Реферат: Инновационное предпринимательство 2

Название: Инновационное предпринимательство 2
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: реферат

Московский гуманитарно-экономический институт

?

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

студента учебной группы М-441 4 курса

факультета экономики и управления

?

Специальность Менеджмент организации, контракт № ?

по учебной дисциплинеПредпринимательство

на тему: «Инновационное предпринимательство»

Руководитель:

к.в.н., доц.

?

Защищена

«___» _____200_ г.

Оценка «________»

_________________________

(подпись руководителя курсовой работы)

? 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Сущность инновационного предпринимательства………………………...4

2. Формы инновационного предпринимательства……………………………7

3. Финансирование инновационной деятельности……………………………9

4. Молодежное инновационное предпринимательство в России…………… 12

Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………………15

Приложение ……………………………………………………………………...16


Введение

В связи с переходом к модели "открытой" экономики, в рамках которой отечественные товаропроизводители вынуждены конкурировать с высококачественной импортной продукцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, основной экономической проблемой становится проблема конкурентоспособности. Ключевым, стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности, значение которого неуклонно возрастает, является технологическое перевооружение отечественной промышленности. Поэтому инновационный вариант экономического развития не имеет альтернатив.

Интенсивность инновационной деятельности во многом определяет уровень экономического развития. Анализ развития экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее время стали предприятия и отрасли в целом, которые ориентированы на производство высокотехнологичных товаров, таких как компьютеры и полупроводники, лекарственные средства и медицинское оборудование, средства связи и системы коммуникаций. Освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран мира.

Поэтому проблема инвестиционного предпринимательства сегодня достаточно актуальна, ведь данный вид деятельности является шагом вперед не только для российской, но и для мировой экономики в целом.


1. Сущность инновационного предпринимательства

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П. Дракер отмечает, что "предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность — особый инструмент предпринимательства".

Таким образом, задача инновационного предпринимательства - реформировать способ производства путем внедрения изобретений через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции.

Инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающую при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технико - экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений. В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

Первый вид инновационного предпринимательства - инновация продукции - представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.[1]

Второй вид — инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.

Последний вид инновационного предпринимательства — социальные инновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.

Для освоения и изготовления нового вида товаров (продукции, услуг) предпринимателю необходимы оборотные средства в виде материалов, используемых в процессе создания научно-технической продукции; энергии, необходимой для обработки материалов, и другие ресурсы. Кроме этого, может возникнуть потребность в комплектующих изделиях, полуфабрикатах, т. е. готовых составных частей, которые могут быть использованы при изготовлении научно-технической продукции.[2]

Предпринимательство включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием (Приложение 1).

Инновационное предпринимательство – многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:

1. создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);

2. выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя его потребителю);

3. осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.

Будучи относительно самостоятельными, данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств и т.п.

2. Формы инвестиционного предпринимательства

В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность.

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладают технологические инновации; а в остальных отраслях – продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат. Они являются и более наукоемкими – при их осуществлении на НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) расходуется треть от инвестируемых средств. Более 70% предприятий осуществляют инновации в целях расширения ассортимента продукции, чтобы заполучить сегмент рынка. Снижение издержек производства – цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий.

Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана на поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке; на поиске необходимых ресурсов; на создании и управлении предприятием; на получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.

Не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. К субъектам инновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность.

Основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

Однако помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия), функционируют средние и крупные организационные формы инновационного предпринимательства.

Как малые, так и средние формы инновационных предприятий могут быть представлены следующими организациями:

1. деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям;

2. внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий[3] .

Крупные инновационные предприятия отличаются консервативностью и медленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт. Высокая эффективность малых инновационных предприятий объясняется оперативным реагированием на новые научные идеи и на решение конкретных проблем, связанных с получением конечного результата от реализации инновационного продукта.

К крупным организационным формам инновационного предпринимательства относятся научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-технические кооперативы, и т.п. Крупные формы способствуют развитию наукоемкого производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения среди экономических агентов национальной экономики.

3. Финансирование инвестиционной деятельности

Для достижения конкурентных преимуществ и максимизации прибыли, фирмам, приходится разрабатывать и предлагать потребителю новые виды товаров и услуг. Данные нововведения требуют больших финансовых затрат. Это могут быть капитальные вложения в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, затраты на проведение различных исследований и проектирование изделий и технологических процессов, а также на оплату работы сотрудников, рекламную кампанию и др.

В целом, общая сумма финансирования инновационного проекта фирмы складывается из средств, направляемых:

1. на финансирование затрат по техническому перевооружению, модернизации и увеличению производственных мощностей;

2. на финансирование затрат по подготовке и освоению новой и модернизированной продукции, конструкций и материалов, изготовления опытных образцов, прогрессивных технологических процессов;

3. проведение НИОКР (включая приобретение лицензий), на финансирование затрат на приобретение оборудования, приборов и других товарно-материальных ценностей для этих работ;

4. компенсацию повышенных затрат на производство новой продукции в период ее освоения;

5. финансирование прироста собственных оборотных средств, а также на возмещение их недостатка;

6. погашение долгосрочных кредитов банков, а также на уплату по ним процентов.[4]

Источники финансирования инновационной деятельности делятся на децентрализованные источники (прямые и косвенны) и централизованные.

Наиболее распространенными источниками прямого финансирования инновационных проектов являются: банковский кредит, средства от эмиссии ценных бумаг, средства от продажи или сдачи в аренду свободных активов, инновационный кредит, собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд). В свою очередь, к косвенным относятся методы, суть которых, заключается в обеспечении инновационных проектов необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами.[5]

К Централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Федеральный бюджет является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование: создание благоприятных условий для выполнения НИОКР: налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование).

Основной проблемой российской инновационной системы является то, что в результате трансформационных шоков рыночное равновесие установилось на крайне низком уровне, не соответствующем накопленным интеллектуальным и человеческим ресурсам, а также материальным активам.

В России инновационная активность отличает предприятия, относящиеся к отрасли машиностроения и металлообработки. Второе место занимают предприятия пищевой промышленности, далее следуют предприятия химической и нефтехимической промышленности и легкой промышленности.

В экономически развитых странах средняя доля нематериальных активов в основном научного характера составляет на производственных предприятиях 30%, тогда как в России она практически не учитывается. Это ведет к безнаказанному воровству авторских достижений, а результаты НИОКР российских ученых коммерчески используются за рубежом без всякого долевого участия России и авторов достижений.

В России отсутствуют крупные наукоемкие фирмы, которые могли бы взять на себя финансовые и технологические риски создания нововведений. Например, в США научные исследования – область, отличающаяся очень высокой концентрацией ресурсов в небольшом числе крупных корпораций. Всего 1% из общего числа компаний, ведущих НИОКР, контролируют около 70% расходуемых средств.

Главной проблемой поддержки и развития научно-технической базы (и для малых инновационных предприятий особенно) остается проблема финансирования НИОКР. Отечественная банковская система слаба. Зарубежные банки очень осторожны и дают кредиты российским предприятиям только при наличии первоклассных гарантий возврата кредита, получить которые весьма сложно. Международные финансовые организации, такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), другие если и принимают к рассмотрению тот или иной крупный инвестиционный проект, то в большинстве случаев на условиях частичного его финансирования, которое редко превышает 30% общей суммы.

В настоящее время в России реально функционируют только 20 венчурных фондов, под управлением которых находится около 2 млрд. долл. США. Примерно 25% от этой суммы инвестировано, 1,5 млрд. долл. должны быть инвестированы в ближайшее время. Для сравнения в США объем венчурного капитала в 1995 г. был 37,7 млрд. долл. Действующие в России венчурные фонды – это почти исключительно финансовые институты с иностранным капиталом.

4. Молодежное инновационное предпринимательство в России

Будущее сферы инноваций, интенсивность ее развития во многом определяет молодежный инновационный сектор. В Москве активно развивается инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства – создано Агентство по развитию инновационного предпринимательства, активно работает МИВТ-центр, 2 венчурных фонда и порядка 10 управляющих компаний, ведающих финансами Российской венчурной компании. На территории Москвы работают 29 технопарков, из них только 2 построены на средства бюджета города. Однако данный опыт по поддержке инновационного предпринимательства пока не востребован в других регионах. Существует одна большая проблема, решение которой невозможно без одобрения Минэкономразвития РФ. На сегодняшний день существует огромная пропасть между моментом старта компании, получившей субсидию, и приходом этой компании в венчурный фонд с готовым инновационным бизнес-проектом. Необходимо финансирование именно на этой промежуточной стадии, так как значительное число перспективных предприятий гибнет именно в этот период.

На сегодняшний день плохо работают социальные лифты. Как следствие, молодежь лишена возможности "внести креативную струю" в процесс управления государством, регионом и т.п. В условиях растущей экономики, высоких цен на нефть такое положение дел еще можно было терпеть. Однако в условиях кризиса необходим креативный мозговой штурм. Поэтому НАИРИТ (Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий) выступает с инициативой создания антикризисного молодежного комитета. Наиболее активные представители российской молодежи в возрасте от 14 до 30 лет смогут внести свои предложения по выходу из кризиса.[6]

В условиях кризиса грамотно проводимая инновационная политика становится гарантом стабильного развития России. Однако, по данным НАИРИТ, представители молодежи отмечают такие проблемы молодежного инновационного сектора, как отсутствие единой централизованной информационной системы, значительное число организаций, оказывающих неквалифицированную консультационную помощь в сфере инноваций.

По данным 2010 года, только 2% выпускников вузов выбирают инновационное предпринимательство или научную деятельность, 44% - другие направления бизнеса, 31% - работу за границей, 14% - госслужбу. Такая статистика говорит о том, что молодые ученые покидают инновационную деятельность, предпочитая заниматься торговлей. По данным НАИРИТ, за последние 5 лет страну покинули 30 тыс. молодых ученых.

Развитие молодежного инновационного сектора во многом зависит от активной позиции региональных властей. Как следствие, развитие молодежных инноваций проходит неравномерно и носит точечный характер. На карте регионов можно выделить такие полюса инновационной активности, как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Томская область и Приморский край. Низкая инновационная активность обусловлена проблемой российского образования: Как следствие, бизнесмены, они же управленческие кадры для крупных предприятий, есть, но предпринимателей, способных рисковать и начать свое дело, нет. Еще одна глобальная ошибка в том, что государство стимулирует предложение, а спрос на инновации. Но если обеспечить спрос на инновации, то бизнес сам обеспечит предложение.

Заключение

России нужна агрессивная инновационная политика государства, направленная на создание полной инновационной инфраструктуры, которая позволит успешно функционировать инновационным предприятиям и создаст благоприятные условия для венчурного инвестирования. Реализация инновационной политики потребует ускорения реструктуризации предприятий, необходимой для успешной работы в условиях рыночной экономики, а также стимулирования их деятельности по повышению эффективности производства. Необходима правовая база для повышения эффективности управления объектами федеральной собственности и государственными пакетами акций, обеспечивающая при этом соблюдение государственных интересов в инновационном развитии, расширение возможностей государства по управлению находящимися в его собственности предприятиями. В сфере малого предпринимательства деятельность государства должна быть направлена на активизацию использования возможностей малого предпринимательства в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформирования предприятий в тех отраслях, где идет процесс развития кооперационного взаимодействия крупного производства с малыми предприятиями. Это позволит оживить инновационную деятельность малых предприятий и обеспечить положительную динамику по таким показателям как занятость населения, объем продукции и услуг (рост составит 3-5% в год), инвестиции в основной капитал малых предприятий (увеличение до 5% в год), что в результате повлияет на увеличение выпуска отечественной инновационной продукции.

Список литературы

1. Власов А. Высокие технологии России: в ожидании венчурных инвестиций // Cnews. Аналитика, 24 октября 2002 г.

2. Инновационная экономика / Под ред. Дынкина А.А.- М., Наука. 2001.

3. Инновационный менеджмент/ Под ред. Ильенковой С.Д. - М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.

4. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента /Под ред. В.А. Швандара. - М., ЮНИТИ, 2002.

5. Мотовилов О.В. Источники капитала для финансирования нововведений. - СПб, СПбГУ, 2004.

6. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: учебное пособие. – М ., ИНФРА - М, 1997.

7. Потемкин Р.Г., Возможности активизации инновационной деятельности в России. - М., Москва, 2000.

8. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. - М., Финансы и статистика, 2000

9. Экономика предприятия/ Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. - М., Банки и биржи, 2004

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ТОВАРА-НОВИНКИ


1. Дынкина А.А. Инновационная экономика - М., 2001.

2. Мотовилов О.В. Источники капитала для финансирования нововведений. – СПб., 2004.

2. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента - М., 2002.

4. Инновационная экономика / Под ред. Дынкина А.А.- М., Наука. 2001.

5 Ильенкова С.Д.. Инновационный менеджмент - М., 2003.

6 . Потемкин Р.Г., Возможности активизации инновационной деятельности в России. - М., 2000.