Реферат: Ревизия операций с товарно-материальными ценностями

Название: Ревизия операций с товарно-материальными ценностями
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат

РЕВИЗИЯ ОПЕРАЦИЙ С
ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ

1. Задания, последовательность и источники ревизии

Реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности требует внесения коренных изменений в методологию контроля и ревизии операций с товарно-материальными ценностями. Прежде всего следует провести рационализацию управления коммерческой деятельностью, основными элементами которой являет экономическая свобода, свободное движение товаров и услуг в сфере предпринимательства, конкуренция, маркетинг, совершенное знание рынка и ценового механизма, понятия риска и оперативного реагирования на ситуацию, которая сложилась на рынке, и т.п..

Основными заданиями ревизии операций с товарно-материальными ценностями являет:

– анализ выполнения задания с товарообороту, выявления резервов увеличения его объема, уменьшения затрат и обеспечение рентабельности;

– проверка правильности документального оформления и целесообразности осуществления товарных операций, своевременное отображение их в учете;

– контроль за своевременным и полным оприходованием товарно-материальных ценностей;

– исследования товарных запасов и контроль за соблюдением их норматива;

– контроль за соблюдением правил проведения инвентаризации, своевременное выявление ее результатов;

– проверка выполнения договорных обязательств относительно поставки и сбыта (реализации) товаров;

– выявления фактов приписок и сверхнормового списания потерь товаров и т.п.

Последовательность и порядок проведения ревизии зависят от задания на ревизию и объема деятельности торгового предприятия, его структуры, состояния учета и контроля за движением товарно-материальных ценностей.

Последовательность ревизии такая. Ревизию начинают с внезапной инвентаризации денег в кассе и других товарно-материальных ценностей на складе ли в магазине. К проведению инвентаризации следует привлечь бухгалтеров, экономистов, финансистов, юристов, товароведов и других специалистов гуртовень и магазинов. Потом ревизор обследует склад или магазины, осуществляет проверку состояния складских и торговых помещений и соблюдение порядка прием и реализации товаров за количеством и качеством. Затем ревизор начинает документальную ревизию с применением приемов и способов экономического анализа.

Ревизию операций с товарно-материальными ценностями осуществляют выборочно. Однако сплошной проверке подлежат актированные потери (акты на списание боя, лома, брака, порча товарно-материальных ценностей, акты на завышение веса тары, акты на переоценку товаров), а также сравнительные ведомости, расчеты естественного убытка товаров, документы на внутреннее перемещение и возвращения товаров, затраты обращения, торговая наценка, доходы от реализации и финансовые результаты.

Сплошным способом проверяются товарные операции, если при их ревизии установлены существенные нарушения и злоупотребление.

Старательно проверяется осуществления оперативного контроля за выполнением договоров на снабжение и сбыт товаров, особенно, чем соблюдение цен и торговых наценок.

Приведем схему последовательности ревизии движения и наличия товарных запасов на оптовых составах и предприятиях розничной торговли.

Основными источниками ревизии товарных операций являет:

– договоры с поставщиками и покупателями, реестры оперативного учета и контроля их выполнения (журнал учета поступления грузов, книга учета выполнения договоров);

– поручения на получение и отпуск товаров, книга учета выданных поручений;

– товарно-транспортные накладные, накладные, счета-фактуры, платежные требования, платежные поручения, выписки со счетов в банках, товарные отчеты, отчеты кассира и кассовые книги, векселя;

– инвентаризационные описания, сравнительные ведомости, расчеты естественного убытка, расчеты затрат на остаток товаров, расчеты реализованной торговой наценки;

– акты на списание товарных потерь; регистры аналитического и синтетического учета — журналы-ордера, ведомости, карточки складского учета, товарные книги;

– финансовая, оперативная и статистическая отчетность и т.п..

2. Особенности инвентаризации товарно-материальных ценностей

Ревизия торгового предприятия (склада, магазина) начинается с инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Ответственность за организацию инвентаризации несет руководитель предприятия. Для проведения инвентаризации по распоряжению руководителя предприятия создается инвентаризационная комиссия по привлечению специалистов. В распоряжении отмечается склад комиссии, объем инвентаризации, порядок, начало и окончания работы.

К началу инвентаризации все операции склада или магазина прекращаются и все подсобные помещения и прочие места сохранения ценностей, которые имеют отдельные входы и выходы, пломбируются. Потом комиссия требует от заведующего складом (магазина) товарный отчет с документами на момент инвентаризации и расписку о сдаче всех документов (ее текст приведен на титульных листах описания). Отчет и приложенные к нему документы председатель инвентаризационной комиссии проверяет относительно правильности их складывания, правильности цен, наличия подписей материально ответственных лиц на всех документах. Внимательной проверке подлежат документы на внутреннее перемещение товаров, когда устанавливают наличие разрешения руководителя и главного бухгалтера базы (магазина). Отчет и приложенные к нему документы председатель инвентаризационной комиссии визирует, то есть ставит штамп или надписывает от руки «К инвентаризации на ...» (дата) и подписывает, что служит для бухгалтерии основой определения остатков ценностей к началу инвентаризации по учетным данным.

На оптовых и распределительных базах, составах, овощехранилищах, морозильниках и предприятиях розничной торговли товары в неповрежденной таре, с пломбами поставщика (в целых пронумерованных пачках, грудах, ящиках, бочках) заносятся по спецификации или маркировке, которое являет на таре или упаковке. Каждое название товара, его отличительные признаки, сорт, артикул и т.п. записывают в описание в отдельности. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку мест товаров на выборку путем раскрытия и взвешивание таких мест и делает об этом отметку в описании. Если такой выборочной проверкой будет установлен расхождения, то комиссия может провести полную их проверку с вызовом представителя поставщика.

Товар в описание записывается с подробным и правильным названием и полной характеристикой. На весовые товары, которые находятся в таре, отмечаются вес брутто и вес нетто. Если товар находится в ящиках или бочках, то рядом с фактическим наличием проставляется количество мест (ящиков, бочок и т.п.).

Неполноценные товары записываются в отдельное описание и от материально ответственного лица берут письменное объяснение. На испорченные товары составляется акт установленной формы и материально ответственное лицо также дает письменное объяснение. В бухгалтерии базы (магазина) проверяют правильность оформления инвентаризационных материалов (описаний, актов и др.), сверяют фактические остатки товаров, сопоставляя их данные с бухгалтерскими записями (по всем бухгалтерским счетам, регистрам аналитического учета — журналу-ордеру, машинограмме), потом проверяют цены, таксировка, итоги в описаниях. Выявленные ошибки должны быть выправлены и предупреждены подписями лиц, которые проверяли описи, главы инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц.

Товарные отчеты обрабатывают и записывают в учетных регистрах, потом составляют сравнительные ведомости.

Естественный убыток описывают на складе (в магазине) тогда, когда установленный недостаток и в границах этого недостатка, а на складе — не больше от суммы, которая остался после зачета пересортицы.

Материалы инвентаризации рассматривает руководитель предприятия, которое принимает решения относительно утверждения результатов инвентаризации, которое оформляется приказом.

Зачет пересортицы, в порядке исключения, допускается для однородных товаров, за один период и в одной материально ответственного лица при условии, что это есть следствием ошибок, просчета, если товары имеют похожесть относительно внешнего вида или упакованные в одинаковую тару при их отпуску без распаковывания.

За допущенную пересортицу на складе должны быть наложенные дисциплинарные взыскания, а при установлении пересортицы вследствие злоупотреблений, то есть злонамеренно, виновных следует привлекать к криминальной ответственности.

3. Ревизия движения и наличия товарных запасов на оптовых составах

После проведения инвентаризации товаров и выявления ее результатов ревизор начинает документальную проверку товарных операций.

Основная цель проверки товарных операций — установить своевременность и полноту оприходования материально ответственными лицами товаров, которые поступили на базу (склад), правильность их учета и обоснованность и правильность списания в расход отпущенных (отгруженных) товаров.

Ревизию товарных операций начинают с установление реального сальдо на счете 41 «Товары на складе». Путем сравнения ревизору следует установить на ближайшую к ревизии дату тождественность записей об остатках товаров на счете 41 «Товары на складе», указанных в балансе, данным Главной книги, регистров аналитического учета и лицевых счетов материально ответственных лиц (заведующий складом).

Ревизор выясняет, не ли значатся товары за уволенными материально ответственными лицами, а потом устанавливает полноту и своевременность оприходования товарно-материальных ценностей, которые поступили на оптовую базу (склад) за период, который подлежит ревизии.

Во время проверки операций относительно поступления товаров следует проанализировать записи по счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В частности, выясняют:

– наличие счетов поставщиков, которые подтверждают сумму, отнесенную на этот счет;

– не ли числятся на указанном счете товары, которые продолжительное время находятся в пути (свыше установленного срока пробега). Какие мероприятия употреблены для поиска этих товаров;

– нет ли на этом счете претенциозных сумм относительно расчетов с поставщиками или недостатка товаров.

Акты на недостаток товаров при их приеме должны быть проверены полностью, сплошным способом. Особое внимание следует свернуть на акты, по которым не являются удовлетворенные претензии, установить причины и виновных лица.

Записи в отчетах заведующего складом сравнивают с данными первичных документов и устанавливают правильность бухгалтерской обработки их (проставление корреспондирующих счетов). Записи в отчетах должны быть подтверждены правильно оформленными документами. Ревизор проверяет в документах правильность таксировки, подсчетов и сумму к расчету.

По записям в книге выданных поручений ревизоры проверяют наличие невозвращенных и неиспользованных поручений у материально ответственных лиц, нарушения правил выдачи и оформления поручений. В таких случаях выясняют, не ли выдавались поручения лицам, которые не работают на этом предприятии, а также поручения без заполнения всех реквизитов. Выборочно ревизор должен проверить по отчетам заведующий складом и по отчетам экспедиторов, приходуются ли ценности, полученные по поручениям, являет ли отметки в книге учета выданных поручений про их использование (должны быть указаны название документа, его номер и дата).

Сплошным способом проверяют акты об установленном расхождении в количестве и качества на время приема товара вследствие возникновения недостатков, пересортицы и порча.

Ревизор проверяет, своевременно ли и правильно составлены претенциозные и исковые заявления к органам транспорта или поставщиков. Если допущена частичная потеря или повреждение груза, то ревизор устанавливает, приложенные ли к исковым заявлениям (претензий) коммерческие акты и транспортные документы (железнодорожные накладные, грузовые квитанции). Ревизор проверяет, полностью ли возмещенные убытки в пользу торговой базы (склада). Кроме того, ревизор проверяет правильность заполнения товарно-транспортных накладных. Книжки товарно-транспортных накладных следует учитывать как бланки строгой отчетности, они должны быть пронумерованы и иметь штамп торговой базы.

Ревизор проверяет соблюдения порядковой нумерации выписанных товарно-транспортных накладных. Отсутствие какого-нибудь номера нацеливает ревизора на выявление бестоварных документов.

Особой проверке подлежит правильность цены, указанной в товарно-транспортной накладной покупателя. В таком случае ревизор пользуется книгой регистрации номенклатурных номеров на товары и устанавливает правильность цен на товары, которые поступают.

В отдельных случаях ревизор обращает внимание на обязательное приложение к товарно-транспортным накладным поручениям на получение товаров, копий упаковочных писем, пропусков на вывоз товаров с территории торговой базы.

Ревизор также проверяет правильность корреспонденции счетов относительно поступления товаров.

Так, на стоимость товаров по покупательным ценам осуществляются бухгалтерские записи:

– дебет счета 41, субсчет 1 «Товары на складе»;

– кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Если на складе товары учитываются по продажным ценам, то на сумму торговой наценки делается запись:

– дебет счета 41, субсчет 1 «Товары на складе»;

– кредит счета 42 «Торговая наценка».

Оплата расчетных документов поставщиков и транспортных организаций осуществляется на основании таких бухгалтерских записей:

– дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

– кредит счета 66 «Краткосрочные займы» — при расчетах с поставщиками полученными кредитами банка.

Большое значение имеет проверка правильности отгрузка (реализации) товаров с базы (склада). Особое внимание при этом следует свернуть на организацию аналитического учета и, в частности, на правильность и своевременность складывания товарных отчетов.

Аналитический учет товаров на оптовых составах может быть партионным, сортовым и оперативно-бухгалтерским. Проверку товарных отчетов заведующий составов осуществляют балансовым способом: к остатку товаров на начало дня (начальное сальдо по дебету) прибавляют оборот товаров за день по дебету (поступления товаров) и таким образом определяют остаток товаров на конец дня (конечное дебетовое сальдо) по каждым видом и сортом товаров.

При этом следует иметь в виду, что в оптовой торговле аналитический учет товаров в бухгалтерии базы осуществляется только в стоимостном выражении в разрезе материально ответственных лиц и больших групп товаров.

Соответственно П(С)БУ 9 «Запасы» при отпуску запасов (в т. ч. товаров) в производство, продажи и другому убытии оценивания их осуществляется по одному из таких методов:

1) идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;

2) средневзвешенной себестоимости;

3) себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО);

4) себестоимости последних по времени поступления запасов (ЛИФО);

5) нормативных затрат.

Итак, для всех единиц бухгалтерского учета запасов, которые имеют одинаковое назначение и одинаковые условия использования, применяется только один из приведенных методов.

А потому в зависимости от метода оценивания товаров, который применяется на предприятии при их убытии, себестоимость реализации будет неодинаковой при условии, что убытия происходит в разные отчетные периоды. Соответственно и финансовый результат от реализации одинаковых товаров, но при применении разных методов оценивания, будет разным.

1) Запасы, которые отпускаются, и услуги, которые предоставляются для специальных заказов и проектов, а также запасы, которые не заменяют друг друга, оцениваются по идентифицированной себестоимости .

2) Оценивания по средневзвешенной себестоимости проводится по каждой единицей запасов делением суммарной стоимости остатка таких запасов на начало отчетного месяца и стоимости полученных в отчетном месяце запасов на суммарное количество запасов на начало отчетного месяца и полученных в отчетном месяце запасов.

3) Оценивания запасов по методу ФИФО базируется на предположении, что запасы используются в той последовательности, в которой они поступали на предприятие (отображенные в бухгалтерском учете), то есть товары, которые первыми отпускаются на реализацию, оцениваются по себестоимости первых по времени поступления товаров. При этом стоимость остатка товаров на конец отчетного месяца определяется по себестоимости последних по времени поступления товаров.

4) Оценивания товаров по методу ЛИФО базируется на предположении, что запасы используются в последовательности, которая являет противоположной их поступлению на предприятие (зачислению в бухгалтерском учете), то есть товары, которые первыми отпускаются на реализацию, оцениваются по себестоимости последних по времени получения запасов.

5) Оценивания по нормативным затратам состоит в применении норм затрат на единицу продукции (работ, услуг), какие установленные предприятием с учетом нормальных уровней использования запасов (товаров), труда, производственных мощностей и действующих цен. Для обеспечения максимального приближения нормативных затрат к фактическим нормы затрат и цены должны регулярно в нормативной базе проверяться и пересматриваться.

При любом способе получения товаров они учитываются по первоначальной стоимости. В состав первоначальной стоимости приобретенных за оплату товаров в зависимости от условий договора снабжения, способа доставки и т.п. входят такие затраты:

– сумма, которая уплаченная или подлежит уплате поставщику;

– стоимость погрузочно-разгрузочных работ;

– затраты на транспортирование товаров от продавца и их страхование;

– проценты за кредит, предоставленный поставщиком;

– таможенная пошлина, сборы;

– косвенные налоги (акцизный сбор, НДС);

– стоимость посреднических услуг, связанных с куплей товаров.

Бывают случаи разворовывания товаров путем неполного их оприходования при поступлении от поставщиков. О признаках такого разворовывания могут свидетельствовать недовольные поставщиком рекламации (коммерческие акты) на «недоснабжение» товаров с его стороны. Механизм скоєння разворовывания состоит в том, что при поступлении товару к предприятиям оптовой торговли материально ответственное лицо частицу товаров, которые поступили от поставщика, нарочно не оприходует. На требование материально ответственного лица, которое хочет замаскировать свои действия, создается комиссия по приему, которая подтверждает факт недоснабжения определенного количества товаров, о чем составляется коммерческий акт (акт приемки).

С целью документирования разворовывания товаров следует проанализировать такие документы:

– договор снабжения;

– коммерческий акт (акт приемки);

– товарно-транспортную накладную, счет-фактуру, подорожной письмо;

– счет — платежное требование, выписки банка;

– товарный отчет, товарную книгу;

– отчет о движении тары.

Кроме того, в случае необходимости проводят инвентаризацию товаров, которые поступили от поставщика, и осуществляют отгрузку товаров.

Сопоставляются также записи по кредитом счета 631 «Расчеты с отечественными поставщиками» и по дебетом счета 281 «Товары на складе».

4. Ревизия движения и наличия товаров на предприятиях розничной торговли

Ревизия товарных операций в розничной торговле имеет свои особенности. Начинается ревизия с полной сверки расчетов с всеми поставщиками и покупателями с целью установления своевременности и полноты оприходования и списания товаров. При этом дата, на которую осуществляется сверка расчетов, может перекрывать дату последней инвентаризации.

По данным аналитического и синтетического учета по счета 282 «Товары в торговле» ревизору следует выяснить, не ли числятся ценности за лицами, которые на этот момент уже не работают в торговом предприятии, и нет ли обезличенных сумм, завуалированных недостатков, которые числятся за уволенными лицами. Цель ревизии товарных операций — обнаружить недостатки и нарушение, обеспечить перекрытие каналов недостатков, краж и бесхозяйственности, мобилизовать резервы увеличения розничного товарообороту, оказывать содействие нормализации товарных запасов.

Ревизия проводится, как правило, один раз на два года комплексно, с участием товароведов, экономистов по ценам, юристов. Круг вопросов для специалистов предусмотрен программой ревизии.

Во время проверки товарных (кассовых) отчетов и приложенных к ним документов устанавливается, все ли документы, указанные в отчете, приложенные к нему, правильно ли они оформлены, и все ли даты прибыльных и расходных документов отвечают периоду, за который составлен отчет.

Тщательной проверке подлежат документы, составленные в периоды, близкие к срокам проведения инвентаризации. Выясняют, нет ли утаивания количества товаров за счет извращения качественных показателей и цен, а также дописывания в расходных документах отдельных товаров, которые являли раньше проданные непосредственно с составов за наличный расчет; ли не отмечались в расходных накладных одни ценности, а выдавались другие, не ли являло краж путем складывания бестоварных документов.

На счете 282 «Товары в торговле» ведется учет движения и наличия товаров, которые находятся на предприятиях розничной торговли (в магазинах, лотках, киосках, в буфетах предприятий общественного питания и т.п.).

В процессе ревизии товарных операций следует проверить, не ли торговали предприятия не оприходованными (посторонними) товарами, не ли сбывали незаконно созданные излишки ценностей (за счет одурачивания покупателей, не использования установленных норм отходов и норм естественного убытка и т.п. и изъятие на такие суммы выручки).

При наличии кассового аппарата подобные злоупотребления материально ответственных лиц возможные в случаях заговора с кассиром-операционистом, который часть полученной выручки не показывает через кассовый аппарат. Для выявления возможных фактов присвоения выручки при пользовании кассовыми аппаратами ревизору необходимо рядом с инвентаризацией денежных средств сравнить их за отдельные дни и периоды по книге кассира-операциониста с контрольной кассовой лентой и чеками, которые сохраняются у материально ответственных лиц.

Излишки, то есть увеличенные фактические остатки, могут быть созданы за счет несвоевременного оприходования товаров или путем дописок. Поэтому при изучении соответствующего ассортимента товаров следует проверить и фактическое поступление их в магазин, степень влияния остатков по результатам инвентаризации, не ли оприходованные они в послеинвентаризационных отчетах.

Факты торговли неоприходованными ценностями в отдельных случаях можно подтвердить наличием в торговых предприятиях излишков пустой тары.

Денежные средства, отправленные через инкассаторов банка или перечисленные по почте ли через Сбербанк, но которые не поступили до конца месяца и отнесенные на счет 333 «Денежные средства в пути в национальной валюте», должны быть проверены в особенности внимательно, поскольку ревизии неоднократно выявляли случаи, когда на этот счет относились суммы по подделанными документами (объявлениями на взнос денежной наличностью, изъятыми из архива квитанциями почты, Сбербанка, квитанциями к прибыльным кассовым ордерам и т.п.) для утаивания недостатков в особенно больших размерах.

С целью профилактики случаев, связанных с разворовыванием денежной наличности и для предотвращения фактов больших злоупотреблений на предприятиях розничной торговли предлагается внедрить Книгу поступлений и убытие товаров (работ, услуг). Предложенная система оперативного учета дает возможность усилить контроль за выполнением плана розничного товарооборота и плана поступления товаров, за своевременностью их завоза в магазин, а также проверить достоверность отчетных данных о товарообороте, обнаружить извращение в отчетности и виновных в том лиц. Она также дает возможность установить отклонение в сдаче выручки, которая свидетельствует про возможное возникновение в торговых предприятиях недостатков и краж.

Если таким оперативным контролем установлено в магазинах отклонения в сдаче выручки, выполнении плана товарооборота, то следует немедленно проводить внезапные инвентаризации или контрольные проверки на месте с целью выявления недостатков и употребления неотложных мероприятий по их устранению и предупреждению в будущем.

Документы о переоценке товаров и товарных потерь подлежат сплошной проверке. Объектами проверки являются акты на порчу, бой, лом и уничтожения товара, описания-акты на переоценку товаров, которые частично утратили свое начальное качество, акты на завышение веса тары.

Списания потерь, установленных во время приема товарно-материальных ценностей от поставщиков и предприятий транспорта, регулируется правилами, действующими на транспорте, и соответствующими инструкциями.

Прием плодоовощной продукции от сельскохозяйственных предприятий осуществляется за количеством и качеством с участием представителя инспекции по качеству сельхозпродукции или бюро товарных экспертиз. В случае установления несоответствия количества и качества груза данным документов поставщика прием товара оформляется актом о приемке плодоовощной продукции, которая составляется в двух экземплярах на основании документов, которые удостоверяют фактическое количество и качество продукции. В акте указываются количество и качество продукции по документам поставщика и фактические количество и качество, определенные комиссией в процессе приема, качественные показатели продукции (в процентах и в натуре) и отображается результат приема (недостаток или излишки).

В случае продажи товаров за наличный расчет выручка поступает под конец дня в операционные кассы и кажется старшему кассиру-операционисту, который включает ее в отчет кассира. К отчету прибавляются первичные документы и кассовое ведомость, квитанции на сдачу выручки в банк или на почту, сопроводительное ведомость на сдачу денежной наличности инкассатору. Объем продажи товаров за наличный расчет отображается в отчете кассира и в товарных отчетах. А потому во время проверки этих документов особое внимание следует уделить контрольной сверке суммы денежной выручки, которая записанное в отчете кассира, с суммой объема проданных товаров по товарным отчетом.

Ревизор проверяет правильность отображения выручки от реализации товаров на счетах бухгалтерского учета:

– дебет счета 301 «Касса в национальной валюте»;

– кредит счета 702 «Доход от реализации товаров».

Сдача выручки в банк:

– дебет счета 311 «Текущие счета в национальной валюте»;

– кредит счета 301 «Касса в национальной валюте».

На каждое материально ответственное лицо открывают лицевой счет, где делают записи относительно оприходования и отпуска товаров и выводят остатки на отчетную дату.

Материально ответственное лицо составляет в установленные сроки товарный отчет с приданием к нему приходно-расходных документов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, накладных, квитанций о сдаче выручки, сопроводительных ведомостей и т.п.), что являет основанием для записи операций на счетах синтетического и аналитического учета.

Учет наличия и движения товаров осуществляется по продажным ценам. Если товары получены по регулированным ценам, то запись в бухгалтерском учете следующая:

– дебет счета 282 «Товары в торговле» — на стоимость товаров по продажным ценам (вместе с НДС);

– кредит счета 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на покупательную стоимость товара (без торговой скидки);

– кредит счета 285 «Торговая наценка» — на сумму полученной торговой скидки.

Соответственно П(С)БУ 9 «Запасы» при отпуску товаров оценивания их осуществляется по ценам продажи.

Оценивания по ценам продажиосновывается на применении предприятиями розничной торговли среднего процента торговой наценки товаров. Этот метод применяют предприятия, которые имеют значительную и сменную номенклатуру товаров с приблизительно одинаковым уровнем торговой наценки. Себестоимость реализованных товаров определяется как различие между продажной (розничной) стоимостью реализованных товаров и суммой торговой наценки на эти товары.

Сумма торговой наценки на реализованные товары определяется как произведение продажной (розничной) стоимости реализованных товаров и среднего процента торговой наценки.

Средний процент торговой наценки определяется делением суммы остатка торговых наценок на начало отчетного месяца и торговых наценок в продажной стоимости полученных в отчетном месяце товаров на сумму продажной (розничной) стоимости остатка товаров на конец отчетного месяца и продажной (розничной) стоимости полученных в отчетном месяце товаров.

5. Ревизия наличия и движения тары под товарами и пустой тары

На счете 204 «Тара и тарные материалы» отображают наличие и движение всех видов тары, кроме тары, которое используется как хозяйственный инвентарь, а также материалы и детали, которые используются для изготовления тары и ее ремонта.

В торговле учет наличия и движения тары под товарами ведется на счете 284 «Тара под товарами».

Ревизию операций с тарой осуществляют одновременно с проверкой товарных операций, так как на предприятиях торговли установлена единая материальная ответственность за товары и тару, движение их оформляется в одних и одних и тех же документах.

Правильное использование тары имеет большое народнохозяйственное значение. Поэтому особое внимание во время ревизии уделяют сохранению и своевременности возвращения (сдача) тары поставщикам и таросборочным организациям. В особенности это касается мешков, которые при возвращении поставщикам или оптовым базам должны быть той самой категории или ниже не более чем на одну категорию по сравнению с полученными. В случае выявления нарушений ревизор устанавливает причины занижения категорий и виновных в этом лиц.

Практика показывает, что на торговых предприятиях являются значительные потери тары, а потому во время ревизии следует проверить не только законность и правильность отображения в учете поступления, отпуска и убытия тары, а и обнаружить причины возникновения значительных потерь тары, проверить соблюдение правил количественного и качественного ее приема, полноту и своевременность оприходования, правильность документального оформления возвращения (сдача) тары поставщикам и таросборочным организациям.

Инвентаризация тары проводится одновременно с инвентаризацией товаров. Однако результаты инвентаризации тары устанавливают в отдельности от товаров, причем недостаток и излишек определяют по количеству и сумме отдельно, чем каждое название тары. Вместе с тем ревизору следует выяснить правильность оформления инвентаризационных описаний, сравнительных ведомостей, правильность вывода результатов инвентаризации, их рассмотрения и утверждения.

Затем ревизор сравнивает остаток тары по балансу, Главной книге, журналу-ордеру с данными товарных отчетов на первое число соответствующего месяца.

Ревизор также проверяет правильность записей на счетах бухгалтерского учета операций с тарой. В частности, на стоимость тары многоразового использования, которое поступило вместе с товарами, делают запись:

– дебет счета 28 «Товары», субсчет 284 «Тара под товарами»;

– кредит счета 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Ревизору следует учесть то обстоятельство, которое деревянную тару оприходуют по ценам приобретения, а мешки — по ценам, установленным для возвращения этой тары. В этом случае различие в ценах (скидку) во время оприходования показывают по дебетом счета 74 «Другие доходы».

При этом записи на счетах будут такие:

– дебет счета 28 «Товары», субсчет 284 «Тара под товарами» — на повернутую стоимость тары;

– дебет счета 79 «Финансовые результаты» (по результатам операций с тарой) — на сумму снижения цены тары;

– кредит счета 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость приобретенной тары.

Во время проверки операций с стеклянной посудой выясняют соблюдения порядка его прием от населения, выдачи в подотчет денег лицам, выделенным для этих операций. Дале ревизор проверяет, оформляется ли накладной в конце рабочего дня принятая посуда и возвращается ли в кассу остаток неиспользованных денег.

Операции, отображенные по кредитом счета 37 «Расчеты с разными дебиторами», субсчета 372 «Расчеты с подотчетными лицами» или счета С «Касса» сопоставляются с дебетом счета 28 «Товары», субсчета 282 «Товары в торговле».

Выявленные во время ревизии операций с тарой недостатки отображаются в конце раздела основного акта ревизии «Результаты ревизии товарных операций».

6. Ревизия малоценных и быстроизнашивающихся предметов

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП) по новому Плану счетов належат к классу 2 «Запасы». Малоценными и быстроизнашивающимися предметами считаются предметы, которые используются на протяжении не больше одного года или нормального операционного цикла, если он длится больше одного года, в частности: инструменты, хозяйственный инвентарь, специальное оснащение, специальная одежда и т.п.

По дебету счета 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» отображаются по первоначальной стоимостью приобретенные (полученные) или изготовленные малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, по кредиту — по учетной стоимостью отпуск малоценных и быстроизнашивающихся предметов в эксплуатацию со списанием на счета учета затрат, а также списания недостатков и потерь от порчи таких предметов.

С целью обеспечения сохранение указанных предметов в эксплуатации может являть организованный надлежащий контроль за их движением. Предприятие призвано вести оперативный учет МБП в количественном выражении. Установлено, что при возвращении на склад из эксплуатации таких предметов, которые пригодные для дальнейшего использования, они приходуются по дебету счета 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и кредитом счета 71 «Другой операционный доход».

Проверка МБП осуществляется по видам предметов по однородными группами соответственно установленному их аналитическому учету.

Положением (стандартом) бухгалтерского учета «Запасы» предполагается, что стоимость МБП, переданных в эксплуатацию, исключается из состава активов (списывается с баланса) с дальнейшей организацией оперативного количественного учета таких предметов по местами эксплуатации и ответственными лицами на протяжении срока их фактического использования.

На МБП, что являет в составе запасов, не начисляется износ, а стоимость переданных в эксплуатацию МБП исключается из состава активов, то есть списывается с баланса у затраты. Для усиления контроля за сохранением МБП они подлежат маркированию (краской, клеймованием, прикреплением жетонов). Если срок полезной эксплуатации МШП превышает один год, то их включают в состав необратимых активов, и они подлежат амортизации.

Если срок эксплуатации МБП не превышает года, их списывают на уменьшение нераспределенной прибыли.

Определения износа драгоценных быстроизнашивающихся предметов осуществляется по такими методами:

– на основе сроков использования в месяцах;

– с участием в объемах деятельности;

– отчислением 50 % стоимости при передаче с склада в эксплуатацию и 50 % по цене возможного использования;

– 100 % стоимости вследствие передачи с склада в эксплуатацию. На предприятии ревизор знакомится с организацией и оформлением материальной ответственности за МБП.

Кроме того, он изучает инвентарные книги (ведомости),прибыльные документы, записи в регистрах аналитического учета.

Результаты инвентаризации МБП (недостаток или излишки) устанавливают по материалам инвентаризации путем складывания сравнительного ведомости.

Ревизор проверяет полноту и своевременность оприходования МБП, обоснованность списания и правильность начисления износа по вышеуказанным методам. Особому контролю подлежат предметы, списанные как непригодные. При этом устанавливают причины, время их приобретения, изучают документы на их сдачу в утиль (лом) или на уничтожение.

Сплошной проверке подлежат акты на списание предметов и их утверждения руководством предприятия.