Доклад: Музыка XIX века
Название: Музыка XIX века Раздел: Рефераты по музыке Тип: доклад |
Музыка XIX века Вступление • Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы • Традиции оперной, камерно- вокальной и симфонической музыке сложились в этом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор. Михаил Иванович Глинка • получив серьёзное музыкальное образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» Сцена из оперы «Иван Сусанин » Глинка «Руслан и Людмила» Глинка • Опера- сказка «Руслан и Людмила» написана на сюжет одноимённой поэмы А.С. Пушкина. В создании образа большую роль играет оркестр. Чайковский Петр Ильич • Творчество П.И. Чайковского – яркая страница в истории не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. В творческом наследии композитора – 6 симфоний • Самые известные сочинения- Первый фортепианный концерт (1875г.), концерт для скрипки (1878г. ) и Вариации на тему рококо (1876г.) Сцена из балета «Лебединое озеро » Чайковский. 1876г. Сцена из балета "Щелкунчик" Чайковский. 1892г. Сцена из балета «Спящая красавица» Чайковский. 1889г Модест Петрович Мусоргский • Оперы «Борис Годунов» (1869г.), «Хованщина» (1872г.), «Сорочинская ярмарка» - стали значительным явлением в русской музыке. Сцена из оперы «Борис Годунов» Мусоргский. 1869 Александр Сергеевич Даргомыжский. (1813- 1869г.) • К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка» ( 1855г.) и незаконченная опера «Каменный гость» (1866-1869г.). В творчестве композитора центральное место занимают романсы. ( Свыше 100 романсов.). Самые известные • -«Я вас любил (на стихи А.С. Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно» (на стихи • М.Ю.Лермонтова). Николай Андреевич Римский – Корсаков ( 1844 – 1908г. ) • Основу творческого наследия составили оперы многие из которых написаны по произведениям русских писателей • «Снегурочка» (1881г. по пьесе Островского) «Снегурочка» (1881г. по пьесе Островского) Римский – Корсаков Сцена из оперы «Шехерезада» Римский – Корсаков ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА • XIX в. – век расцвета музыкального культуры Западной Европы. Возникают новые способы музыкального выражения, обнаруживая глубокую индивидуальность потенциала композиторов • Произведения композиторов-романтиков, передавая богатство мира душевных переживаний человека, оттенки его персонального чувствования, составляют основу современного концертного репертуара. Романтизм – не просто лирика, но господство чувств, страстей, душевных стихий, которые познаются лишь в уголках собственной души. Франц Петер Шуберт • австрийский композитор, один из крупнейших представителей венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке Аве Мария. Шуберт Роберт Шуман (1810-1856) • Он, как и Роберт Шуман – создатель нового жанра немецкой песни Lied Фредерик Шопен (1810-1849) • Шопена однажды спросили, каким словом можно определить основное настроение его музыки. Композитор ответил, что в его родном польском языке есть такое слово - это <<жаль>> (zal) Рихард Вагнер (1813 -1883) • один из наиболее выдающихся немецких композиторов, музыкант гениальной одаренности, творчество которого оставило глубочайший след в истории европейского музыкального искусства Штраус, Иоганн (отец) • австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Его по праву считают родоначальником музыкальной династии Штраусов. Трое его сыновей — Иоганн, Йозеф и Эдуард — тоже стали известными композиторами. Наследие композитора насчитывает 251 творение (в том числе 152 вальса!) Иоганн Штраус (сын)
• называют "королем вальса". Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, ставшей традицией, любовью к танцу. Неиссякаемое вдохновение в соединении с высочайшим мастерством сделало Штрауса подлинным классиком танцевальной музыки. Благодаря ему венский вальс вышел за пределы XIX в. и стал частью сегодняшней музыкальной жизни. Сцена из оперы «Летучая мышь» Штраус (сын) Джоаккино Антонио Россини (1792-1868 ) • Россини был, главным образом, композитором комических опер, так называемых опер-буфф, некоторые из которых и по сей день ставят на оперных сценах Оперы: Брачный вексель Странный случай Шёлковая лестница Камень преткновения Танец «Тарантелла». Россини Джузеппе Верди (1813-1901 • последний великий классик в трехвековой истории итальянского оперного искусства. Нет в мире музыкального театра, в котором не ставились бы оперы Верди Сцена из оперы «Травиата» Верди Заключение • XIX в. - век торжества фортепианной «литературы». Совершенствуется не только конструкция фортепиано, но и техника игры на нем, раскрывается его способность к созданию певческой кантилены, выразительных мелодических линий. Ритмика композиторов освободилась от «оков» цезур и строгой мерности танцевальных фигур. Романтические композиции наполнились импровизационной непринужденностью, когда мелодия следует за изменчивостью движений чувств, как задумал автор и как способен чувствовать исполнитель. Усиливается роль нюансировки и роль музыкального исполнительства Список ресурсов • http://www.richard-wagner.ru/ • http://www.krugosvet.ru/articles/htm • http://ru.wikipedia.org/wiki/ • http://fchopin.ru/ Спасибо за внимание! |