Реферат: Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России

Название: Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Рассматриваемая в данной работе проблема не случайно стала предметом социологического изучения. Произошедшие в последние годы в России радикальные изменения всех сторон жизни общества во многом явились причиной возникновения целого ряда острых проблем, среди которых и проблемы молодежи.

Одной из сфер ее жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций, является досуг. В его пространстве видны изменения всей системы ценностных ориентаций в связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной массовой культуры. В подобной ситуации молодые люди утрачивают определенность в выборе линии нормативного поведения, и, даже зная нормы и правила, не всегда следуют им. «Размываются» устойчивые жизненные ориентиры молодежи, снижается уровень культуры ее досуга.

Подобная ситуация характеризуется рядом негативных моментов, таких, как настроения бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющиеся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании. Эти обстоятельства и заставляют задуматься над состоянием духовной культуры молодежи в целом и культуры ее досуга в частности.

Противоречивость ценностных ориентаций в современной социокультурной ситуации ведет к тому, что молодые люди утрачивают способность противостоять воздействию негативных тенденций, сформировавшихся в системе молодежного досуга. В связи с этим особенно актуальным представляется изучение новых потребностей и ценностей, формирующихся в пространстве досуга, отдельных досуговых видов, определение роли и места досуга в жизни современной российской молодежи.

Вся совокупность проблем, проявляющихся в пространстве досуга, характеризует тенденции его трансформаций, которые также требуют своего научного осмысления.

Вместе с тем, исследование проблем досуга продиктовано и практическими потребностями, поскольку негативные проявления в данной сфере во многом обусловлены неорганизованностью досуга, низким уровнем его культуры и культуры самой молодежи.

Прояснение процессов, происходящих в сфере досуга российской молодежи, будет способствовать выработке более эффективных и адекватных современному этапу развития общества методов работы с молодежью, что также обусловливает актуальность настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблематика, рассматриваемая в настоящей работе, имеет свою историю изучения. В зарубежной и

3

3

отечественной науке она представлена именами таких ученых, как Ж. Дюмазедье, Т. Веблен, К. Маркс, С.Г. Струмилин, Б.Л. Грушин, Л.А. Гордон, Г.П. Орлов, А.В. Неценко и др., заложивших фундамент исследований данного направления и во многом определивших основные подходы к проблеме изучения пространства свободного времени и досуга.

В последнее время внимание ученых к досугу возросло. Это подтверждается увеличением количества монографий и научных статей, посвященных рассмотрению данной проблемы. В числе исследователей этого направления необходимо назвать Е.М. Клюско, В.И. Болгова, В.Г. Гуцу, В.Д. Патрушева, А.Д. Жаркова, И.А. Бутенко. Представляют интерес и международные проекты изучения бюджетов времени (Б.В. Дубин, Т.З. Зурабишвили).

Отечественная социологическая наука значительно продвинулась и в области изучения проблем молодежи. Различные аспекты молодежной проблематики - социализация, трудовая активность, жизненные планы, выбор профессии, воспитания - нашли довольно обстоятельное освещение в научной литературе. Большой вклад в их изучение внесли И.С. Кон, И.М. Ильинский, Ю.Г. Волков, Г.П. Орлов, И.В. Бестужев-Лада, В.Н. Шубкин, Ф.Р. Филиппов, М.Н. Руткевич, А.И.Вишняк, Л.Я. Рубина, А.Б. Мискевич, С.Н. Иконникова, Ю.А. Левада, М.Х. Титма, Н.Б. Кофы-рин, В.Т. Лисовский и многие другие.

В связи с происходящими в нашей стране с середины 80-х гг. переменами, возникновением новых явлений и проблем, усилился интерес к неформальным молодежным объединениям (В.Ф. Левичева, Ф.Э. Шереги, А.С. Запесоцкий, А.П. Файн, В.Н. Шкурин); молодежной субкультуре (Е.Л. Омельченко, Д.В. Петров, С.А. Сергеев); наркомании и проституции в молодежной среде (А.А. Габиани, Б.М. Левин); проблемам занятости молодежи (Н.Н. Федотова, Б.А. Деготь, М.А. Гуревич), ценностным ори-ентациям (Ю.Г. Волков, Н.И. Лапин, В.И. Чупров, В.А. Шаповалов, Н.П. Медведев). В последние годы стали изучаться проблемы потребительского поведения молодежи (С. А. Стивенсон), молодежного экстремизма (А.А. Козлов, Т.Э. Петрова), влияния виртуального пространства на сознание молодежи (Б.С. Сивиринов, Е.В. Якушина).

На современном этапе осуществлен целый ряд исследований, посвященных и проблемам молодежного досуга (работы К.Г. Мяло, Б.А. Трегу-бова, А.С. Запесоцкого, А.П. Файна, В.Я. Суртаева, В.Т. Лисовского, А.Л.Маршака, О.И. Карпухина, Л.Ф. Боженко, М.Е. Илле, В.Н. Орлова, И.В. Бестужева-Лады, Б.А. Ручкина, В.В. Скороходова).

Но существует и ряд нерешенных проблем в области изучения досуга молодежи. В какой-то степени это объясняется быстрым обновлением общества, постоянно происходящими изменениями, порождающими немало

4

4

новых аспектов тех проблем, которые ранее считались хорошо отработанными в науке. Эта уникальность исторической ситуации постоянно воссоздает объективную новизну указанного процесса и требует его социологического осмысления, подтверждает необходимость повышения уровня изучения проблем досуга молодежи.

Объект исследования - молодежь современной России.

Предметом исследования являются тенденции трансформаций досуга молодежи в современных социокультурных условиях, их объективные и субъективные факторы.

Цель исследования - на основе анализа изменений в структуре и содержании молодежного досуга выявить его инновационные тенденции, определить основные факторы, оказывающие воздействие на происходящие изменения.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Установить роль и место сферы досуга для современной российской молодежи.

2. Раскрыть содержание объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на трансформацию молодежной досуговой деятельности.

3. Определить характер и суть изменений видов молодежной деятельности на досуге.

4. Разработать понятие «досуговая стратегия», выявить стратегии досуга молодежи и построить их типологию.

5. Обосновать необходимые принципы и методы эффективного регулирования свободного времени и досуга современной российской молодежи.

Методологическая основа диссертации представлена совокупностью приемов и подходов, посредством которых были исследованы проблемы досуга молодежи.

Рассмотрение досуговой сферы жизнедеятельности как составного элемента, зависимого от свойств целого - системы более высокого уровня, - базировалось на применении системного анализа.

Привлечение процедур структурно-функционального анализа способствовало изучению разновидностей досуговой деятельности, свойственных российской молодежи, а также особенностей реализации ими социальных функций досуга.

Применение исторического подхода раскрыло причинную обусловленность изменений вступающих в жизнь поколений в конкретных исторических условиях.

Основания деятельностного подхода обеспечили рассмотрение объекта изучения через осуществление им тех или иных видов деятельности посредством определения иерархии целей и способов их достижения.

5

5

Интерпретация эмпирических данных базировалась на комплексном применении методов анализа.

При интерпретации данных фокус-групп использовались стратегия параллельного анализа, методы анализа ролевого контекста и идеальных представлений.

Анализ данных, содержащихся в документах и СМИ, осуществлялся с помощью методов классификации (их номинации), кластеризации и аналитической индукции.

Данные количественных исследований интерпретировались методами простой группировки, перекрестной классификации и теоретической ти-пологизации. Поиск взаимосвязей осуществлялся методами корреляционного и факторного анализа; применялся метод семантического контент-анализа.

Эмпирической базой исследования являются данные, полученные в ходе социологических исследований, проведенных автором с использованием методов полуформализованного интервью - изучение ценностных ориентаций молодежи в сфере досуга (опрос студентов КубГУ и гуманитарно-технологического колледжа (ГТК) г. Краснодара в декабре 2002 г.; общий объем выборки 192 человека); фокус-групп - исследование молодежных досуговых стратегий (в январе 2003 г. проведено 4 фокусированных интервью со студентами КубГУ и ГТК, представителями старшей возрастной группы и безработной молодежью г. Краснодара; общий объем выборки 46 человек); анализа рекламных роликов - изучение пропагандируемых телевидением посредством рекламы потребностей и ожиданий молодежи (анализ рекламы пива на 1-ом канале и РТР в январе 2003г.); контент-анализа молодежных периодических изданий - оценка общей содержательной направленности (журнала «Ровесник» и газеты «Я-молодой» за 2002 г.); экспертного опроса - исследование религиозности в молодежной среде, проблем регулирования свободного времени и досуга (опрос специалистов комитета по делам молодежи Краснодарского края; краевых департаментов культуры, образования и науки); анализа документов - исследование направлений работы в сфере досуга молодежи учреждений и организаций Краснодарского края (краевых департаментов культуры, образования и науки и комитета по делам молодежи Краснодарского края); вторичного анализа данных исследований в аспектах указанной проблемы. Наиболее важные из них:

- Всероссийское исследование ценностных ориентаций молодежи «Молодежь России: три жизненные ситуации» («Молодежь-97»), проведенного в марте 1997 г. Центром социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством С.В. Туманова;

6

6

- социологическое исследование «Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?», проведенное в 1997 г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем под руководством М.К. Горшкова в 12 регионах РФ;

- социологическое исследование «Наши ценности сегодня», репрезентативное для России, проведенное по сопоставимым методикам в 1990, 1994 и 1998 гг. под руководством Н.И. Лапина;

- исследование «Социальное развитие молодежи», осуществленное в 1990, 1994 и 1997 гг. в 12 регионах России Центром социологии молодежи ИСПИ РАН под руководством В.И. Чупрова;

- исследования молодежи России, проведенные в 1996 (в 14-ти городах) и 1997 гг. (в 18-ти городах) под руководством В.Т. Лисовского;

- социологические исследования российской молодежи на базе массовых репрезентативных опросов в различных регионах страны: динамики морального сознания молодежи Урала, проведенные под руководством С.П. Парамоновой в период с 1980 по 1996 гг.; социокультурных связей социально дезориентированной молодежи Поволжского региона, г. Москвы и Московской области, осуществленные под руководством А.Л. Маршака в 1987, 1995 и 1997 гг.

Особенность методики исследования состоит в комбинировании массовых опросов с изучением единичных случаев.

В ходе диссертационного исследования использовалась статистика МВД РФ, Госкомитета РФ по делам молодежи Правительства РФ, Госкомстата России, Краснодаркрайкомстата.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- обоснована возрастающая роль досуга в современных условиях в качестве фактора социализации молодежи в связи с кризисом и трансформацией ряда социальных институтов (семьи, образования);

- введено в научный оборот понятие «досуговая стратегия», под которым понимаются механизмы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него - способы реализации целей, в которых молодой человек видит результат своего досугового времяпрепровождения; выявлен ряд стратегий досуга молодежи и разработана их оригинальная типология;

- раскрыто содержание факторов, обусловливающих трансформации сферы досуга молодежи: объективные - особенности всей социокультурной ситуации, сложившейся в сфере досуга современной молодежи; субъективные - содержание молодежных досуговых стратегий;

- определена суть изменений видов молодежной досуговой деятельности, заключающаяся не только в смене избирательности в отношении досуговых форм и появлении новых, но и в наполнении новым содержанием существовавших ранее видов досуга;

7

7

- выявлен характер трансформаций досуговой деятельности молодежи, проявляющийся в смене целей развития на цели развлечения, доминировании потребительства над творчеством.

- описана новая, компенсаторная, функция досуга для российской молодежи, содержание которой составляют открывающиеся возможности самоутверждения в досуговом пространстве взамен других сфер жизнедеятельности;

- обоснованы необходимые принципы и методы эффективного регулирования свободного времени и досуга современной молодежи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В современных условиях в связи с кризисом и трансформацией ряда социальных институтов (семьи, образования), традиционно играющих основную роль в социализации молодого поколения, функция социализации актуализируется в сфере досуга. Об этом позволяет говорить возрастающая роль досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих (видов досуговой деятельности, значимых для молодежи, распространяемых и пропагандируемых через них ценностей, образцов поведения) в процессе социализации молодого поколения. В настоящее время наблюдается возрастающая роль досуга в качестве фактора и сферы социализации молодежи.

2. Суть изменений видов молодежной досуговой деятельности заключается прежде всего в том, что происходит не только смена избирательности в отношении разнообразных досуговых видов и формирование не имевших ранее места в практике видов молодежной досуговой деятельности (Интернет), но и наполнение новым содержанием существовавших ранее видов (чтение, просмотр телепередач, посещение дискотек).

3. Процесс трансформации досуговой деятельности современной российской молодежи, несмотря на имеющиеся положительные тенденции (рост возможностей самореализации, свобода выбора и многообразие досуговых форм), в целом характеризуется потерей приоритетов творчества и духовного развития и смещением акцентов на развлечения и пустое времяпрепровождение. В сфере досуга утрачены позиции традиционных нравственных и культурных ценностей, преобладают пассивность и потребительство.

4. Происходящие в сфере досуга молодежи трансформации обусловливаются не только объективным фактором - изменением общей социокультурной ситуации. Они детерминированы и таким субъективным фактором, как формирование новых досуговых стратегий молодежи. Под «досуговой стратегией» понимаются способы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через его посредство, то есть реализации целей, в которых молодой человек видит результат своего досугового времяпрепрово-

8

ждения. Формирование в современных условиях новых молодежных досу-говых стратегий, то есть изменение в большинстве своем целей досуговой деятельности и используемых средств их достижения приводит к формированию и распространению новых досуговых видов, падению популярности некоторых из существовавших ранее видов или наполнению их новым содержанием.

5. Выявленные молодежные досуговые стратегии («полезность», «взять от жизни все, или гуляй, пока молодой», «поиск смысла жизни, или поиск путей в будущее», «отдохнуть», «хоть чем-то занять досуг», «уход», «эпатаж», «побег от одиночества», «престижность») и их типы (собственно активный и активно-достижительный; собственно пассивный и пассивно-продвигающий типы) свидетельствуют о росте значимости досуга для молодежи, что определяет разнообразие тех целей, которые она стремится реализовать в его пространстве. В связи с этим для некоторой части молодежи, еще не достигшей желаемого, социально значимого статуса, досуг выполняет компенсаторную функцию. Содержание этой функции составляют открывающиеся возможности самоутверждения в досуговом пространстве взамен других сфер жизнедеятельности.

6. В настоящее время регулирование свободного времени и досуга молодежи должно базироваться на принципах толерантности, интереса и свободы. Толерантность предполагает понимание и принятие субъектами, осуществляющими регулирование свободного времени молодежи, ее интересов и потребностей; свобода - создание в пространстве досуга условий для самоорганизации молодежи, содействие формированию в сфере досуга ее активной позиции; интерес - учет реальных потребностей молодежи в организации и проведении досуга. В качестве основных методов должны выступить контроль (с целью обеспечения условий досуговой деятельности, отвечающих потребностям самой молодежи и содействующих формированию более высокого уровня культуры ее досуга) и переориентирование (перенос активности молодежи из досуга в другие сферы жизнедеятельности).

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем результаты могут быть использованы в ходе дальнейшего анализа трансформаций в сфере досуга современной российской молодежи и служить теоретической и эмпирической базой для проведения различных исследований по молодежной проблематике.

Результаты исследования имеют адресный характер: они могут найти применение в учебно-педагогической, научно-методической деятельности, использоваться различными государственными органами и общественными организациями при планировании и совершенствовании работы с мо-

9

9

лодежью, при разработке целевых программ ее духовного развития, досу-говых мероприятий учреждениями, работающими с молодежью.

На основе диссертации может быть разработан спецкурс для студентов социологических специальностей, социальных работников, социальных педагогов, специалистов по работе с молодежью.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре новейшей отечественной истории и социологии Кубанского государственного университета.

Основные идеи, положения и выводы работы были представлены на Всероссийской научной конференции «Рыночная экономика и образование» (Анапа, 1999); региональной научно-практической конференции «Социальная, нравственная и юридическая ответственность СМИ в реформируемом обществе» (Краснодар, 2000); Всероссийской научной конференции «Современная семья: проблемы и перспективы развития» (Тверь, 2001); специализированных курсах по социологии Центра социологического образования ИС РАН «Молодежная культура и субкультура» (Москва, 2001); Международной научной конференции «Социальные варианты языка-II» (Нижний Новгород, 2003); Всероссийской научной конференции «Возрождение России: общество - управление - образование -молодежь - культура» (Екатеринбург, 2003). Материалы исследования включены в спецкурс «Социология молодежи» для студентов факультета истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета.

Основные положения и результаты исследования отражены в пяти научных публикациях автора общим объемом 1,35 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы 163 страницы. Список литературы включает 359 наименований, в том числе 5 на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении раскрывается актуальность и обосновывается выбор темы диссертационного исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, формулируются цель и задачи исследования, определяются теоретико-методологические основы диссертации и ее эмпирическая база, излагаются элементы новизны и положения, выносимые на защиту, освещаются теоретическая и практическая значимость исследования, ее апробация.

10

В первой главе «Досуг как предмет социологического анализа» в

историко-социологическом аспекте рассмотрены сущность и функции досуга и его роль в социализации современной российской молодежи.

В первом параграфе «Основное содержание и функции досуга: ис-торико-социологический аспект» аналитический обзор основных подходов к понятиям свободного времени и досуга отечественных и зарубежных исследователей.

Автор отмечает, что интерес к пространству свободного времени проявляли уже мыслители древности. В работах Аристотеля, позже А. Шопенгауэра, Р. Декарта свободное время и досуг рассматриваются в связи со свободой, социальным положением, саморазвитием. В русском языке слово «досуг» употреблялось уже в XV в.

Несмотря на столь раннее происхождение самого термина и возникновение интереса к досугу как пространству времени, современное понятие досуга сформировалось в период индустриального развития общества. Через увеличение производительности и интенсивности труда общества такого типа смогли обеспечить сокращение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели. Только с появлением индустриального общества досуг и труд, досуг и учеба оказались четко разделенными.

В связи с этим история изучения сущности, структуры, закономерностей функционирования и развития досуговой сферы деятельности ведется от работ К. Маркса и Т. Веблена, в которых отражена многолетняя работа по формированию понятийного аппарата, позволяющего описать досуго-вое пространство в логически строгих терминах.

В силу ряда обстоятельств понятия «свободного времени» и «досуга» исследователи трактуют по-разному. Так, например, английский социолог Н. Андерсон свободное время определяет путем исключения из внерабочего времени на сон, еду и гигиену, при этом домашний труд он рассматривает как часть свободного времени. Однако вряд ли возможно относить домашний труд к отдыху лишь на том основании, что он не входит в «рабочее время».

В последние десятилетия широкое признание получает идущая еще от К. Маркса идея свободного времени как времени, свободного от «естественной необходимости или социальной обязанности». В западной социологии этот рациональный подход к трактовке во многом связан с именем Ж. Дюмазедье, а в отечественной социологии - с именами С.Г. Струмили-на и Б.Л. Грушина.

Важным аспектом рассматриваемого вопроса выступает соотношение понятий «досуг» и «свободное время». Немецкий ученый Г.Клут термины «свободное время» и «досуг» совмещает, свободное время рассматривает

11

в целом как противоположный работе мир, в котором активность человека направлена на отдых. Аналогичной точки зрения придерживается отечественный исследователь Э.М. Коржева, рассматривая термин «досуг» как синоним слова «свободное время».

Отечественный исследователь В.Д. Патрушев свободное время характеризует как часть времени суток, свободную от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» описывает как часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.

Сравнительный анализ интерпретаций свободного времени и досуга в отечественной и зарубежной науке позволил сформулировать наиболее точное и полное определение этих понятий.

Диссертант разделяет точку зрения разграничения понятий свободного времени и досуга и исходит из следующих определений. Свободное время - часть временного бюджета личности, которая освобождена от непреложных временных затрат, т.е. от обязательной работы, настоятельных семейных, общественных обязанностей, бытовых забот, а также от необходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания и пр.). Досуг - часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости.

Особое внимание уделяется рассмотрению структуры досуга, включающей определенные виды, которых, по данным социологов, насчитывают несколько сотен, и формы (типы), отличающиеся по своему содержанию (типичному набору досуговых занятий) и объему (продолжительности).

В зависимости от того, какие виды деятельности исследователи относят к досугу, а какие к свободному времени, они определяют различные функции досуга. Г.И. Минц считает, что творческие занятия относятся к свободному времени, а не к досугу. Схожей точки зрения придерживается Л.И. Михайлова, которая к досугу относит только занятия, связанные с отдыхом, развлечением, потреблением культурных занятий.

Диссертант отмечает, что, хотя досуг часто сводят к отдыху, на самом деле многое зависит от того, какой вид времяпрепровождения конкретно рассматривается. Такая позиция дает основание говорить о самых разнообразных функциях досуга: от отдыха и развлечения до развития и самореализации. В связи с этим автор разделяет точку зрения А.И. Кравченко, рассматривающего досуг как составную часть категории «свободное время» и отмечающего, что досуг - деятельность ради

мя» и отмечающего, что досуг - деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору.

Анализ исследований пространства свободного времени и досуга позволил описать совокупность факторов, обусловливающих объем, структуру и содержание досуга. Подобные факторы подразделяют на общие (состав населения по полу и возрасту, размер семьи, уровень доходов на одного члена семьи и т.д.) и специфические (природно-климатические условия, тип поселения и т.д.), а также объективные (внешние, не зависящие от отдельно взятого человека) и субъективные (внутренние, личностные).

Рассмотрение функций досуга, его содержания, структуры и факторов, их обусловливающих, позволило диссертанту сформировать модель анализа изменений в сфере молодежного досуга. Она включает признаки, индикаторы, критерии оценки всех происходящих трансформаций -структурных, содержательных и функциональных новаций досуга молодежи.

Во втором параграфе «Досуг как фактор и сфера социализации молодежи» показана роль досуга в социализации современной российской молодежи.

Анализ работ, посвященных вопросам социализации в современном российском обществе, свидетельствует об изменении характера этого процесса и позволяет рассматривать пространство социализации в качестве проблемного «поля». Это объясняется трансформацией традиционных институтов социализации (семьи, образования), в значительной мере утративших свою социализирующую функцию. В отношении семьи это обусловливается нарушениями межпоколенной трансляции социальных норм, ценностных ориентаций, способов и форм социального поведения в связи с их неадекватностью современным условиям жизни и, как следствие, падением авторитета менее адаптированных к новым условиям родителей.

Что касается образования, то здесь речь прежде всего идет о неэффективности воспитательного воздействия на молодежь. В системе профессионального образования разрушены воспитательные структуры, устарели и не отвечают потребностям современного общества методы работы с молодежью. Попытки реконструкции воспитательной системы (воссоздание структур, разработка планов воспитательной работы) в настоящее время оказываются малоэффективными.

Автор приходит к выводу, что система образования и семья как институты социализации в значительной степени утратили воспитательное воздействие на молодое поколение. В сложившейся ситуации функция социализации молодежи актуализируется в сфере, которая активно влияет на

13

формирование личности молодого человека. Такой сферой для современной российской молодежи является досуг.

Усиление роли досуга в процессе социализации молодежи обусловлено ростом значимости досуговой сферы жизнедеятельности для молодого поколения в целом. Об этом свидетельствуют результаты Всероссийского социологического исследования «Молодежь-97», проведенного Центром социологических исследований МГУ. По полученным данным досуг, отдых, для всех возрастных категорий молодежи (от 17 до 31 года) оказался в тройке доминантных ценностей.

Для изучения влияния на социализацию современной российской молодежи пространства досуга осуществлен анализ его составляющих, участвующих в процессе формирования личности молодого человека. В этом аспекте и рассмотрена роль молодежных организаций, массовой культуры, религии, общения со сверстниками, физической культуры и спорта.

Установлено, что общение со сверстниками и массовая культура - основные источники формирования ценностных ориентаций и образцов поведения молодежи. Это объясняется тем, что они являются наиболее доступными, и, следовательно, наиболее распространенными видами досуговой деятельности всех возрастных групп молодежи, что подтверждают результаты многочисленных исследований. Так, например, по данным исследования ИСПИ РАН общение со сверстниками занимает до 60% от общего объема досугового времени молодежи.

В целом анализ социализации молодежи в пространстве досуга дал основание говорить о наличии в нем стихийных процессов, связанных с фактической неуправляемостью и неорганизованностью жизнедеятельности молодежи в этой сфере. Данной ситуации свойственно усиление вероятностного характера социализации, что является следствием, прежде всего, увеличения количества относительно самостоятельных и не складывающихся в единую иерархическую систему институтов социализации (семья, школа, средства массовой информации (СМИ), общественные объединения). В настоящее время они выступают как конкурирующие или вовсе не связанные между собой образования, находящиеся к тому же в неравных условиях распространения своего воздействия. Речь в данном случае идет об отдалении профессиональных воспитателей от воспитанников, на которых все большее влияние оказывают СМИ и окружение сверстников.

Несмотря на негативные проявления стихийных процессов формирования личности молодого человека в сфере досуга (неконтролируемое влияние СМИ, окружения сверстников и пр.) в его пространстве заложен потенциал образовательных, воспитательных инициатив. Обеспечить их реализацию на практике можно посредством целенаправленного педаго-

14

гического воздействия на формирование личности молодого человека. Этот потенциал досуговой сферы рассматривается автором на примере воспитательных возможностей молодежных организаций и физкультуры и спорта.

Резюмируя, автор делает вывод о возрастающем влиянии досуга на становление личности молодого человека, что позволяет рассматривать досуг в качестве фактора и сферы социализации современной российской молодежи.

Во второй главе «Трансформации в структуре и содержании молодежного досуга» рассматриваются основные тенденции развития молодежной досуговой деятельности и современная социокультурная ситуация в этой сфере; анализируются особенности и возможности регулирования свободного времени и досуга молодежи.

В первом параграфе «Современная социокультурная ситуация в сфере молодежного досуга» исследованы изменения видов досуговой деятельности молодежи и новая социокультурная среда как объективный фактор трансформаций структуры и содержания молодежного досуга.

Рассмотрение социокультурной ситуации в сфере досуга молодежи осуществляется по двум основным направлениям. Первое представлено анализом социокультурной среды - условий формирования досуговых потребностей молодежи. Второе - анализом видов ее досуга, что позволило рассмотреть способы реализации потребностей молодежи в исследуемой сфере. Поскольку содержание и характер молодежной досуговой деятельности определяются социокультурной средой - качеством социокультурной деятельности ее субъектов, то анализ видов досуга современной российской молодежи дал основания для выводов о состоянии социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга в целом.

В числе факторов, определяющих ее характер, рассматриваются СМИ. Это Интернет, формирующий новые досуговые увлечения молодежи (компьютерная живопись, графика, игры и пр.); периодические издания и телевидение, оказывающие, наряду с кинематографом, влияние на выбор приоритетов в ценностях молодого поколения, формирование его духовного мира.

С целью рассмотрения характера основных установок, ценностных ориентаций, пропагандируемых СМИ, осуществлен анализ общей содержательной направленности молодежных периодических изданий. Результаты исследования показали, что основной объем содержащегося в них материала посвящен новостям кино и видеорынка (в среднем около 20%), шоу-бизнеса (около 50% в среднем), что в сумме составляет до 70% от общего объема их содержания, темам любви и секса (около 15%), фантастики и астрологии (в среднем - 10%). Полученные данные свидетельст-

15

вуют о том, что в погоне за прибылью молодежные периодические издания превращаются в источники распространения упрощенных образцов массовой культуры.

Анализ деятельности СМИ приводит к выводу: коммерциализация культурного процесса активно ведет к отходу от норм и ценностей высокой культуры, что, безусловно, отражается на системе ценностных ориентаций и культурных идеалов молодого поколения.

В системе досуговой деятельности молодежи превалируют формы, направленные не на творчество и духовное развитие, а на отдых, развлечения, рекреацию. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования изменений в системе культурных потребностей молодежи, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в 12 регионах России. По полученным данным в период с 1987 по 1997 гг. число молодежи, отдающей предпочтение художественному творчеству снизилось с 74% до 27%, техническому - с 74% до 27%, потреблению различного вида художественной культуры (театр, кино, музей) - с 92% до 47%. Это позволяет говорить о превалировании в сфере досуга молодежи потребительства над творчеством.

Такие выводы подтверждаются и результатами, полученными автором. Методом опроса было установлено, что большую часть досугового времени студентов вузов и колледжей занимают общение с друзьями (73% и 75% соответственно) и телевидение (70% и 76% соответственно), что свидетельствует о распространении пассивных форм проведения досуга. Ориентация на активный досуг чаще всего находит выражение в посещении дискотек (у 52% студентов вузов 48% студентов колледжей от общего числа выбравших активные формы досуга). Посещают кафе, бары 31% и 24%, театры - 3% и 1% студентов вузов и колледжей соответственно.

Анализ результатов социологических исследований позволил выявить характер трансформаций в сфере молодежного досуга и сделать вывод о том, что в структуре культурных потребностей молодежи «к центру» перемещаются многие ценности, бывшие ранее «на периферии». Наряду с обеднением культурных потребностей прослеживается тенденция к прагматизму, приоритет же нравственных ценностей, познания, творческой деятельности утрачен.

С целью определения сути происходящих в досуговом пространстве молодежи изменений, обусловленных современной социокультурной ситуацией, проведен сравнительный анализ ранее существовавших и современных досуговых форм (чтения, кино, просмотра телепередач, посещения дискотек), а также рассмотрен новый вид досуговой деятельности молодежи, появившийся и получивший распространение в последнее время (Интернет).

16

Общая логика сравнительного анализа проходила по линии «старая форма - новое содержание». Это позволило увидеть масштабы изменений, происходящих в сфере молодежного досуга, и сделать вывод о том, что традиционные виды досуговой деятельности наполняются иным содержанием.

В качестве важной предпосылки, оказавшей влияние на изменение социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, рассматриваются процессы распространения новых информационных систем (Интернет).

Проведенный анализ позволил сделать следующий вывод: в настоящее время формируется принципиально иная социокультурная ситуация, обусловливающая формирование новых досуговых ценностей современной молодежи.

Социокультурная среда, обеспечивая условия для удовлетворения досуговых потребностей, не только оказывает влияние на их формирование, но при этом трансформируется сама - преобразуется в связи с деятельностью человека. Иными словами появление новых и изменение существовавших ранее видов досуговой деятельности молодежи раскрывает взаимовлияние социокультурной среды и досуговой деятельности.

Во втором параграфе «Общая характеристика и типология досуговых стратегий молодежи» акцентируется внимание на том, что формирование новых досуговых стратегий молодежи является одним из факторов изменений, происходящих в сфере ее досуга.

В связи с этим в реферируемой работе автором вводится понятие «досуговой стратегии», под которым понимаются механизмы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него, способы реализации целей, в которых молодой человек видит результат своего досугового времяпрепровождения. Разработка данного понятия обусловлена тем, что фиксирование только самого досугового вида, без учета многообразия целей, средств их достижения и мотивов деятельности, недостаточно для понимания трансформаций, происходящих в сфере молодежного досуга. Это объясняется тем, что именно содержание и мотивы деятельности, направленной на удовлетворение самых разнообразных потребностей, раскрывают ее смысл.

На основании проведенного автором социологического исследования целевых ориентаций и механизмов удовлетворения потребностей молодежи в сфере досуга были выделены следующие молодежные досуговые стратегии: «полезность» (участие в благотворительных акциях, общественно-полезной деятельности и пр.), «взять от жизни все, или гуляй, пока молодой» (посещение дискотек, занятие экстремальными видами спорта и пр.), «поиск смысла жизни, или поиск путей в будущее» (занятия спортом, музыкой, участие в художественной самодеятельности и пр.), «отдохнуть»

17

(просмотр телепередач, слушание музыки и пр.), «хоть чем-то занять досуг» (гуляние без определенных целей, «посиделки»), «уход» (употребление алкоголя, наркотиков с целью снятия стресса, ухода от решения проблем и пр.), «эпатаж» (членство в неформальных молодежных объединениях и пр.), «побег от одиночества» (увлечение Интернетом, посещение кафе и дискотек, массовых мероприятий и пр.), «престижность» (увлечение современными видами спорта, посещение «продвинутых» клубов, дискотек и пр.).

Автор делает вывод, что выделенные стратегии различаются целями, сформированными молодежью в отношении пространства досуга, и средствами их достижения. Это объясняет соответствие стратегиям тех или иных видов досуговой деятельности, наполненных определенным содержанием, и наличие связей между этими видами (они объединены общей ориентирующей направленностью на удовлетворение тех или иных потребностей). Вместе с тем отмечается, что различение выделенных стратегий в некоторой степени условно, поскольку границы между ними размыты, то есть стратегии могут пересекаться, удовлетворяя разнообразные потребности молодежи.

Обобщение результатов проведенного исследования позволило автору разработать типологию досуговых стратегий молодежи. В качестве оснований предложенной типологии выступают: уровень досуговой активности и доминирующая (ведущая) ориентация, в которой кроются причины направленности интересов, цели. Для реализации последних молодежь и организует свою досуговую деятельность, определяющую содержание досуговой стратегии. Указанные основания дают возможность выделить четыре типа досуговых стратегий молодежи - два активных и два пассивных: собственно активный и активно-достижительный; собственно пассивный и пассивно-продвигающий.

Два первых типа характеризуются участием в активных видах досуга, но отличаются целевой ориентацией: наличием (активно-достижительный тип) или отсутствием (собственно активный тип) четко сформированной цели достичь в пространстве досуга значимого результата (социального статуса или каких-либо жизненных успехов посредством реальных усилий в сфере досуговой деятельности).

Два других типа - пассивные - связаны соответственно с реализацией стратегии посредством пассивных форм досуга. Характер их отличия также заключается в содержании целевой ориентации: наличии (пассивно-продвигающий тип) или отсутствии (собственно пассивный тип) сформированной цели «продвинуться», получить тот же, например, значимый статус, но только без ориентации на конкретный, видимый результат деятельности на досуге.

18

В рамках разработанной типологии выделенные досуговые стратегии могут быть распределены следующим образом: к собственно активному типу отнесены стратегии (при условии их реализации по большей части посредством активных форм досуга) - «отдохнуть», «полезность»; к собственно пассивному - «хоть чем-то занять свой досуг», «уход»; к активно-достижительному - «поиск смысла жизни», «престижность» (при условии их реализации через активные виды досуговой деятельности); к пассивно-продвигающему типу - «престижность» (при условии реализации посредством пассивных форм досуга).

На основании анализа выявленных молодежных досуговых стратегий и их типологии автор показал, какие проблемы решаются молодежью в пространстве досуга, то есть раскрыл его роль. Она заключается в том, что для части молодежи досуг выступает замещающим другие сферы жизнедеятельности пространством, выполняя таким образом функцию, названную компенсаторной функцией, которая раскрывает возможности самоутверждения в досуговом пространстве взамен других сфер жизнедеятельности.

Данные проведенного исследования позволили сделать вывод, что происходящие в сфере досуга молодежи трансформации обусловливаются не только изменением общей социокультурной ситуации, но и появлением у самой молодежи новых досуговых стратегий. Это связано с тем, что формирующиеся в сегодняшних социокультурных условиях современной молодежью цели досугового времяпрепровождения не удовлетворяются существующими в практике средствами их достижения - видами досуга.

В результате, одни виды досуговой деятельности молодежи перестают быть популярными и распространенными (техническое творчество, художественные и народные промыслы), другие претерпевают существенные изменения, наполняются новым содержанием (дискотека, чтение, просмотр телепередач). Кроме того, возникают абсолютно новые, не имевшие ранее места в практике проведения молодежью досуга виды (Интернет).

Итак, складывающаяся в пространстве досуга социокультурная ситуация приводит к формированию у молодежи новых досуговых стратегий, определяющих трансформацию старых и формирование и распространение новых видов досуговой деятельности.

В третьем параграфе «Культура досуга молодежи и проблемы регулирования свободного времени» раскрываются основные проблемы, принципы и методы регулирования свободного времени и досуга современной российской молодежи.

В качестве цели регулирования досугового пространства молодежи рассматривается формирование культуры ее досуга. Под культурой досуга понимается качественная характеристика человеческой деятельности на

19

досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к участию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности.

Особое внимание при рассмотрении свободного времени и досуга молодежи уделяется разграничению понятий «управление» и «регулирование». Автор считает, что управление как целенаправленное воздействие, содержащее четкую и жесткую регламентацию деятельности молодежи на досуге, должно смениться ее регулированием, подразумевающим, в большей степени, не воздействие, а содействие молодежи и взаимодействие с ней.

Процессы формирования культуры досуга молодежи рассматриваются в аспекте регулирования всего свободного времени. Это связано с тем, что досуг - часть свободного времени, поэтому регулирование досуга подразумевает воздействие на пространство всего свободного времени. Кроме того, поскольку досуг, как и свободное время в целом, не автономная сфера жизнедеятельности, то регулирование досуга может осуществляться опосредовано, путем переориентирования молодежной активности из досуга в другие жизненные сферы, например, трудовую или общественную деятельность. Метод регулирования свободного времени в таком случае заключается в акцентировании внимания молодого поколения на другом значимом «поле» деятельности и создании необходимых для этого условий.

Другим важным методом регулирования свободного времени и досуга молодежи выступает контроль над деятельностью субъектов, предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы. Главная цель такого контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это окажет положительное влияние на социокультурную ситуацию в сфере досуга современной молодежи.

Регулирование свободного времени и досуга молодежи должно базироваться прежде всего на принципах свободы, интереса и толерантности.

Свобода рассматривается как противоположность принуждению, строгой регламентации поведения, предписанию, чем надо заниматься. Данный принцип подразумевает создание в пространстве досуга условий для реализации досуговых интересов всех категорий молодежи.

Принцип интереса призван создавать в пространстве досуга условия для самоорганизации молодежи, содействовать проявлению ее инициативности - формированию в сфере досуга активной позиции, обеспечить