует также сказать о расположенных в Южной Корее, Малайзии, Сингапуре, Гонконге "точечных" зонах, ориентированных на экспорт товаров: ими охватывается до 90% всего его объема в развивающихся странах мира.

Происходит ускоренное развитие и научно-технических зон. В 1973 г. в США их насчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая долина"). Она осуществляет 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В ближайшее время в США планируется создать до 1000 СЭЗ. Объем инвестиций должен при этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных рабочих мест - 100 тысяч.

В ФРГ в 1985 г. было соответственно 50 технопарков, причем в 2008 их насчитывалось уже 139. В Японии в 14 районах создается 18 технополисов на базе ведущих научных подразделений. Крупнейший технополис "Цикуба" обеспечивает работой 145 тыс. человек. В Англии имеется более 25 зон и технопарков, за счет чего создано в общей сложности 18,4 тыс. рабочих мест.

Таким образом, исходя из мирового опыта, курс на организацию СЭЗ способствует решению ряда приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, возрождения регионов, укрепления федерализма, развития внешнеэкономической деятельности и международных контактов.

2.2. Свободные экономические зоны в России

Из всего богатства мирового опыта создания СЭЗ для России наибольшую практическую ценность представляют те из них, которые могут активизировать совместную инвестиционную деятельность с иностранным капиталом. Вопрос о создании таких зон встал еще в СССР, тогда для таких территорий использовался термин «зоны совместного предпринимательства».

К концу 1989 г. наиболее обоснованными были варианты создания зон совместного предпринимательства на базе городов Находка Приморского края и Выборг Ленинградской области, позже к этому спуску примкнула территория Калининградской области. На первой сессии Верховного совета РСФСР, избранного в 1990 г., был принят закон, в соответствии с которым в ранг зон свободного предпринимательства были возведены целые края и области , в частности Ленинград, Приморский край, Калининградская, Сахалинская и Читинская области, а также Выборг и Находка. В сентябре 1990 г. К первым зонам были добавлены зоны свободного предпринимательства на территориях Алтайского края, Кемеровской и Новгородской областей, города Зеленограда и Еврейской автономной области, позднее на территории Горно-Алтайской республики.

В положении о СЭЗ «Находка» были предоставлены гарантии иностранным инвесторам от национализации и других форм политических изъятий, особый таможенный режим предусматривал освобождение от уплаты таможенной пошлины товаров, вывоз произведенных в данной зоне товаров освобождался от квот и лицензий. Позднее были приняты решения и утверждены положения о СЭЗ на других территориях.

После принятия нового российского порядка регулирования налогообложения, практически все принятые ранее документы по зонам были отменены, что вызвало ряд негодований на территориях зон. В связи с чем был принят Указ Президента РФ, который расширил возможности для тех зон, где уже шла работа, но не решил всех проблем.

Таким образом, в отношении вопроса о свободных зонах российское руководство до сих пор действовало весьма непоследовательно. Оно то, поддаваясь давлению регионов, щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая это общегосударственными интересами. В результате большинство СЭЗ, организованных в начале 90-х годов, фактически лишились сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций. Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее, т.е. чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. В итоге остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ - стимулирование предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата.

Тем не менее на территории РФ можно выделит ряд зон, которые имеют различные цели и задачи.

К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево"), свободные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-Порт Терминал" (на территории московского Западного речного порта.

К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики и связи; к зонам финансового ("оффшорного") характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа - особая экономическая зона "Кавказские Минеральные Воды".

О СЭЗ на территории Ингушетии стоит сказать отдельно, т.к. ей в порядке эксперимента был придан статус оффшорной. Целью создания этой зоны было оказание экономической поддержки, привлечение капиталов в республику, однако действенного механизма функционирования этой зоны создано не было. Оффшорная зона Ингушетия стала убежищем от налогов для предприятий соседних регионов, которые регистрировались на территории Ингушетии. Для самой республики эффект от деятельности зоны был ничтожен, а для других регионов даже имел отрицательные последствия в виде недостатка средств в бюджете, иностранный капитал практически не привлекался. Эксперимент не завершился удачей и был закрыт.

В результате, в настоящее время из 18 формально учрежденных в России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, можно назвать "работающими" лишь две зоны - в Калининградской области и Находке. Да и то не как экспортопроизводящие, ради чего, собственно, они и создавались, а, в основном, как экспортовывозящие, т.е. используемые российским и иностранным капиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья.

В некоторых регионах Росси предпринимаются попытки создания собственных зон по типу оффшорных, хотя решения на федеральном уровне по ним пока не принимались. К таким регионам относятся Калмыкия, Кабардино-Балкария, Адыгея и некоторые другие.

В настоящее время приток иностранного капитала в Россию посредство оффшорных зон также невелик. В 2007 г. Госдума приняла законопроект, освобождающий холдинги от налога на прибыль с дивидендов, получаемых от дочерних компаний. Выполняя задание президента, заявившего о желании переместить центры прибыли российских компаний из-за рубежа в Россию, Госдума и Минфин обставили предоставление льготы таким количеством ограничений, что, по мнению экспертов, сделали ее фактически неработоспособной.

Партнер компании GSL Law&Consulting Олег Попутаровский также уверен, что льготой смогут воспользоваться лишь крупные публичные компании. «Средние, как правило, показывают минимальную балансовую прибыль, и для них такой инструмент, как дивиденды, просто неактуален»,– говорит он. Впрочем, по мнению эксперта, не исключено, что в будущем российский режим для холдингов все же сможет составить конкуренцию европейским «налоговым гаваням» – Люксембургу, Нидерландам, Дании. «У них ограничений, подобно вводимым в РФ, действительно нет. Однако развернувшаяся в странах ЕС борьба с так называемой «вредоносной налоговой конкуренцией» все чаще вынуждает зарегистрированные в этих странах холдинги доказывать налоговым органам, что они созданы для ведения нормального бизнеса, а не только для получения необлагаемых налогом дивидендов»,– полагает эксперт. [1]

Действительно, Россия способна стать крупным оффшорным центром, для этого необходимо учитывать мировой опыт в этой области: создание зон должно преследовать в качестве главной цели привлечение иностранных компаний, льготы налогового и иного характера должны предоставляться только им.

Заключение

Во всем мире тысячи компаний ведут свою деятельность с использованием оффшорных компаний. Многие из них имеют своей целью оптимизацию налогообложения. Однако оффшорный бизнес имеет много других преимуществ, основными из которых являются конфиденциальность, эффективная и недорогая банковская система, отсутствие контроля валютного обмена. Эти факторы сделали оффшорный бизнес настолько популярным, что он стал планетарным явлением, имеющим огромное влияние на экономико-политическую ситуацию во всем мире

В настоящий момент уже достаточно четко сформировались как общие направления развития оффшорного бизнеса, так и конкретные способы использования оффшорных структур в интересах частных лиц и организаций. В то же время стало ясно, что цели, которые преследуются при создании подобных структур, не всегда совпадают с интересами государства, а в некоторых случаях носят откровенно криминальный характер. Несмотря на относительную новизну данного вопроса в мире уже накоплен большой положительный опыт по регулированию процессов, происходящих в оффшорном бизнесе. Однако данный опыт не был учтен при реформировании российской экономики: экономика стала небывало открытой, а меры, направленные на упорядочение взаимодействия российских граждан и предприятий с иностранными оффшорными образованиями, приняты не были. Подобные комплексные меры, имеющие экономическую и административную составляющие, в мире принято условно называть антиоффшорным законодательством.

Сейчас очевидно, что для развития грамотного оффшора России нужно идти по пути создания свободных экономических зон, которое будет ориентировано на привлечение иностранных инвестиций. Этот вопрос в России до сих пор решался недостаточно последовательно, при отсутствии конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы. Основной чертой этого процесса была его жесткая политизированность в ущерб экономической сути

Эффективная реализация программы создания СЭЗ может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий: o формировании на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы; o разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы,; o организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны; o взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон; o возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, o создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ; o предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Мировая практика показывает, что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. Создание В РФ СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом.

Литература

1. Вислогузов В. Госдума завлекает оффшор-холдинг в Россию / КоммерсантЪ, №15, 23.04.2007.

2. Емельянов Е. www.business.rin.ru

3. Международные экономические отношения: Учебник/ Под ред. И.П. Фаминского. – М.: Юристъ, 2001. – 847 с.

4. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник под ред. Проф. А.С. Булатова, проф. Н.Н. Ливенцева. – М.: Магистр, 2008. – 654 с.

5. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – 734 с. – (Серия: Homo faber).

6. Попутаровский О. www.gsl.ru

7. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 272 с. – (Высшее образование).

8. Тимин Е. Как выбрать оптимальную форму работы иностранной (в том числе оффшорной) компании в России / Практическое налоговое планирование, №1, 10.01.2008.

II. Ответы на тестовые задания

1 – в

2 – б

3 – г

4 – а

5 – г

6 – г

7 – б

8 – г

9 – б

10 - в