Реферат: Сущность стратегического контроллинга 2

Название: Сущность стратегического контроллинга 2
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

Сущность стратегического контроллинга.

2.1 Концептуальные основы стратегического контроллинга

В условиях становления рыночных отношений любое предприятие вне зависимости от формы собственности становится экономически и юридически самостоятельным. Такое положение предприятия как субъекта рыночных отношений предопределяет объективный процесс возрастания роли и значения функций управления: они наполняются новым содержанием. В этой связи особенно актуальным является решение вопросов изучения сущности стратегического контроллинга и определения его места в системе управления предприятием.

Отсутствие согласованности ученых в трактовке понятия "стратегический контроллинг" ставит перед необходимостью формирования основных направлений, характеризующих систему стратегического контроллинга. К ним относятся:

* поиск информации за пределами предприятия (внешней) о конкурентах и ее анализ;

* определение зависимости между стратегической позицией, выбранной компанией, и ожидаемым применением внутренней отчетности предприятия с точки зрения стратегического позиционирования;

* получение конкурентного преимущества за счет анализа способов сокращения расходов и (или) цепочке ценности и оптимизации факторов затрат.

Для формирования концептуальных основ стратегического контроллинга примем за основу утверждение, что стратегический контроллинг - это определенный способ отражения финансовых и учетных проблем предприятия Стратегический контроллинг фокусируется на определенных ключевых элементах деятельности предприятия, позволяющей создавать экономические ценности. Этот процесс можно представить в виде модели "С-цикла". Сущность модели заключается в том, что она концентрируется на четырех основных элементах стратегического контроллинга: обязательствах, потенциальных возможностях, затратах и контроле.

Следует отметить, что теория стратегического контроллинга концентрирует внимание на обязательствах предприятия и альтернативных возможностях. Их конкретизация заключается в следующем.

1) Предприятия берут на себя ряд деловых обязательств, которые в результате приводят к обмену экономическими ценностями посредством деловых операций.

Эффект от анализа подобного рода обязательств заключается в том, что становится понятным, как изменяются цены на предприятии за определенный период времени, а также степень подверженности предприятия риску.

Стратегический контроллинг можно определить как финансовый анализ проблем, связанных с четырьмя факторами: обязательствами, контролем, денежными потоками (затратами) и потенциалом предприятия.

Нельзя не отметить, что сегодняшние экономические проблемы имеют специфические формы проявления. Как свидетельствует мировая практика, неизбежным проявлением любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала, является банкротство. Подобного рода кризисные явления в экономике хозяйственных систем предопределены самой сущностью предпринимательства, которое всегда сопряжено с неопределенностью достижения конечных результатов, а значит, и с риском потерь.



2.2. Цель и объекты стратегического контроллинга

Стратегический контроллинг должен обеспечивать руководство предприятия и других пользователей значимой информацией о стратегии предприятия (изменении текущих показателей в стратегическом положении). Так, с точки зрения стратегического контроллинга, такой показатель, как прибыль, рассматривается не как внутренний показательхарактеризующий результат деятельности предприятия, а как внешний показатель (результат), характеризующий положение предприятия по отношению к существующим и возможным конкурентам.

Следовательно, целью стратегического контроллинга является формирование информации о возможных приоритетных направлениях развития стратегии бизнеса предприятия путем выявления причинно-следственных связей при сопоставлении данных о затратах, ценах, спросе, финансовом положении и других с аналогичными данными конкурентов, а также принятие мер по регулированию возникших отклонений и оптимизации соотношения "затраты - прибыль".

Вышеизложенное определяет объекты стратегического контроллинга. К ним относятся относительные данные (сопоставимые с данными конкурентов) о затратах, ценах, спросе, финансовом положении, как в масштабе структурных подразделений предприятия, так и предприятия в целом.



2.3. Этапы процесса накопления информации в системе стратегического контроллинга

Изучение сущности стратегического контроллинга ставит перед необходимостью исследования структуры и состава процесса накопления информации в системе стратегического управления. Этот процесс состоит из следующих этапов (рис. 2.1).

Этап реализации стратегического анализа (1 этап) предполагает определение:

* цели предприятия;

* внешних условий работы предприятия для выявлении возможностей рисков и потенциальных возможностей;

* ресурсов предприятия для выяснения его сильных и слабых сторон;

* организационной структуры предприятия

3. Методы стратегического финансового контроллинга.

3.1. Группировка деловых и финансовых показателей деятельности предприятия

Для обнаружения сигналов о возникновении явлений кризисного состояния предприятия необходимо постоянное наблюдение за его деловыми и финансовыми показателями. Их анализ дает возможность количественно оценить явления. Одни и те же показатели могут иметь различное значение и тенденцию на разных этапах жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия. Поэтому анализ показателей по этапам жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия позволит выявить тенденцию развития кризисных явлений на основе количественных и качественных оценок.

Деловые и финансовые показатели делятся на несколько групп: показатели ликвидности, финансового состояния, оборачиваемости, рентабельности. В свою очередь, их можно подразделить по признаку отслеживания и изменяемости как по этапам жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия, так и по времени. В табл. 3.1 представлены показатели, требующие особого внимания на различных этапах жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия. 3.2. Отслеживание показателей на этапах жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия

Исходя их данных табл. 3.1, не следует делать вывод о том, что на других этапах показатели не требуют отслеживания. Просто на данных этапах они становятся более важными для анализа выживаемости предприятия. Например, на этапе зарождения предприятия особое внимание должно быть уделено показателям ликвидности и финансовым показателям. На данном этапе предприятие может еще не работать на полную мощность, и делать какие-либо выводы по показателям рентабельности или оборачиваемости еще рано. На этапе зарождения важно, чтобы предприятие имело хорошие показатели ликвидности и финансовые показатели, поэтому необходимо добиться их стабильности.

К этапу ускорения роста финансовые показатели и показатели ликвидности должны быть уже стабильны. Если они не стабилизировались на предыдущем этапе, то это означает, что предприятие не достигло требуемой степени конкурентного преимущества и стоит на грани банкротства. Требуется вмешательство на уровне пересмотра миссии предприятия или, как минимум, его маркетинговой стратегии. На этапе ускорения важным становится отслеживание показателей оборачиваемости. Чем выше показатели оборачиваемости, тем лучше идут дела у предприятия.

Показатели оборачиваемости на этапе ускорения роста жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия должны постоянно расти. Уменьшение одного из показателей оборачиваемости должно тщательно анализироваться с целью принятия соответствующих мер. Как правило, снижение одного из показателей определяется изменением величины знаменателя в расчетной формуле, который и должен подвергаться тщательному анализу. Цель анализа коэффициентов оборачиваемости на этапе ускорения роста состоит в достижении стабильных показателей оборачиваемости.

На этапе замедления роста конкурентного преимущества к анализу показателей оборачиваемости добавляется пристальный анализ показателей рентабельности, причем наиболее важным является анализ рентабельности продаж. На данном этапе важно, чтобы к стабильным показателям оборачиваемости добавились стабильные показатели рентабельности продаж. На предыдущих этапах рентабельность могла быть не очень высокой, так как производство еще только налаживалось, но если фирма достигла этапа замедления роста конкурентного преимущества, то, по всей видимости, были преодолены достаточно крупные препятствия и предприятие вышло на стабильный уровень работы, поэтому теперь ему важно закрепить успех. Одним из показателей стабильного успеха является стабилизация показателей рентабельности продаж. Особое внимание следует уделять коэффициентам рентабельности всех операций по балансовой и чистой прибыли как интегрированным показателям.



3.3. Показатели рентабельности

При достижении зрелости конкурентного преимущества добавляется еще одна группа показателей, требующая особого внимания. Это показатели рентабельности капитала. Имея стабильные показатели рентабельности продаж, необходимо добиваться стабильных и высоких показателей рентабельности капитала. На этапе зрелости важно отслеживать инвестиционную деятельность предприятия, что и позволяет анализировать показатели рентабельности капитала.

На этапе спада происходит дестабилизация всех показателей финансовой и деловой активности, и, как следствие, необходимо четкое их отслеживание. Но не все показатели могут сигнализировать о негативных моментах (ситуациях) в равной степени. Наиболее существенными показателями являются показатели ликвидности и показатели рентабельности. На основании анализа показателей рентабельности можно сделать вывод о возможности или невозможности продолжения деятельности предприятия в принятом направлении. Показатели ликвидности могут предвещать полное банкротство предприятия.



3.4. Анализ показателей ликвидности

Необходимо отметить, что показатели ликвидности необходимо анализировать в несколько этапов по степени важности (рис. 3.1) и при этом на каждом этапе могут быть выявлены нарушения стабильности. Второй этап анализа показателей ликвидности предприятия - анализ оборотного капитала и коэффициента маневренности.

Величина оборотного капитала может стремиться к нулю или быть меньше нуля. Это говорит о том, что текущие активы равны или меньше краткосрочных обязательств. Показатель оборотного капитала тесно связан с общим коэффициентом ликвидности, так как определяется при помощи одинаковых параметров. Поэтому отслеживать можно один из этих показателей, хотя, с точки зрения экономики предприятия, важны оба показателя, а оборотный капитал всегда должен быть больше нуля, иначе предприятие должно быть остановлено из-за отсутствия средств. Связанный с оборотным капиталом коэффициент маневренности также может свидетельствовать о неблагополучии на производстве, если его значение близко к нулю.

Третий этап анализа показателей ликвидности предприятия - анализ качества активов.

Анализ качества активов сводится к анализу двух показателей: доли труднореализуемых активов в общей величине текущих активов и соотношения труднореализуемых и легко реализуемых активов. В случае, когда рост доли труднореализуемых активов в общей величине текущих активов постоянен от проверки до проверки, это может служить сигналом о неблагополучии в производстве. При этом необходимо принимать меры для избавления от труднореализуемых активов.

Увеличение величины соотношения труднореализуемых и легко реализуемых активов может происходить из-за увеличения количества труднореализуемых активов или из-за уменьшения количества легко реализуемых активов. И то и другое свидетельствует о необходимости более тщательного анализа этой проблемы.

Четвертый этап анализа показателей ликвидности предприятия - анализ среднего периода предоставления кредита.

Сокращение среднего периода кредитования контрагентами может показывать некоторое недоверие к предприятию со стороны контрагентов. Контрагенты, предполагая, что предприятие не обладает необходимой ликвидностью, могут сокращать сроки кредита, что неблагоприятно скажется на платежеспособности предприятия.

Пятый этап анализа показателей ликвидности предприятия - анализ ликвидности при мобилизации средств.

Коэффициент ликвидности при мобилизации средств имеет рекомендуемое значение от 0,5 до 1,0. Если его значение опускается ниже 0,5, то это свидетельствует о том, что краткосрочные обязательства не могут быть покрыты производственными запасами даже наполовину, что предвещает банкротство предприятия. Значение больше 1,0 говорит об омертвлении оборотных средств. Лишние производственные запасы увеличивают себестоимость продукции и снижают прибыль.



3.5. Анализ показателей финансового состояния предприятия

Анализ показателей финансового состояния предприятия (см. табл. 3.1) является более трудоемким и менее очевидным делом, нежели анализ ликвидности. Обычно показатели финансового состояния менее жестко ограничены в каких-либо количественных пределах, учитывая их постоянную текучесть. Такому анализу следует подвергать коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент финансирования, коэффициент инвестирования, соотношение оборотного и необоротного капитала, уровень функционирующего капитала.

Некоторые из показателей финансового состояния предприятия должны иметь определенные количественные характеристики. Такие показатели необходимо проверять на их возможные значения. Коэффициент независимости, характеризующий долю собственных источников в общем объеме источников, должен быть больше 60%. Если его величина снизилась, то предприятие может попасть в зависимость от кредиторов, что ухудшает его платежеспособность.

Коэффициент финансирования должен иметь значение больше или равное 1,0. Это свидетельствует о том, что большая часть деятельности предприятия финансируется из собственных средств. Уменьшение значения данного показателя позволяет сделать вывод об ухудшении финансового состояния предприятия в целом и о возрастании роли кредитов в деятельности предприятия. 3.6. Показатели оборачиваемости

Показатели оборачиваемости (см. табл. 3.1) рассчитываются на основании величин, являющихся запасами. Объем чистой прибыли является величиной, накопленной за определенный период времени. За этот же период времени определяются средние величины различных активов, используемых в расчете показателей. Обычно таким периодом является год. Однако на этапах ускорения роста, замедления роста и зрелости жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия можно рекомендовать более частый расчет этих показателей, например, один раз в квартал.

Наиболее важным из данных показателей является коэффициент общей оборачиваемости. Если он стабилен или растет, то положение предприятия можно считать стабильным. Снижение коэффициента оборачиваемости свидетельствует либо об уменьшении объема чистой выручки, либо о росте стоимости активов при том же объеме чистой выручки.

Снижение объема чистой выручки говорит об ухудшающемся положении предприятия, что требует анализа и, возможно, пересмотра маркетинговой стратегии предприятия. Увеличение средней стоимости активов требует дополнительного анализа причин данного явления. Увеличение может произойти по причине инфляции при переоценке активов с поправкой на уровень инфляции. В этом случае следует обратить внимание на объем чистой выручки, очевидно, он должен быть увеличен, для чего необходимо принять соответствующие меры. Однако увеличение стоимости активов может произойти и в результате роста объема производственных запасов или готовой продукции на складе. Это говорит либо о плохой организации производства на предприятии, либо о плохом спросе на его продукцию. Особую тревогу такое положение должно вызывать на этапах замедления роста и зрелости жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия.

Увеличение коэффициента оборачиваемости собственного капитала при постоянном объеме чистой выручки говорит об уменьшении собственного капитала предприятия, что может плохо сказаться на платежеспособности предприятия. Данный коэффициент должен увеличиваться за счет увеличения объема чистой выручки. Поэтому следует отметить, что однозначного толкования коэффициентов без дополнительного анализа составляющих, используемых при расчетах, быть не может.

Результат анализа показателей оборачиваемости и рентабельности

Выводы, сделанные относительно показателей оборачиваемости, полностью могут быть применены и к показателям рентабельности (см. табл. 3.1). Предприятие должно стремиться к устойчивым показателям рентабельности. Однако структура расчета формул рентабельности такова, что увеличение или уменьшение показателя может произойти по различным причинам. Для этого достаточно проанализировать динамику хотя бы одного показателя, допустим, рентабельности инвестиций.

Показатель рентабельности инвестиций вычисляется путем деления суммы доходов по ценным бумагам и дохода от долевого участия в совместном предприятии на среднее значение долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Увеличение значения этого показателя может произойти по двум причинам: увеличились доходы по ценным бумагам, т.е. предприятие ведет правильную политику ценных бумаг (либо это просто спекулятивный эффект), или уменьшилась сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, т.е. предприятие стало меньше инвестировать. В первом случае можно говорить о нормальной обстановке на предприятии и о хорошей работе отдела ценных бумаг. Во втором случае необходим дополнительный анализ причин снижения финансовых вложений в инвестиции. Следовательно, необходим комплексный анализ динамики показателей рентабельности и составляющих расчетных формул.

На основании вышеизложенного необходимо отметить, что если анализ динамики показателей оборачиваемости и рентабельности вместе с анализом составляющих расчетных формул показывает устойчивый рост показателей (имеются в виду положительные причины), то можно сделать вывод о нормальном развитии предприятия. Если показатели имеют тенденцию к понижению или колебанию, то необходимо принять меры по изменению экономической стратегии предприятия.

Как уже отмечалось, показатели рентабельности и оборачиваемости имеют большое значение на этапах зрелости и спада жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия. Необходимо отметить, что на этапе зрелости, когда предприятие функционирует наиболее благоприятным образом, следует особенно тщательно анализировать данные показатели, чтобы вовремя рассмотреть негативные тенденции. На этапе спада такой анализ должен сопровождаться выработкой рекомендаций по предотвращению банкротства предприятия.







3.7. Бенчмаркинг

Важным инструментом анализа конкурентоспособности предприятия является бенчмаркинг.

Бенчмаркинг (от англ. benchmarking - установление контрольной точки) - это перманентный, непрерывный процесс сравнения товаров (работ, услуг), производственных процессов, методов и других параметров исследуемого предприятия (структурного подразделения) с аналогичными объектами других предприятий или структурных подразделений.

В центре внимания бенчмаркинга- вопросы: почему другие работают более успешно, чем мы?

Объектами бенчмаркинга могут быть: методы, процессы, технологии, качественные параметры продукции, показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий (структурных подразделений). Исследуя производственные процессы, методы или технологии производства и сбыта продукции, главное внимание уделяют поиску резервов снижения расходов производства и повышению конкурентоспособности продукции. С помощью этого инструмента контроллинга можно определить целевые параметры деятельности предприятия, которых следует придерживаться, чтобы обеспечить его стабильную конкурентоспособность. По большей части различают три вида бенчмаркинга:

1. Внутренний бенчмаркинг, который сводится к анализу и сравнению показателей деятельности разных структурных подразделений одного и того же предприятия.

2. Бенчмаркинг, ориентированный на конкурентов, сконцентрированный на сравнительном анализе товаров (работ, услуг), производительности производственных процессов и других параметров исследуемого предприятия с аналогичными характеристиками предприятий-конкурентов. Считается, что наилучшим аналогом для сравнения является "рыночный лидер". Идентификация факторов, которые предопределяют отставание исследуемого предприятия от лидера, дает возможность разработать рекомендации относительно сокращения отставания.

3. Функциональный бенчмаркинг, с помощью которого анализируются отдельные процессы, функции, методы и технологии с другими предприятиями, которые не являются конкурентами рассматриваемого. Фирмы, которые применяют похожие методы, приемы или технологии и не являются конкурентами, охотно идут на взаимный обмен первичной информацией и заинтересованы в реализации общих проектов, направленных на совершенствование тех или других операций, которые сравниваются.

Таким образом, в случае бенчмаркинга за сравнительные аналоги можно брать предприятия-конкуренты, предприятия, которые являются наилучшими в соответствующей отрасли, субъекты хозяйственной деятельности других отраслей, структурные подразделения исследуемого или других предприятий.

Различают три фазы бенчмаркинга:

1. Подготовительная. На этой стадии осуществляют выбор объекта бенчмаркинга и сравнительных аналогов; определяют оценочные показатели (например, себестоимость, затраты времени); собирают необходимую для анализа информацию. Заметим, что сравнительных аналогов должно быть как можно меньше, ведь с ростом их количества - расходы на бенчмаркинг повышаются, а результаты становятся все поверхностными.

2. Анализ. В ходе аналитической фазы бенчмаркинга на основе сравнения с предприятием-партнером выявляются недостатки (слабые места) в объектах бенчмаркинга и идентифицируются причины их возникновения. Критерием оценки процессов, функций, методов или производственных процессов являются показатели их производительности.

3. Внедрение. На этой стадии проводится работа по реализации результатов анализа в практическую деятельности предприятия. Основной акцент здесь делается на разработке стратегии и тактики нейтрализации выявленных в ходе бенчмаркинга слабых мест на предприятии.

Учитывая то, что рынок является системой, которая постоянно и динамически развивается, и с целью обеспечения стабильной конкурентоспособности субъекты ведения хозяйства должны проводить перманентный бенчмаркинг с тем, чтобы на этой основе обеспечить выявление и внедрение инноваций и рационализаторства.





3.8. Стоимостной анализ

Стоимостный анализ - это метод стратегического контроллинга, который заключается в исследовании функциональных характеристик производимой продукции, на предмет эквивалентности их стоимости и полезности. Следовательно, в центре внимания стоимостного анализа находятся функциональные и стоимостные параметры продукции (работ, услуг), именно поэтому этот вид анализа помечают также как функционально-стоимостной. В ходе анализа осуществляется классификация функций продукта в разрезе функциональных классов: главные, дополнительные и ненужные. На основе этого разрабатываются предложения относительно минимизации затрат на выполнение каждой функции, а также относительно аннулирования второстепенных функций, которые требуют значительных затрат.

Выделяют два основных задания стоимостного анализа:

* уменьшение стоимости отдельных компонентов продукции без уменьшения объемов ее производства и реализации;

* улучшение функциональных параметров продукции при минимальных затратах.

Исходя из упомянутых заданий, стоимостный анализ сосредотачивает свое внимание на минимизации затрат при пересмотре функциональных параметров в случае:

а) уменьшение требований к качеству продукции (если потребители пренебрегают повышенным уровнем качества продукции или не готовые платить большую цену за лучшее качество);

б) повышения требований к качеству (если потребители выражают готовность платить высшую цену за более качественную продукцию).

В последнем случае в процессе стоимостного анализа следует доказать, что увеличение выручки от реализации продукции в результате совершенствования функциональных параметров продукции превзойдет рост расходов на это совершенствование. Функционально-стоимостный анализ в значительной мере направлен на то, чтобы выявить лишние с точки зрения их стоимости и полезности для потребителей параметры продукции. Составляющие этапа

Этап 1 Подготовительные мероприятия

а) Выбор объектов стоимостного анализа и постановка заданий

б.) Постановка количественных целей

в) Создание рабочей группы

г) Разработка программы анализа

Этап 2 Определения фактического состояния объекта анализа

а) Сбор информации и описание объекта анализа

б.) Характеристика функций

в) Определение расходов на выполнение функций

Этап 3 Проверка фактического состояния

а) Проверка качества выполнения функций

б.) Проверка обоснования затрат

Этап 4 Поиск решения

Выявление всех возможных вариантов решения

Этап 5. Экспертиза вариантов решений

а) Проверка возможности реализации

б.) Проверка экономичности

Этап 6 Принятия решения относительно внедрения оптимального решения

а) Выбор решения

б.) Рекомендации относительно реализации

в) Реализация предложенного решения



Стоимостный анализ рассматривается как один из действенных инструментов сокращения себестоимости продукции, в частности расходов на сырье и материалы. В процессе анализа исследуются все без исключения характеристики продукта, статьи калькуляции на предмет выявления резервов снижения себестоимости. По оценкам западных экспертов, при успешном стоимостном анализе можно выявить резервы снижения расходов в размере до 20 % себестоимость продукции.

Анализ может проводиться не только относительно продукции (работ, услуг), а также в разрезе отдельных структурных подразделений (центров затрат) или производственных процессов. На практике стоимостный анализ, как правило, комбинируется с другими методами контроллинга, в частности бенчмаркингом, ABC-анализом, СВОТ-анализом, причем результаты анализа сильных и слабых мест являются основой для выбора объектов стоимостного анализа.



3.9. Портфельный анализ

Портфельный анализ - эффективный инструмент стратегического финансового контроллинга.

Традиционно этот инструмент используется при оптимизации портфеля ценных бумаг инвестора. Финансист под сроком "портфолио" понимает оптимальный с точки зрения комбинации риска и прибыльности набор инвестиций (концепция оптимизации портфеля инвестиций Марковица, модель оценки капитальных активов). В основе портфельного анализа положены два оценочных критерия: теперешняя стоимость ожидаемых доходов от владения ценными бумагами (проценты, дивиденды) и уровень рискованности вложений.

По аналогии с ценными бумагами можно проводить анализ портфеля продукции (услуг), производством которых занимается предприятие. Понятно, что портфельный анализ целесообразно использовать на тех предприятиях, которые занимаются производством многих видов продукции. В ходе анализа отдельные продуктовые группы выделяются в соответствующие стратегические "бизнес-единицы", каждая из которых оценивается с точки зрения прибыльности та рискованности производства.

В ходе анализа используются две широко известные в теории и практике портфельные матрицы:

* портфель "рост рынка - частица рынка" (матрица Бостонской консультативной группы);

* портфель "привлекательность рынка - конкурентные преимущества" (матрица Мак-Кинси).

На основе результатов портфельного анализа принимаются решения относительно дополнительных инвестиций в отдельные производственные программы, реинвестиций или дезинвестиций, а также определяется стратегия управления рисками в разрезе каждой из стратегических бизнес-единиц.

3.10. АВС-анализ

Данный метод стратегического контроллинга используется при селективном отборе самых ценных для предприятия поставщиков и клиентов, важнейших видов сырья и материалов, самых весомых элементов затрат, самой рентабельной продукции, самых эффективных направлений капиталовложений. ABC-анализ заключается в выявлении и оценке незначительного числа количественных величин, которые являются самыми ценными и имеют наибольший удельный вес в общей совокупности стоимостных показателей. Согласно с этим методом исследуемая совокупность, например запасы сырья и материалов, делится на три части:

* группа А - запасы, которые являются самыми ценными с точки зрения и стоимости, однако могут использоваться предприятием в незначительном количестве в натуральном выражении;

* группа В - средние по величине запасы как в количественном, так и в денежном выражении;

* группа С - запасы с наибольшим объемом в натуральном выражении, однако незначительные с точки зрения их стоимости.

Основное внимание в процессе управления товарно-материальными запасами уделяется запасам, отнесенным к группе А, меньшей мерой - группы В и С. Концентрация внимания на приоритетных направлениях управления запасами и дебиторской задолженностью, снижения себестоимости продукции, самых реальных путях увеличения объемов реализации позволяет повысить эффективность управления финансами предприятия в целом. Так, концентрация усилий на поиске резервов снижения затрат, которые занимают наибольший удельный вес в структуре себестоимости продукции, принесет более ощутимые результаты, чем в случае поиска резервов снижения тех затрат, которые занимают небольшой объем. В структуре себестоимости продукции большинства отечественных предприятий более значительный удельный вес занимают расходы на сырье и материалы. Это означает, что субъектам ведения хозяйства целесообразно проводить ABC-анализ данного элемента затрат.

Анализ можно осуществлять в разрезе отдельных поставщиков или отдельных видов сырья и материалов. В последнем случае в ходе анализа отбираются виды сырья (материалов, комплектующих), на которые в стоимостном выражении приходится наибольший удельный вес в структуре себестоимости за данным элементом затрат. С целью проведения эффективного ABC-анализа сырья и материалов в зарубежной практике рекомендуется применять такую классификацию отдельных их видов:

1) А-сырье - виды сырья (материалов), на которые приходится свыше 50 % затрат в общей структуре;

2) В-сырье- виды сырья (материалов), удельный вес которых в общей структуре закупок превышает 25 %;

3) С-сырье - другие, незначительные виды сырья (материалов).

Понятно, что наибольшие резервы снижения затрат за элементом "сырье и материалы" могут быть выявлены при анализе А-сырья. Для установления данных резервов подбирается соответствующий каталог мероприятий:

* более детальная оценка потерь сырья (материалов) на каждой стадии производства;

* минимизация потери качества сырья (материалов);

* обсчет норм расходов за методом нуль-базис бюджетирования;

* подбор более экономических технологий;

* оптимизация запасов;

* переговоры с поставщиками на предмет снижения закупочных цен;

* поиск альтернативных поставщиков;

* более жесткий контроль за сохранением сырья (материалов). С целью оптимизации запасов на практике достаточно часто АВС-анализ комбинируют с другим методом контроллинга- XYZ-анализом, который характеризует равномерность запуска отдельных видов сырья (материалов) в производство. Данный метод широко используется в процессе нормирования оборотных средств для создания производственных запасов. В ходе XYZ-анализа самые потребляемые виды сырья (материалов) группируются в зависимости от уровня их потребления в три класса:

1) Х-сырье- виды сырья (материалов), которые равномерно потребляются в производстве без существенных колебаний;

2) Y-сырье - виды сырья (материалов), уровень потребления которых существенно колеблется, например в зависимости от производственного цикла или сезонности производства;

3) Z-сырье - сырье и материалы, которые потребляются нерегулярно и характеризуются высоким уровнем колебания в их потребности.

В зависимости от класса, к которому отнесенное сырье, зависит точность прогнозирования ее потребности для производства, а следовательно, величина запасов. Понятно, что потребность в Х-сырье характеризуется наивысшим уровнем точности прогнозирования и нормирования; Y-сырье - средним уровнем точности. Потребность в Z-сырье очень тяжело спрогнозировать. Исходя из этого можно прийти к выводам относительно рекомендуемой величины запасов (объема оборотных средств, которые замораживаются в них): в первом случае объемы запасов являются минимальными; во втором - в определенные периоды запасы должны быть высокими; в третьем - постоянные запасы создавать вообще нецелесообразно.

ABC-анализ можно использовать для поиска резервов снижения себестоимости в разрезе отдельных центров затрат, инвестиционных проектов или видов продукции. Кроме этого, данный метод пригодный для оптимизации портфеля продукции, производством и реализацией которой занимается предприятие, максимизации объемов реализации продукции и тому подобное.

3.11. Анализ сильных и слабых мест на предприятии

Одним из методов стратегического контроллинга есть так называемый анализ сильных (Strength) и слабых (Failure} мест, и имеющихся шансов (Opportunity) и рисков (Threat). В экономической литературе этот вид анализа отражается также как SWOT-анализ (SWOT-analysis). Данный вид анализа может осуществляться относительно всего предприятия, его структурных подразделений, а также в разрезе отдельных видов продукции. На основе результатов анализа эндогенной среды разрабатываются рекомендации относительно:

1) устранения имеющихся слабых мест;

2) эффективного использования существующего потенциала (сильных сторонСильные стороны:

* квалифицированный инженерно-технический персонал;

* низкие расходы на заработную плату;

* наличие собственных производственных сооружений;

* приход молодых и энергичных сотрудников финансовых служб.

Слабые стороны:

* инертность и злоупотребление руководства предприятия;

* кражи на производстве;

* устаревший ассортимент продукции;

* высокая энергоемкость продукции;

* неэффективная деятельность службы сбыта.

Дополнительные шансы:

* рынок сформирован в основном за счет импорта;

* государством проводятся протекционистские мероприятия, направленные на защиту отечественного товаропроизводителя;

* иностранные инвесторы проявляют значительный интерес к отрасли, к которой принадлежит предприятие.

Риски:

* криминогенные риски;

* инфляционный риск (обесценивание реальной стоимости капитала);

* риск неплатежеспособности или банкротства контрагентов;

* риск изменения налогового законодательства и наложения финансовых санкций