Реферат: Речевая коммуникация 3

Название: Речевая коммуникация 3
Раздел: Топики по английскому языку
Тип: реферат

ВВЕДЕНИЕ

Теория коммуникации — одна из наиболее перспективных отрас­лей современного научного знания. Коммуникация — явление уни­версальное, ее содержание и формы попадают в поле зрения многих наук социально-гуманитарного, естественнонаучного и тех­нического циклов.

Понятие «коммуникация» всегда связано с получением ответа на определенные вопросы. Кто (адресат)? С какими намерениями (мотивы, цели)? В какой конкретной ситуации? Обращается к кому (к какой аудитории)? Прогнозируют какие вербальные (невербальные) результаты взаимодействия (обратная связь).

СВОЙСТВА И СИТУАТИВНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УСТНОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Задача устноречевой коммуникации добиться чтобы в сознании слушателя возникла та или иная информация, которую выражал говорящий.

Если в сознании собеседников варианты решения задачи совпадут, информация будет воспринята и осмыслена одинаково. В про­тивном случае ситуация осложнится: говорящий будет искать более удачную форму высказывания, а слушающий попытается точнее по­нять смысловое содержание.

Отвечая на вопрос «Кто участвует в коммуникации?», мы долж­ны представить себе роли, которые выполняют собеседники в си­туациях общения.

Роль инициатора общения (говорящего), как правило, связана с передачей информации и воплощается в следующих раз­новидностях:

адресатная — позитивная (передача знаний);

адресатная — позитивная (уточнение собственных знаний, на­пример «выспрашивание»);

адресатная — суггестивная (проверка или выяснение знаний);

адресатная — суггестивная (навязывание знаний, внушение).

Роль слушателя заключается в восприятии, понимании ин­формации и принятии решения о реактивных действиях и имеет разновидности:

нулевая — позитивная (получение знаний);

негативная (непринятие точки зрения или мотивов собеседни­ка) и т.д.

Намерения (мотивы, цели) инициаторов общения всегда обусловлены их социальной или профессиональной деятельно­стью. Взаимопонимание обычно возникает у собеседников, связан­ных общим родом деятельности, общими интересами, взглядами на жизнь и т.д.

Ситуации действительности, в которых осуществля­ется вербальная коммуникация, организуются в зависимости от сферы общения. Общение в конкретной ситуации характеризу­йся не только речевой формой, но и предметным содержанием.

Ситуация (акт) речевой коммуникации характе­ризуется продуцированием высказывания, его восприятием (осмыслением) и реактивным действием адресата (речевым или нере­чевым), демонстрирующим обратную связь.

Целевой аудиторией инициатора речи может быть любое число собеседников, связанных с ним общими коммуникативными намерениями.

В любой ситуации общения говорение — слушание сопровождается рядом актов, усиливающих эффект взаимодействия:

механические акты - приведение в действие речевого аппарата, произнесение звуков, складывающихся в слова;

речемыслительные акты - информирование, предъявление знания, формулирование вопросов, ответов и т.д.;

активизация обратной реакции, т.е. речевых действий слушателей.

Специфика поведения говорящего заключается, прежде всего, в передаче знаний, свойств и качеств обсуждаемого предмета. Поведение коммуникантов зависит от условий, в которых разворачивается речевое общение: сферы общения, временной ситуации и коммуникативной ситуации, обусловленной ролями участников общения и другими характеристиками.

Каждый человек в процессе жизнедеятельности вовлекается (последовательно или одновременно) в различные сферы общения: бытовую, социокультурную, деловую, учебную, производственную, культовую и т.д. Профессионализм коммуникантов в каждой сфере связан со знанием ее предметной базы, используемого стиля речевой деятельности .

Типичная (для любой сферы) коммуникативная ситуация предполагает:

отражение в речи целеустановок общения; реализацию умений в разных видах речевой деятельности;

использование способов изложения и лексико-грамматических средств, необходимых для выражения конкретного предметно­го содержания.

Типичную коммуникативную ситуацию можно представить как мо­ дель контакта, в котором реализуются речевые (и неречевые) действия со­ беседников в их социально-коммуникативных и профессионально-коммуни­ кативных ролях.

В речевой реализации, каждой коммуникативной ситуации, участ­вуют адресант (отправитель, производитель, инициатор речи) и ад­ресат (получатель, реципиент, слушатель, аудитория слушателей).

Рассмотрим подробнее их коммуникативные характеристики.

Адресант обязательно учитывает в своей речи характеристи­ки слушающих и цель своего говорения. В каждой из ситуаций общение строится с учетом речевых (языко­вых) параметров говорящего и слушающего.

Адресат в процессе коммуникации совершает ряд речевых действий реактивного характера, которые иногда подкрепляются неречевыми действиями (кивок головы, взгляд, движение, жест и т.д.).

Коммуникативные контакты классифицируют:

по наличию субъектов коммуникации; по условиям взаимодействия; по средствам коммуникации;

по результатам коммуникации.

Способы высказывания и усложнения объектов изложения содержания можно представить в виде:

Повторения - услышанного, прочитанного, законспектированного ранее текста и т.д.;

Пересказа - с опорой на аудиовизуальные материалы и дополнением собственными выводами, точно воспроизводящий текст;

Изложения - полно, подробно, близко к тексту (услышанному, прочитанному; выборочно, сжато);

Комментирования - ответа или реплики кого-либо, хода практических действий, результатов наблюдений и т.д.;

Сообщения - на практическом занятии, публичном выступлении, в ходе защиты проекта и т.д.

ВИДЫ УСТНОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Говорение как вид устноречевой коммуникации. Говорение обусловлено выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем го­ворения является динамичная, спонтанная, инициативная речь.

Для осуществления говорения необходимы определенные пред­посылки условия говорения:

наличие коммуникативно-речевой ситуации, которая служит стимулом говорения;

наличие цели сообщения своих мыслей, коммуникативной на­правленности взаимодействия;

наличие знаний о предметном содержании, т.е. о том, что определя­ет процесс говорения;

отношение к объекту речи — собеседнику, понимание его на­строения, системы взглядов, и т.д.;

наличие средств выражения своих мыслей и чувств, средств вы­ражения своего отношения и реализации речевого действия; та­кими средствами являются речевое умение и составляющие его навыки.

Роль говорящего продуктивна. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней.

В любом устном тексте можно выделить несколько уровней струк­ туры и содержания:

мотивированный уровень и уровень коммуникативного намере­ния — то, ради чего и с каким предлагаемым воздействием на партнера откроется текст;

предметно-содержательный уровень — набор явлений, фактов, предметов действительности, который отражается в вербаль­ном общении;

смысловой уровень— логи­ческая организация предметных связей в процессе их осмысле­ния;

языковой план — совокупность языковых средств (лексических, грамматических и т.д.);

речевой план — своеобразие способов формирования и форму­лирования мысли;

фонационный план для звучащего текста — его интонационно-произносительные особенности.

Мотивы говорения и слушания часто совпадают. Участники общения обмениваясь мнениями по определенной проблеме или воспринимая информацию, стремятся получить максимум знаний о предмете обсуждения.

Слушание как вид коммуникации. Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности Эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда достигается полное взаимопонимание.

Если в процессе говорения не обращать внимания на реакцию слушателей, не добиваться необходимой обратной связи, то можно заранее быть уверенным в безуспешности общения. Для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой, необходимо именно наличие слушателя.

Слушание - рецептивный вид речевой деятельности, посредством кото­ рого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения н а основе деятельности слухового анализатора.

Эффективность деловых вербальных коммуникаций связана с выполнением ряда требований: не перебивать партнера, проявлять заинтересованность и терпение, задавать уточняющие вопросы и т.д. Главной ошибкой во взаимодействии собеседников является то, что они наблюдают друг за другом, вместо того, чтобы внима­тельно слушать и выделить полезную информацию.

Чтобы избежать ошибок в общении, необходимо четко пред­ставлять себе его цель, задачи, прогнозируемые результаты, коммуникативную компетенцию участников общения.


Цель слушания, как правило, реализуется в предмете деятельности и заключается в раскрытии смысловых связей, осмыслении поступающего на слух речевого сообщения.

Осмысление — процесс раскрытия и установления смысловых отношений между выраженными словами понятиями. Результат осмысления может быть положительным (понимание) или отрицательным (непонимание).

Слушание, как и все виды речевой деятельности, мотивировано потребностями, психологическими установками, задачами слушающего.

УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ

Формирование умений в устноречевой деятельности тесно связано с развитием определенных психологических и речевых механизмов. Осознание предмета коммуникации, смыслового содержания об­щения возможно при наличии ряда умений:

осознавать исходный замысел продуцируемого или воспринима­емого высказывания;

удерживать в памяти и упреждать основную мысль каждой смы­словой части сообщения;

объединять смысловые части в целое речевое сообщение;

устанавливать логику развертывания сообщения;

Перечисленные умения направлены прежде всего на осмысле­ние (осознание, объективизацию) предмета говорения — того, о чем идет речь.

Уровень сформированности перечисленных умений у того или иного человека зависит от следующих факторов:

социально-культурного — исторических традиций, норм и пра­вил, принятых субъектом общения;

индивидуально-психологического — индивидуальных особеннос­тей говорящего;

ролевого — особенностей ролевых отношений (условий и ус­ловностей общения). Ниже представлен перечень умений, которые способствуют формированию устного высказывания в



1) 237


речевой деятельности и могут использоваться в качестве критериев для оценки уровня коммуникативной компетенции:

Умения говорения (высказывания), формируемые на 6азе слушания-

запомнить и удержать в памяти содержание устной информации;

воспроизвести в нормальном темпе полученную информацию по памяти;

воспроизвести в заданное время усвоенную информацию с необходимыми изменениями, дополнениями, компрессией и т.п.;

передавать содержание чужой речи с различной степенью тональности и полноты, с элементами оценки;

производить содержательно-оценочную переработку услышанного сообщения;|

выборочно репродуцировать воспринимаемые на слух высказывания с целью присоединения к чьей-либо точке зрения;

обобщать информацию, воспринимаемую в диалоге, и передавать ее в высказывании.

Умения говорения, формируемые на базе чтения-

понимать и воспроизводить устно содержание прочитанного текста (или его части);

запоминать и держать в памяти (определенное время) содержание прочитанного текста;

воспроизводить устно прочитанный текст с использованием плана, визуальных опор, с необходимыми переработками и дополнениями;

использовать прочитанный текст для иллюстрации своих мыслей, сокращая, дополняя, объединяя информацию по изученной или изучаемой теме;

передавать содержание прочитанного ранее без подготовки;

пополнять, конкретизировать, корректировать чье-либо высказывание с опорой на прочитанный текст (тексты).

Умения говорения, формируемые на базе письма-

сопровождать устный комментарий речевых действий партнеров записью формул, уравнений, цитат;

воспроизводить в развернутом виде краткую конспективную запись в устном монологическом высказывании, переводя текст конспекта из кода символов в словесный код;

комбинировать в устной речи модели высказываний, основанных на письменноречевых моделях (описание, утвержденье, доказательство, оценка и т.д.).

Как правило, говорящий выступает инициатором общения. Он изначально программирует ход беседы и прогнозирует речевые действия слушателя. Его речь является отправной точкой реактив­ных действий собеседника, поэтому чем правильнее, яснее, грамот­нее построены инициативные речевые действия, тем эффективнее будет акт коммуникации.

Говорящий, стремящийся к правильности и эффективности и инициативного говорения, должен исключить из своей речи прежде всего общеизвестные ошибки. Нельзя говорить:

не подумав, не организовав свои мысли, и при этом не разъясняя их значение;

не следя за реакцией слушателей, стараясь как можно дольше находиться в позиции инициатора общения;

не подкрепляя свою речь наглядными материалами, примерами;

не инициируя ответную реакцию собеседников вопросами к аудитории и т.д.

Специалисты по ораторскому мастерству (П. Сопер, Н.М.Ткаченко, С.Ф. Иванова, В.В. Одинцов, М.Р. Львов и др.) выделяют несколько ошибок в речевом поведении партнеров по общению

неточность высказываний;

неуместное использование понятий, терминов, ссылок, цитат;

чрезмерное использование иностранных слов;

неполное информирование партнера;

высокий темп изложения информации;

наличие смысловых разрывов и скачков мысли;

неполная концентрация внимания;

витиеватость изложения;

наличие логического противоречия;

неадекватные интонации, мимика и жесты, не совпадающие со словами;

отсутствие психологической настроенности на общение с конкретной аудиторией;

неуместное использование слов-паразитов, бытового жаргона, лексики в официальном общении.

Чтобы быть услышанным и понятым необходимо:

1) определить, с какой целью вы будете говорить: отвечать вопросы, излагать факты или собственное мнение, описывать, убеждать, доказывать, анализировать, оценивать и т.д.;

2) продумать способ изложения информации, соответствующий цели и предметному содержанию разговора;

3) предварительно выяснить степень владения предметом держания речи собеседниками;

4) продумать вопросы к слушателю или аудитории, которые по­зволяют возвращать внимание к говорящему. Самые простые из этих вопросов: «не правда ли?», «вы согласны со мной?», «я понят­но объясняю?», «у вас есть возражения?» и т.д.

Каждое речевое действие воплощается в лексико-грамматических конструкциях, которые целесообразно использовать для пре­одоления барьеров в устноречевом взаимодействии. Ниже даны не­которые из этих соответствий.

Обобщение: все это говорит о ...; обобщая все сказанное; таким образом; короче говоря; и т.п.

Уточнение: иначе говоря; я имею в виду; главным образом; скорее всего; иными словами; и т.п.

Характеристика: рассмотрим характерные черты; как из­вестно; наиболее важно то; и т.п.

Описание: как мы узнали из текста; как утверждает; анализ результатов показал; и т.п.

Формулировка: тема моего сообщения; я буду говорить о ...; здесь утверждается, что; и т.п.

Сравнение: по сравнению с ...; это аналогично; похож на ...; отличен от ...; такой же, как; и т.п.

Утверждение: конечно; разумеется; несомненно; все знают; очевиден тот факт, что; и т.п.

Аргументация: по имеющимся результатам; я придерживаюсь точки зрения; и т.п.

Вывод: вывод состоит в том; как было доказано; отсюда следу­ет; в итоге; в частности и т.п.

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

Общение — это «улица с двусторонним движением». Чтобы общать­ся, человек должен выражать свои идеи, свои мысли и свои чувства собеседникам, но в то же время он должен дать возможность и со­беседнику выразить свои мысли, свои желания и настроения, а зна­чит, слушать другого. Поэтому слушание является предпосылкой правильной, уместной, интеллигентной речи.

Слушание и говорение обычно рассматривают в единстве, называемом устным общением, и соответственно определяют характер устноречевой компетенции человека.

Ведущим началом любого общения и любого вида речевой деятельности, т.е. восприятия и порождения информационно-смысловых единств, является коммуникативно-речевое побуждение партнеров по общению, выраженные в конкретной речевой форме.

Чтобы лучше понять специфику умений, формируемых в процессе слушания, следует прежде всего обозначить конкретную речевую ситуацию и соотнести с ней мотивы слушания.

Сравним соответствующие этим мотивам наборы формируемых умений:

восприятие информации от говорящих (других людей) самого себя, при котором человек воздерживается от высказывания своих эмоций;

поощряющее отношение к говорящему, подталкивающее продолжать акт общения;

незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию его мысли.

Ведущим началом усвое­ния языка (речи) должен быть смысл, понимаемый разными кате­гориями слушающих именно так, как задумал говорящий.

С формированием осмысленного восприятия связаны следую­щие умения:

формулирование темы речевого сообщения;

членение речевых сообщений на смысловые части;

определение главной мысли смысловой части и мыслей, детали­зирующих главную;

установление логики речевого сообщения.

Все эти умения направлены на осознание предмета речевой дея­тельности — ее смыслового содержания. Ошибки в толковании смысла полученной информации нередко приводят к нарушению коммуникации.

У каждого существует глубинная потребность «быть услышан­ным», поэтому все люди хорошо относятся к внимательным слуша­телям. Именно внимательные слушатели получают самую нужную и полезную информацию.

Приемы правильного и эффективного слушания:

одобрение, поощрение собеседника к дальнейшему высказыванию, умение вовремя согласиться с ним, использовать слов одобрения;

повторение услышанного для того, чтобы собеседник понял что слушающий схватывает значение его слов;

сопереживание, подчеркивающее для собеседника ваше действительное отношение к информации, к его чувствам и переживаниям;

обобщение, дающее основу для дальнейшего обсуждения. При этом можно повторить некоторые мысли говорящего, например: «Если я правильно понял...»

На основе слушания формируются такие необходимыеречевые умения:

умение с необходимой степенью развернутости воспроизвести прослушанное во внутренней речи, а затем перевести во внеш­нюю;

умение обобщить и оценить содержание прослушанного, присо­единяясь к чьей-то точке зрения или аргументируя собственную;

умение построить краткое или развернутое сообщение по про­слушанному материалу;

умение воспроизвести по памяти полученную информацию;

умение передать услышанное третьему лицу с различной сте­пенью точности, с элементами оценки и т.д. информации (опорных слов, тезисов, цитат, конспекта) в процесс говорения — слушания И в естественных, и в учебно-речевых коммуникативных ситуациях слушания возникают помехи, которые мешают 100%-ному восприятию и адекватному пониманию услышанного:

физические помехи — от­влекающий шум, неожиданные действия собеседников, усталость и т.п.;

ф. умственные помехи — безразличное отношение к теме раз­говора, озабоченность личными проблемами, сложность излагаемо­го материала или непоследовательность его изложения;

ф. ориентация на себя,а не на партнера — основная ошибка общения. Если это происходит в процессе слушания, то слушаю­щий: не организует свои мысли; не воспринимает смысл услы­шанного; об­думывает свои соображения и аргументы желая быть «умнее собе­седника», думает о том, где и как можно «улучшить» его слова, а не о том, как его понять; часто вообще не слушает, потому что говорящий ему не интересен.

Чтобы правильно и эффективно слушать, можно использовать приведенный ниже алгоритм действий:

1) слушая, не расслабляйтесь, примите активную позу;

2) следите глазами за говорящим;

3) старайтесь запомнить главные блоки информации;

4) пытайтесь мысленно опережать высказывание собеседника, а затем сравнивайте его выводы со своими;

5) задавайте говорящему уточняющие вопросы;

6) несколько раз повторите про себя полученную информацию, если она становится руководством к действию;

7) просите родных или друзей задавать вам вопросы, чтобы уточ­нить, правильно ли вы поняли услышанное.

Реакция людей на услышанное зависит от целей и условий коммуникации, уровней восприятия, понимания информации и ее осмысления и, следовательно, неодинакова.

В реальной коммуникации принято различать три вида слушания, которые соответствуют определенным целям восприятия, внимания и реагирования.

1.Выяснителъное слушание. Целью его является получение опреде­ленной информации для ответа на вопрос, приобретения новых данных по известной теме, понимания деталей содержания. При этом слу­шающий сосредоточивает внимание на конкретных высказывани­ях, разъясняющих интересующие его проблемы.

2.Ознакомительное слушание. Целью его является выработка общего представления о предмете сообщения для получения удовольствия от прослушанного, удовлетворения собственных интересов, установления смысловых связей между фрагментами информации, овладения знаниями для передачи их третьим лицам и др. Этот вид слушания не предполагает обязательной реакции на услышанное. Слушающий получает ин­формацию «для себя».

Ознакомительное слушание можно рассматривать как сумму его подвидов — познавательного, развлекательного, познава­тельно-развлекательного.

3.Деятелъностное слушание. Целью данного вида слушания является подробное улавливание и запоминание информации с обязатель­ным ее воспроизведением: перед другой аудиторией, пересказ слов преподавателя и т.д. В ка­честве материала для деятельностного слушания выступает моно­лог или диалог профессионального или общественно-политическо­го характера.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ГОВОРЕНИИ И СЛУШАНИИ

Как правило, устная речевая коммуникация двунаправлена: каждый из ее участников становится то инициатором (говорящим), то реципиентом (слушающим) передаваемой информации.

Активность устного общения, эффективность, результативность взаимодействия во многом определяются тем, как поняли друг друга участники общения, как отреагировали на слова и поведение собеседника, какими действиями подтвердили правильность восприятия в обратной связи. Под обратной связью в ситуации подразумевается решение коммуникативных задач, реализуемое в реактивных (речевых или неречевых) действиях собеседников.

Для установления обратной связи в ситуации (акте) устной коммуникации необходимы, во-первых, внимание к собеседнику понимать не только его слова, но и поведение в процессе общений (мимика, взгляд, жест, интонация и т.п.); во-вторых, постоянный самоконтроль, необходимость своим речевым и неречевым поведением помогать собеседнику понять вас.

Не установив обратной связи с собеседником, можно ошибочно предположить, что он точно понял сказанное, хотя на самом деле эффект совсем другой.

В зависимости от целей устного общения и поведения каждого из коммуникантов возможна непредвзятая, положительная обратная связь или агрессивная, носящая негативный оттенок. Типы обратной связи соответствуют реакции слушающего на сообщение, и подразделяются следующим образом:

активное слушание— слушание-сопереживание;

слушание-совет — слушание с целью дать совет и слушание, подразумевающее включение реплик-советов в реактивные действия слушающего;

слушание-вопрос — слушание, цель которого проконтролировать знания говорящего или получить для себя дополни­тельную информацию, формулируя во внутренней речи вопро­сы к говорящему;

слушание-критика — предвзятое слушание, предполагаю­щее несовпадение точек зрения собеседников на проблему и по­пытки слушателя скорректировать содержание сообщения.

Прогнозировать или инициировать обратную связь во время ре­чевого взаимодействия можно при условии, что каждый из участни­ков общения использует средства и механизмы, навыки и умения слушания и говорения.

Назовем некоторые способы формирования навыков говорения и слушания:

Говорение:

говорить интересно и доходчиво (с учетом интересов слушате­лей);

передавать слушателям только полезную для них информацию;

правильно оформлять речевые произведения, располагая их в больших композиционных блоках (выступлениях, монологах, рассуждениях) по принципу: вступление, главная часть, выводы (заключение);

использовать речевые средства в соответствии с количествен­ным составом аудитории (межличностное, межгрупповое, пуб­личное общение);

применять речевые средства, соответствующие функционально­му стилю, ситуации, сфере общения;

передавать содержание с использованием невербальных сигна­лов;

осуществлять анализ обратной реакции слушателей в процессе говорения;

регулировать темп говорения с учетом того, что устная речь вос­принимается и понимается труднее, чем письменная;

Слушание:

находить в услышанном что-то полезное для себя;

стремиться «раскрывать истину» с помощью реактивных рече­вых действий;

сосредоточиваться на главном;

фиксировать основные положения сообщения в письменной речи (конспект, тезисы, опорные слова, цитаты и т.д.);

воздерживаться от советов и «приговоров» до серьезного осмыс­ления сказанного;

задавать уточняющие вопросы;

формулировать выводы во внутренней речи;

анализировать невербальные сигналы говорящего;

проводить анализ и оценку содержания сообщения, а не поведения говорящего и т.д.

Инициатор общения должен отвечать на вопросы слушающего. Не обращать внимание на уточняющий вопрос — значит спровоцировать непонимание или неправильное понимание собственных слов. В ответ на такие вопросы не стоит повторять в деталях свой информационный блок. Можно ограничиться повтором цитата, цифры, понятия, определения.

Слушатель выражает полное понимание репликами: «Теперь ясно!», «Так» и т.д.

Каждый человек стремится к тому, чтобы лучше понимать и быть понятым. Однако в непонимании чаще всего повинны обе сто­роны коммуникации.

Видно, что для достижения обратной связи необходимо преодолеть ряд барьеров и помех общения:

барьеры передачи информации — нечеткое представление инициатором общения предмета разговора, отсутствие логики в высказываниях, артикуляционные проблемы, тембр голоса и т.д.

барьеры восприятия информации — неподготовленность к разговору на заданную тему, отсутствие навыков осмысления, трансформации, обобщения информационных блоков, неразвитость механизмов вероятностного прогнозирования и т.д.

объективные помехи в общении — физиологические помехи), психологические, а также отсутствие общего языка общения, неожиданность сообщения и т.д. Барьерами общения могут быть раздражение или гнев, чувство неудовлетворенности, которые провоцируют невнимательность, поспешность выводов и т.д. самоконтроль или контроль ситуации слушающим, осуществляемый на протяжении всего процесса коммуникации и включающий несколько этапов: контроль подготовки информации к передаче; контроль полноты восприятия информации; кон­троль формулирования реактивных речевых высказываний в со­ответствии с типом обратной связи.

Среди методов контроля самый популярный — уточняющие или наводящие вопросы, переспрос слов или высказываний.

Лучше всего обратная связь устанавливается, когда собеседники демонстрируют естественное участие и восприятие всего сообще­ния в целом. Хороший путь к взаимопониманию — отзывчивость к потребностям собеседника.

ПРИМЕНЕНИЕ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ И СЛУШАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИИ

Умения говорить и слушать — это искусство. Для того чтобы его постичь, нужно приложить немало усилий.

Причина, по которой большинство людей не в состоянии адекватно воспринимать слова собеседника довольно проста: они просто не хотят и не умеют слушать, хотя роль слушания в процессе общения не менее, а иногда и более важна, чем роль инициативного говорения.

Слушание и говорение — две стороны одного процесса — устной речи, поэтому развитие умений в одном из этих видов речевой дея­тельности обязательно ведет к развитию реактивных умений.

Следующие умения называют основными для эффективного общения:

умение производства — восприятия речевого материала на эле­ментарном уровне: узнавание звуков, звукосочетаний, слов, по­нимание структуры предложения, установление смысловых свя­зей между частями предложения, понимание его структуры;

умение устанавливать смысловые связи между отдельными фра­зами, информационными единицами;

умение использовать необходимые механизмы речи и речевые средства для передачи — получения информации и осуществле­ния речевых действий;

умение адекватно представлять предметы речевой деятельности (мысли, факты, понятия, функции, свойства, явления) в учеб­ных или естественных речевых действиях.

Поскольку предметом речевой деятельности во всех ее видах яв­ляется смысловое содержание речи, самое пристальное внимание необходимо уделить развитию таких навыков восприятия речи, как запоминание, понимание, осмысление, опережающее прогнозиро­вание высказываний (сообщений), уяснение связей и отношений между элементами информации и явлениями реальной действи­тельности, мотивами говорящего и т.д.

Хорошие слушатели быстрее привлекают интересного со6еседника. Слушающий, поставивший цель сосредоточить внимание на самом важном в получаемой информации, должен предварительно решить, что для него важнее: узнать факты, узнать мнение собеседника по одному вопросу или по многим вопросам, просто оценить его эмоциональное состояние для продолжения разговора.

Примеры формулировок уточняющих вопросов, которые помогают решить эту проблему.

Чтобы уточнить ситуацию, можно, например, спросить когда именно вы начинаете работу над этим планом? Сколько человек задействовано в этом проекте? На сколько правильными были ответы студентов на вопросы? и др.

Чтобы узнать мнение, можно спросить: как вы думаете, этот план выполним? Будет ли выполнен график работ? Хватит, этой суммы, чтобы реализовать замысел? Ответы были искренни?

Зачастую однозначно понять и принять услышанное мешает наличие в речи говорящего таких слов, как большинство, много, скоро, существенный и т.д. Слушающему нужно уточнять, что говорящий подразумевает под ними, чтобы не исказился смысл сообщения.

Зная, что говорящий весьма часто употребляет в речи неточные, двусмысленные формулировки, стоит заранее спланировать возможные вопросы к говорящему. Считается, что беседа в стиле «вопрос — ответ» способствует, а не препятствует пониманию. Но, формулируя вопросы, надо говорить с говорящим «на одном языке», дать ему возможность высказаться до конца, не перебивая его.

В процессе любой коммуникации, предполагающей ценность передаваемой получаемой информации, полезно делать записи, поскольку воплощение ситуации общения разных видов речевой деятельности повышает результат взаимодействия.



2) 251