Реферат: Налоговое администрирование 5

Название: Налоговое администрирование 5
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
I. Налоговое администрирование……………………………………………. 5
1.1. Понятие налогового администрирования……………………… 5
1.2. Налоговый контроль…………………………………………….. 10
II. Система планирования выездных проверок……………………………... 14
2.1. Организационная структура налоговых органов России…….. 14
2.2. Система планирования выездных налоговых проверок……… 16
2.3. Критерии оценки рисков для налогоплательщиков…………... 20
III. Финансово-хозяйственная деятельность с высоким налоговым риском…………………………………………………………………………..

25

Заключение…………………………………………………………………….. 31
Список литературы……………………………………………………………. 33

Введение

Налоговая сфера жизни любой страны представляет собой экономическую базу для существования государства, при этом налоговые поступления составляют 85 - 95% доходов бюджета. В настоящее время в России идет становление современной налоговой системы, налаживание эффективной работы органов, призванных контролировать поступления налоговых средств в бюджет. Наряду с этим организованный характер приобретает и уклонение от налогообложения, превращающееся в одно из направлений криминальной деятельности.[1]

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации вступила в силу с 1 января 1999 года и неоднократно за весь период времени действия претерпевала изменения и дополнения, что свидетельствует о поиске оптимальной системы налогового администрирования, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов в налоговой сфере.

Налоговые органы в настоящее время согласно НК РФ, Закона РФ «О налоговых органах Российской федерации» Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506, являются единой системой контроля за соблюдением законодательства РФ, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налоговых и других установленных платежей, имеют многочисленные полномочия как в сфере налогового администрирования, так и связанных сферах – по государственной регистрации хозяйствующих субъектов, лицензионно-разрешительные полномочия, при этом несут обязанности, прежде всего, связанные с соблюдением прав и законных интересов налогоплательщиков и других участников налоговых правоотношений.

Проводимое государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Одним из главных условий, позволяющих повысить эффективность налогового администрирования, заключающегося в налоговом контроле и достижении более высокого уровня налоговой дисциплины, является эффективность и качество составленияплана выездных проверокналоговыми органами.

Таким образом, целью данной работы является изучение таких понятий как налоговое администрирование, налоговый контроль; рассмотрение концепции системы планирования выездных проверок.


I. Налоговое администрирование

1.1. Понятие налогового администрирования

В последнее время в актах органов власти, литературе применительно к сфере налогообложения используется термин «налоговое администрирование». Однако закрепленное законом определение указанного термина в нормативно-правовых актах отсутствует. Анализ применения вышеназванного термина позволяет сделать вывод, что единого подхода среди ученых и практиков не существует. В одном случае под налоговым администрированием понимается деятельность налоговых органов, в другом – порядок начисления и уплаты налога, а иногда – любая деятельность, относящая к системе налогообложения[2] .Следует учитывать, что именно налоговое администрирование оказывает влияние на цели и приоритеты в работе налоговых органах, их систему и внутреннюю организацию, и поэтому в первую очередь необходимо определить его сущность.

В литературе высказываются различные точки зрения о понятии «налогового администрирования». Так, по мнению А.В. Иванова, под налоговым администрированием в широком смысле понимается система мероприятий, осуществляемых Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета России. При этом в систему мероприятий налогового администрирования попадают:

· планирование объемов налоговых поступлений в бюджет;

· подготовка федеральных программ единой финансовой и налоговой политики РФ;

· подготовка в рамках законодательной инициативы Правительства РФ проектов федеральных законов о налогах и налогообложении;

· непосредственный контроль за поступлением налогов на бюджетные счета, взыскание недоимки, привлечение к ответственности за налоговые нарушения (налоговое администрирование в узком значении)[3] .

Аналогичное определение указанного термина дано в «Большом толковом словаре налоговых терминов и норм», в котором налоговое администрирование трактуется, во-первых, как система управления налоговым процессом в целом (в широком смысле), во-вторых, как управление деятельностью налоговых органов по осуществлению налогового контроля и сбора налогов (в узком смысле).

Однако М.Ю. Орлов под налоговым администрированием понимает деятельность уполномоченных органов власти, связанную с осуществлением функций налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц, поскольку в этих функциях в полной мере реализуются административные полномочия налоговых контролеров[4] .

В отличие от вышеназванных точек зрения А.З. Дадашев и А.В Лобанов под налоговым администрированием понимают, прежде всего, организационно-управленческую систему реализации налоговых отношений, включающую «совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России»[5] .

Рассмотрим следующие административно-правовые категории, как «администрирование», «государственное администрирование», понимание которых послужит основой для определения понятия «налогового администрирования».

Слово «администрирование» соответствует латинскому administration «руководство», «управление». Анри Файоль (представитель школы административного управления) утверждал, что администрировать – это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться и контролировать[6] . В американской энциклопедии государственное администрирование определяется как «все виды деятельности, направленные на осуществление решений правительства»[7] .

В российской литературе под «администрированием» понимается то, что делают администрация, администраторы (органы или совокупность лиц, которые управляют, руководят действиям людей), т.е. управление, руководство людьми[8] . Таким образом, смысл слова «администрирование» в русском языке полностью соответствует слову «управление».

В науке управления под термином «управление» понимается непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. При этом, в зависимости от особенностей управляемых отношении, выделяют основные виды управления: социальное, идеологическое, государственное, хозяйственное[9] .

Государственное управление (государственное администрирование) в отличие от иных видов управления регулирует социально-экономические отношения в обществе на основе различного рода нормативных актов, а также осуществляет руководство самими органами государственного управления.

Государственное управление реализуется во взаимоотношениях государственных органов между собой и различного рода негосударственными субъектами. «Эти общественные отношения складываются как внутри самого государственного аппарата (внутриорганизационные, внутриаппаратные), так и на стыке отношений «государство - гражданское общество» («внешние» отношения)»[10] .

Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что налоговое администрирование является частью системы управления государством налоговыми отношениями.

В соответствии со статьей 2 НК РФ к налоговым отношениям относятся отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Под налоговыми правоотношениями в науке финансового права понимаются урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций[11] .

Поэтому следует согласиться с мнением М.Ю. Орлова, что отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов не относятся к управленческим отношениям, поэтому их не следует включать в понятие налогового администрирования.

Управленческой деятельностью от имени государства могут заниматься только органы административной юрисдикции, в сфере налогообложения такими органами являются налоговые органы, а при перемещении товаров через таможенную границу РФ – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела – таможенные органы, которые пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК РФ, иными федеральными законами о налогах. Именно указанные органы от имени государства являются участниками отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Таким образом, можно утверждать, что в их деятельности практически реализуются функции государственного управления или налогового администрирования, а налоговое администрирование является разновидностью государственного администрирования, реализуемого в определенной сфере - в области налогообложения.

Административная деятельность, или администрирование (управление), предполагает выполнение общих функций. Это анализ ситуации – изучение положения дел, происходящих процессов в обществе; прогнозирование – обоснование перспектив, выработка стратегии управления и предвидение его результатов; программирование – выработка конкретных программ действий; регулирование - установление определенного правового режима той или иной деятельности; организация – определение структур и кадров для выполнения поставленных задач; координация – гармонизация всех действий или усилий; контроль – проверка соответствия результатов поставленным целям[12] .

Таким образом, под налоговым администрированием следует понимать систему управления государством налоговыми отношениями, включающими осуществление налогового контроля и работу с налоговой задолженностью, предоставление информационных услуг налогоплательщикам, а также привлечение к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц, рассмотрение жалоб на акты налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц и непосредственное управление системой налоговых органов.

Цель налогового администрирования – обеспечение полного и своевременного контроля за уплатой налогоплательщиками налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством.

Налоговому администрированию присущи следующие функции: планирование, учет, контроль и регулирование. Каждая из функций использует свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед нею задач, т.е. свой инструментарий.

Изложенное позволяет сделать вывод, что налоговое администрирование - деятельность исполнительно-распорядительного типа, осуществляемая органами государственного управления на основании и во исполнение закона.

Недостатки администрирования налогов приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению поступления налогов в бюджет и разбалансированности действий уполномоченных государственных органов.

Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль.

1.2. Налоговый контроль

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

· налоговых проверок;

· получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

· проверки данных учета и отчетности;

· осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

· в других формах, предусмотренных НК РФ.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах.


Рис.1 Постановка на учет в налоговом органе

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в декларациях, отчетах, заявлениях и иных документах, подаваемых в налоговый орган.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

· камеральные налоговые проверки;

· выездные налоговые проверки.

Целью названных налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов и налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

При проведении проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы. Также, уполномоченные должностные лица налогового органа могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения; назначать экспертизу, привлекать специалистов и переводчиков.

Эффективность налоговой системы во многом зависит от полноты выявления источников доходов в целях обложения их налогами и минимизацией расходов по их мобилизации и обязанности уплаты. Успешное налоговое администрирование ведет к повышению поступления налогов в бюджет, сокращению налоговых правонарушений, улучшению инвестиционного климата и обеспечению прав и законных интересов граждан и юридических лиц.


II. Система планирования выездных налоговых проверок

2.1. Организационная структура налоговых органов России

Федеральная налоговая служба (ФНС) - правопреемник Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.



Рис. 2 Структура налоговых органов России

Структурно налоговые органы построены по территориальному признаку: Центральный аппарат ФНС РФ руководит работой 89 управлений ФНС, которые образованы в каждом субъекте Российской Федерации. Управлениям подчиняются налоговые инспекции районов и городов, находящихся на территории этого субъекта РФ, в том числе инспекции межрайонного уровня, охватывающие сразу несколько районов. Все налоговые инспекции составляют основное ядро на самом первом (нижнем) уровне структуры налоговых органов.

Кроме этого, сформировано 7 межрегиональных инспекций ФНС по федеральным округам, 9 специализированных (по видам деятельности), ориентированных на крупнейших налогоплательщиков, и ещё одна аналитическая для обработки данных. Эти инспекции подчинены напрямую центральному аппарату и не имеют отношения к управлениям ФНС – не подчиняют их и не подчиняются им. В самом аппарате ФНС сформированы управления по видам деятельности для руководства и контроля по направлениям – строительство, банки, производство, финансовые рынки и т.д.

Инспекция федеральной налоговой службы (ИФНС) - территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня, подотчетный Федеральной налоговой службе Российской Федерации, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей, сборов и иных платежей в соответствующий бюджет.

На рисунке 3 представлена организационная структура Межрайонной ИФНС России №16 по Иркутской области. В данной инспекции проведением мероприятий налогового контроля занимаются следующие отделы:

· Отдел государственной регистрации налогоплательщиков: проверка подлинности и достоверности информации при постановке на налоговый учет;

· Отдел камеральных проверок: проверка деклараций и иных документов налогоплательщиков, представленных в налоговый орган;

· Отдел выездных налоговых проверок: проверка деятельности предприятий за период деятельности не превышающий 3 лет в соответствии с планом проведения выездных налоговых проверок;

· Аналитический отдел: планирование выездных налоговых проверок; проведение встречных налоговых проверок.

2.2. Система планирования выездных налоговых проверок

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

· выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

· предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее – Концепция).


Начальник инспекции


Рис.3 Организационная структура инспекции ФНС РФ


Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок, Концепцией определен алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников) и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

· анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

· анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

· анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

· анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

Выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом, всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты, как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

2.3. Критерии оценки рисков для налогоплательщиков

Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

При получении организацией убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год налоговый орган может не учитывать данный календарный год в числе 2-х лет, когда деятельность осуществлялась с убытком, при условии, что налогоплательщик получил убытки по объективным причинам, о чем у налогового органа имеется соответствующая информация и подтверждающие документы, представленные налогоплательщиком.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (два и более раза в течение календарного года).

В части единого сельскохозяйственного налога - приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей: доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов.

В части упрощенной системы налогообложения - неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

· доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;

· средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;

· остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;

· предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не более 60 млн. рублей.

В части единого налога на вмененный доход - неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:

· площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;

· площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, составляет не более 150 кв. метров;

· количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;

· общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

По налогу на доходы физических лиц - доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83 процента.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного пп. 4 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

В части налога на прибыль организаций отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.


III . Финансово-хозяйственная деятельность с высоким налоговым риском

С 2004 года в 3 раза сократилось количество выездных проверок, при этом их эффективность выросла в 4,5 раза. ФНС изменила стратегию планирования, перешла к целенаправленному отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок на основании материалов, полученных от налогоплательщиков, ведомств, из других источников. Каждая пятая проверка выводит на предприятия, использующие фирмы-однодневки[13] .

Одним из основных направлений борьбы государства с налоговыми схемами на сегодняшний день является искоренение фиктивных фирм-однодневок.

Фирма-однодневка - это организация, созданная не для ведения реальной экономической деятельности, а исключительно с целью уклонения от уплаты налогов (т.е. получениянеобоснованной налоговой выгоды). Другими словами,фирмы-однодневки - это существующие «на бумаге» контрагенты, которые в реальности не обладают признаками самостоятельных юридических лиц, и которые своими фиктивными действиями облегчают налогоплательщику его налоговое бремя.

Непосредственная выгода всегда состоит в том, что, «приобретая» услуги однодневки (чаще всего - консультационные, маркетинговые, информационные и иные подобные услуги), налогоплательщик, применяющий общую систему налогообложения, во-первых, уменьшает на произведенные расходы налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (экономия на налоге на прибыль), а во-вторых, получает право на налоговый вычет по НДС (экономия на НДС). При этом в реальности эти услуги, конечно, не оказываются, а денежные средства, попавшие в фирму-однодневку«обналичиваются»и возвращаются к организатору схемы.

Поскольку изначально предполагается, что фирма-однодневка никакой деятельности вести не будет, она создается таким образом, чтобы было практически невозможно выяснить, кто реально за ней стоит. С этой целью однодневки часто регистрируются по утерянным паспортам, по паспортам умерших людей и т. д. Чтобы затруднить «поиск концов», а такжескрыть свою связь с фирмой-однодневкой, создатели часто регистрируют ее по «адресу массовой регистрации» - например, по адресу заброшенного помещения, где итак уже числятся 30-40 подобных организаций.

Следует заметить: многие считают, что единственным условием, выполнение которого необходимо для получения указанных выше преимуществ в налогообложении, состоит в том, чтобы юридически безупречно оформить документы, служащих оправданием для «слива» денежных средств в фирму-однодневку (договоры, счета-фактуры и т.д.).

На деле это не так, ведь любые реальные действия практически всегда оставляют следы, позволяющие с большой степенью вероятности судить о том, были ли действительно оказаны те или иные услуги. Налоговые инспекторы внимательно изучают состав оказываемых налогоплательщику услуг и их соразмерность доходу, полученному в результате использования полученных услуг, просят представить подробные отчеты, проводят опросы сотрудников и т.п. И, конечно, уделяют внимание добросовестности контрагента.

Использование в хозяйственной деятельности «однодневок», т.е. включение в цепочку хозяйственных связей лиц, не исполняющих свои налоговые обязательства, является одним из самых распространенных способов уклонения от уплаты налогов и получения необоснованной налоговой выгоды. При этом налоговые орган выделяют два основных направления получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм – «однодневок».

Первое: «однодневки» позволяют создавать фиктивные расходы и получать вычеты по косвенным налогам (НДС) без соответствующего движения товара (работ, услуг). В данном случае организация (желающая получить необоснованную налоговую выгоду) заключает хозяйственные договоры с лицом, не исполняющим свои налоговые обязательства, причем деятельность «фирмы-однодневки», как правило, прямо или косвенно подконтрольна получателю необоснованной налоговой выгоды, перечисляет ему определенную договором сумму (в том числе сумму НДС). Со стороны контрагента условия договора фактически не исполняются, представляются только необходимые первичные документы, подтверждающие совершение операций. Таким образом, соблюдаются формальные требования к документальному подтверждению произведенных расходов и принятию к вычету сумм НДС.

Второе: «однодневки» позволяют перенести налоговую нагрузку налогоплательщика на лица, не исполняющие налоговые обязательства. Обычно это происходит путем включения посредника (перепродавца) между производителем и конечным продавцом. Эта схема характерна при реализации товаров, имеющих низкую себестоимость, когда производитель (или импортер) реализует продукцию «фирме-однодневке» с минимальной наценкой (исходя из которой и платит налоги). Далее «однодневка» реализует тот же товар лицу, осуществляющему сбыт конечным потребителям, но уже с существенной наценкой (что позволяет последнему значительно увеличить расходы и размер налоговых вычетов по НДС). Получается, что производитель и конечный продавец платят налоги по минимуму, а основная налоговая нагрузка приходится на «однодневку», налоги не уплачивающую.

Итак, именно недобросовестные контрагенты наводят тень на самого налогоплательщика. Поэтому налоговой службой определен ряд основных и дополнительных признаков, наличие которых предполагает взаимодействие налогоплательщиков с «однодневками» и свидетельствует об осуществлении ими деятельности с высоком налоговом риском.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

· отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

· отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

· отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

· отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

· отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

· отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

· контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

· наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

· отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

· приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

· отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

· выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

· существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.


Заключение

За последние годы раскрываемость налоговых схем с использованием фирм-однодневок сильно возросла. Контролирующие органы также приобрели много опыта в противодействии налоговым правонарушителям, и сегодня все сложнее не только скрыть от них связь с фирмой-однодневкой, но и доказать в суде свою непричастность к налоговому правонарушению.

Набор доказательств недобросовестности приобретает все более стандартные черты: наличие взаимозависимости с «проблемным» контрагентом, фиктивность заключенных с ним договоров, быстрое «обналичивание» денежных средств – эти доводы легко смогут убедить суд в наличии схемы с участием фирмы-однодневки.

Результатом могут стать астрономические суммы пеней и штрафов для организации, а также меры административной и уголовной ответственности для физических лиц. Это и есть адекватный ответ государства на алчность некоторых налогоплательщиков.

Сегодня государство обладает не только достаточными средствами для пресечения налоговых правонарушений, но и имеет существенный опыт в этом. Начиная погоню за прибылью, не стоит руководствоваться только лишь «дурным примером», прежде всего, следует оценить риски, с которыми она связана.

Концепция системы планирования выездных проверок определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

Предлагаемая система планирования позволяет:

· для налогоплательщиков максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;

· для налоговых органов выявить наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

Приоритеты налоговой политики, заключаются в необходимости качественного улучшения налогового администрирования: повышении налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика, а также совершенствовании организации работы налоговых органов.

Сегодня, с одной стороны, все этапы выездного налогового контроля — от порядка назначения, сроков проведения и приостановления вплоть до вынесения решения по результатам проверки — жестко регламентированы законодательством. С другой стороны, свои требования диктует и ограниченность ресурсов (времени, количества сотрудников) налоговых органов.

В подобных условиях целевой отбор налогоплательщиков и подготовка к проведению проверки играют не меньшую роль, чем само ее проведение. Эти непростые мероприятия требуют скоординированной работы, как сотрудников инспекций, так и управления в целом.


[1] Коршунова М.В. "Уклонение" и "оптимизация" в системе налогового контроля // Финансы. 2007. N 5. С. 26, 27; Романов А.Ю. Модели противодействия злоупотреблениям в налоговой сфере // Финансы. 2007. N 4. С. 32 - 34.

[2] Орлов М.Ю. Совершенствование налогового администрирования в контексте налоговой реформы на текущем этапе//Налоговая политика и практика. 2003 №11, с.12

[3] Иванов А.В. Административная юрисдикция налоговых органов Российской Федерации: Н.Новгород,1999 с.72-80.

[4] Орлов М.Ю. Совершенствование налогового администрирования в контексте налоговой реформы на текущем этапе//Налоговая политика и практика. 2003 №11, с.12-13.

[5] Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации, М., 2002, с.4.

[6] Файоль А. Общее и промышленное управление// Управление - это наука и искусство. М, 1992. С.12

[7] Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритании, Франции, Германии. М., 2001. С.29

[8] Бахарах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С.6

[9] Граждан В.Д. Теория управления. М., 2005; Дафт Ричард Л.Менеджмент. СПб., 2001

[10] М.Ю. Тихомирова Административное право и процесс: Полный курс. М., 2005. С.440

[11] Н.И.Химичева Финансовое право: Учебник. М., 2003, С.332.

[12] А.Н. Козырин, М.А. Штатина Административное право зарубежных стран,М., 2003. С.11; А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий Административное право России. Основные понятия и институты. М., 2004. С.19-22

[13] «Российская газета» - Федеральный выпуск №5430 (54) от 16.03.2011