Сочинение: Анализ стихотворения Твардовского Снега потемнеют синие

Название: Анализ стихотворения Твардовского Снега потемнеют синие
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение

(1 вариант)

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества.

В стихотворении «Снега потемнеют синие…» перед читателем разворачивается картина уходящей зимы, когда

Снега потемнеют синие

Вдоль загородных дорог,

И воды зайдут низинами

В прозрачный еще лесок…

Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землей, с нежной ольховой пыльцой. Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот в природе вселяет оптимизм:

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была да канула,

А есть и будет с тобой.

Лирический герой наблюдает за изменениями, происходящими в природе. Используемые олицетворения «снега потемнеют», «воды зайдут низинами», «в поход… ринутся ручьи», «пойдет строчить трава» делают представленную картину живой, одухотворенной. Поэт употребляет в произведении эпитеты и метафоры, которые создают неповторимость художественной картины: «прозрачный еще лесок», «в сырой ночи», «из русел выбив ручьи», «листву прошивая старую», «нежно-зеленая ольховая пыльца».

Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

(2 вариант)

Стихотворение А.Т. Твардовского об ожидании весны. Природа в сказках, былинах, поговорках и пословицах, в народнопоэтическом языке всегда живая. Мы сегодня не задумываемся, когда говорим «солнце встает», «дождь идет», «ветер дует», «земля дышит», перед нами просто общепринятые фразы, а ведь кто-то когда-то первым придумал эти метафоры. Наблюдает описывает природу человек, поэтому все, что они видят, люди пропускают через себя, характеризуют с помощью понятных им вещей. И совсем не обязательно для этого быть поэтом, нужно просто уметь видеть.

В стихотворении Твардовского весна приходит постепенно: сначала «снега потемнеют синие» и воды начнут играть (они «зайдут» в лесок, ненадолго «прикинутся» неподвижными, потом «в поход отовсюду ринутся», выбивая ручьи), затем начнет просыпаться земля, пробьется трава, все зацветет. Картина, созданная Твардовским, напоминает искусную вышивку: уже нет белого цвета, синие снега потемнели, чернеют дороги и деревья. Еще не появилась молодая листва, лес еще прозрачен, но уже недолго ждать. Передаются не только цвета, но и движение: весна бьется с зимой, неподвижные, притворяющиеся спокойными воды «в поход отовсюду» ринулись, закрутились, забурлили, растеклись ручьями. Природа – искусная мастерица: вышила гладью снега и воды, деревья, но вот она бросила нитку с иголкой, а картина продолжает вышиваться самостоятельно:

Листву прошивая старую,

Пойдет строчить трава…

Травинки-иголочки буквально прошивают, пробивают старую листву, как иголка прошивает материю. На вышиваемом полотне прорастает трава, а вот и полетела нежно-зеленая пыльца ольхи. И лес, не переставая быть прозрачным, перестал быть голым. Теперь это лес сказки, лес детства: «И с ветром нежно-зеленая // Ольховая пыльца, // Из детских лет донесенная, // Как тень, коснется лица». Движение, нежные цвета, активность природы, ее прозрачность тронули сердце автора, заставили его биться с новой силой.

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была да канула,

А есть и будет с тобой.

Весна заставляет и природу, и человека постоянно возрождаться, быть готовым к новому.

Анализ стихотворения Твардовского «Июль – макушка лета…»

(1 вариант)

В стихотворении А.Т. Твардовского «Июль – макушка лета» дан лирический образ середины лета, когда природа живет полной жизнью. В произведении создана атмосфера беззаботного счастья, веселья. Поэт перечисляет значимые приметы июля, которые соотносятся с народным календарем: «дневная убыль света», «отстукала кукушка прощальный свой привет», сбор липового цвета.

Лирическое произведение написано трехстопным ямбом, который придает всему стихотворению четкость, предельную ясность.

Особую роль играет у А.Т. Твардовского произнесение слов. Используемый прием звукописи передает звуки июля – середины лета:

А с липового цвета

Считай, что песня спета,

Считай, пол-лета нет, –

Июль – макушка лета.

Поэтом используется народная лексика: «макушка лета», «скрытнейшей из примет», «песня спета», «пол-лета». Повелительное наклонение употребляемых глаголов передает игривое настроение лирического героя. Голос кукушки передан в стихотворении следующим образом:

Ку-ку, ку-ку, – макушка, –

Отстукала кукушка

Прощальный свой привет.

Рефреном лирического произведения стала строчка «Июль – макушка лета», обрамляющая стихотворение и придающая ему песенный характер.

(2 вариант)

Почему поэт не начал словами «Июль – середина лета»? Наверное, потому что так слишком просто, обычно. Так можно было бы сказать «прозой», а не «стихами». А потом выражение «Июль – макушка лета» – народное наблюдение.

В тексте стихотворения слово «макушка» обыгрывается кукушкой, это она прокуковала слово «макушка». Больше всего она кукует весной, а чем ближе к середине лета, тем реже раздается ее голос.

Попробуем воссоздать образ «макушки», как он возник в сознании людей, придумавших поговорку. Представим себе, что с начала июня лето раскачивается, поднимается, набирает силы, берет разгон, как человек, поднимающийся в гору: он бережет силы, чтобы суметь дойти до вершины, он предчувствует радость ее преодоления и отдых на той стороне горы, так как спускаться легче, чем подниматься. Но вот он достиг «макушки» – верхушки. Много труда положил, можно и отдохнуть на спуске, а радости меньше, потому что приключение кончается. Причем если в гору мы идем медленно, то с горы ноги почти бегут. Летние деньки в августе бегут так же быстро.

О том, что июль – середина лета, напомнила поэту какая-то газета, но газете не всегда можно верить, а вот то, что дни становятся короче («дневного убыль света») – верная примета, а потрясающей красоты цветущая липа, распространяющая вокруг себя нежнейшее благоухание, стала символом середины лета.

А с липового цвета,

Считай что песня спета,

Считай, пол-лета нет, –

Июль – макушка лета.

Стихотворение А.Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета»), время («дневного убыль света»), лесная птица («отстукала кукушка») и цветущее дерево («с липового цвета»). И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай», он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет».

Пол-лета, конечно, уже нет, но ведь и пол-лета впереди.