Реферат: Основные методы преподавания психологии

Название: Основные методы преподавания психологии
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Содержание

Введение............................................................................................................................3

1. Словесные методы обучения психологии...........................................................4

2. Наглядные методы обучения психологии...........................................................9

3. Практические методы обучения психологии....................................................12

Заключение.....................................................................................................................19

Список использованных источников...........................................................................20

Введение

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь способ продвижения к цели, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методами обучения понимают способы обучающей деятельности преподавателя, способы достижения преподавателем целей обучения и дидактических задач. В традиционном понимании методы обучения — это способы передачи учащимся знаний и умений, в современной трактовке — способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на усвоение учащимися знаний и умений. Методы реализуются в конкретных приемах, действиях, органи­зационных формах.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений. В соответствии с ней выделяют:

- словесные методы (источником знаний и умений является устное или печат­ное слово).

- наглядные методы (источником знаний и умений являются наблюдаемые пред­меты, явления, наглядные пособия).

- практические методы (источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися) [2, 162].

Цель изучение основных методов обучения психологии.

1. Словесные методы обучения психологии

Словесные методы занимают ведущую позицию среди методов преподавания психологии. Главное их достоинство состоит в том, что они позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию. Типичными словесными методами являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой . Эти методы преимущественно используются на лекциях, семинарах, в самостоятельной работе студентов и учащихся с учебниками, учебными пособиями, научной и справочной литературой, во время консультаций.

В зависимости от того, является ли воспринимаемая студентом речь устной или письменной (печатной), словесные методы можно разделить на устные и письменные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Устные методы, используемые преподавателем на лекциях, семинарах, консультациях, по­зволяют ему более успешно объяснить материал:

- использование неречевых средств (мимики, жестикуляции, интонирования речи, позы, пантомимики преподавателя);

- своевременное получение обратной связи от студентов о понимании учебного

материала (с помощью речевых реплик, вопросов, мимики студентов);

- активизация восприятия и понимания студентов.

Письменная речь лишена этих преимуществ. С другой стороны, устная речь менее эффективна с точки зрения скорости передачи информации (скорость говорения меньше, чем скорость чтения текста). Поэтому студент быстрее может прочитать соответствующий раздел учебника, нежели прослушать его в пересказе преподавателя. В связи с этим информацион­ная функция лекций в настоящее время теряет свое значение. Поэтому для препо­давателя нецелесообразно делать на ней основной акцент. Письменные методы обучения характеризуются большей скоростью передачи информации. Поэтому учебные материалы, имеющие информационное значение, следует давать студентам в виде печатных текстов (книг, учебников и учебных по­собий, раздаточных материалов). Для того чтобы работа студентов и учащихся с печатными материалами была более эффективной, можно использовать ряд спе­циальных приемов. Основными из них являются следующие:

- конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного;

- составление плана текста (простого или сложного);

- составление тезисов — краткое изложение основных идей прочитанного текста;

- цитирование — написание дословных выдержек из текста;

- аннотирование — краткое, свернутое изложение основного смысла прочитан­ного;

- рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отноше­ния к прочитанному материалу;

- составление формально-логической модели — словесно-схематического изо­бражения прочитанного материала;

- составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по теме;

- составление матрицы идей — сравнительная характеристика однородных
предметов, явлений в трудах разных авторов.
Словесные методы обучения разделяются также на монологические и диало­гические.

Монологический метод (как форма речи) обычно используется на лекции. Восприятие студентами монолога преподавателя вызывает у них определенные трудности, особенное в том случае, если он буквально воспроизводит письменный текст учебного пособия. Устная монологическая речь по своему построению отличается от письменной. Преподаватель должен учитывать эти различия. При подготовке лекции нужно не просто переписывать соответствующий материал из учеб­ного пособия, книги, статьи, а дидактически перерабатывать его, приближая его к стилистике и синтаксису устной речи.

Простое воспроизведение текста книги (или статьи) на слух воспринимается с трудом за счет длинных предложений и сложных оборотов речи. Группой немецких ученых было установлено, что более половины взрослых людей не в со­стоянии на слух запомнить предложения, насчитывающие более 13 слов. Если цепочка произносимых слов длится более 6 секунд, слушатели теряют смысл фразы. Одна треть взрослых забывает начало фразы уже тогда, когда произносится 11-е по счету слово. Длинные предложения — более 18 слов — способны понять и усвоить не более 15% аудитории. Поэто­му в процессе подготовки лекции необходима следующая переработка исход­ного текста книги:

- сокращение длины предложений за счет опускания несущественных слов и, фрагментов;

- разделение сложных предложений на простые;

- перестройка сложноподчиненных предложений таким образом, чтобы их струк­тура стала простой и ясной и включала одно, максимум два придаточных пред­ложения;

- формулировка вопросов, которые будут заданы учащимся для стимуляции их мотивационной и познавательной активности;

- замена терминов, которые могут вызвать трудности при понимании мысли преподавателя, на более простые слова, без потери научности.

Эти рекомендации имеют особое значение при формулировке определений по­нятий, которые зачастую отличаются слишком сложными синтаксическими кон­струкциями. Целесообразнее давать определение понятия как перечень его харак­терных признаков.

Психологические особенности речи преподавателя имеют большое значение
для повышения эффективности лекционного занятия. При этом рекомендуется
использовать следующие средства речевого воздействия:

- связывание нового материала с прошлыми знаниями и опытом учащихся;

- вопросно-ответная форма изложения мысли, вводимая в монолог;

- использование синтаксиса устной речи (преобладание простых предложений над сложными, четкая структура сложных предложений);

- персонификация при изложении учебного материала (высказывание личного отношения к материалу, иллюстрации из личного опыта);

- образность, иллюстративность речи;

- изменение формулировок в целях лучшего понимания;

- использование прагматических высказываний (воздействующих на внимание, память, мышление, чувства учащихся) в дополнение к информативным. Помимо речевого воздействия преподаватель оказывает также и неречевое влияние на студентов. К основным средствам такого влияния относятся:

- дистанция в общении (с точки зрения пространственного расположения);

- визуальный контакт;

- мимика;

- поза;

- жестикуляция;

- фонационные характеристики речи (темп, тон, сила, ритм, напряжение, паузы, интонация).

Успешное использование вышеперечисленных средств речевого и неречевого воздействия повышает эффективность монолога как устного метода обучения.

Диалогический метод обычно рассматривается как устный метод словесного обучения, опирающийся на диалогическое взаимодействие преподавателя и студентов или дискуссию в группе. Однако современные информационные техноло­ги обучения с помощью Интернета и электронной почты позволяют успешно реализовать данный метод и при письменном методе обучения. Диалог, эвристическая беседа, групповая дискуссия могут успешно реализоваться в рамках этой вирту­альной обучающей реальности.

Диалогический метод обучения предполагает большую активность студентов на занятии. Включение в лекцию элементов диалога, эвристической беседы, ак­тивное поощрение вопросов студентов повышает эффективность лекционной формы преподавания. Причем важно поощрять студентов задавать вопросы имен­но тогда, когда они возникают, т. е. в процессе изложения соответствующего мате­риала, а не в конце лекции. Вопросы, связанные с непониманием, уточнением име­ют смысл только тогда, когда они возникают. В конце лекции они могут потерять свою актуальность.

Активная позиция студентов способствует формированию более прочных зна­ний и умений, а также критического мышления. В наибольшей степени это пре­имущество диалогического метода реализуется на семинарах и консультациях, поскольку диалог и дискуссия являются основой этих форм учебных занятий. Их эффективность зависит от того, каким образом ставятся вопросы. Это могут быть:

- вопросы, побуждающие репродуктивную активность: «вспомните», «расска­жите», «опишите», «дайте характеристику», «раскройте», «дополните»;

- вопросы, стимулирующие продуктивную активность: «сравните», «сопоставьте», «обобщите», «сделайте вывод», «проанализируйте», «выделите», «как связаны».

Многое зависит также от точности и конкретности поставленных вопросов, от того, насколько они логически связаны между собой.

Ю. А. Самарин рекомендует использовать вопросы следующего типа:

- вопросы, приучающие учащегося задумываться над сутью психологического понятия, например «в чем отличие любопытства от любознательности»;

- вопросы, требующие приведения жизненных примеров, которые могут проил­люстрировать те или иные психологические феномены и закономерности;

- вопросы, непосредственно связанные с учебной работой и поведением студен­тов, например «какой способ заучивания учебного материала вы считаете луч­шим для себя и почему» [3, 314].

Выслушав ответы, преподаватель может организовать дискуссию.

Классическим диалогическим методом обучения является эвристическая бе­седа. В процессе такой беседы преподаватель, опираясь на имеющиеся знания и опыт студентов, с помощью тщательно продуманной системы вопросов подводит их к пониманию, усвоению новых знаний и формулированию выводов. В резуль­тате такой совместной деятельности студенты приобретают знания путем собст­венных размышлений. Этот метод мастерски использовал Сократ; именно к его имени и восходит понятие «сократическая беседа».

Другим диалогическим методом является групповая дискуссия. Главная ее ценность состоит в том, что она стимулирует вовлечение студентов в активное об­суждение различных точек зрения по определенной проблеме, пробуждает стрем­ление к пониманию позиции собеседника и аргументации собственного мнения. Для того чтобы такая дискуссия была эффективной, необходимо четко сформули­ровать проблемные вопросы. Важно также наличие у студентов определенной ба­зы знаний по рассматриваемому вопросу и умение точно выражать свою мысль. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить свою мысль — запутанной и противоречивой. Существен­ным фактором ее успешности является уровень активности студентов. В группах большой численности активное участие в обсуждении принимают обычно не­сколько человек. Остальные вынуждены оставаться лишь пассивными слушате­лями. Для повышения активности всех студентов академическая группа может быть разделена на несколько малых групп (подгрупп) по 5-7 человек, каждая из которых обсуждает поставленный вопрос независимо (в отдельном помещении или углу аудитории). Затем организуется обмен мнениями между подгруппами. Такой метод обучения в последние годы стал очень популярным во многих евро­пейских и американских университетах. Он, безусловно, способствует развитию творческого и критического мышления студентов.

Диалогический метод обучения наиболее характерен для семинарских занятий по психологии. Постановка вопросов и заданий определяется содержанием, целями и задачами учебного курса, а также учебными пособиями и первоисточниками, ко­торые рекомендуются в программе. В помощь преподавателям во многих учебни­ках приводятся темы и вопросы, которые могут обсуждаться на семинарских заня­тиях. Однако преподаватель свободен в их выборе. Он может пользоваться также другими пособиями.

2. Наглядные методы обучения психологии

Наглядные методы предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Зрительные, слуховые, тактильные образы Дополняют словесное описание и, таким образом, способствуют лучшему понима­нию учебного материала учащимися.

Можно выделить 3 основных вида наглядности: предметную, изобразитель­ную и словесную.

Предметная наглядность — это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В преподавании психологии этот вид наглядности применяется, когда используются макеты приборов, головного мозга, когда проводятся демонстраци­онные эксперименты и психологические опыты. Демонстрация порогов ощуще­ний, зрительных иллюзий, идеомоторных актов, явления установки, колебаний внимания - примеры использования предметной наглядности. Главная задача преподавателя -наглядно продемонстрировать определенные психологические феномены и закономерности, изучаемые в курсе психологии. Это способствует лучшему пониманию и запоминанию. Неслучайно известная поговорка гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Для подбора демонстрацион­ных экспериментов и опытов можно воспользоваться целым рядов опубликован­ных учебных пособий.

Изобразительная наглядность — это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и тек­стовая.

Художественная наглядность отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, кино- и видеофильмов. Фотографии могут изображать, например, людей в разных жизненных обстоятельствах, проявления эмоций, ситуации психологи­ческих экспериментов; также это могут быть портреты знаменитых психологов. В аналогичных ситуациях могут использоваться произведения живописи, рисун­ки. Фильмы как средства изобразительной наглядности можно разделить на два типа: научно-популярные и художественные. В научно-популярных фильмах де­монстрируются классические психологические исследования. Художественные, фильмы (или их фрагменты) могут иллюстрировать определенные психологиче­ские типы людей и их отношений, ситуации для психологического анализа.

Символическая (схематическая) наглядность — это изображения, отражаю­щие существенные признаки, характеристики, связи предметов или явлений. К это­му виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков. На них отображаются систематизированные знания об определенных теоретиче­ских идеях, структуры психических явлений, соотношения величин и понятий, за­висимости между определенными параметрами. Для подбора или самостоятельной разработки наглядности этого вида могут представлять интерес некоторые посо­бия.

Символическая наглядность может сочетаться с текстовой. Под текстовой на­глядностью понимается написание на доске или демонстрация с помощью других средств наиболее существенных тезисов лекции, имен ученых, дат, терминов и другой текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух. Парал­лельное слуховое и зрительное предъявление информации способствует ее ус­пешному и безошибочному восприятию. Студенты склонны записывать себе в конспект то, что видят. Опытные преподаватели знают: чем больше преподава­тель пишет на доске, тем больше информации остается в студенческих тетрадях.

Словесная наглядность — это описание образов в речевой форме. Использует­ся она в тех случаях, когда применение предметной или изобразительной нагляд­ности по тем или иным причинам невозможно. В таких случаях преподаватель на­глядно описывает ситуацию психологического эксперимента, приводит примеры из художественных произведений, характеризующие определенные психологиче­ские явления и феномены.

Наглядные методы могут использоваться на лекциях в качестве иллюстраций, на лабораторных и практических занятиях в качестве тестового материала.

Используется традиционный способ демонстрации наглядности с помощью нарисован­ных плакатов, но он является слишком трудоемким и создает ряд других неудобств в использовании. Использование доски и мела всегда остается в распоряжении преподавателя, однако здесь важную роль играют его изобразительные способно­сти. Современным способом демонстрации наглядности являются транспаранты на прозрачной пленке и слайды, которые проецируются на белый экран. В наше время проекторы становятся все более типичным техническим средством обучения. Это значительно расширяет возможности использования визуальных средств на лекциях. Прекрасным аудиовизуальным средством демонстрации всех перечис­ленных выше видов наглядности является компьютер. Использование компью­терной программы Power Point дает возможность преподавателю включать в свою лекцию самые различные виды наглядности: статичные и движущиеся, схемати­ческие и художественные, текстовые и изобразительные, применять различные эффекты. Проецирование слайдов данной программы на экран делает презента­цию доступной для всех студентов.

Наглядность повышает эффективность преподавания при определенных условиях:

- демонстрируемая наглядность должна быть согласована с содержанием мате­риала;

- наглядность следует вводить на занятии постепенно, в соответствующий мо­мент, по мере необходимости;

- демонстрация должна быть организована так, чтобы все учащиеся могли хоро­шо видеть объект;

- необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций, схем, диаграмм;

- следует детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрацией [2, 153].

3. Практические методы обучения психологии

Практические методы предполагают практическую деятельность учащихся (студентов), направленную на усвоение знаний, умений и навыков. К этой группе относятся такие методы, при использовании которых учащиеся не только слушают (как при словесных методах), смотрят (как при наглядных методах), но также выполняют определенные познавательные действия, направленные на решение учебных задач. В преподавании психологии к ним относятся:

- лабораторные работы, моделирующие психологические эксперименты;

- выполнение психодиагностических заданий, в частности психологических тестов;

- решение психологических задач;

- упражнения;

- групповая дискуссия;

- дидактические и деловые игры, имитирующие изучаемые процессы.

Эти методы используются по-разному в зависимости от того, какие учебные цели они преследуют.

Лабораторные работы как модели психологических экспериментов могут проводиться для того, чтобы: на практике продемонстрировать студентам опре­деленные психологические закономерности или для того, чтобы освоить мето­дику психологического эксперимента. Для решения первой задачи они могут проводиться в рамках любых образовательных программ. Главное, чтобы студенты убедились в реальности данной зависимости или закономерности. Для решения второй задачи лабораторные работы проводятся в рамках подготовки специали­стов-психологов. В этом случае особое внимание уделяется профессионально гра­мотной организации проведения эксперимента, а также правильному оформлению результатов эксперимента с точки зрения методологии психологического исследования.

Для подбора заданий, для лабораторных работ и практических занятий можно воспользоваться опубликованными практикумами и сборниками задач.

Психологические тесты могут проводиться для освоения психодиагностиче­ских умений или в целях самопознания. При этом важен тщательный подбор и уместное использование тестов в зависимости от целей обучения психологии. Можно выделить несколько типов тестов в зависимости от возможностей их использования на практических занятиях по психологии.

- сложные профессиональные тесты (например, MMPI, тест интеллекта Векслера); Они требуют серьезной психологической компетентности для проведения.

- относительно простые общепсихологические тесты (например, тест Айзенка на выявление экстраверсии и нейротизма или тест на коммуникативные и организаторские способности). Их проведение возможно при менее серьезной психологической подготовке.

Психологические тесты, разработанные для прикладных, целей определенных сфер профессиональной деятельности (например, «Опросник стиля руковод­ства», «Тест стиля семейного воспитания»).

Развлекательные тесты (например, «Любят ли вас окружающие?»). Они чаще
всего очень просты в проведении и не имеют никакой серьезной научной основы.
Для обучения психологов может использоваться широкий круг профессио­нальных психологических тестов, за исключением последнего. При этом одновре­менно могут решаться задачи освоения психологических методов, умения решать
прикладные задачи и самопознания.

На занятиях со студентами других специальностей и школьниками нельзя ис­пользовать тесты первого типа по причине недостаточной подготовленности уча­щихся и, следовательно, дидактической нецелесообразности. Тесты второго типа очень уместны и полезны, поскольку ведущими дидактическими задачами препо­давания психологии являются общее знакомство с методами и самопознание. Прикладные психологические тесты представляют ценность в рамках программ высшего профессионального образования.

Тесты развлекательного — нецелесообразно использовать на заня­тиях по психологии (это допускается только в виде исключения); в противном случае у студентов и школьников может сложиться впечатление, что это и есть методы психологической науки и практики.

Решение психологических задач может быть направлено на закрепление тео­ретических знаний или на применение этих знаний для решения практических за­дач. Это могут быть задачи на установление соответствия между теоретическими понятиями и закономерностями и примерами их использования; задачи по психо­логическому анализу поведения литературных героев или известных людей; задачи; по психологическому анализу частных жизненных или учебных ситуаций.

Упражнения дают студентам возможность формирования умений и навыков исследовательской работы: в применении определенных методов математической статистики или практической психологической работы, например в усвоении консультационных умений. Упражнения могут использоваться также для достижения развивающих целей.

Групповая дискуссия и деловая игра как практические методы в преподава­нии психологии направлены на освоение соответствующих коммуникативных или профессиональных умений. Они могут проводиться в группах студентов-пси­хологов при изучении таких дисциплин, как основы психологического консульти­рования, психология семьи, психология труда и организационная психология. Эти методы представляют ценность также для других профессиональных про­грамм высшего образования.

Рассмотренные выше практические методы обычно используются в рамках ла­бораторных и практических занятий.

Характеристика познавательной деятельности студентов и учащихся на занятиях по психологии. Разные методы обучения по-разному влияют на характер познавательной дея­тельности учащихся. В этой связи представляет интерес классификация методов, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. В соответствии с ней выделя­ются следующие методы обучения:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемный;

4) частично-поисковый;

5) исследовательский [2, 156].

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что преподаватель со­общает готовую информацию, а студенты (учащиеся) ее воспринимают, осмысли­вают и запоминают. Это очень экономичный по времени способ передачи информа­ции. Однако при его применении не формируются умения пользоваться получен­ными знаниями. Данный метод довольно типичен для чтения лекций, когда пре­подаватель сначала излагает теорию, формулирует понятие, а затем приводит иллюстрации или примеры их использования для психологического анализа по­вседневной жизненной реальности или эмпирических исследований. При выборе способов объяснения психологических знаний преподавателю важно предусмот­реть, каким образом новые знания будут встраиваться в систему прошлого опыта такого встраивания может быть аналогия, сравнение с другими явлениями и по­нятиями, уже известными учащимся.

Репродуктивный метод заключается в том, что преподаватель просит студента (учащегося) повторить определенное учебное действие. Студент выполняет дей­ствия по образцу, заданному преподавателем, и таким образом усваивает умения и навыки. Этот метод обычно используется на семинарских и практических заня­тиях по психологии.

Проблемный метод заключается в том, что преподаватель ставит перед студен­тами (учащимися) проблему и далее сам показывает путь ее решения. В другом слу­чае ответ на поставленный проблемный вопрос, анализ проблемной ситуации и поиск соответствующих средств осуществляют сами студенты в процессе индиви­дуальной или групповой учебной работы под руководством преподавателя. Таким образом демонстрируются образцы научного решения проблем, образцы логики на­учного мышления, а также способы применения психологических знаний в практи­ческой деятельности. При чтении лекций этот метод реализуется следующим обра­зом. Преподаватель сначала ставит вопрос, описывает факт, психическое явление, экспериментальную или жизненную ситуацию, а затем дает их теоретическое обоб­щение в виде понятия, показывая, как психологические знания могут помочь объ­яснить или решить проблему. Использование проблемных ситуаций дает значи­тельный мотивационный эффект при изучении психологии. Прежде чем излагать новые знания, преподаватель ставит определенную проблему или проблемный во­прос. В процессе его обсуждения и решения данной проблемы преподавателем предлагаются (или самими учащимися находятся) психологические знания как средство решения. Во всех случаях, когда удается найти такие проблемы, процесс обучения становится увлекательным и изучение психологии осознается как прак­тически полезное. Такой путь преподавания психологии будущим педагогам через анализ педагогических ситуаций и ошибок, через «производство психологического знания» и его переживание предлагает, в частности.

Частично-поисковый метод обучения часто называют эвристическим. Суть его заключается в том, что преподаватель разделяет учебную проблему на отдель­ные задачи, и студенты (учащиеся) выполняют шаги по поиску их решения. Реше­ние каждой задачи происходит самостоятельно, однако планирование всего про­цесса решения осуществляется преподавателем. Этот метод используется на прак­тических занятиях, когда студенты учатся формулировать инструкцию испытуемо­му, организовывать взаимодействие с ним, регистрировать, обрабатывать и интер­претировать полученные эмпирические данные. Данный метод используется при обучении студентов в рамках курсовых работ на младших и средних курсах.

Исследовательский метод обучения предполагает творческое применение студентами знаний. При этом у них формируется опыт самостоятельной научно-исследовательской работы. Данный метод обучения используется при выполне­нии студентами курсовых и дипломных работ.

Степень активности учащихся и студентов в процессе усвоения знаний явля­ется важным фактором успешного обучения. С этой точки зрения в последнее время делается особый акцент на необходимости использования активных мето­дов в обучении психологии Рассмотренные выше методы нельзя рассматривать как пассивные или активные сами по себе. Активный характер им придает особая ор­ганизация познавательной деятельности учащихся и студентов.

Методика обучения может быть эффективной только в том случае, когда она строится на методах и приемах, активизирующих деятельность самого обучаемо­го, прежде всего мыслительную, и служит умственному развитию личности. Чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность ус­воения. Под активными методами обучения понимаются те, которые реализуют установку на высокую активность субъекта в учебном процес­се в противоположность так называемым традиционным подходам, в рамках ко­торых учащийся играет гораздо более пассивную роль. Нужно согласиться с С. Д. Смирновым в том, что термин «активные методы обучения» — не совсем правильный, поскольку пассивных методов обучения в принципе не существует. Но степень этой активности действительно неодинакова (т. е. гораздо выше при использовании активных методов). Применение опреде­ленных приемов активизации и повышения эффективности обучения и составля­ет особенности различных активных методов.

Среди современных активных методов обучения В. Я. Ляудис выделила следующие группы, наиболее интересные для использования:

- метод программированного обучения;

- метод проблемного обучения;

- метод интерактивного (коммуникативного) обучения [2, 160].

Методы программированного обучения предполагают перестройку традици­онного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержа­нию знаний.

Методы проблемного обучения основное внимание уделяют мотивам и спосо­бам мыслительной деятельности учащегося, а также процедурам его включения в проблемную ситуацию.

Методы интерактивного обучения управляют процессом усвоения знаний по­средством организации человеческих взаимодействий и отношений. Обучение рассматривается как процесс социальный, коллективный.

В каждом из этих методов используется свой инструментарий:

- в программированном обучении — дозированный шаг программы, алгоритм;

- в проблемном обучении — проблемная ситуация, типы проблемных ситуаций, эвристические программы;

- в интерактивном обучении — коллективные дискуссии, учебно-ролевые игры, сценарии и партитуры диалогов между участниками группы по совместному решению.

Заключение

Выбор преподавателем тех или иных методов обучения зависит от многих фак­торов, в частности от:

- целей образовательной программы;

- особенностей содержания учебного материала;

- времени, отведенного на изучение данного учебного материала;

- уровня подготовленности студентов и учащихся;

- материальной оснащенности учебного процесса.

Таким образом, в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

Список использованных источников

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии /Б.Ц. Бадмаев.- М.: «Просвещение», 1999г. – 249с.

2. Ляудис Н.В. Методика преподавания психологии/ Н.В. Ляудис.- Спб.: «Питер», 1998г.- 148с.

3. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний/Н.Ф. Талызина.- М.: Издательский центр «Академия», 2001г. – 327с.