Реферат: Понятие капиталовложений и инвестиционных решений

Название: Понятие капиталовложений и инвестиционных решений
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат

ВВЕДЕНИЕ

В теоретической части курсовой работы рассматриваетсятема «Проблемы принятия долгосрочных управленческих решений по капиталовложениям с учетом особенностей инвестиционных проектов». Нам необходимо рассмотреть управленческий учет и его роль в принятии управленческих решениях. Управленческое решение в повседневной практике яв­ляется продуктом управленческого труда, мыслительной де­ятельности человека. В наиболее обобщенном виде — это один из возможных способов достижения цели, признанный наи­более эффективным по определенному критерию. Затем мы раскрываем вопрос про капиталовложения и о принятии решений по инвестиционным проектам. Капиталовложения тесно связаны именно с выбором инвестиционных проектов, хотя следует заметить, что вопрос об источниках финансирования является неотъемлемой частью инвестиционных решений. Оба этих вопроса влияют друг на друга. Однако решить, какой из проектов должен стать объектом капиталовложения, достаточно сложно само по себе и представляет проблему, которая является предметом особого обсуждения. Инвестиционная деятельность характеризует процесс обоснования и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия.

В практической части, по данным о цеховых затратах за август 200Хг. ООО «Фолиант», мы должны осуществить анализ отклонений.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.Управленческий учет и его роль в принятии управленческих решений

1.1 Классификация управленческих решений

Важной задачей управленческого учета является сбор, обобщение и передача информации, необходимой и полезной при принятии менеджерами своевременных и качественных управленческих решений. Одно из множества определений менеджмента как раз и формулируется как сбор информа­ции, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленчес­кой деятельности.

Анализируя развитие менеджмента, нетрудно заметить, что его теория эволюционирует к разработке современных технологий принятия решений. Управленческие решения оп­ределяют такие направления менеджмента, как управление на основе контроля за исполнением, управление посредством экстраполяции прошлого в будущее, управление с помощью предвидения изменений, управление путем гибких экстрен­ных решений.


Мировой и отечественной наукой в XX в. разработана новая область знаний — теория принятия решений. Возник­шая при решении военно-стратегических задач, она распрос­транилась и на область экономического управления. Сегодня существует научная база для принятия качественных управ­ленческих решений.

Разработка эффективных решений — основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организацион­ных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.

На уровне предприятий и организаций число докумен­тально оформленных решений достигает в среднем трех сот в год, на более высоких уровнях их значительно больше. По оценкам специалистов, четвертую часть всех решений мож­но было бы не принимать из-за их неисполнимости. Проис­ходит это по самым разным причинам: нелепости целей, слож­ности контроля, "обтекаемости" принимаемых мер, отсутствия сроков выполнения, закрепляемости ответственности за кон­кретными лицами. По существу, отмеченное свидетельству­ет о браке в управленческой деятельности, порождающем серьезные экономические и социальные последствия (упу­щенную возможность, нерациональные затраты времени и средств, безответственность, снижение трудовой активнос­ти, разложение здорового трудового климата в коллекти­вах). Поэтому организация глубокой проработки управленчес­ких решений, грамотное оформление и соблюдение методо­логических принципов проведения этой работы в настоящее время приобретают особую актуальность.

Проблема принятия решений носит фундаментальный ха­рактер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности. Исследования этой проблемы относятся к числу междисциплинарных, поскольку выбор способа действий — это результат комплексной увяз­ки различных аспектов: информационного, экономического, психологического, логического, организационного, математи­ческого, правового, технического и др.

Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия уп­равляющей подсистемы на управляемую (субъекта на объект управления), что в конечном счете ведет к достижению по­ставленных целей. Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которого предприятие как система функционировать не может. Данное обстоятельство подчер­кивает определяющее место управленческого решения в про­цессе управления.

Содержание понятия "решение" по-своему интерпрети­руется в разных областях знаний. Так, в психологии исследу­ются принятие решений и решение проблем. При этом при­нятие решений рассматривается как этап важного акта, вклю­чающего такие психические компоненты, как цели, оценки, мотивы, установки. Общая теория принятия решений, разра­ботанная на основе математических методов и формальной логики, используется в экономике и имеет предпосылки для широкого распространения.

С позиции данной теории принятие решений — это вы­бор из множества наиболее предпочтительной альтернативы. Под решением же понимаются:

1)элемент множества возможных альтернатив;

2)нормативный документ, регламентирующий деятель­ность системы управления;

3) устные или письменные распоряжения необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса;

4)регламентируемая последовательность действий для достижения поставленной цели;

5) нечто, отражающее осуществление поставленной цели (материальный объект, число, показатель и др.);

6)реакция на раздражитель.

Философская наука трактует понятие "решение" как про­цесс и результат выбора цели и способа действий.

В экономической литературе понятие "решение" также неоднозначно и рассматривается как процесс, как акт выбо­ра и как результат выбора. Решение как процесс предполага­ет временной интервал, в течение которого оно разрабаты­вается, принимается и реализуется. Решение как акт выбора включает этап принятия решений с соблюдением особых пра­вил. Решение как результат выбора — это волевой акт, ори- вотированный на наличие альтернатив, сопредельных целей и мотивов поведения лиц, принимающих решение.

Управленческое решение в повседневной практике яв­ляется продуктом управленческого труда, мыслительной де­ятельности человека. В наиболее обобщенном виде — это один из возможных способов достижения цели, признанный наи­более эффективным по определенному критерию. В качестве критерия принимается количественный или качественный по­казатель, например в экономике — это прибыль, трудовые затраты, время достижения цели и др. Показатель, значение которого характеризует предельно достижимую эффектив­ность по данной задаче, называется критерием оптималь­ности.

Управленческие решения целесообразно группировать на основе классификационных признаков, приведенных на рис. 1.



Рис. 1. Классификация управленческих решений

Решения, принимаемые в условиях определенности, применяются тогда, когда есть исчерпывающая информация о проблемной ситуации. Такие решения полностью програм­мируемы. Руководитель, сталкиваясь с различными задачами, замечает, что некоторые из них периодически повторяются.

Решения, принимаемые в условиях вероятной опре­деленности или с элементами риска, применяются с осознанием того, что имеющейся информации недостаточ­но или она может быть недостоверной. Руководитель, как правило, может предвидеть все варианты последствий реа­лизации такого решения. Эти решения частично програм­мируемы.

Решения, принимаемые в условиях неопределенно­сти, когда информации о проблемной ситуации явно недо­статочно для принятия правильного решения, совершенно непрограммируемые. В условиях неопределенности, как правило, принимаются решения по новым и творческим задачам.

Управленческие решения должны быть: эффективными, своевременными, рациональными, обоснованными и реально осуществимым.



Классификация управленческих решений

Разработка и принятие управленческих решений осуще­ствляются в пять этапов:

1.Определение или формулировка проблем.

2.Определение цели и задач, которые достигаются пос­ле реализации принимаемого решения.

3.Установление критерия выбора решения.

4.Разработка возможных способов достижения цели и ва­риантов решений.

5. Оценка по установленному критерию вариантов реше­ний и выбор лучшего из них.

При разработке и принятии управленческих решений це­лесообразно использовать следующие методы: традиционные; экономико-математические; систематизированные и систем­но-целевые.

Традиционные методы необходимо применять тогда, когда решения принимаются либо на основе личного опыта и интуиции руководителя, либо по результатам специальных расчетов, в том числе экономических. Этими методами целе­сообразно пользоваться для решения задач в условиях опре­деленности, т. е. в типовых стандартных ситуациях. Они дос­таточно распространены в практике управления. К преиму­ществам традиционных методов можно отнести их простоту и испытанность длительным применением. Однако им прису­щи недостатки, которые проявляются все сильнее по мере усложнения производства.

Экономико-математические методы основаны на од­новременном использовании математических и экономичес­ких методов при решении практических задач. К ним отно­сятся экономико-статистические методы, методы эконо­мический кибернетики, методы оптимизации и экономет­рия. Сфера применения этих количественных методов для ре­шения управленческих проблем ограниченна. Далеко не во всех случаях, возможно, построить адекватную математичес­кую модель управленческой проблемы и получить ее чисто "машинное" решение. Для более или менее сложных систем такое решение, скорее исключение, чем правило. Экономико-математические методы нашли применение главным образом в автоматизированных системах управления производствен­ными процессами. Сдерживающим фактором в расширении сферы применения экономико-математических методов явля­ется то, что в управлении учитываются и социальные, и орга­низационные, и психологические факторы, которые в боль­шинстве случаев невозможно выразить количественными параметрами.

В группу систематизированных методов входят: эв­ристические методы, основанные на опыте и логике, с по­мощью которых опытный и способный руководитель выби­рает правильное решение; методы экспертных оценок, ос­нованные на количественной оценке явлений и процессов, например метод "мозговой атаки" с коллективным обсужде­нием и разработкой вариантов решения или метод "Дельфы", основанный на постепенном улучшении оценок экспер­тов при последовательном уточнении задания или проблемы. Систематизированные методы эффективны при решении проблем в условиях риска и неопределенности. Здесь в каче­стве основного инструмента моделирования выступает ин­теллект человека, а для обработки оценок экспертов широ­ко применяются статистические методы и ЭВМ.

Системно-целевые методы необходимо использовать при решении смежных стратегических проблем. К ним отно­сят методы системного анализа и программно-целевые ме­тоды. Основными методами системного анализа управленчес­ких проблем являются:

1) декомпозиция системы — метод расчленения сис­темы на части, элементы и подсистемы для выявления взаимосвязей между ними и их влияния на достижение цели;

2) диагностика системы — метод исследования каж­дого из элементов и системы в целом для выявления наибо­лее чувствительных точек или "узких мест".

Программно-целевые методы исходят из доминирующей роли цели, предлагают средства к ее достижению. После оп­ределения глобальной цели разрабатывается программа ее до­стижения в виде "дерева целей" и определяются мероприятия для достижения целей низшего порядка.

1.2.CVP-анализ как основа для принятия управленческих решений

В практической деятельности руководителю любой орга­низации и предприятия приходится принимать множество раз­нообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся, затрат предприятия, объёма и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности- определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Мощным инструментом менеджеров в определении точки безубыточности служит методика анализа взаимосвязи «затраты - объём-прибыль»(Cost-Volume-Profit).

Этот вид анализа - одно из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Ключевыми элементами CVP- анализа выступают: маржинальный доход, порог рентабельности (точки безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Маржинальным доходом на производственных предприятиях считается разница между выручкой предприятия от продажи продукции(работ, услуг) и суммой ее производственной себестоимости.

Порог рентабельности (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от продажи продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т. е это тот объём продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

Производственный леверидж – это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объёма реализации продукции (работ, услуг).

Маржинальный запас прочности – это процентное отклонение фактической выручки от продажи продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

Определение маржинального дохода. Для расчёта объёма выручки , покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия практической деятельности используют такие показатели , как величина коэффициент маржинального дохода.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Существует два способа определение величины маржинального дохода.

При первом способе из выручки предприятия за проданную продукцию вычитают все переменные затраты. При втором же способе величина маржинального дохода определяется путём сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Коэффициентом маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от продажи или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

При этом необходимо иметь в виду, что при определении переменных затрат и маржинального дохода на единицу продукции данный коэффициент во внимание не берётся. В нашем примере эти показатели в структуре цены безубыточной реализации соответственно составляют 60 и 15 руб.

Определение размера прибыли. Использует CVP –анализа в практике работы коммерческих организаций помогает оперативно и качественно решить многие задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

Определение точки безубыточности.CVP-анализ на практике иногда называются анализом точки безубыточности. Точку безубыточности, при котором выручка и объём производства предприятия обеспечивают покрытие всех его затрат и нулевую прибыль, называют также «критической», или «мёртвой», или точкой «равновесия». В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как ВЕР (аббревиатура «break-evenpoint»), т. е точка, или порг, рентабельности.

Для вычисления точек безубыточности (порога рентабельности) используют три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

При графическом методе нахождения точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты - объём - прибыль».

Определение маржинального запаса прочности. Показатель, характеризующий превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации, определяется по формуле:

Маржинальный запас прочности =

Определение производственного левереджа (слово левередж в переводе- рычаг).Производственный леверидж - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применения механизма производственного левереджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:

-цены и объема продаж;

-переменных и постоянных затрат;

-комбинации любых перечисленных факторов.

В конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа может иметь особенности, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

1.Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей деятельности.

2.По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.

3.Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность: при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

4.Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа, и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

5.Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процесс увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Понимание механизма проявления производственного левериджа позволят целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия. При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

При управлении постоянными затратами необходимо иметь в виду, что их высокий уровень в значительной мере зависит от отраслевых особенностей деятельности, определяющих различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести: существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретая в собственность; сокращение объёма потребления некоторых коммунальных услуг и др.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объёмом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведёт к росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К основным резервам экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счёт обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выходных для предприятия условий поставки сырья и материалов и др.

Использование механизма производственного левириджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношение при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

Для отечественных предприятий CVP-анализ ещё не является официально рекомендованным, в связи, с чем пока он используется в основном для прогнозных расчётов значений цены, прибыли, выручки от продаж. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

2. Понятие капиталовложений и инвестиционных решений

2.1. Понятие капитальных вложений, их состав и структура

Капитальные вложения могут быть рассмотрены как статья в бюджете долгосрочных расходов, в котором определяются направление долгосрочных инвестиций и источники их финансирования. Капиталовложения тесно связаны именно с выбором инвестиционных проектов, хотя следует заметить, что вопрос об источниках финансирования является неотъемлемой частью инвестиционных решений. Оба этих вопроса влияют друг на друга. Однако решить, какой из проектов должен стать объектом капиталовложения, достаточно сложно само по себе и представляет проблему, которая является предметом особого обсуждения.

Существует немало определений капиталовложений, но в целом все они имеют несколько общих черт.

1. Инвестиции обычно подразумевают значительные финансовые затраты.

2. Отдача от инвестиций может быть получена в течение некоторого количества лет в будущем.

3. В предсказании результатов капитальных вложений обязательно присутствуют элементы риска и неопределенности.

4. Т.е. инвестиции, которые обычно рассматриваются как капитальные вложения, предполагают приобретение оборудования, расширение производственных возможностей или любые другие затраты, которые непосредственно связаны с повышением способности предприятия достигать своих стратегических или оперативных (тактических) целей.

Однако во всех стандартных определениях опущена важная черта капитальных вложений.

Пути, которыми капиталовложения связаны и которые влияют на все аспекты деятельности предприятия, должны рассматриваться как неотъемлемая часть инвестиционной деятельности. Кроме того, воздействие, которое могут оказывать инвестиционные решения на сотрудников фирмы, тоже должно быть принято во внимание.

Исходя из вышесказанного, более подходящее определение для капитальных вложений выглядит следующим образом.

Капитальные вложения (капитальное инвестирование) подразумевают принятие решений о долгосрочном, рисковом вложении средств в активы предприятия. Эти решения принимаются во внутренней социальной среде фирмы и влияют на все аспекты жизнедеятельности предприятия (включая сотрудников компании).

Таким образом, при принятии инвестиционных решений должны учитываться как чисто финансовые последствия, так и их влияние на стратегию фирмы и благосостояние персонала.

2.2 Принятие решений по инвестиционным проектам

В процессе хозяйственной деятельности каждая организация должна уделять постоянное внимание своей деятельности.

Инвестиционная деятельность характеризует процесс обоснования и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия.

В зависимости от сферы, в которую направляются инвестиции, они делятся на производственные и финансовые.

Производственные инвестиции - это вложения в конкретную сферу и вид деятельности, приносящие приращение реального капитала, т.е. увеличение средств производства, материально-вещественных ценностей и запасов.

Финансовые инвестиции представляют собой вложения в ценные бумаги и финансовые ресурсы. Такие вложения сами по себе не дают приращения реального вещественного капитала, но способны приносить прибыль, в том числе спекулятивную, за счет изменения курса ценных бумаг во времени или различия курсов в разных местах их купли и продажи.

Инвестиции в целом есть вложения денег, ресурсов на продолжительные сроки. Но эти сроки могут быть весьма разными, в связи, с чем различают долгосрочные инвестиции (свыше года) и краткосрочные (до года).

Вопрос об инвестициях обычно является наиболее сложным для любой организации, поскольку инвестиционные затраты могут принести доход только в будущем. Поэтому для принятия правильных инвестиционных решений организации необходимо оценить прежде всего экономическую привлекательность предлагаемых проектов, постараться получить наиболее точный прогноз о процессе, в который вовлекается, как правило, довольно значительная доля ее свободных денежных средств. Источниками инвестиций могут быть также заемные средства. В этом случае организации необходим детальный расчет их окупаемости, чтобы убедить инвестора в целесообразности подобных вложений.

Вложения капитала в конкретное дело происходят, как правило, посредством привязки вкладываемых средств определенному создаваемому, модернизируемому, расширяемому экономическому объекту или группе объектов, процессов, необходимых для достижения поставленных целей, решения возникающих проблем. Вложения, имеющие четкую адресную направленность, ориентацию, называют вложениями в проект. С одной стороны, это замысел, идея, образ объекта в виде его описания, расчетов, схем, изображений, раскрывающих сущность замысла и иллюстрирующих возможность его практической деятельности. С другой стороны, в экономическом смысле проект - это программа действий, мер по практическому осуществлению конкретного, предметного социально-экономического замысла.

Инвестиционные проекты обладают двумя определенными признаками: необходимость крупных вложений в проект и наличием временного лага между вложениями и получением отдачи от них.

Инвестиционный проект осуществляется в несколько стадий. Прежде всего, различают разработку и реализацию проекта.

Разработка проекта - это создание модели, образа действий по достижению целей проекта, осуществление расчетов, выбор вариантов, обоснование проектных решений. Главное в разработке инвестиционного проекта -подготовка развернутого технико-экономического обоснования, являющегося основным документом, на основании которого принимается решение об осуществлении проекта и выделяются инвестиции под этот проект. В дополнение к технико-экономическому обоснованию или в его составе разрабатывают бизнес- план проекта, в особенности, если проект носит коммерческий характер.

Реализация проекта есть практическое осуществление, превращение проектного образа в конкретную экономическую деятельность, достижение заложенных в проекте целей.

Обе рассмотренные стадии объединяются в единое целое, согласовываются и координируются посредством управления процессом разработки и реализации проекта, для чего существуют или создаются органы управления.

Наряду с указанным разделением и в тесной связи с ним инвестиционный проект расчленяется на фазы в зависимости от характера, направленности выделения и использования инвестиций, а также получения отдачи от вложения средств в объект.

В литературе, посвященной инвестиционному проектированию, принято выделять три основные фазы полного инвестиционного цикла. Весь этот период называют также сроком жизни проекта, или жизненным циклом.

На этапе, соответствующем первой фазе цикла, проводятся исследования и разработки в обоснование проекта, готовится и проектная документация. В этой фазе сочетаются экономическая, техническая и технологическая разработка проекта, прорабатываются организационные основы его осуществления и намечаются источники инвестирования. Первую фазу принято называть прединвестиционной, так как она предшествует вложению основных инвестиций в проект.

Вторая фаза обычно именуется инвестиционной. Основное содержание этой фазы сводится к превращению интенсивно выделяемых и поглощаемых денежных инвестиций в реальные факторы производства продукта, предусмотренного проектом. В течение этой фазы возводятся здания и сооружения, приобретается оборудование, создается и монтируется оборудование, создается производственная инфраструктура, начинаются опытный, а вслед за ним серийный выпуск и реализация, продаже продукции. Это самая затратная фаза, поглощающая основной объем инвестиций.

По мере завершения инвестиционной фазы, когда объект входит в строй, объём инвестиционных затрат начинает уменьшаться, а объём приносимого проектом дохода увеличиваться, так как он постепенно выходит на проектную мощность, что позволяет значительно увеличить объём продаж при снижающихся издержках производства. Подобное развитие проекта наблюдается в его третьей и завершающей фазе, которую называют эксплуатационной, поскольку она соответствует времени и режиму производственного использования, эксплуатации объекта, созданного согласно проекту.

В течение третьей фазы инвестиции обычно в снижающемся объеме все ещё необходимы для поддержания производства, его увеличения, амортизации оборудования. Однако доход от продажи продукта в этой фазе намного превышает инвестиционные затраты, вследствие чего в некоторый момент времени t1 общая сумма дохода становится равной стоимости капитала, вложенного в проект, что свидетельствует о достижении точки окупаемости проекта.

Затем проект начинает постепенно устаревать, спрос на его продукт падает, цена продукта уменьшается, что вызывает снижение доходности проекта. В то же время основные средства проекта постепенно устаревают и в моральном и в физическом отношении, в связи с чем на их поддержание могут потребоваться увеличивающееся объёмы инвестиций. Становится ясным, что жизненный цикл проекта в убыточный целесообразно его свертывать.

Следует отметить, что и в ходе разработки и процессе осуществления проекта на всех его фазах нужна финансовая оценка проекта с точки зрения проверки его финансовой состоятельности, сбалансированности. Для этого проводится анализ ликвидности проекта, понимаемой в данном случае как платёжность. Лица, разрабатывающие, осуществляющие, финансирующие проект, обязаны следить за тем, чтобы в любой момент времени деньги для оплаты проекта, наступающие платежи были обеспечены поступлением средств из источников финансирования проекта.

Острая потребность в инвестициях, их очевидная недостаточность всегда называют необходимость в рациональном, эффективном использовании инвестиционных ресурсов. Эта задача может быть поставлена двояким образом. Если объём инвестиций для осуществления экономического проекта задан, то надо стремиться получить максимально возможный экономический эффект от расходуемого объёма инвестиций, а следовательно, и от каждой единицы инвестиционного ресурса. Если же задан необходимый результат, который надо получить за счёт вложений капитала, то нужно искать пути минимизации расхода инвестиционных ресурсов, позволяющих достичь заданной цели.

При оценке эффективности инвестиций следует различать понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность». Эффект есть результат, достигаемый за счёт инвестирования, вложений капитала, тогда как эффективность – это соотношение между достигаемым эффектом и величиной инвестиции, обусловивших получение эффекта.

Абсолютный экономический эффект (Э) от вложения капитала (К) определяется в виде разницы между доходом (Д), полученным за счёт вложений, и величиной самих вложений, и величиной самих вложений, т.е.

Э=Д - К

Абсолютный эффект является функцией времени. Вначале он отрицателен, так как на вложенный капитал ещё не получен доход, а затеи, по мере отдачи капитала, постепенно увеличивается и становится положительным, когда доход вложений капитала превышает сами вложения.

Период, в течение которого доход от вложений становится равным вложениям, как мы уже сказали, называется сроком окупаемости инвестиций. Это важнейший показатель эффективности капиталовложений в производственный сектор экономики. Вложения в малый бизнес, в быстро вводимые объекты окупаются обычно в течение 2 - 3 лет, тогда как для окупаемости долгосрочных вложений необходимо 10 – 15 лет и более.

Экономическая эффективность, или относительный экономический эффект инвестиций, определяется в виде отношения дохода, прибыли от инвестиций к величине вложенного капитала.

Эффективность инвестиций на уровне отдельного экономического проекта предприятия определяется как соотношение:

Э = П К, где

П - прибыль, полученная за счет вложений капитала.

Наибольшую трудность при оценке эффективности инвестиций представляет учет инфляций и временных лагов. Простейший метод учета инфляции состоит в уменьшении годовой прибыльности инвестиций на величину годового процента инфляции (увеличение цен). Для учета временных сдвигов применяют дисконтирование, представляющее приведение эффекта и затрат к определенному базисному периоду. Дисконтирование затрат, т.е. приведение затрат в году t к началу расчётного периода (сроку начала реализации проекта) осуществляется путём умножения этих затрат на коэффициент дисконтирование (Кд ), который определяет по формуле:

Кд =1(1+r)t , где

r-норма дисконта, характеризующая темпы изменения ценности денежных ресурсов во времени и принимаемая обычно равной средней относительной ставке банковского процента.

Учитывая, что инвестирование представляет собой обычно длительный процесс, в практике управления формирования инвестиционной прибыли предприятия часто приходится сравнивать стоимость денег при их возвратном потоке. Для этих целей используют два основных понятия - будущая стоимость денег и их настоящая стоимость.

Будущая стоимость денег представляет собой сумму инвестированных в настоящий момент средств, в которую они превращаются через определённый период времени с учётом определённой ставки процента. Определение будущей стоимости денег связано с процессом наращения (компаудинга) стоимости денежных активов, который представляет собой поэтапное их увеличение путём присоединения первоначальному их размеру суммы процентов (процентных платежей). Эта сумма рассчитывается по так называемой «процентной ставке».В инвестиционных расчётов процентная ставка применяется не только как инструмент наращения стоимости денежных средств, но и в более широком понимании- как измеритель степени прибыльности инвестиционных операций предприятия.

Настоящая стоимость денег представляет собой сумму будущих денежных средств, приведенных с учетом определенной ставки процента (так называемой «дисконтной ставки») к настоящему периоду. Определение настоящей стоимости денег связано с процессом дисконтирования их стоимости денег связано с процессом дисконтирования их стоимости во времени, который представляет операцию, обратную наращиванию при обусловленном будущем размере денежных средств. В этом случае сумма процентов (дисконта) вычитается из конечной суммы (будущей стоимости) денежных средств. Такая ситуация возникает в тех случаях, когда необходимо определить, сколько денежных средств следует инвестировать сегодня для того, чтобы через определенный период времени получить заранее обусловленную их сумму.

При проведении финансовых расчетов, связанных с инвестированием средств и формировании инвестиционной прибыли, процессы наращения и дисконтирования стоимости денежных средств целесообразно осуществлять как по простым, так и по сложным процентам. Простые проценты применяются, как правило, при краткосрочном инвестировании, а сложные - долгосрочном.

Простым процентам называется сумма, которая начисляется под первоначальной стоимости вклада в конце отчётного периода платежа (месяца, квартала и т. д.) , обусловленного условиями инвестирования средств.

При расчёте суммы простого процента в процессе наращения вклада можно использовать формулу:

Иn = Kncn , где

Иn – сумма процента за обусловленный период инвестирования в целом;

К- первоначальная сумма вклада;

n – продолжительность инвестирования (выраженная количеством периодов, по котором осуществляется каждый процентный платёж);

cn - используемая процентная ставка, выраженная десятичной дробью.

В этом случае будущая стоимость вклада (Кд ) с учётом начисленной суммы процента определяется по формуле:

Кб = К + Иn = K (1 +ncn ).

Значение (1 +ncn ) называется коэффициентом, или множителем, наращения суммы простых процентов. Его значение всегда больше единицы.

Сложным процентом называется сумма прибыли, которая образуется в результате инвестирования при условии, что сумма начисленного простого процента не выплачивается после каждого периода, а присоединяется к сумме основного вклада и в последующем платежном париоде сама приносит доход.

При расчете суммы вклада в процессе его наращения по сложным процентам можно использовать формулу:

Кбс = К (1+сn )n , где

Кбс - будущая стоимость вклада при его наращении по сложным процентам.

При оценке стоимости денег во времени необходимо иметь в виду, что на результат оценки оказывают большое влияние не только используемая ставка процента, но и периодичность выплат в течение одного итого же общего срока. Иногда оказывается белее выгодно инвестировать деньги под меньшую ставку процента, но с большей периодичностью выплат.

Отдельные виды денежных потоков, оцениваемых во времени, осуществляются последовательно через равные промежутки времени и по одинаковой ставке процента, такая равномерность денежных потоков носит название аннуитет. Примером аннуитета могут быть ежеквартальные суммы процентов по купонным облигациям или сберегательным сертификатам, равномерная уплата взносов за арендуемое имущество и т.п. Представление последовательности денежных потоков(платежей) в виде аннуитета существенно облегчает процесс наращения или дисконтирования стоимости денег, дает возможность использовать набор упрощенных формул со стандартными значениями отдельных показателей, проводимых в специальных таблицах. Так, для определения будущей стоимости аннуитета можно использовать формулу:

Аб = А dа , где

Аб - общая будущая стоимость аннуитета на конец определенного периода;

А- сумма аннуитетного платежа;

dа - коэффициент наращения стоимости аннуитета, определяемый по специальным таблицам с учетом принятой ставки процента и числа периодов.

При расчетах, связанных с корректировкой денежных потоков в процессе инвестирования с четом инфляции, принято использовать два основных понятия - номинальная и реальная сумма денежных средств.

Номинальная сумма денежных средств представляет собой оценку ее величины без учета изменения покупательной способности денег.

Реальная сумма денежных средств представляет собой оценку ее величины с учетом изменения покупательной способности денег в связи с процессом инфляции. Такая оценка может проводиться при определении как настоящей, так и будущей стоимости денежных средств.

В процессе оценки инфляции используют два основных показателя:

1) темп инфляции (Тi ), характеризующий прирост среднего уровня цен в рассматриваемом периоде, выражаемый в инвестиционных расчетах десятичной дробью;

2) индекс инфляции(Ji ) в рассматриваемом периоде, определяемый как 1+Тi .

Корректировка наращенной стоимости денежных средств с учетом инфляции осуществляется по формуле:

Кp =KH Ji , где

Кp -будущая реальная стоимость денежных средств;

KH -будущая номинальная стоимость денежных средств;

Ji -прогнозируемый индекс инфляции.

Расчеты проведенные по этой формуле, позволяют определить реальную будущую стоимость денежных средств, если в процессе ее наращения в используемой ставке процента не была учтена ее инфляционная составляющая.

Наибольшую сложность для оценки эффективности инвестиционных проектов представляют срок возврата вложенных средств, доход предприятия, перспективы его развития.

Это вызвано, во-первых, тем, что имеются многообразные теоретические и методические базы оценки инвестиций, как у нас в стране, так и за рубежом. При этом одни методики выделяют свои способы оценки эффективности, другие- одних и тех же самих типичных показателей в научной и учебной литературе.

Во-вторых, при осуществление оценки эффективности традиционно возникают две проблемы.

Первая проблема заключается в выборе наиболее предпочтительного метода оценки инвестиционного проекта, так как для этого применяются несколько основных методов:

1) бухгалтерской нормы рентабельности, или простой бухгалтерской нормы прибыли;

2) окупаемость инвестиций, или период(срок) окупаемости;

3) чистой приведенной стоимости, или чистой текущей стоимости(ЧТС), или чистой дисконтированной стоимости(ЧДС);

4) внутренней нормы рентабельности(внутренней нормы прибыли(ВНП), или внутренней нормы доходности(ВНД), или внутренней нормы окупаемости(ВНО)).

Вторая проблема связана с выбором ставки дисконтирования(процента). Затруднение выбора ставки дисконтирования для приведения денежных потоков к одному моменту времени вызвана следующими обстоятельствами:

· специфичность каждого объекта инвестирования, а формальные расчеты по типовым методикам этой тонкости учесть в полной мере не могут;

· отсутствием достаточного количества статистических рядов данных, на базе которых исчисляются ставки дисконтирования;

· длительностью периода реализации прямых инвестиций и связанными с этими проблемами учета фактора риска.

1. Метод бухгалтерской нормы рентабельности (или метод простой бухгалтерской нормы прибыли) основывается на расчёте простой нормы прибыли как отношение чистой прибыли (после налогообложения) к исходным инвестициям (капиталовложениям) по разны вариантам проекта по формуле:

Рпр =ЧП И100%,где

Рпр - норма рентабельности по чистой прибыли,%

ЧП – чистая прибыль предприятия, оставшаяся после налогообложения, руб.;

И – исходные инвестиции в проекте (капиталовложения), руб.

К достоинствам анализа метода нормы рентабельности можно отнести:

· простой расчёт, так как надо только рассчитать чистую прибыль, зная величину балансовой прибыли;

· предназначен для первичного и быстрого сравнения проектов.

Недостатками анализа метода норы рентабельности являются следующие:

· не учитывается временная стоимость денег, т.е. не используется дисконтирование денежных потоков;

· невозможно оценить проекты, когда получается одинаковая норма рентабельности (норма прибыли), а объёмы инвестиций различаются;

· не учитывается влияние ликвидационной стоимости основных фондов;

· не учитывается влияние амортизации и т.п.

2. Метод окупаемости инвестиций, или период (срок) окупаемости, основан на расчёте того количества лет, которое необходимо для полного возмещения инвестиций (первоначальных выплат) при сравнении величины ежегодных поступлений средств

Формула расчёта следующая:

Ток = Инвестиции Ежегодные поступления, где

Ток – срок окупаемости инвестиций, годы.

3. Метод чистой приведенной стоимости (ЧПС), или чистой дисконтированной стоимости (ЧДС), позволяет получить наиболее обобщённую характеристику инвестиционного проекта. По этому методу получаем величину прибыли проекта (с учётом инвестиций), приведённую в сопоставимый вид к начальному времени (времени выделения инвестиций – выплат).

Необходимость приведения стоимости по времени обусловлена тем, что фактическая стоимость денег в настоящий момент выше, чем в будущий, так как деньги можно было бы вложить в ценные бумаги или положить в банк на короткий период. Тогда доход на эти деньги можно получить быстрее. Чем при инвестировании в материальные объекты.

Метод расчёта чистой приведённой стоимости (ЧПС), или чистой дисконтированной стоимости (ЧДС), основывается на том, что предприятие заранее определяет минимально допустимую (расчётную) ставку процента, при которой инвестиции могут быть эффективными.

На основании анализа величины чистой дисконтированной стоимости (ЧДС) можно сделать следующие выводы, если:

-величина ЧДС положительна, т.е. поступления за срок проекта больше инвестиций (первоначальной суммы выплат)- проект одобряется инвестором;

-величина ЧДС нулевая или отрицательная, т.е. расходы равны или больше величины инвестиций - проект отвергается инвестором.

4. Метод внутренней нормы окупаемости (доходности) характеризует уровень доходности конкретного инвестиционного проекта. По этому методу определяется та ставка процента (дисконта), при которой чистая дисконтированная стоимость(ЧДС) или равна нулю, или близка к нулю, т.е. в этом случае чистая дисконтированная стоимость или равна инвестициям, или близка к ним.

Методика расчета внутренней нормы окупаемости основывается на нескольких расчетах чистой дисконтированной стоимости (ЧДС) (момент последовательных приближений) и сравнении ЧДС с величиной инвестиций.

При сравнении выбирается та величина процента(дисконта), когда ЧДС будет близка к инвестициям.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

По данным приведенным в много ступенчатой смете цеховых затрат ООО «Фолиант», составить отчет о выполнении сметы цеховых затрат за август 200Х г., если фактический объем производства в этом месяце составит 9100 машино-часов.

Осуществить анализ отклонений в случае, если бы исходная смета бала составлена для планового уровня объема производства, соответствующего 9200 машино-часам.

Таблица

Многоступенчатая смета цеховых затрат ООО «Фолиант»

Косвенные затраты

Объём производства
9000 (90%) 10000 (100%) 11000 (110%)
1.Переменные затраты, тыс. руб. - - -
-материальные 330 360 390
-оплата труда производственных рабочих 650 690 760
-энергии 540 600 650
2.Условно переменные, тыс. руб. - - -
-заработанная плата управленческого пер-сонала 200 240 390
-ремонт 790 870 1000
3.Всего переменных затрат, тыс. руб. 2510 2760 3190
4.Постоянные затраты, тыс. руб. 1300 1300 1300
-амортизационные основные средств 800 800 800
-амортизация зданий 200 200 200
-прочие 300 300 300
5.Всего затрат 3810 4060 4490
6.Ставка затрат на машино-час 0,423 0,406 0,408

РЕШЕНИЕ

Составим отчет о выполнении сметных затрат за август 200Х г. При 9100 машино-часов.

Косвенные затраты Объем производства

9100

9200

отклонения

1.Переменные затраты, тыс. руб. - - -
-материальные 334 337 +3
-оплата труда производственных рабочих 657 664 +7
-энергии 546 552 +6
2.Условно-переменные,тыс.руб. - - -
-заработная плата управленческого персонала 202 204 +2
-ремонт 799 808 +9
3.Всего переменных затрат, тыс. руб. 2538 2565 +27
4.Постоянные затраты, тыс. руб. 1314 1329 +15
-амортизационные основные средств 809 818 +9
-амортизация зданий 202 204 +2
-прочие 303 307 +4
5.Всего затрат 3852 3894 +42
6.Ставка затрат на машино-час 0,423 0,423 0

При объеме производства 9100 машино-часов ставка переменные затраты составят:

330*9100/9000=334тыс. руб.

Таким же образом рассчитываем остальные показатели и заносим их в таблицу.

Ставка затрат на машино-час составит:

3852/9100=0,423

При объеме производства 9200 машино-часов ставка переменные затраты составят:

330*9200/9000=337 тыс. руб.

Таким же образом рассчитываем остальные показатели и заносим их в таблицу.

Ставка затрат на машино-час составит:

3894/9200=0,423

По рассчитанным показателям видно, что показатели увеличиваются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, важной задачей управленческого учета является сбор, обобщение и передача информации, необходимой и полезной при принятии менеджерами своевременных и качественных управленческих решений. Проблема принятия решений носит фундаментальный ха­рактер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности. Исследования этой проблемы относятся к числу междисциплинарных, поскольку выбор способа действий — это результат комплексной увяз­ки различных аспектов: информационного, экономического, психологического, логического, организационного, математи­ческого, правового, технического и др.

Капитальные вложения могут быть рассмотрены как статья в бюджете долгосрочных расходов, в котором определяются направление долгосрочных инвестиций и источники их финансирования. Капиталовложения тесно связаны именно с выбором инвестиционных проектов, хотя следует заметить, что вопрос об источниках финансирования является неотъемлемой частью инвестиционных решений. Оба этих вопроса влияют друг на друга. Однако решить, какой из проектов должен стать объектом капиталовложения, достаточно сложно само по себе и представляет проблему, которая является предметом особого обсуждения. Именно эта проблема и рассматривается в данной курсовой работе.

Инвестиции в целом есть вложения денег, ресурсов на продолжительные сроки. Но эти сроки могут быть весьма разными, в связи, с чем различают долгосрочные инвестиции (свыше года) и краткосрочные (до года).

В практической части мы осуществили анализ отклонений, рассчитали показатели и увидели, что показатели увеличиваются.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вахрушина, Мария Арамовна

Бухгалтерский управленческий учет: учеб. Для студентов вузов, обуч. по экономическим специальностям/М.А.Вахрушина.- 6-е изд., испр.- Москва: Омега-Л,2007.-570с.

2. Вахрушина М.А.

Бухгалтерский управленческий учет. 7-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2010. — 570 с.

3. Ивашкевич В.Б.

Бухгалтерский управленческий учет:-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2008.-574с.

4. Керимов В.Э.

Бухгалтерский управленческий учет: Учебник/ В.Э.Керимов.-7-е изд., измен. и доп.- М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2009.-480с.

5. www.consultant.ru