Реферат: Изучение и формирование спроса на потребительском рынке
Название: Изучение и формирование спроса на потребительском рынке Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат | |
Курсовая работа
По дисциплине «Коммерческая деятельность» Тема: «Изучение и формирование спроса на потребительском рынке» Выполнил …
2011г.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Спрос как основная категория рынка и факторы его определяющие. 3 2. Методы изучения спроса на торговых предприятиях. 8 1. Спрос как основная категория рынка и факторы его определяющиеРынок потребительских товаров занимает важную роль в развитии рыночной экономики страны, обеспечивает протекание воспроизводства. Правомерность рассмотрения рынка потребительских товаров, как самостоятельной экономической категории, подтверждают особенности его функций в системе общественного воспроизводства, которые в определенной степени совпадают с функциями рынка в целом. Основная особенность рынка потребительских товаров заключена в экономическом назначении потребительских товаров, как средства удовлетворения личных и коллективных потребностей, и содержанием услуг оказываемых покупателям субъектами потребительского рынка. Термин "спрос" имеет для экономиста специфическое значение. Спрос Коренным свойством спроса является возрастание величины (объема) спроса при снижении цены. Это закон спроса. В его основе лежит поведение Развитие спроса определяется системой различных факторов Выделяют следующие виды спроса: 1) Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции на желчном пузыре. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков. 2) Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Существует большой скрытый спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны и более экономичные автомобили. 3) Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Снижается посещаемость церквей, падает число желающих поступать в частные колледжи. Деятель рынка должен проанализировать причины падения конъюнктуры и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара или установления более эффективной коммуникации. 4) Нерегулярный спрос . У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены. 5) Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга - поддерживать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию. Организация должна неукоснительно заботиться о качестве товара и обслуживания, постоянно замерять уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий. 6) Чрезмерный спрос . У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить. 7) Нерациональный спрос . Существуют товары и услуги, спрос на которые может противоречить общественным требованиям и нормам потребления. В таких ситуациях удовлетворение спроса представляется нежелательным из-за отрицательных последствий потребления соответствующих вредных товаров и услуг (например, алкогольные напитки, наркотики, табачные изделия, порнография и т.д.). 8) Отсутствие спроса . Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа - изучением иностранного языка. Эффективное функционирование любого торгового предприятия невозможно без изучения и прогнозирования спроса, которые, как уже отмечалось, являются неотъемлемой частью маркетингового плана фирмы. Основной целью изучения спроса предприятиями розничной торговли является учет текущих изменений спроса и использование этих результатов в коммерческой работе. Изучение различных видов спроса тесно связано между Наиболее разработанными и практически сложившимися являются методы изучения полноценного спроса. Их можно условно разделить на две Методы регистрации продажи включают такие приемы и технические В магазинах по продаже товаров повседневного спроса наиболее удобно использовать отрывные ярлыки, ярлыки-вкладыши, товарные чеки. В них, кроме обязательных признаков (артикул, цена), могут быть дописаны те признаки товара, по которым ведется изучение спроса, например фасон, модель, цвет и др. В конце рабочего дня заведующие секциями подсчитывают количество проданных товаров и записывают их наименования в журнал регистрации, группируя по видам изделий и учитываемым ассортиментным признакам. По мере необходимости эти сведения представляют в торговый отдел. Механизированная обработка товарных ярлыков с помощью вычислительной техники позволяет обобщить все содержащиеся в них ассортиментные признаки товара и получить оперативную информацию о продаже в развернутом ассортименте. Учет продажи с помощью товарных признаков может быть выборочно использован по многим непродовольственным товарам. В то же время применение этого метода даже с использованием современной вычислительной техники затруднено в связи с медленным переходом отечественной промышленности на международный торговый штриховой код. При применении международного торгового штрихового кода получение данных о продаже товаров в ассортименте обеспечивается в момент совершения покупки с последующей обработкой этих данных на компьютере. На основе таких автоматизированных систем в узлах расчета с покупателями появляется возможность получить и накапливать данные о продаже товаров в развернутом ассортименте за любой период в так называемом реальном масштабе времени. В розничных торговых организациях широко применяется балансовый метод учета реализованного спроса. Он основан на формуле товарного баланса: где Р - реализованный спрос; Он - остаток товаров на начало периода учета; П - поступление товаров за период учета; Ок – остаток товаров на конец периода учета. Исходные данные берут из документов бухгалтерской отчетности При изучении спроса с применением компьютерной техники учет продажи товаров ведется на основе их движения: поступления от поставщиков, отпуска в магазины, данных инвентаризации. Изучение неудовлетворенного спроса может проводиться в процесс Неудовлетворенный спрос могут регистрировать продавцы, однако Комплексное изучение неудовлетворенного и формирующегося спроса может быть широко организовано с помощью опроса покупателей, представителей торговых организаций и предприятий, экспертов. Следующим этапом изучения спроса населения на товары народного Товарно-групповая структура спроса - это соотношение расходов населения на приобретение различных групп товаров в пределах общего объема платежеспособного спроса. Расчет структуры спроса позволяет обосновать структуру розничного товарооборота, предъявить промышленности требования по выпуску товаров, что в свою очередь требует от предприятий изыскания ресурсов роста товарооборота в соответствии с развивающимся спросом населения. В целом по стране рассчитывают структуру по основным 2. Методы изучения спроса на торговых предприятияхКонкуренция в области торговли промышленными товарами требует от работников торговли усилить изучение покупательского спроса для более тщательного планирования расширения ассортимента, улучшения качества обслуживания, правильной организации завоза товаров и снабжения ими населения. Спрос покупателей формируется под влиянием различных факторов. На характер и структуру покупательского спроса влияют экономика района, климатические условия, покупательная способность, культурный уровень населения, а также его профессиональный и национальный состав. Важным фактором, оказывающим большое влияние на формирование спроса, является мода. Резкие изменения, происходящие в формировании спроса, задачи правильного построения ассортимента товаров в магазине, обеспечения бесперебойного снабжения населения и культурного обслуживания покупателей требуют от работников торговли повседневного, внимательного и тщательного изучения покупательского спроса. Самая ответственная роль в этом вопросе принадлежит магазину. Изучение спроса организуется менеджером магазина (на крупных предприятиях создаются специальные отделы) и осуществляется повседневно под его руководством продавцами, заведующими секциями, отделами и товароведами. В промтоварных магазинах применяются разнообразные методы изучения покупательского спроса: Учет неудовлетворенного спроса; Учет замечаний и пожеланий покупателей по ассортименту и качеству товаров, имеющихся в продаже; Определение объемов продажи товаров и анализ товарных остатков; Организация покупательских конференций; Организация выставок-продаж и выставок-просмотров. Учет неудовлетворенного спроса . Одним из действенных методов изучения запросов покупателей является учет неудовлетворенного спроса, т. е. учет спроса на те товары, которых не было в продаже. Для этой цели применяются различные методы в зависимости от конкретных условий работы магазинов. Так, продавцы на протяжении рабочего дня записывают в свои блокноты наименование и частоту спроса товаров, не имеющихся в продаже, или заполняют специальные бланки. В конце рабочего дня продавцы информируют заведующего отделом или директора магазина о результатах своих наблюдений, которые потом обобщаются и анализируются. Удобнее применять контрольные листки, которые лежат на видном месте в торговом зале. Покупатель, не найдя в магазине интересующий его товар, записывает об этом в листке спроса, одновременно указывая свой домашний адрес или телефон. Заполненный листок опускается в ящик. Листки на столе может заменить журнал учета спроса, в котором покупатель также может сделать соответствующие записи. О поступлении отсутствующих товаров в продажу покупателю сообщается письменно или по телефону. Учет неудовлетворенного спроса должен вестись не только по наименованиям, но и по фасонам, размерам, расцветкам. По данным учета неудовлетворенного спроса директор магазина должен принимать незамедлительные меры для завоза отсутствующих товаров. Одной из эффективных форм изучения неудовлетворенного спроса является также учет и анализ индивидуальных заказов и заявок покупателей на товары, которых не было в продаже в момент посещения магазина. Учет замечаний и пожеланий покупателей по ассортименту и качеству товаров, имеющихся в продаже. Замечания и пожелания покупателей по фасонам, расцветкам, рисункам, оформлению, конструкции, упаковке и качеству продаваемых товаров продавцы должны записывать в свои блокноты и докладывать о них директору или заведующему отделом магазина в конце рабочего дня. Директор магазина ежедневно группирует записи по видам товаров и содержанию замечаний, анализирует и сопоставляет их с предыдущими записями, определяет их типичность и актуальность. Результаты наблюдений продавцов и отдельные наиболее важные замечания, высказанные покупателями о том или ином товаре, директор должен записывать в «Журнал учета замечаний покупателей». Все отмеченные в журнале замечания сообщаются в промышленность и товароведам вышестоящей торговой организации для принятия соответствующих мер. Одной из форм учета замечаний покупателей о товарах, имеющихся в продаже, является учет и регистрация дефектов изделий, обнаруженных в момент реализации или после покупки товара покупателями. Для более полного изучения спроса покупателей на товары по фасонам, моделям, рисункам, размерам и т. д. целесообразнее, чтобы в магазине спрос изучался в определенные периоды по небольшому кругу конкретного наименования товара. Определение объема продажи товаров. Для правильного учета реализованного спроса большое значение имеет определение объема продажи товаров по фасонам, расцветкам и размерам. Для этой цели следует периодически учитывать количество проданных товаров при помощи специального паспорта, в котором указываются: наименование товара, артикул, цена, поставщик, характеристика товара (фасон, цвет, модель и т. п.), а также остаток на начало изучаемого периода, приход, остаток на конец периода и количество реализованного товара. Объем продажи тканей, обуви, готового платья, мехов, телевизоров, радиоприемников, фотоаппаратов и других можно учитывать по мягким товарным чекам. В конце рабочего дня продавцы группируют чеки по определенным признакам, подсчитывают, каких и сколько они продали товаров, и полученные данные записывают в специальном журнале или на бланке. Учет объема продажи тканей можно также вести, используя товарные этикетки и кипные карты. Можно также определить объем продажи ряда товаров, используя для этой цели инвентаризационные ведомости. Учитывая и анализируя движение остатков по определенным наименованиям товаров, работники магазина получают возможность следить за полнотой ассортимента и предотвратить затоваривание не пользующимися спросом у покупателей товарами. Организация покупательских конференций. В настоящее время определились два вида покупательских конференций: очные и заочные. Очные покупательские конференции проводятся обычно в специализированных или узкоспециализированных магазинах, районных универмагах, расположенных в густонаселенных промышленных районах города с постоянным контингентом покупателей, на заводах и фабриках, в клубах и дворцах культуры. В очных покупательских конференциях, кроме покупателей и работников магазинов, принимают участие товароведы магазинов и оптовых баз, представители поставщиков. На конференции обсуждаются мнения покупателей о торговом обслуживании и претензии к ассортименту и качеству товаров. Подготовка к конференции начинается задолго до ее проведения. Покупателям раздают пригласительные билеты в магазине, на близлежащих промышленных предприятиях, вкладывают их в покупки, вывешивают красочные объявления у входа в магазин, в клубах, кинотеатрах, с указанием места и цели конференции. Хорошо организованная конференция собирает большое количество покупателей и помогает улучшению работы торгового предприятия. Заочные конференции проводятся в основном в магазинах, находящихся на центральных торговых магистралях с большим потоком покупателей, во время выставок-продаж, выставок-просмотров, а также путем рассылки покупателям по почте (через почтовые экспедиции совместно с газетами и журналами) специальных анкет. В магазинах, где проводится заочная конференция, вывешивается плакат с просьбой к покупателям принять в ней участие. На столе в торговом зале лежат анкеты, которые могут быть различного содержания. Заочную покупательскую конференцию можно также проводить через газеты, путем публикации в них объявлений о целях конференции с указанием круга интересующих вопросов. Организация выставок-продаж. Среди различных методов изучения покупательского спроса одним из самых важных является выставка-продажа товаров. Особое значение она приобретает в настоящее время, когда ассортимент товаров все больше расширяется, покупательная способность беспрерывно растет и требования населения к ассортименту и качеству товаров повышаются. Выставки-продажи обеспечивают высокую культуру обслуживания населения. Наличие в продаже широкого ассортимента товаров дает возможность полнее удовлетворить спрос населения, повысить производительность труда продавцов, а также значительно увеличить товарооборот магазина. Выставки-продажи являются эффективным рекламным мероприятием. Выставки-продажи в основном проводятся в специализированных и узкоспециализированных магазинах, где возможно представить более широкий ассортимент товаров. Каждая выставка-продажа тщательно подготовляется, в ее организации принимают активное участие поставщики представленных на выставке товаров. О времени и месте проведения выставки-продажи покупателей широко информируют по радио, через газету, путем вложения в покупки пригласительных билетов, а также развешивания на видных местах красочных плакатов и объявлений. На время ее работы устанавливается постоянное дежурство модельеров, художников, квалифицированных консультантов. Наряду с действующим ассортиментом, представленным на выставке-продаже, оборудуется специальный стенд новых товаров и товаров, намеченных к выпуску. Если участвует несколько поставщиков, выставляются товары каждого поставщика в отдельности, что позволяет покупателям оценить по достоинству изделия каждого предприятия в отдельности. Выставка-продажа, как правило, сопровождается покупательской конференцией. Итоговой и обобщающей работой по изучению спроса покупателей является составление директором магазина конъюнктурного обзора. Обзоры бывают месячными и квартальными. В них дается анализ выполнения плана товарооборота, перечень товаров, отсутствующих в продаже, и товаров, на которые спрос удовлетворяется не полностью; приводятся замечания и предложения покупателей по качеству, оформлению, фасону, упаковке изделий, имеющихся в продаже. Если изучение спроса проводилось по определенным товарам, то указывается также объем проданных товаров и дается подробная характеристика изменения спроса на них. В конъюнктурных обзорах отражается также спрос населения на одноименные товары, изготовленные различными предприятиями, и отзывы покупателей о товарах-новинках, поступивших в продажу за истекший период. 3. Сравнительная характеристика основных методов государственного регулирования спроса на рынке потребительских товаровПрактика стран с развитой рыночной экономикой убедительно доказывает не только возможность, но и необходимость взаимодействия рынка и централизованного руководства, что проявляется через государственное регулирование социальной направленности экономического развития, ослабление степени кризисных тенденций и явлений. Процесс «вмешательства» государства в рыночные отношения обусловливается необходимостью структурных изменений в экономике на уровне макропропорций и макросбалансированно. В странах с рыночной экономикой государственное регулирование товарного обращения и рынка осуществляется в разнообразных формах: · непосредственное государственное управление; · правовое; · финансово – экономическое; · социальное; · регулирование внешнеэкономической деятельности. Все формы и методы государственного регулирования рынка и сферы товарного обращения можно разделить на два вида: · прямые (субсидии, дотации, непосредственное государственное управление, государственные программы, бюджетное финансирование и т.п.); · косвенные (регулирование внешнеэкономической деятельности, финансовая и инвестиционная политика, налоговое регулирование и т.п.). Непосредственное государственное управление осуществляется в отношении ряда предприятий, организаций: во-первых, имеющих жизненно важное значение для экономики и общества во-вторых, представляющих общественную опасность (атомная энергетика, военные и оборонные объекты и т.п.); в-третьих, нуждающихся в существенной государственной поддержке (заповедники, музеи, природные парки, водные ресурсы и т.п.). Обычно подобные объекты находятся в государственной или муниципальной собственности, что позволяет осуществлять непосредственное регулирование их деятельности через управление функционированием данных предприятий. Правовое регулирование представляет совокупность законодательных и нормативных документов и актов, которые устанавливают основные правила развития и функционирования рынка и его структур. Цель правового регулирования – упорядочить развитие рыночных отношений, придать им наиболее цивилизованные формы, обеспечить защиту интересов, как отдельных потребителей, так и всего общества в целом. Центральное звено в правовом регулировании рынка – антимонопольное законодательство, включающее совокупность законодательных актов и норм, направленных на ограничение деятельности монополий во всех сферах экономики. Большое значение в системе государственного регулирования рынка и товарного обращения имеет финансово-экономическое регулирование, включающее в себя ряд форм и методов: налоговое и ценовое регулирование, инвестиционную и бюджетную политику, денежно-кредитное регулирование и планирование. Одним из основных элементов финансово-экономического регулирования является налоговая политика государства. Новый налоговый кодекс предполагает существенные изменения в налоговом законодательстве и налоговой политике. Предусматривается значительное сокращение числа налогов, поэтапная отмена налогов, дающих незначительные поступления, и налогов, имеющих целевое направление использования (транспортного налога, сбора на нужды образовательных учреждений, целевого сбора на содержание муниципальной милиции и т.п.), а также налогов, взимание которых связано с большими материальными издержками, а контроль за уплатой затруднен (налог на приобретение транспортных средств и т.п.). Кроме того, налоговым кодексом предусмотрено объединение налогов, имеющих сходную налоговую базу и налогоплательщиков. Следует отметить, что новая налоговая политика направлена на развитие производственного сектора, так как предусматривает перенос большей части налогового бремени на сектор розничной торговли и имущественных налогов. Важной формой государственного регулирования является ценовое регулирование. Опыт развития большинства стран мира показал объективную необходимость отказа от прямого государственного регулирования цен и тарифов и других жестких форм их регламентации. В современных условиях применяют различные способы и методы государственного регулирования цен и тарифов: установление фиксированных цен и тарифов; установление минимальных цен на продукцию, товары, услуги; декларирование повышения цен на продукцию производственно – технического назначения и на потребительские цены и услуги; установление предельного уровня торговых надбавок; установление предельных уровней рентабельности при оформлении цен и тарифов на продукцию, товары, услуги. Социальное регулирование предполагает обеспечение определенного уровня социальной справедливости и создание социальных гарантий, поддержки незащищенных слоев населения. Основная форма социального регулирования – государственное социальное страхование, включающее в себя пенсионное обеспечение граждан, страхование здоровья и жизни людей, а также помощь детям, инвалидам и другим социально не защищенным категориям. К социальному регулированию относят и регулирование условий и оплаты труда, включающее в себя как административные, так и экономические меры воздействия. В России в настоящее время действует около 130 видов социальных льгот. Регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой широкий круг мер государственного воздействия на импорт и экспорт товаров, движение товарных потоков и капиталов, валютный обмен с целью обеспечения экономических и политических интересов страны. Основные формы и способы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: таможенные тарифы, нетарифные ограничения Нетарифные ограничения могут осуществляться в виде: контингентирования (ограничения ввоза или вывоза товаров устанавливаемым количеством за определенный период времени); квотирования (определения квот ввоза или вывоза товаров определенного наименования); лицензирования (запрещения свободного ввоза или вывоза определенных товаров без наличия лицензии); таможенных и консульских формальностей; определенных стандартов и норм качества, упаковки, маркировки товаров. Рассмотренные методы и способы государственного регулирования товарного обращения обычно действуют в тесной взаимосвязи друг с другом, обеспечивая более стабильное развитие рыночной экономики.
ЗаключениеСпрос это форма проявления потребностей. Спрос на товары народного потребления называют покупательским спросом. Изучение покупательского спроса в магазинах проводится прежде всего для более полного удовлетворения потребностей населения.Промышленность и сельское хозяйство смогут непрерывно развиваться только тогда, когда их продукция своевременно реализуется. Это возможно при условии определения и экономического обоснования потребностей в товарах. Одним из условий развития торговли является соответствие товарных ресурсов и покупательского спроса в связи с этим повышается значения производства товаров по заказам торговли с учетом глубокого знания спроса населения.Производственная программа промышленности строится на основе предварительных заказов торговли, поэтому торговым организациям и предприятиям необходимо совершенствовать изучение покупательского спроса, активно воздействовать на его формирование и рекламировать новые товары.Изучение спроса должно быть направлено на определение тенденций в его формировании, на выявление причин, вызывающих повышение или сокращение продажи отдельных товаров.В розничной торговле применяются различные методы изучения спроса. Они подразделяются на методы повседневного и разового учета. Наиболее распространены такие методы повседневного учета, как ведение книг и журналов учета спроса, опросы-беседы. Основным источником получения оперативной деформации о спросе служат магазины — опорные пункты по изучению спроса. В этих магазинах изучение спроса ведется по специально разработанным программам, включающим наряду с повседневным широкое применение методов разового учета: единовременный учет и анализ товарных запасов; учет продажи по товарным чекам и ярлыкам, по данным о запасах и поступлении товаров; учет реализации на выставках-продажах; проведение анкетного опроса и конференций покупателей.При изучении спроса учитываются три вида спроса: реализованный, неудовлетворенный и формирующийся.Учет реализованного спроса Его проводят для выявления фактического удовлетворения спроса населения на отдельные товары. Об объеме и структуре реализованного спроса судят по размеру продажи товаров. Размер продажи товаров определяют несколькими методами: по материалам инвентаризации, по оперативным данным о запасах и поступлении товаров, товарным чекам и ярлыкам, путем ежедневной регистрации продажи отдельных товаров.Учет неудовлетворенного спроса. Необходимость ведения учета неудовлетворенного спроса возникает из-за временного отсутствия в продаже по каким-либо причинам нужных населению товаров. В магазинах неудовлетворенный спрос регистрируется в специальных журналах. В них заносятся такие данные: дата записи, наименование и краткая характеристика товара, отсутствующего в продаже, отметка о принятых мерах по завозу. Неудовлетворенный спрос можно изучать и по сведениям книги заказов покупателей. Обычно в книги записывают заказы на товары достаточного ассортимента. В крупных магазинах заказы рекомендуется оформлять на специальных открытках, которые посылаются покупателям, когда необходимый им товар завезен в магазин.Опросы и беседы, проводимые продавцами в процессе обслуживания покупателей, также позволяют выявить, какие товары из отсутствующих в продаже хотели бы приобрести покупатели.Изучение формирующегося спроса Целью изучения формирующегося спроса является учет изменений, которые могут произойти в связи с появлением в продаже новых товаров или же расширением потребности в товарах, спрос на которые уже сложился. Учет формирующегося спроса на товары новых моделей, конструкций, изготовленных из новых материалов, позволит выявить отношение покупателей к этим товарам и более точно определить потребность в них. Обычно вопросами изучения формирующегося спроса занимаются работники универмагов и специализированных магазинов. В этих магазинах ведутся специальные журналы учета спроса на новые и малоизвестные товары.С целью изучения спроса на новые, готовящиеся к выпуску пробные партии товаров проводятся выставки-продажи, которые организуются совместно представителями предприятий и предприятий-поставщиков. Широкое применение получили и дегустации продовольственных товаров, сопровождаемые консультациями специалистов.Ассортимент и качество товаров обсуждают работники торговли вместе, с покупателями на конференциях покупателей. О сроках и порядке проведения конференций сообщается населению заранее: развешиваются объявления, рассылаются пригласительные билеты. Проводятся и заочные конференции. При этом покупатели, заполняя специальную анкету, отвечают на вопрос о необходимости расширения ассортимента, сообщают мнение о купленных товарах, предлагают мероприятия по улучшению организации обслуживания в магазине.Материалы анализа и обобщения данных, полученных в процессе изучения спроса, используются для составления заказов и предъявления требований к промышленности по улучшению ассортимента и качества выпускаемых изделий. В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот.Проанализировав финансовое состояние исследованного при написании курсовой работы торгового предприятия, можно сделать вывод, что в целом финансовое положение предприятия устойчиво. Анализируя технологические, качественные и экономические показатели, характеризующие факторы, оказывающие влияние на потребительский спрос, можно с уверенностью сказать, что деятельность магазина является эффективной.Первое предложенное мероприятие – изучение товарного рынка для подготовки базы по дальнейшей оценке потребительского спроса. Результаты, полученные в ходе исследования, позволят предприятию определить границы рынка, свою долю на рынке, оценить степень монополизации, емкость рынка, обозначить основных конкурентов и выявить свои преимущества перед ними. Второе мероприятие – изучение товарных групп потребителей с целью выявления провести в виде анкетирования покупателей. Результаты обработки анкеты позволят изучить потребительский спрос, потребительские предпочтения и выявить «узкие места» в деятельности магазина, и на этой основе составить портрет потребителей, сформировать ассортимент, отвечающий их запросам, устранить недостатки в работе торгового персонала и уровне торгового обслуживания, скорректировать в случае необходимости цены на реализуемые товары. Список литературы1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 507 с. 2. Берг Т.И. Методика изучения покупательского спроса на потребительские товары / Т.И. Берг // Экономика и финансы. – 2009. – № 1. – С. 11–15 3. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Издательство ЭКМОС, 1998. – 416 с. 4. Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 365 с. 5. Великанов В. Современные технологии в розничной торговле и их применение // Практический маркетинг. – 2009. – № 5. – с. 35-43 6. Гамов И.В. Маркетинг в реальной работе торгового предприятия // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – 2010. – № 4. – с. 32-39 7. Геммерлинг Г.А., Ломакин О.Е., Шлёнов Ю.В. Ваше дело. Практический курс предпринимательства. – М.: Издательство БИНОМ, 2011. - 416 с. 8. Гладких И.В., Старов С.А. Ценовое стимулирование продаж и потребитель // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2007. – № 4. – с. 31-38 9. Голубков Е.П. Изучение потребителей // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – №5. – с. 32-49 10. Гребнёв А.И. Совершенствования управления торговлей. М.: Экономика, 2010. – 218 с. 11. Губерной К.М. Социально-экономическая роль торговли и закономерности повышения её эффективности. М.: Высш. Шк., 2007. – 296 с. 12. Дашков Л.П., Памбухчияец В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2008. – 696с. 13. Кондрашов П.Д., Таривердиев Л.А. Совершенствование организации торговли. М.: Экономика, 2009. – 273 с. 14. Мухина М.К. Изучение стиля жизни потребителей и сегментирование рынка на основе психографических типов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. № 3. – с. 42-48 15. Рацкий К.А. Экономика предприятия: М: Информационно – внедренческий центр " Маркетинг ", 2008. 16. Старостина А.А. Маркетинговые исследования. – М.: Вильямс, 2005. – 308 с. 17. Федько Н.Г. Поведение потребителей: Учеб. пособие. – Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 352 с. 18. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник. / под общ. ред. А.Н. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2003. – 324 с. 19. Экономика товарного обращения: Учебник для вузов. / под ред. П.В. Петрова и А.Н. Соломатина. М.: ИНФРА-М. 2002. – 288 с. |