Книга: Место и роль категории качества в пространстве профессиональной деятельности государственных слу

Название: Место и роль категории качества в пространстве профессиональной деятельности государственных слу
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: книга

Содержание

Список литературы

Аннотации

Рефераты

Доклад


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Елина И.Е.,Елин А.В. Место и роль категории качества в пространстве профессиональной деятельности государственных служащих.- Регион: к новому качеству управления /Под науч. ред. Ю.П.Алексеева и А.Н.Падучина. М.: Издательство “Луч”. 2000. Спецкурс, Вып. 9. 320 с.

2. Муниципальный менеджмент. Справочное пособие/под ред. В. В. Иванова, А.Н. Коробовой- М.: Инфра-М, 2002, 718 с.

3. Сысоев А.В. Предпосылки создания информационной системы муниципального маркетинга/А.В. Сысоев//Вестник Ижевского государственного технического университета.-2006.-№2.-с. 77-78.

4. Широков А. Н. О соответствии Государственного стандарта по специальности 061000“Государственное и муниципальное управление” требованиям, предъявляемым к муниципальным служащим.-Муниципальная служба.- 1998.- №1.- С.21-24.

5. Юшина Е.А. Теоретические аспекты муниципального управления.- Электронное периодическое издание «Муниципальный консалтинг для органов местного самоуправления, вып. 1. Размещено в Интернете, URL: http://www.a-z.ru/infoconsulting/mun_cons/1/consalting/ushina.htm


АННОТАЦИИ

1. В статье рассказывается о необходимости применения менеджмента качества в муниципальном и региональном управлении. Рассматриваются теоретические принципы муниципального управления. Авторы предлагают модель акмеологического пространства жизнедеятельности профессионала государственной и муниципальной службы.

2. Книга может быть использована в качестве справочника при разрешении проблемной ситуации, для повышения эффективности управления муниципальными ресурсами и достижения как текущих, так и стратегических целей. Пособие предназначено стать настольной книгой для руководителей и сотрудников аппарата управления муниципального образования, а также консультантов и экспертов по проблемам местного управления, так как является сборником практических инструментов и методов решения задач управления развитием территории. Пособие может использоваться в качестве справочного при подготовке, переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих, а также преподавателями, аспирантами и студентами вузов, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное управление", и всеми заинтересованными в муниципальном развитии читателями.

3. В статье рассматриваются проблемы муниципального управления и задачи, стоящие перед муниципальными менеджерами. Определяются предпосылки создания маркетинговых информационных систем в муниципальном управлении.

4. В статье рассматриваются цели, задачи и функции органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основные требования к профессиональным знаниям и умениям государственных и муниципальных служащих. Необходимость пересмотра стандарта по специальности 061000.

5. В статье рассматриваются соотношение понятий «муниципальное управление» и «муниципальный менджмент», а также вопросы подготовки кадров.


РЕФЕРАТЫ

1. Место и роль категории качества в пространстве профессиональной деятельности государственных служащих.

Современный процесс создания сильного, политически стабильного, благоприятного для инвестиций и конкурентоспособного государства неразрывно связан с решением постоянно возникающих культурологических, политических, социальных, экономических, экологических, демографических и других противоречий. Путь становления нового Государства определяется не только количеством и эффективностью проводимых социально-экономических реформ. Стремление властвующих структур изменить многие социально-экономические факторы жизнедеятельности страны, которые обуславливают качество жизни населения.

К концу восьмидесятых годов процессы выпуска и контроля качественной продукции приобретают название системы, а менеджмент качества начинает широко использовать управленческие инструменты общего менеджмента, появляется концепции ТQM (Total Quality Management - всеобщий менеджмент качества), МВО (Management by Objectives - управление по целям) и МВQ (Management by Quality - менеджмент на основе качества).

Следовательно, менеджмент качества есть полный набор процессов, используемый в системе качества. Система менеджмента качества есть система для установления политики качества, целей качества и для достижения этих целей.

Менеджмент качества применительно к муниципальному и региональному управлению предстает как полный набор процессов муниципального и регионального управления со своими особенностями и взаимодействием многих местных, объективных и субъективных факторов. Для предотвращения влияния этих факторов на качество процессов управления необходима государственная система управления качеством.

Реальный процесс и систему управления качеством муниципального и регионального управления, можно представить в виде модели, которая складывается из взаимосвязанных, взаимодополняющих, т.е. комплиментарных друг другу контуров управления.

Так как тотальное качество входит в число критериев оценки работы менеджеров любого уровня, следовательно, оно может являться критерием и для специалистов госслужбы. Следовательно, современные государственные служащие должны придавать особое значение процессу повышения качества своей деятельности.

Профессиональная жизнедеятельность госслужащих выражается в сопряжении индивидуальных, коллективных и общественных интересов, создании общественных ценностей, традиций и корпоративного духа государства и в своей основе направлена на соорганизацию граждан страны.

Профессиональная деятельность государственных служащих носит общественный характер, а продукт их труда имеет два основания. Первое основание - продукт деятельность госслужащего субъективен и зависит от профессионализма субъекта деятельности. Второе - продукт деятельности госслужащего объективен и имеет общественно значимый характер. Отсюда следует, что профессиональная деятельность госслужащих признается качественной только тогда, когда осознание и оценка результата своей деятельности самим субъектом - адекватны осознанию и положительной оценке результата его деятельности членами социума.

Сегодня, продуктами деятельности госслужащих являются не только управленческие решения (нормативные документы), но и идей, инновации (аналитические записки, программы). Управленцы заняты производством общественных отношений (субъект-субъект, субъект - объект); нормативной базой элементов корпоративной культуры как государства, так и конкретного территориального образования. Госслужащие осуществляют коммуникаций различных видов, представляют консультативные, аналитические, организационные, маркетинговые и др. услуги для населения; соорганизовывают и направляют деятельность не только подчиненных коллективов, но и свою собственную деятельность. Кроме того, результатами деятельности государственных служащих являются правовые нормы различного уровня управления, нормы социокультуры, нормы отношений, отчетности и ответственности, нормы ресурсного обеспечения материальной деятельности.

В современных условиях новая концепция управления человеческими ресурсами предусматривает использование следующих теоретических принципов:

Первый принцип: результат деятельности специалистов госслужбы необходимо рассматривать как системообразующий конфликт, который развивает среди субъектов совместной деятельности представление о подчиненности процесса профессиональной деятельности госсужащих его конечному результату.

Во втором принципе, внимание акцентируется на системообразующей роли процессов целеполагания специалиста, т.е. его на его способах мышления, а так же особое значение приобретает знание свойств нормативной структуры профессиональной деятельности госслужащего.

В третьем принципе основной акцент делают на средствах, с помощью которых гарантируется преобразование исходного материала в конечный продукт, причем тот продукт, который нормативно соответствует поставленной цели.

Итак, рассматривая категорию качества в пространстве профессиональной деятельности госслужащих можно отметить, что - это системная целостность, на уровнях которой осуществляется вся деятельность субъектов - материальная и идеальная, деятельность с предметами материального мира и атрибутами идеального мира, это пространство целостной сознательной жизнедеятельности субъекта по восхождению к вершине профессионального мастерства.

2. База знаний, навыков и умений муниципального менеджера

В связи со сложностью решаемых задач, направленных на управление труднопредсказуемой большой системой, включающей различные подсистемы с собственными целями и назначением, муниципальный менеджмент является многогранной и многоуровневой структурой и использует инструментарий целого ряда экономических наук.

Поэтому научная дисциплина - муниципальный менеджмент — тесно связана с другими науками и отраслями экономических знаний. Это общие (экономическая теория, государственное регулирование, микро- и макроэкономика, менеджмент), специальные или функциональные экономические науки (стратегический менеджмент, маркетинг, банковское и страховое дело, управление проектами, финансовый и кадровый менеджмент и др.), а также конкретно-экономические и отраслевые науки (экономика промышленности, транспорта, строительства, туризма, жилищно-коммунального хозяйства, отдельного хозяйствующего субъекта — предприятия, региона, страны и пр.).

Муниципальный менеджер в зависимости от уровня управления (линейный, функциональный, верхний) должен знать и/или владеть всеми или частью этих наук и портфелем соответствующих инструментов.

Требования к муниципальному менеджеру в зависимости от выполняемых функций:

Вне зависимости от занимаемого уровня муниципального управления все сотрудники администрации, непосредственно осуществляющие контакты с объектом управления (населением, предпринимателями, организациями), выполняют все или часть функций управления, так как тем или иным способом дают распоряжения, планируют, координируют и контролируют его (объекта) деятельность.

Существуют законодательно установленные квалификационные требования к государственным и муниципальным служащим. Они включают требования к уровню профессионального образования в зависимости от группы и специализации должностей; к уровню правовых знаний, необходимых при исполнении соответствующих должностных обязанностей, стажу, к опыту работы и др. В частности, минимальные требования по содержанию и уровню подготовки по специальности «Государственное и муниципальное управление» (06.10.00) установлены соответствующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и утверждены в 1995 г.

Таким образом, муниципальный менеджер должен:

- знать об особенностях и специфике управляемых объектов - территориальных социально-экономических систем (регионоведение, основы муниципального хозяйства, организация инфраструктуры). Знания конкретной территории приобретаются в ходе практической деятельности;

- обладать знаниями, навыками и умениями в основных областях профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих: управлении экономическими процессами (государственное регулирование экономики, бухгалтерский учет, финансы и т.п.), управлении социальными процессами (основы демографии и расселения, социальный менеджмент и т.п.), управлении политическими процессами (политология и т.п.);

- обладать знаниями, навыками и умениями по основным видам профессиональной деятельности - правовой — контроль за исполнением законодательства (конституционное право, публичное право, гражданское право, муниципальное право и т.п.), административной (управление персоналом, административные системы и офисные технологии и т.п.).

3. Предпосылки создания информационной системы муниципального маркетинга

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 154-ФЗ появились органы местного самоуправления: местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Информационные процессы присущи всем управляемым системам. Одним из исходных в социальном управлении является принцип объективности, полноты и оперативности информации.

В распоряжении муниципального менеджмента зачастую находится почти вся необходимая информация, просто она не систематизирована и не готова к использованию. Поэтому для того чтобы решить эти проблемы, представляется целесообразным создание и внедрение маркетинговой ин-

формационной системы (МИС), представляющей алгоритм, позволяющий регулярно собирать необходимую для принятия решений информацию из различных внешних и внутренних источников и передавать ее заинтересованным лицам, что позволит упорядочить и подготовить к использованию имеющуюся информацию.

Система маркетинговой информации – постоянно действующая информационно-аналитическая система взаимосвязи субъектов рынка, средств и методов поиска, сбора, классификации, коммерческого анализа,

экспертной и другой оценки и адресного распространения достоверной, своевременной, актуальной информации для использования ее специалистами или руководителями сферы маркетинга с целью

совершенствования планирования, претворения в практику предпринимательства и коммерции, контроля исполнения маркетинговых мероприятий.

4. О соответствии Государственного стандарта по специальности 061000“Государственное и муниципальное управление” требованиям, предъявляемым к муниципальным служащим.

I. Необходимость пересмотра стандарта

На момент утверждения стандарта государственное устройство Российской Федерации, включая организацию власти, было установлено принятой 12 декабря 1993 года Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которой “народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления” (п.2 ст. 3). При этом “местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти” (ст.12).

В связи с тем, что в настоящее время установлены основные требования к государственным служащим, определена компетенция муниципальных образований, сложилась в целом концепция муниципальной службы и принят федеральный закон “Об основах муниципальной службы в РФ”, существует достаточная практика и государственной и муниципальной службы, целесообразно пересмотреть действующий стандарт с целью определения его соответствия существующим реалиям в правовой и практической сферах.

II. Цели, задачи и функции органов государственной власти и органов местного самоуправления

Цель деятельности органов государственной власти названа в Главе 1 Конституции Российской Федерации “Основы конституционного строя”: “... соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина” (ст. 2).

Цель деятельности органов местного самоуправления сформулирована в статье 2 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”: решение “... вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций”.

Таким образом, цели деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления существенно различаются. Деятельность органов государственной власти направлена на создание всем гражданам России гарантий личных и гражданских прав, деятельность органов местного самоуправления направлена на удовлетворение групповых интересов населения, связанных с местом проживания, в результате - на обеспечение гарантированных государством прав.

III. Основные требования к профессиональным знаниям и умениям

государственных и муниципальных служащих

Основные требования к профессиональным знаниям и умениям государственных и муниципальных служащих определяются целями, задачами и функциями органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Из этого следует, что от государственного служащего требуются, в первую очередь, глубокие знания в области права, политологии, макроэкономики, общей теории управления и умения на их основе участвовать в разработке и реализации государственной политики. Основная функция государственного служащего - управление посредством нормативного регулирования.

Муниципальный служащий должен быть, прежде всего, знаком с формами и методами текущего непосредственного управления хозяйственной и социальной сферами муниципального образования. Его основная функция - управление посредством руководства.

В результате набор дисциплин, необходимых для подготовки государственных и муниципальных служащих, примерно одинаков, но принципиально различны акценты в их изучении (широта и глубина знаний по тем или иным предметам).

Нивелирование знаний в перечисленных областях приводит к подготовке “усредненного” специалиста, которому потребуется длительная адаптация и дополнительное обучение при занятии должности государственной или муниципальной службы.

Выводы:

1. Требования стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста не соответствуют требованиям, предъявляемым к государственным и муниципальным служащим законодательством и практикой службы.

2. В основу стандарта не положены какие-либо цельные модели государственного служащего и муниципального служащего.

3. Стандарт не учитывает различие в целях, задачах и функциях государственной и муниципальной службы.

4. В стандарте отсутствует необходимый баланс в изучении дисциплин.

5. Недостаточно проработано структурное и текстовое оформление стандарта.

В результате указанного:

6. Специалист, получивший высшее профессиональное образование в соответствии со стандартом, не подготовлен необходимым образом для профессиональной деятельности в качестве государственного или муниципального служащего.

В связи с этим:

7. Необходима существенная переработка стандарта.

8. Для переработки стандарта требуется, прежде всего, точно определить модели государственного служащего и муниципального служащего на основе анализа целей, задач и функций государственной службы и муниципальной службы.

9. С учетом принципиально значимых различий в государственной службе и муниципальной службе необходимо разделить специальности “Государственное управление” и “Муниципальное управление” и, соответственно, разработать отдельные образовательные стандарты по этим специальностям.

10. Состав, соотношения дисциплин и дидактических единиц внутри дисциплин, требования к знаниям, умениям и навыкам, определяемые стандартами должны соответствовать моделям государственного служащего и муниципального служащего.

11. Переработку стандарта целесообразно осуществить с привлечением, наряду с учеными и специалистами в сфере подготовки кадров для государственной и муниципальной службы, специалистов и практиков, непосредственно проходящих государственную и муниципальную службу.

5. Теоретические аспекты муниципального управления

Местное самоуправление имеет большое значение для поиска новых моделей управления обществом, формирования новой российской государственности, где пирамида формирования и удовлетворения потребностей принципиально перевернута: не государство определяет то, что нужно местному сообществу и в каком объеме, а само население посылает импульсы-требования к местной власти, а она, в свою очередь, - государству.

Являясь властью специфической, производной от государственной, местное самоуправление имеет два вида полномочий: собственные и переданные государством. В то же время содержание управленческой деятельности органов местного самоуправления имеет двойственную природу. Она включает в себя как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования, так и регулирование хозяйственных отношений для муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

В основе управленческой деятельности органов местного самоуправления лежит удовлетворение или реализация общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества. Поэтому основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчинение деятельности предприятий, организаций и учреждений муниципальной и иных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных (всеобщих) интересов граждан.

Часто в научной литературе в качестве синонима "муниципального управления" употребляется понятие "муниципальный менеджмент".

Как же соотносятся эти понятия ?

Менеджмент - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

Ряд авторов считают, что менеджмент - это "1) совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса; 2) социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества; 3) научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством".

Иными словами, менеджмент - это функция, вид деятельности по управлению производством; руководству отдельными работниками, рабочей группой в организациях; определенная категория людей, осуществляющая управленческую деятельность.

Управление же - функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, взаимодействия внутрисистемного и межсистемного.

Муниципальное же управление - "это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов.."

Субъектами менеджмента являются менеджеры-руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации, объектом - персонал организации (фирмы), а целью - получение прибыли на основе существующей законодательной базы. Следовательно, муниципальный менеджмент больше характерен для управления муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, а не муниципальным образованием в целом.

Таким образом, у понятий "муниципальный менеджмент" и "муниципальное управление" различны не только субъекты и объекты, но и цели. Исходя из этого, понятия "муниципальное управление" и "муниципальный менеджмент" полностью отождествлять нельзя.

Специфика управленческой деятельности на уровне муниципальных образований ставит в повестку дня вопрос о подготовке нового поколения управленцев, отвечающих современным профессиональным требованиям, способных работать в новых условиях, находить оптимальные решения в различных ситуациях, брать на себя ответственность.

Муниципальный менеджер, по мнению автора, - это профессионально подготовленный сотрудник, в чьем ведении находятся вопросы по управлению, знающий все параметры и особенности стратегического развития муниципального образования, способный обеспечить эффективное функционирование, устойчивое развитие муниципального образования в целом, либо какого-то отдельного подразделения, аккумулировать потенциал других людей, творческую энергию всего населения и их групп, координировать их деятельность для достижения целей муниципального образования и местного самоуправления в целом.

ДОКЛАД

В связи со сложностью решаемых задач, направленных на управление труднопредсказуемой большой системой, включающей различные подсистемы с собственными целями и назначением, муниципальный менеджмент является многогранной и многоуровневой структурой и использует инструментарий целого ряда экономических наук. К базе муниципального менеджмента следует отнести не только углубленное знание данного региона (города, района и т.д.), его природно-ресурсного потенциала, исторических, демографических особенностей, уровня экономического развития, но и вопросы управленческого характера, а именно построение системы управления, наиболее приемлемой и эффективной для каждого муниципального образования. Поэтому научная дисциплина - муниципальный менеджмент — тесно связана с другими науками и отраслями экономических знаний. Это общие (экономическая теория, государственное регулирование, микро- и макроэкономика, менеджмент), специальные или функциональные экономические науки (стратегический менеджмент, маркетинг, банковское и страховое дело, управление проектами, финансовый и кадровый менеджмент и др.), а также конкретно-экономические и отраслевые науки (экономика промышленности, транспорта, строительства, туризма, жилищно-коммунального хозяйства, отдельного хозяйствующего субъекта — предприятия, региона, страны и пр.).

Муниципальный менеджер в зависимости от уровня управления (линейный, функциональный, верхний) должен знать и/или владеть всеми или частью этих наук и портфелем соответствующих инструментов.

Требования к муниципальному менеджеру в зависимости от выполняемых функций

Вне зависимости от занимаемого уровня муниципального управления все сотрудники администрации, непосредственно осуществляющие контакты с объектом управления (населением, предпринимателями, организациями), выполняют все или часть функций управления, так как тем или иным способом дают распоряжения, планируют, координируют и контролируют его (объекта) деятельность.

В частности, для лиц, находящихся на высшей ступени муниципального управления, приоритетными являются организационная и социально-психологическая виды деятельности, которые накладывают следующие требования:

1. Для организационной деятельности — это умение расставить приоритеты, организовать коллективную работу исполнителей; ориентироваться в сложных ситуациях и находить рациональные и нестандартные решения; заключать договоры, вести переговоры, устанавливать контакты, планировать свою деятельность и работу коллектива; знание методов организационно-управленческой деятельности.

2. Для социально-психологической деятельности — процессное консультирование - умение воспитывать в работниках способность мыслить, действовать, решать возникающие проблемы оперативно и самостоятельно; обладать спокойствием и выдержкой в конфликтных ситуациях; умение мотивировать труд работников; обладать убежденностью и принципиальностью; сохранять ровное отношение со всеми работниками; умение оценивать свои действия с точки зрения этики и морали; Умение убеждать, доказывать, разъяснять; обладать способностью оказывать влияние на окружающих, быть требовательным, но не подавлять; соблюдать законодательные права и обязанности; развивать собственную личность.

Для специалистов, занимающихся планированием, разработкой перспективных проектов во взаимодействии с частным бизнесом, необходимы:

1. Инновационная деятельность: инициативность, умение видеть эффективность и перспективность нового дела.

2. Экономическая: умение оценить финансовое состояние, экономическую эффективность принимаемых решений, читать и комментировать баланс; способности разрабатывать новые коммерческие идеи; знание предпосылок банкротства и факторов, влияющих на уровень издержек.

З. Аналитическо-исследовательская: способность анализировать и сопоставлять факты и результаты; умение оценить перспективность цели; способность анализировать воздействие внешних и внутренних факторов; умение разрабатывать стратегию и тактику; умение разрабатывать и анализировать варианты решений; способность профессионально оценить результаты своей деятельности и коллектива.

Рассмотрим также деятельность муниципального служащего по выполняемым ролям (даны в классификации канадского исследователя Г. Минцберга):

1. Межличностные роли, в которых муниципальные служащие выступают лидерами (выполняют обязанности правового и социального характера), руководителями (активизация деятельности подведомственных организаций, мотивация, работа с кадрами), связующими звеньями (осуществление контактов с внешней и внутренней средой).

2. Информационные роли — приемник (поиск, получение и обработка информации, осуществление контактов, связанных с получением информации), распределитель информации (передача информации другим сотрудникам) и представитель (участие в собраниях, коллегиях, рабочих группах, экспертные функции).

3. Роли, связанные с принятием решений, выбором - предприниматель (разработка и реализация новых проектов, оценка риска), устраняющий нарушения (корректировка действий при возникновении нарушений, кризиса в разных сферах, во внешней или внутренней средах), распределитель ресурсов (программирование деятельности подчиненных, объекта управления, составление планов, графиков работы, составление бюджетов и распределение финансов), ведущий переговоры (представление органа власти на всех переговорах).

В распоряжении муниципального менеджмента зачастую находится почти вся необходимая информация, просто она не систематизирована и не готова к использованию. Поэтому для того чтобы решить эти проблемы, представляется целесообразным создание и внедрение маркетинговой ин-

формационной системы (МИС), представляющей алгоритм, позволяющий регулярно собирать необходимую для принятия решений информацию из различных внешних и внутренних источников и передавать ее заинтересованным лицам, что позволит упорядочить и подготовить к использованию имеющуюся информацию.

Система маркетинговой информации – постоянно действующая информационно-аналитическая система взаимосвязи субъектов рынка, средств и методов поиска, сбора, классификации, коммерческого анализа,

экспертной и другой оценки и адресного распространения достоверной, своевременной, актуальной информации для использования ее специалистами или руководителями сферы маркетинга с целью

совершенствования планирования, претворения в практику предпринимательства и коммерции, контроля исполнения маркетинговых мероприятий.

Профессиональная деятельность государственных служащих носит общественный характер, а продукт их труда имеет два основания. Первое основание - продукт деятельность госслужащего субъективен и зависит от профессионализма субъекта деятельности. Второе - продукт деятельности госслужащего объективен и имеет общественно значимый характер. Отсюда следует, что профессиональная деятельность госслужащих признается качественной только тогда, когда осознание и оценка результата своей деятельности самим субъектом - адекватны осознанию и положительной оценке результата его деятельности членами социума.

Сегодня, продуктами деятельности госслужащих являются не только управленческие решения (нормативные документы), но и идей, инновации (аналитические записки, программы). Управленцы заняты производством общественных отношений (субъект-субъект, субъект - объект); нормативной базой элементов корпоративной культуры как государства, так и конкретного территориального образования. Госслужащие осуществляют коммуникаций различных видов, представляют консультативные, аналитические, организационные, маркетинговые и др. услуги для населения; соорганизовывают и направляют деятельность не только подчиненных коллективов, но и свою собственную деятельность. Кроме того, результатами деятельности государственных служащих являются правовые нормы различного уровня управления, нормы социокультуры, нормы отношений, отчетности и ответственности, нормы ресурсного обеспечения материальной деятельности.