Сочинение: Тургенев и. с. - Образ базарова в романе и. с. тургенева отцы и дети

Название: Тургенев и. с. - Образ базарова в романе и. с. тургенева отцы и дети
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение

Всякий человек сам себя воспитать должен.

И.С. Тургенев “Отцы и дети”


Борьба двух лагерей - революционно-демократического и либерально-крепостнического, борьба “отцов и детей” - такова тема романа Тургенева. Тургенев, всегда чутко прислушивающийся к новым явлениям в общественной жизни, отразил в романе “Отцы и дети” типичный конфликт эпохи и обозначил ряд актуальных проблем, в частности, проблему характера и роли “нового человека” в период революционной ситуации 60-х годов.

В романе писатель показал борьбу “отцов” и “детей” на фоне общественной и социальной жизни России. Тургенев описал русскую деревню накануне 1861 года с ее нищетой,

бескультурьем, невежеством. На фоне нищей, рабской и мятежной России, на фоне

либерального дворянства вырисовывается могучая фигура Базарова.

Образ Базарова занимает центральное место в романе. Все остальные персонажи романа

группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, подчеркивают его

превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

Тургенев сразу же показывает, что Базаров - демократ, разночинец, человек труда, чужд

аристократическому этикету и условностям. В столкновении с “барчуками проклятыми”

его облик раскрывается полностью. Базаров противопоставлен Павлу Петровичу,

демократизм одного - аристократизму другого. Последовательность, убежденность,

воля и целеустремленность Базарова контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с

его случайными убеждениями, мягкостью и отсутствием осознанной цели.

Именно в столкновениях с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честность и непримиримость в дружбе; в отношениях с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность и честность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.

Главное место в романе занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, все подвергающая суду мысли. Типичен и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не явились бы его уделом.

Наиболее резко искаженное понимание Тургеневым позиции революционных демократов

сказалось в изображении взаимоотношений Базарова с народом. В первых главах романа

писатель подчеркивает кровную связь Базарова с народом: Базаров гордо заявляет,

что дед его “землю пахал”, простые люди чувствуют в нем своего человека. Всему

этому противоречат презрительные реплики Базарова о народе, о его невежестве. Герой

романа рисуется как человек, не склонный отдать свою жизнь на благо народа. Об этом

свидетельствует знаменитое суждение Базарова о белой избе и лопухе. “Да вот,

например, - говорит он своему товарищу Кирсанову, - ты сегодня сказал, проходя

мимо избы нашего старосты Филиппа, - она такая славная, белая, - вот сказал ты,

Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же

помещение, и всякий из нас должен этому способствовать... А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?”

Писарев отмечал, что “у мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем

простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и

предрассудков”. Тургенев заставляет своего героя возненавидеть мужика. В предсмертных словах Базарова о том, что он не нужен России, звучит разочарование в

общественной деятельности, неверие в будущее народа, что, конечно, было чуждо

революционным демократам.

И все же, несмотря на явную противоречивость и сложность Базарова, в нем подкупает

покоряющая сила, цельность, недюжинность натуры. Писарев подчеркивал, что “Тургенев

вдумался в тип Базарова и понял его так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов”.

В высказываниях об “отцах и детях” сам писатель неоднократно говорил о своем

тяготении к Базарову. Так, в письме к Случевскому Тургенев писал: “Базаров все-таки

подавляет все остальные лица романа. Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая,

до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на

гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего...”
Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети" охватывает годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, когда обострилась борьба между лагерями революционеров демократов и либералов. Автор отразил в романе ряд актуальных проблем и типичных вопросов времени. Кроме главной задачи "...представить конфликт двух поколений", Тургенев в своем романе рассматривает вопрос о характере и роли "нового человека", разночинца-демократа, передового деятеля своей эпохи. Это рождение нового героя чутко подметил писатель и попытался изобразить его в своем романе.

Таким героем стал Евгений Базаров, чей образ занял центральное место в романе. Все

основные события и персонажи развиваются вокруг него, при его непосредственном

участии и влиянии. Через взаимоотношения Базарова с основными героями романа мы

узнаем его особенные черты характера, ум и душевную силу, знакомимся с его взглядами и убеждениями.

О прошлом Базарова мы узнаем немного, но понимаем, что трудолюбию он научился в семье у своего отца. Родители Базарова простые и добрые люди, они обожают своего единственного сына. Живя в глуши, Базаров - старший - вставал с рассветом, в своем саду "сам каждое деревце сажал". Имея весьма скромный доход, он "посадил крестьян на оброк и отдал им свою землю исполу". Базаров любил своих отца и мать - "настоящую

русскую дворяночку", хоть и скрывал свою любовь под суровой, напускной сдержанностью. Благотворное влияние семьи не было решающим в столкновении характера Евгения. Он считал, что "Всякий человек сам себя воспитать должен - ну, хоть как я, например...". Годы упорного труда сделали его образованным человеком.

Базаров, подчиняясь требованиям культурной жизни России 60-х годов, увлекался естественными науками. Его познания в области медицины, химии, физики, ботаники, зоологии были очень велики. Такие знания Базаров считал необходимым фундаментом для всякого рода деятельности, полезной обществу. Являясь представителем разночинной демократии, Базаров утверждал материалистическое миросозерцание, развитие

науки, плодотворное стремление ничего не брать на веру, все проверять жизнью.

Самостоятельно мыслящий, независимый, с твердыми убеждениями и принципами, Базаров противопоставляется в романе миру "уездных аристократов", людям мягкотелым со случайными убеждениями. Именно в столкновении с различными персонажами

отчетливо раскрываются глубина его суждений, ум, честность, сила воли и чувство

собственного достоинства, что подчеркивает его превосходство над окружающими.

Самая суть жизненных позиций Базарова раскрывается в спорах “ с Павлом Петровичем Кирсановым, его идейным противником. Утонченный аристократ Павел Петрович считает себя человеком "либеральным и любящим прогресс". Он рассуждает об общественном

благе, а сам при этом сидит "сложа руки". Базаров же, прошедший школу труда и лишений, чуждый аристократическому этикету и условностям, полон энергии и жажды

деятельности. Споря с "феодалом Кирсановым молодой "нигилист" "с невыразимым спокойствием" отрицает все принципы старого порядка, которые так горячо защищает Павел Петрович. Речь Базарова отличается уверенностью в своей правоте, глубокой убежденностью и душевной силой.

Нигилизм Базарова, отрицающий авторитеты, верящий исключительно в науку, отличается той крайностью и категоричностью, которые выражались в насмешливом отношении к искусству, музыке, поэзии, живописи и к миру интимных человеческих переживаний. Такие взгляды своего героя Тургенев не разделял, чувствуя в них опасность личной и общественной драмы. Проводя своего героя через испытания любовью, писатель

открывает в Базарове способность глубочайшим образом переживать то, что ранее герой отвергал и называл "романтизмом, чепухой, гнилью, художеством". В своем чувстве к Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной Базаров раскрывается как натура страстная, глубокая. Переживая трудный процесс познания любви, "он с негодованием сознавал романтика в самом себе". Любовь заставила его и по-новому почувствовать природу, которую он назвал мастерской для изучения. Теперь ученый-естествоиспытатель замечает поэтичность летней ночи, слышит таинственные шорохи и шелест листьев.

Способность человека искренне любить является очень важной для Тургенева, и если любовь Базарова побеждает принципы нигилизма, то испытание смертью герой проходит не изменив своим идеалам. Он смело и гордо смотрит в глаза смерти.

Базаров умирает, потому что время Базаровых еще не пришло. Тургенев не верит, что люди подобного склада найдут пути обновления России. Художник не может "дорисовать

такой тип, который только что начинает складываться и обозначаться и который

может быть дорисован только временем и событиями". Но описывая смерть своего

героя, Тургенев взволнованно и проникновенно выражает скорбные чувства по поводу гибели столь замечательного человека. Здесь ясно вырисовывается личное отношение автора к своему герою - это и преклонение перед его душевной стойкостью, и восхищение жаждой жизни, труда, подвига и общественного блага.

Тургенев говоря о своем любимом детище писал: "...Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели.