Билеты: ГИА литература 2010

Название: ГИА литература 2010
Раздел: ЕГЭ
Тип: билеты

по ЛИТЕРАТУРЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы

Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2010 году

государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ЛИТЕРАТУРЕ обучающихся, освоивших основные

общеобразовательные программы основного общего образования

Литература. 9 класс

Демонстрационный вариант

экзаменационной работы для проведения в 2010 году

государственной (итоговой) аттестации (в новой форме)

по ЛИТЕРАТУРЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2010 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2010 году . Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2010 года, приведен в кодификаторе, размещенном на сайте www.fipi.ru.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по литературе.

2

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

1

Демонстрационный вариант 2010 года

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей.

В первой части работы предполагается анализ художественного произведения. Вам необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов: или анализ фрагмента эпического (драматического, лиро-эпического) произведения, или анализ лирического стихотворения (или басни). Будьте внимательны: экзаменационная работа не предусматривает выполнение обоих вариантов.

Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните 4 задания, которые требуют написания развернутого ответа ограниченного объема. Выполняя первые три задания (1.1.1 – 1.1.3 или 1.2.1–1.2.3), постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос (примерный объем – 3–5 предложений) с опорой на текст. Избегайте пространных вступлений и характеристик. Четвертое задание (1.1.4 или 1.2.4) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений).

Литература. 9 класс

Часть 1

Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 экзаменационной работы, и выберите, какой из вариантов вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта экзаменационной работы.

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1–1.1.4

11-го июня.

Наконец, они приехали. Я сидел у окна, когда услышал стук их кареты:

у меня сердце вздрогнуло... Что же это такое? Неужто я влюблен?.. Я так глупо создан, что этого можно от меня ожидать.

Я у них обедал. Княгиня на меня смотрит очень нежно и не отходит от дочери... плохо! Зато Вера ревнует меня к княжне: добился же я этого благополучия! Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу! Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики. Например, способ обыкновенный:

Этот человек любит меня, но я замужем: следовательно, не должна его любить.

Способ женский:

Я не должна его любить, ибо я замужем; но он меня любит, – следовательно...

Тут несколько точек, ибо рассудок уже ничего не говорит, а говорят большею частью: язык, глаза и вслед за ними сердце, если оное имеется.

Что, если когда-нибудь эти записки попадут на глаза женщине? "Клевета!" – закричит она с негодованием.

С тех пор, как поэты пишут и женщины их читают (за что им глубочайшая благодарность), их столько раз называли ангелами, что они в самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплименту, забывая, что те же поэты за деньги величали Нерона полубогом...

Не кстати было бы мне говорить о них с такою злостью, – мне, который, кроме их, на свете ничего не любил, – мне, который всегда готов был им жертвовать спокойствием, честолюбием, жизнию... Но ведь я не в припадке досады и оскорбленного самолюбия стараюсь сдернуть с них то волшебное покрывало, сквозь которое лишь привычный взор проникает. Нет, все, что я говорю о них, есть только следствие

4

Вторая часть работы состоит из пяти заданий (2.1 – 2.5), сформулированных в виде вопросов. Вы выбираете одно из предложенных вам заданий и пишете в жанре сочинения развернутый ответ (в объеме не менее 200 слов), аргументируя свои рассуждения, ссылаясь на текст художественного произведения. При выполнении обоих частей экзаменационной работы разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.

На выполнение работы дается 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить время: на выполнение первой части (4 задания к тексту) – 90 минут, на выполнение второй части (сочинение) – 150 минут.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

3

Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет.

Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости.

Кстати: Вернер намедни сравнил женщин с заколдованным лесом, о котором рассказывает Тасс в своем "Освобожденном Иерусалиме". "Только приступи, – говорил он, – на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что боже упаси: долг, гордость, приличие... Надо только не смотреть, а идти прямо, – мало-помалу чудовища исчезают, и открывается пред тобой тихая и светлая поляна, среди которой цветет зеленый мирт. Зато беда, если на первых шагах сердце дрогнет и обернешься назад!"

(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» )

Для выполнения заданий 1.1.1–1.1.3 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем 35 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на приведенный фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).

Литература. 9 класс

И, признаюсь, от них бежал,

И, мнится, с ужасом читал

Над их бровями надпись ада:

Оставь надежду навсегда1 . Внушать любовь для них беда, Пугать людей для них отрада.

Быть может, на брегах Невы Подобных дам видали вы.

XXIII…….

ХХIV

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно Любви, как милое дитя.

Не говорит она: отложим –

Любви мы цену тем умножим,

Вернее в сети заведем;

Сперва тщеславие кольнем

Надеждой, там недоуменьем

Измучим сердце, а потом

Ревнивым оживим огнем;

А то, скучая наслажденьем,

Невольник хитрый из оков Всечасно вырваться готов.

ХХV

Среди поклонников послушных

Других причудниц я видал,

Самолюбиво равнодушных Для вздохов страстных и похвал.

И что ж нашел я с изумленьем?

Они, суровым повеленьем

Пугая робкую любовь,

Ее привлечь умели вновь

По крайней мере сожаленьем,

По крайней мере звук речей

Казался иногда нежней,

И с легковерным ослепленьем

Опять любовник молодой Бежал за милой суетой.

(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» )

1 «Оставь надежду навсегда» – Выражение возникло из "Божественной комедии" Данте ("Ад",3,9), в которой рассказывается, что над вратами ада написано: "Оставьте всякую надежду, входящие сюда".

6

1.1.1.

Почему предположение о своей влюбленности Печорин объясняет тем, что «глупо создан»?

1.1.2.

Какую роль в данном фрагменте играет цитата из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

1.1.3.

Как во фрагменте раскрываются особенности характера Печорина, которые проявляются и в другие моменты жизни героя?

Для выполнения задания 1.1.4 запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем 5–8 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на приведенный фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).

1.1.4.

Сопоставьте приведенный фрагмент с фрагментом романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». К каким выводам привело вас это сопоставление?

XXII

Я знал красавиц недоступных,

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных, Непостижимых для ума;

Дивился я их спеси модной,

Их добродетели природной,

5

Вариант 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания

1.2.1–1.2.4

БЕРЕЗА

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

Литература. 9 класс

Для выполнения задания 1.2.4 запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем 5–8 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на приведенные художественные тексты.

1.2.4.

Что сближает стихотворение С.А. Есенина «Береза» с приведенным ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою…»?

***

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет*

На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

(Ф.И. Тютчев)

Мещет*(устар.) – мечет.

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1–2.5). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и, по возможности, раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).

8

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки Новым серебром.

(С.А. Есенин)

Для выполнения заданий 1.2.1–1.2.3 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем 3 5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

1.2.1.

Каким настроением проникнуто стихотворение С.А. Есенина «Береза»?

1.2.2.

Какова роль слов со значением цвета в данном стихотворении?

1.2.3.

Почему для создания картины зимней природы автор стихотворения использует олицетворения?

7

2.1.

Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Грушницким?

(По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

2.2.

Какой предстает родная природа в лирике С.А. Есенина?

2.3.

Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова

«Горе от ума».)

2.4.

В чем своеобразие жанра «Мертвых душ» Н.В. Гоголя?

2.5.

Какие черты народного характера воплощены в образе Василия Тёркина, героя одноимённой поэмы А.Т. Твардовского?

Литература. 9 класс

10

9

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.1–1.1.3; 1.2.1.–1.2.3), требующих написания развёрнутого ответа ограниченного объема (3–5 предложений) Максимальный балл – 4

Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и по второму критерию не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется «0» баллов).

Литература. 9 класс

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.4 и 1.2.4), требующих написания развёрнутого ответа ограниченного объема с выходом в литературный контекст (5-8 предложений)

Максимальный балл – 6

Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется «0» баллов).

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

Баллы

а) экзаменуемый понимает проблему, предложенную в вопросе, объясняет позицию автора и формулирует свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы; демонстрирует обоснованность суждений, подтверждая свои мысли текстом; не подменяет рассуждения пересказом текста; при необходимости уместно использует теоретико-литературные понятия;

фактические ошибки и неточности отсутствуют;

3

б) экзаменуемый понимает суть проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается только собственным видением проблематики произведения, не подкрепляя своих тезисов необходимыми доводами; и (или) отчасти подменяет рассуждения пересказом текста; и (или) не всегда корректно использует теоретико-литературные понятия;

и (или) допускает одну негрубую фактическую ошибку;

2

в) экзаменуемый упрощенно понимает проблему, предложенную в вопросе, и объясняет её смысл поверхностно, не выходя на общую проблематику произведения, не подтверждая свои мысли текстом; и (или) отчасти подменяет рассуждения пересказом текста; и (или) не показывает навыка уместного использования теоретиколитературных понятий при анализе литературного материала; и (или) допускает две фактические ошибки;

1

г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы,

предложенной в вопросе; и (или) не знает проблематики произведения; и (или) подменяет анализ пересказом текста; и (или) не демонстрирует умения уместно использовать теоретиколитературные понятия; и (или) допускает более двух грубых фактических ошибок, связанных с пониманием содержания художественного текста.

0

1. Умение сопоставлять художественные произведения

12

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

Баллы

а) экзаменуемый понимает суть вопроса, объясняет позицию автора и формулирует свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы; демонстрирует обоснованность суждений, подтверждая свои мысли текстом; не подменяет рассуждения пересказом текста; при необходимости уместно использует теоретико-литературные понятия; фактические ошибки и неточности отсутствуют;

3

б) экзаменуемый понимает суть проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается только собственным видением проблематики произведения, не подкрепляя своих тезисов необходимыми доводами;

и (или) отчасти подменяет рассуждения пересказом текста;

и (или) не всегда корректно использует теоретико-литературные понятия; и (или) допускает одну негрубую фактическую ошибку;

2

в) экзаменуемый упрощенно понимает проблему, предложенную в вопросе, и объясняет её смысл поверхностно, не выходя на общую

проблематику произведения, не подтверждая свои мысли текстом; и (или) отчасти подменяет рассуждения пересказом текста; и (или) не показывает навыка уместного использования теоретиколитературных понятий при анализе литературного материала; и (или) допускает две фактические ошибки

1

г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе; и (или) не знает проблематики произведения; подменяет анализ пересказом текста; и (или) не демонстрирует умения уместно использовать теоретиколитературные понятия; и (или) допускает более двух грубых фактических ошибок, связанных с пониманием содержания художественного текста.

0

2. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

1

б) допущено более 2-х речевых ошибок.

0

11

а) экзаменуемый умеет: находить важнейшие основания для сравнения художественных произведений по указанному в задании направлению анализа, давать сравнительную характеристику литературным явлениям, строить аргументированные суждения, приводя убедительные доказательства и формулируя обоснованные выводы;

2

б) экзаменуемый частично выявляет основания для сравнения художественных произведений по указанному в задании направлению анализа, опуская важный(ые) аспект(ы) анализа; и (или) допускает явные нарушения в построении сравнительной характеристики литературных явлений; и (или) его суждения недостаточно аргументированы, выводы не в полной мере убедительны;

1

в) экзаменуемый не выявляет основания для сравнения художественных произведений по указанному в задании направлению анализа; и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику литературных явлений; и (или) его суждения не аргументированы, выводы не убедительны.

0

2. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

1

б) допущено более 2-х речевых ошибок.

0

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (2.1–2.5), требующих написания полного развернутого ответа на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов) Максимальный балл – 12

Среди пяти критериев, по которым оценивается выполненное задание (сочинение), первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и по другим четырем критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется «0» баллов).

Литература. 9 класс

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

Баллы

а) экзаменуемый понимает проблему, предложенную в вопросе, объясняет позицию автора и формулирует свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы; демонстрирует обоснованность суждений; фактические ошибки и неточности отсутствуют;

3

б) экзаменуемый понимает суть проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается только собственным видением проблематики произведения, не

подкрепляя своих тезисов необходимыми доводами; и (или) допускает одну–две фактические ошибки;

2

в) экзаменуемый упрощенно понимает проблему, предложенную в вопросе, и объясняет её смысл поверхностно, не выходя на общую проблематику произведения;

и (или) допускает три–четыре фактические ошибки;

1

г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе, и (или) даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей; и (или) допускает более четырех грубых фактических ошибок, связанных с пониманием содержания художественного текста.

0

2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

а) экзаменуемый показывает знание теоретико-литературных понятий и уместно использует их при самостоятельном анализе литературного материала;

2

б) экзаменуемый показывает знание теоретико-литературных понятий, но не демонстрирует умения уместно использовать их при анализе литературного материала, допускает отдельные неточности в их употреблении;

1

в) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными понятиями, не использует в работе ни одного термина; и (или) допускает грубые ошибки в их использовании.

0

3. Обоснованность привлечения текста произведения

Баллы

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и логически обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения);

2

б) текст привлекается и комментируется, но не всегда обоснованно и вне прямой связи с выдвинутым тезисом;

1

в) текст не привлекается и не комментируется, суждения текстом не обосновываются.

0

14

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов.

При объеме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

13


4. Последовательность и логичность изложения

а) части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности;

2

б) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется, есть нарушения в последовательности изложения (в том числе, внутри смысловых частей высказывания), отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе;

1

в) допущены грубые нарушения последовательности, нет связи между частями и внутри частей, есть повторения; отсутствует общая логика высказывания.

0

5. Следование нормам речи

а) допущена 1 речевая ошибка;

3

б) допущены 2–3 речевые ошибки;

2

в) допущены 4 речевые ошибки;

1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).

0

15