Реферат: Социальные группы 5
Название: Социальные группы 5 Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
Содержание Определение социальной группы включает четыре основных момента: 4 Большие (дистантные) социальные группы... 5 Средние социальные группы... 6 Психология и поведение человека существенно зависят от окружающей его социальной среды. Эта среда представляет собой сложно устроенное современное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые общности, называемые социальными группами. Среди них можно выделить большие, средние и малые социальные группы. Помимо своей величины группы могут различаться по продолжительности существования. Так, некоторые группы собираются один раз. Например, экспериментальная группа или люди, пришедшие на похороны. Другие же группы существуют в течение месяцев или даже лет. Например, семья, трудовая группа, спортивная команда. Каждая из подобных сравнительно стабильных групп характеризуются определённой ментальной общностью – групповым сознанием, которое включает в себя моральные ценности и нормы. Слово «группа» попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo — узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию. Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала 19 в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает». Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Между тем социологическая категория «социальная группа» является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями. Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса». 1. наличие внутренней организации; 2. общая (групповая) цель деятельности; 3. групповые формы социального контроля; 4. образцы (модели) групповой деятельности; 5. интенсивные групповые взаимодействия 6. социальное положение профессиональной деятельности Определение социальной группы включает четыре основных момента: · социальная интеракция — то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»); · стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы; · идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе», а также через механизм социального контроля; · хабитуализация — то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе. Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а другие идентифицируют их по форме одежды. Большие (дистантные) социальные группы Большие социальные группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по социально- демократическим, профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. В состав таких организации могут входить десятки и сотни тысяч людей. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии сопоставляющих их людей. Состав таких групп нестабилен, они, как правило, не имеют общей цели, и их члены не проживают в одном месте, не работают в одной организации. Можно выделить следующие характерные особенности больших групп: • установление контакта между различными индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации • отсутствие единой территории • наличие структурной сложности группы, которая включает в свой состав множество других групп – организованных и неорганизованных, формальных и неформальных. Большие группы могут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное количество людей, существующих в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесён трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы, где многие преподаватели могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом , но при этом подчиняться одним и тем же руководителям (директору, декану), придерживаться общих для всех правил внутреннего распорядка школьной жизни. Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков – половых, национальных, возрастных, имущественных и т.д. Люди, оказавшиеся включёнными в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики Изучение больших условных групп позволяет в результате выделения их общих свойств вырабатывать научную обоснованную стратегию и тактику работы с ними. Так, например, зная общие закономерности развития личности подростков как условной (возрастной) группы, педагог целенаправленно и продуктивно осуществляют работу в школе и во внешкольных учреждениях. Средней социальной группой называют людей, входящих в состав той или иной социальной организации. Это могут быть учреждения, предприятия, воинские части, спортивные организации, фабрики, заводы и т.п., включающие в себя от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Такие группы характеризуются тем, что • они существуют на более или менее постоянной основе • их участники осознают свою принадлежность к одной и той же группе и отделяют себя и свою группу от других подобных групп • состав таких групп более или менее постоянен • их члены, как правило, проживают в одном регионе и работают в одной и той же организации Малая группа представляет собой небольшое количество людей, от 2-3 до 20-30 человек, выделяемых по следующим основным, общим для них признакам. Так понимаемая малая группа является непосредственным проводником влияния общества, больших и средних социальных групп на индивида. Она представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды точнее было бы сформулировать как идею о непосредственной зависимости личности, её психологии и поведения от психологии, действий и отношений людей, принадлежащих к тем же самым малым группам, к которым принадлежит данная личность. Впервые малая группа стала объектом научного экспериментального исследования в начале 20 века, но особенно она привлекла к себе внимание ученых в середине 20 столетия. К тому времени сложились основные направления изучения малых групп. Влияние малой группы на психологию и поведение человека как личности достаточно существенно и может проявляться в следующем: 1. В малой группе человек осваивает нормы поведения, которые позволяют ему стать полноправным членом общества, основанного на этих нормах (например, нормах морали и права). 2. В малой группе человек обнаруживает образцы и формы поведения, подражая которым он оказывается способным нормально взаимодействовать с другими людьми. 3. В различных малых группах человек осваивает необходимые ему для жизни знания, умения и навыки, формирует и развивает свои способности. 4. в малой группе человек обеспечивается обратной связью или информацией о том, как он выглядит со стороны, как воспринимают и оценивают его окружающие люди. В результате у человека складывается представление о самом себе. 5. В малой группе человек получает моральную, материальную или иную поддержку. 6. В малой группе человек осваивает социальные роли. Благодаря этому он оказывается способным брать на себя и выполныть различные общественные роли: групповые и социальные. 7. В малой группе человек с помощью других людей и благодаря общению с ними удовлетворяет свои основные, жизненно важные социальные интересы и потребности. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность, которая выделяет и обособляет данную группу, делает её относительно автономным социально- психологическим образованием. Учитывая то, что каждая группа характеризуется не одним, а несколькими признаками, малые группы делят следующим образом: · по типу основной деятельности и основной функции: производственно-трудовые, социально-политические, аматорские, семейные, игровые, военные, спортивные, учебно- воспитательные, исполнительно- принудительные; · по типу социальной направленности: социально- полезные, социально- безопасные; · по мере организации: неорганизованные, случайные, целевые (внешне-организованные, внутре- организованные); · по типу доминирующей структуры: формальные, неформальные; · по уровню непосредственного воздействия на личность: первично- вторичные, референтные, основные- неосновные; · по мере открытости связи с другими группами: открытые, закрытые; · по уровню силы и стойкости внутренних связей: объединенные, малообъединенные, разъединенные; · по продолжительности существования: кратковременные, долговременные; Заключение Особенностью социальных групп, в странах с развитой экономикой, в настоящее время, является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования, различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса). 1. Общая психология. Учебник для вузов. Сост. Е.И.Рогов 2. Психология. Р.С.Немов 3. Психология. А.В.Петровский 4. Социальная психология. А.Л. Свенцицкий 5. Социальная психология. Р.С.Немов, И.Р.Алтунина |