Реферат: Планирование прибыли на предприятии торговли

Название: Планирование прибыли на предприятии торговли
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: реферат

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

Уфимский Институт

Факультет Заочного обучения и сокращенных программ

Заочное обучение (5,5 лет)

Курс 3

Специальность Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания

Контрольная работа

По предмету Планирование на предприятии торговли

Фамилия Альмиева

Имя Регина

Отчество Ранасовна

Контрольная работа выслана в университет УИ РГТЭУ

Фамилия преподавателя Иванова Г.М.

Заполняется преподавателем

Дата рецензии

Оценка

Оглавление

Глава 1. Введение............................................................................ 3

Глава 2. Система планов и ее место в экономической политике торговли предприятия................................................................................. 4

Глава 3. Планирование финансов торгового

предприятия...................................................................................... 7

3.1 Оценка финансового состояния торгового предприятия.......... 7

3.2. Финансовое планирование....................................................... 14

3.3. Мониторинг текущей финансовой деятельности.................... 21

Глава 4. Задача.............................................................................. 25

Глава 5. Заключение.................................................................... 26

Глава 6. Список использованной литературы............................. 27

Глава 1. Введение

В данной контрольной работе рассматриваются два теоретических вопроса. Первый из них – это система планов и ее место в экономической политике предприятия.

План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода. По сути, план – это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.

А второй вопрос касается планирования финансов торгового предприятия.

Управление активами, капиталом, инвестициями, рисками и другими аспектами финансовой деятельности торгового предприятия должно носить взаимосвязанный характер. Такая взаимосвязь обеспечивается в процессе комплексного управления финансовым состоянием торгового предприятия, его оптимизации.

Четвертая глава состоит из задачи и соответственно ее решения.

Глава 2. Система планов и ее место в экономической политике торговли предприятия

Результатами процесса планирования является система планов. Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы:

1. Стратегический план, по-другому называемый генеральным планом фирмы (часто составляется на 5 лет вперед);

2. Общефирменные планы, составляемые в продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основу этих планов составляет план развития;

3. Оперативные планы организации:

· Общефирменные планы текущей деятельности, так называемые «хозяйственные планы», или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;

· Текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.

4. Помимо планов, результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) и проекты

Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий. Составной частью стратегического плана является политика организации. В стратегический план входят глобальные программы организации.

Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях; общие цели организации, определенные в стратегическом плане, конкретизируются цели текущей деятельности, называемые задачами. Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования.

Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как оборонительные. Наступательные планы предполагают развитие организации: производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные планы обычно создают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом фирмы.

Средние и мелкие фирмы во многих случаях довольствуются оборонительными планами, нацеленными на удержание своих позиций на рынке и предупреждение банкротства фирмы.

План развития организации, являясь выражением наступательных планов, включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые позиции и уметь давать ответы на следующие вопросы:

- Каковы будут условия спроса в будущем, каких товаров и услуг будут ждать потребители от данной экономической организации?

- Каков должен быть характер внутренних элементов организации, необходимый для ее развития?

- Какими новыми видами продукции должна быть дополнена номенклатура предприятия, или же какая часть основной продукции должна быть заменена новыми товарами и услугами?

- Каковы должны быть методы предупреждения ошибок при вложениях капитала и разработке новой продукции?

- Каков должен быть диапазон экономических ресурсов, нужный для производства новых товаров и услуг?

- Каковы должны быть организационные способы создания новых производств: будет ли это поглощение в форме скупки (аквизиций) других предприятий, слияние с организациями, производимыми нужные продукты, или создание новых производств собственными силами, путем проведения научных исследований и разработок и осуществления предпринимательских проектов?

Чаще всего план развития оформляется в виде бизнес-плана. Бизнес-план – общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов. Основная цель бизнес-плана – достижение разумного и выполнимого компромисса, между тем, что предприятие хочет, и тем, что может сделать. Бизнес-план составляется, как правило, с целью привлечения дополнительных финансовых средств, в форме паевого участия или долгосрочных кредитов.

Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план. Ликвидационный план включает в себя рекомендации по избавлению от не нужных организации элементов, то есть от таких элементов, которые создают препятствия на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низкорентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельно организационные единицы.

Характерным для экономической организации является разработки программ и проектов. Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни экономической организации. Это могут быть программы по совершенствованию технологии, программы организации контроля качества, программы учета движения запасов и др.

Проекты отличаются от программ тем, что, ориентируясь на определенные аспекты жизнедеятельности и развития организации, они имеют установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, то есть отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг фирмы. Нельзя преувеличивать возможности проектов при определении точных сроков выполнения и конкретных характеристик нового товара.

Кроме указанных видов плановых документов организация должна составить вспомогательные планы, которые нужны для лучшей организации планирования на предприятиях: план организации планирования, планы действий при непредвиденных обстоятельствах.

Глава 3. Планирование финансов торгового предприятия

Оценка финансового состояния торгового предприятия

Под оптимальным финансовым состоянием торгового предприятия понимается сбалансированность отдельных структурных элементов его активов и капитала, а также его способность обеспечивать высокий уровень эффективности их использования. Оптимизация финансового состояния торгового предприятия является одним из основных условий успешного экономического его развития в предстоящей перспективе. В то же время кризисное финансовое состояние торгового предприятия создает серьезную угрозу его банкротства.

Уровень финансового состояния торгового предприятия характеризуется рядом элементов, основными из которых являются:

1. Уровень платежеспособности. Он позволяет охарактеризовать возможности торгового предприятия своевременно расплачиваться по своим финансовым обязательствам в зависимости от состояния ликвидности активов. Проведение такой оценки требует предварительной группировки активов торгового предприятия по уровню ликвидности, а его обязательств – по срочности погашения. Для оценки уровня платежеспособности торгового предприятия используются следующие основные финансовые коэффициенты:

· Коэффициент абсолютной платежеспособности («кислотный тест»). Он показывает, в какой степени неотложные финансовые обязательства торгового предприятия обеспечены имеющимися у него готовыми средствами платежа. Расчет этого коэффициента производится по формуле:

КАП = А11 ,

где КАП – коэффициент абсолютной платежеспособности («кислотный тест»);

А1 – сумма готовых средств платежа (денежных активов и краткосрочный финансовых вложения);

О1 – сумма неотложных (со сроком погашения до одного месяца) финансовых обязательств предприятия;

· Коэффициент промежуточной платежеспособности. Он показывает, в какой степени все краткосрочные финансовые обязательства торгового предприятия могут быть удовлетворены за счет его высоколиквидных активов и готовых средств платежа. Расчет этого коэффициента осуществляется по формуле:

КПП = А22 ,

где КПП – коэффициент промежуточной платежеспособности;

А2 – сумма готовых средств платежа и оборотных активов в высоколиквидной форме;

О2 – сумма неотложных и других краткосрочных (со сроком погашения до 3-х месяцев) финансовых обязательств предприятия;

· Коэффициент текущей платежеспособности. Он показывает, в какой степени вся текущая задолженность торгового предприятия (сумма краткосрочных заемных средств) может быть удовлетворена за счет всех его текущих (оборотных) активов. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

КТП = ОА/КЗС,

где КТП – коэффициент текущей платежеспособности;

ОА – сумма оборотных активов предприятия;

КЗС – сумма краткосрочных заемных средств, используемых предприятием;

2. Уровень финансовой устойчивости. Он позволяет определить уровень хозяйственного риска, связанного с формированием структуры источников капитала торгового предприятия, а соответственно и степень стабильности финансового обеспечения развития предприятия в предстоящем периоде. Для проведения оценки уровня финансовой устойчивости торгового предприятия используются следующие основные финансовые коэффициенты:

· Коэффициент автономии (КА). Он показывает в какой степени объем используемых торговым предприятием активов сформирован за счет собственного капитала и насколько оно независимо от внешних источников финансирования;

· Коэффициент финансирования (КФ). Он показывает какой размер заемных средств (долгосрочных и краткосрочных) приходится на единицу собственного капитала, то есть характеризует степень зависимости торгового капитала от внешних источников финансирования;

· Коэффициент долгосрочной финансовой независимости. Он показывает, в какой степени общий объем используемых активов сформирован за счет собственного и долгосрочного заемного капитала торгового предприятия, то есть характеризует его независимость от краткосрочных заемных источников финансирования. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

КДН = СК+ЗКд/А,

где КДН – коэффициент долгосрочной финансовой независимости;

СК – сумма собственного капитала предприятия;

ЗКд – сумма заемного капитала, привлеченного предприятием на долгосрочной основе;

А – общая сумма активов предприятия;

· Коэффициент маневренности собственного капитала. Он показывает, какую долю занимает, в общей сумме собственного капитала (то есть какая часть собственного капитала находится в высокооборачиваемой его форме). Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

КМск = СКоа/СК,

где КМск – коэффициент маневренности собственного капитала;

СКоа – сумма собственного капитала предприятия, инвестированного в его оборотные активы;

СК – общая сумма собственного капитала предприятия;

3. Уровень оборачиваемости активов. Он позволяет определить уровень коммерческой активности торгового предприятия, показывая насколько быстро финансовые средства, инвестированные в активы, оборачиваются в процессе его торговой деятельности. Для проведения обобщающей оценки уровня оборачиваемости активов торгового предприятия используются следующие финансовые коэффициенты:

· Коэффициент оборачиваемости всех используемых активов. Он характеризует число оборотов активов торгового предприятия в рассматриваемом отрезке времени. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

КОа = Р/А,

где КОа – коэффициент оборачиваемости всех используемых активов;

Р – общая сумма реализации товаров в рассматриваемом периоде;

А – средняя стоимость используемых активов предприятия в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

· Период оборота всех используемых активов. Он характеризует средний период времени, в течение которого совокупные активы торгового предприятия совершают полный хозяйственный оборот. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

ПОа = Ā/Ро = Д/КОа,

где ПОа – период оборота всех используемых активов, в днях;

Ā – средняя стоимость используемых активов в рассматриваемом периоде;

Ро – однодневный объем реализации товаров в рассматриваемом периоде;

Д – число дней в рассматриваемом периоде (360 – в году; 90 – в квартале; 30 – в месяце);

КОа – коэффициент оборачиваемости всех используемых активов;

4. Уровень рентабельности. Он позволяет оценить способность торгового предприятия генерировать необходимую прибыль в процессе своей хозяйственной деятельности и охарактеризовать общую эффективность использования активов и вложенного капитала. Для проведения обобщающей оценки уровня рентабельности в процессе характеристики финансового состояния торгового предприятия используются следующие основные показатели:

· Коэффициент рентабельности всех используемых активов (или коэффициент экономической рентабельности). Он показывает уровень чистой прибыли, генерируемой всеми активами торгового предприятия, находящимися в его использовании. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

Ра = ЧП/Ā,

где Ра – коэффициент рентабельности всех используемых активов;

ЧП – сумма чистой прибыли предприятия в рассматриваемом периоде;

Ā – средняя стоимость активов в рассматриваемом периоде;

· Коэффициент рентабельности собственного капитала (или коэффициент финансовой рентабельности). Он характеризует прибыльность собственного капитала, инвестированного в торговое предприятие. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

Рск = ЧП/

где Рск – коэффициент рентабельности собственного капитала;

ЧП – сумма чистой прибыли предприятия в рассматриваемом периоде;

– средняя стоимость собственного капитала предприятия в рассматриваемом периоде;

· Коэффициент рентабельности реализации товаров (или коэффициент коммерческой рентабельности). Он характеризует прибыльность торговой деятельности предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

Рр = ЧП/Р,

где Рр – коэффициент рентабельности реализации товаров;

ЧП – сумма чистой прибыли предприятия в рассматриваемом периоде;

Р – общая сумма реализации товаров в рассматриваемом периоде.

Выше были рассмотрены важнейшие финансовые коэффициенты, используемые в процессе отдельных аспектов финансового состояния торгового предприятия.

Проведение интегральной оценки финансового состояния торгового предприятия основано на использовании известной «модели Дюпона» (методика такого анализа впервые была разработана корпорацией «Дюпон»). Подробный алгоритм проведения такой оценки приведен на рисунке 1.

В соответствии с этой моделью коэффициент рентабельности всех используемых активов торгового предприятия определяется произведением коэффициента рентабельности реализации товаров на коэффициент оборачиваемости всех используемых активов:

Ра = Рр x КОа.


Рис. 1. Схема финансового анализа корпорации «Дюпон» (применительно к торговым предприятиям)

Условные обозначения:


ЧП – сумма чистой прибыли;

Р – общая сумма реализации товаров;

А – средняя сумма всех используемых активов;

ОА – средняя сумма оборотных активов;

ВА – средняя сумма внеоборотных активов;

ПОА – средняя сумма прочих оборотных активов;

ВД – сумма валового дохода;

Др – сумма доходов от реализации товаров;

Дп – сумма доходов от прочей реализации;

Дв – сумма внереализационных доходов;

ИО – общая сумма издержек обращения;

Иопер – сумма переменных издержек обращения;

Иопост – сумма постоянных издержек обращения;

Нд – сумма налогов, уплачиваемых за счет доходов;

Нп – сумма налогов, уплачиваемых за счет прибыли.

ТЗ – средняя сумма товарных запасов;

МЗ – средняя сумма запасов материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

ДЗ – средняя сумма дебиторской задолженности;

ДА – средняя сумма денежных активов;


Для интерпретации результатов интегральной оценки финансового состояния торгового предприятия может быть использована специальная матрица, представленная на рисунке 2.


Рис. 2. Матрица оценки интегрального результата финансового состояния торгового предприятия

С помощью указанной матрицы можно выявить основные резервы дальнейшего повышения эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия (роста коэффициента рентабельности использования его активов) за счет оптимизации отдельных экономических и финансовых показателей в предстоящем периоде.

Финансовое планирование

Оптимизация финансового состояния торгового предприятия обеспечивается в процессе финансового планирования. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития торгового предприятия необходимыми финансовыми ресурсами, сбалансированности их источников и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Исходными предпосылками финансового планирования на предприятиях торговли являются:

1. Основные направления развития предприятия в соответствии со стратегией торгового менеджмента.

2. Планируемые показатели экономического развития, в первую очередь, объемы торговой и инвестиционной деятельности: сумма доходов, издержек обращения и прибыли.

3. Избранная торговым предприятием политика финансирования его активов.

4. Целевые финансовые нормативы, установленные на торговом предприятии.

5. Прогноз конъюнктуры финансового рынка на предстоящий период.

6. Результаты оценки финансового состояния торгового предприятия в предплановом периоде.

Финансовое планирование на предприятиях торговли состоит из двух составных частей – текущего и оперативного планирования финансовой деятельности.

Текущее планирование финансовой деятельности заключается в разработке отдельных видов финансовых планов торгового предприятия, составляемых на предстоящий год с разбивкой по кварталам. В процессе текущего финансового планирования на предприятиях торговли разрабатываются обычно следующие виды финансовых планов: 1) план доходов и расходов по торговой деятельности; 2) план поступления и расходования денежных средств; 3) балансовый план; 4) план финансирования и использования финансовых ресурсов. Степень детализации показателей каждого из видов финансового плана определяется торговым предприятием самостоятельно с учетом объема и специфики его деятельности, а также действующей практики организации финансового и управленческого учета.

План доходов и расходов по торговой деятельности разрабатывается на первоначальном этапе текущего финансового планирования, так как ряд его показателей используется на последующих этапах. Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли от торговой деятельности, остающейся в распоряжении предприятия в плановом периоде. В этом плане должна быть обеспечена четкая взаимосвязь планируемых показателей доходов, издержек обращения, налоговых платежей за счет доходов и прибыли, балансовой и чистой прибыли предприятия. Примерная обобщенная форма плана доходов и расходов по торговой деятельности приведена в таблице №1.

План поступления и расходования денежных средств разрабатывается на втором этапе текущего финансового планирования. Целью разработки этого плана является обеспечение постоянной платежеспособности торгового предприятия на всех этапах планового периода. Учитывая важную роль показателей этого плана в предотвращении угрозы банкротства торгового предприятия, они рассчитываются обычно в разрезе кварталов, а в рамках предстоящего квартала – в помесячной разбивке.

Таблица №1

Примерная форма плана доходов и расходов по торговой деятельности предприятия

Показатели

Кварталы

Итого

За год

I

I

III

IIII

IIV

1

2

3

4

5

6

1. Валовой доход от реализации товаров

- сумма

- уровень в % к объему реализации товаров

2. Налоговые платежи за счет доходов

- средняя ставка в % к доходу

- сумма

3. Чистый доход от реализации товаров

- сумма

Уровень в % к объему реализации товаров

4. Издержки обращения – всего

- сумма

- уровень в % к объему реализации товаров

В т.ч.: постоянные – сумма; переменные – сумма

- уровень в %

5. Балансовая прибыль от реализации товаров

- сумма

- уровень в % к объему реализации товаров

6. Налоговые платежи за счет прибыли

- сумма

- средняя ставка в % к балансовой прибыли

- сумма

7. Чистая прибыль от реализации товаров

- сумма

- уровень в % к объему реализации товаров

В этом плане должна быть обеспечена четкая взаимосвязь показателей остатка денежных средств на начало периода, их поступления в плановом периоде, их расходования в плановом периоде и остатка денежных средств на конец периода (при этом сумма первых двух показателей должна соответствовать сумме последних двух показателей). Примерная обобщенная форма плана поступления и расходования денежных средств приведена в таблице №2.

При осуществлении внешнеэкономических операций денежных средств в иностранной валюте пересчитываются в национальную валюту.

Таблица №2

Примерная форма плана поступления и расходования денежных средств

Показатели

Кварталы

Итого за год

I

I

III

IIII

IIV

1

2

3

4

5

6

1. Остаток денежных средств на начало периода

2. Поступление денежных средств – всего

В т.ч.:

· за счет реализации товаров

· за счет реализации имущества

· за счет инкассации дебиторской задолженности прошлого периода

· за счет других источников

3. Расходование денежных средств – всего

В т.ч.:

· на приобретение товаров, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов

· на текущие затраты, входящие в состав издержек обращения (кроме амортизационных отчислений)

· на уплату налогов с доходов и прибыли

· на возврат основной суммы долга по ранее полученным кредитам

· на выплату дивидендов, процентов и премий за счет прибыли

· на другие цели

4. Остаток денежных средств на конец периода

Балансовый план торгового предприятия отражает прогноз состава его активов и структуры капитала и разрабатывается на третьем этапе текущего финансового планирования.

Целью разработки балансового плана является определение возможного прироста отдельных активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формированием оптимальной финансовой структуры капитала, обеспечивающей высокую финансовую устойчивость развития торгового предприятия в предстоящем периоде.

При разработке балансового плана используется укрупненная схема статей баланса торгового предприятия, отражающая требования его построения применительно к специфике конкретной организационно-правовой формы деятельности (общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества и т.п.).

В процессе планирования структуры активов оптимизируется соотношение оборотных средств и необоротных их видов, а в составе оборотных активов – отдельных их групп по уровню ликвидности. При планировании структуры капитала оптимизируется соотношение собственных и заемных средств, а в составе заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе (эта оптимизация осуществляется с учетом избранной торговым предприятием политики финансирования его активов).

Примерная форма балансового плана торгового предприятия приведена в таблице №3.

Таблица №3

Примерная форма балансового плана торгового предприятия

Показатели

Кварталы

Итого за год

I

II

III

IV

1

2

3

4

5

6

I. Актив баланса

1. Внеоборотные активы – всего

в т.ч.:

· основные средства – всего, из них активная связь

· нематериальные активы

· долгосрочные финансовые вложения

· прочие виды внеоборотных активов

2. Оборотные активы – всего

в т.ч.:

· запасы товаров

· запасы материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов

· дебиторская задолженность

· денежные активы

· прочие виды оборотных активов

3. Всего активы

II. Пассив баланса

1. Собственные средства – всего

в т.ч.:

· уставный фонд

· резервный фонд

· прочие виды собственных средств

2. Заемные средства – всего

в т.ч.:

· долгосрочные финансовые обязательства

· краткосрочные финансовые обязательства, из них – финансовые кредиты – товарные кредиты

3. Всего используемый капитал

План формирования и использования финансовых ресурсов разрабатывается на заключительной стадии текущего финансового планирования. Целью разработки этого плана является аккумуляция и целенаправленное расходование финансовых ресурсов, обеспечивающих экономическое развитие торгового предприятия в предстоящем периоде. Примерная форма плана формирования и использования финансовых ресурсов торгового предприятия приведена в таблице №4.

Таблица №4

Примерная форма годового (квартального) плана формирования и использования финансовых ресурсов торгового предприятия

Источники формирования

сумма

Направления использования

Сумма

1. Остаток свободных финансовых средств на начало периода;

2. Поступление средств за счет чистой прибыли;

3. Поступление средств за счет амортизационных отчислений:

4. Поступление собственных финансовых ресурсов из других внутренних источников;

5. Поступление собственных финансовых ресурсов из внешних источников;

6. Привлечение долгосрочных финансовых кредитов;

7. Привлечение краткосрочных финансовых кредитов;

8. Привлечение товарных кредитов;

9. Прирост устойчивых пассивов;

10. Поступление заемных средств из других источников.

1. Использование прибыли на цели потребления (выплату дивидендов, процентов, премий);

2. Прирост резервного фонда;

3. Прирост оборотных активов;

4. Финансирование реальных инвестиционных проектов и инвестиционных программ;

5. Финансирование прироста долгосрочных финансовых вложений;

6. Погашение суммы основного долга по финансовым кредитам;

7. Погашение суммы основного долга по товарным кредитам;

8. Прочие направления использования финансовых ресурсов;

9. Остаток свободных финансовых средств на конец периода.

Итого

Итого

В процессе текущего финансового планирования должна быть обеспечена взаимозависимость показателей всех четырех видов финансовых планов торгового предприятия.

Оперативное финансовое планирование заключается в детализации разработанных текущих планов по направлениям хозяйственной деятельности торгового предприятия, по отдельным хозяйственным операциям, по отдельным инвестиционным проектам и т.п. Оно предусматривает также разработку плановых финансовых показателей в разрезе более коротких интервалов времени (дней, недель, декад, месяцев). Основными видами оперативных финансовых планов торгового предприятия являются: 1) бюджет капитальных затрат и поступления средств (капитальный бюджет); 2) бюджет текущих денежных расходов и доходов (текущий бюджет); 3) график осуществления платежей (платежный календарь).

Капитальный бюджет разрабатывается на этапе осуществления реального инвестирования, связанного с новым строительством, реконструкцией и модернизацией основных средств в разрезе отдельных инвестиционных проектов и т.п. Он состоит из следующих двух разделов: 1) капитальные затраты; 2) поступление средств. Капитальные затраты представляют собой расходы по созданию или приобретению соответствующих материальных и нематериальных внеоборотных активов. К ним относят обычно первоначальную стоимость введенных в строй зданий и сооружений (или поэтапные расходы по их сооружению); стоимость новых видов машин и оборудования; стоимость приобретаемых нематериальных активов (патентов, «ноу-хау» и других) и т.п. Поступление средств при разработке капитального бюджета включает планируемый поток финансовых средств (инвестиционных ресурсов) в разрезе отдельных источников.

Текущий бюджет разрабатывается по отдельным хозяйственным операциям или видам деятельности торгового предприятия, не выходя по срокам за рамки одного квартала (в порядке конкретизации текущего плана доходов и расходов по торговой деятельности). Он состоит из следующих двух разделов: 1) текущие расходы; 2) доходы от хозяйственных операций (видов торговой деятельности). Текущие расходы представляют собой издержки обращения, связанные с осуществлением данной хозяйственной операции (смету текущих затрат по ней). Доходы от хозяйственной операции формируются в основном за счет реализации товаров, платных торговых услуг или других видов хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Платежный календарь разрабатывается по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками товаров и т.п.) и по торговому предприятию в целом. Обычно он составляется на предстоящий месяц (в разбивке по дням, неделям или декадам). Он состоит из следующих двух разделов: 1) график расходования денежных средств; 2) график поступления денежных средств. График расходования денежных средств представляет собой отражение сроков и сумм платежей торгового предприятия по всем (или конкретным) видам его финансовых обязательств. График поступления денежных средств фиксирует сроки и суммы предстоящих платежей в пользу торгового предприятия. Платежный календарь конкретизирует текущий план поступления и расходования денежных средств, обеспечивая постоянную платежеспособность торгового предприятия.

Мониторинг текущей финансовой деятельности

Система мониторинга финансовой деятельности представляет собой разработанный на торговом предприятии механизм осуществления постоянного наблюдения за важнейшими текущими результатами этой деятельности в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры потребительского и финансового рынков.

Основной целью разработки системы мониторинга текущей финансовой деятельности торгового предприятия является своевременное обнаружение отклонений фактических результатов этой деятельности от предусмотренных, вызывающих ухудшение финансового состояния предприятия; выявление причин, вызвавших эти отклонения, и разработка предложений по соответствующей корректировке отдельных направлений финансовой деятельности с целью ее нормализации и повышения эффективности.

Построение системы мониторинга текущей финансовой деятельности торгового предприятия охватывает следующие основные этапы:

1. Выбор для наблюдения наиболее важных направлений и целевых показателей финансовой деятельности. В процессе такого выбора необходимо ориентироваться в первую очередь на целевые финансовые нормативы и систему показателей, характеризующих различные аспекты финансового состояния предприятия.

2. Построение системы стандартов финансовой деятельности. В качестве таких стандартов выступают разработанные критерии по отдельным аспектам финансовой деятельности; целевые стратегические нормативы; показатели текущих и оперативных финансовых планов, избранные для наблюдения.

3. Построение системы информативных отчетных показателей по каждому из направлений финансовой деятельности и периодичности их формирования. Такая система показателей должна основываться на данных финансового и управленческого учета. Она представляет собой так называемую «первичную информационную базу наблюдения», необходимую для последующего расчета отдельных аналитических показателей, характеризующих уровень финансового состояния торгового предприятия в разрезе различных его аспектов. Периодичность формирования первичной базы данных определяется «срочностью реагирования», то есть своевременностью осуществления внутреннего контроля за отдельными аспектами финансовой деятельности. С учетом такого принципа подхода к периодичности формирования первичной информационной базы наблюдения выделяют: оперативную (недельную, декадную) сводку, месячный отчет, квартальный отчет (показатели годовой отчетности не являются объектом текущего мониторинга финансовой деятельности).

4. Разработка системы обобщающих оценочных (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты финансового состояния предприятия в разрезе различных его аспектов. Система обобщающих оценочных показателей должна полностью корреспондировать с наблюдаемыми направлениями финансовой деятельности, целевыми финансовыми нормативами и плановыми показателями, характеризующими различные аспекты финансового состояния торгового предприятия. В процессе разработки такой системы строятся алгоритмы расчета отдельных оценочных показателей с использованием первичной информационной базы наблюдения и методов финансового анализа.

5. Установление размеров отклонений фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных. Размеры отклонений рассчитываются в абсолютных и относительных показателях. На каждом торговом предприятии должен быть определен критерий «критических отклонений», который может быть дифференцирован по периодам осуществления оценки. В качестве критерия «критических отклонений» может быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по недельному (декадному) периоду; 15 и более процентов по месячному периоду; 10 и более процентов по квартальному периоду.

6. Анализ основных причин, вызвавших отклонение фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных. В процессе такого анализа в первую очередь выделяются и рассматриваются те показатели финансового состояния торгового предприятия, по которым наблюдаются «критические отклонения» от целевых нормативов и показателей текущих и оперативных финансовых планов. По каждому «критическому отклонению» должны быть выявлены вызвавшие их причины.

7. Определение системы действий при установленных отклонениях фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных. Принципиальная система действий менеджеров торгового предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах: 1) «ничего не предпринимать» - эта форма реагирования предусматривается в тех случаях, когда размер отклонений значительно ниже установленного критического критерия; 2) «устранить отклонение» - такая система действия предусматривает разработку мероприятий по обеспечению выполнения целевых, нормативных или плановых показателей; 3) «изменить систему нормативных или плановых показателей» - такая система действий предпринимается в тех случаях, когда выполнение установленных нормативных или плановых показателей реально.

8. Выявление резервов нормализации финансовой деятельности и повышения ее эффективности. Процедура поиска и реализации резервов связана с использованием алгоритма «устранить отклонение». При этом резервы рассматриваются в разрезе различных аспектов финансовой деятельности или отдельных финансовых операций торгового предприятия. В качестве одной из таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность использования системы финансовых резервов.

9. Обоснование предложений по изменению отдельных целевых финансовых нормативов и плановых показателей. Если возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятельности ограничены (то есть не могут привести к полной нормализации финансового состояния торгового предприятия) или вообще отсутствуют, используется третий алгоритм системы действий. В этом случае по результатам текущего наблюдения и контроля вносятся предложения по корректировке системы целевых финансовых нормативов и показателей текущих и оперативных финансовых планов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении отдельных коммерческих, инвестиционных или финансовых операций.

Разработанная система мониторинга текущей финансовой деятельности должна корректироваться при изменении стратегических целей торгового менеджмента, видов коммерческой и финансовой деятельности торгового предприятия и системы показателей текущих и оперативных финансовых планов.

Глава 4. Задача

Основные фонды магазина на начало года составили 750 тыс. руб. Выбытие основных фондов из-за их ветхости 1 апреля составило 150 тыс. руб., а 1 октября магазин приобрел торговое оборудование на 145 тыс. руб. Определить среднюю стоимость основных фондов.

Решение

Решаем данную задачу по следующей формуле:

ОФ ср. год = ОФ нач. г. + ОФ введ. х М1 /12 – ОФ выбыв. х М2 /12

ОФ ср. год = 750 + 145 х 3/12 – 150 х 9/12 = 750 + 36,25 – 112,5 = 673,75 тыс. руб.

Ответ: средняя стоимость основных фондов составила 673,75 тыс. руб.

Глава 5. Заключение

Оптимизация финансового состояния торгового предприятия обеспечивается в процессе финансового планирования. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития торгового предприятия необходимыми финансовыми ресурсами, сбалансированности их источников и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Финансовый план является итоговым разделом сводного плана предприятия, отражающий в стоимостном выражении результаты произведенной, снабженческой, сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Структурно финансовый план состоит из расчета планируемой потребности в оборотных средствах и определения источников их покрытия; планового расчета прибыли и ее распределения; баланса доходов и расходов.

Оптимизация финансового состояния торгового предприятия обеспечивается не только путем планирования важнейших показателей его финансовой деятельности, но и в процессе постоянного контроля за ходом реализации разработанных планов. Этот внутренний финансовый контроль на торговом предприятии базируется на построении системы мониторинга текущей финансовой деятельности.

Глава 6. Список использованной литературы

1. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999. – 328 с.;

2. Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.;

3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 260 с. – (серия «Высшее образование»).;

4. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 400 с.;

5. Бланк И.А. Управление торговым предприятием: Учебник. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 416 с.;

6. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 248с.;

7. Егоров Ю.Н., Варакута С.А. Планирование на предприятии. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 176 с. – (серия «Вопрос-ответ»);

8. Платонова Н.А., Харитонова Т.В. Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 432 с.