Курсовая работа: Риск в предпринимательстве
Название: Риск в предпринимательстве Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа |
ФГОУ СПО Государственный колледж технологии и управления «КОЛЛЕДЖНЫЙ КОМПЛЕКС» Московская область Курсовая работа по дисциплине «Экономика отрасли» Риск в предпринимательстве Выполнил: студент группы 3 АСУ-2 Епифанов Владимир Леонидович Проверила: Савёлова Ирина Николаевна г. Железнодорожный 2010 год СодержаниеВведение……………………………………………………………….. 31. Теоретическая часть…………………………………………………61.1 Риски и виды рисков в предпринимательстве………………… 51.2 Функции предпринимательского риска…………………………..41.3 Принципы снижения риска в антикризисном управлении……...112. Практическая часть………………………………………………….142.1Оценка риска предприятияна примере ОАО «Механика»………142.1.1 Характеристика объекта исследования ОАО «Механика»……142.1.2Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению……………………………………………………………..152.1.3 Цели и задачи управления рисками……………………………16Заключение……………………………………………………………...21Список используемой литературы…………………………………….24 Введение Риск присутствует в нашей жизни повсеместно. Сначала мы думаем, какзаработать деньги, а потом - либо как их потратить сегодня, либо каксохранить в течение какого-то периода и приумножить для будущих трат. Процесс зарабатыванья денег и все последующие операции с заработаннымкапиталом в той или иной мере сопряжены с риском. Он возникает тогда, когда реальные события отличаются от ожидаемых. Рискможет обуславливать как выигрыш, так и потери. Если мы надеемся на удачу и бездействуем, то это - пассивная позиция. Если мы пытаемся застраховаться от негативных воздействий и обеспечить благоприятный исход в будущем, это - активная позиция. В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскуюдеятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства Говоря о капитале, нужно отметить, что в любой момент временисоседствуют одни юридические и физические лица, у которых имеется некоторый излишек финансовых средств, и другие - у которых их не хватает. К числу последних относятся и государственные структуры, которым очень часто не достает денег. Для нормального развития экономики постоянно требуется мобилизация, распределение и перераспределение финансовых средств между ее сферами и секторами. Понятно, что тема риска неразрывно связана с капиталом. Мы можем рисковать при том условии, что что-либо имеем. В курсовой работе представлены как общие понятия, так и конкретные примеры экономических отношений. Первый параграф посвящен общетеоретической базе, далее следует рассмотрение риска и неопределённости на примерах. Цель исследования: изучение ситуации неопределенности и риска впредпринимательстве. Задачи: . Раскрыть понятие риска . Раскрыть понятие неопределённости . Раскрыть сущность неопределённости и риска в России. Оценка риска предприятия на примере ОАО «Механика» Предмет исследования: неопределенность и риск. Объект исследования: ОАО «Механика»1. Теоретическая часть 1.1 Риски и виды рисков в предпринимательстве В условиях командно-административной системы управления экономикой риск, как правило, осуждался. В условиях перехода к формированию рыночных отношений риск - ключевой, важнейший элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным. Под риском можно понимать "действие, неудачу в надежде на счастливый случай". Существуют и другие определения этого понятия. Характерные особенности риска - неопределенность, неожиданность, неуверенность, предположение, что успех придет.В Законе РСФСР "О предпринимательской деятельности" говорится, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. В условиях политической и экономической неустойчивости степень риска значительно возрастает. В средствах массовой информации постоянно рекламируются предложения мелких и средних фирм, пытающихся поправить свои дела за счет операций на рынке, используя неосведомленность предпринимателей. Чтобы преодолеть последствия риска, нужны не только смекалка и опыт, но и достаточное количество финансов. Фирмы-консультанты, поставщики средств производства, да и подрядчики, как правило, имеют ограниченные денежные ресурсы компенсации риска. Высокая степень риска какого-либо проекта заставляет разработчика искать способы его снижения. Основными способами уменьшения риска могут быть: • привлечение к разработке проекта компетентных партнеров, компаньонов и консультантов; • глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем; • прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на данную продукцию или услуги; • распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями; • страхование; • резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. • Распределение риска состоит в том, что ответственным за риск должен стать тот компаньон проекта, который лучше других может рассчитывать и контролировать риски. Распределение риска реализуется при разработке финансового плана проекта и контрактных документов. Распределение риска между участниками проекта может быть качественным и количественным. При количественном распределении риска можно использовать концептуальную модель , базирующуюся на стандартных методах решений, основой которых является дерево вероятностей и решений, используемое для установления их последовательности. Качественное распределение риска предусматривает принятие ряда решений участниками проекта, направленных на увеличение или уменьшение числа потенциальных инвесторов, что зависит от доли риска, которую участники хотят возложить на инвесторов. Однако это затрудняет разработчикам проекта привлечение опытных инвесторов. Участники переговоров должны проявлять максимум гибкости в решении вопроса о доли риска, который они согласны принять на себя. • Риски подразделяются на следующие основные виды: производственный, коммерческий, финансовый (кредитный), инвестиционный и рыночный. Производственный риск связан с производством и реализацией продукции (работ, услуг), осуществлением любых видов производственной деятельности. На этот вид риска наибольшее влияние оказывают сокращение намеченного объема производства и реализации продукции, превышение плановых материальных и трудовых затрат, снижение цен, брак, дефекты изделий, рекламации и др. Коммерческий риск возникает в процессе реализации закупленных предпринимателем товаров и оказания услуг. В коммерческой сделке необходимо учитывать такие факторы, как невыгодное изменение (повышение) цены закупаемых средств производства, снижение цены, по которой реализуется продукция, потеря товара в процессе обращения, повышение издержек обращения. Финансовый риск может возникнуть при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых (денежных) сделок. На финансовый риск наряду с факторами, характерными для других видов предпринимательского риска, воздействуют и такие, как неплатежеспособность одной из сторон финансовой сделки, ограничения на валютно-денежные операции и т.п. Причиной инвестиционного риска может быть обесценивание инвестиционно-финансового портфеля, состоящего из собственных и приобретенных ценных бумаг. Рыночный риск связан с возможным колебанием рыночных процентных ставок, национальной денежной единицы или зарубежных курсов валют, а возможно, тем и другим одновременно. Любой риск зависит от партнеров по сделке. Для принятия решения о целесообразности участия потенциальных партнеров в осуществлении проекта проводят анализ риска. • Потери от риска в предпринимательской деятельности подразделяют на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь. Материальные потери - это не предусмотренные проектом затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении (здания, сооружения, передаточные устройства, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующие изделия). Трудовые потери - потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвиденными обстоятельствами, например использованием некалиброванного прутка и обработкой его на универсальном токарном станке вместо автомата; применение опытно-статистических норм времени вместо технически обоснованных (единица измерения - чел.-час. или чел.-дни рабочего времени). Финансовые потери возникают в результате прямого денежного ущерба (не предусмотренные предпринимательским проектом платежи, штрафы, выплаты за просроченные кредиты, дополнительные налоги, утрата денежных средств или ценных бумаг). Они могут быть также в результате неполучения или недополучения денег из предусмотренных проектом источников, невозвращения долгов и др. Потери времени возникают в том случае, если процесс предпринимательской деятельности идет медленнее предусмотренного проектом (измеряется часами, сутками, декадами, месяцами и т.д.) К числу специальных видов потерь можно отнести: потери, связанные с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и с другими неблагоприятными социальными и морально-психологическими факторами. Особая группа специальных видов потерь - потери от воздействия непредвиденных факторов политического характера. Они вносят неразбериху в сложившиеся экономические условия жизни людей, нарушают ритм производственно-хозяйственной деятельности, порождают повышенные затраты живого и овеществленного труда, снижают прибыль. К типичным источникам политического фактора риска можно отнести: снижение деловой активности людей, снижение уровня трудовой и исполнительской дисциплины, неисполнение принятых законодательных актов, нарушение платежей и взаиморасчетов, неустойчивость налоговых ставок, принудительные отчисления и платежи, не имеющие здравого экономического смысла 1.2 Функции предпринимательского риска Дальнейшее рассмотрение сущности предпринимательского риска связано с выяснением функций, которые выполняет риск в предпринимательской деятельности. В экономической литературе выделяются следующие функции риска: инновационная, регулятивная, защитная и аналитическая. Инновационную функцию предпринимательский риск выполняет, стимулируя поиск нетрадиционных решений проблем, стоящих перед предпринимателем. Большинства фирм, компаний добиваются успеха, становятся конкурентоспособными на основе инновационной экономической деятельности, связанной с риском. Регулятивная функция имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной. Риск предпринимателя, как правило, ориентирован на получение значимых результатов нетрадиционными способами. Тем самым он позволяет преодолевать консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, препятствующие перспективным нововведениям. В этом проявляется конструктивная форма регулятивной функции предпринимательского риска. Конструктивная форма регулятивной функции риска заключается и в том, что способность рисковать — один из путей успешной деятельности предпринимателя. Однако риск может стать проявлением авантюризма, субъективизма, если решение принимается в условиях неполной информации, без должного учета закономерностей развития явления. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора. Следовательно, хотя риск и «благородное дело», но не любые решения целесообразно реализовывать на практике, они должны быть обоснованными, иметь взвешенный, разумный характер. Защитная функция риска проявляется в том, что если для предпринимателя риск — естественное состояние, то нормальным должно быть и терпимое отношение к неудачам. Инициативным, предприимчивым хозяйственникам нужна социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание и стимулирующие оправданный риск. Следует выделить еще аналитическую функцию предпринимательского риска, которая связана с тем, что наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов решений, в связи с чем предприниматель в процессе принятия решения анализирует все возможные альтернативы, выбирая наиболее рентабельные м наименее рисковые. В зависимости от конкретного содержания ситуации риска альтернативность обладает различной степенью сложности и разрешается различными способами. Рассматривая функции предпринимательского риска, следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является и источником возможной прибыли 1.3 Принципы снижения риска в антикризисном управлении Существуют три основных варианта поведения в потенциально рисковых ситуациях: игнорирование самого факта возможности риска, избегание риска, хеджирование риска, передача риска. Игнорирование риска. Этот вариант поведения означает, что лицо, принимающее решение, не предпринимает каких-ли6о действий в отношении возможного риска. Подобное поведение возможно в одной из трех ситуаций. Первая ситуация имеет место в том случае, когда лицо, принимающее решение (ЛПР), не осознает рисковости операции. В качестве примера упомянем о вовлечении профессионально неподготовленных лиц в различного рода финансовые аферы. Ярчайший пример подобных афер — финансовые пирамиды; многие их участники соблазняются возможностью легкой наживы, обещаемой устроителями пирамиды, и не задумываются о каких-либо последствиях. Вторая ситуация имеет место в том случае, когда ЛПР, даже сознавая рисковость операции, не имеет возможности противодействовать риску. Примером может служить ситуация в России накануне банковского кризиса 1998 г., когда государственные органы по сути обязывали коммерческие банки покупать государственные краткосрочные обязательства. Третья ситуация складывается в том случае, если ЛПР умышленно игнорирует риск. В частности, по мере расширения той же финансовой пирамиды всегда появляются склонные к риску инвесторы, которые прекрасно сознают возможность потерь, но надеются, что они успеют выйти из пирамиды до ее краха. Избегание риска. Подобной стратегии придерживаются лица, не склонные к риску. Примерами применения подобной стратегии являются ситуации, когда предприятие не продлевает договор с контрагентом, в отношении которого появились сомнения в его будущей платежеспособности, когда предприятие предпочитает получать кредит в той валюте, в которой оно осуществляет свои основные экспортные операции и т. п. Хеджирование риска. Дословно этот термин означает «ограждение риска» и представляет собой систему мер, с помощью которых негативные последствия риска могут быть уменьшены. Хеджирование особенно активно используется на финансовых рынках; с этой целью разработаны различные финансовые инструменты: опционы, фьючерсы, форварды и др. Идея хеджирования по существу активно реализуется практически в любом предприятии, независимо от того, имеет ли оно отношение к финансовым рынкам. В частности, по сути хеджерскими являются операции по созданию фондов и резервов. Так, в условиях инфляции необходимо делать резервы па пополнение оборотных средств; иными словами, не вся прибыль, рассчитанная по итогам года, может трактоваться к; и прибыль, доступная к распределению среди собственников, часть ее нужно зарезервировать на покрытие расходом связанных с повышением цен на сырье и материалы. Аналогичная логика характерна операциям по формированию резервного капитала (фонда), резервов по сомнительным долгам, на «забывчивость» покупателей, на обесценение ценных бумаг и др Передача риска. Эта стратегия означает, что ЛПР не желает нести риск и готов на определенных условиях передать его другому лицу. Наиболее ярким примером передачи риска является страхование. В широком смысле страхование представляет собой совокупность операций, снижающих риск возможных потерь от какого-то действия или бездействия. В узком смысле термин «страхование» чаще всего закрепляется за комплексом страховых операций между страхователем и страховщиком. 2. Практическая часть 2.1 Оценка риска предприятия на примере ОАО «Механика» 2.1.1 Характеристика объекта исследования ОАО «Механика»
2.1
.2Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению риском
Приступим к изучению первого, предварительного, этапа разработки ПЦМ и рассмотрим здесь следующие теоретические проблемы, связанные с этим этапом: цели, задачи и принципы управления рисками, риски, учитываемые в программе, принципы разработки программы целевых мероприятий и процедуры управления рисками. от антирискового предпринимателя уточнения и выбора тех основных принципов управления рисками фирмы, которые будут учитываться им при разработке ПЦМ. Разработанные принципы управления рисками обязательно должны быть одобрены руководством фирмы и, в первую очередь, ее финансовым директором. Соблюдение требования об одобрении означает, что отобранные принципы согласуются со стратегией фирмы и ее финансовыми возможностями, и следование им будет способствовать эффективному развитию фирмы. Для эффективного развития фирмы обязательно соблюдение следующего принципа управления рисками: согласование работы фирмы с требованиями внешней среды, в том числе с требованиями внешнего для данной фирмы риска. Требования внешней среды могут быть представлены законодательными и нормативными актами, отражающими методы, как макро так и микроэкономического регулирования. Кроме обязательств по вертикали, связанных с внешним риском на основе макро и микроэкономического регулирования, необходимо помнить о выполнении обязательств фирмы, возникающих по вертикали и горизонтали перед любыми другими субъектами, с которыми данная фирма сталкивается в процессе своего функционирования. Это могут быть партнеры по бизнесу, работники фирмы, клиенты. Учитывая важность каждой из составляющих этого общего принципа согласования деятельности фирмы с требованиями внешней среды, его можно рассматривать не как единый и целостный, а как целую группу самостоятельных принципов: 2) В ПЦМ учитываются чистые экономические риски, связанные с хозяйственной деятельностью (ЧЭРХД), а также чистые экономические риски, связанные с финансовыми операциями (ЧЭРФО). При этом спекулятивные экономические риски, связанные с финансовыми операциями (СЭРФО), могут стать объектом самостоятельного управления в специально разрабатываемой программе финансового риска Заключение 1. Риск возникает благодаря неопределенности среды, и тем она неопределеннее, чем меньше информации о ней имеется. В этих условиях предприниматель должен помнить о том, что основная его задача не отказ от риска вообще, а выборы решений, связанных с риском на основе объективных критериев, а именно: до каких пределов может действовать предприниматель, идя на риск. 2. Существует множество классификаций риска, но наиболее распространенными из них являются следующие: политический, производственный, коммерческий, финансовый, технический, отраслевой и инновационный. 3. Кроме того риск выполняет четыре функции, а именно: инновационную, регулятивную, защитную и аналитическую. 4. Необходимо помнить, что нужно не избегать риска, а уметь снизить вероятность его возникновения, что возможно при правильной управленческой работе, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на прогнозирование и заблаговременное выявление неблагоприятных воздействий на субъект предпринимательской деятельности, разработку и реализацию мер по их нейтрализации (анализ риска и его оценка, составление бизнес плана, страхование и т.д.). 5. Каждый предприниматель должен соблюдать следующие правила: . Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал; . Надо думать о последствиях риска; . Нельзя рисковать многим ради малого; . Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения; . При наличии сомнений принимаются отрицательные решения; . Нельзя думать, что всегда существует одно решение. Возможно, есть и другие. Необходимо помнить, что принятие предпринимателем оптимального решения – залог успеха деятельности предприятия, так как оно значительно снижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат. 6. Риск в России приобретает свой специфический характер. Это связано как с законодательством, так и с условиями перехода от централизованной системы управления к рыночной, что создает трудности не только для отечественных предпринимателей, но главным образом для иностранных. Однако есть и положительные моменты, которые выражаются в развитии деятельности негосударственных охранных, детективных, консалтинговых услуг, наличие которых помогает предпринимателям в развитии их деятельности. 7. В условиях неопределенности выживают те организации, которые являются более гибкими и мобильными в изменяющейся рыночной ситуации. Т. е., действующий на рынке предприниматель, чтобы организовать в современных условиях доходное дело, должен иметь хорошую профессиональную подготовку, а также необходимые знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства и уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала. 8. Кроме того, в уменьшении предпринимательского риска важную роль играет государство. 9. С одной стороны риск имеет опасность для предпринимательской деятельности, но с другой, как и конкуренция, несет очистительную функцию, т. е. помогает рынку очиститься от немобильных организаций, способствует при правильном подходе к риску, развитию экономики. Список используемой литературы 1. Акулова Т., Хаскин В. Основы экоразвития. – М.: Изд-во Росэконакад, 2007. 2. Башин М. Оборотные средства предприятий в условиях рынка. – М.: Финансы, 2008. 3. Вейс Г., Деринг У. Введение в общую экономику и организацию производства. Красноярск, 2007. 4. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 2009 Учебник по основам экономической теории / Под ред. В. Камаева – М.: Владос, 2007. 5. Финансы / Под ред. В. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2007. 6. Финансы предприятий; Учебное пособие / Колл. авторов под ред. Е. Бородиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. 7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмаленэи Р. Экономика. – М.: Дело, 2008. 8. Чеботарь Ю. Оплата труда и ценообразование. – М.: Мир деловой книги, 1997. 9. Экономика /Под ред. А.Булатова.– М.: Издательство БЕК, 2008. 9. Экономика и статистика фирм / Под ред. С. Ильенковой – М.: Финансы и статистика, 2008. |