Реферат: Инновационная политика предприятия 3

Название: Инновационная политика предприятия 3
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….51 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………………………………………...…....6

1.1 Понятие инноваций………………………………………………………….......6

1.2 Классификация инноваций…………………………………………………….10

1.3 Специфика инновационных процессов ……...……………………………….12

1.4 КФХ и инновации ……………………………………………………………..19

2 ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ КФХ «ЧЕМПИОН» .…………………………………………………………..................22

2.1 Общая характеристика КФХ «Чемпион».……………………………………22

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности КФХ «Чемпион»………………………………………………………………………….25

3 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КФХ «ЧЕМПИОН» И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ …………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...………………………………………………………………..35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….36

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Понятие инноваций

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

· использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

· внедрение продукции с новыми свойствами;

· использование нового сырья;

· изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

· появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам '.

Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. [2].

Значительный вклад в исследование инноваций внес Н.Д. Кондратьев, который обосновал теорию больших циклов продолжительностью 50-60 лет, разработал модели циклов конъюнктуры. Он доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия массового внедрения накопившихся изобретений. Н.Д. Кондратьев связывал переход к новому циклу с техническим прогрессом: «Перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом ее начале – писал он – наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Эти изменения обычно выражаются в той или иной комбинации, в значительных технических изобретениях и открытиях, в глубоких изменениях техники производства и обмена». Главную роль в изменениях экономической жизни общества Н.Д. Кондратьев отводил научно-техническим новациям.

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В исследованиях отечественных экономистов термин «инновация» стал широко применяться с переходом экономики к рыночным отношениям. До этого в отечественной экономической литературе проблематика нововведений широко освещалась в рамках исследований научно-технического прогресса (НТП), развития науки и техники.

Для того, чтобы эффективно управлять инновациями необходимо четко понимать смысл и значение термина «инновация». В словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля понятия «инновация» нет. У С.И. Ожегова есть термин «новация» - нечто новое, новшество, «новшество» - новый порядок, новый обычай, новый метод изобретения, новое явление. В словаре В.И. Даля – «новшество», употребляемое как введенье новизны, новых обычаев, порядков. В «Большой советской энциклопедии» понятие «инновация» также отсутствует[1].

В английских терминологических словарях термин «инновация» является синонимом нововведения или новшества. В ряде изданных в последние годы в России энциклопедических словарях инновация также отождествляется с нововведением, новшеством.

На основе изучения в экономической литературе последних лет на предмет понятия «инновация» можно утверждать, что существует множество его определений. Систематизация толкований понятия «инновация» приведена в таблице 1.1:

Таблица 1.1 - Определение понятия «инновация»

Определение

Автор, источник

И нновация – это такой общественный – технический – экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий.

Санто Б. Инновация как средство …, 1990, с. 24.

П од инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Уткин Э.А.,

Морозова Н.И.,

Морозова Г.И.

Инновационный менеджмент…, 1996, с. 10.


И нновация – это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект.

Бездудный Ф.Ф.,

Смирнова Г.А.,

Нечаева О.Д.

Сущность понятия…, 1998, с. 8.

И нновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности.

Суворова А.Л.

Инновационный менеджмент, 1999, с. 15.

И нновация есть результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими, либо дополнению уже имеющихся новыми.

Кокурин Д.И.

Инновационная деятельность, 2001, с. 10.

И нновация (нововведение) – это результат практического или научно-технического освоения новшества.

Авсянников Н.М.

Инновационный менеджмент, 2002, с. 12.

П од инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Медынский В.Г.

Инновационный менеджмент, 2002, с. 5.

И нновация понимается как конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство. Понятие инновации применяется ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат.

Минниханов Р.Н.,

Алексеев В.В.,

Файзрахманов Д.И.,

Сагдиев М.А.

Инновационный менеджмент …, 2003, с. 13.

Анализ приведенных определений термина «инновация» позволяет констатировать, что распространены три точки зрения. Первая – инновация отождествляется с нововведением, новшеством. Вторая точка зрения, инновация рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и управления производством. Третья – инновация как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога.

Новшество, считает проф. Р.А. Фатхутдинов – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу .

Таким образом, новшество выступает как конкретный результат научных исследований и разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики и т.д. В свою очередь, инновация представляет собой процесс внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения научно-технического, экономического и социального эффекта[3].

Инновация должна обладать следующими свойствами: иметь новизну, применимость в любой сфере деятельности человека, реализована на рынке, приносить экономический и другие виды эффекта.

Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей. Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка.

Обобщая приведенные определения этого термина, можно дать следующую формулировку понятия инновация. Инновация – коммерциализация научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), техники, технологии, организации производства, управления и приносящих различные виды эффекта [4].

1.2 Классификация инноваций

Для более полного понимания инноваций следует дать их классификацию. В литературе существуют различные подходы к классификации инноваций.

Профессор Р.Фельдман выделяет следующие виды инноваций:

  • инновации в продукции (виды, качество);
  • инновации в материалах;
  • инновации в методах;
  • инновации в человеческий фактор (развитие личности);
  • социальные инновации (изменение поведения сотрудников предприятия);
  • организационные инновации.

П.Друкер предлагает более обобщенную классификацию:

  • инновации в продукции или условиях (продуктовую инновацию);
  • инновации в рынках, поведении и ценностях покупателей (социальную инновацию);
  • инновации в различных умениях и деятельности (менеджерские инновации).

З.Румянцев и Н.Саломатин предлагают расширенную классификацию в зависимости от некоторых факторов:

  • по степени новизны (абсолютная, относительная, условная, частная);
  • по инновационному потенциалу (радикальные, комбинированные, модифицированные);
  • по особенностям инновационного процесса (внутриорганизацион-ные, межорганизационные) и другие.

Предлагаемая на рисунке 1.1 классификация инноваций составлена по признаку содержания и принципиально не отличается от классификации П.Друкера, она уточняет и детализирует ее.

Рисунок 1.1 - Основные виды инноваций

Все виды инноваций условно можно разделить на следующие 3 группы:

  • Продуктовые инновации:
    • в товарах;
    • в услугах.
  • Социальные инновации:
    • в рынках и поведении покупателей;
    • в поведении сотрудников;
    • в развитии личности сотрудников.
  • Менеджерские инновации:
    • в технологии управления;
    • в организации производства;
    • в организационных структурах управления;
    • в функциях и методах управления;
    • в технике управления.

Такая классификация позволяет более комплексно рассмотреть основные вопросы, связанные с инновациями на предприятии [5].

1.3 Специфика инновационных процессов

В научных источниках наряду с термином «инновация» широко используются понятия «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «инновационный цикл».

Инновационный процесс - уникальное явление, в котором достижения науки и техники тесно переплетаются с развитием экономики, предпринимательства и управления.

Р.Федерманн под инновационным процессом понимает последовательность работ (функций) по подготовке и внедрению инноваций. Он выделяет 12 этапов, охватывающих процесс управления инновационной деятельностью на предприятии. Эти этапы касаются таких аспектов управленческой деятельности, как выбор инновационной стратегии, стимулирование «критического» сознания, продвижение через коммуникации, преодоление сопротивления инновациям и так далее .

В учебниках и монографиях по маркетингу инновации рассматриваются с позиции планирования новой продукции. Так, американские профессора Дж.Эванс и Б.Берман рассматривают инновационный процесс с позиций стадий готовности нового продукта. Они выделяют семь стадий инновационного процесса :

· генерация инновации;

· оценка продукции;

· проверка концепции;

· экономический анализ;

· разработка продукции;

· пробный маркетинг;

· коммерческая реализация.

Американцы Р.Хизрич и М.Петерс считают, что инновационный процесс - это путь от выработки идеи до коммерческой реализации инновации на рынке (этот путь иногда называют процессом планирования новой продукции). Они выделяют пять этапов:

· выбор идеи;

· концептуальная проработка;

· опытно-конструкторская разработка;

· пробный выход на рынок;

· коммерческая реализация продукта.

П.Н.Завлин под инновационным процессом предлагает понимать последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и рассматривается в хозяйственной практике. В отличие от научно-технического прогресса инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением - первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прекращается и после внедрения, поскольку по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения, новые рынки и новых потребителей.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники, который начинается с фундаментальных исследований , направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей.

Второй стадией являются прикладные исследования . Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в опытно-конструкторских работах.

В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит в фазы: проектирование , строительство , освоение и промышленное производство . Фазы маркетинг и сбыт связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

Главными особенностями инновационного процесса являются его цикличность, поэтапная реализация нововведений и исключительно высокая степень риска, связанная с низкой вероятностью успешного воплощения новой идеи в новом виде продукции. Как правило, эта вероятность составляет около 9-10%. Это означает, что из каждых двенадцати оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и продажи. Отдача от вложений капитала в инновационный процесс в корне отличается от гарантированных выплат ссудного процента по капиталу в банке или дивидендов по акциям.

Инновационный цикл охватывает весь комплекс отношений производства и потребления и представляет собой период от зарождения идеи до ее коммерческой реализации. Понятие «инновационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель за совершенствованием способа удовлетворения своей потребности.

Различают три формы инновационного процесса:

· простой внутриорганизационный (натуральный);

· простой межорганизационный (товарный);

· расширенный.

Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции потребителя.

Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы:

· новаторы;

· ранние реципиенты;

· раннее большинство;

· отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Ими могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

В роли ранних реципиентов (пионерских организаций) выступают предприятия, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшества на рынок.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам [7].

Фазы инновационного процесса:

Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют многие подразделения фирмы и на которую оказывают все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.

Фазы, как правило, следуют одна за другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самым пересечения) отдельных фаз. Так, оценки и расчеты экономической эффективности необходимо проводить не только в фазе поиска идей, но и в последующих фазах. Между процессом исследований и разработок и освоением в производстве новых решений, с одной стороны, и внедрением продукта на рынок, с другой, происходит неоднократное временное, а также и содержательное дублирование определенных задач.

1-яфаза: стратегия предприятия и инновации

Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установить планку в инновационных устремлениях предприятия. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:

· выбор рынка или рыночного сегмента;

· утверждение применяемой технологии;

· выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;

· решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;

· установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.

В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства возможно и прямо противоположное, т.е. инновации могут оказать решающее влияние на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и средних предприятиях часто случается так, что единственная инновация надолго предопределяет развитие всего предприятия.

2-я фаза: поиски идей и их оценка

В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При этом можно выделить три пути поиска:

· разработка новых идей (генерирование идей);

· критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений;

· поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий).

При поиске новых идей малым и средним предприятиям особенно рекомендуется чаще обращаться к внешним источникам информации, например банкам данных, лицензионным посредникам, материалам ярмарок и исследовательских центров.

Для внутрифирменного генерирования идей можно использовать ряд методов.

При применении интуитивных методов центральным пунктом является спонтанное творческое генерирование идей людьми, обладающими интеллектом выше среднего уровня, а также специальными знаниями. В качестве примера поиска новых идей можно назвать методы "мозговой атаки", конкурсы, экспертные опросы.

Главное место в аналитических методах занимают логически структурированные процедуры. Сюда относятся метод дерева решений, морфологические методы, методы аналогий, сценариев, синектика, а также эвристические методы.

Найденные идеи подвергаются оценкам: сначала отбрасываются неподходящие, затем проверяются самые перспективные с одновременным выявлением их потенциальных рыночных шансов. Результатом отбора лучших идей является предложение о производстве нового продукта, где излагаются основы дальнейших мероприятий.

3-я фаза: продуктовое решение

В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу предприятия и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования, которое охватывает:

· постановку целей и задач по данному продукту;

· составление временного графика использования ресурсов, необходимых в рамках данной фазы;

· планирование производства для предприятия в целом;

· планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.

Подобное планирование содержит в себе все важные задачи, которые необходимы для дальнейшей аналитической работы в рамках процесса исследований и разработок вплоть до успешного внедрения продукта на рынок. Здесь намечаются точки пересечения маркетинга и производства; устанавливаются области соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.

4-я фаза: научные исследования и разработки, технологический трансфер

В сфере научных исследований и разработок проводятся следующие различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат. Что касается данной сферы в условиях малых и средних предприятий, то у них дело ограничивается, как правило, разработками; исследования в собственном смысле отходят здесь на задний план.

Исходя из своих целеустановок эти предприятия могут осуществить техническую реализацию продукта посредством собственных разработок (возможно, исследований) или прибегнуть к кооперации с другими компаниями. В принципе эта задача должна решаться с учетом следующих моментов:

· окончательное уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или новой услуге;

· конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа;

· проектирование и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.

И в этой фазе настоятельно рекомендуется прибегать к внешним источникам знания, например в таких формах:

· обмен научно-технической информацией путем участия в конференциях, ярмарках, публикации статей;

· трансфер знания благодаря принятию на работу сотрудников со специальной подготовкой, выпускников университетов;

· совместные исследования с другими предприятиями;

· приобретение патентов и лицензий для использования в специальном проекте;

· кооперация в разработках.

Постоянно растущее влияние современных технологий на конкурентоспособность малых и средних предприятий требует целенаправленного использования всех предоставляющихся возможностей технологического трансфера. Даже высокоэффективные в своей области технологические лидеры сегодня редко в состоянии уследить за всеми направлениями технологического прогресса и соответствующим образом воплотить в жизнь новейшие практические и теоретические достижения.

5-я фаза: освоение производства

Разработка продукта считается законченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:

· адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям;

· ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;

· запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;

· поиски новых каналов снабжения.

Для инновационного менеджмента в данной фазе важно обеспечить максимально короткие сроки развертывания производства, в частности с помощью соответствующей подготовки и планирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ перед конкурентами, а также позволяет быстро снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.

6-я фаза: внедрение на рынок

Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.

Под внедрением на рынок товаров или услуг понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции. Этого можно достичь с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия на рынок с новой продукцией.

На крупных предприятиях перед окончательным введением новинки проводится тестирование изделия и рынка по возможности в максимально ранней фазе инновационного проекта. С помощью подобных тестов можно снизить риски, но это связано с высокими издержками. Поэтому и продуктовое, и рыночное тестирование проводится малыми и средними предприятиями лишь в редких случаях. Чаще всего они полагаются здесь на "теоретические" суждения, а также на опыт и интуицию участников инновационного процесса[8].

1.4 КФХ и инновации

Неотъемлемым признаком инновационной деятельности является выход конкурентоспособного продукта на рынок.

Соединение всех этих понятий в классическом понимании и есть инновационная деятельность.

За рубежом превращение научно-технических достижений в рыночный продукт является самым престижным, самым авторитетным бизнесом.

Сегодня наибольшие доходы получают от продажи интеллектуальных продуктов (компьютерных программ, лицензий, ноу-хау, торговых марок и т.п.).

Вот два хрестоматийных примера:

1) отрывной язычок алюминиевой банки для пива принес его изобретателю около 200 млн. дол., это действительно принципиально новое решение - то, чего не было до сих пор;

2) Томас Эдисон сделал за свою жизнь около 1000 изобретений, а миллионером стал только на основе одного - электрических розеток и вилок.

В последние годы по ряду причин произошел определенный спад в инновационной активности аграрной науки. Даже имеющийся инновационный потенциал АПК используется в пределах 4-5%. Для сравнения этот показатель в США превышает 50% . Многие научно-технические разработки не становятся инновационным продуктом; ежегодно остаются невостребованными сельскохозяйственным производством большинство инновационных разработок.

Создавшееся положение является следствием значительного ухудшения финансового состояния организаций АПК. Последние годы ознаменовались резким сокращением выделения средств на научные прикладные исследования. В расчете на 1 га с./х-х угодий они сократились более чем в 2 раза по сравнению с 1990 годом. В то же время в 18 развитых странах мира за последние три десятилетия они увеличились от 0,96 до 2,2 % ВВП, приходящегося на с./х-во, в том числе в США от 1,32 до 2,2 %. А в Австралии затраты на аграрные исследования за указанный период в отрасли от 1,5 до 4,42 %, в ЮАР от 1,39 до 2,59 %, а в 17 африканских странах - от 0,42 до 0,58 % ВВП, приходящегося на с./х-во.

Слабым звеном в формировании эффективного инновационного развития АПК является изучение спроса на инновации. Маркетинг не стал еще неотъемлемым элементом формирования заказов на научные исследования и разработки. Как правило, при отборе проектов не проводится глубокая экономическая экспертиза не оцениваются показатели эффективности и рисков, не отрабатываются схемы продвижения полученных результатов в производстве. Это приводит к тому что, как уже отмечалось, многие инновационные разработки не становятся инновационным продуктом.

Исследователи отмечают , что в современных условиях инновационного развития АПК существенно возрастает роль информационно-консультативной службы, деятельность которой требует совершенствования, нужны кадры. Это тем более важно, что в настоящее время весьма низка восприимчивость сельхозпроизводителей к научным достижениям, что связано, прежде всего, с низкими экономическими возможностями предприятий.

Зарубежный опыт (Японии, Китая, Южной Кореи, США, Германии и др.) доказывает, что ключевым звеном успешного продвижения разработок на рынок является уровень организации менеджмента всего цикла проекта. По статистике, за рубежом на одного разработчика в науке приходится 10 менеджеров, которые доводят эту работу до кондиции, до того уровня, чтобы его освоить.

Следует отметить и такие факты :

За последние десятилетия в силу различных причин произошло сокращение числа занятых в сельскохозяйственном производстве более чем на 2 млн. человек. Одновременно ухудшился качественный состав кадров. Удельный вес руководителей сельхоз предприятий с высшим образованием снизился с 86% в 1995 году до 70% в 2008 году. Доля главных специалистов с высшим образованием снизилась и составила 53%. Учитывая роль кадров, можно уверенно говорить, что такое положение отрицательно сказывается на эффективность инновационного развития АПК.

В растениеводстве инновационные процессы должны быть направлены на: увеличение объемов производимой растениеводческой продукции на основе повышения плодородия почвы, роста урожайности сельскохозяйственных культур и улучшение качества продукции; преодоление процессов деградации и разрушения природной среды и экологизацию производства; снижение расхода энергоресурсов и уменьшение зависимости продуктивности растениеводства от природных факторов; повышение эффективности использования орошаемых и осушенных земель; экономию трудовых и материальных затрат; сохранение и улучшение экологии окружающей среды. В связи с этим инновационная политика в области растениеводства должна строиться на совершенствовании методов селекции - создание новых сортов сельскохозяйственных культур, обладающих высоким продуктивным потенциалом, освоении научно обоснованных систем земледелия и семеноводства.

В современных условиях нестабильности развития животноводства резкого спада животноводческой продукции для повышения производственного потенциала отрасли важное значение имеет использование биологического блока инноваций, достижение отечественной и мировой селекции, отражающих важнейшее направления совершенствования селекционно-генетического потенциала, от которого непосредственно зависит уровень продуктивности животных, эффективное использование кормовых ресурсов, освоение ресурсосберегающих технологий, направленных на повышение уровня интенсивности и эффективности производства.

Одним из основных направлений инноваций являются биотехнологические системы разведения животных с использованием методов генной и клеточной инженерии, направленные на создание и использование новых типов трансгенных животных с улучшенными качествами продуктивности, устойчивыми к заболеваниям.

Не менее важное значение в развитии инновационного процесса в животноводстве принадлежит технологической и научно-техническим группам инноваций, которые связаны с индустриализацией производства, механизацией и автоматизацией производственных процессов, модернизацией и техническим перевооружением производства, освоением наукоемких технологий, ростом производительности труда, обусловливающими уровень и эффективность производства продукции животноводства.

Внедрение высокоадаптивных, ресурсосберегающих технологий производства продукции животноводства на основе инновационной деятельности при широком использовании автоматизации и компьютеризации производства, машин и оборудования нового поколения, робототехники и электронных технологий, восстановление и совершенствование производственно-технического потенциала животноводческих комплексов и птицефабрик является определяющими направлениями повышения эффективности производства продукции [9].

2 ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ КФХ «ЧЕМПИОН»

2.1 Общая характеристика КФХ «Чемпион»

Возможность ведения крестьянского хозяйства была предоставлена еще по советскому законодательству. В середине 80-х гг. гражданам было предоставлено право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве. Эта деятельность должна была быть основана на личном труде гражданина и членов его семьи. В 1989 г. в союзных основах законодательства об аренде было предоставлено право арендовать земельные участки для ведения крестьянского хозяйства. В 1990 г. было закреплено право граждан получать в пожизненное наследуемое владение земельные участки для ведения крестьянского хозяйства. Крестьянское хозяйство рассматривалось как семейно-трудовое объединение лиц, которые ведут совместное хозяйство на земельном участке, и выступает в хозяйственном отношении как единое целое. Правовой режим имущества – общая совместная собственность членов. В 1991 г. был принят закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Крестьянское хозяйство приобрело статус юридического лица и стало рассматриваться как самостоятельная организационно-правовая форма аграрного предпринимательства. Основу крестьянского хозяйства составляют три элемента:

1) определенный имущественный комплекс;

2) земельный участок;

3) лица, совместно ведущие крестьянское хозяйство.

В большинстве случаев это семья, но крестьянское хозяйство могут вести и лица без родственных связей; оно может также быть организовано одним лицом. Внутренние отношения в крестьянском (фермерском) хозяйстве строятся на основе института членства. Членами являются супруги, их дети, родители, родственники и другие лица. Наличие лишь семейно-родственных связей не является достаточным условием для членства в крестьянском хозяйстве. В качестве обязательного условия выступает совместная деятельность по ведению крестьянского хозяйства. Закон допускает в случае производственной необходимости привлекать к выполнению работ других граждан с соблюдением норм трудового законодательства.

Целью создания и деятельности Хозяйства является осуществление предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на личном трудовом участии Главы Хозяйства и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Основным видом деятельность для крестьянского (фермерского) хозяйства является ведение товарного сельскохозяйственного производства. Законом предоставлено право крестьянскому (фермерскому) хозяйству заниматься любым видом деятельности, не запрещенным действующим законодательством при сохранении, производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве ведущих целей деятельности. В соответствии с целями деятельности и законодательством Республики Беларусь, хозяйство осуществляет следующие виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности (ОКРБ 005-2001), утвержденным Постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28.10.2001 №52 и в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

1. Растениеводство;

2. Животноводство;

3. Предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг;

4. Охота и разведение дичи, включая предоставление услуг в этих областях;

5. Лесозаготовка;

6. Рыболовство и предоставление услуг в этих областях;

7. Ведение рыболовного хозяйства;

8. Производство мяса, сельскохозяйственной птицы и кроликов;

9. Производство фруктовых и овощных соков;

10. Распиловка и строгание древесины;

11. Деятельность по заготовке и переработке древесины;

12. Строительство;

13. Проектирование и строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей;

14. Оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами;

15. Розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;

16. Розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание;

17. Деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц

18. Предоставление услуг прочими местами для краткосрочного проживания

19. Деятельность автомобильного грузового транспорта

20. Перевозка пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом;

21. Услуги по хранению транспортных средств;

22. Прочая деятельность в области спорта.

Крестьянское (фермерское), хозяйство обладает специальной правоспособностью (только то, что указано в учредительных документах). Крестьянское (фермерское) хозяйство наделяется правами юридического лица, это коммерческая организация, к нему применяются нормы о полном товариществе. Природа крестьянского (фермерского) хозяйства не соответствует в полной мере понятию юридического лица, поэтому придание статуса юридического лица крестьянскому (фермерскому) хозяйству является практикуемым в литературе. В первую очередь это связано с отсутствием обособленного имущества – имеется имущество на праве общей собственности (аналогично и в отношении земельных участков). Крестьянское (фермерское) хозяйство – коммерческая организация, деятельность которой основывается на использовании семьёй, отдельным лицом или группой лиц находящегося в их собственности имущества, а также имеющегося на право пожизненного наследуемого владения или арендуемого земельного участка с целью ведения сельскохозяйственного товарного производства.

Хозяйство осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Крестьянское фермерское хозяйство «Чемпион», было создано в 2004 году на основе выдачи на имя главы организованного хозяйства государственного акта на праве пользования землей для её дальнейшего использования, а также для осуществления других видов деятельности с целью получения прибыли.

Хозяйство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банка, круглую печать, штамп и бланки со своим наименованием, планируется создать собственный товарный знак, знак обслуживания и другие символы юридического лица. Хозяйство может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и выполнять обязанности, выступать в качестве истца или ответчика в суде.

Деятельность крестьянского хозяйства регулируется Законом Республики Беларусь от 18 февраля 1991 года «О Крестьянском (фермерском) хозяйстве», иными законодательными актами Беларуси [11].

Хозяйство приобрело право юридического лица с момента его государственной регистрации, произведенной в порядке, установленном Законом Беларуси «О хозяйственных обществах».

Для ведения хозяйственной деятельности предприятие обладает необходимыми зданиями, сооружениями, механизмами (административное здание, озеро, транспортные средства и т.д.), а так же выданным в постоянное пользование земельным участком площадью 18 га., который разделу не подлежит. Организационная структура хозяйства представлена на рисунке 2.1:

Глава фермерского хозяйства

Главный бухгалтер-

экономист

Заместитель главы

Фермерского хозяйства

Рисунок 2.1 - Организационная структура хозяйства

Высшее руководство осуществляется главой хозяйства. Имущество хозяйства принадлежит главе хозяйства на праве частной собственности. Исходя из схемы видно, что организация насчитывает 3 штатных сотрудника. Все штатные сотрудники непосредственно подчинены директору предприятия.

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности КФХ «Чемпион»

Неотъемлемым элементом любого инновационного процесса является анализ финансово-хозяйственной деятельности, или экономический анализ. Экономический анализ может использоваться не только как инструмент оценки достигнутого уровня инновационной активности и устойчивости предприятия, но и для оценки изменения этого уровня под воздействием различных технико-экономических факторов. Именно посредством экономического анализа можно заранее выявить негативные моменты в деятельности хозяйствующего субъекта, «узкие места» в реализации инновационного проекта, то есть экономический анализ является важнейшим средством выявления внутрихозяйственных резервов повышения уровня инновационной активности, эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия. Экономический анализ инновационной деятельности выступает инструментом для разработки управленческих решений, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия, а также используется для оценки профессионального мастерства и деловых качеств руководителей предприятия, инновационных подразделений и специалистов.

Пользователи результатов анализа инновационной деятельности предприятия представлены в таблице 2.1:

Таблица 2.1-Субъекты инновационного анализа деятельности хозяйствующего субъекта

Субъект инновационного анализа

Основные интересующие моменты

Инвесторы, предоставляющие средства для реализации инновационных проектов

Степень выгодности вложений в предприятие (проект), а также потенциальный риск потери инвестиций

Менеджеры и руководители предприятия

информация об эффективности инновационной деятельности, ее основных результатах и тенденциях их изменения, состоянии инновационного потенциала предприятия. Анализ этой информации позволяет им разрабатывать управленческие решения по дальнейшему повышению эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия в целом

Покупатели и заказчики результатов инновационной деятельности

Информация, свидетельствующая о надежности существующих деловых связей с предприятием и определяющая перспективы их дальнейшего развития

Работники предприятия

Сведения об основных результатах и перспективах инновационной деятельности предприятия, гарантии его прибыльности и стабильности, наличия рабочих мест и соответствующего уровня оплаты труда

Акционеры и собственники

Результативность инновационной деятельности предприятия, его стабильность в будущем, поскольку с этим связаны наличие и размер дивидендов, а также степень риска при покупке акций

Органы государственной власти

информация для осуществления возложенных на них управленческих функций, ведения статистического наблюдения

Общественность (пресса, различные общественные организации)

Сведения для оценки вклада предприятия в инновационную деятельность региона и страны в целом

Принадлежность пользователя к той или иной группе определяет уровень его доступа к источникам информации об инновационной деятельности предприятия, что, безусловно, сказывается на возможностях и качественных характеристиках проводимого анализа.

Представленная группировка субъектов инновационного анализа позволяет разделить данный вид аналитического исследования на внешний и внутренний. На практике внутренний и внешний анализ зачастую осуществляются параллельно и пересекаются. Внутренний анализ проводится соответствующими службами предприятия, консультантами, его результаты используются для планирования, контроля и в целом управления инновационной деятельностью предприятия. Его цель заключается в рациональном использовании ресурсов, повышении эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия. Целью внешнего анализа может быть установление возможностей выгодного вложения средств, максимизация прибыли и др.

Целью инновационного анализа является определение целесообразности осуществления инновационных внедрений в деятельность хозяйствующего субъекта.

При проведении анализа инновационной деятельности администрация предприятия решает следующие задачи для достижения поставленной цели:

1) разработки стратегии инновационной деятельности предприятия;

2) рациональной организации этой деятельности (технология, оборудование, ресурсный потенциал, кадры и т. д.);

3) оценки и анализа предполагаемых показателей эффективности использования ресурсов предприятия в результате инновационной деятельности;

4) анализа и оценки финансового состояния предприятия в результате инновационной деятельности;

5) повышения эффективности управления инновационным потенциалом.

Хозяйственная деятельность КФХ «Чемпион» в период с 2006 по 2008 представлена в таблицах 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7:

Таблица 2.2 - Выручка от реализации продукции за 2006 год.

Культура

Посевная

Площадь

Урожайность

с 1 га. т.

Урожай

всего т.

Цена за

кг. Руб.

Выручка

Руб.

Лук

1 га.

12 т.

12 т.

600 руб.

7200000

Свекла ст.

1 га.

30 т.

30 т.

300 руб.

9000000

Морковь

1,5 га.

20 т.

30 т.

300 руб.

9000000

Капуста

2,72 га.

18,4 т.

50 т.

300 руб.

15000000

Картофель

2 га.

10 т.

20 т.

250 руб.

5000000

Всего

8,22 га.

11 т.

142 т.

45200000

Таблица 2.3 - Затраты за 2006 год.

Наименование затрат

Сумма руб.

Заработная плата

7000000

Налоги

3000000

Ядохимикаты

1500000

Семена

2000000

Удобрения

1500000

Г.С.М.

2500000

Итого:

17500000

Прибыль за 2006 год составила 27700000 рублей

В таблице 2.4.отражена выручка от реализации за период 2007 года.

Таблица 2.4 – Выручка от реализации продукции за 2007г.

Культура

Посевная

Площадь

Урожайность

с 1 га. т.

Урожай

всего т.

Цена за

кг. Руб.

Выручка

Руб.

Лук

0,72 га.

15 т.

10,8 т.

600 руб.

6480000

Свекла ст.

1 га.

30 т.

30 т.

300 руб.

9000000

Морковь

1,5 га.

22 т.

33 т.

300 руб.

9900000

Капуста

2,5 га.

20 т.

50 т.

300 руб.

15000000

Картофель

2,5 га.

16 т.

40 т.

250 руб.

10000000

Всего

8,22 га.

12,5 т.

163,8 т.

50380000

Из таблицы 2.4 видно, что больше всего выручки было получено от реализации таких овощей как картофель и капуста, что составило 15000000 и 10000000 руб. соответственно.

Таблица 2.5 отражает затраты на КФХ за период 2007 года.

Таблица 2.5 - Затраты за 2007г.

Наименование затрат

Сумма руб.

Заработная плата

10000000

Налоги

3500000

Ядохимикаты

1500000

Семена

2000000

Удобрения

1800000

Г.С.М.

3000000

Итого:

21800000

Проведя анализ представленных выше данных, можно сказать, что прибыль за 2007 год составила 28580000 рублей.

А теперь проанализируем аналогичные показатели за 2008 год:

Таблица 2.6 - Выручка от реализации продукции за 2008 год.

Культура

Посевная

Площадь

Урожайность

с 1 га. т.

Урожай

всего т.

Цена за

кг. Руб.

Выручка

Руб.

Лук

1 га.

15 т.

15 т.

600 руб.

9000000

Свекла ст.

1 га.

30 т.

30 т.

300 руб.

9000000

Морковь

1,22 га.

25 т.

30,5 т.

300 руб.

9150000

Капуста

3га.

25 т.

75 т.

300 руб.

22500000

Картофель

2 га.

18 т.

36 т.

250 руб.

9000000

Всего

8,22 га.

13,7 т.

186,5 т.

58650000

Таблица 2.7 - Затраты за 2008 год.

Наименование затрат

Сумма руб.

Заработная плата

12000000

Налоги

4000000

Ядохимикаты

1800000

Семена

2500000

Удобрения

2000000

Г.С.М.

3500000

Итого:

25800000

Прибыль за 2008 год составила 32850000 рублей.

В текущем году будет посеяно 1га. лука, 1га. свеклы столовой, 1,5га. моркови, 2,72га. капусты, 2га. картофеля. Реализация продукции будет

производиться через ОАО « Продтовары ». Всего выручки от реализации произведённой продукции планируется получить в сумме 45млн. руб., из

которых на уплату налогов и собственные нужды, а также материально-тех-

ническое оснащение будет затрачено 30,5млн. руб.

Таким образом доход в текущем году планируется в пределах 20 млн. руб.

3 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КФХ «ЧЕМПИОН» И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Так как на данный момент КФХ «ЧЕМПИОН» находится на стадии развития, приоритетным направлением в развитии хозяйства является внедрение инноваций, новой техники и методов работы. Все это поможет снизить расходы на его содержание и повысить производительность труда, а, соответственно, и прибыль хозяйства.

Большое внимание КФХ «ЧЕМПИОН» уделяет такой инновации, как использование энергия ветра для получения электроэнергии. Для реализации данной инновации хозяйство планирует покупку нескольких ветряных мельниц EuroWind 5, обратив внимание на их преимущества:

· Бесшумные

· Безотходные

· Безопасные

· Не требуют топлива

· Быстровозводимая конструкция

· Не загрязняют окружающую среду

· Отсутствие расходов

· Могут использоваться везде где есть ветер

· Для частного и коммерческого использования

· Станции любой мощности

· Запуск турбины при скорости ветра 2 м/сек

· Стабильность и безопасность работы

· Эффективность выработки энергии

· Более 15 лет работы до планового ТО

Описание ветряной мельницы приведено в таблице 3.1:

Производительность генератора

400-6400 Вт

Начальная скорость ветра

2 м/с

Номинальная скорость ветра

10 м/c

Полный вес ветряного генератора

1293 кг

Производительность ветряного генератора приведено в таблице 3.2:

Рабочая температура

от -40 до +60 C

Производительность генератора

400-6400 Вт

Напряжение ветряного генератора

240 Вольт

Максимальная сила тока

26,6 Ампер

Рекомендуемые аккумуляторы

20 шт. 12В 150Ач

Напряжение после инвертора

220/380 Вольт 50 Гц

Рисунок 3.1 - Зависимость мощности ветряного генератора EuroWind 5 от скорости ветра.

Средний или большой по размеру дом с прилегающей территорией стабильно обеспечен электроэнергией такого ветряного генератора. Пятикиловаттный ветряной генератор широко используется в нашей стране для обеспечения электричеством небольших производств и коммерческих объектов. В случае надобности этот ветряной генератор легко комбинируется с другими источниками энергии. Ветряной генератор EuroWind 5 просто незаменим для небольших ресторанов, заправочных станций, отелей и баз отдыха, строительство которых начнется в ближайшем будущем.

Рентабельным и эксклюзивным бизнесом для КФХ «ЧЕМПИОН» является разведение страусов. Страусы живут около 70 лет, из них 35-40 лет несут яйца. Одна самка страуса сносит около 60 яиц за сезон. Если эти яйца положить в инкубатор, то через 42 дня из них вылупится около 40 птенцов. Всего 1 год потребуется птенцу, чтобы набрать 100 кг. веса. То есть через год общий вес поголовья от одной пары страусов составить 4 тонны. За свою жизнь самка страуса может принести от 60 до 72 тонн мяса. При этом из одного страуса также получают 1,2-1,5 кв.м. высококачественной кожи, которая по прочности не уступает слоновьей. Из ресниц страуса делают профессиональные художественные кисти, когти используются как абразивный материал для обработки и шлифовки алмазов, высоко ценится страусиный жир, как средство, заживляющее раны. Страусы хорошо адаптировались даже в самых северных районах страны. Экзотические птицы стойко переносят даже 30-градусные морозы. Европейская цена одного яйца составляет 16-18 евро. Но если бизнес будет расти, если разведением страусов будут заниматься другие компании, цена на страусятину упадет.

Для хозяйств республики предложены оптимальные и эффективные методы выращивания алтея лекарственного, душицы обыкновенной, зверобоя продырявленного, многоколосника морщинистого и синюхи голубой. Ученые описали весь процесс выращивания этих лекарственных растений в производственных условиях, в том числе особенности обработки почвы, посева семян и ухода за ними, способы борьбы с болезнями, механизмы уборки урожая. Кроме этого, специалисты выполнили экономическую оценку и подсчитали рентабельность выращивания каждой культуры. Для всех заинтересованных в их возделывании хозяйств ЦБС предоставило информацию о фармакологических свойствах и биологических особенностях растений, их ботанических характеристиках. Инновации уже внедряются в различных регионах страны и будут использоваться на КФХ «Чемпион»

Новые технологии позволят получать качественное сырье для отечественной фармацевтики. Например, алтей лекарственный оказывает противовоспалительное действие и может широко использоваться для лечения заболеваний дыхательных путей и пищеварительного тракта. Душица обыкновенная обладает высокой антибактериальной активностью, действует успокаивающе на центральную нервную систему, часто применяется при неврозах и бессоннице. Зверобой продырявленный эффективен при лечении болезней сердца, ревматизма, простуды, головных болей, желудка. Многоколосник морщинистый укрепляет иммунитет, обладает антиоксидантными свойствами. Синюха голубая является сильным успокаивающим средством, которое применяется при повышенной нервной возбудимости.

Еще одной инновацией на КФХ «Чемпион» является выращивание голубики, которое обеспечит получение устойчивого и регулируемого урожая ягод голубики различных сроков созревания в объеме 5-7т/га на 5-й год посадки. Затраты на создание 1 га плантаций -12 тыс. долл. США (включая подготовку площади, строительство временных сооружений, огораживание территории, стоимость посадочного материала и т. д.). Затраты на ежегодный уход за плантациями -1 тыс. долл. США в год. Окупаемость 5 лет. Срок эксплуатации плантаций 15 лет. Преимущество: не имеет аналогов в Беларуси. Важное место в совершенствовании инновационной деятельности КФХ «Чемпион» занимает спортивное коневодство. Нередко городские жители знают о лошадях только то, что они нужны в сельском хозяйстве. А то, что их бывает огромное множество пород, что за одного коня в разных странах могут отдать больше, чем стоит небольшой дом, что на лошадях можно кататься даже в черте городов - это известно немногим. Спортивное коневодство на КФХ «Чемпион» будет развивается на базе преимущественного использования лошадей тракененской, ганноверской пород и разнообразных помесей и займет важное место в развитии агроэкотуризма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложность аграрного производства и его особенности предопределяют своеобразие подходов и методов управления инновационным процессом, сочетание различных типов инноваций, усиления роли государства в стимулировании инноваций.

Следует отметить, что сложность и особенности сельскохозяйственного производства характеризуются высоким уровнем рисков инновационных процессов в аграрном секторе. Риск финансирования научно-производственных результатов, риск временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию не заинтересовывают частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства.

В данной курсовой работе было произведено:

1. Изучение теоретических аспектов инновационной деятельности предприятия.

2. Дана характеристика КФХ «Чемпион»

3. Анализ инновационной деятельности КФХ «Чемпион»

4. Разработка программы мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности КФХ «Чемпион».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. – 1998. - №2.-3. – С. 4.

2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982. –С. 169-170.

3. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. – М.: Экономика, 1993. –С. 47.

4. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под. ред. проф. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 9.

5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 2001. – 944 с.

6. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001. – С. 420.

7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – С. 14-15.

8. Ушачев И.Г. Проблемы формирования системы управления инновационной деятельностью в АПК // Материалы международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в АПК: опыт и проблемы» (13-14 января 2005 г.). – М., 2005. – С. 3.

9. Вильямс В.Р. Травопольная система земледелия // Собр. соч. – М.: Сельхозгиз, 1951. Т. VII. – 9.

[1]0. Тимирязев К.А. Земледелие и физиология растений // Избр. лекции и речи. – М.: Сельхозгиз, 1957. – С. 40.

11. Устав КФХ «Чемпион».

12. Закон РБ «О Крестьянском (фермерском) хозяйстве».