Билеты: ГИА история 2010 спецификация

Название: ГИА история 2010 спецификация
Раздел: ЕГЭ
Тип: билеты

Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы

Спецификация экзаменационной работы для проведения в 2010 году

государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные

общеобразовательные программы основного общего образования

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

1

Спецификация экзаменационной работы для проведения в 2010 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по истории с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭ

Государственный образовательный стандарт позволяет обеспечить преемственность в проведении экзаменов по итогам обучения в основной и старшей школе. Преемственность с ЕГЭ по истории прослеживается как в формах заданий и структуре экзаменационной работы в целом, так и в подходах к отбору проверяемых содержательных элементов и познавательных умений.

Вместе с тем, учитываются возрастные познавательные возможности учеников и специфика курса истории основной школы, ограничивающие содержательное пространство и уровень требований к знаниям и умениям.

4. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы

Работа охватывает содержание курса истории с древности до современности. Содержание предмета «история» включает изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе по объему учебного материала, и всеобщей истории. В экзаменационной работе представлены задания в основном ориентированные на проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политике России, по истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).

Общее число заданий – 31.

Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень

2

подготовки выпускников – знание дат, фактов, объяснение значения понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение извлекать информацию из исторических источников. За выполнение каждого задания этой части выставляется 1 балл.

Часть 2 состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова (двух кратких слов), сочетания букв или цифр. За выполнение заданий этой части выставляется 1 или 2 балла.

Часть 3 включает 4 задания высокого уровня сложности. Задания этой части требуют развернутых ответов. Они проверяют умение анализировать исторические источники, классифицировать и систематизировать факты, давать описание и объяснение исторических событий, явлений. Проверка выполнения заданий части 3 проводится экспертами на основе специально разработанных критериев.

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Уровень сложности[1]

Тип заданий

Часть 1

20

20

Б

С выбором ответа

Часть 2

7

11

П

С кратким ответом

Часть 3

4

7

В

С развернутым ответом

Итого:

31

38

5. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Содержание материалов представлено в работе по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок отдельных школьных курсов. Это разделы: 1) с древности по XVIII в., 2) XIX в., 3) 1900–1945 гг., 4) 1945 г.–2009 г. При этом рассматриваются разные аспекты истории – экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры.

Число и характер заданий по отдельным разделам курса истории определены с учетом того, что ранние периоды отечественной истории изучаются в основной школе в 6–7 классах, т.е. за 2–3 года до экзамена. Соответственно, по этим периодам проверяются опорные, базисные знания.

Более 50% заданий относятся к изучаемой в 9 классе истории XX – начала XXI в.

3

Таблица 2. Распределение заданий по основным разделам курса истории

Разделы

Число заданий

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Древность – XVIII в.

5

2

XIX в.

5

1

1900–1945 гг.

5

2

1945–1991 гг., 1991–2009 гг.

5

2

Комплекс заданий, предусматривающих анализ источника (относится к разным разделам курса)

2

Задания развернутым ответом (относятся к разным разделам курса)

2

Итого:

20

7

4

В соответствии с названными выше нормативными документами в экзаменационной работе представлены как содержательные элементы знаний, так и требуемые познавательные умения. Проверяются следующие элементы подготовки пор истории учащихся основной школы:

1. Знание дат, периодов наиболее значительных явлений, процессов, работа с хронологией.

2. Знание фактов (места, обстоятельств, участников событий), работа с фактами.

3. Работа с источниками:

3.1 Поиск информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идет речь).

3.2 Контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории).

4. Описание исторических событий.

5. Объяснение, анализ исторических событий:

5.1 Объяснение исторических понятий, терминов.

5.2 Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий.

5.3 Указание характерных, существенных признаков событий, явлений.

5.4 Объяснение причин и следствий событий.

5.5 Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку.

5.6 Изложение и объяснение оценок исторических событий, явлений, личностей.

4

Таблица 3. Распределение заданий демонстрационного варианта по умениям и видам познавательной деятельности

Элементы подготовки

Число заданий

Часть 1

Часть 2

Часть 3

1. Знание дат, работа с хронологией

4

1

2. Знание фактов, работа с фактами

4

3.1 Поиск информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идет речь)

3

2

3.2 Контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением

знаний из курса истории)

2

5.1 Объяснение исторических понятий, терминов

3

5.2 Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий

1

5.3 Указание характерных существенных признаков событий, явлений

1

5.4 Объяснение причин и следствий событий

4

5.5 Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку

4

2

Итого:

20

7

4

6. Время выполнения работы

На выполнение экзаменационной работы отводится 2,5 часа

(150 минут).

7. Дополнительные материалы и оборудование на экзамене не используются.

8. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам)

На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты в области гуманитарных дисциплин. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по истории.

Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами) осуществляют специалисты-предметники.

5

9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение заданий А1–А20 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов – букв или цифр. За верный ответ на каждое из заданий В1, B4, B6 выставляется 1 балл. За полный правильный ответ на каждое из заданий В2, В3, В5 и В7 ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены 2 и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.

Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий С1–С2 ставится от 0 до 2 баллов. За задание С3 ставится от 0 до 2 баллов, задание С4 оценивается от 0 до 1 балла.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 38.

10. Рекомендации по подготовке к экзамену

К экзамену можно готовиться по учебникам для основной школы, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru ) в разделе «Документы министерства».

11. План экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы 2010 года по истории отражено в плане демонстрационного варианта, приведенном в Приложении.

6


18

А18

1945–2009 гг.

Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений

5.2

Б

1–2

19

А19

1945–2009 гг.

Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений

5.2

Б

1–2

20

А20

1945–2009 гг.

Знание причин и следствий

4.0

Б

1–2

21

В1

VIII–XVIII вв.

Установление последовательности событий

5.1

П

2–3

22

В2

VIII–XVIII вв.

Систематизация фактов, понятий

5.4

П

2–3

23

ВЗ

XIX в.

Группировка фактов

5.3

П

2–3

24

В4

XIX в.

Поиск информации в источнике

6.1

П

2–3

25

В5

1900–1945 гг.

Группировка фактов

5.3

П

2–3

26

В6

1945–2009 гг.

Поиск информации в источнике

6.1

П

2–3

27

В7

1945–2009 гг.

Систематизация фактов, понятий

5.4

П

2–3

28

С1

VIII–XXI вв.

Анализ источника

6.1–6.2

В

4–5

29

С2

VIII–XXI вв.

Анализ источника

6.1–6.2

В

4–5

30

С3

VIII–XXI вв.

Обобщенная характеристика, систематизация фактов

5.1, 5.4,

5.5

В

5–7

31

С4

VIII–XXI вв.

Обобщенная характеристика, систематизация фактов

5.1, 5.4,

5.5

В

5–7

Всего заданий – 31, из них по типу заданий: А – 20, В – 7, С – 4; по уровню сложности: Б – 20, П – 7, В – 4.

Общее время выполнения работы – 150 минут.

Обозначение

зада-

ния в работе

Проверяемое содержание - раздел курса

Проверяемые виды деятельности

Коды проверяемых умений

Уровень сложнос ти задания

Примерное время

выполнения

задания

(мин.)

1

А1

древность – XVIII в.

Знание дат

1.0

Б

1–2

2

А2

древность – XVIII в.

Знание фактов

2.0

Б

1–2

3

A3

древность – XVIII в.

Знание понятий, терминов

3.0

Б

1–2

4

А4

древность – XVIII в.

Знание причин и следствий

4.0

Б

1–2

5

А5

древность – XVIII в.

Поиск информации в источнике

6.1

Б

1–2

6

А6

XIX в.

Знание дат

1.0 Б

1–2

7

А7

XIX в.

Знание фактов

2.0

Б

1–2

8

А8

XIX в.

Знание понятий, терминов

3.0

Б

1–2

9

А9

XIX в.

Знание причин и следствий

4.0

Б

1–2

10

А10

XIX в.

Поиск информации в источнике

6.1

Б

1–2

11

АН

1900–1945 гг.

Знание дат

1.0

Б

1–2

12

А12

1900–1945 гг.

Знание фактов

2.0

Б

1–2

13

А13

1900–1945 гг.

Знание понятий, терминов

3.0

Б

1–2

14

А14

1900–1945 гг.

Знание причин и следствий

4.0

Б

1–2

15

А15

1900–1945 гг.

Поиск информации в источнике

6.1

Б

1–2

16

А16

1945–2009 гг.

Знание дат

1.0

Б

1–2

17

А17

1945–2009 гг.

Знание фактов

2.0

Б

1–2

Приложение

План демонстрационного варианта экзаменационной работы

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А задания с выбором ответа. В - задания с кратким ответом, С задания с развернутым ответом.

Уровни сложности задания: Б базовый (примерный интервал % выполнения 60%90%), П повышенный (40%60%), В высокий (менее 40%).

7 8


[1] Б – базовый уровень; П – повышенный уровень; В – высокий уровень.