Билеты: ГИА география 2010 кодификатор

Название: ГИА география 2010 кодификатор
Раздел: ЕГЭ
Тип: билеты

Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме) по ГЕОГРАФИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы

Кодификатор

элементов содержания экзаменационной работы и требований

к уровню подготовки выпускников для проведения в 2010 году

государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ГЕОГРАФИИ обучающихся, освоивших основные

общеобразовательные программы основного общего образования

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

1

Кодификатор

элементов содержания экзаменационной работы и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2010 году государственной

(итоговой) аттестации (в новой форме) по ГЕОГРАФИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников основной школы для государственной (итоговой) аттестации в 2010 году (в новой форме) по географии (далее – кодификатор) является одним из документов, регламентирующих разработку контрольных измерительных материалов ГИА. Он составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

1. Элементы содержания, проверяемые на государственной

(итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии

В первом и втором столбцах таблицы указаны коды содержательных блоков, на которые разбит учебный курс. В первом столбце обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков). Во втором столбце указан код элемента содержания (темы), для которого создаются проверочные задания.

Таблица 1.

Код раздела

Код элемента

Элементы содержания, проверяемые в ходе экзамена

1

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности; их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

1.2

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

2

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

2.1

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.

2.2

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

2.3

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

2


2.4

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

2.5

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов.

2.6

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природнохозяйственные.

3

МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ

3.1

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.

3.2

Население Земли. Численность населения Земли.

Человеческие расы, этносы.

3.3

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы.

4

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

4.1

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.

4.2

Основные типы природопользования.

4.3

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

5

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

5.1

Особенности географического положения России

5.1.1

Территория и акватория, морские и сухопутные границы.

5.1.2

Часовые пояса.

5.1.3

Административно-территориальное устройство России.

5.2

Природа России

5.2.1

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

5.2.2

Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.

Многолетняя мерзлота.

5.2.3

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

5.2.4

Природно-хозяйственные различия морей России.

5.2.5

Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.

5.2.6

Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.

5.3

Население России

5.3.1

Численность, естественное движение населения.

5.3.2

Половой и возрастной состав населения.

5.3.3

Размещение населения. Основная полоса расселения.

5.3.4

Направления и типы миграции.

5.3.5

Народы и основные религии России.

5.3.6

Городское и сельское население. Крупнейшие города.

5.4

Хозяйство России . Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.

5.4.1

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.

5.4.2

Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.

5.4.3

География отраслей промышленности.

5.4.4

География сельского хозяйства.

5.4.5

География важнейших видов транспорта.

5.5

Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

5.6

Россия в современном мире

2. Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, по географии

Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на ГИА по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

В первых двух столбцах таблицы приведены коды требований, в третьем – требования к уровню подготовки выпускников, соответствующие этим кодам.

3 4

2.6

приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны; формирования культурнобытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-

энергетических баз; районов и центров производства важнейших видов продукции; основных коммуникаций и их узлов; отраслей хозяйства; а также крупнейших регионов и стран мира

2.7

находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем

2.8

анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли,

их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем

2.9

представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости

3

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1

определения поясного времени

3.2

чтения карт различного содержания

3.3

решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию

3.4

проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических и геоинформационных

Код раздела

Код требования

Требования к уровню подготовки, проверяемому заданиями экзаменационной работы

1

Знать / понимать

1.1

основные географические понятия и термины

1.2

различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения

1.3

результаты выдающихся географических открытий и путешествий

1.4

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека

1.5

географическую зональность и поясность

1.6

географические особенности природы материков и океанов, а также народы Земли и их географию; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран

1.7

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природнохозяйственных зон и районов

1.8

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

2

Уметь

2.1

определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов

2.2

выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений

2.3

описывать существенные признаки географических объектов и явлений

2.4

объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

2.5

составлять краткую географическую характеристику разных территорий

Таблица 2

5 6