Реферат: Виды конкуренции 3

Название: Виды конкуренции 3
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность и механизм конкуренции…………………………………….6

1.1. Сущность конкуренции……………………………………………………...6

1.2. Механизм конкуренции…………………………………………………….9

Глава 2. Совершенная и несовершенная конкуренция…………………………18

2.1. Совершенная конкуренция………………………………………………...18

2.2. Несовершенная конкуренция……………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………...31

Список используемой литературы……………………………………………..33

Введение

Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность -монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.

Процесс становления рыночной экономики довольно длителен и неотделим от становления и развития нормальной конкуренции. Поэтому необходимо терпение и понимание всего процесса. Чтобы развить приличную рыночную экономику, необходимо, в первую очередь, позаботится о развитии конкуренции, т.к. рынок и конкуренция неотделимы друг от друга. Конкуренция - один из основных принципов существования рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут полностью проявится. Конкурентная экономика предполагает экономическую свободу хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и видов предприятий, деловую активность предпринимателей, их состязательность в совершенствовании производства, внедрение нововведений, освоении производства новых товаров и услуг. Основными показателями являются:

1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

противоречий реального развития национальных рыночных экономик и мирового хозяйства в целом. Тем не менее конкурентные тенденции на развитом рынке существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой (в виде исключения) даже слабые фирмы.

4. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

Рыночное соперничество классифицируется так:


КОНКУРЕНЦИЯ По способам Ценовая

соперничества Неценовая

По состоянию рынка

Регулируемая

Совершенная Несовершенная

Конкуренция содержит в самой себе противоречие, которое в результате проявления воспроизводит явления, отрицающие саму конкуренцию. Свободная конкуренция ведёт к отбору наиболее эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при одновременном разорении тех, кто отстаёт от требований рынка. На определённом этапе этот процесс обуславливает появление монополий. Иначе говоря, диалектика развития конкуренции такова, что она в принципе не в состоянии сохранить себя в "чистом" виде и переходит в свою противоположность- монополию. И то, что монополия сдерживается в определённых границах во многих странах под воздействием антимонопольного законодательства, - следствие противоречий реального развития национальных рыночных экономик и мирового хозяйства в целом. Тем не менее конкурентные тенденции на развитом рынке существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой (в виде исключения) даже слабые фирмы.

Глава 1. Сущность и механизм конкуренции. 1.1. Сущность конкуренции

Конкуренция - термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает "сталкивание". Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция- это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция-соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

Конкуренция содержит в самой себе противоречие, которое в результате проявления воспроизводит явления, отрицающие саму конкуренцию. Свободная конкуренция ведёт к отбору наиболее эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при одновременном разорении тех, кто отстаёт от требований рынка. На определённом этапе этот процесс обуславливает появление монополий. Иначе говоря, диалектика развития конкуренции такова, что она в принципе не в состоянии сохранить себя в "чистом" виде и переходит в свою противоположность- монополию. И то, что монополия сдерживается в определённых границах во многих странах под воздействием антимонопольного законодательства, - следствие противоречий реального развития национальных рыночных экономик и мирового хозяйства в целом. Тем не менее конкурентные тенденции на развитом рынке существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой(в виде исключения) даже слабые фирмы. Ключ к уяснению вопроса, почему монополия не вытесняет

конкуренцию, лежит в понимании того, насколько разными являются борющиеся между собой фирмы. Конкуренция не сводится к борьбе сильного против слабого: в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.

В реальности конкуренция строится по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных единиц, имеющих свои особенности: у ведущих монополий- это сила, у мелких фирм- гибкость, у специализированных компаний- приспособленность к особым сегментам(" нишам") рынка, у фирм-новаторов- преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях преимущество получает то одно, то другое качество.

Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.

Деятельность любой хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю. С одной стороны - это внутренний непосредственный контроль в рамках фирмы, а с другой- это внешний опосредствованный контроль на рынке со стороны фирм-конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жёсткой, но беспристрастной. Объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяются тем, что в конечном счёте оценку выносит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдаёт предпочтение товарам того или иного конкурента.

Конкуренция- это самый эффективный и дешёвый метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого

рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.

Конкуренция выполняет функцию стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за большую прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём применения самой эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей следовать в ногу с темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство, проявлять инновационную активность. На этой основе возможен выигрыш того предпринимателя, который снижает затраты на производство благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, освоению новой продукции с высоким качеством. Важнейшей функцией конкуренции является саморегулирование хозяйственной деятельности. В рыночной экономике сопряжение интересов конкурирующих продавцов и покупателей определяет цены на ресурсы и готовую продукцию в любой данный период времени. Производится только то, что приносит прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит прибыли, производить не станут. Конкурирующая рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в перераспределении ресурсов экономики, переливу средств, рабочей силы от менее прибыльных к более прибыльным производителям. Конкуренция выявляет и мобилизирует резервы экономического роста и нет смысла их скрывать. Конкурентный режим хозяйствования - это антипод бесхозяйственности, расточительности. Конкуренция способна "санировать" производство, выталкивая из него нерентабельные, отсталые в техническом отношении предприятия.

Конкуренция выполняет функцию дифференциации доходов товаропроизводителей на основе обеспечения разной эффективности

производства. Выигрывает в конкуренции тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции, оперативнее учитывает изменения в потребительских вкусах и предпочтениях покупателей и способен перестраиваться "на ходу", обеспечивает дифференциацию продуктов по потребительским свойствам, ценам, реагирует на изменяющийся спрос и в известном смысле формирует его для разных групп потребителей, возрастов, различных территорий, городского и сельского населения, покупателей с разным уровнем доходов.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

1.2. Механизм конкуренции

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция- главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог- застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция- это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие "нормальной" конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление- чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления "перекосов" и больших диспропорций в его развитии. К примеру, "дефицитный рынок" ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий "дефицитный рынок" можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок-порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.

До недавнего времени в советской экономической литературе наличие монополии и конкуренции связывалось исключительно с капиталистической системой. Считалось, что они выступают её типичными и существенными признаками. В исследованиях советских учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.

Рыночная конкуренция в нашей экономике была устранена с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции-обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.

Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь- благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды- сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом- не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики- особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.

В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:

1)устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства.

2)свёртывание товарно-денежных отношений

3)ликвидация конкуренции

4)искусственная концентрация и узкая специализация производства

5) преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.

Наша экономика уникальна: в ней монополизировано не только производство, но и среда обитания хозяйствующих субъектов. Государство выступает одновременно и как монопольный производитель, и как монопольно управляющее начало. Негосударственные экономические субъекты вмонтированы в монопольную среду обитания, им же созданную.

Отличия рыночной монополии от монополии в условиях командной экономики представлены следующим образом:

Государственный монополизм по своему содержанию является точной копией характерных признаков чистой монополии в рыночной экономике.

В Республике Беларусь господствуют монополия государственной собственности- по содержанию, а по форме- чистая монополия и олигополия. На долю 1-4 крупных производителей определённых товаров приходится 70% выпуска продукции. Уникальность белорусских монополий заключается в том, что многие их них находятся в крайне тяжёлом финансовом положении, а некоторые- даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, отсутствие средств на выплату заработной платы, низкая рентабельность-таков далеко не полный перечень признаков отечественных монополистов(например, чтобы обеспечить ПО "БелавтоМАЗ" производство конкурентоспособной продукции, на первом этапе технической реконструкции необходимо иметь 300 млн. долл. США).

Характерным явлением отечественного производства становится монопсония (предприятие- единственный покупатель), чему способствует монопольность торговой сети.

В настоящее время происходит трансформация монополизма в скрытые гипертрофированные формы: скрытая монополия государства,

чиновников, богатых, мафиозно-коррумпированных кланов в торговле, сфере обращения, финансовой, скрытая монополия иностранного капитала в отдельных отраслях.

"В связи с этим стратегическим направлением деятельности в области антимонопольной политики является формирование полноценной конкурентной среды, ориентированной прежде всего на качественные стороны функционирования экономики ",- подчёркнуто в программном документе "Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы".

Монопольная сущность экономической системы хозяйствования, проявляющаяся в чистой монополии, и реже- в олигополии отраслей народного хозяйства, обуславливает невозможность появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм экономических отношений.

В условиях отсутствия рыночной конкуренции формирование конкурентной среды должно происходить поэтапно:

1)становление конкуренции между отечественными производителями одной отрасли за рынки сбыта и рынки сырья; появление конкуренции между банками за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями- за установление связей с производителями.

2)формирование межотраслевой конкуренции за норму прибыли, становление нетоварных форм конкуренции, за финансовое лидерство между трестами, концернами, холдингами, финансовыми группами.

3)зарождение равнопартнёрских отношений между отечественными и иностранными производителями.

Специалисты полагают, что этапы становления конкуренции будут совпадать с этапами укрепления белорусского рубля и развития рыночных отношений.

Целесообразно различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды.

Основными условиями появления конкуренции являются:

1)собственность на средства производства, продукт и доход

2)доступ к ресурсам и информации

3)множественность обособленных производителей, экономическая самостоятельность (выбор вида деятельности, организационных форм, определение источников финансирования, методов и структур управления производством, сбытом и т.д.)

Рыночная конкуренция- система отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг, стремящихся к поиску новых способов реализации их экономических интересов. Условиями её развития, наряду с указанными, выступают: заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания новых предприятий в монополизированных отраслях и др.

Ф.Хайек особо подчёркивал необходимость наличия: развитого института индивидуализированной (нечастной) собственности-единоличной, семейной, партнёрской, кооперативной, акционерной; разработанной правовой базы, определённой деятельности государства и правительства по созданию условий для конкуренции; исключение централизованного планирования, вмешательства в систему ценообразования и распределения ресурсов.

Основными направлениями государственной политики по формированию конкурентной среды в РБ являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок для демонополизации экономики и развития предпринимательства. С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерство предпринимательства и инвестиций.

Формирование конкурентной среды в РБ осуществляется ликвидацией объединений и ассоциаций(в ходе приватизации), ограничивающих самостоятельность предприятий; выделением структурных подразделений

действующих предприятий и преобразованием их в самостоятельные субъекты; созданием новых, частных предприятий, малых и средних, акционерных обществ. В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень в развитии индивидуального частного капитала, они создавались, как правило, путём преобразования(переименования) предприятия в акционерное общество.

Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.

В ходе реформирования экономики РБ полноценной конкуренции, затрагивающей сферу материального производства, не возникло. Предпосылки для формирования конкурентной среды не создаются. Подлинного разгосударствления экономики не происходит, приватизация до 1996г. Носила преимущественно государственно-акционерный характер, а в настоящее время вообще приостановлена.

Вместе с тем в "Основных направлениях социально-экономического развития РБ на 1996-2000 годы " подчёркивается, что "главная цель приватизации заключается не в формальном перераспределении собственности, а в повышении эффективности производства и создании конкурентной среды...".

Становление конкуренции сдерживает отсутствие навыков предпринимательской деятельности у администрации негосударственных предприятий.

Либерализация цен обернулась их необоснованным повышением, падением спроса и уменьшением объёмов производства, утратой рынков сбыта. В настоящее время почти каждое третье предприятие республики является убыточным. В промышленности доля таких предприятий выросла за

год с 9 до 25 процентов, в сельском хозяйстве- с 11 до 19, а в строительстве-с 17 до 37,5 процентов.

В РБ вместо здоровой возникла "теневая" конкуренция между монопольными группами "дельцов", монопольными структурами по осуществлению ростовщических и спекулятивных операций(например, в торговле- между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров коммерческим организациям).

Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры- малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве(между предприятиями- за рынки ресурсов, за инвестора, за потребителя и т. д.; между рабочей силой- за рабочие места; между банками- за объекты кредитования, вложения капитала).

Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере.

Появлению настоящей конкуренции препятствует монополизм Национального банка РБ, административный характер его отношений с промышленными предприятиями.

Особенностью становления предпринимательства в Беларуси является его значительная зависимость от государства, которое не столько поощряет предпринимательскую деятельность, сколько стремится поставить её под свой постоянный контроль.

Причинами отсутствия конкуренции в РБ являются: медленное реформирование экономики, господство нерыночной по содержанию чистой монополии и олигополии: отсутствие радикальных изменений в

организационных формах, структуре функционирования промышленных предприятий, механизме управления ими: наличие существенных барьеров для конкуренции(экономических, административных, криминальных и т.д.).

К числу экономических факторов, тормозящих становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, следует отнести налоговую, кредитную, инвестиционную и ценовую политику государства, сроки окупаемости капитальных вложений, неплатежи и т.д. Административными барьерами, препятствующими выходу на рынок, является регистрация предприятий, выдача лицензий, квотирование и т.д.(В программном документе "Основные направления социально-экономического развития РБ на 1996-2000 годы" предусмотрены: пересмотр налоговой, валютной и кредитной политики в целях стимулирования экспорта и поддержки отечественных производителей; введение строгого заявительского порядка регистрации предприятий в сфере малого и среднего производственного бизнеса).

Существует также ряд барьеров, связанных с ограниченной ёмкостью рынка, обусловленных неразвитостью рыночной инфраструктуры, ограниченностью природно-сырьевых ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды.

Развитие конкурентных отношений в Республике Беларусь в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием действенных антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности.

Глава 2. Совершенная и несовершенная конкуренция

2.1. Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция — такой вид рыночной структуры, который предполагает: наличие множества фирм на рынке; выпуск однородного (стандартизированного) продукта; наличие множества информированных покупателей; легкость (низкие барьеры) вхождения на рынок и ухода с рынка. Свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Наивысшим уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации па рынке.

Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условии:

· объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого фирмой товара:

· реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

· покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

· продавцы не вступают в сговор по поводу цеп и действуют независимо друг от друга;

· фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.

Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.

Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества:

• способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

• вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

• создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

• обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

• нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);

· отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

· не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

· не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

· не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;

· не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Следствием условий совершенной конкуренции является то, что доля выпуска каждой отдельной фирмы в общем объеме отраслевого производства крайне мала, а в силу однородности продукта покупателям совершенно безразлично, у какой фирмы покупать. К тому же покупатели хорошо

осведомлены о том, кто пытается продать свой товар по самой низкой цене. Такое положение не позволяет отдельной фирме заметно влиять на цену, варьируя выпуск продукции.

Фактически в таких отраслях у фирмы нет выбора, по какой цене сбывать свой товар: она может продавать только по сложившейся цене.

Кроме того, новым производителям достаточно легко влиться в такую отрасль, а старым прекратить свое существование. Возможность быстрого проникновения новых производителей на сложившийся рынок чрезвычайно обостряет конкуренцию и не позволяет старым компаниям навязывать высокие цены.

Ситуация, при которой отдельная фирма не может влиять на цену на рынке, т. е. воспринимает ее как заданную, означает, что спрос, с которым сталкивается эта фирма, является совершенно эластичным: крайне малое увеличение цены может привести к полному исчезновению спроса на продукцию фирмы, а крайне малое падение цены — к необозримому росту спроса.

Рыночное пространство — это арена активного взаимодействия всех субъектов рынка. Такое взаимодействие принимает разные формы в зависимости от определенных параметров (показателей) состоянии рыка. Основными параметрами являются:

—количество продавцов товаров определенного вида;

—свобода вхождения товаровладельцев на рынок и выхода из него;

—независимость (или зависимость) субъектов рынка друг от друга;

—возможность (или невозможность) установления рыночной цены со стороны отдельных товаровладельцев.

В зависимости от состояния указанных параметров взаимодействие участников рыночных сделок принимает два прямо противоположных вида: свободной конкуренции или монополии. Кроме них в современных условиях существуют формы взаимодействия субъектов рынка, в которых сочетаются конкуренция и монополия.

Принципиальные различия между свободной конкуренцией и мо­нополией указаны в таблице 1.

Параметры состояния рынка Совершенная Конкуренция Монополия
Число продавцов Много Один
Барьеры входа и выхода из рынка Нет Есть (нет вхождения)
Дифференциация продукта

Нет (одинаковые

продукты

одного вида)

Нет (один продукт)
Участие фирм в контроле над ценами Нет Полный контроль

Конкретный анализ отмеченных в таблице 1 особенностей двух видов взаимоотношений участников рынками начнем с первого из них (монополия и ее синтез с конкуренцией будут рассмотрены ниже).

Конкуренция (лат. сталкиваюсь) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Для рыночного хозяйства с самого начала характерна следующая объективная причинно-следственная связь. Побудительной причиной конкуренции служит комплекс непременных условий свободного развития рынка: а) основные параметры состояния рынка (табл. 1); б) полная хозяйственная обособленность каждого владельца товаров определенного вида; в) зависимость положения продавцов и покупателей от рыночной цены, которая складывается под воздействием массового спроса и предложения (при невозможности для каждого рыночного агента диктовать другим свою цену). Неизбежным следствием данных условий является опора на собственные силы и рыночное соперничество за место на рыночном пространстве за экономическое

выживание и процветание. Стало быть, конкуренция — экономический закон рынка.

В XI—XIV вв. в большинстве городов Западной Европы мелкие ремесленники разных специальностей объединились в цехи — организации по их профессии (возникли цехи пекарей, мясников, ткачей и др.). Такие объединения укрепляли экономическое и правовое положение профессиональных работников. Предписания цехов о соблюдении определенных правил технологии производства, о требованиях, предъявляемых к квалификации мастеров, способствовали прогрессу ремесленной техники и повышению мастерства работников.

Однако в XVI-—XVIII вв. цехи ремесленников стали тормозом для экономического разлития. Они по-прежнему поддерживали и охраняли мелкое ремесленное производство. Цехи добивались признания за их членами и с ключи тельного права на изготовление и сбыт данного вида продукции в пределах города и его округа. Они строго ограничивали выпуск к продажу ремесленных изделий, чтобы устранить конкурентно в собственной среде. В цеховых уставах определялись место и условия закупки сырья и реализации готовых товаров, время работы ремесленников, требования к качеству продуктов и другие хозяйственные условия.

В конце XVIII—XIX вв. цеховое ремесло было разрушено под мощным напором крупного индустриального про и зло детва и в результате установления развитых капиталистических отношении. Во Франции цехи были уничтожены во время Великой революции 1791 г. В Германии все ограничения свободы ремесленной деятельности со стороны цехов были отменены рядом законов в течение XIX в. На смену принципам застоя и замкнутости цеховых объединений пришли принципы свободного капиталистического предпринимательства и неограниченной конкуренции.

Свободная конкуренция имеет ряд характерных признаков. Во-первых, она означает, что на рынке имеется множестве) независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких ко-

личествах. Во-вторых, никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, участники рыночных сделок никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция имеет дополнительные определения, которые более полно характеризуют ее свойства. О западной экономической литературе ее называют чистой. Ибо она свободна от всякого вмешательства государства и рынок также чист от монополий. Классический вид состязательности имеет и такой признак. Участники рыночных сделок имеют совершенное знание о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Все сказанное дало основание называть данный вид совершенной конкуренцией.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду клас­сического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Такому соперничеству в достаточной мере соответствовали чистая (из-за отсутствия монополизации экономики) и совершенная конкуренция (в то время потребовались какие-то специальные знания о сравнительно ограниченном круге традиционных товаров).

Свободная конкуренция означает ничем не ограниченную «войну всех против всех». На рынке это всеобщее сражение ведется на трех фронтах: среди продавцов, среди покупателей и между теми и другими участниками рыночных сделок.

Свободное соперничество характеризуется сравнительно мирными методами. Оно сводится к экономическому подавлению соперника (к его разорению) главным образом методом открытой ценовой конкуренции (сбивания цен). Экономически более сильный товаровладелец временно снижает свою индивидуальную цену, чем привлекает к себе покупателей. Если кто-то начинает соревноваться с ним в уменьшении цены, то, не

рассчитав своих возможностей, может проиграть сражение. Иногда для поражения конкурента применяется демпинг — продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, бросовым) ценам.

Свободная конкуренция может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на состояние рыночной экономики, на хозяйственное положение продавцов и покупателей.

Рыночные отношения всегда представлены парным отношением: «продавец-покупатель». Эти отношения выступают в виде связей между производством и потреблением в качестве предложения и спроса.

Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя чаконами:

• законом спроса — при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении пен и меньше — при их повышении;

• законом предложении — если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше при их понижении.

При повышении цены спрос падает, а предложение растет. БЭ — кривая спроса; 88 - кривая предложения. При наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие, которое происходит в точке Е при пересечении кривых ББ и 88. Цена в точке Е называется равновесной, В этой точке между спросом и предложением устанавливается рыночное равновесие. При цене 250 возникнет дефицит в размере А1В1 при цене 700 — излишек АВ. Отсюда следует, что при свободной конкуренции рыночный механизм с помощью колебаний цен и изменения количества предлагаемого товара устанавливает соответствие между спросом и предложением, рынок становится равновесным.


На микроуровне различают общее и частное равновесие.

Рис. 1. График спроса и предложения

Общее равновесие на рынке достигается тогда, когда наступает соответствие между совокупным общественным производством (совокупное предложение товаров и услуг) и величиной национального дохода, предназначенного для потребления, т. с. соответствие между покупательной способностью населения и предложением товаров и услуг.

Частное равновесие. Совокупное общественное производство складывается из отдельных групп товаров, производимых отдельными производителями и реализуемых определенным группам населения. В этом случае при совокупном соответствии по отдельным группам товаров возможны отклонения, как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Но увеличение продажи одной группы товаров означает в рамках совокупного соответствия уменьшение продаж другой группы товаров. Например, уменьшение продажи мясных продуктов компенсируется увеличением продажи хлебных изделий.

Общий товарный спрос делится на части в зависимости от структуры общества (рабочие и ИТР, соотношение занятых мужчин, женщин, соотношение взрослых и детей, работающих и пенсионеров и т. д,); от общественного производства (выпуск различных групп товаров); от вкусов различных групп населения; от уровня развития техники и возможностей производства тех или иных товаров: от уровня спроса па средства производства (сырье, материалы, оборудование) и предметы потребления.

Формирование спроса на предметы потребления зависит также от общественного устройства общества (структура потребления рабочих семей, семей интеллигенции, предпринимателей, семей работников сельского хозяйства).

Обеспечение равновесия по отдельным группам товаров выступает в качестве частного равновесия.

2.2. Несовершенная конкуренция

Состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со стороны других фирм. Используемые средства:

Демпинговые цены

Создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров.

Ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам).

Использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации.

Распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

Замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции:

а) неоправданный рост цен.

Ь) увеличение издержек производства и обращения.

с) замедление научно-технического прогресса.

ё) снижение конкурентоспособности на мировых рынках.

е) падение эффективности экономики.(6)

Формы несовершенной конкуренции: I . Монополия.

От греческого mооns-один и ро1ео-продаю.

Исключительное право на что-либо. Применительно к экономике исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащему одному лицу, определенной группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель-извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и диспропорциям. Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений.

Следует отличать естественную монополию, т.е. структуры, демополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

1.Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами.

Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами и характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующей фирме. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является

стандартизированным. Это может происходить из-за качественных действительных отличий между продуктами или из-за предполагаемых отличий, которые проистекают из различий в рекламе, престиже торговой марки или "имидже", связанным с обладанием этим товаром.

2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.

При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм, в общем, превосходят 1% ,т.е. процент, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10 % продаж на рынке в течение года.

3.Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.

Эта особенность является следствием все же относительно большого числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией. т.е. если отдельный продавец сократит цену, то, вероятно, что прирост объема продаж произойдет не за счет одной фирмы, а за счет многих. Как следствие, маловероятно, что какой-нибудь отдельный конкурент принесет достаточно значительные потери своей доли на рынке из-за уменьшения продажной цены какой-нибудь отдельной фирмы. Следовательно, у конкурентов нет причин, чтобы отреагировать на это изменением своей политики, поскольку решение одной из фирм не воздействует в значительной степени на их возможности извлекать прибыли. Фирма знает это и, следовательно, не учитывает какой-либо возможной реакции конкурентов, когда выбирает свою цену или цель по продажам.

4.На рынке есть условия для свободного входа и выхода При монополистической конкуренции легко основать фирму или покинуть рынок. Выгодная конъюктура на рынке с монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легок, как он был при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, т.к. каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.

П. Олигополия

От греческого оligоs - малочисленный и ро1ео - продаю.

Тип рынка, когда в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии , но значительно меньше чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило насчитывает от трех и более участников.

Частным случаем олигополии выступает дуополия. Но это довольно редкое явление. В современных условиях во многих странах мира с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип производства.(б)

Например, в США рынок первичного свинца поделен между четырьмя крупными производителями; примерно 90% производства пива, сигарет, холодильников и стиральных машин поделен между пятью фирмами; 64% производства первичного алюминия и самолетостроения - между четырьмя компаниями.

В Великобритании и Германии 94% рынка сигарет находиться в руках трех производителей.

Во Франции 100% рынка сигарет и холодильников производиться тремя крупными фирмами.

Отличается от других типов несовершенной конкуренции тем, что имеет место взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты - не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения других участников рынка. Олигополисты как бы находятся в "одной лодке". Оказывает на развитие экономики двоякое воздействие.

С одной стороны, выступает антиподом монополии, с другой препятствует развитию совершенной конкуренции.


Заключение

Конкуренция в рыночной экономике, претерпев заметные изменения за
последние десятилетия, продолжает играть не менее заметную роль в
экономическом развитии, чем в прошлом веке, сохраняя важнейшее место в
экономическом механизме. Сохранение конкурентных и монопольных сил в
экономике ныне таково, что позволяет считать современный капитализм не в
меньшей мере конкурентным, чем монополистическим. Рынок,
конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание
основныхнароднохозяйственныхпропорций,стимулируют

товаропроизводителей, "вымывают" неэффективные звенья. Конкуренция воплощает в себе стихийно-регулирующее (или саморегулирующее) начало. Силы её действуют в сторону усиления воздействия всех факторов экономической эффективности, ведущих к обеспечению динамического равновесия спроса и предложения при общем повышении эффективности всего производственного процесса. В силу своего стихийного характера конкуренция, особенно при условии её полного господства на рынке, может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия. Однако в целом можно утверждать, что конкуренция с её жёсткими законами- главный двигатель современного прогресса.

Для хозяйственных единиц в условиях развитого рынка конкуренция-это гонка без финиша. Никто из них не может себе позволить остановится, перевести дыхание. Можно быть на верном пути, но проиграть конкурентам, если расслабится. Сильная конкурентная среда- основное условие поддержания высоких "бойцовских качеств", мощный стимулятор роста и развития. Однако ни достигнутые масштабы производства, ни финансовая мощь не являются гарантией дальнейших успехов. Побеждает зачастую не самый мощный, а наиболее приспособленный.

Государство должно играть активную роль в регулировании конкуренции в национальных границах (да и за их пределами), руководствуясь общенациональными интересами или господствующей в

стране общественной силой. Именно от государства во многом зависит создание условий для благоприятной конкурентной среды, выработка правил ведения "честной " конкуренции в масштабах национальной экономики и рынка. От государства в большей степени зависит, насколько полно и последовательно конкуренция будет выполнять свою основную задачу -служить главным двигателем развития национальной экономики и её территориальных и структурных составляющих.


Список используемой литературы

1. Борисов Е.Ф. - экономическая теория: учебное пособие. - 2-е издание, переработанное и дополненное - М. Юрайт - М, 2000. - 384 с.

2. Ефимова Е.Г. и др. - Экономическая теория: в 2-х частях: ч. 1 - уч. пособие/ - М.: МГИУ, 2000. - 277 с.

3. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. -М.: Киров: «АСА», 2002г.

4. Общая экономическая теория: Курс лекций / Под ред. проф. Г.П. Журавлева. -М.: 2000. - 310 с.

5. Основы экономики. Учебник. Под ред. Райзберга Б. А.. М.: Инфра-М, 2002. с. 84-104.

6. Попов А.И. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.

7. Радыгин А., Архипов С. Собственность, корпоративные конфликты и эффективность Журнал «Вопросы экономики» -№11, 2000 г. с. 114.

8. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб и доп./ Под ред. д-ра эк. наук проф. Булатова. - М.: Юристъ, 2001. - 896с.

9. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Борисова Е. Ф. М.: Юрайт-М, 2000. с. 47-68.

10. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Добрынина А. И., Тарсевича Л. С. М: Литера, 2000. с. 67-75.

11. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Мчерного С. В. и др. М.: При, 2000. с.131-150.

12. Экономическая теория: учебник / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича - М.: ИНФРА - М, 2001. -714с.