Реферат: Интернациональное воспитание студентов техникума

Название: Интернациональное воспитание студентов техникума
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат

Реферат

на тему: «Интернациональное воспитание студентов техникума»


Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Раздел 1. Сущность и проблемы интернационального воспитания……….6

Раздел 2. Интернациональное воспитание студентов техникума…………8

2.1. Цели и задачи интернационального воспитания……………….8

2.2. Формы и методы воспитания…………………………………..11

2.3. Принципы и педагогические требования интернационального воспитания студентов техникума………………………………14

Заключение……………………………………………………………..........17

Литература…………………………………………………………………...19

Приложение………………………………………………………………….20

Введение

Интернациональное воспитание предполагает формирование мировоззрения и чувств, знаний и убеждений.

Изменившаяся социально-экономическая ситуация в обществе, характеризуемая процессом демократизации, потребовала усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания. Важнейшим его компонентом является формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам. В условиях роста национального самосознания, с одной стороны, и нестабильности интернациональных отношений, с другой, особую актуаль­ность приобретает проблема воспитания у студентов этики интернационального общения, ориентации на общечеловеческие ценности.

В постсоветский период, в условиях распада некогда единого и мощного государства, повлекшего за собой развитие межнациональных конфликтов, особое значение в системе формирования личности приобретает интернационально-патриотическое воспитание учащейся молодежи. Определяющее значение в решении данной задачи принадлежит общеобразовательным заведениям.

Равные возможности граждан независимо от национальности законодательно закреплены в следующих основных документах нашего государства:

1) Конституции Украины. Так, в статье 24 сказано, что граждане имеют равные конституционные права и свободы. Не может быть привилегий по расовым признакам, цвету кожи, политическим, религиозным и другим убеждениям, этнического и социального происхождения, речевым признакам.

Статья 53 гарантирует гражданам, которые принадлежат к национальным меньшинствам, в соответствии с законом право на обучение на родном языке или право на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через культурные национальные общества.

2) В законе Украины «Про освіту» сказано, что иностранные граждане, лица без гражданства получают образование в учебных заведениях Украины в соответствии с действующим законодательством и международных договоров.

Основными принципами образования в Украине является: доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, которые предоставляются государством; равенство условий каждого человека для полной реализации ее способностей, таланта, всестороннего развития; гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;

3) Национальная доктрина развития образования утверждает приоритетные направления государственной политики относительно развития образования:

а) формирование национальных и общечеловеческих ценностей;

б) создание для граждан равных возможностей в получении образования;

в) обеспечение образовательных потребностей национальных меньшинств;

Государство должно обеспечивать:

1) сохранение и обогащение украинских культурно-исторических традиций, воспитания почтительного отношения к национальным святыням,
украинскому языку, а также к истории и культуре всех коренных народов и национальных меньшинств, которые проживают в Украине, формирования культуры межэтнических и межличностных отношений;

2) воспитание человека демократического мировоззрения, который придерживается гражданских прав и свобод, с уважением относится к традициям, культуре, вероисповеданию и языку общения народов мира;

Техникум готовит не только специалистов, но и формирует их морально-политические и духовные качества. Черты интернационалиста воспитываются не автоматически, а в процессе длительной и целеустремленной работы, на протяжении всего периода становления личности, подготовки юношей и девушек к сознательной деятельности на благо общества. Высокие качества гражданина, патриота-интернационалиста, гармонично развитого специалиста формируются всем содержанием учебно-воспитательного процесса, всей атмосферой жизни техникума.

В нашей стране студенчество — это один из многочисленных и наиболее динамических отрядов молодежи.


Раздел 1. Сущность и проблемы интернационального воспитания

Слово воспитание произносится ежедневно десятки раз. О воспитании все чаще за­думываются и говорят в семье, в общественных орга­низациях. Но у всех ли педагогов, а тем более родите­лей есть ясное представление о том, что такое воспи­тание и, следовательно, как надо осуществлять воспи­тание?

Что значит «воспитание в узком смысле понятия»? И разве можно сформировать мировоззрение без обуче­ния и образования? Разве можно воспитывать челове­ческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне вос­питания мировоззрения? [11, c. 18].

Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленно­стью, организованностью. Это процесс планомерного, систематиче­ского руководства формированием личности в соответствии с поставленными целя­ми. Однако воспитание по сравне­нию с обучением является более широким процессом.

Воспитание далеко выходит за рамки учебного процесса; оно осуществляется в процессе обучения, при внеклассной работе, в студенческих организациях, в семье. Воспи­тывающее влияние оказывают такие факторы, как печать, радио, телевидение, кино, театр, спорт и др. [7, c. 150].

Сущность интернационализма выражается в сплоченных и единых выступлениях трудящихся всего мира в за­щиту своих человеческих и гражданских прав, в борьбе против на­ционального и социального угнетения, против попыток подчинить своему влиянию различные области экономики и культуры других стран и народов

Каждый преподаватель должен максимально использовать возможности предмета для воспитания у школьников интернациональных чувств и формирования у них миро­воззрения патриота-интернационалиста. Причем такая установка не стано­вится каким-то отдельным аспектом в преподавании предмета, а, составляя основу воспитывающего обучения, органически входит в систему глубокого и многопланового изучения предмета, требуя лишь определенного внимания к элементам, важным и для интернационального воспитания.

Пробивает дорогу в мировой практике практика поликультурного воспитания. Надо признать, однако, что масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах мира неодинаковы.

Значительное внимание уделяет мировая школа воспитанию политической культуры подрастающего поколения.

В противоположность педагогическому авторитаризму в мировой практике развиваются тенденции, связанные с гуманистической ориентацией в воспитании. Это выражается в усилении внимания к условиям жизни студентов различных национальностей, стремлении обеспечить реализацию их возможностей путем создания комфортной психологической атмосферы, когда всемерно поощряются успе­хи, познавательная и творческая активность, склонности и интересы.

Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве. В этих условиях студент оказывается полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения детей и взрослых, реализуются коллективные пе­дагогические формы и приёмы, осуществляется совместная деятельность уче­ников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества [7, c. 193].

Я думаю, что большая роль в воспитании интернационализма отводится начальной военной подготовке, так как в сложных условиях армейской жизни и проявляется сплоченность, сотрудничество, партнерство.

Раздел 2. Интернациональное воспитание студентов техникума

2.1. Цели и задачи интернационального воспитания

Любая деятельность, в том числе и воспитательная, начинает­ся с постановки цели. Цель — предвосхищение в сознании ре­зультата, на достижение которого направлены действия. В каче­стве непосредственного мотива цель направляет и регулирует дей­ствия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю.

Как сказал К. Д. Ушинский:

«Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным кам­нем всяких философских, психологических и педагогических теорий».

Я думаю, что без цели воспитания не может быть и самого воспитания.

Прежде всего важно выяснить, что подразумевают современ­ные педагоги под целью воспитания. Цель воспитания — это иде­ально представленный результат воспитательной деятельности, то, что хочет получить воспитатель в итоге приложения своих усилий [2, c. 105].

В. А. Сухомлинский говорил: «Живя в обществе, умей повелевать своими действиями, поступками, поведением, намерениями. Нравственной личностью ты станешь лишь тогда, когда в душе твоей навсегда поселится совесть, стыд, ответствен­ность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих твою моральную доблесть и культуру. Они взаимосвязаны, тесно переплета­ются между собой. В совести гармонически сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми, а отсюда — перед самим собой. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты сделал хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное. Совесть живет в человеческой душе лишь на питательной почве совест­ливости, стыда; совесть — это знание, многократно умноженное на пере­живание, чувствование, производным же от этого действия являются стыд, ответственность и долг, долженствование.

Стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям. Это равнодушие недостойно мужчи­ны, недостойно женщины — будущей матери гражданина.

Стыдись пустоты своей души. Пуще всего стыдись того, что у тебя нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов. Стыдись своего слабоволия, беспринципности, «бесхребетности». Сгорай от стыда, если почувствуешь, что в тебе зашевелился гнусный червячок: «моя хата с краю».

Стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке. Помни, что подлость в детстве и отрочестве начинается как будто бы с очень маленького — с твоего животного — да, оно противно духу человеческому — желания уйти от ответственности, от опасности, спастись от беды, угрожающей другим; переложить на других ответственность за что-то происшедшее по незнанию, оплошности, опрометчивости, недоразумению. Подлость заключается в молчаливом выглядывании из своей норки и любопыт­ном ожидании: что будет товарищу, оказавшемуся в опасности? Норка, скорлупа, гнездышко — вот безобидная с первого взгляда колыбель эгоизма. Пуще огня стыдись оказаться в норке. Пусть лучше шалость, неугомонность, но не молчаливое, безропотное «это не мое дело».

Стыдись безответственности, легкомыслия, ветрености своих чувств, привязанностей, В чувствах своих надо уметь быть верным и долженствующим» [10, c. 114 - 115].

Я считаю, что в этих словах В. А. Сухомлинского и заключены основные цели и задачи интернационального воспитания:

1) формирование мировоззрения, знаний, убеждений;

2) формирование высокой культуры отношений не только к своему народу, но и к другим народам;

3) воспитание доброжелательных отношений к другим народам;

4) воспитание сотрудничества и партнерства в различных делах.

Воспитание интер­национализма предусматривает следующие задачи:

1) формирование интернациональных чувств, сознания принадлежности к Родине и от­ветственности перед нею, перед народом, перед коллективом за свои действия и дела;

2) развитие творческой активности в трудовой и общественной деятельности, выполнение полезного для общества и народа дела.

Уровень интернациональной сознательности не у всех людей одинаков. Аполитичность, эгоизм, равнодушие к людям, нарушения трудовой дисциплины и другие явления еще встречаются в нашей жизни. Это можно объяснить различием меж­ду объективными возможностями, предоставленными обществом для всестороннего гармонического развития человека, и субъективной оценкой этих возможностей, субъективными усилиями, направленными на их использование.

Педагогу при воспитании интернационализма не­обходимо учитывать специфику сознания той социальной группы, к которой относятся его ученики, уровень ее культуры, развития и т. п. [7, c. 194].


2.2. Формы и методы воспитания

В. А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что высокий результат в воспитании можно полу­чить только тогда, когда будут гармонично соче­таться все виды педагогических воздействий: «Меж­ду воспитательными воздействиями существуют десятки, сотни, тысячи зависимостей и обусловленностей. Эффективность воспитания в конечном сче­те определяется тем, как эти зависимости и обу­словленности учитываются, точнее, реализуются в практике».

Я считаю, что воспитание зависит от правильно подобранных методов и форм воспитательной деятельности.

Высказывания выдающихся педаго­гов по вопросам взаимосвязи образования и воспи­тания используются учеными и педагогами прак­тиками при изучении и практической реализации комплексного подхода к воспитанию.

Богатство и разнообразие форм и методов поз­воляют при умелом их выборе и сочетании успешно решать задачу комплексного подхода к воспитанию [1, c. 24].

Метод воспитания (от греч. «методос» — путь) — это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств [8, c. 94].

Под методом понимают способы взаимосвязанной деятель­ности воспитателей и воспитуемых.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми, однако, они тесно связаны и применяются в единстве. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т. д.), а с другой — совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, политическая, художественная и научно-по­пулярная литература, произведения изобразительного и му­зыкального искусства, средства массовой информации и т. д.)

В свете сказанного методы воспитания можно условно объ­единить в три основные группы.

Первая группа включает методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них взглядов и убеждений (уроки демократического интернационального воспитания, общестуденческие ассамблеи, советы, конференции на интернациональные темы).

Вторая группа методов воспитания предусматривает органи­зацию деятельности и формирование опыта общественного по­ведения (вечера отдыха, экскурсии, благотворительность, экскурсии, «общинное воспитание» - воспитание навыков совместной деятельности).

Третья группа объединяет методы, выполняющие функции регулирования, корригирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Поступки и действия, совершаемые учащимися, должны получать ту или иную оценку, которая при­звана закреплять, упрочивать или, наоборот, разрушать, сдер­живать, ограничивать складывающиеся формы и мотивы поведения и деятельности (международные радио – и телемосты, ролевые игры, дискуссии) [6, c. 231 - 235].

В воспитании подрастающего поколения происходят важные перемены, отражающие, как в зеркале, политические изменения в мире. Так, в последние годы заметно воз­росли масштабы воспитания в духе мира. Учреждена международная организация «Педагоги за мир», которая координирует осуществление международ­ной программы: обмен делегациями учащихся, студентов, создание международных дет­ских лагерей, подготовку дидактических материалов демократической, обще­человеческой направленности. Членами ассоциации являются более чем 50 стран. По инициативе организации проводятся международные радио- и теле­мосты, на которых студенты обсуждают разные проблемы: музыки, спорта,
досуга, экологии и пр. Благодаря общению подростки избавляются от взаимного недоверия, учатся ощущать себя членами единого мира. Ассоциация
«Педагоги за мир» организует уроки и недели мира, на которых дети приобщаются к идеалам добра и взаимной приязни независимо от национальности [8, c. 98 - 99].

Одной из распространенных форм интерна­ционального воспитания является политическое просвещение. Оно знакомит с политическими событиями внутри страны и за рубежом, способствует формированию личного отношения студентов к этим событиям. Хорошо организованное политическое просвещение бу­дет способствовать стремлению студентов принимать посильное участие в общественной жизни техникума, страны.

С подростками проводят коллективное чтение газет, организу­ют информации о событиях в политической, культурной, спортив­ной жизни в нашей стране и за рубежом.

Старшекурсники проводят информации о важнейших полити­ческих, экономических событиях, научных, культурных и спортив­ных связях с зарубежными странами, изучают историю развития дея­тельности молодежных политических, спортивных и других организаций, участвуют в туристских походах и т. д.

Большое значение в интернациональном воспитании имеет переписка со студентами других стран. Она помогает узнавать и изучать быт народов, национальные традиции, общественные идеи и проблемы, волную­щие молодежь и вдохновляющие ее на участие в общественной жизни.

Огромную помощь в интернациональном вос­питании оказывают интернациональные клубы. Члены клуба занимаются в секциях обозревателей, искусствоведов, участ­вуют в массовых, культурных или спортивных мероприятиях и др. Они выступают с докладами, проводят беседы как руководители диспутов, организуют встречи с иностранными гостями, организуют выставки и т. д. [7, c. 150].


2.3. Принципы и педагогические требования интернационального воспитания студентов техникума

Принципы воспитательного процесса (принципы воспита­ния) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспита­тельных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам.

1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного вопло­щения в практику.

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование ком­плексности, предполагающее их одновременное, а не пооче­редное, изолированное применение на всех этапах воспита­тельного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фунда­ментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую оче­редь, и таких, осуществление которых можно отложить на завт­ра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспи­тания руководствуется следующими принципами:

1) общественная направленность воспитания;

2) связь воспитания с жизнью, трудом;

3) опора на положительное в воспитании;

4) гуманизация воспитания;

5) личностный подход;

6) единство воспитательных воздействий [8, c. 40- 41].

Принципы интернационализма — это исходные положения теории интернационализма, ее руководящие идеи. Каждый принцип интернационализма связан с другими, имеет определенную специфику и вносит свой вклад в «механизм» действия научной идеологии и политики страны в национальном вопросе. Каждый из них выражает разные стороны и моменты объективного процесса утверждения братства рабочих разных наций и стран, содружества наций и держав.

Интернационализм выступает как общность закономерно связанных между собой разных принципов, что составляют в совокупности цельную идеологию, политику и этику государства по национальному вопросу. Социальная практика развития интернационализма дает возможность сформулировать эти принципы.

Основным принципом интернационализма является солидарность, сплоченность. Международная солидарность возникает в результате развития самосознания людей, осознания ими общности коренных интересов - интересов мира, благополучия.

Принципы равенства и взаимопомощи и все другие дополняют и углубляют содержание принципа солидарности. Подчинение национальных интересов интернациональным как принцип интернационализма вполне отвечает объективной диалектике общественного развития, и в частности, соотношению целого и части. В интернациональном выражаются интересы целого, и в национальном проявляются, реализуются интересы целого.

На основе принципа равенства развивается единство стран, укрепляется сотрудничество государств. Идеи добровольного объединения и сотрудничества народов обогащаются и дополняются идеями национального и государственного суверенитета [4, c. 32 - 35].

Интернационализм имеет разные аспекты: политический, мировоззренческий, моральный. Учитывая эту особенность, необходимо при помощи разнообразных способов создать целостную систему влияния на мышление и сознание студенческой молодежи.

Большую роль в этом деле призваны сыграть специальные методические комиссии вузов по интернациональному воспитанию, клубы политической информации и тому подобное.

Для дальнейшего улучшения интернационального воспитания в процессе преподавания общественных наук необходимо:

1) глубоко раскрывать интернациональный характер событий;

2) аргументированно освещать теоретические и методологические вопросы интернационализма и интернационального воспитания. Желательно, чтобы такие проблемы постоянно рассматривались на методологических и теоретических семинарах кафедр общественных наук, на теоретических семинарах факультетов;

3) постоянно обращать внимание на более глубокое раскрытие процесса интернационализации производительных сил, всех сторон общественной жизни;

4) всесторонне показывать масштабность интернационального взноса народа в развитие стран мирового содружества, в исторический процесс;

Как свидетельствует опыт многих техникумов, большое значение для усиления интернационального воспитания студенческой молодежи имеет чтение спецкурсов по проблемам теории и практики интернационального воспитания, наций и национальных отношений, критики национализма;

5) целесообразно практиковать проведение семинарских занятий на конкретных примерах, показывающих жизненную силу интернационализма [4, c. 74 - 77].


Заключение

Вопросы демократизации воспитания и общества должны решаться с учетом того, что подавляющее число государств не является гомогенным ни в этническом, ни в культурном отношении. Практически все крупней­шие страны относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам. В них проживают национальные меньшинства, вследствие массовой имми­грации формируются новые малые этнические группы. Необходимость то­лерантного сосуществования больших и малых этнических и националь­ных общин порождает потребность поликультурного воспитания и образо­вания в качестве важного социального и педагогического принципа.

Интернациональное воспитание исходит из того, что образование и воспитание в полиэтнических сообществах не может быть иным, как при учете национальных (этнических) различий, и должно включать множест­во типов, моделей и ценностных педагогических ориентации, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения.

XX столетие прошло под знаком нарастания кризиса идеи и практики культурно-образовательной дискриминации и ассимиляции малых этниче­ских групп. Современная цивилизация должна строить взаимоотношения больших и малых этносов в пределах одного сообщества на принципах ин­теграции, терпимости. Отнюдь не везде и не всегда соблюдаются культур­но-образовательные права всех этнических групп, воспитание — важная гарантия сохранения гуманных ценностей человеческой цивилизации.

Интернациональная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствую­щий гармонизации отношений представителей различных цивилизационных типов и культур. Будучи фактором эффективной демократизации вос­питания и образования, поликультурное воспитание многонационального населения приобщает к собственным языкам, культурам, к мировой куль­туре через понимание особенностей отдельных наций, истории человече­ской цивилизации, на основе диалога макро- и субкультур, обладающих особыми достоинствами и ценностями.

Интернациональное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно является средством сохранения и развития различных этнических культур, включения ценностей культур в практику воспитания и обучения, благодаря чему будут решаться актуальные проблемы педагогики.

Л и тература

1. Бабанский Ю. К. Комплексный подход к воспитанию учащихся. – К.: Радянська школа, 1985. – 256 с.

2. Воспитательная деятельность педагога. – М.: Академия, 2005. – 336 с.

3. Закон України «Про освіту» від 23 травня 1991р. № 1060 – XII.

4. Інтернаціональне виховання студентів. – К.: Вища школа, 1976. – 270 с.

5. Конституция Украины. Принята на V сессии Верховного Совета Украины 28 июня 1996 г.

6. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю. К. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.

7. Педагогика. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 286 с.

8. Подласый И. П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

9. Про Національну доктрину розвитку освіти. Указ Президента україни від 17 квітня 2002 р. № 347/2002.

10. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1989. – 288 с.

11. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1975. – 272 с.

Приложение

Интернациональное воспитание – формирование мировоззрения и чувств, знаний и убеждений, формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам, воспитание доброжелательного отношения к людям разных национальностей.