Курсовая работа: Технико-экономический анализ организации инфраструктуры микрорайона
Название: Технико-экономический анализ организации инфраструктуры микрорайона Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РосСИЙский государственный университет ТУРИЗМА И сервиса» (ФГОУВПО «РГУТиС») Экономический факультет Кафедра “Государственное и муниципальное управление” Курсовая работа По дисциплине: Инфраструктура муниципального образования Выполнила студентка группа ГМД07-1 очной формы обучения №зачетной книжки 06.01.Д.07/430 Худякова М.Н Проверил: Ст. преподаватель Данилова В.А 2010 содержание Задание (с.З - текст; с.4 - чертеж проекта микрорайона)………………………3 Введение…………………………………………………………………………...5 1.Баланс территории жилого микрорайона……………………………………...6 2.Показатели, характеризующие жилую застройку микрорайона……………11 3. Показатели, характеризующие планировку…………………………………16 4.Капитальные вложения и ежегодные эксплуатационные расходы 5.Обеспечение микрорайона культурно-бытовыми учреждениями………….27 6.Радиусы обслуживания жителей культурно-бытовыми учреждениями…...33 7.Проверка условий освещения жилых домов и участков культурно-бытовых учреждений………………………………………………………………………36 8.Выводы и рекомендации……………………………………………………...38 9.Библиография………………………………………………………………….39 ЗАДАНИЕ N l-ХМН Выбрано: 1.Чертеж ВАРИАНТ 1*) (проект застройки микрорайона) 2.Этажность жилой застройки Эж =7, 9, 16 эт. 3.Ширина жилых домов: протяженных 1д = 12,5 м башенного типа 1д = 16,0 м 4.Этажность учреждений обслуживания: школ Эщ =2 детских учреждений Эд =2 магазины Эм =1 аптека и прочие учреждения Эпр =1 5. Плоскостные коэффициенты Ко= 0,68 (для Эж = 7); Ко= 0,68 (для Эж = 9); Ко = 0,62 (для Эж = 16). ТРЕБУЕТСЯ Произвести анализ проекта планировки, застройки и благоустройства микрорайона, с точки зрения технико-экономических, культурно-бытовых, гигиенических и архитектурно-художественных требований. Инструкционная карта
Масштаб 1:2000 Введение Муниципальный район — муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией. Инфраструктура - совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Различают производственную (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и др.) инфраструктуры. Иногда термином "инфраструктура" обозначают комплекс инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.). Микрорайон — административно-территориальная и планировочная единица городской структуры, состоящая из элементов жилой среды и учреждений общественного обслуживания (социальной инфраструктуры), характерная для планировки и застройки городов России и некоторых других социалистических стран. Жилые районы города в настоящее время разделяются на микрорайоны. Являющиеся основной структурной единицей жилого района.Градостроительное решение жилых районов и микрорайонов должно отвечать новым социальным требованиям, возникшим в современный период. Преобразование быта на основе развития общественных форм обслуживания населения, освобождающих женщину от непроизводительного домашнего труда, развитие общественных форм воспитания детей (детские ясли и сады, школы - интернаты и школы продленного дня), обязательное среднее образование с полным охватом всех детей школьного возраста придают системе культурно-бытового обслуживания население чрезвычайно большое значение в формировании структуры селитебной территории в целом, жилых районов и микрорайонов. Баланс территории жилого микрорайона. Изучение баланса территории микрорайона является одним из методов анализа застройки, планировки и благоустройства жилых микрорайонов. Составление баланса территории жилого микрорайона осуществляется путем обмера всех имеющихся на плане (в пределах красных линий) территорий. Работы по обмеру территории рекомендуется выполнять с учетом указаний в приведенном ниже порядке: 1. Сначала измеряют и определяют размер (га) всех территорий, которые можно привести к простым фигурам (прямоугольнику, треугольнику, трапеции), а также подъезды к жилым домам и хозяйственные площадки , включая основные проезды микрорайона. 2. Методом исключения определяют размер всех территорий, трудно поддающихся обмеру: Ωм = Ωм n + Ωвм = 26.5+0.3=26.8 Ωж = Ωм -( Ωкб + Ωз )=26.2-(7.1+0)=19.1 Ωзж = Ωж -( ΣΩд + Ωn )=19.08-(2.6+2.08)=14.4 За 100% во всех случаях принимается общая территория микрорайона ΩM (26.8) Площадь, застроенная жилыми домами (по наружному обмеру) ΣΩд определяется при расчете жилого фонда микрорайона и в га подставляется в таблицу баланса территории микрорайона (ΣΩд =2.6) Результаты вычисления представлены в таблице 1 Таблица баланса территории жилого микрорайона (форма) Таблица 1
Рис1 По первой диаграмме видно, что наибольшая доля территории приходится на жилую территорию(72.8%), а участки культурно- бытовых учреждений занимают 27.2% Рис2 По второй диаграмме видно, что зеленные насаждения на жилой территории занимают большую часть всей территории микрорайона 55 Микрорайон представляет собой функциональное и архитектурно-планировочное объединение жилых домов с учреждениями общественного обслуживания, рассчитанными на обеспечение повседневных культурно-бытовых и учебно-воспитательных потребностей.В городах при застройке микрорайонов расстояние между фасадами зданий, равное двум высотам наиболее высокого здания принимается в качестве нормы. Дальнейшее увеличение разрывов между зданиями не рационально, так как это привело бы к неэкономичному использованию территории микрорайона и увеличивало бы расходы на инженерные сети и внешние благоустройство. Для данного микрорайона характерна компактная застройка. Жилые дома и здания обслуживания находятся непосредственно близко друг от друга. Площадь под жилыми зданиями в нашем микрорайоне равна 2.6 га, таким образом на одного жителя приходится 2.2м2 . данное значение соответствует нормативу т.к исходя из средней этажности зданий в микрорайоне -7.6 эт, данный показатель может находиться в диапазоне от 1.6 до 3.0 м2 /жит. Площадь к подъездам и жилым домам и хозяйственных площадок, приходящихся на одного жителя составляет 1.7 м2 (общая площадь 2.08 га), данное значение соответствует нормативу от 1.6 до 2.7 м2 /жит. Данный факт благоприятно характеризует планировку микрорайона. Общая архитектурно-планировочная структура микрорайона должна создавать благоприятные условия для спокойной здоровой и удобной жизни населения. Взаимное размещение жилых домов, детских учреждений, школ, магазинов, гаражей-стоянок должно быть подчинено требованию создания максимального покоя проживающим в микрорайоне людям. Особенно это относится к взаимному размещению жилых домов и площадок для шумных игр, а также гаражей-стоянок. При планировке микрорайонных садов площадки для шумных игр и спорта не следует располагать в центральной части сада, которая должна предназначаться для тихого отдыха. Такие площадки целесообразно устраивать в боковых частях сада, по возможности концентрируя их в одном месте с декорированием деревьями и высокими кустарниками. Детские учреждения очень удобно размещать по территории к тому же площадь участков занятых данными учреждениями (2.8 га; 2.3 м2 /жит.) ненамного превышают норму (2.1 м2 /жит.). Школы удобно расположены в центре микрорайона, а площадь под ними составляет 3.5 га; 2.9 м2 /жит., что превышает норматив (2.0 м2 /жит.). Площадь под кооперативными зданиями 0.2 га; 0.2 м2 /жит. Не соответствует нормативу, а стоянки и гаражи, их площадь составляет 0.6 га, что превышает норматив (0.1 м2 /жит.), что почти в 6 раз больше норматива. Большое внимание при планировке микрорайонов должно уделяться озеленению. Зеленые насаждения микрорайона занимают значительную территорию - не менее 40 % его площади. Проектируя внутримикрорайонные зеленые насаждения, необходимо стремиться к тому, чтобы они не были раздроблены на отдельные мелкие участки, а представляли бы собой достаточно большие массивы в виде микрорайонных садов с площадками для игр и спорта и уголками тихого отдыха. Это, конечно. Не исключает устройства газонов и рядовых посадок деревьев вдоль проездов и подходов и защитного декорирующего озеленения по контурам хозяйственных дворов, гаражей-стоянок и др. В данном микрорайоне достаточно много зеленых насаждений, площадь под ними занимает 14.4 га; 11.6 м2 /жит., что превышает норматив почти вдвое, от 6.6 до 7.7 м2 /жит. В микрорайоне также находятся учреждения внемикрорайонного значения- дом детского творчества, площадь под ним составляет 0.3 га. 2.Показатели, характеризующие жилую застройку микрорайона Жилой фонд – совокупность всех жилых помещений независимо от форм их собственности. Расчеты жилого фонда микрорайона представим в Таблице 2. Определение размера жилого фонда микрорайона. Таблица 2
Рассмотрим представленную диаграмму, характеризующую структуру жилого фонда микрорайона. Рис.3 Структура жилого фонда микрорайона Диаграмма показывает, что примерно равные доли занимают семи-(среднеэтажные) и девятиэтажные(многоэтажные) дома. На долю шестнадцатиэтажных домов (дома повышенной этажности) приходится 28.7%. Величина жилого фонда определяется по формуле: Ф i =Э i Ω i К i =57715+60282+47380.48=165377.48 га Ф i - жилой фонд в домах i-ой этажности, м2 ; Э i - этажность i-ая жилой застройки, эт.; Ω i - площадь застройки (по наружному обмеру) в домах i-ой этажности, м2 ; К i - плоскостной коэффициент 1. Плотности жилого фонда в пределах всей территории микрорайона определяются по формулам: σ0 м = Ф0 м / Ωм = 165377.48/26.2= 6312.11м2 /га σ м = σ0 м /1,5 = 6312.11/1,5= 4208.07 м2 /га σ м - плотность жилого фонда в м2 жилой площади, приходящихся на 1 га общей территории микрорайона, м2 /га; σ0 м - плотность жилого фонда в м2 общей полезной площади квартир, приходящейся на 1 га общей территории микрорайона, м2 /га. 3. Плотности жилого фонда в пределах жилой территории микрорайона определяются по формулам: σ 0 нетто = Ф0 м / Ωж =165377.48/19.08=8667.58 м2 /га σнетто = σ 0 нетто /1,5=8667.58/1,5=5778.38 м2 /га σнетто - плотность жилого фонда в м2 жилой площади, приходящейся на 1 га жилой территории микрорайона, м2 /га; σ 0 нетто - плотность жилого фонда в м2 общей полезной площади квартир, приходящейся на 1 га жилой территории микрорайона, м2 /га. 4. Густота жилой застройки определяется по формуле: αж =(ΣΩд /Ωж )*100%= 2.6/14.4*100%= 18.05% αж - густота жилой застройки в пределах жилой территории в %. 5. Определение средней этажности жилой застройки микрорайона Эср производится по формуле(через величину жилого фонда, находящегося в домах разной этажности): Эср = ΣФ/ ( Ф1 /1 + Ф2 /2 + Ф3 /3 + ... Фn /n,) =165377.48/(57715/7+60282/8+47380.48/8)=7.6эт. Ф2 + Ф3 + ... Фn =ΣФ- жилой фонд микрорайона, в м2 ; Ф1 + Ф2 + Ф3 + ... Фn - жилой фонд в м2 (жилой или полезной площади), в одно-, двух-, трех-, n-этажных домах; 1,2,3,.... n - число этажей в жилых домах Эж ; 6. Определение величин плотности населения рекомендуется производить по формулам δм =σ0 м /qо = 6312.11/13,5=467.5жит/га гдеδм - плотность населения, приходящаяся на 1 га общей территории микрорайона, жит/га; δнетто =σ0 нетто /qо =8667.58 /13,5=642.04жит/га где δнетто - плотность населения, приходящаяся на 1 га жилой территории микрорайона, жит/га. 7. Численность населения микрорайона определяется по формуле: NМ = Ф0 м /q0 = 165377.48/13.5=12250 NM - число жителей, на которое рассчитан микрорайон, чел. В микрорайонах размещаются центры или учреждения первичного и повседневного обслуживания, что и определяет их разделение на жилую территорию и территорию общественную. Население микрорайона может колебаться от 4 до 15 тыс. чел. Это зависит от плотности, принятой в данном месте, характера застройки и конфигурации ее границ, размеров жилого района, в котором данный микрорайон находится, и т. д. Основные общественные учреждения микрорайона - школа, а также культурно-бытовые, торговые и детские учреждения. Особая роль в микрорайонном структурировании жилой среды принадлежит школьным зданиям. Во многих случаях определение размеров территории и численности населения микрорайонов при той или иной этажности застройки устанавливается в зависимости от возможной вместимости школ и детских учреждений. Численность населения данного микрорайона составляет 12250 человек, в соответствии с этим его можно отнести к разряду средних и больших микрорайонов, имеющих численность от 6 до 12 тысяч человек. При средней этажности жилой застройки 7,6 этажа плотность жилого фонда общей полезной площади квартир, приходящейся на 1 га жилой территории микрорайона, должна составлять 5600 м2 /га. Но фактическое значение этого показателя 8667.58м2 /га. По нормативу густота жилой застройки должна составлять 20,13%, а в данном микрорайоне –18.05%. Плотность населения нетто – число жителей, приходящееся на 1 га жилой территории, - изменяется в зависимости от этажности (соответственной плотности жилого фонда σ0 нетто= 8667.58м2 /га) и от размера жилой площади, приходящейся на 1 жителя. Данный показатель должен составлять 450 – 467 жит/га, а он равен 642.04 жит/га. Следовательно, в данном районе достаточно жилых домов. . 3. Площадь прилегающих к микрорайону частей окаймляющих улиц. Показатели, характеризующие планировку. Площадь прилегающей к микрорайону части окаймляющих улиц Ωул определяется путем обмера всех элементов (тротуаров, зеленых насаждений, проезжих частей, линий рельсового транспорта), находящихся в пределах красных линий до осей улиц. Раздельно вычисляются площади тротуаров Ωтр, зеленых насаждений улиц Ωзу, проезжих частей Ωпч и их последующее суммирование дает площадь прилегающих частей окаймляющих улиц Ωул . Ωул = Ωтр + Ωзу + Ωпч = 1.5+2.3 + 3 = 6.8 га. Таблица 3. Размеры элементов прилегающих к микрорайону частей окаймляющих улиц.
Выполним расчет и анализ следующих планировочных показателей: εул , Δул по формулам: εул = (Ωул /( Ωул + Ωmn ))х100% =(6.8/(6.8 + 26.5))*100%=20.4% εул - коэффициент площади улиц, окаймляющих межмагистральное пространство, %; Ωул - площадь прилегающей части улиц, окаймляющих межмагистральное пространство, га; Ω mn - площадь межмагистрального пространства, га. Δул =0,5 P ул / (Ωул +Ω mn )=0,5*2.3/(0.07+0.26.)=3.48 км/км2 Δул - густота сети улиц, окаймляющих микрорайон, км/км2 P ул - периметр улиц, окаймляющих микрорайон (замеряется по оси улиц), км. Величины Ωул и Ω mn подставляются в формулу в км2 . Вследствие значительной величины микрорайона 6.8 га, то площадь здесь небольшая – 20.4% При планировке и застройке городов и других населенных пунктов должна быть обеспечена высокая экономическая эффективность капитальных вложений путем наиболее рационального использования земель, объединения промышленных предприятий в группы, применения повышенной этажности , всемерной индустриализации строительства. Планировка территории селитебной зоны городов обеспечивает рациональное размещение жилой застройки, учреждений и предприятий обслуживания, общественных центров, уличной сети и зеленых насаждений общего пользования в целях создания наилучших условий проживания населения и выразительного архитектурного облика города. 4.Капитальные вложения и ежегодные эксплуатационные расходы в застройку, инженерное оборудование территории и внешнее благоустройство. Расчет капитальных вложений и ежегодных эксплуатационных расходов производится по формулам с использованием укрупненных показателей стоимости по состоянию на ноябрь 1995 и 1999 года. К i =¯К i Ω i /106 Э i =¯Э i Ω i /103 К i - капитальные вложения в создание i-oгo вида застройки, внешнего благоустройства и инженерного оборудования, млн.руб; ¯К - удельные капитальные вложения (цена единицы) в создание i-ого вида застройки, внешнего благоустройств и инженерного оборудования, руб/м; Ω i - объем работ i-oro вида, м2 ; Э i - ежегодные эксплуатационные расходы по i-ому виду застройки, внешнего благоустройств и инженерного оборудования, тыс.руб/год; ¯Э i - удельные ежегодные эксплуатационные расходы (цена единицы) по i-ому виду застройки, внешнего благоустройств и инженерного оборудования, руб/м2 в год. Расчеты приведены в следующих таблицах: Таблица 4. Величина капитальных вложений и ежегодных эксплуатационных расходов в застройку, инженерное оборудование и внешнее благоустройство на ноябрь 1995 года
Таблица 5. Величина капитальных вложений и ежегодных эксплуатационных расходов в застройку, инженерное оборудование и внешнее благоустройство на ноябрь 1999 года.
Далее рассмотрим диаграммы (рис.4, 5, 6,7), позволяющие выполнить анализ структуры затрат по застройки, инженерному оборудованию и внешнему благоустройству Рис4 Рис 5 Структура капитальных вложений за 1999 год по сравнению с 1995 годом значительно изменилась. Самые крупные изменения произошли во вложениях в жилищный фонд (в 1999 году уменьшилось на 23%) , учреждения обслуживающие микрорайонного внемикрорайонного значения (увеличилось на 14,38%),замощение проезжих частей окаймляющих улиц (увеличилось на 38.6%),замощение тротуаров окаймляющих улиц( увеличилось на 10,46%),замощение подъездов к жилым домам, хоз. дворов, основных проездов и тротуаров внутри микрорайона (увеличилось на 9.86%),озеленение окаймляющих улиц ( увеличилось на 6,37%). Незначительные изменения произошли в устройстве зеленых насаждений на жилой территории микрорайона (включая физкультурные и детские площадки) и замощение и озеленение незастроенной территории на участках учреждений обслуживания. Рис 6 Структура ежегодных эксплуатационных расходов за 1999 год по сравнению с 1995 изменилась не значительно. Озеленение окаймляющих улиц вообще осталось без изменений. Значительное изменение произошло в инженерные сети на территор. межмагистрального пространства в 1999 году увеличилась на 0,3%. Рис 7 Далее проведем расчет показателей относительных затрат (на 1 жителя, на 1 м2 общей площади, на 1 га территории микрорайона), используя формул 1995год ¯ КN =103 ΣК/Nм = 103 * 3943844,9/ 12250,2=321941,3млн.руб/жит ¯К0 ф =103 ΣК/Ф0 м = 103 * 3943844,9/ 165377,48= 23847,53млн.руб/жит ¯КΩ =103 ΣК/Ωм = 103 * 3943844,9/26,2=150528431,33млн.руб/жит ¯ЭN =103 ΣЭ/Nм = 103* 6789961,2/12250,2=554273,5тыс.руб./жит ¯ЭΩ =103 ΣЭ/Ωм = 103 * 6789961,2/165377,48= 41057,4 тыс.руб./жит ¯Э0 ф =103 ΣЭ/Ф0 м = 103 * 6789961,2/26,2=259158824,4 тыс.руб./жит 1999год ¯ КN =103 ΣК/Nм = 103 * 1832/12250,2=149,5млн.руб/жит ¯К0 ф =103 ΣК/Ф0 м = 103 * 1832/165377,48=11,07млн.руб/жит ¯КΩ =103 ΣК/Ωм = 103 * 1832/26,2=69923,6млн.руб/жит ¯ЭN =103 ΣЭ/Nм = 103* 23174,8/12250,2=1891,7 тыс.руб./жит ¯ЭΩ =103 ΣЭ/Ωм = 103 * 23174,8/165377,48= 140,1 тыс.руб./жит ¯Э0 ф =103 ΣЭ/Ф0 м = 103* 23174,8/26,2=884534,4 тыс.руб./жит ¯К N - капитальные вложения (все затраты), приходящиеся на 1 жителя микрорайона, тыс.руб.\жит; ¯К0 ф - то же, приходящиеся на 1 м2 общей полезной площади квартир, тыс.руб\м2 ; ¯КΩ - то же, приходящиеся на 1 га территории микрорайона, млн.руб.\га; ¯Э N - ежегодные эксплуатационные расходы, приходящиеся на 1 жителя микрорайона, руб./жит. в год; ¯Э0 ф - то же, приходящиеся на 1 м2 общей полезной площади, руб.\м2 в год; ¯ЭΩ - ежегодные эксплуатационные расходы, приходящиеся на 1 га территории микрорайона, тыс.руб.\га в год. По нормативу соотношение затрат на строительство отдельных элементов микрорайона при численности населения от 6 до 12 тысяч человек должно быть следующим Жилые дома 71,6% Учреждения культурно- бытового обслуживания 12,6% Инженерное оборудование и благоустройство-11,3% В данном микрорайоне немного завышены затраты на строительство жилых домов за 1999 год и значительно завышены за 1995 год на 25,2%. Невелики затраты на строительство учреждений культурно- бытового обслуживания, за 1995 год составляют 1,9%, за 1999 год не намного превышают на 1,8%. Затраты на инженерное оборудование и благоустройство составляют за 1995 год 1,3% что значительно ниже норматива, а 1999 год 10,3%,что на немного отстает от норматива. 5. Обеспеченность микрорайона культурно-бытовыми учреждениями Одним из главных принципов градостроительства является обеспечение высокого уровня культурно-бытового обслуживания населения. Микрорайон - первая ступень организации учреждений всех видов общественного обслуживания, призванных удовлетворить первичные повседневные культурно-бытовые и учебно-воспитательные потребности жителей. Только комплексная система учреждений и устройств всех видов, имеющих достаточную вместимость и рационально размещенных на территории микрорайона, может создать высокий уровень культурно-бытового обслуживания его населения. Учреждения жилого района (вторая ступень обслуживания) являются учреждениями периодического пользования с более редкой частотой посещения, дополняющие учреждения микрорайона и создающие обслуживающий комплекс, который на 80-90% удовлетворяет потребностям населения в учреждениях культурно-бытового назначения. К третьей ступени относятся учреждения обслуживания общегородского значения, которые размещаются в центрах более высокого порядка, чем центры жилых районов, или на специальных территориях. При выполнении работы необходимо определить комплексность учреждений обслуживания, размещенных в микрорайоне (жилом районе), а также уровень обслуживания, который они могут обеспечить исходя из норматива числа мест и других показателей на 1000 жителей. Для этого определяют набор и вместимость учреждений культурно-бытового обслуживания, имеющихся в микрорайоне, и сравнивают их с планировочными нормами, которые необходимо иметь в микрорайоне. По имеющимся в микрорайоне (жилом районе) культурно-бытовым учреждениям производятся расчеты следующих фактических показателей: - кубатура культурно-бытовых учреждений; - площадь участков; - вместимость (общее число мест); - число мест на 1000 жителей; - кубатура зданий в мЗ на одно место; площадь участков в м2 на одном место; Определим фактическую кубатуру зданий, используя формулу Vi = Si х Э i х h Vi - кубатура здания культурно-бытового учреждения, расположенного в микрорайоне, м3 ; Si - площадь под застройкой здания (по наружному обмеру), м2 ; Э i - этажность здания, эт.; h = 4 ≈ 4,5 м - высота одного этажа в учреждениях обслуживания. Определение кубатуры культурно- бытовых учреждений Таблица 6
Далее составляем расчетную таблицу, позволяющую дат характеристику культурно бытовым - учреждениям (табл. 7). Значение столбиков № 6, 7, 8 являются нормативными показателями, представляющими собой число мест имеющихся на предприятиях на 1000 человек микрорайона (ст.№6), кубатуру здания, приходящуюся на 1 место (ст.№7), и площадь участка учреждения приходящуюся на 1 место ( ст.№8). Значение столбика №5 представляет собой значение количества мест на предприятиях обслуживания населения теоретически имеющихся в зданиях. Значение столбика №5 представляет собой значение количества мест, фактически имеющихся на предприятии обслуживания на 1000 человек населения микрорайона. Это значение определяется путем деления числа единиц данного предприятия столбик №4 на число тысяч жителей в микрорайоне (12250 тыс.) По пристроенным и встроенным в жилые дома культурно-бытовым учреждениям число мест и другие показатели определяют по нормам исходя из численности населения микрорайона NM . Общую вместимость делят между учреждениями данного вида обслуживания. При расчете могут быть использованы формулы ΣВ i = Mi х N м Vi = Bi x vi ΣВi - общее число мест в учреждениях данного вида обслуживания, расположенных в микрорайоне, мест; Mi - число мест на 1000 жителей, которое должно быть в учреждениях данного вида обслуживания N м - численность населения микрорайона, тыс.; Vi - кубатура здания одного учреждения данного вида обслуживания, мЗ ; Bi - число мест в одном учреждении данного вида обслуживания, мест; vi - кубатура здания в мЗ на одно место, мЗ /место; Сводная таблица, характеризующая учреждения обслуживания анализируемого микрорайона (форма) Таблица 7
Учреждения обслуживания подразделяются на категории, требующие различной планировочной организации. Торговые помещения, общественные столовые, приемные пункты, починочные мастерские и другие аналогичные учреждения и предприятия должны быть отнесены к категории учреждений, которыми может пользоваться любой житель города; их следует размещать преимущественно в зданиях, выходящих на улицы. Детские сады и ясли должны обслуживать только детей, прикрепленных к ним. Такие учреждения, как самодеятельные прачечные, стоянки и места хранения индивидуальных автомобилей и велосипедов и пр., призваны обслуживать исключительно людей, проживающих в микрорайоне. Обслуживающие учреждения, жилые здания и места отдыха сообщаются между собой и с городскими улицами системой проездов. Иногда подъезды к зданиям заменяются пешеходными дорожками. Магазины, столовые, производственные мастерские и другие помещения в первых этажах зданий вызывают усиленное движение по внутриквартальным проездам грузового автомобильного транспорта – образование шумов, запахов и пыли, часть территории отходит под склады порожней тары; возникает общее загрязнение квартальной территории. Непродуманное размещение гаражей для индивидуальных машин, мест для сушки белья, выбивания пыли, установки мусоросборников ведет к плохому использованию территории. В каждом отдельном случае застройки квартала все эти вопросы следует решать комплексно, с учетом размещения жилых домов. В данном микрорайоне культурно – бытовые учреждения расположены довольно удачно; продовольственные магазины, детские сады, салоны красоты, стоянки, школы расположены в разных концах микрорайона, что создает комфортные условия населению для посещения этих учреждений. Число мест, приходящихся на 1000 жителей микрорайона в школах, в детских яслях, продовольственных магазинах почти вдвое не дотягивают до норматива, а вот в больнице, доме детского творчества, салоне красоты, парикмахерской, отделение связи соответствует нормативу, даже превышают его. Но в данном микрорайоне отсутствуют такие учреждения как почта, спортивные комплексы, кинотеатр, что создает не удобства жителям микрорайона, поэтому они вынуждены обращаться за данными видами услуг в другие микрорайоны. 6. Радиусы обслуживания жителей культурно-бытовыми учреждениями Учреждения, обслуживающие жилые микрорайоны, должны быть, по возможности, равномерно размещены по территории микрорайона, чтобы обеспечить наилучшее обслуживания населения с минимальными радиусами пешеходной доступности. Учреждения второго уровня, обслуживающие население жилого района, размещаются как правило в центре жилого района, который может иметь компактную или не компактную (вытянутую) форму территории. Вся территория микрорайона условно разбивается на зоны обслуживания культурно-бытовыми учреждениями. В пределах этих зон производятся замеры минимальных rmin и максимальных rmax радиусов обслуживания. Минимальный и максимальный радиусы обслуживания определяются путем замера на чертеже расстояний по кратчайшим реальным путям следования от наиболее близкого и наиболее далеко расположенных жилых домов до учреждений обслуживания. Замер производят от наружной двери жилого дома до входной в учреждение двери. Средний радиус обслуживания может быть определен по формуле rc =( rmin + rmax )/2, rc - средний радиус зоны обслуживания (доступности), м; rmin - минимальный радиус зоны обслуживания, м; rmax - максимальный радиус зоны обслуживания, м. Среднее tс и максимальное tmax время, затрачиваемое жителями на подход к культурно-бытовым учреждениям, определяется по формулам tc = rc / v ; t м = r м / v tc , t м -среднее и максимальное время на подход к учреждению обслуживания, мин.; v = 66,7 м/мин. - скорость движения пешехода. Результаты расчетов по учреждениям, которые приводятся в пояснительной записке, сводятся в таблицу Радиусы обслуживания культурно-бытовыми учреждениями и затраты времени населением на подход к ним (форма) таблица 8
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что при нормативных показателях среднего и максимального радиуса зоны обслуживания культурно – бытовыми учреждениями (400 м, т. е 6мин. ходьбы и 800 м 12мин. ходьбы соответственно), в данном микрорайоне большинство предприятий расположено согласно требованиям. Очень удобно расположены школы, и детские учреждения для их посещения населению требуется не более 10 минут. Магазины расположены достаточно равномерно, максимальное время в пути для жителей микрорайона составляет 11,8 минут. 7. Проверка условий освещения жилых домов и участков культурно-бытовых учреждений Размещение и ориентация жилых и общественных зданий должны обеспечивать инсоляцию жилых помещений и территорий учреждений обслуживания в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. Расстояние между жилыми домами, а также между жилыми и общественными зданиями должно быть принято в соответствии с этажностью затеняющего здания. Между длинными сторонами зданий расстояние должно быть не менее 2Н, между торцами домов и домами башенного типа не менее Н (где Н - высота дома). В данном разделе анализ производится на основе замеров разрывов между домами, между домами и границами участков учреждений обслуживания с последующим сопоставлением результатов замеров с нормами и правилами.
При размещении упреждений обслуживания учитываются климатические условия. Например, в условиях жаркого климата необходимо соблюдать условия затенения и проветривания. Для районов с суровым климатом со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца -32 С все жилые дома и предприятия обслуживания соединяют отапливаемыми переходами с естественным освещением. Размещение и ориентация жилых и общественных зданий должны обеспечивать инсоляцию жилых помещений, территорий, учреждений обслуживания в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. В целом в микрорайоне дома и учреждения обслуживания расположены в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.Детские сады-ясли, школы размещают на обособленных участках. Детское учреждение № 1,2 следовало расположить дальше от жилых домов, для того, что бы обеспечить их нормальную инсоляцию. Продовольственные магазины №1,2 слишком близко расположены к домам (менее 10 метров, вместо положенных 45 метров) Выводы и рекомендации. В ходе проведенного анализа всех элементов данной территории, следует сделать вывод, что данная территория является микрорайонам, где есть жилые дома, учреждения обслуживания, гаражи, стоянки, дороги. Территория имеет недостаточное количество культурно – бытовых учреждений, здесь отсутствует почта, торгово-развлекательный комплекс, спортивные учреждения, следовательно, населению приходится обращаться в другие микрорайоны за получением данных услуг. Данную проблему можно решить за счет строительства недостающих учреждений. Густота жилой застройки почти соответствуют нормативу 20,13%, а в данном микрорайоне она составляет 18,05%, следовательно, район достаточно обеспечен жилыми домами. Территория достаточно обеспечена зелеными насаждениями, что создает нормальные санитарно- гигиенические условия жизни микрорайона. В микрорайоне недостаточно подъездов к жилым домам и учреждениям обслуживания. Необходимо увеличить их количество, чтобы перемещение внутри микрорайона стало более удобным. Таким образом, общая инфраструктура микрорайона по многим параметрам удовлетворяет нормативным требованиям. БИБЛИОГРАФИЯ: Основная1. Давидович В.Г. Планировка городов и районов (инженерно- 2. Жилой район и микрорайон: (Пос. по планировке и застройке). - М.: 3. Лукаев Л.П., Рузин Б.В., Воронина А.Г. Экономика архитектурно- 4. Градостроительство: Справочник проектировщика. /Под общ. ред. В.Н. Белоусова. 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1978. - 367 с. 5. СНиП П-60-75. Планировка и застройка городов, поселков и сельских 6. СНиП 2.07.01.-89. Градостроительство. Планировка и застройка город 7. Указания по проектированию жилых районов и микрорайонов г.Москвы. ВСН-2-74 /Мосгорисполком. - М., 1975. - 49 с. 8. Нормы проектирования планировки и застройки Москвы. ВНС-2-85 Дополнительная9. Зайцев Л.К. Экономика городского строительства. 2-е изд., перераб. и 10.Конторович И.Я., Ривкин А.Б. Рациональное использование территории городов. -М.: Стройиздат, 1986. -172 с. 11.Конторович И.Я., Трубникова Н.М. Рекомендации по планировке жилых районов и микрорайонов. -М.: 1980. 12.Кудрявцев А.О. Рациональное использование территорий при планировке и застройке городов СССР. - М.: Стройиздат, 1971. -183 с. 13.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ |