Реферат: Глобализация и проблемы национальной безопасности

Название: Глобализация и проблемы национальной безопасности
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Глобализация и проблемы национальной безопасности

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЛОБАЛЬНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ …………………………………………………………
1.1. Определение понятия глобализация и ее эволюция в мировой экономике……………………………………………………………………
1.2. Определение понятия национальная безопасность и взаимосвязь между глобализацией и национальной безопасностью………………….
ГЛАВА 2. ПРОТИВОРЕЧИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА……………………………..
2.1. Экономическое неравенство………………………………………..
2.2. Международная политическая и экономическая нестабильность..
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ………………………………………..
3.1. Экономическая безопасность РФ 1996г……………………………..
3.2. Современные вызовы безопасности и внешнеполитический курс России……………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Вопросы обеспечения национальной и международной безопасности во всех странах являются предметом самого пристального внимания со стороны политиков, военных, а также академических кругов. Подобное внимание к вопросам глобальной и национальной безопасности вполне естественно, поскольку они затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности индивида, общества и государства.

Нынешняя жизнь характеризуется втягиванием всего человечества в мировые процессы, чей ход ускоряется небывалым научно-техническим прогрессом, обострением социальных, экономических, сырьевых и других проблем, приобретающих глобальный характер. Все более влиятельным фактором международной безопасности становится глобализация. Она оказывает противоречивое воздействие на взаимоотношения государств в сфере экономической безопасности. Проблемы безопасности приобрели принципиально новые черты в современном мире, который уже не трактуется просто как сумма всех стран мира, наоборот, впору говорить о синергетическом эффекте.

Целью данной работы является выявление возможностей повышения уровня глобальной и национальной безопасности в условиях глобализации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Выявить и описать взаимосвязи глобальной и национальной безопасности;

2. Рассмотреть и систематизировать факторы глобализации, приводящие к противоречиям на постиндустриальном этапе развития мировой экономики;

3. Рассмотреть документ экономической безопасности РФ 1996 г.;

4. Выявить новые вызовы экономической безопасности РФ;

5. Определить новый внешнеполитический курс РФ.

В качестве объекта исследования выбрана Российская Федерация. Предмет исследования - экономическая безопасностьРФ в процессе глобализации.

Структура работы способствует решению поставленных перед ней задач и состоит из: введения, 3 разделов, заключения и списка использованной литературы, а также представлены схемы, таблицы, рисунки в приложении.

Достоверность результатов и выводов курсовой работы подтверждается новейшей научной, учебной, периодической литературой, а также нормативно-правовыми актами по теме исследования.

ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЛОБАЛЬНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Определение понятия глобализация и ее эволюция в мировой экономике

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов[1] .

Понимание процесса глобализации происходит с двух сторон, то есть существуют 2 подхода к ее развитию: революционный и эволюционный. Сторонниками первого подхода являются американские политологи Дж. Най и Р. Кеохане, Т.Фридмен, которые говорят, что простая взаимозависимость стала сложной взаимозависимостью, связывающей экономические и политические интересы настолько плотно, что конфликт крупных держав теперь точно исключен.

Японский исследователь Кеничи Омае в работе «Мир без границ» пишет: люди, рынки, фирмы увеличивают свое значение, а прерогативы государств ослабевают – в новой эре глобализации все народы и все народы и все основные процессы оказываются подчиненными глобальному рыночному пространству. Таким образом, глобализация на современном этапе развития требует денационализации экономики посредством создания транснациональных сетей производства, торговли, финансов.

Сторонниками эволюционного подхода являются Дж. Розентау, А Гидденс, считающие, что глобализация – мощная, трансформирующая мир сила, ответственная за массовую эволюцию обществ и экономик, за изменения форм правления и всего мирового порядка. Она постепенно разрушает различия между отечественным и иностранным, между внутренними и внешними проблемами. Эволюционисты говорят о том, что государства и общества должны постепенно адаптироваться к более взаимозависимому, и в то же время в высшей степени нестабильному миру.

Первая школа говорит о том, что мощные современные государства вопреки любой степени глобализации сумеют сохранить свой собственный экономический и силовой потенциал, что в любом случае национальная политика, а не «невидимая рука рынка» (по теории Адама Смита) будет определять экономическое развитие страны. Страны и народы готовы пожертвовать своим благополучием, если речь идет о преследовании национальных интересов, но они не готовы сдаться на милость ТНК.

Также не следует преувеличивать самостоятельность ТНК. При всей глобальность, всегда можно точно сказать, где ее подлинная штаб-квартира, кому она платит налоги, какое правительство считает своим. Среди ста крупнейших ТНК нет ни одной, национальная принадлежность которой, была бы не ясна, которая являлась просто глобальной.

Вторая школа считает, что скоротечное, непродуманное занижения значения национальной идентичности чревато колоссальной дестабилизацией отдельных стран и мировой системы в целом. Своим требованием свободного рынка США и МВФ уже превели к социальным взрывам в Индонезии и др. странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Американец Дж. Грей пишет, что фактически США осуществляют революционный захват мировой экономики, и любая другая «экономическая цивилизация» подвергается угрозе уничтожения. Восхождение на престол идеологии, которую, Грей называет «фундаментализм свободного рынка», полностью соответствует интересам одной страны – США.

Третье направление – (П.Хирс и У.Томпсон) считает, что в общем и целом глобализация – это миф, направленный на сокрытие конфронтационной реальности развития мировой экономики, которая все больше представляет собой жестко сдерживаемый баланс сил трех региональных блоков – Северной Америки, Европы и Восточной Азии. Силы рынка отнюдь не вырвались из-под контроля, они зависят от регулирующих правил национальных правительств. Т.е. в реальности правительства не являются покорными жертвами интернационализации, они являются первостепенными по значимости ее творцами.

Глобализация не смягчает, а усиливает мировое неравенство, она создает дополнительные возможности крупным производителям за счет менее крупных и менее приобщенных к современной науке и технологиям.

По мнению американца Дж. Грея «глобализация является ошибочным и вредным политическим проектом, оказывающим непомерное влияние на глобальные экономические и финансовые институты. Он отражает предпочтение творцов американской внешней политики». Слабые государства становятся жертвами попадая под пресс глобализации, «национальные правительства начинают делить власть – политическую, социальную, военную – с кругами бизнеса и международными организациями. В результате они подрывают свои позиции в мировом сообществе.

Также представители этого направления отмечают, что происходит очевидная маргинализация развивающихся стран – Богатый север по существу исключает из процесса развития огромное большинство человечества. Факт перевода ТНК своих рабочих мест в районы более дешевой рабочей силы Юга преувеличен. Эти критики подвергают сомнению многонациональность ТНК они показывают, что всегда можно с легкостью определить национальную принадлежность ТНК.

Главный вывод: «будущее мировой экономики нестабильно как с экономической, так и с политической точек зрения».

Четвертое направление - обращает внимание на внутренние проблемы самих лидеров глобализации, на то что в этих странах возникают обширные зоны производства, которые самым непосредственным образом страдают от открытия границ конкурентам, способным производить сходные товары с меньшими издержками – текстильная промышленность, «дымные» отрасли. Уже в США все очевидней становится тот факт, что игра по правилам глобализации окупаема далеко не для всех производителей.

Пятое направление – возглавляемое Ягдишем Багвати из Колумбийского университета, Полом Крюгманом из Массачусетского технологического института и Джозефом Стиглицем бывшим главным экономистом ВБ. Они считают, что следует стремиться к свободному движению товаров, но не капиталов. Так как рынки капиталов нестабильны по своей сути природе и требуют государственного контроля как минимум над обменными курсами. Т.е. в определенной степени возвращается кейнсианская вера в государство, как легитимного участника процесса развития, что подрывающее действует на сами основы глобализационных теорий.

Шестое направление – представляют американские изоляционисты – Патрик Бьюкенен («Смерть Запада», «Правые и не-правые»). Воспринимают глобализацию как систему допуска на богатый и справедливый американский рынок демпинговых товаров из стран с почти рабским трудом, как уход американского капитала в зоны дешевой рабочей силы, что лишает работы большие массы американцев, разрушает американскую экономику и ослабляет международные позиции Америки. В этом смысле Бьюкенен назвал глобализацию «заменой коммунизма» в качестве главного противника Америки.

1.2. Определение понятия национальная безопасность и взаимосвязь между глобализацией и национальной безопасностью

Международный терроризм, как следствие процесса глобализации, представляет собой противоречивое явление, превратившееся в глобальную проблему, деструктивно воздействующее на общественные установки и социальные ценности. Главным объектом террористических актов является общественная безопасность, разрушение которой ведет к запугиванию и ограничению демократических принципов существования общества.

В связи с этим, уместно вспомнить французского мыслителя А. Камю, который в своих рассуждениях о терроризме обращал внимание на такую характеристику этого явления, как презрение, «иррациональный террор превращает человека в вещь, в планетарную бактерию». Террорист «ставит перед собой целью не только разрушение личности, но и уничтожение в ней возможностей, таких как способность к мышлению, тяга к единению, призыв к абсолютной любви»[2] .

Террористическая деятельность рассчитана, прежде всего, на особенности массового сознания, на его готовность воспринимать существующую реальность не только ввиду неповторимости событий, но и с учетом возможностей средств массовой информации доводить до сведения населения истинные масштабы трагедии.

Современное мировое сообщество называется обществом сетевых структур. Сетевая структурированность в полной мере относится к терроризму, поэтому война против него существенно отличается о традиционных военных конфликтов. С одной стороны, здесь нет явных «горячих точек», которые можно было бы поразить с помощью различных типов вооружений, другой – война против террора не может быть выиграна путем только лишь поражения отдельных террористических организаций, так как в исламском мире везде существуют люди, поддерживающие священную войну (джихад), особенно против США

Международный терроризм обусловлен процессами глобализации, что принимает синтезируемые формы криминального терроризма с политическим, национальным и религиозным. Исследователями проблем глобализации и терроризма отмечается стремление к видоизменению и проявлению его в процессе сотрудничества с преступными сообществами. Терроризм сегодня имеет определенные структуры, значительное финансово-экономическое оснащение, способен вести войны и участвовать в масштабных вооруженных конфликтах.

Социально-политические условия для роста террористических явлений возникли и в современном российском обществе. К внутренним причинам обострения террористических проявлений необходимо отнести следующие: борьба за предел собственности и политическую власть, за изменение государственно-правового статуса отдельных регионов, межэтнические противоречия, криминализация общества и рост коррупции, образование очагов сепаратизма. События в регионе Северного Кавказа свидетельствуют о том, что терроризм стал угрозой не только национальной безопасности России, но и для территориальной целостности российского государства.

В связи с этим, исследование общетеоретических и прикладных проблем политико-правовых аспектов международного терроризма в условиях глобализации становится необходимым как в общефилософском и социально-политическом плане, так и с позиций потребности современной политико-социальной практики, определяющей эффективность государственного регулирования безопасности.

Создание действенного государственного и межгосударственного механизма борьбы с террористической угрозой возможно при условии, что он будет основываться на объективных результатах научных исследований, учитывать результаты антитеррористической политики государств и международного сообщества в целом. Государственное регулирование безопасности общества должно быть эффективным, что позволит демократическому государству противостоять терроризму и следовать принципам правового государства.

Концептуальные построения, обеспечивающие действенность государственного регулирования должны позволять правительству и силам безопасности действовать в рамках закона. Степень реакции властных структур должна быть адекватной реальности, а государственные и международные учреждения, принимающие участие в обеспечении безопасности, должны находиться под обязательным контролем правительства.

ГЛАВА 2. ПРОТИВОРЕЧИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

2.1. Экономическое неравенство

Социально-экономическое неравенство явилось следствием общественного разделения труда, значение которого для развития общества трудно переоценить.

Глобализация и неравенство – две довольно животрепещущие темы в обсуждении многих отечественных и зарубежных исследователей. Но лишь немногие из них пытались рассмотреть два эти феномена вкупе, выяснить, насколько они взаимно влияют и взаимно зависят друг от друга.

В своей оценке сложившейся вокруг неравенства ситуации С. Амин достаточно критически высказывается о роли капитала в условиях глобализации: "Реально существующий глобализированный либерализм не может породить ничего, кроме усугубления неравенства между народами (глобальной поляризации) и внутри самих народов (глобального Юга и Севера). Это обнищание, непременно сопровождающее накопление капитала, в свою очередь делает невозможной демократию, ликвидируя творческий потенциал в развитых центрах (путем подмены демократией низкой интенсивности новых шагов в социальном управлении процессом перемен) и упрощая до уровня фарса возможное внедрение на перифериях очевидных демократических политических реформ".

Современное углубление мирового неравенства не вызывается изменением интенсивности и направленности финансовых и торговых потоков, которые обычно ассоциируются с инструментами глобализации, а сопровождается таковым. Оно представляется результатом не столько внешней экспансии западного мира, сколько его внутреннего прогресса. Впервые в истории неравенство порождается личными усилиями и успехами представителей одной части общества или одной части цивилизации, и потому в соответствии с традиционными представлениями о справедливости "новое неравенство" нельзя признать несправедливым. Возможно, что по мере осознания этого обстоятельства желание реформировать складывающийся мировой порядок будет угасать. В этом контексте мы хотим еще раз подчеркнуть, что глобализация не является причиной роста неравномерности мирового развития, – скорее она как раз не способна стать значимым фактором его преодоления. По сути, единственной особенностью современного этапа глобализации является то, что границы "периферии", осваиваемой западным миром, простираются в наши дни на весь земной шар. Постоянно расширявшаяся в прошлом "зона интересов" западной цивилизации достигла естественного предела. Относительно нетронутыми остаются только Арктика и Антарктика[3] .

Неравенство в современном мире действительно связано с капитализмом – но не в том смысле, что капитализм обрекает какие-то народы на нищету, а в том, что он приносит процветание тем странам, где этот строй восторжествовал. Причина неравномерного распределения богатства на планете – в неравномерном распределении капитализма[4]

2.2. Международная политическая и

экономическая нестабильность

Политическая и экономическая нестабильность делает Россию ненадежным поставщиком угля на рынке этого сырьевого товара. Страна не обладает развитой транспортной инфраструктурой (особенно не хватает морских портов), необходимой для значительного увеличения экспорта.

Иностранные нефтяные компании утратили свои привилегии и стали испытывать характерные, в частности, для развивающихся государств, проблемы инфляции, налогового бремени, политической и экономической нестабильности. В качестве альтернативы в начале 60 - х годов возникла идея использовать для расчетов добытую нефть, которая, по существу, являлась твердой валютой. В свою очередь нефтедобывающие государства также были заинтересованы во введении в нефтяном секторе расчетов на стабильной основе. Выход был найден в том, что расчеты стали вести не в денежной форме, которая была подвержена инфляции, а в натуральной форме, имеющей достаточно стабильный характер.

Основными причинами таких конфликтов могут быть: грубое нарушение каким-либо органом (уровнем) власти принципиальных положений и норм бюджетно-финансового законодательства, затрагивающее интересы другого органа (уровня) власти; политическая и экономическая нестабильность в стране и, как следствие, угроза социального взрыва; резкое ухудшение экономической ситуации в стране (например финансовый кризис, разразившийся в России в 1998 г.); отсутствие четкой правовой базы, регламентирующей права и компетенцию, включая бюджетные полномочия, различных уровней государственной власти.

Данная задача представляется чрезвычайно сложной не только в силу своей новизны, но и потому, что решать ее предстоит в очень неблагоприятных условиях. Политическая и экономическая нестабильность, рост национализма, расстройство управленческих и хозяйственных связей препятствуют быстрому прогрессу в данной области.

Возможные изъятия из национального режима не исключены, но они должны быть оговорены в том же законе. Однако вследствие прежде всего политической и экономической нестабильности последовательно принимались различные нормативные акты ( как на федеральном, так и на региональном уровнях), ограничивающие те или иные права иностранных инвесторов или предприятий с иностранными инвестициями.

В целом по уровню безопасности бизнеса Россия относится к числу наименее благоприятных стран в мире. Это обусловлено не только политической и экономической нестабильностью в стране, но и специфическими особенностями рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг России характеризуется как нестабильный, находящийся в стадии становления.

Основными приобретателями ОВВЗ в то время являлись западные инвесторы, в связи с чем происходящие в России политические события оказывали, возможно, более сильное влияние на конъюнктуру рынка, чем экономические факторы. В частности, по мнению экспертов, именно с нарастанием политической и экономической нестабильности в конце 1994 г. было связано уменьшение активности трейдеров: иностранные инвесторы перестали котировать ОВВЗ в начале-середине декабря, утратив интерес и доверие к российским долгам.

Существуют и многие другие виды риска операций с ценными бумагами. В России все они имеют место и порождаются царящей в стране политической и экономической нестабильностью. Высокая степень риска не только препятствует развитию рынка ценных бумаг, но и стимулирует сбережение денежных средств населения и предприятий.

Данная ситуация связана с тем, что операции по привлечению и размещению средств обладают разной степенью риска: банк, осуществляющий размещение депозита, рискует в гораздо большей степени нежели банк, привлекающий средства. Россия рассматривается на международных валютных рынках как страна с повышенным кредитным риском (политическая, экономическая нестабильность, огромная внешняя задолженность), центральные банки развитых стран нормативно ограничивают степень участия своих банков в операциях с российскими коммерческими банками, поэтому для последних привлечь валютные средства западных банков в чистые депозиты ( без всякого страхового покрытия) практически невозможно. Российские банки могут привлечь межбанковские валютные депозиты только друг у друга.

Хейтри был приговорен к 14 годам. Выйдя из тюрьмы в 1939 году, он написал книгу под названием Сасг из тьмы, в которой отстаивал теорию, что причиной политической и экономической нестабильности является неудачное распределение населения на земле и взаимозависимость наций.

Все это говорит о том, что и в отечественном законодательстве и на практике следует дать четкие терминологические понятия, касающиеся как проблем возникновения, так и самой сущности коллективных трудовых конфликтов и споров. Такой подход поможет правоприменителям использовать с реальной пользой свои полномочия, так как сфера механизма регулирования отношений, возникающих на основе коллективных спорных и конфликтных ситуаций, весьма обширна. Особую значимость эти вопросы приобретают в условиях политической и экономической нестабильности.

После Второй мировой войны широкое распространение получила международная миграция рабочей силы - перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы и лучших условий жизни. С точки зрения временного лага различают постоянную ( безвозвратную), временную и сезонную миграции. Среди причин миграции выделяются неравномерность экономического развития, национальные различия в заработной плате, политическая и экономическая нестабильность, кризисный спад производства, национальные конфликты.

Налоговый механизм, формируемый как экономико-правовой способ реализации на практике внутреннего потенциала категории налог, служит воспроизводственным целям, способствует достижению относительного равновесия между общегосударственными, корпоративными и личными экономическими интересами. В функциональном отношении действие элементов налогового механизма разграничено по двум подсистемам: фискальной и регулирующей. Соблюдение паритета между ними позволяет говорить о создании оптимального налогового механизма. Данная задача трудновыполнима при политической и экономической нестабильности в любой стране, и тем не менее при формировании налоговой тактики и выборе стратегии налогообложения это главное требование к вводимому налоговому механизму должно соблюдаться в той мере, в какой позволяют объективные условия. Налоговый механизм должен быть абсолютно свободен от чисто субъективистских подходов и не зависеть от узковедомственных интересов.

Они становятся все гуманнее применительно к его личности. Исключаются крайние меры наказания за несостоятельность. Это важно для переживаемого динамичного периода развития экономики, для которого характерны повышенный риск, ускорение научно-технического прогресса, жесткая конкуренция, политическая и экономическая нестабильность.

ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

3.1. Экономическая безопасность РФ 1996г.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет, которая была одобрена
Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 года № 608.

Государственная стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.

Государственная стратегия включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу;
2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

3. Формирование экономической политики, институциональных прео бразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

В документе 1996 года выделены 4 основные направления, которые представляют угрозы экономической безопасности РФ:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.

2. Деформированность структуры российской экономики.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности.

Каждое направление вышеописанных угроз выявлены в результате различных факторов, представленных в Приложении.

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.

Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Российской Федерации, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.
2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы:

· Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

· Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.

3. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации.
Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника.

3.2. Современные вызовы экономической безопасности России

Усиление топливно-сырьевой направленности экономики

Проанализировав таблицу 25.8 и построенную на ее основе диаграмму, можно прийти к выводу о том, что налицо энергетическая направленность экспорта Российской Федерации. Если добавить к минеральному сырью еще и древесину (которая вывозится из России в основном в виде круглого леса), то энергетическая статья экспорта РФ увеличится до 75%. В то же время доля машиностроительной продукции снизилась наполовину: с 10,2 до 4,9%, несмотря на то, что в абсолютном выражении она повысилась.

Свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении

Данные, представленные на таблице и диаграмме 13.2 и 25.8 (см. Приложение), относятся к периоду 2008 года, новые же показатели за 2009 год по данным Росстата выглядят следующим образом: падение промышленного производства снижение в промышленности в 2009 году стали максимальным с 1994 года. Основной причиной такого положения вещей стал кризис, который прежде всего ударил по автомобилестроению и машиностроению в целом.

Также на диаграмме 13.2 ярко выражена нестабильность индекса промышленного производства машин и оборудования: то падает, то повышается. Причиной такого положения может быть не свертывание производства, а потеря производственных цепочек. Ранее ТЭК РФ и машиностроение образовывали единую систему, ТЭК работал на машиностроение, продукция которой впоследствии шла на экспорт, современная система экономики РФ поменяла свою направленность: ТЭК – теперь отдельная самостоятельная сфера, основной целью которой является добыча нефти и газа и последующая ее транспортировка в первичном виде в зарубежные страны. В связи с этим нужно отметить, что главной проблемой высматривается уже налаживание цепочек производства и построение общей системы всей промышленности РФ, особенно машиностроения, чтобы отрасли все не выживали по одиночке, а строили единую «взаимосоединяемую» систему производственной жизни.

Снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России

Согласно таблице 21.39 и 21 (см. Приложение), к высокотехнологичному сектору в России относятся лишь 7 компаний из 56, и на них приходится только 3% всей корпоративной капитализации страны. Зато на относительно низкотехнологичные секторы промышленности, прежде всего металлургию и металлообработку, приходится 50% всех компаний и почти 80% капитализации.

По данным таблицы21.20 (см. Приложение), расположенной выше, расходы на НИОКР по отношению к ВВП за 13 лет повысились, но незначительно. По сравнению с высокоразвитыми странами этот показатель у России значительно ниже, например, в США - 2,6% и 4,78 в Израиле[5] . По сравнению с данными государствами Россия находится в стороне от инноваций и НИОКР, хотя принята государственная программа по развитию нано-технологий. Тем не менее, показатель доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства в три раза ниже порогового значения (5,2% против 15%[6] ).

Завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления

Иностранные компании все больше и больше занимают рынок, причем внутренний, из-за чего отечественным предприятиям все сложнее и сложнее конкурировать с иностранными производителями (см. Приложение, табл. 25). Так, по данным Нестле и незасисимым экспертам доля импорта на российском рынке одежды составляет уже! 95%. Нестле контролирует в России 40% рынка растворимого кофе, 40% кулинарной продукции, а также 50% готовых завтраков и 20,5% рынка шоколада. Кроме того, нужно отметить, чтоколичество ТНК в России огромное и дифференцированное, России необходимо ужесточить присутствие таких компаний на своем рынке, а также как можно эффективнее использовать научно-технический потенциал, который остался с советскихвремен, и приобретать иностранный опыт.
Сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры и ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли

Из таблицы 10 (см. Приложение) видно, что количество дел об административных правонарушениях только увеличиваются, что говорит о том, что даже административные правонарушения происходят чаще, чем несколько лет назад. Эта проблема связана с тем, что суды не успевают рассмотреть дела, кроме того, нормативно-правовая база постоянно меняется и ее регулирование рассматривается сложным.

В 2003 году всего выявлено 232,8 тыс. экономических преступлений, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 16,6%. Материальный ущерб от указанных преступлений (на момент возбуждения уголовного дела) составил 40,1 млрд. руб., что на 18,6% больше аналогичного показателя прошлого года (33,8 млрд. руб.). Более трети (38,4%) в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления[7] .

В целом нужно отметить, что пагубное воздействие коррупции в любой стране мира ощущается. По данным Всемирного банка ежегодно в мире выплачивается взяток на сумму 1 трлн. долл. По подсчетам некоторых экономистов доля «неформального сектора» в 1996 году составляла 50%. В 1993 году среди привлеченных МВД РФ к ответственности за коррупцию работники министерств, комитетов и государственных структур составили 47%. На современном этапе количество привлеченных по данному же направлению не уменьшается, но возникает особая ситуация, когда привлекают к ответственности тех, сумма взяток которых по сравнению с реальными взятками незначительна. Таким образом, «чистка» носит в основном только показательный характер. Стоит при этом упомянуть, что половина россиян считает, что коррупцию в России не искоренить, чуть меньший процент считает, что коррупция необходима для россиян.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы необходимо сделать несколько важных выводов о взаимосвязи глобализации и национальной, в том числе экономической, безопасности.

В первую очередь, нужно отметить, что глобализация - это объективный процесс и избежать его ни одному субъекту мировой экономики невозможно, поскольку эра «железного занавеса» теперь уже сложно воспроизвести.

Во-вторых, глобализация несет в себе не только положительные последствия, но и негативные, о которых в последнее время стали в мировом сообществе говорить все больше и больше. Одной и таких сторон является проблема национальной безопасности. Наиболее важным для экономистов является экономическая безопасность. Если рассматривать США, то здесь в рамках всего государства существует Совет безопасности и другие государственный департаменты, целью которых является сохранение статуса-кво сверхдержавы американской экономики. В своей книге «Великая шахматная доска» Збигнев Бжезинский называет США единственной мировой сверхдержавой в истории всего человечества, апперируя доминированием США в 4 сферах жизни общества: экономическая, культурная, военная, технологическая. Самой важной сферой является экономическая, поскольку именно она позволяет стране доминировать в других 3 сферах. Поэтому важно придавать огромное значение не только экономическому развитию страны, но и экономической безопасности.

Что касаемо Российской Федерации, то в стране принята в 1996 году стратегия экономической безопасности РФ. В 3 главе произведен анализ тех угроз, которые были отмечены в стратегии 1996 года. В ходе работы были выявлены те угрозы, которые до сих пор с 1996 года являются актуальными для российской экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ

1. Арин О.А. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. -М.: Флинта-Наука, 2007

2. Гончаренко Л.П. Управление безопасностью : Учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2005 С.46.

3. Путилин Б.Г. Национальная и международная безопасность. - М. 2001

4. Фирсов В.А. Воздействие глобализации на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. - М., 2006

5. Широков Г. Глобализация. - М., 2005

6. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. - М., 2004

7. Левашов В.К. Глобализация, социальная безопасность и национальная стратегия // Российский экономический журнал. 2005, 3

8. Невский В. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона готовы взяться за "атомную дубину"?//Правда, 2007

9. Панарин А.С. "Имперская республика" на пути к мировому господству // Общественные науки и современность, 2003, 4. С. 151

10. Иноземцев В.Л. Глобализация и неравенство: что – причина, что следствие? Россия в глобальной политике, № 1, с.158-175, 2003.

11. Норберг Ю. В защиту глобального капитализма. М., Новое издательство, 272 с., 2007.

12. Святенко И.Ю. Проблемы глобализации и защиты национальных интересов России // Право и безопасность, 2002, 2

13. Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. М., Издательство "Европа", 168 с., 2007.

14. Синицын И.М., Шутова Т.В. Экономическая глобализация: некоторые Российский статистический ежегодник, 2009 г. Статистический сборник

15. Аспекты проблемы экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 5(8) - 2006

16. Джадан И. Рынок глобальной безопасности //Агентство политических новостей http://www.apn.ru

17. Леонидов С.А. Россия в системе международной безопасности // Национальная безопасность http://www.nationalsecurity.ru

18. Материалы сайта http://www.internet-school.ru

19. МВД http://www.mvd.ru

20. Росстат http://www.gks.ru

21. Lancaster C. Aid to Africa. So much to do, so little done. Chicago, London, Univ. of Chicago Press, table 5, p.70, 1999.

22. Revel J.F. The anti-American obsession: Its functioning, its causes, its inconsequentialness. San Francisco,Encounter Books, 2003.

23. Wallerstein I. The end of the world as we know it. Social science for the twenty-first century. Minneapolis(Mn.), University of Minnesota Press, 277 p., 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 25.8. Товарная структура экспорта Российской Федерации (в фактически действовавших ценах)

1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008
Млн.
долл.
США
В про-
центах
к итогу
Млн.
долл.
США
В про-
центах
к итогу
Млн.
долл.
США
В про-
центах
к итогу
Млн.
долл.
США
В про-
центах
к итогу
Млн.
долл.
США
В про-
центах
к итогу
Млн.
долл.
США
В про-
центах
к итогу
Млн.
долл.
США
В про-
центах
к итогу
Экспорт – всего 78217 100 103093 100 181600 100 241473 100 301244 100 351928 100 467912 100
в том числе:
продовольственные товары
и сельскохозяйственное сырье
(кроме текстильного)
1378 1,8 1623 1,6 3292 1,8 4492 1,9 5514 1,8 9090 2,6 9298 2,0
минеральные продукты 33278 42,5 55488 53,8 104950 57,8 156372 64,8 198631 65,9 228436 64,9 326010 69,7
продукция химической
промышленности, каучук
7843 10,0 7392 7,2 12003 6,6 14367 6,0 16757 5,6 20802 5,9 30264 6,5
кожевенное сырье, пушнина
и изделия из них
313 0,4 270 0,3 353 0,2 330 0,1 367 0,1 337 0,1 354 0,1
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 4363 5,6 4460 4,3 7020 3,9 8305 3,4 9535 3,2 12263 3,5 11561 2,5
текстиль, текстильные изделия
и обувь
1154 1,5 817 0,8 1119 0,6 965 0,4 967 0,3 952 0,3 870 0,2
металлы, драгоценные камни
и изделия из них
20901 26,7 22370 21,7 36707 20,2 40592 16,8 48936 16,3 55963 15,9 62105 13,2
машины, оборудование
и транспортные средства
7962 10,2 9071 8,8 14100 7,8 13505 5,6 17437 5,8 19667 5,6 22900 4,9
прочие товары 1026 1,3 1603 1,5 2056 1,1 2545 1,0 3101 1,0 4420 1,2 4552 0,9

Источник: Российский статистический ежегодник, 2009 г. Статистический сборник

Диаграмма 25.8 Доля минеральных ресурсов

в экспорте товаров РФ (в процентах к итогу)

Источник: составлена автором на основе таблицы 25.8

Таблица 13.2. Индексы производства по отдельным видам экономической деятельности
(в процентах к предыдущему году)

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие
производства, производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
95,4 108,7 102,9 103,1 108,9 108,0 105,1 106,3 106,3 102,1
Добыча полезных ископаемых 97,3 106,4 106,0 106,8 108,7 106,8 101,4 102,5 101,9 100,2
из нее:
добыча топливно-энергетических полезных
ископаемых
96,8 104,9 106,1 107,3 110,3 107,7 102,0 102,5 101,9 99,8
добыча полезных ископаемых, кроме
топливно-энергетических
99,1 118,2 96,2 99,1 102,5 108,5 97,7 102,5 101,6 101,5
Обрабатывающие производства 94,2 110,9 102,0 101,1 110,3 110,5 107,6 108,3 109,5 103,2
из них:
производство пищевых продуктов, включая
напитки, и табака
88,5 105,3 108,0 107,2 106,9 104,4 106,6 107,0 106,1 101,1
текстильное и швейное производство 70,6 124,9 107,8 97,5 101,2 96,0 103,6 112,1 98,7 95,5
производство кожи, изделий из кожи
и производство обуви
67,9 107,6 113,7 111,4 111,5 99,4 100,2 122,2 100,0 101,7
обработка древесины и производство изделий
из дерева
92,2 114,1 97,5 104,2 109,7 108,7 107,1 103,6 106,2 101,4
целлюлозно-бумажное производство;
издательская и полиграфическая деятельность
108,6 118,0 109,6 104,1 107,8 105,1 103,6 107,0 109,1 100,8
производство кокса и нефтепродуктов 100,4 102,4 102,8 104,6 102,2 102,4 104,4 107,1 102,9 102,7
химическое производство 108,2 115,2 100,3 100,2 105,4 106,6 104,1 104,8 106,0 95,8
производство резиновых и пластмассовых
изделий
94,7 126,1 101,6 100,2 105,5 113,5 116,4 121,7 122,1 112,5
производство прочих неметаллических
минеральных продуктов
92,9 110,6 103,8 101,2 107,3 108,4 104,9 115,7 110,3 99,1
металлургическое производство и
производство готовых металлических изделий
102,2 115,3 104,6 105,1 107,2 103,9 107,0 109,8 102,1 99,8
производство машин и оборудования 87,3 105,7 106,4 91,2 119,0 120,8 99,7 109,4 119,1 104,0
производство электрооборудования,
электронного и оптического оборудования
88,5 125,0 108,4 92,3 143,2 134,5 133,2 116,3 111,8 92,1
производство транспортных средств
и оборудования
89,5 110,7 73,6 99,0 114,0 111,5 107,1 103,9 115,3 109,5
прочие производства 100,6 111,5 108,5 103,9 110,8 110,2 108,7 112,2 105,1 104,6
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды[8] ) 96,8 104,0 101,4 104,8 103,3 101,1 100,9 104,9 99,8 101,4

Источник: Российский статистический ежегодник, 2009 г. Статистический сборник

Диаграмма 13.2. Производство машин и оборудования,

в % к предыдущему году

Источник: разработана автором на основе таблицы 13.2

таблица 21.39. Инновационная активность организаций по видам экономической деятельности

Число организаций,
осуществлявших технологические инновации
Удельный вес организаций, осуществлявших
технологические инновации, в общем числе
обследованных организаций, процентов
2003 2005 2006 2007 2008 2003 2005 2006 2007 2008
Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - всего 2191 2402 2490 2485 2448 10,3 9,3 9,4 9,4 9,6
Добыча полезных ископаемых 67 69 85 76 70 5,7 5,6 7,0 5,8 5,1
Добыча топливно-энергетических
полезных ископаемых
37 33 48 45 43 7,3 5,7 8,0 6,6 5,6
Добыча полезных ископаемых,
кроме топливно-энергетических
30 36 37 31 27 4,5 5,6 6,1 4,9 4,4
Обрабатывающие производства 2042 2122 2158 2150 2114 10,9 10,9 11,1 11,5 11,9
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 400 387 407 377 360 7,9 8,0 8,8 8,5 9,9
Текстильное и швейное производство 72 64 60 57 51 3,7 4,3 4,4 5,0 5,7
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 19 13 13 7 7 6,4 6,1 7,7 4,8 4,9
Обработка древесины и производство изделий из дерева 32 34 27 32 31 3,2 4,6 3,8 4,6 4,6
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 92 103 103 109 101 6,5 3,3 3,0 3,2 3,0
Производство кокса и нефтепродуктов 33 27 27 26 30 43,4 31,4 29,3 27,1 31,9
Химическое производство 160 147 148 152 146 25,9 23,5 24,2 24,7 22,6
Производство резиновых и пластмассовых изделий 44 44 50 52 59 11,5 10,7 11,0 10,1 10,7
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 114 139 122 123 123 7,1 9,3 8,3 8,4 8,2
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 134 151 170 179 183 11,9 11,9 13,1 13,8 13,8
Производство машин и оборудования 288 271 275 277 275 13,4 13,5 15,0 16,1 16,9
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 373 427 437 430 421 25,9 26,8 27,0 26,7 25,8
Производство транспортных средств
и оборудования
166 190 186 192 204 21,2 23,8 22,7 22,7 23,0
Прочие производства, не включенные
в другие группировки обрабатывающих производств
115 125 133 137 123 13,8 14,2 15,6 16,8 14,9
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 82 211 247 259 264 6,4 4,2 4,2 4,1 4,2

Источник: Российский статистический ежегодник, 2009 г. Статистический сборник

Таблица 21. Уровень технологической интенсивности отраслей и российских компаний обрабатывающей промышленности

Отрасль НИОКР/условно-чистая продукция Число компаний и их капитализация, млрд долл.
Высокотехнологичные 23,9 7 (5,4)
В том числе:
Авиакосмическая 29,1 3 (1,6)
Фармацевтика 22,3 2 (2,5)
вычислительная техника и офисное оборудование 25,8 1 (0,2)
медицинское оборудование и инструмент 24,6 Нет
оборудование средств связи 17,9 1 (1,1)
Относительно высокотехнологичные 9,1 21 (29,5)
В том числе:
Электротехническая 13,3 2 (1,8)
Автомобильная 9,1 7 (12,4)
Химия 8,3 9 (14,4)
общее машиностроение 5,8 3 (0,9)
Относительно низкотехнологичные 2,3 21 (118,5)
В том числе:
Судостроение 3,1 Нет
производство пластмасс и резинотехническая 2,7 Нет
Нефтепереработка 1,9 2 (1,2)
металлургия и металлообработка 1,6 19 (117,3)
Низкотехнологичные 1,0 7 (15,1)
В том числе:
прочая обрабатывающая промышленность 1,3 2 (1,1)
Пищевая 1,1 5 (14,0)
Деревообработка 1,0 Нет
текстильная, легкая 0,8 Нет
Обрабатывающая промышленность в среднем 56 (168,5)

Источник: http://www.gks.ru

Таблица 21.20. Внутренние затраты на исследования и разработки

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Внутренние затраты на исследования и разработки:
млн. руб. (1995 г. - млрд. руб.):
в фактически действовавших ценах 12149,5 76697,1 105260,7 135004,5 169862,4 196039,9 230785,2 288805,2 371080,3 431073,2
в постоянных ценах 1989 г. 2,49 3,32 3,91 4,34 4,79 4,60 4,54 4,90 5,60 5,40
в процентах к валовому внутреннему продукту 0,85 1,05 1,18 1,25 1,28 1,15 1,07 1,07 1,12 1,03

Источник: http://www.gks.ru

Таблица 25.14. Удельный вес потребительских, промежуточных и инвестиционных товаров в общем объеме импорта российской федерации
(в процентах)

Годы Товары
потребительские промежуточные инвестиционные
2006 46,2 36,8 17,0
2007 44,4 36,7 18,9
2008 41,8 34,4 23,8
I квартал 45,0 32,4 22,6
II квартал 41,3 34,8 23,9
III квартал 43,6 32,2 24,2
IV квартал 37,8 37,8 24,4

Источник: Российский статистический ежегодник, 2009 г. Статистический сборник

Таблица 25. Основные показатели деятельности организаций с участием иностранного капитала

Источник: разработана автором на основе данных с официального сайта Росстат http://www.gks.ru

Таблица 10. Число дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами, единица, значение показателя за год

2006 2007 2008 2009
Российская Федерация 2638043 2950373 3010467 2844764

Источник:Росстат http://www.gks.ru

Таблица 10.23. Преступления экономической направленности

Источник: http://www.mvd.ru – МВД


[1] Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. С. 6-31.

[2] Камю А. Избранные произведения / Послесловие С. Великовского; худож. А. И. Неровный. – М., Панорама, 1993. – с. 319.

[3] Иноземцев В.Л. Глобализация и неравенство: что – причина, что – следствие? Россия в глобальной

политике, № 1, с.158-175, 2003.

[4] Норберг Ю. В защиту глобального капитализма. М., Новое издательство, 272 с., 2007.

[5] http://www.worldbank.org – Всемирный банк

[6] Андронова И.В. «Внешнеэкономические аспекты национальных интересов России на постсоветском пространстве»

[7] http://www.mvd.ru - МВД

[8] С учетом поправки на неформальную деятельность