Реферат: Бюджетная система России 9

Название: Бюджетная система России 9
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

(Тема 12: Классификация налогов в РФ.)

.

ЕКАТЕРИНБУРГ 2004 ГОД.

СОДЕРЖАНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ…………………………3

2. ЭЛЕМЕНТЫ И СТРУКТУРА НАЛОГОВ……………………… 6

3. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ В РФ………………………….9

4. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ В РОССИИ……………...20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………23

1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Налог это обязательный принудительный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

Признаки налога: императивность (безусловность, категоричность); смена формы собственности дохода, т.е. часть дохода субъекта переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется по их усмотрению; безвозвратность и безвозмездность; легитимность – не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.

В современных условиях налоги выполняют три основные функции: фискальную, экономическую и социальную.

Фискальная функция заключается в сборе денежных средств для со­здания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства.

Экономическая функция предполагает использование налогов в ка­честве инструмента перераспределения национального дохода, воз­действия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной дея­тельности. Эту функцию иногда называют распределительной.

Социальная функция направлена на поддержание социального рав­новесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

В современной экономике существуют различные виды налогов. Прямые — это налоги на доход или имущество налогоплательщи­ка. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К первым относятся земельный, промысловый, налог на ценные бумаги. Личные налоги включают подоход­ный, налог на прибыль, налог на доходы от денежных ка­питалов, налог на прирост капитала, налог на наследование и дарение, налог на имущество физических лиц. Косвенные налоги включают акцизы, налог на добавленную стои­мость, налог с продаж, таможенные пошлины.

В зависимости от характера ставок различают твердые (фиксиро­ванные), регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу об­ложения независимо от размера дохода, уровня производства, прода­жи и иных экономических показателей, связанных с деловой актив­ностью (налог на имущество, пользование природными, трудовыми ресурсами, фиксированные налоги на отдельные виды деятельно­сти). Это условно постоянные налоги.

Вторая группа - условно пере­менные или перераспределительные налоги (подоходные налоги, ак­цизы, НДС). Эти налоги активно контролируют экономическую дея­тельность. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода. При пропорциональных нало­гах независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки, при прогрессивных налогах процент изъятия возрастает по мере увеличе­ния дохода.

В зависимости от органа власти, в распоряжение которого посту­пают те или иные налоги, различают государственные и местные нало­ги. В российских условиях это федеральные, региональные, местные налоги. Среди федеральных налогов - налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, акцизы на отдельные груп­пы и виды товаров, налоги на пользование недрами, налог с физических лиц.

Региональные налоги - налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог и др.

Местные - земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение и др. Данные виды налогов будут подробнее рассмотрены в главе 3.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования текущих и капи­тальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо опреде­ленным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назна­чение.

2. ЭЛЕМЕНТЫ И СТРУКТУРА НАЛОГОВ

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определен субъект налога (налогоплательщик) и элементы налога.

Признаками налога, как указано в главе 1, являются:

легитимность налога, которая подразумевает изъятие налога (сбора) только с законных операций;

безвозмездность налога — означает, что субъект на­лога передает часть своего дохода государству и не получает взамен никаких льгот;

принудительность налога — означает изъятие налога (сбора) из части дохода субъекта налога в соответствии с за­коном о налогообложении;

императивность налога — означает, что субъект на­лога не вправе отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей по внесению налогового оклада (части своего дохода) в соответствующий бюджет;

смена формы собственности налога — означает, что собственность (часть дохода) субъекта налога передается в собственность государства и др.

В налогах, как экономической категории, можно выде­лить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным.

Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность, которая определяет условия нало­гообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога [Александров И.М. Налоги и налогообложение, с. 22].

Основными элементами налога являются:

— объект (предмет) налогообложения;

— налоговая база;

— источник налога;

— налоговая ставка;

— единица обложения (налога);

— налоговый оклад;

— сумма налога;

— налоговая льгота;

— порядок исчисления налога;

— налоговый период;

— порядок и сроки уплаты налога и др.

Объект (предмет) налогообложения — это имущество, прибыль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в со­ответствии с законом с субъекта налога взимается налог (сбор, госпошлина).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта (предмета) налогообложения.

Источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог).

Налоговая ставка — размер налога или величина нало­гового исчисления на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый оклад — сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в соответствующий бюджет.

Единица (масштаб) налога — единица измерения объ­екта (предмета) налога, принятая за основу для начисления оклада налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах и других единицах измерения.

Сумма налога — сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения.

Налоговая льгота — снижение размера налогообложе­ния или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога.

Налоговый период — календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет.

Элементы налога составляют структуру налога, которая характеризуется:

— зависимостью экономики (бюджета) от налогов на различные виды доходов;

— влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога;

— зависимостью колебания цен на товары (продукты) от налогов (сборов);

— зависимостью колебания самих налогов (налоговых ставок) от изменения параметров элементов налога и т. д.

Рассмотрим классификацию налогов в Российской Федерации.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ В РФ

Классификация налогов — это система их подразделения на группы по определенным признакам. Классификация на­логов имеет не только научный аспект, но, прежде всего, практическую направленность и позволяет более полно ха­рактеризовать изучаемый предмет, каковым являются налоги в общей системе налогообложения.

Анализ работ экономистов, занимающихся про­блемой налогообложения, свидетельствует, что в вопросах классификации налогов лежат разные подходы. Однако, обобщая их, можно выделить ряд характерных признаков, ко­торые наиболее полно раскрывают систему налогообложения и характеризуют налоги как элементы системы.

В качестве признаков, характеризующих налоги, можно выделить следующие:

— иерархию уровня власти или уровень управления и власти;

— объект обложения или сферу изъятия;

— полноту прав использования налоговых сумм;

— источник уплаты налога;

— субъект уплаты налога;

— способ изъятия дохода;

— метод обложения (по ставке);

— способ обложения;

— назначение (функция) налога;

— характер построения налоговых ставок [Александров И.М. Налоги и налогообложение. c. 24].

По иерархии уровня власти или принадлежности к уровню управления и власти налоги В РФ подразделяются на феде­ральные, региональные и местные. В основу классификации признака положена иерархия уровня власти, издающей закон о налогообложении и устанавливающей налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налогов.

По объекту обложения или сфере изъятия налоги можно подразделить по признаку реализации товаров (работ, услуг), к которым можно отнести:

Налог на доход от капитала,

Налог на имущество,

Налог на недвижимость,

Налог с продаж,

Налог на игорный бизнес,

Земельный налог,

Налог на наследование и дарение,

Акцизы.

Признак имеет стоимостную оценку, количественную или качественную характеристику, с наличием которых у налогоплателыцика в соответствии с законом возникает обязан­ность по уплате налога.

По источнику уплаты налоги на основе признака дохода, выручки или себестоимости подразделяются на следующие виды нало­гов:

НДС,

Налог на прибыль,

Подоходный налог с физических лиц,

Единый социальный налог,

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

Дорожный налог и др.

К налогам в виде сбора (пошлины) или платы за лицензию можно отнести: государственную пошлину, таможенную пошлину, водный налог, экологический налог, лицензионные сборы, транспортный налог, налог с рекламы.

По полноте прав использования налоговых сумм налоги можно подразделить на закрепленные и регулирующие. В ос­нове такой классификации лежит признак, отражающий пол­ноту прав на использование налоговых сумм.

Закрепленный налог представляет собой налог, который полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на по­стоянной или долговременной основе поступает в соответст­вующий бюджет (только в федеральный или региональный или местный), за которым он закреплен.

Регулирующий налог — это налог, используемый для ре­гулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержден­ным в установленном порядке на определенный период вре­мени или на налоговый период.

По субъекту уплаты налога они подразделяются на на­логи, взимаемые с физических или юридических лиц. В осно­ву классификации положен признак налогоплательщика как физического лица или организации (юридического лица).

По способу изъятия налога или дохода у налогопла­тельщика налоги подразделяются на прямые и скрытые (кос­венные). В основу классификации положен принцип перелагаемости налога непосредственно на товар (услуги, продук­ты и т. д.).

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, например по­доходный налог с физического лица, налог на прибыль с орга­низации, налог на имущество, леса, земли, рудники и т. д.

Прямые налоги можно подразделить на реальные и лич­ные.

В основе такого деления лежит признак финансового по­ложения налогоплательщика.

Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов иму­щества, товаров или деятельности, независимо от финансово­го положения налогоплательщика.

Личные налоги учитывают финансовое положение нало­гоплательщика и взимаются с источника дохода (с заработ­ной платы, прибыли, дивидендов и т. д.).

Скрытые (косвенные) налоги взимаются принудительно в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров (работ, услуг), т. е. взимаются в процессе потребления това­ров (работ, услуг). К таким видам налогов относят акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, на­лог с продаж и др. Скрытые (косвенные) налоги можно под­разделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины.

К универсальным налогам относится налог на добавленную стоимость, которым облагаются все товары (работы, услуги).

Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенной стадии воспроизводства, например налог с продаж.

Монопольные (фискальные) налоги — это вид налогов, реализация которых является монополией государства, на­пример реализация табака, спиртных напитков. Монополия государства на реализацию таких товаров может быть полной или частичной.

Таможенные пошлины — это косвенный вид налогов, взимаемых при перемещении товаров (работ, услуг) через та­моженную границу (при внешнеэкономической деятельно­сти).

По происхождению пошлины можно разделить на внут­ренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные).

По целям их можно классифицировать на фискальные (взимаемые государством согласно закону), протекционные (взимаемые по решению правительства), сверхпротекцион­ные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические.

По характеру взимания или по ставкам различают специфические, одволарные (взимаемые в процентном отношении к стоимости товара) и кумулятивные (смешанные).

По характеру отношений пошлины подразделяют на конвенционные (платежи по международному праву) и автономные (вид таможенного тарифа).

Среди пошлин можно выделить возвратные пошлины (сумма пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, получаемой в процессе переработки ввезенного товара) и дифференциальные.

По методу обложения (от ставки) налоги подразделяют на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линей­ные, дифференциальные, ступенчатые и твердые. В основе классификации лежит признак взимания определенного про­цента налоговой ставки.

По способу обложения налоги подразделяют на кадаст­ровые, декларационные, налично-денежные и безналичные. В основе классификации заложен признак взимания налога по способу обложения налогом налогоплательщика.

По назначению налоги подразделяют на общие и специ­альные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступа­ют в единый бюджет соответствующего территориального образования (федеральный, территориальный, местный). Це­левые же налоги имеют целевое, вполне определенное назна­чение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсион­ный, дорожный, медицинский, страховой и т. д.).

К смешанным видам налогов можно отнести: налог на пользование недрами, налог на допол­нительный доход от добычи угле­водородов, сбор за право пользования объ­ектами животно­го мира и водны­ми биоресурсами, лесной налог.

В России организации должны платить 34 различных налога. Эти налоги делятся по иерархическому признаку на федеральные, реги­ональные и местные.

Федеральные налоги вводятся федеральными властями. Они взимаются по всей стране. Вот перечень федеральных нало­гов, уплачиваемых организациями:

- налог на добавленную стоимость (см. табл.);

- налог на прибыль организаций;

- единый социальный налог (взнос);

- взносы на обязательное страхование от несчастных случа­ев и профессиональных заболеваний;

- налог на доходы физических лиц;

- акцизы;

- налог на пользователей автомобильных дорог;

- налог с владельцев транспортных средств;

- таможенные пошлины;

- налог на игорный бизнес;

- налог на операции с ценными бумагами;

- платежи за пользование природными ресурсами;

- плата за пользование водными объектами;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- государственная пошлина;

- сбор за использование наименований «Россия», «Россий­ская Федерация» и образованных на их основе слов и словосоче­таний;

- сборы за выдачу лицензий и право на производство и обо­рот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продук­ции.

Региональные налоги вводят на своей территории власти краев, областей, республик и автономных округов, а также вла­сти Москвы и Санкт-Петербурга (эти города приравнены к реги­онам). Региональные власти могут ввести на своей территории лишь налоги, разрешенные федеральными властями. Перечень налогов, которые региональные власти могут взимать с фирм и предпринимателей:

1) единый налог на вмененный доход;

2) налог на имущество предприятий;

3) налог с продаж;

4) лесной доход;

5) сбор на нужды образовательных учреждений.

Власти городов и районов вводят на своей территории мест­ные налоги. Как и региональные власти, местные могут ввести лишь налоги, разрешенные федеральными властями. Вот перечень налогов, которые местные власти могут взи­мать с фирм и предпринимателей:

- налог на рекламу;

- земельный налог;

- целевые сборы на содержание милиции, на благоустройст­во территорий, на нужды образования и другие цели;

- сбор за право торговли;

- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной тех­ники и персональных компьютеров;

- лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

- лицензионный сбор за право проведения местных аукцио­нов и лотерей;

- сбор за право использования местной символики;

- сбор за участие в бегах на ипподромах;

- сбор со сделок, совершаемых на биржах;

- сбор за уборку территорий населенных пунктов;

- сбор за открытие игорного бизнеса.

Чтобы добиться единства налогообложения по стране, феде­ральные власти определяют не только перечень налогов, кото­рые могут вводить региональные и местные власти, но и основ­ные правила взимания этих налогов. Региональные власти могут изменять эти правила настолько, насколько это позволяют делать федеральные власти.

Так, вводя налог с продаж, региональные власти могут опреде­лить перечень налогооблагаемых товаров. Но в этот перечень не могут входить товары первой необходимости, перечисленные федеральными властями. Также региональные власти могут ус­тановить ставку налога, но не более 5%.

Налоги поступают в федеральный, региональные и местные бюджеты. То, что налог относится к федеральным, региональным или местным, не значит, что он полностью оплачивается в соответствующий бюджет. Федеральные вла­сти передают часть сборов многих федеральных налогов регио­нальным и местным властям. Например, налог на прибыль организаций расщеплен на три части. Общая налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты (см. табл.).

То же самое можно сказать и о некоторых региональных и местных налогах. Например, региональный налог с продаж по­ступает в региональный и местный бюджеты. Местный земель­ный налог платится во все три бюджета.

В зависимости от классификационных признаков все платежи подразделяются на виды (см. табл.), ставки которых определены не теоретическим методом, а волевым решением законодательных и исполнительных органов власти в процес­се обсуждения на заседаниях и закреплены соответствующи­ми законодательными актами. Кроме того, законодательными актами предусмотрено перераспределение налоговых ставок между различными территориальными образованиями, что делает налоговую систему более сложной как в сфере законо­дательства, так и в сфере изъятия налогов и сборов.


Таблица

Виды налогов Российской Федерации. Налоговые ставки

Виды налогов и сборов РФ

Налоговые ставки

I. Федеральные налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Устанавливается в размере от 0 до 20% от дохода субъекта налога (реализации товаров, работ, услуг и т. д.): 0% — на отдельные виды товаров (работ, услуг); 10% — на продукты и детские товары; 20% — на остальные виды товаров (работ, услуг).

Акцизы на отдельные виды товаров и минерального сырья

Определяется от реализованной (произведенной) стоимости или объемов товаров (работ, услуг) в размере:

от 0 до 1850 руб. — в зависимости от вида товара и субъекта налога;

от 0 до 30% — в зависимости от вида сырья (това­ра) и субъекта налога.

Налог на прибыль (доход) организаций

Исчисляется из сумм налогооблагаемой прибыли в размере: от 24 до 30%. Из них: 30% — по банковской деятельности (все поступает в федеральный бюджет);

24% — по остальным видам деятельности, в том числе 7,5% — поступает в федеральный бюджеты субъектов РФ,

14,5 – в бюджеты субъектов федерации, 2% — в местные бюджеты.

Налог на доходы от капитала

Определяется от дохода субъекта налога в размере 12 — 15%, в том числе: 12% — по доходам от процента по ценным бума­гам; 15% — по доходам от дивидендов.

Налог на доходы физических лиц

Исчисляется от всех видов доходов субъекта налога от 13 до 35%, в том числе: 30% — по доходам от дивидендов; 35% — по отдельным видам доплат (вклады, выиг­рыши); 13% — по остальным видам доходов.

Единый социа­льный на­лог (взнос)

Исчисляется от сумм выплат, вознаграждений, дохо­да, стоимости товаров (работ, услуг) различных кате­горий субъектов налога: от 17,6% (и плюс от 2 до 10% сверх установленного минимума) до 36,6% (и плюс от 2 до 20% сверх уста­новленного минимума), из них:

— в Пенсионный фонд РФ от 14% (плюс от 2 до 8% сверх установленного минимума);

— в Фонд социального страхования РФ от 2,9% (плюс от 1,1 до 2,2% сверх установленного миниму­ма) до 4% (плюс от 1,1 до 2,2% сверх установленного минимума);

— в Федеральный фонд медицинского страхования от 0,1% (плюс 0,1% сверх установленного миниму­ма) до 0,2% (плюс 0,1% сверх установленного мини­мума);

— в территориальный фонд медицинского страхова­ния от 2,5% (плюс от 0,9 до 1,9% сверх установлен­ного минимума).

Государст­венная по­шлина

Устанавливается однократно в зависимости от субъ­екта налога и оказываемой услуги:

— от 1 до 17000руб.

— от 0,5 до 5% от цены иска.

Таможен­ная пошли­на и тамо­женные сборы

Устанавливается постановлением Правительства РФ, в том числе за таможенное оформление товара сбор не может быть менее 0,05% от стоимости товара (в иностранной валюте).

Налог на пользова­ние недра­ми

Устанавливается определенная плата за лицензию, в размере от 100 до 4000 руб. (в зависимости от вида деятельности) или от 0,5 до 1 6% — в зависимости от стоимости минерального сырья

Налог на воспроиз­водство минераль­но-сырьевой базы

Определяется в зависимости от стоимости произве­денной или реализованной (направленной на перера­ботку) продукции (без учета НДС) в размере от 1,7 до 10%

Налог на допол­нительный доход от добычи угле­водородов

Устанавливается от процентной доли накоплен­ного дохода к накопленным затратам относи­тельно стоимости добытой или реализованной (переданной на переработку) продукции в раз­мере от 0 до 60%.

Сбор за право пользования объ­ектами животно­го мира и водны­ми биоресурсами

Устанавливается постановлением Правительст­ва РФ и законодательными органами субъектов РФ (выделение квот и сбор за право пользова­ния).

Лесной налог

Устанавливается постановлением Правительст­ва РФ и законодательными органами субъектов РФ за пользование лесными богатствами.

Водный налог

Устанавливается в зависимости от вида дея­тельности субъекта налога в размере от 0,5 до 7500 руб.

Экологический налог

Устанавливается постановлением Правительст­ва РФ в зависимости от вида вредного воздейст­вия каждого ингредиента загрязняющего веще­ства и сырья.

Федеральные лицензионные сборы

Устанавливаются в зависимости от вида лицен­зионной деятельности: — не превышают 1 000-кратного минимума раз­мера оплаты труда в соответствии с решением или законодательным актом РФ

П. Региональные налоги и сборы

Налог на иму­ще-ство органи­заций

Устанавливается законом субъекта РФ, но не превышает 2,5% стоимости имущества.

Налог на недви­жимость

Устанавливается законом субъекта РФ, но не более 2% от рыночной стоимости объекта не­движимости и 0,2% стоимости объекта недви­жимости жилищного фонда.

Дорожный налог

Устанавливается в размере 0,75% от дохода ор­ганизации.

Транспортный налог

Устанавливается законом субъекта РФ в зависи­мости от вида транспортного средства и его мощности двигателя в размере от 10 до 75 коп. за 1 л. с.

Налог с продаж

Устанавливается законом субъекта РФ в размере не более 5% от стоимости товара (работ, услуг).

Налог на игорный бизнес

Устанавливается законом субъекта РФ в размере от 50 тыс. до 1 млн. руб. в год в зависимости от объекта налогообложения.

Региональные лицензионные сборы

Устанавливаются субъектами РФ и не превы­шают 500 минимальных размеров оплаты труда и зависят от вида деятельности.

III. Местные налоги и сборы

Земельный налог

Устанавливается местными органами власти в размере от 0, 1 до 2% от кадастровой стоимости земли и групп субъектов налога.

Налог на имущество физических лиц

Устанавливается в размере от 0,1 % (плюс 2% сверх установленной суммы) от оценочной стоимости (страховой, рыночной, инвентариза­ционной).

Налог на рекламу

Устанавливается в размере максимально до 5% от стоимости оплаты услуг субъектом налога.

Налог на наследование и дарение

Устанавливается в размере не более 10 — 30% от стоимости имущества в зависимости от возраста и родства наследников.

Местные лицензионные сборы

Сбор за выдачу лицензии в зависимости от вида деятельности не превышает 500 минимальных оплат труда.

Источник: Александров И.М. Налоги и налогообложение, с. 56-59.

Из приведенного перечня классификационных признаков видно, что не представляется возможным выделить один или небольшую группу признаков, по которым все виды сущест­вующих налогов можно было бы отнести к той или иной группе или свести их в единую группу. Границы деления признаков условны, поэтому при разграничении налогов по группам применяется один из признаков, имеющий домини­рующее значение применительно к данной группе. В основе классификации всех налогов может лежать и единый признак, но при условии, что все принятые законодательством налоги будут классифицированы по данному признаку.

В идеале такой вариант возможен при переходе к едино­му налогу, т. е. замене всех существующих ныне налогов на единый совокупный налог от дохода, взимаемый с юридиче­ских лиц.

4. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ В РОССИИ

Анализ видов налогов свидетельствует, что, являясь наибо­лее важным механизмом регулирования экономики, налоговая система России не в полной мере соответствует условиям рыночных отноше­ний и является неэффективной и неэкономичной. Она являет­ся по своей сути не только грабительской, но и громоздкой, сложной и запутанной по исчислению налогов.

Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и из­менений, вносимых законодательными органами и ведомст­вами, порождает множество актов и инструкций, что не спо­собствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой ин­формации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и сило­вых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, что делает налоговую систему неэкономичной. Большое налоговое бремя, возлагае­мое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.

Концентрация основных сумм налоговых платежей в фе­деральном бюджете и внебюджетных фондах не заинтересо­вывает территориальные образования регионов в их эконо­мическом развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, само законодательство не способствует этому в той его части, что множество субъек­тов налога как производителей товаров уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регист­рации юридических лиц.

Для того, чтобы налоговая система функционировала эф­фективно в условиях рыночных отношений и стимулировала товаропроизводителя и труд работника, необходимо выпол­нить два условия:

— снизить налоговое бремя за счет уменьшения числа налогов и их ставок;

—сделать налоговую систему понятной, прозрачной, простой, доступной для субъекта налога, экономичной и про­стой в исчислении налогов с оптимально-минимальным шта­том налоговых служащих.

Налоговая система будет работать эффективно, если она будет построена по принципу доходности субъекта налога и административно-территориальному принципу уплаты на­логов. Это означает, что все субъекты налога, зарегистриро­ванные или осуществляющие хозяйственную деятельность в данном территориальном образовании, уплачивают налоги в бюджет (фонд) данного образования, из которого часть средств, установленная законом, зачисляется непосред­ственно в бюджет (фонд) данного образования, а другая часть средств перечисляется в бюджет (фонд) вышестоящего территориального образования и далее, в федеральный бюджет. Данная схема формирования бюджетов территори­альных образований позволит упростить процессы, проте­кающие в налоговой системе, и даст возможность территори­альным образованиям объективно формировать свои бюдже­ты, своевременно производить выплаты организациям и гра­жданам, а оставшуюся часть средств на­правлять на развитие инфраструктуры региона.

Анализ системы налогообложения России и зарубежных стран позволяет выявить ряд направлений совершенствова­ния налоговой системы и разрешения проблемы в налоговой сфере, основными из которых являются следующие:

1) создание экономичной и эффективной налоговой систе­мы с упрощенной законодательной базой, охватывающей всех субъектов налога, которые несут налоговое бремя на издержки и содержание аппарата, налоговых служащих, на организацию сбора, обработку и хранение налоговой информации и установ­ление контроля за поступлением налогов. Особое значение это имеет в переходный период к рыночной экономике;

2) создание налоговой системы с учетом конкретно скла­дывающихся условий и адекватной внешнеполитическим и внутренним изменениям обстановки. Регуляторами налого­вой системы могут выступать:

• своевременная отмена или ввод в действие новых плате­жей (налогов, сборов);

• своевременное изменение налоговой базы и налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения;

• изменение соотношения различных видов налогов или их замена на группу или единый вид налога на доход, кото­рый обеспечит необходимую долю средств бюджета, исполь­зуемого для решения задач, стоящих перед органом власти;

• своевременное введение пропорциональных, прогрес­сивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога;

Обозначенные выше направления совершенствования на­логовой системы ни в коей мере не разрешают противоречий в налогообложении, но они в определенной мере будут способствовать:

- уменьшению противо­речий;

- разработке оптимальной, экономичной и достаточно эффективной налоговой системы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 №2118-1 (в ред. Федерального закона от 31.12.01 № 198-ФЗ

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. – 448с.

3. Александров И.М. Налоги и налогообложение. М.: Дашков и К, 2003.- 296 с.

4. Региональные и местные налоги и сборы. М.: Бератор-Пресс, 2002. – 136 с.

5. Лобачева Е.С. О налоге на добавленную стоимость // Налоговый вестник, 2001, №3, с. 136-137.

6. Пронина Л.И. Федеральный бюджет и местные финансы // Финансы, 2000, №1, с. 14-17.

7. Солянникова С.П. Бюджетная и налоговая политика: проблемы и перспективы //Финансы, 2001, № 1, с.77-79.