Курсовая работа: Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами 2

Название: Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами 2
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: курсовая работа

МОСКОВКИЙ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

Кафедра: «Бухгалтерского учета, анализа и аудита»

Дисциплина: «Аудит»

Курсовая работа на тему: «Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами»

Группа: 3Б-61-О/З

Преподаватель: Фирсанова Г.Я.

Студент: Усатюк В.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретические основы аудита операций с основными средствами и нематериальными активами……………………………………………………………………5

1.1 Понятие основных средств и нематериальных активов………………………………….5

1.2 Методика аудиторской проверки операций с основными средствами и нематериальными активами……………………………………………………………………9

Глава 2 Аудиторская проверка операций с основными средствами и нематериальными активами на примере ЗАО «Ромашка»……………………………………………………….17

2.1 Общая характеристика ЗАО «Ромашка»…………………………………………………17

2.2 Аудиторская проверка основных средств…………………………………………….….19

2.3 Аудит операций с нематериальными активами……………………………………….....25

Глава 3 Пути совершенствования бухгалтерского учета…………………………………....28

3.1 Результаты аудиторской проверки…………………………………….………………….28

3.2 Пути совершенствования бухгалтерского учета на предприятии в 2008 г………….....30

Заключение

Список используемой литературы

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Тема «Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами» была выбрана по нескольким причинам. Во-первых, с основными средствами, как объектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточная конкурентоспособность предприятий в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, необоснованное дробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача и инвестиционная активность, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе.

Во-вторых, усиливается влияние учета основных средств, как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Поэтому основные средства в настоящих условиях становятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита.

Учет основных средств имеет огромное значение. От того верно или нет, отражены операции с основными средствами, зависит достоверность бухгалтерской отчетности в части основных средств. Аудит операций с основными средствами имеет огромное значение. От того будут или нет обнаружены ошибки, зависит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности в части учета состояния и движения (поступления и выбытия) основных средств.

Аудит основных средств важен еще и потому, что затрагивает себестоимость оказываемых услуг (через амортизационные отчисления) что в результате может повлиять на финансовый результат.

Таким образом, актуальность темы данной курсовой работы обусловлена необходимостью исследования состояния организации бухгалтерского учета, анализа фактического состояния основных, средств и аудита для повышения эффективности использования их на предприятии.

Целью курсовой работы является изучение вопросов аудита основных средств и нематериальных активов на предприятии, выявление методов и способов ведения аудиторских проверок на исследуемом предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Перед курсовой работой поставлены следующие задачи:

• Раскрыть сущность основных средств и нематериальных активов, привести их классификацию;

• Обозначить методику аудиторской проверки операций с основными средствами и нематериальными активами;

• Осуществить проверку правильности документального оформления и своевременного отражения в учетных регистрах движения основных средств;

• Осуществить проверку правильности начисления и отражения в учете сумм износа;

• Выявить результаты аудиторской проверки основных средств и нематериальных активов;

• Определить пути совершенствования бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов на предприятии;

Объектом исследования является ЗАО «Ромашка».

Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с движением основных фондов и нематериальных активов на предприятии.

Основными методами, применяемыми в ходе аудиторской проверки являются: осмотр, с его помощью можно выяснить, например, условия хранения имущества, документов, состояние производственных, складских торговых помещений, обследование, а также инвентаризация.

Информационной базой исследования данного вопроса будут являться нормативные и законодательные акты, регулирующие вопросы аудита в РФ, а также учебная и научная литература.


Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫ АКТИВАМИ

1.1 Понятие основных средств и нематериальных активов

Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно техническую базу и определяют производственную мощь предприятия. На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливают» их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбивают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего применения. Основным документом, регулирующим порядок учета основных средств является ПБУ «Учет основных средств»

Предприятия имеют право владения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.

Основные средства относятся к внеоборотным активам и представляют собой часть производственных фондов, которая вещественно воплощена в средствах труда, сохраняет в течение длительного времени свою натуральную форму, переносит по частям свою стоимость на продукцию и возмещается только после проведения нескольких производственных циклов. В балансе организации этот вид основного капитала (часть активов) представлен в форме земельных участков и объектов природопользования, зданий, сооружений машин и оборудования, незавершенного строительства.

Производственные фонды относятся к основным фондам, по следующим критериям:

• срок службы более одного года;

• стоимость более 20000 руб.

• участвуют в процессе изготовления продукции или оказания услуг

В процессе эксплуатации основных средств их стоимость разделяется на две части: одна из них в натуральной форме продолжает функционировать в производственном процессе, оставаясь самостоятельной, вторая изнашиваясь, переносит свою стоимость на товарный выпуск продукции. В процессе продажи последней она возмещается в сумме полученной выручки, создавая основу для дальнейшего воспроизводства основных средств. Такая особенность характерна для основных производственных фондов. В этом их природа функционирования и место в процессе общественного производства.

Отдельные объекты основных средств представлены непроизводственной частью (объекты социального характера - жилые дома, дома отдыха и т.п.) Они обслуживают процесс производства, не принимая в нем непосредственного участия. Отсюда и специфика их воспроизводства: по истечении жизненного цикла они восстанавливаются за счет национального дохода.

Нематериальные активы — не денежный актив, не имеющий физической формы.

К нематериальным активам относят активы, которые удовлетворяют следующим условиям:

• отсутствие материально-вещественной структуры;

• возможность идентификации о г другого имущества;

• использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

• использование в течение длительного времени, т.е. срок полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

• организация не предполагает последующую перепродажу данного имущества;

• способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

• наличие надлежаще оформленных документов, существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

В соответствии с ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» нематериальные активы подразделяются на группы:

1. Объекты интеллектуальной собственности:

· исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель;

· исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных:

· имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

· исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров:

· исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

2. Деловая репутация организации - разность между ценой покупки предприятия как единого имущественно-хозяйственного комплекса и и стоимостью его чистых активов.

Разница может быть либо положительной, либо отрицательной. Положительную деловую репутацию рассматривают как отдельный инвентарный объект. Отрицательную - как доходы будущих периодов.

3. Организационные расходы - расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами, частью вклада учредителей в уставный капитал opганизации:

· затраты по созданию пакета учредительных документов и расчетов по обоснованию направлений его деятельности;

· гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги по регистрации фирмы;

· расходы по оплате услуг посреднических и консультационных фирм;

· оплата сборов и пошлин, в размере, признанном в соответствии с учредительными документами.

Синтетический учет нематериальных активов ведется на счетах 04 «Нематериальные активы» (счет активный) и 05 «Амортизация нематериальных активов» (счет пассивный).

На счете 04 «Нематериальные активы» обобщается информация о наличии и движении нематериальных активов организации. Принятие к бухгалтерскому учету нематериальных активов отражается по дебету счета 04 «Нематериальные активы» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Счет 05 «Амортизация нематериальных активов» предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время использования объектов нематериальных активов организации (за исключением объектов, по которым амортизационные отчисления списываются непосредственно в кредит счета 04 «Нематериальные активы»).

Целью проверки будет являться: контроль операций с основными средствами и нематериальными активам; проверка соблюдения экономическим субъектом установленного порядка учета и списания основных средств и нематериальных активов; начисления износа; обоснованность расход на ремонт основных средств; правильность отражения в учете и отчетности данных о наличии и движении основных средств и нематериальных активов.

1.2 Методика аудиторской проверки операций с основными средствами и нематериальными активами

Аудиторская проверка учета основных средств и нематериальных активов планируется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

Проверка наличия и сохранности основных средств. Аудитору необходимо проверить:

• создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств и оформлению ее результатов;

• оформлены ли договоры купли - продажи ОС;

• оформлены ли протоколы договорной цены;

• правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки-передачи ОС;

• правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.

По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности контроля.

Важным условием обеспечения сохранности основных средств является качественное проведение их инвентаризации.

Поэтому в процессе контроля нужно проверить ее полноту и своевременность, а также правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Это необходимо для того, чтобы знать, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.

Для целей более глубоко ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитору необходимо потребовать от предприятия составить детальный список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.

Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации и включения ее в издержки обращения и производства.

Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то, что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. Поданным документов и бухгалтерских записей в них можно убедиться, что все операции по движению основных средств были правильно отражены на счета 01 «Основные средства».

Подтверждение данных о хозяйственных операциях по учету основных средств является расширенной процедурой, так как основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах.

Привлечение таких документов, как счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте.

Документальное подтверждение хозяйственных операций по основным средствам - это процесс выбора статьи счета и прослеживания в обратном порядке, т.е. поиск исходных документов, подтверждающих правильность учетной записи.

По основным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт поступления, выбытия основных средств, а также выявить статьи ремонта, по которым были затрачены значительные средства. Также в процессе аудита основных средств широко применяют прием пересчета, который необходимо осуществлять при проверке начисления износа и оценок выбытия и списания основных средств.

Проверка учета движения основных средств. Пути поступления основных средств на предприятие:

• приобретение за плату у поставщиков;

• безвозмездное поступление;

• учредительные взносы в уставный капитал;

• выкуп арендованных основных средств;

• возврат имущества (основных средств) по договору о совместной деятельности.

Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. ОС-1) с приложением к нему технической документации на данный объект.

Причины выбытия основных средств на предприятии:

· ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также в силу форс-мажорных обстоятельств;

· ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией;

· передача основных средств другим организациям;

Для определения негодности основных средств на предприятии создается специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основных средств (ф. ОС-3), который утверждается руководителем предприятия. На его основании бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и номер акта.

Необходимо проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и вызвать:

• неточное исчисление амортизации;

• искажение сумм исчисляемых налогов;

• неправильное отражение основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

При аудиторской проверке операций по движению основных средств следует обращать внимание на следующие моменты:

• при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче. К перечню должны быть предложены вторые экземпляры актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны, и вся техническая документация на передаваемые объекты;

• при приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа цены приобретения;

• при приобретении объектов основных средств в комплекте (например, мебель для офиса) в инвентарную карточку должна быть вписана расшифровка-перечень отдельных предметов, входящих в комплект;

• при приобретении объектов основных средств за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения;

• объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как незавершенные капиталовложения;

• объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом счете 001;

• при безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны, за исключением безвозмездной передачи основных средств, зачисленных ранее в основные средства с НДС (для непроизводственной сферы);

• для определения непригодности основных средств, невозможности и неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия;

• если оборудование списывают в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, то перечень этого оборудования должен быть указан в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий;

• все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на склад. Эта операция отражается записью в бухгалтерском учете (Д 10 К 01)

Проверка расчетов по начислению амортизации.

В ходе аудита необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации, начисляется ли она с учетом движения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации.

Амортизация начисляется по всем видам основных средств, за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, объектов жилищного фонда и внешнего благоустройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.

По объекту основных средств амортизационные отчисления начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полито погашения его стоимости либо списания с бухгалтерского учёта в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

Прекращаются амортизационные отчисления по объекту основных средств с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения его стоимости или списания с бухгалтерского учета.

Отражаются амортизационные отчисления по основным средствам в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления сумм на отдельном счете.

В настоящее время могут применяться следующие варианты начисления амортизации:

1. Способ уменьшаемого остатка.

2. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

3. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

В течении отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

Здесь важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений.

Проводя проверку начисления амортизации, аудитор должен обратить внимание на начисление амортизации по основным средствам, не относящимся к промышленно-производственным (например, объекты культуры), установить, не включается ли она в себестоимость продукции. Делается это с целью снижения затрат по содержанию непромышленных объектов, и такие случаи при проверках выявляются.

Важно проверить, не продолжается ли начисление амортизации по основным средствам, уже имеющим полный износ: не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны шифры.

При контроле начисления амортизации необходимо учитывать, что некоторым предприятиям разрешено применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов. При проверке начисления амортизации основных средств следует проверить, как начисляется амортизация по видам и амортизационным группам в целях налогообложения в соответствии со ст.257 и 258 НК РФ.

При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести информацию о них до сведения клиента, предложить их исправить и внести необходимые коррективы в регистры и отчетные формы.

По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем.

Методика аудиторской проверки нематериальных активов основывается на том, что аудитор знакомится с основными положениями учетной политики организации.

Проверка обоснованности отнесения объектов к нематериальным активам.

Основной целью проверки обоснованности отнесения объектов к нематериальным активам является проверка соблюдения аудируемым лицом условий идентификации объектов в качестве нематериальных при принятии их к бухгалтерскому учету.

В процессе проверки аудитором проверяются документы, подтверждающие существование каждого объекта нематериальных активов, и документы, подтверждающие исключительное право у аудируемого лица на каждый из этих объектов.

Аудитору также необходимо получить достаточные доказательства, подтверждающие законность совершения сделок с объектами нематериальных активов. Для этого он проводит проверку каждого документа на возможные ошибки, содержащиеся в них, и осуществляет сопоставление данных, содержащихся в документах, подтверждающих существование нематериальных активов, с данными документов, подтверждающих права аудируемого лица на конкретный объект нематериальных активов, и данными платежных документов по таким показателям:

• наименование нематериального актива;

• наименование охранного документа;

• территория действия охранного документа;

• срок окончания действия охранного документа;

• дата подписания конкретного договора;

• дата регистрации договора;

• дата платежного документа; и т.д.

Если проверка операций с нематериальными активами проводится у данного аудируемого лица не в первый раз, то по рабочим документам предыдущего проверяемого периода аудитору необходимо убедиться в том, что срок действия прав на объекты НМА не истек.

Проверка операций учета поступления и создания нематериальных активов.

В ходе аудиторской проверки операций учета поступления и создания НМА рассматривается, как они поступают на предприятие: качестве вложений в уставный капитал; в результате приобретения или создания; погашения дебиторской задолженности; компенсационной сделки; безвозмездной передачи.

Другие варианты поступления НМА на предприятие - их приобретение за плату и создание. В настоящее время приобретение и создание НМА осуществляется в результате долгосрочных инвестиций. Поступление НМА оформляется актом приемки.

Проверяя операции по поступлению и созданию НМА, аудитор изучает первичные документы: акты приемки-передачи, договоры купли-продажи, лицензии и др. Это позволяет сделать вывод, что указанные приобретения произведены с соблюдением требований действующего законодательства.

Проверка правильности начисления амортизационных отчислений по НМА.

Цель - в ходе аудиторской проверки провести контроль начисления амортизации НМА. НМА отражаются в учете в сумме затрат на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, и переносят равномерно свою первоначальную стоимость на издержки производства или обращения по нормам, определяемым на предприятии исходя из срока их полезного использования.

Проведение проверки осуществляется в следующей последовательности: аудитор просматривает учетную политику аудируемого лица в целях получения информации о принципах объединения НМА по однородным группам и об установленных для этих групп способах амортизации.

Используя метод прослеживания, аудитор определяет соответствие способов амортизации, утвержденных в учетной политике аудируемого лица, фактически используемым способам.

Затем путем арифметического контроля аудитор проверяет правильность исчисления сумм амортизационных отчислений исходя из первоначальной стоимости НМА и применяемых для них способов амортизации.

Также аудитору необходимо убедиться в том, что для каждого объекта нематериальных активов на предприятии установлены нормы амортизационных отчислений, срок их полезного использования и амортизация начисляется ежемесячно.

Проверка правильности и своевременности отражения в учете операций по выбытию НМА.

Цель этой аудиторской процедуры - достижение уверенности в том, что все операции по выбытию НМА отражены в бухгалтерском учете аудируемого лица своевременно, в соответствии с требованиями нормативных документов.

В ходе аудиторской проверки операций учета выбытия НМА рассматривается, как они выбывают: в качестве вклада в уставные капиталы других предприятий или в совместную деятельность; в результате реализации безвозмездной передачи; окончания срока полезного использования; морального износа; компенсационной сделки; в счет погашения кредиторской задолженности.

Также аудитору необходимо определить, не утратили ли нематериальные активы, используемые в деятельности аудируемого лица в течение проверяемого периода, способность приносить экономические выгоды, т.е. отвечают ли они идентификационным критериям.

Проверка налогообложения по операциям с нематериальными активами.

При проведении проверки правильности исчисления НДС по операциям с нематериальными активами аудитор должен установить, правильно ли и своевременно ли проверяемая организация исчисляет и отражается в учете суммы НДС по операциям с НМА.

В первую очередь аудитор просматривает учетную политику аудируемого лица для ознакомления с системой документооборота и порядком исчисления НДС в организации. Затем аудитор устанавливает, соблюдены ли все требования ст. 171, 172 НК РФ, необходимые для осуществления налогового вычета по НДС, а также определяет, не подлежат ли суммы НДС включению в первоначальную стоимость НМА в соответствии с п.2 ст.170 РФ.

В заключение аудитор проводит взаимный контроль по корреспондирующим счетам 19 «НДС по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счетами учета расчетов.


Глава 2 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «Ромашка»

2.1 Общая характеристика ЗАО «Ромашка»

ЗАО «Ромашка» создано на базе мастерских для военной промышленности 24 апреля 1944 года.

Сегодня ЗАО «Ромашка» последовательно внедряя современные технологии, выпускает более 30 наименований электротехнической продукции: панелей ЩО, шкафы ШРС, пункты ПР, щитки этажные ЩЭ, вводно-распределительные устройства ВРУ, ящики Я5000. ЯБ, камеры КСО, трансформаторные подстанции внутренней установки КТП с выкатными и стационарными выключателями и т.д.

С ноября 2005 года на заводе работает система менеджмента качества ISO 9001:2001, внедрение которой на всех этапах производства - от разработки до гарантийного обслуживания обеспечивает надежность и безопасную эксплуатацию оборудования. Учитывая потребности и особенности рынка, конструкторскими подразделениями завода осуществляется разработка и внедрение в производство новых видов продукции: так в 2005 году освоена новая продукция Вводно-распределительное устройство «ВРУ-ОРСК». Завод продолжает разрабатывать и расширять номенклатуру продукции.

На сегодняшний день, качество электрощитовой продукции ЗАО «Ромашка» оценивается специалистами, как одно из лучших и эксплуатируется по всей России и за ее пределами.

Общество является коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права Учредителей-акционеров и акционеров по отношению к Обществу.

Общество в праве в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами.

Учредителями являются трудовой коллектив, который владеет 84,8% акций, компания «Снежинка»-15,2% акций.

Общее руководство деятельностью общества осуществляет Совет директоров в составе 11 акционеров.

Общество имеет круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, на которое согласно законодательству РФ может быть обращено взыскание.

Общество не отвечает по обязательствам своих учредителей и акционеров.

Учредители и акционеры Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли, удовлетворение материальных и социальных интересов акционеров и работников Общества; насыщение рынка товарами, работами и услугами, производимыми Обществом.

Основные виды деятельности Общества являются: производство электромонтажных работ, например:

· Производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры;

· Производство высоковольтной и низковольтной электроаппаратуры и электроустановочных изделий;

· Производство распределительных щитов, панелей, пультов управления, стендов, шкафов управления и т.п.;

· Производство строительных металлических конструкций;

· Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы;

· Производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, линии связи и линий электропередачи, включая взаимосвязанные вспомогательные работы;

· Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта;

· Распределение газового топлива;

· Архитектурная деятельность и т.д.;

Общество осуществляет учет результатов работы, контроль над ходом производства, ведет оперативный бухгалтерский и статистический учет в соответствии с законодательством РФ.

Общество может быть добровольно реорганизовано. Реорганизация Общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Для осуществления предпринимательской деятельности Общество имеет право:

• формировать заемный капитал путем выпуска облигаций в соответствии с требованиями законодательства;

• самостоятельно планировать свою хозяйственную, финансовую, коммерческую деятельность;

• самостоятельно устанавливать цены и тарифы на акцию основного производства, собственные товары и услуги с учетом требований законодательства;

• инвестировать собственные средства в деятельность российских и иностранных предприятий и организаций;

• привлекать для работы российских и иностранных специалистов

2.2 Аудиторская проверка основных средств

Основные направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

• контроль над наличием и сохранностью основных средств;

• правильность отнесения предметов к основным средствам;

• правильность оценки основных средств в учете;

• правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

• правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;

• правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

В соответствии с основными направлениями и задачами аудита основных средств можно выделить четыре направления проверки:

1. Аудит наличия и сохранности основных средств.

2. Аудит движения основных средств.

3. Аудит правильности начисления амортизации.

4. Проверка правильности налогообложения по основным средствам. Аудиторская проверка учета основных средств проводится на основании общего плана и программы аудита основных средств, а также на основании вопросника для оценки внутреннего контроля основных средств и учета соответствующих хозяйственных операций.

Общий план проверки основных средств должен учитывать названные направления аудита данных участков. Содержание общего плана и программы аудита приведены в таблице 2.1. (см. приложение А).

Вопросник для оценки внутреннего контроля основных средств и учета соответствующих хозяйственных операций представлен в таблице 2.2. (см. приложение Б).

Проверку бухгалтерского учета основных средств в ЗАО «Ромашка» целесообразно начать с аудита документооборота, который осуществляется по формальным признакам. Для этого необходимо проверить первичные документы по учету основных средств на предмет их унификации (то есть соответствия формам первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03г.№ 7) и правильности оформления (наличие всех реквизитов, подписей, печати, даты, номера документа). Проверку проведем выборочно, для чего отберем из всей совокупности первичных документов по два экземпляра каждой формы:

• акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

• приходный ордер

• товарная накладная

• накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

• акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

Проверенные первичные учетные документы заносятся в рабочий документ.

Необходимо определить, что стоимость объектов основных средств, введенных в эксплуатацию, надлежащим образом отражена на счетах бухгалтерского учета.

Для проверки правильности документального оформления поступления основных средств и их фактического наличия отберем по данным ведомостей учета поступления и выбытия основных средств за 2009 год пять поступивших на предприятие ЗАО «Ромашка» объектов основных средств.

При проверке документации поступления основных средств в ЗАО «Ромашка» были выявлены по оформлению. Заполнены не все реквизиты, на некоторых документах отсутствует печать.

Рассмотрим пример поступления основного средства на предприятие.

ЗАО «Ромашка» был приобретен объект основных средств за 19 200 руб., расходы по его транспортировке составили 1200 руб., сторонней организации оплачены погрузочно-разгрузочные работы в сумме 720 рублей. В учете сделаны следующие бухгалтерские проводки:

Дт 08 Кт 60 - 16 000 руб.- акцептован счет поставщика;

Дт 19 Кт 60 - 3200 руб.- отражен НДС, выделенный в счете поставщика;

Дт 20 Кт 60 - 1000 руб.- списаны транспортные расходы по доставке;

Дт 19 Кт 60 - 200 руб.- отражен НДС на транспортные расходы;

Дт 20 Кт 60 - 600 руб.- списана стоимость погрузочно-разгрузочных работ;

Дт 19 Кт 60 - 120 руб.- отражен НДС на погрузочно-разгрузочные работы;

Дт 01 Кт 08 - 16 000 руб.- введен в эксплуатацию объект основных средств.

В данной ситуации нарушен порядок формирования первоначальной стоимости объекта основных средств. В результате завышена себестоимость в части стоимости списанных транспортных расходов и погрузочно-разгрузочных работ, которые должны быть включены в стоимость объекта основных средств.

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» первоначальная стоимость вводимых в эксплуатацию основных средств формируется на основе цены покупки с учетом фактических расходов, связанных с их приобретением (доставка, монтаж, установка).

В соответствии с этим в учете предприятия следовало сделать следующие записи:

Дт 08 Кт 60 - 16 000 руб.- акцептован счет поставщика на оборудование;

Дт 19 Кт 60 - 3200 руб.- на сумму НДС, указанную в счете поставщика;

Дт 08 Кт 60 - 1000 руб.- на сумму транспортных расходов;

Дт 19 Кт 60 - 200 руб.- на сумму НДС, относящегося к транспортным расходам;

Дт 08 Кт 60 - 600 руб.- на стоимость погрузочно-разгрузочных работ;

Дт 19 Кт 60 - 120 руб.- на сумму НДС, относящихся к погрузочно-разгрузочным работам;

Дт 01 Кт 08 - 17 600 руб. - объект основных средств введен в эксплуатацию.

Далее проверим сохранность объектов основных средств на предприятии ЗАО «Ромашка».

Проверку сохранности основных средств начнем с инвентаризации, которая должна проводиться в соответствии с требованиями, Методических рекомендаций о порядке проведения инвентаризации имущества и средств организации (утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 1еред началом работы договорились с руководителем проверяемого предприятия о создании комиссии). Приказом руководителя ЗАО «Ромашка» была создана инвентаризационная комиссия в составе аудитора, бухгалтера и инженера.

Каждый год в ЗАО «Ромашка» проводится инвентаризация основных средств. При повреждении основных средств на предприятии выявляют виновных лиц, а также проверяют объем и качество ремонта.

Приказом руководителя создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия под председательством генерального директора завода Соболева А.Н.. В состав комиссии входят директор, главный бухгалтер - Терентьева И.В., бухгалтер - Иванова М.А..

При выборочной инвентаризации основных средств на предприятии было выявлено соответствие их фактического наличия бухгалтерским остаткам.

Также в ходе проверки выяснили, что по учету основных средств ведутся инвентарные карточки, однако они имеются не на все объекты.

Основные средства предприятия не застрахованы, однако на предприятии ЗАО «Ромашка» созданы условия для сохранности ОС.

Во-первых, приказом руководителя назначены материально-ответственные лица, отвечающие за сохранность объектов основных средств. С ними заключены договора о полной индивидуальной, материальной ответственности.

В состав материально-ответственных лиц входят:

1. Трофимов Р.Г. - кладовщик.

2. Фадеева Н.И.- зам складом.

3. Сидоров Т.И.- техник.

4. Петрова А.И.- бухгалтер.

На заводе имеется проходная, действуют пропускные удостоверения, камеры слежения для более эффективной сохранности всех материальных ценностей.

На заводе имеются закрытые помещения для хранения, сейфы, металлические двери, вся территория предприятия, включая площадку для автотранспортных средств, обнесена высоким забором. На окнах предприятия нет решеток.

На предприятии все помещения оборудованы пожарно-охранной сигнализацией. Также организован порядок вывоза с территории предприятия материальных ценностей.

В учете фиксируются места размещения и эксплуатации основных средств, а так же фамилии лиц, за которыми они закреплены.

Результаты годовой инвентаризации отражаются годовом бухгалтерском балансе.

Основные средства отражаются в учете на дату утверждения акта приёма-передачи. Акты по движению основных средств подписываются директором и главным бухгалтером. Проверки полноты и своевременности оприходования основных средств производятся выборочно.

В ходе проверки выбытия основных средств решено установить причину списания, целесообразность и законность операции. Для этого будут использованы договоры на реализацию основных средств, акты на списание, акты приема-передачи основных средств, данные аналитического учета.

Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение 5 лет.

Для проверки правильности документального оформления выбытия основных средств и целесообразности их списания были отобраны по данным ведомостей учета поступления и выбытия основных средств за 2009 год пять выбывших объектов основных средств. В ходе проверки выяснено, что выбытие основных средств в ЗАО «Ромашка» является законным и целесообразным.

Данные синтетического и аналитического учета сверяются 1 раз в квартал перед составлением отчетности.

Ежегодно проводится анализ эффективности использования ОС.

Аудиторскую проверку учета амортизации основных средств на предприятии ЗАО «Ромашка» соответствии с рабочей программой необходимо начать с анализа учетной политики данного предприятия в части закрепленного способа начисления амортизации по объектам основных средств. Проверка проводится с целью подтверждения соответствия выбранного метода начисления амортизации.

Рассмотрим пример расчета и начисления амортизации: ЗАО «Ромашка» приобрело станок для использования в производстве. Первоначальная стоимость станка составила 120 000 руб. Срок полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизации составит 20% (100%:5). Следовательно, годовая сумма амортизации составит 24 000 руб.(120 000 руб. х 20%).

Ежемесячно в течении 5 лет бухгалтер делал проводку: Дт 20 Кт 02 2000 руб. (24 000:12) начислена амортизация станка за отчетный месяц.

По итогам проверки сделан вывод, что на предприятии ЗАО «Ромашка» начисление амортизации основных средств производится в соответствии с требованиями учетной политики на 2009 год линейным методом.

В ходе проверки установим правильность отнесения объектов основных средств к амортизационным группам. В соответствии с учетной политикой ЗАО «Ромашка», для целей бухгалтерского учета все объекты основных средств подразделяются на труппы по срокам полезного использования, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.02 г.

В результате проверки пришли к выводу, что ЗАО «Ромашка» верно определяет срок полезного использования объектов основных средств, в соответствии с требованиями Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.02 г. № 1.

Далее проверяем, как начисляется амортизация по объектам основных средств, находящихся в ремонте или на модернизации сроком свыше 12 месяцев. Так, например, в учете ЗАО «Ромашка» по сварочному оборудованию не начислялась амортизация с января по июнь 2009 г. Правомерность не начисления амортизации подтверждается наличием распоряжения руководителя ЗАО «Ромашка» о переводе на реконструкцию оборудования с января 2009 г. сроком на 14 месяцев и наличием Акта приема-сдачи отремонтированного оборудования.

Далее необходимо убедиться в арифметической правильности итогов ведомости начисления амортизации. Методом пересчета подтвердилась достоверность итоговых сумм ведомости, начисления амортизации основных средств.

По результатам проведения аудиторской проверки учета амортизации основных средств, руководству ЗАО «Ромашка» предоставляется предварительный вариант письменной информации, в котором может быть выражено требование по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и перечень уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. В письменной информации должны быть изложены результаты проверки по трем направлениям:

1. Состояние внутреннего контроля.

2. Состояние бухгалтерского учета и отчетности.

3. Соблюдение законодательства при совершении экономическим субъектом хозяйственных операций.

2.3 Аудит операций с нематериальными активами

Цель аудита нематериальных активов - подтвердить соответствие существующего в организации порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, а также достоверность отражения информации о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности. Для достижения данной цели аудитору необходимо:

• составить план аудита нематериальных активов;

• оценить систему внутреннего контроля аудируемого лица;

• разработать программу аудиторских процедур;

• определить методы проверки.

Содержание общего плана и программы аудита приведены в таблице 2.3. (см. приложение В).

Вопросник для оценки внутреннего контроля нематериальных активов и учета соответствующих хозяйственных операций представлен в таблице 2.4. (см. приложение Г).

Аудиторская проверка нематериальных активов основана на общем плане проведения аудита, где необходимо уделить внимание важным или нетипичным операциям по учету нематериальных активов. Аудитор выполняет данный план посредством программы, которая определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур и составляется с учетом оценки системы внутреннего контроля.

Для определения объема работ, необходимых для формирования мнения о достоверности отражения информации о нематериальных ивах, рассмотрим состояние внутреннего контроля бухгалтерской отчетности.

При анализе системы внутреннего контроля особое внимание уделяется следующему:

• определен ли круг лиц, ответственных за сохранность нематериальных активов;

• создана ли комиссия по приемке нематериальных активов;

• проводится ли инвентаризация нематериальных активов.

Для получения ответов на эти вопросы проведем тестирование, по итогам которого определим, как относится на практике администрация к организации учета и обеспечению сохранности и эффективной эксплуатации нематериальных активов на предприятии.

Проверку бухгалтерского учета нематериальных активов в ЗАО «Ромашка» целесообразно начать с аудита документооборота, с целью подтверждения наличия всех необходимых реквизитов, достоверности арифметических расчетов и соответствия осуществляемых операций действующему законодательству.

НМА поступают в организацию:

• за плату;

• в счет вклада в уставный капитал;

• на безвозмездной основе;

• создание НМА собственными силами или с привлечением сторонних исполнителей.

При проверке документации поступления нематериальных активов в ЗАО «Ромашка» нарушений по оформлению выявлено не было.

Далее проверим сохранность объектов основных средств на предприятии ЗАО «Ромашка».

Проверку сохранности основных средств начнем с инвентаризации.

Приказом руководителя ЗАО «Ромашка» была создана инвентаризационная комиссия в составе аудитора, бухгалтера и инженера.

В ЗАО «Ромашка» инвентаризации нематериальных активов проводятся только в конце года инвентаризационной комиссией, назначенной руководителем.

При инвентаризации нематериальных активов проконтролируем правильность и своевременность их отражения в балансе, а также проверим, относятся ли они к нематериальным.

При инвентаризации НМА проверим наличие документов, подтверждающих исключительное право организации на использование этих активов. Если таких документов нет, объект не относится к нематериальным активам. На предприятии по всем НМА ведутся инвентарные карточки.

По итогам проверки выявлено, что организация обладает всеми необходимыми документами, подтверждающими исключительное право организации на использование всех НМА.

На предприятии ЗАО «Ромашка» созданы условия сохранности НМА.

Во-первых, приказом руководителя назначены материально-ответственные лица, отвечающие за сохранность НМА. С ними заключены договора о полной индивидуальной, материальной ответственности.

Во-вторых, на предприятии применяются пароли, ключи доступа по используемому программному обеспечению.

В состав материально-ответственных лиц входят:

1. Михайлов А.Н.- программист.

2. Антонов И.К.- программист.

На предприятии установлена классификация НМА на соответствующие группы. Все объекты НМА приходуются и принимаются к использованию своевременно.

Синтетический учет НМА осуществляется на счетах 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 19 «НДС по приобретенным ценностям». Синтетический учет при журнально-ордерной форме ведется в журналах-ордерах 10, 13 и в ведомости учета НМА №17. Аналитический учет ведется пообъектно. Данные аналитического и синтетического учета НМА сверяются в конце года.

Начисление амортизации для целей бухгалтерского учета производится линейным способом исходя из норм амортизации, определенных на основе срока полезного использования НМА.

Во всех расчетно-платежных документах НДС выделяется отдельной строкой.


Глава 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ НА ЗАО «Ромашка»

3.1 Результаты аудиторской проверки

При планировании и проведении аудита основных средств на предприятии ЗАО «Ромашка» для определения объема работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности учета и отчетности, было рассмотрено состояние внутреннего контроля и состояния бухгалтерского учета на данном предприятии. В процессе аудита был сделан вывод о соответствии системы внутреннего контроля и состояния бухгалтерского учета на предприятии ЗАО «Ромашка» масштабам и характеру его деятельности.

По результатам проверки подтвердилось соответствие регистров синтетического и аналитического учета движения основных средств ЗАО «Ромашка», что соответствует требованиям п. 46-54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Аудиторская проверка показала, что поступление, выбытие основных средств в ЗАО «Ромашка» является законным и целесообразным.

При выборочной инвентаризации основных средств ЗАО «Ромашка» было выявлено соответствие их фактического наличия бухгалтерским остаткам. Однако в нарушение требований п.7 ст. 1 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № 33н), на отдельные объекты основных средств не нанесен инвентарный номер.

Также в ходе проверки выяснили, что по учету основных средств ведутся инвентарные карточки, однако они имеются не на все объекты.

Основные средства предприятия не застрахованы, однако на предприятии ЗАО «Ромашка» созданы условия для сохранности ОС. Приказы и договора, заключенные с материально-ответственными лицами предприятия отвечают установленным требованиям.

В результате проверки пришли к выводу, что ЗАО «Ромашка» определяет срок полезного использования объектов основных средств, в соответствии с требованиями Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства от 1.01.02 г. № 1.

Начисление амортизации по вновь поступившим объектам основных средств начинается с месяца, следующего за месяцем поступления объекта, что соответствует требованиям п. 21 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

Начисление амортизации по выбывшим и самортизированным объектам основных средств, прекращается с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта, что соответствует требованиям п. 22 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

По мнению аудитора, регистры аналитического и синтетического учета основных средств, бухгалтерская отчетность ЗАО «Ромашка» подготовлены таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение информации об основных средствах по состоянию на 01.01.2010 г.

По результатам проверки нематериальных активов установили, что по документации поступления нематериальных активов в ЗАО «Ромашка» нарушений по оформлению выявлено не было.

По итогам проверки выявлено, что организация обладает всеми необходимыми документами, подтверждающими исключительное право организации на использование всех НМА.

На предприятии ЗАО «Ромашка» созданы условия сохранности НМА.

Во-первых, приказом руководителя назначены материально-ответственные лица, отвечающие за сохранность НМА. С ними заключены договора о полной индивидуальной, материальной ответственности.

Во-вторых, на предприятии применяются пароли, ключи доступа по используемому программному обеспечению.

На предприятии установлена классификация НМА на соответствующие группы. Все объекты НМА приходуются и принимаются к использованию своевременно.

На предприятии ЗАО «Ромашка» как показала проверка, некоторые объекты основных средств не используются в производстве. Было принято решение о продаже этих основных средств.

Таким образом, мы рассчитаем экономическую эффективность, полученную в результате продажи (см. таблицу 2.5).

Таблица 2.5 - Расчет экономической эффективности

Наименование основного средства

Остаточная стоимость

Плановая цена реализации

Экономический эффект

1. Станок токарный

18 400

21 300

2 900

2. Станок токарно-винторезный

22 000

26 450

4 450

3. Конвейер для сварки

23 420

29 700

6 280

Итого

63 820

77 450

13 630

Из таблицы видим, что в результате продажи основных средств, которые на предприятии ЗАО «Ромашка» простаивают по причине смены технологии производства, другому заводу, экономический эффект составит 13 630 рублей.

3.2 Пути совершенствования бухгалтерского учета на предприятии в 2010 году

При написании курсовой работы были рассмотрены главные направления аудита основных средств и нематериальных активов, его целесообразность.

Главным условием эффективности аудита на предприятии является четкое определение задач и постановка целей, а также выбор стратегии консультирования в вопросах финансового, налогового, банковского и другого хозяйственного законодательства.

Высокая квалификация и профессионализм руководителей предприятия, компетентность в вопросах маркетинга и в сфере услуг предоставляемых аудиторами, а также сотрудничество с ними являются благоприятными факторами для роста предприятия и отрасли в целом.

Для успешного своего развития предприятия должны начать консультироваться с аудиторскими фирмами, либо иметь квалифицированный персонал для исполнения ревизионных заданий.

Предприятию нужны аудиторы, знающие особенности производства, которые могли бы практически помочь заводу организовать учет, составить необходимую отчетность, дать конкретные рекомендации повышения экономической устойчивости, проконсультировать по разным вопросам деятельности предприятия, прежде всего по экономическим и вопросам налогообложения. Помощь аудитора полезна всем подразделениям предприятия. Бухгалтеру и финансисту она помогает вовремя исправить все ошибки, быть готовым к любой финансовой проверке. Руководителю аудит необходим как инструмент объективного контроля за бухгалтерской и финансовой службами.

Прежде всего, он должен обеспечить предварительный и текущий контроль за законностью хозяйственных операций, эффективность использования ресурсов, основных и оборотных средств.

Итак, чтобы производство нормально функционировало, необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация.

ЗАО «Ромашка» необходимо усовершенствовать систему внутреннего контроля. Для этого нужно провести выборочную проверку полноты и своевременности оприходования и ввода в эксплуатацию основных средств.

На предприятии ведутся инвентарные карточки, но не на все объекты ОС. Необходимо проверить соответствие данных инвентарных карточек и инвентарной описи основных средств. Также на ЗАО «Ромашка» на отдельные объекты основных средств не нанесен инвентарный номер. Необходимо исправить данную ситуацию.

На предприятии амортизация начисляется линейным способом. Начисление амортизации основных средств производится в соответствии с требованиями учетной политики на 2009 год.

В результате проверки аудитор пришел к выводу, что ЗАО «Ромашка» верно определяет срок полезного использования объектов основных средств, в соответствии с требованиями Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.02 г. № 1.

Но на предприятии не проводится проверка правильности начисления амортизации главным бухгалтером. Главному бухгалтеру необходимо проверять правильность начисления амортизации.

На предприятии определен только рабочий план счетов, рекомендуется разработать схемы движения ОС на счетах, для предотвращения ошибок в корреспонденции счетов.

На ЗАО «Ромашка» следует осуществлять контроль за оприходованием материалов и отходов при списании ОС. Все детали, узлы и агрегаты разобранного оборудования, годные для вторичного использования должны быть оприходованы по бухгалтерскому учету на счет 10.

На предприятии не проверяется использование НМА по различным направлениям деятельности. Контроль полностью отсутствует, необходимо проводить выборочную проверку.

Следует разработать схемы движения НМА на счетах, для избегания ошибок в корреспонденции счетов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аудит - это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц - законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждение достоверности отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.

Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных пользователей. Таким образом, аудит способствует снижению предпринимательского риска и может рассматривать как процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного для пользователей финансовых отчетов.

Целью курсовой работы являлось изучение вопросов аудита основных средств и нематериальных активов на предприятии, выявление методов и способов ведения аудиторских проверок на исследуемом предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

В настоящей работе были рассмотрены основные правила и особенности бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов.

В данной курсовой работе раскрыты сущность основных средств и нематериальных активов, приведена их классификация, рассмотрен учет поступления, движения и выбытия ОС и НМА на конкретном предприятии.

Подробно освещены вопросы, связанные с инвентаризацией и амортизацией ОС и НМА.

Указаны основные направления проверки, приведен пример плана и программы аудиторской проверки ОС и НМА, а также выявлены ошибки и предложены пути совершенствования учета на предприятии.

При проверке документации поступления основных средств в ЗАО «Ромашка» нарушения были выявлены по оформлению. Заполнены не все реквизиты, на некоторых документах отсутствует печать.

Каждый год в ЗАО «Ромашка» проводится инвентаризация основных средств. При повреждении основных средств на предприятии выявляют виновных лиц, а также проверяют объем и качество ремонта.

Основные средства предприятия не застрахованы, однако на предприятии ЗАО «Ромашка» созданы условия для сохранности ОС,

В результате проверки правильности начисления амортизации сделали вывод, что ЗАО «Ромашка» верно определяет срок полезного использования объектов основных средств, в соответствии с требованиями Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.02 г. № 1.

При проверке документации поступления нематериальных активов в ЗАО «Ромашка» нарушений по оформлению выявлено не было.

По итогам проверки, выявлено, что организация обладает всеми необходимыми документами, подтверждающими исключительное право организации на использование всех НМА.

На предприятии ЗАО «Ромашка» созданы условия сохранности НМА .

Поэтому ЗАО «Ромашка» было выдано условно положительное заключение. Рекомендуется своевременно внести исправления в отчетности по выявленным нарушениям.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый Кодекс РФ часть первая от 31.07.1998г. № 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 13.11.2010г.).

2. Налоговый Кодекс РФ часть вторая от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.11.2010г.).

3. Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129 - ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28.09.2010г.).

4. Федеральный Закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119 - ФЗ (с изменениями и дополнениями № 307-ФЗ от 30.12.2008г.).

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000г. № 94н.

6. Приказ Минфина России от 29.07.98 № 34н. «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (с изменениями и дополнениями от 26.03.2007г.)

7. Постановление Правительства РФ от 02.12.00 № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями от 26.05.2009г.)

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. Приказом Минфина РФ.

9. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК / Р. А. Алборов - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2006 г. - 464с.

10. Аудит: Учебное пособие / под ред. Ю. А. Данилевского. - М.: «Дело и сервис», 2007г. - 494 с.

11. Аудит: Учебник для студентов вузов / под ред. В. И. Подольского. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008г. - 744 с.

12. Аудит в России. Антология Российского аудита: Учебник для вузов / под ред. А. В. Крикунова. - М.: Маркет ДС,2006г. - 287 с.

13. Бабаев Ю. А. Бухгалтерский учет: Учебник для студентов вузов / Ю. А. Бабаев, И. П. Комиссарова, В. А. Бородин. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 527 с.

14. Газарян А.В. Аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость / А. В. Газарян. – М.: Бухгалтерский учет, 2005г.-315 с.

15. Газарян А.В. Аудиторская проверка финансовых результатов и их использование. / А. В. Газарян, Г. И. Костюк М.: Бухгалтерский учет, 2004г. -299 с.

16. Глушков И.Е. Аудит на современном предприятии / И. Е. Глушков. - Москва - Новосибирск: КНОРУС - ЭКОР, 2006 г. - 288с.

17. Громов В.Г. Бухгалтерский учет и аудит: практическое пособие с комментариями / В. Г. Громов, М. Б. Громова - СПб.: Б.И., 2005г.-354с.

18. Данилевский Ю.А. Методика аудита /Аудит и финансовый анализ М: «Дело и сервис», 2006г. - 410 с.

19. Миронова О. А. Аудит: теория и методология: Учебн. Пособие / О. А. Миронова, М. А. Азарская. - М.: Омега-Л, 2005г. - 496 с.

Таблица 2.1 (приложение А)

Общий план аудита основных средств

Проверяемая организация ЗАО «Ромашка»

Период аудита с 01.01.09 по 31.12.09

Количество человеко-часов 280

Руководитель аудиторской группы Иванова А.А.

Состав аудиторской группы Иванова А.А., Петрова С.В.

Планируемый аудиторский риск 4%

Планируемый уровень существенности 1%

№ п/п

Планируемые виды работ

Период

проведения

Исполнитель

Примечания

1.

Аудит наличия и сохранности основных средств

В течение отчетного года

Иванова А.А., Петрова С.В

Согласно сводному общему плану аудита экономического субъекта

2.

Аудит движения основных средств

В течение отчетного года

Иванова А.А.

3.

Аудит правильности начисления амортизации

В течение отчетного года

Петрова С.В.

4.

Аудит инвентаризации с целью переоценки основных средств

В течение отчетного года

5

Аудит правильности налогообложения по основным средствам

В течение отчетного года

Иванова А.А., Петрова С.В

Руководитель аудиторской организации А.А. Сидоров

(подпись)

Руководитель аудиторской группы А.А. Иванова

(подпись)


Таблица 2.2 (Приложение Б)

Программа аудита основных средств

Проверяемая организация ЗАО «Ромашка»

Период аудита с 01.01.2009 по 31.12.2009

Количество человеко-часов 280

Руководитель аудиторской группы Иванова А.А.

Состав аудиторской группы Иванова А.А., Петрова С.В.

Планируемый аудиторский риск 4%

Планируемый уровень существенности 1%

п/п

Перечень аудиторских мероприятий (процедур)

Период проведения

Исполнитель

Рабочие документы аудитора

1

Аудит наличия и сохранности основных средств

В течение года

Иванова А.А. Петрова С.В.

1.1

Проверка создания комиссии по приемке основных средств

Ежеквартально

Иванова А.А.

Приказы, распоряжения

1.2

Проверка оформления договоров купли-продажи основных средств

Ежеквартально

Петрова С.В.

Договоры, соглашения

1.3

Проверка оформления протоколов договорной цены

Ежеквартально

Иванова А.А.

Протоколы, соглашения, приказы

1.4

Проверка правильности отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи основных средств

Ежеквартально

Петрова С.В.

Акты приемки-передачи, инвентарные карточки, журналы регистрации

1.5

Проверка правильности отражения первоначальной стоимости после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов

Ежеквартально

Иванова А.А.

Проектно-сметная документация, приказы, акты инвентаризации

1.6

Оценка организации синтетического и аналитического учета основных средств в бухгалтерии предприятия и по материально-ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств

Ежеквартально

Петрова С.В.

Первичные документы, учетные регистры, учетная политика

1.7

Проверка и оценка действующего на предприятии порядка учета затрат на ремонт основных средств

Ежеквартально

Иванова А.А.

Учетная политика, приказы, сметы, отчеты

1.8

Проверка результатов произведенной переоценки основных средств

По мере совершенствования операций

Петрова С.В.

Приказы, акты, инвентаризационные документы, учетные регистры

1.9

Проверка результатов последней инвентаризации основных средств

В течение года

Иванова А.А.

Инвентаризационные документы, первичные документы, учетные регистры

1.10

Ознакомление с порядком ведения картотеки основных средств и инвентарных списков по конкретным материально-ответственным лицам бухгалтерией предприятия

Ежеквартально

Петрова С.В.

Картотека, инвентаризационные документы, приказы, договоры о материальной ответственности

1.11

Проверка обеспеченности бухгалтерии предприятия действующими нормативными документами

Ежеквартально

Иванова А.А.

Приказы, распоряжения

1.12

Проверка отражения в отчетности наличия основных средств

Ежеквартально

Петрова С.В.

Формы отчетности

2

Аудит движения основных средств

В течение года

Иванова А.А. Петрова С.В.

2.1

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете взносов в уставный капитал

Ежеквартально

Иванова А.А.

Приказы, акты приемки, регистры бухгалтерского учета

2.2

Проверка правильности оценки вносимых в уставный капитал основных средств

Ежеквар­тально

Петрова С.В.

Методики оценки, протоколы собраний учредителей

2.3

Проверка фактического поступления в качестве вкладов учредителей в уставный капитал основных средств

Ежеквартально

Иванова А.А.

Приказы, акты, счета, регистры бухгалтерского учета, баланс

2.4

Проверка фактического выбытия основных средств в результате расчетов с учредителями

Ежеквар­тально

Петрова С.В.

Протоколы, приказы, регистры бухгалтерского учета, акты, баланс

2.5

Проверка отражения в отчетности движения основных

средств

Ежеквартально

Петрова С.В.

Формы отчетности

3.

Аудит проведения инвентаризации

Ежегодно

Петрова С.В.

Акты, инвентаризационные описи, ведомости, Приказы договора на материальную ответственность

3.1

Проверка последней инвентаризации и её результаты

Ежегодно

Петрова С.В.

Акты, инвентаризационные описи, ведомости, Приказы договора на материальную ответственность

3..2.

Ознакомиться с материалами переоценки основных средств и их Отражение в учёте

Ежегодно

Петрова С.В.

Акты, инвентаризационные описи, ведомости, Приказы договора на материальную ответственность

3.3.

Проверить наличие приказов о создании на предприятии постоянно действующей комиссии по списанию по списанию основных средств; кто отвечает и заключены ли с ними договора о материальной ответственности.

Ежегодно

Петрова С.В.

Акты, инвентаризационные описи, ведомости, Приказы договора на материальную ответственность

3

Аудит правильности начисления амортизации

В течение года

Иванова А.А Петрова С.В.

Расчеты

4.1

Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по основным средствам в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения

Помесячно

Иванова А.А.

Справки, регистры бухгалтерского учета, баланс

4.2

Проверка объектов основных средств, по которым не начисляется амортизация

Помесячно

Петрова С.В.

Справки, расчеты, регистры бухгалтерского учета, документы

4.3

Проверка объектов основных средств, по которым начисляется ускоренная амортизация

Помесячно

Иванова А.А.

Расчеты, справки, регистры бухгалтерского учета, сметы

4.4

Проверка документов по начисленной амортизации основных средств, которые вносятся в качестве вклада в уставный капитал

По мере внесения в уставный капитал

Петрова С.В.

Решение совета директоров, решение годового собрания акционеров

4.5

Проверка срока, с которого начинается и с которого заканчивается начисление амортизации основных средств

Помесячно

Иванова А.А.

Протоколы, справки, расчеты, акты, баланс, регистры бухгалтерского учета, данные о движении денежных средств

4.6

Проверка отражения в отчетности начисленной амортизации основных средств

Ежеквартально

Петрова С.В.

Формы отчетности

4

Проверка правильности налогообложения по основным средствам

В течение года

Иванова А.А. Петрова С.В.

5.1

Проверка правильности расчетов по НДО

По срокам налоговых платежей

Иванова А.А. Петрова С.В.

НКРФ,гл.21, баланс, справки, расчет

5.2

Проверка правильности расчетов по налогу на прибыль

По срокам налоговых платежей

Иванова А.А. Петрова С.В.

НК РФ, гл. 25, отчет о прибылях и убытках, справки, расчеты

5.3

Проверка правильности расчетов по налогу на доходы физических лиц

По срокам налоговых платежей

Иванова А.А. Петрова С.В.

НК РФ, гл. 23, справки, расчеты, сведения

5.4

Проверка правильности расчетов по налогу на имущество юридических лиц

По срокам налоговых платежей

Иванова А.А. Петрова С.В.

ФЗ «О налоге на имущество предприятий», Инструкция ГНС № 33, справки, расче­ты, сведения

5.5

Проверка правильности расчетов по иным обязательным платежам

По срокам платежей

Иванова А.А. Петрова С.В.

НК РФ, гл. 24, справки, расче­ты, сведения

5.6

Проверка отражения в отчетности всех операций по учету основных средств

Ежеквартально

Иванова А.А. Петрова С.В.

Формы отчетности

Руководитель аудиторской организации А.А. Сидоров

(подпись)

Руководитель аудиторской группы А.А. Иванова

(подпись)

Таблица 2.3 (приложение В)

Общий план аудита НМА

Проверяемая организация ЗАО «Ромашка»

Период аудита с 01.01.09 по 31.12.09

Количество человеко-часов 280

Руководитель аудиторской группы Иванова А.А.

Состав аудиторской группы Иванова А.А., Петрова С.В.

Планируемый аудиторский риск 4%

Планируемый уровень существенности 1%

№ п/п

Планируемые виды работ

Период

проведения

Исполнитель

Примечания

1.

Анализ состава нематериальных активов

В течение отчетного года

Иванова А.А., Петрова С.В

Согласно сводному общему плану аудита экономического субъекта

2.

Аудит учета поступления (создания) нематериального актива

В течение отчетного года

Иванова А.А.

3.

Аудит учета начисления амортизации нематериального актива

В течение отчетного года

Петрова С.В.

4.

Аудит выбытия нематериальных активов

В течение отчетного года

5

Аудит налогообложения операций, связанных с нематериальными активами

В течение отчетного года

Иванова А.А., Петрова С.В

Руководитель аудиторской организации А.А. Сидоров

(подпись)

Руководитель аудиторской группы А.А. Иванова

(подпись)

Таблица 2.4 (приложение Г)

Общий план аудита НМА

Проверяемая организация ЗАО «Ромашка»

Период аудита с 01.01.09 по 31.12.09

Количество человеко-часов 280

Руководитель аудиторской группы Иванова А.А.

Состав аудиторской группы Иванова А.А., Петрова С.В.

Планируемый аудиторский риск 4%

Планируемый уровень существенности 1%

п/п

Перечень аудиторских мероприятий (процедур)

Период проведения

Исполнитель

Рабочие документы аудитора

1

Анализ состава нематериальных активов

В течение года

Иванова А.А. Петрова С.В.

1.1

Проверка правильности отнесения активов к нематериальным активам

Ежеквартально

Иванова А.А.

Налоговый кодекс, ПБУ 14/2007, регистры учета НМА, карточки учета НМА

1.2

Изучение прав организации на НМА

Ежеквартально

Петрова С.В.

Патенты, договоры, лицензии, свидетельства о регистрации права организации

2

Аудит учета поступления (создания) нематериальных активов

В течение года

Иванова А.А. Петрова С.В.

2.1

Аудит источников поступления нематериальных активов

Ежеквартально

Иванова А.А.

Договора купли-продажи НМА, книга покупок, счета-фактуры, товарные накладные, товарно-транспортные накладные

2.2

Аудит учета затрат по приобретению НМА

Ежеквар­тально

Петрова С.В.

Карточки учета затрат по приобретению НМА

2.3

Аудит первичных учетных документов при постановке на учет НМА.

Ежеквартально

Иванова А.А.

Акт приема-передачи НМА, карточки учета НМА (Форма № НМА-1), приказы.

2.4

Аудит методологии произведенных бухгалтерских проводок при поступлении НМА.

Ежеквар­тально

Петрова С.В.

Оборотные ведомости, книга покупок, инвентарные карточки НМА.

2.5

Аудит налогового учета при приобретении НМА

Ежеквартально

Петрова С.В.

Регистры операций по приобретению имущества, работ, услуг, регистры формирования стоимости объекта учета.

3.

Аудит учета начисления амортизации нематериальных активов

Ежегодно

Петрова С.В.

3.1

Проверка соблюдения учетной политики организации в части начисления амортизации НМА

Ежегодно

Петрова С.В.

ПБУ 14/2007

3..2.

Проверка начисления амортизации для целей бухгалтерского учета, проверка правильности установления срока полезного использования НМА и определения норм амортизации

Ежегодно

Петрова С.В.

ПБУ 14/2007

3.3.

Проверка налогового учета начисления амортизации НМА, правильности установления срока полезного использования НМА

Ежегодно

Петрова С.В.

Регистры-расчеты сумм амортизационных отчислений по НМА, налоговый кодекс РФ, ПБУ 14/2007.

3.4.

Достоверность расчета сумм амортизационных отчислений

В течение года

Иванова А.А Петрова С.В.

Регистры-расчеты сумм амортизационных отчислений по НМА.

4

Аудит выбытия нематериальных активов

Помесячно

Иванова А.А.

4.1

Проверка бухгалтерского учета выбытия нематериальных активов

Помесячно

Петрова С.В.

Карточки счетов 91, 99, оборотные ведомости.

4.2

Проверка документального оформления списания нематериальных активов

Помесячно

Иванова А.А.

Акты на списание (форма № ОС-4)

Руководитель аудиторской организации А.А. Сидоров

(подпись)

Руководитель аудиторской группы А.А. Иванова

(подпись)