Реферат: Психология конфликта 2

Название: Психология конфликта 2
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Психология конфликта

1. Причины, виды, формы конфликтов

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу; 2) либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.

а) Причины конфликтов

По непосредственным причинам возникновения конфликтные противоборства бывают организационными, эмоциональными и социально-трудовыми. Причинами конфликтного противостояния могут быть:

• условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для деятельности организации обстоятельств;

• проблемы трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отношениями в коллективе между отдельными лица и социальными группами;

• структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации;

• эмоциональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере в манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, уровне образования в общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях.

Любой конфликт в организации есть прямой результат накопления неудовлетворенности существующим положением, возрастания противоречий, обострения социальной напряженности. В Российской Федерации общими факторами такой напряженности в настоящее время, в частности, выступают: недовольство ходом и результатами реформирования экономики; большие социальные издержки внедрения рыночных отношений, включая неудовлетворительное состояние социальной инфраструктуры предприятий и регионов; административный и правовой беспредел; рост преступности и признаки нравственной деградации. Дополнением к этому могут служить условия, свойственные той или иной отрасли хозяйства, региону страны или конкретной организации.

б) Виды и формы конфликтов

Итак, конфликтная ситуация содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Но, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт переходит из потенциального в актуальный . Как субъект взаимодействия в конфликте может выступать и отдельное лицо (внутриличностный конфликт ), и несколько лиц (межличностный конфликт ). В зависимости от конфликтной ситуации выделяются конфликты межорганизационные, классовые, межгосударственные . В особую группу выделяются конфликты межнациональные (межэтнические).

Конфликт внутриличностный (внутрипсихический) – как правило – порождение амбивалентных стремлений субъекта. В психоанализе Фрейда – изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и пр., в которых выражается противоречивость человеческой природы. Конфликт может выступать, например, как форма взаимодействия противоречивых импульсов бессознательного и сознательного – Оно и Сверх-Я.

Конфликт межличностный – существуют две его формы : – конструктивная (продуктивный конфликт) и неконструктивная .

Неконструктивный межличностный конфликт возникает, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, отношения межличностные разрушаются.

Конструктивным межличностный конфликт бывает, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Так, выделяются:

1) соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы;

2) сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

3) компромисс – регулирование разногласий через взаимные уступки;

4) избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивал на своем;

5) приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность и напористость.

Конфликт межгрупповой – в нем в качестве субъектов выступают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы.

Конфликт организационный – столкновение противоположно направленных организационных позиций индивидов или групп безотносительно целей друг друга. Обычно возникает в ситуации, когда необходимо резко изменять привычный тип деятельности, перейти к новым организационным структурам, конверсии и пр.

Действия субъектов организационного конфликта регламентированы сложившимися нормами, отражают логику развития организации и имеют внеличностный характер.

Конфликт этнический - форма конфликта межгруппового, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Их источником обычно являются внеэтнические социально-политические и экономические противоречия.

Конфликт психический - постоянный элемент душевной жизни, характерный беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности. При соединении внешне-вынужденных отказов от удовлетворения либидо психический конфликт становится конфликтом патогенным.

Влияние самооценки на поведение в конфликте

а) Значение самооценки

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

б) Влияние самооценки на стиль конфликтного поведения

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он себе ставит.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр. Стороннее мнение о себе люди узнают в процессе общения. Оно может совпадать с собственной точкой зрения, что способствует укреплению доверительности в отношениях, а может и расходиться с ней, создавая предпосылки для возникновения конфликтов.

Каждый человек в конфликте ведет себя в соответствии с ситуацией и необходимой стратегией разрешения конфликтной ситуации.

Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других.

Например, адекватная самооценка помогает создать благожелательную атмосферу для общения и сближения людей. В конфликте человек с адекватной самооценкой и рефлексией использует те способы разрешения конфликта, которые необходимы в данном конкретном случае, реально оценивая свои возможности и потребности и возможности и потребности своего оппонента.

При завышенной самооценке человек принижает результаты деятельности других людей, переоценивает свои возможности, недооценивая других людей. В конфликте такой человек будет обвинять других, отрицая свою вину и отстаивая свое, возможно ошибочное, мнение.

Человек, неуверенный в себе может быть упрямым, ворчливым, злым, агрессивным, демонстрировать лицемерие, угодничество и приспособленчество, пребывая в плохом настроении, намеренно избегать общения с коллегами, что ведет к проблемам во взаимоотношениях. В разрешении конфликта, поведение его неконструктивно, или происходит посредством уклонения.

Таким образом, можно заключить, что самооценке в структуре отношений личности принадлежит особо важное место. Уровень самооценки влияет на качество межличностных взаимоотношений и стиль конфликтного поведения.

Библиографический список

1. Вересов Н.Н. Формула противостояния, или Как устранить конфликт в коллективе. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 112 с.

2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М., 2002. – 240 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982. – 462 с.

4. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990. – 456 с.

5. Реан А.А. Формирование личности // Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. – М., 2001. – С. 241-255.

6. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997. – 800 с.