Реферат: Гештальт-тренинг как метод повышения использования эффективных копинг-стратегий

Название: Гештальт-тренинг как метод повышения использования эффективных копинг-стратегий
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Содержание

Введение.……………………………………………………………….……….........3

Глава I . Анализ подходов и исследование копинг-стратегий…..……...………....6

1.1 Копинг- стратегии поведения в фрустрирующих ситуациях …………..…….6

1.2 Психологические механизмы защиты……………………………...…………..9

1.3 Типы сопротивлений в гештальт-терапии.....………………………………...10

Глава II . Групповая гуманистическая психотерапия……………...…...…………13

2.1 Особенности групповой психокоррекции ……………………………………13

2.2 Гештальт-подход как интегративное направление гуманистической

групповой психотерапии…………………………………………………………..15

Глава III . Эмпирическое исследование динамики копинг-стратегий в результате воздействия гештальт-тренинга ………………………………………… …….....20

3.1 Обоснование методов исследования, состав и характеристика групп ……..20

3.2 Анализ динамики диагностических показателей и феноменологический анализ по результатам первого тренинга…….…………………………………...24

3.3 Анализ динамики диагностических показателей и феноменологический анализ по результатам второго тренинга…………………………………………26

3.4 Анализ общих диагностических тенденций…………………………….……31

Выводы …………………………………………………………………………..…33

Заключение …………………………………………………………………………34

Список использованной литературы …...……………………………………...…35

Приложения…………………………………………………………………………37

Введение

Понятие копинг используется для описания характерных способов поведения человека во фрустрирующих ситуациях. Копинг-стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями . [4, 5]. Психологическое предназначение coping состоит в том, чтобы эффективнее адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, избежать или привыкнуть к ним, таким образом погасив стрессовое действие ситуации. Задача копинга - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

Психология тренинга является актуальным разделом практической психологии. В отечественной психологии этот психокоррекционный метод остаётся слабо изученным.

Западные исследования по оценке эффективности гештальт-тренинга дают основания предполагать, что этот вид групповой психокоррекции способствует самореализации индивида, углублению его самосознания, усилению самостоятельности и другим характеристикам личностного роста.

Групповая психотерапия позволяет человеку осознавать актуальные чувства и действия и создает дополнительные возможности для самоизменения.

Гештальт-терапия является одним из наиболее используемых и эффективных направлений в групповой психотерапии. В гештальт-тренинге любой человек может получить поддержку, доверие, отработать со своими проблемами, почувствовать собственную силу, опору, усилить самореализацию, стать более успешным, удовлетворенным. Гештальт- терапевтические группы направлены на усиление свободы выражения личности, развитие способности принятия себя и других, ослабление психологический «защит», на создание условий открытия новых путей для решения проблемных ситуаций членами группы.

Для оценки эффективности воздействия гештальт-тренинга на личностные структуры нами были взяты показатели динамики копинг-стратегий.

В зарубежной психологии исследованиями по проблемам совладающего/копинг поведения занимались С. Фолкман, Р. Лазарус, в отечественной - Л.И.Анциферова, С.К.Нартова - Бочавер, Т.Л. Крюкова.

Исследователи копинг-поведения разделяют продуктивные: решение задачи, работа и достижение, профессиональная помощь, социальную поддержку и непродуктивные стратегии совладающего поведения: пассивность, избегание, самообвинение, уход в себя, надежда на чудо.

Целью данной работы является уточнение содержания динамики копинг-стратегий по результатам воздействия гештальт-тренинга.

Задачи исследования:

- осуществить общетеоретический анализ подходов к исследованию копинг-стратегий;

- теоретический анализ основных положений концепций гештальт-тренинга в индивидуальных и групповых формах;

- разработать и осуществить гештальт-тренинг;

- обосновать и описать применяемые методы;

- осуществить диагностический и феноменологический анализ воздействия тренинга на членов тренинговой группы.

Объект исследования –копинг- стратегии студентов- членов тренинговой группы.

Предмет данной работы - динамика копинг-стратегий членов тренинговой группы.

Рабочая гипотеза : в результате воздействия гештальт-тренинга у участников тренинговой группы повысится частота использования продуктивных копинг-стратегий и снизится частота использования непродуктивных копингов.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретических положений концепций гештальт-терапии и систематизации подходов к исследованию копинг-стратегий.

Практическая значимость работы: исследование воздействия гештальт-тренинга на копинг-стратегии.

Контингент составили юноши и девушки- студенты I и II курсов НПО ОГОУ «Профессиональное училище №1» г. Воронежа в возрасте 17-18 лет. Общее количество участников 10 человек. Все ребята впервые принимали участие в психологическом тренинге.

Глава I . Копинг- стратегии поведения.

1.1 Копинг- стратегии поведения в фрустрирующих ситуациях.

В последние годы в зарубежной психологии проблеме психологического преодоления —" coping behavior " посвящено значительное количество работ. Психологическое предназначение " coping " состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привык­нуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации. Поэтому главная задача " coping " - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными от­ношениями.

Понятие " coping behavior " используется для описания характерных спо­собов поведения человека в трудных ситуациях. Первоначально оно использовалось в психологии стресса R . Lazarus и S . Folkman и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса [14].

Критериями эффективности психологического преодоления служат снижение уровня невротизации, выражающееся в ситуативном изменении тревожности, раздражительности, и ослабление чувства уязвимости к стрессам. Психологическое преодоление определяется субъективным значением переживаемой ситуации, отвечая преимущественно одной из задач: урегулированию отношений с окружающими или корректировке самооценки, решению проблемы или ее эмоциональному переживанию.

В зарубежной и отечественной психологии выделяют несколько подходов к проблеме преодоления. Первый подход рассматривает преодоление с точки зрения динамики Эго как способы психологической защиты, ослабляющие психическое напряжение. Второй подход рассматривает преодоление в терминах черт личности - как постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. В третьем подходе преодолевающее поведение понимается как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и степенью активности личности, направленной на решение возникших проблем при столкновении ее со стрессовым событием. Последний подход наиболее распространен.

Р. Лазарус и С. Фолкман предложили две стратегии психологического преодоления: [14].

- проблемно-ориентированный копинг - усилия направляются на решение воз­никшей проблемы;

- эмоционально-ориентированный копинг - усилия направляются на изменение собственных установок в отношении ситуации.

С. Хобфолл (1994) указывает на следующие модели преодолевающего поведения:

- активная стратегия (соперничество, стремление к успеху, готовность риско­вать, настойчивость, уверенность);

- пассивная стратегия (осторожные действия, избегание);

- просоциальная стратегия (поиск социальной поддержки, вступление в соци­альный контакт);

- асоциальная стратегия (асоциальные действия, агрессивные действия);

- прямая стратегия (импульсивные действия);

- непрямая стратегия (манипулятивные действия).

Л. И. Анциферова выделяет основные стратегии совладающего поведения [3]:

- преобразующие стратегии совладания, в результате которых субъект опреде­ляет трудную ситуацию как проблему (ставит цели, намечает план решения, способы достижения цели и их возможные последствия);

- приемы приспособления, изменяющие собственные личностные характери­стики и отношения к ситуации;

- вспомогательные приемы самосохранения (уход или бегство из трудной си­туации, отрицание).

Исследователи копинг- поведения выделяют конструктивные и неконструктивные стратегии поведения. К конструктивным относят: опора на собственные силы или обращение за помощью к другим при достижении целей; анализ ситуации, ее планирование; переосмысление (поиск положительных сторон). Неконструктивные стратегии поведения: прибегнуть к психологической защите; избегание; экстравагантные поступки; агрессивные реакции [ 12].

Человек не придерживается строго одной выбранной им копинг- стратегии, он совмещает их в разных ситуациях. Кроме того, приемлемая стратегия в одной ситуации может оказаться недейственной для другой.

При выборе копинг- стратегии разрешения проблем разрешение рассматривается как когнитив­но–поведенческий процесс, путем которого личность обнаруживает эффектив­ные стратегии преодоления проблемных ситуаций, встречающихся в повсе­дневной жизни.

Копинг-стратегия поиска социальной поддержки является одним из са­мых мощных копинг-ресурсов. Социальная поддержка, смягчая влияние стрес­соров на организм, тем самым сохраняет здоровье и благополучие человека. Социальная поддержка может иметь, не только позитивный, но и негативный эффект. Последний связан с чрезмерным и неуместным оказанием поддержки, что может привести к потере чувства контроля и к беспомощности.

Копинг-стратегия избегания становится веду­щей стратегией при формировании аддиктивного поведения. Это стратегия, направленная на совладание со стрессом, способствующая его редукции, но обеспечивающая функционирование и развитие индивида на более низком функциональном уровне.

Все три описанные копинг- стратегии являются базисными в теории копинг- поведения.

Существует различие между понятиями «копинг» и «психологическая защита». Последняя порождает психическое искажение реальности, при этом не происходит реального изменения ситуации или изменения личности. Такая защита не приводит к эффективной адаптации. С этой точки зрения психологические механизмы защиты противопоставляются стратегиям совладания. Копинг- стратегии предполагают конкретные действия, способствующие преодолению ситуации, не уклоняясь от неприятностей. Субъект достигает реалистического приспособления к окружающей действительности, позволяя удовлетворять свои потребности.

1.2 Психологические механизмы защиты.

Психологическая защита - это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чув­ства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией ее механизмов является сохранение целостности и стабильности личности путем редукции отрицательных переживаний, негативных эмоциональных состояний в стрессогенных, конфликтных, фрустрирующих ситуациях, сопровождающихся чувством тревоги [23].

Проблема защитных механизмов была обозначена З. Фрейдом в работе «Защитные нейропсихозы» (1894), позже развита представителями неофрейдизма.

Фрейд определял защиту как механизм, действующий в ситуации конфликта и направленный на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом [27]. Он полагал, что Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов Ид двумя путями:

- блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или

- искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

1. они действуют на неосознанном уровне, поэтому являются средствами самообмана;

2. они искажают, фальсифицируют или отрицают восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума [27].

Люди редко пользуются одним механизмом защиты; обычно они применяют различные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги (Т. л.)

Защитные механизмы могут быть здоровыми или патологическими в зависимости от того, насколько они уместны или своевременны.

Существуют разные по количеству перечни защитных механизмов. Многие авторы добавляют свои, отличные от других, механизмы защиты. Некоторые представляют новые механизмы как сочетание уже имеющихся.

Все же к основным механизмам защиты относят: проекцию, идентификацию, вытеснение, отрицание, фиксацию и регрессию, реактивное образование, замещение и т. д.

Постоянное возникновение механизмов защиты в несоответствующие моменты, их обострение может говорить о невротическом поведении [6].

В гештальт-терапии защитные механизмы описываются в виде типов сопротивления. Работа направлена на то, чтобы клиент осознал действие своих защитных механизмов, чтобы они соответствовали возникающей проблемной ситуации

1.3 Типы сопротивлений в гештальт-терапии.

1. Конфлюенция.

Отношения сильной взаимозависимости. В паре «ребенок-мать» это вполне нормальная конфлюенция. В такой зависимости находятся влюбленные.

Находясь некоторое время в таком состоянии, человек вновь обретает свои собственные границы, возвращаясь к себе уникальному. Отступление становится затруднительным при неправильном функционировании этого типа сопротивления. Это может характеризовать его как патологическое.

Такой тип ярко демонстрируют фанаты и члены сект, где нормальный контакт затруднен, что является препятствием социальному развитию.

2. Интроекция .

Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. В результате этого процесса нечто, приходящее извне, воспринимается человеком как происходящее из него самого [15]. Следовательно, исчезновение внешнего может восприниматься как исчезновение внутреннего.

Но этот механизм лежит в процессе формирования личности в детстве. Маленький ребенок чувствует себя сильным, защищенным, наделяя себя качествами взрослых людей раньше, чем станет таким.

Безоценочное поглощение человеком информации других людей служит признаком патологической интроекции.

3. Проекция .

Вид сопротивления, в некотором смысле являющийся противоположностью интроекции. Э то механизм, когда нечто, принадлежащее внутреннему миру, п риписывается фигурам внешнего мира, другим людям или неживым объектам: феномены восприятия, чувства и эмоциональные состояния, мысли, ценности, планы и т.д.

Мы не можем представить нашу жизнь без этого механизма. Каждый раз, когда мы поступаем, основываясь на прежнем опыте, мы проецируем свое собственное содержимое на события настоящего.

Патологической проекция считается, если она постоянна и стереотипна и проявляется независимо от реального действия окружающих людей.

4. Ретрофлексия .

Это делание себе того, что первоначально человек делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми или объектами [16].

Это своего рода сдерживание чувств в социуме. Это является признаком зрелости и самоконтроля, но только в том случае, если ретрофлексия носит здоровый характер.

Патологической она считается, если является хронической.

5. Эготизм .

Гипертрофия нарциссизма, эго. Клиент проходит через эту стадию. Он обращается к себе, более внимателен, ведет самонаблюдение. Ведь при контакте с терапевтом он занят, прежде всего, собой.

Выводы.

Проанализированы классификации копинг-стратегий, они подразделяются на продуктивные и не продуктивные. К продуктивным относят: решение проблем, работа на достижение, общие действия, позитивный фокус. Непродуктивные: беспокойство, несовладание, разрядка, игнорирование, самообвинение, уход в себя, отвлечение, чудо.

Мы можем выделить основные защитные механизмы: проекция, идентификация, вытеснение, отрицание, фиксация и регрессия, реактивное образование, замещение, и типы сопротивлений: конфлюенция, интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм.

Глава II . Групповая гуманистическая психотерапия.

2 .1 Особенности групповой психокоррекции.

Психокоррекционными группами называют небольшие временные объединения людей, обычно имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и самораскрытия [22].

Вначале психокоррекция служила медицинским инструментом (в психиатрии). Но к середине ХХ века групповая психокоррекция оформилась как самостоятельное течение. Ее стали применять для помощи людей, не имеющих психологические проблемы в рамках медицинской нормы. Со временем групповая псохокоррекция завоевала психологическое признание [28].

Повсеместно стали проводиться тренинги как специфическая форма психокоррекционной работы, которая основана на факторе взаимовлияния группы.

Такая форма работы имеет своим преимуществом следующее: возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. По групповой терминологии, обратная связь- реакция участников группы на поведение других с целью помочь им откорректировать его в направлении достижения цели [22].

В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. Реакция членов группы друг на друга может облегчать разрешение межличностных конфликтов вне группы. Существует такой тип обратной связи как конфронтация. Реакция членов группы указывает на существующие противоречия между восприятием себя человеком и тем, как он воспринимается другими. Общение в форме конфронтации происходит, когда действия одного человека направлены на то, чтобы заставить другого осознать, проанализировать или изменить свое межличностное поведение.

К. Рудестам выделил признаки эффективной конфронтации.

1. Актуальность: важно, когда обратная связь дается, пока вызвавшее её поведение ещё имеет место, а не тогда, когда оно уже в прошлом и не имеет значения для настоящего. («Ты только что меня перебил», а не «Вчера ты меня перебил несколько раз»).

2. Отсутствие критики: обратная связь приносит реальную пользу, когда раскрывает отношение одного человека к поведению другого («Меня злит, когда ты меня перебиваешь», а не «Ты всё время меня перебиваешь!»).

3. Констатирующий характер: перечисляются факты, а не их интерпретации («Ты меня перебил», а не «Ты невоспитанный человек, раз позволяешь себе перебивать других»).

4. Конкретность, которая заключается в высказывании к отдельным эпизодам группового процесса, а не к целостному поведению человека («Ты снова перебил меня», а не «Ты всё время всех перебиваешь!»).

Еще одно явное преимущество групповой психокоррекции: возможность быть не только участником процесса, но и наблюдателем. Наблюдая происходящее в группе, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, формирование его Я- концепции.

Группа может также облегчить процесс самоисследования и интроспекции; способствовать активному поиску новых стратегий и видов поведения.

Ялом выделил десять лечебных факторов, характерных для большинства групп (22 с. 54):

1.Сплочённость. Это характеристика прочности, единства межличностного взаимодействия, условие, способствующее достижению успеха.

2.Внушение надежды. Вера в успешность группового процесса ил надежда на возможность достижения благополучия.

3.Обобщение. Осознание участниками группы того, что и другие имеют схожие проблемы.

4.Альтруизм. Осознание того, что каждый в группе может быть нужен и полезен другим.

5.Предоставление информации. В некоторых группах находят применение прямые инструкции и советы.

6.Множественный перенос. Любые трудности в области общения и социальной адаптации проявляются в группе. Эти установки могут быть подвергнуты рациональной оценке.

7. Межличностное общение. Возможность использовать новые формы поведения.

8.Развитие межличностных умений. Члены группы совершенствуют свое умение общаться.

9.Имитирующее поведение. Участники группы могут заимствовать друг у друга более эффективные модели поведения.

10.Катарсис. Психологическое очищение, облегчение и свобода.

Согласно Ялому, эти факторы действуют совместно друг с другом.

2.2 Гештальт-подход как интегративное направление гуманистической групповой психотерапии.

Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию. Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания бытия человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Каждый человек ответственен за свои действия, за то, кто он и чем становится. Люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу [27].

Психолог способен дать поддержку такому человеку, уменьшить его тревогу.

С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайные обстоятельства окружения не мешают этому. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Он, по взгляду гуманистических персонологов, активный творец своей жизни, обладающий свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.

Важный вклад в развитие гуманистической психотерапии внес Карл Роджерс. Он считал важнейшим мотивом жизни человека- актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

К. Роджер является основоположником клиентцентрированной терапии; он выделяет основные характеристики эффективного взаимодействия клиента и психолога [21].

1. Психологический контакт между психологом и клиентом.

2. Клиент должен находиться в состоянии неконгруэнтности

3. Конгруэнтность психолога – психолог сам должен быть свободен от внутриличностных конфликтов. Аутентичность психолога, то есть его способность подлинно, спонтанно проявлять себя.

4. Безусловное положительное принятие – безоценочное внимание психолога к клиенту, свободное от социальных норм и стереотипов.

5. Эмпатия – сопереживание, сочувствующее отношение к клиенту, основанное на присоединении к клиенту понимании его реакций и путей усвоения опыта.

6. Адекватное донесение психологом до клиента своих реакций по поводу психокоррекционного процесса.

По мнению Роджерса, именно опыт таких отношений даёт человеку возможность для личностного роста.

Основатель гештальт-подхода Ф. Перлз разрабатывал свой подход в психокоррекции, когда в области общей психологии интенсивно шло изучение человеческого восприятия. Исследователи обнаружили: люди организуют поступающую информацию таким образом, что важные и значимые моменты занимают центральное место в сознании, а менее важная информация отступает на задний план. Перлз применил это описание к функционированию личности. Он стал использовать концепцию фигуры и фона для описания эмоций и телесных ощущений [15].

Отношение между фигурой и фоном есть одно из важнейших понятий гештальт- терапии. Процесс саморегуляции организма приводит к формированию фигуры, или гештальта. Гештальт можно определить как специфическую организацию частей, составляющих определенное целое, которую нельзя изменить без ее разрушения. Такие образования возникают только на каком- то фоне, с определенным задним планом.

В качестве фигуры выступает потребность. Как только потребность удовлетворена, гештальт завершается, то есть теряет свою значимость. Отступая на задний план, он дает место формированию нового гештальта. Если потребность невозможно удовлетворить, гештальт остается незавершенным. Возникает состояние общей неудовлетворенности.

Психолог работает в направлении завершения гештальта. Специальные гештальт- приемы позволяют сделать фигуру четкой, неотреагированные чувства находят свое выражение, и становится возможным работать над другими скрытыми проблемами.

Индивидуальная работа с одним из участников тренинга является основой психокоррекционного процесса в гештальт- группах. Особая техника получила название «горячий стул». Во время сессионной работы все остальные члены группы внимательно наблюдают за процессом, что способствует переживанию вместе с действующим лицом трудностей из своего жизненного опыта, приобретению знаний о себе.

В гештальт-подходе групповая динамика сама по себе является объектом для исследования. Происходит организация принципа «здесь и теперь» [16].

К основным процедурам гештальт-тренинга относят [22]:

1. Развитие зон осознания участников, как главного психокоррекционного фактора в гештальт-подходе.

2. Интеграция полярностей- установление контакта между конфликтующими частями личности.

3. Облегчение выхода чувств для завершения гештальта, переживания до конца.

4. Анализ фантазий и сновидений.

5. Принятие ответственности. Включает в себя работу по употреблению усиливающих ответственные структуры речевых приемов.

6. Преодоление сопротивления, в том числе, снятие мышечных зажимов.

Выводы.

Нами были рассмотрены особенности групповой психокоррекции, проанализирован ряд преимуществ этой формы работы (поддержка, получение обратной связи, возможность быть не только участником процесса, но и наблюдателем) и лечебные факторы группы, выделенные Яломом [22] (сплоченность, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, множественный перенос, межличностное общение, развитие межличностных умений, имитирующее поведение, катарсис).

Проанализированы теоретические положения гуманистической психологии. Важный вклад в развитие гуманистической психотерапии внес Карл Роджерс. Он является основоположником клиентцентрированной терапии; он выделяет основные характеристики эффективного взаимодействия клиента и психолога Основателем гештальт-подхода является Ф. Перлз, разработавший свой подход в области психокоррекции .

Глава III . Эмпирическое исследование копинг-стратегий.

3.1 Обоснование методов исследования, состав и характеристика групп.

Цель исследования:

уточнение содержания динамики копинг-стратегий по результатам воздействия гештальт-тренинга.

Нами была разработана программа эмпирического исследования, которая предполагала проведение гештальт- тренинга и комплексный диагностический и феноменологический анализ результатов тренингового воздействия, проведены 2 гештальт-тренинга. Программа тренинга длилась три дня общей продолжительностью 18 часов. В структуру программы тренинга вошли развивающие упражнения, психотерапевтическая работа тренера с членами группы, которая направлена на решение актуальных проблем. Базовую тренинговую группу составили студенты профессионального училища. Участие было добровольным. Все участники тренинга прошли диагностику: перед тренингом, сразу после него, а спустя 2 месяца мы провели отсроченное тестирование.

Состав первой тренинговой группы.

В тренинговой программе принимали участие девушки- студентки I курса психолого-педагогического факультета ВГПУ в возрасте 17-18 лет. Общее количество участников 5 человек.

Характеристика тренинговой группы .

Участие в тренинге было добровольным. Все члены группы до этого принимали участие в тренингах.

Состав второй тренинговой группы.

В тренинговой программе принимали участие юноши и девушки- студенты I и II курсов НПО ОГОУ «Профессиональное училище №1» г. Воронежа в возрасте 17-18 лет. Общее количество участников 10 человек.

Характеристика тренинговой группы .

Участие в тренинге было добровольным. Все члены группы до этого не принимали участие в тренингах.

Параллельно тренинговой группе была создана контрольная группа, в которой прошла аналогичная диагностика.

Состав контрольной группы.

В диагностике принимали учащиеся в возрасте 17-18 лет в количестве 10 человек.

Характеристика контрольной группы:

Решение принять участие в диагностике было самостоятельным и добровольным.

Описание и обоснование методов исследования:

Для диагностики состояния участников до и после тренинга нами были использованы:

1. Методика включенного экспертного наблюдения.

2. Анализ феноменологического материала, т. е. субъективных откликов членов группы в процессе и в конце тренинга.

3. Метод математического анализа: метод Стьюдента. Это параметрический метод, используемый для проверки гипотез о достоверности разности средних при анализе количественных данных о популяциях с нормальным распределением и с одинаковой вариантой. Был использован метод Стьюдента для зависимых выборок. Результаты одной и той же группы используемых до и после воздействия независимой переменной относится к зависимым выборкам, поэтому в данной работе применяется следующая формула:

Где в – разность между результатами в каждой паре;

∑ в – сумма этих частных разностей;

2

(∑ в ) – сумма квадратов частных разностей.

С помощью статистических методов для зависимых выборок можно проверить гипотезу о достоверности разности между первоначальным уровнем и уровнем после воздействия отдельно для каждой из групп.

4. Диагностические методики:

1) Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой) [25];

2) Методика «Юношеская копинг-шкала ( ACS ).

3) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптированный вариант Н. В. Гришиной).

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норманн, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой).

Адаптированный вариант включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стратегий.

Методика включает следующие копинги:

1) Копинг, ориентированный на решение задачи: представляет собой комплекс навыков для эффективного управления ежедневными проблемными ситуациями, личность обнаруживает эффективные стратегии преодоления проблемных ситуаций, встречающихся в повседневной жизни;

2) Копинг, ориентированный на избегание: эта стратегия направлена на совладание со стрессом, способствующая его редукции, но обеспечивающая функционирование и развитие индивида на более низком функциональном уровне;

3) Копинг, ориентированный на эмоции.

Также методика включает субшкалы отвлечения и социального отвлечения. Состоит из 48 типов поведения и реакций в стрессовой ситуации. Каждому копингу соответствует по 16 реакций на стрессовые ситуации. Субшкале отвлечения соответствует 8 реакций на стрессовые ситуации, а субшкале социального отвлечения – 5.

Испытуемому предлагается оценить, как часто он использует предложенные типы поведения по пятибалльной шкале [16].

Методика «Юношеская копинг-шкала( ACS )».

Используется для определения копинг-стратегий при различных тревогах и проблемах.

Методика включает 12 шкал и состоит из 80 типов поведения и реакций в стрессовых ситуациях, которые испытуемый должен оценить по пятибалльной шкале. К продуктивным копинг-стратегиям относятся следующие шкалы: «решение проблемы», «работа, достижения», «духовность», «позитивный фокус», «профессиональная помощь». К социальным копинг-стратегиям относятся: «социальная поддержка», «друзья», «принадлежность», «общественные действия». Непродуктивные копинг-стратегии: «беспокойство», «чудо», «несовладание», «разрядка», «игнорирование», «самообвинение», «уход в себя», «отвлечение», «активный отдых».

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптированный вариант Н. В. Гришиной).

Используется для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях. Методика включает следующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

3.2 Анализ динамики диагностических показателей и феноменологический анализ по результатам первого тренинга.

В результате проведённого гештальт-тренинга были получены следующие результаты у членов тренинговой группы.

1. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норманн, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой).

Показатели копинга, направленного на решение задачи, возросли у 100% группы. Показатели копинга, направленного на эмоции, возросли у 60%, снизились у 20% и остались прежними у 20%. В среднем показатели этого копинга возросли на 5,5%. По копингу, направленному на избегание, показатели уменьшились у 60% испытуемых.

Рис.1

2. Методика «Юношеская копинг-шкала ( ACS )».

В результате тренинга возросли следующие показатели: стратегии, направленные на решение проблемы –у 80% испытуемых, социальная поддержка –у 80% испытуемых, стратегии, ориентированные на достижение результата –у 40%, обращения к профессионалам -40% испытуемых.

Рис. 2

Показатели стратегии, ориентированной на позитивный фокус, уменьшились у 80% испытуемых, стратегии, ориентированной на общие действия –у 40% испытуемых, показатели стратегии игнорирования –у 80%, стратегии ухода в себя –у 80% испытуемых.

Рис.3

Также уменьшились стратегии, ориентированные на чудо –у 80% испытуемых, разрядку –у 60%. В среднем уменьшились показатели стратегии отвлечения –на 2% и духовности –на 2%.

Рис.4

Феноменологический анализ тренинга.

В ходе анализа откликов членов группы во время прохождения и после участия в гештальт-тренинге были получены следующие результаты:

1) члены группы стали более открыты:

Маша И.: «Можно открыто говорить, и никто не осудит».

2) повышение осознания себя:

Галя Ш.: « Я узнала о себе что-то новое»

Лена Л.: « Я вообще узнала о тренингах больше, об этой стороне психологической работы»

3) повышение доверия, сплоченности в группе:

Анна Ф.: «Чувствуется понимание и поддержка в группе».

3.3 Анализ динамики диагностических показателей и феноменологический анализ по результатам второго тренинга.

В результате проведённого гештальт-тренинга были получены следующие результаты у членов тренинговой группы.

1 . Результаты методики « Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Норманн, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой.

Произошли следующие изменения. Показатели по копингу, ориентированному на решение задач, увеличились у 70% членов группы. В среднем увеличение произошло на 3%. Снижение по копингу эмоций произошло также у 70%, а по копингу избегания- у 90% членов группы. Лишь у 10% он остался неизменным. Средний показатель уменьшился на 2%. Изменения по субшкалам идут следующим образом. По субшкале отвлечения 60% показателей снизились, 20% увеличились и 20% остались прежними. В среднем снижение произошло на 2%. Субшкала социального отвлечения снизилась лишь у половины членов тренинговой группы (50%), увеличение произошло у 30% испытуемых. Эта же тенденция наблюдается по отстроченной диагностике. Средний показатель не изменился.

Рис.5

2 . Результаты методики «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томас в адаптации Н.В. Гришиной.

До тренинга ведущим типом поведения в конфликтной ситуации было соперничество. После гештальт-тренинга изменения в сторону уменьшения произошли у 80% испытуемых. Хотя по шкале сотрудничества изменения произошли у 80% испытуемых, этот тип поведения не стал ведущим. Преобладающим типом поведения стало компромиссное поведение, его показатель вырос у 70%. У 20% этот показатель снизился, у 10%- остался прежним. Средний показатель изменился на 1%. Это же значение сохранилось при отсроченной диагностике. По шкале избегания проценты распределились следующим образом: увеличение только у 10%, остались неизменными 20%, а вот 70% показателей увеличились. Средние показатели отсроченной диагностики и диагностики после тренинга остались равны (общее снижение произошло на 3%). Аналогичным образом распределились результаты по шкале приспособления.

Рис.6

3. Результаты методики «Юношеская копинг-шкала» (ACS)».

Преобладающими копингами поведения в стрессовых ситуациях до тренинга в группе являлись: копинг, направленный на достижение результата, надежда на чудо, отвлечение. После тренинговой программы произошли следующие изменения.

Рис.7

Копинг, ориентированный на работу, достижение не изменил своих ведущих позиций. Увеличение произошло у 90% испытуемых. Средний показатель изменился на 3%. Вырос показатель продуктивного копинга, направленного на решение проблемы у 70%, тенденция роста была отмечена отсроченной диагностикой.

Рис.8

Высокие показатели копинга надежды на чудо снизились у 70% членов группы и продолжал снижаться, о чем свидетельствуют данные отсроченной диагностики. Показатель копинга позитивного фокуса вырос у 60% , а вот снизился у 30% испытуемых, у 10% остался прежним. Это позволило сохранить среднее значение неизменным. Произошло снижение по копингу разрядки у 60% членов группы. По средним показателям трех этапов диагностики наметилась тенденция снижения.

Снижение по копингу отвлечения произошло почти у всех членов группы: 90% изменили значение в сторону уменьшения; лишь 10% -в сторону увеличения. Показатели копинга активный отдых снизились у 50% испытуемых, у 10% остались неизменными, 40%- изменились в сторону увеличения. Средние показатели подтвердили тенденцию снижения.

Рис.9

Феноменологический анализ тренинга.

В ходе анализа откликов членов группы во время прохождения и после участия в гештальт-тренинге были получены следующие результаты:

1) члены группы стали более открыты:

Анна И.: «Я спокойно говорю о личных вещах».

Рома К.: « Да, открыто говорим, без осуждения».

Катя Д.: «Я поделилась своими переживаниями, чувствами, зная, что никто не осудит».

2) повышение осознавания себя:

Лена П.: «Я нашла ответ на мучавший меня вопрос о моих поступках».

Юля Х.: « Я узнала о себе что-то новое».

Коля А.: «Как будто взгляд на себя со стороны, на то, что делаешь».

3) повышение доверия, сплоченности в группе:

Анна И.: «Я чувствую поддержку».

4) получение информации:

Саша С.: « Я вообще узнал о тренингах».

Анна И.: «Я больше узнала о работе психолога. Это очень интересно».

3.4 Анализ общих диагностических тенденций.

1. В данной работе проведен общетеоретический анализ основных положений концепций гештальт-терапии в индивидуальных и групповых формах.

2. Была разработана и осуществлена программа гештальт-тренинга.

По результатам комплексного диагностического и феноменологического анализа подтвердилась рабочая гипотеза о том, что в результате проведения тренинга повысится интенсивность продуктивных копинг-стратегий, направленных на работу, достижения, решение задачи, профессиональную помощь, а также снизится интенсивность непродуктивных копингов.

3. Показатели копинг-поведения в стрессовых ситуациях:

- У 70% членов тренинговой группы произошло увеличение по копингу решения задач.

- Снизилось использование копинга эмоций у 70%, а копинга избегания- у 90% членов группы.

4. Показатели по копинг-шкалам:

- Копинг, ориентированный на работу, достижение вырос у 90% испытуемых.

- Вырос показатель продуктивного копинга, направленного на решение проблемы у 70%.

- По шкале «позитивный фокус» увеличение произошло у 60%, а вот снизился у 30% испытуемых.

- Копинг, направленный на социальную поддержку, вырос у 50%.

- Снижение по копингу отвлечения произошло почти у всех членов группы: 90% изменили значение в сторону уменьшения.

- Показатели копинга надежды на чудо снизились у 70% членов группы.

- Показатели копинга активный отдых снизились у 50% испытуемых, у 10% остались неизменными, 40%- изменились в сторону увеличения.

- У 60% испытуемых замечено снижение по копингу «разрядка».

5. Показатели предрасположенности личности к конфликтному поведению:

- По шкале «соперничество» произошло изменение в сторону уменьшения у 80% испытуемых.

- У 80% испытуемых наблюдалось увеличение показателей по шкале «сотрудничество».

- Наметился ведущий тип поведения- компромиссное, его показатель вырос у 70%. У 20% этот показатель снизился, у 10%- остался прежним.

- По шкалам «избегание» и «приспособление» проценты распределились следующим образом: увеличение только у 10%, остались неизменными 20%, а вот 70% показателей уменьшились.

Надо отметить, что изменения произошли в среднем на 1-3 балла.

6. По результатам отсроченного тестирования у участников тренинговой группы наблюдается тенденция снижения непродуктивных копингов, сохранение показателей позитивных копингов.

7. По феноменологическому анализу мы получили следующие результаты. Многие участники смогли повысить свою компетентность в сфере практической психологии. Члены тренинговой группы стали открытыми, увеличился уровень эмпатии, осознавания себя.

8. У участников тренинговой группы полученная динамика либо сохранилась, либо дала дальнейшие позитивные изменения.

Выводы.

Нами было осуществлено эмпирическое исследование содержательной динамики копинг-стратегий членов тренинговой группы. Получены следующие результаты.

Увеличение произошло по следующим копингам: направленного на решение задачи – у 70%, копинг, ориентированный на работу и достижение -у 90%, позитивный фокус- у 60%. У 80% испытуемых наблюдалось увеличение показателей по шкале «сотрудничество». Копинг, направленный на социальную поддержку, вырос у 50%. Показатель компромиссного типа поведения в конфликтных ситуациях вырос у 70%. У 20% этот показатель снизился, у 10%- остался прежним.

Произошли следующие позитивные изменения. Показатели копинга, направленного на эмоции, уменьшились у 70% испытуемых. Показатели копинга избегания уменьшились у 90% испытуемых. По шкале «соперничество» -уменьшение у 80%. По шкалам «избегание» и «приспособление» снижение у 70% испытуемых. Снижение по копингу отвлечения произошло почти у всех членов группы: 90% изменили значение в сторону уменьшения. Шкала «уход в себя» была отмечена снижением у 100% испытуемых.

Результаты отсроченного тестирования позволили сделать следующий вывод. У участников тренинговой группы наблюдается тенденция снижения непродуктивных копингов, сохранение показателей позитивных копингов.

Феноменологический анализ дал следующие результаты: члены группы стали более открытыми, повысилось осознавания себя, увеличилось доверие и сплоченность в группе. Многие из участников тренинговой группы получили возможность повысить свою компетенцию в области практической психологии, психотерапии.

Заключение.

В данной работе осуществлен общетеоретический анализ основных положений гештальт - терапии, рассмотрены концепции копинг -стратегий.

Жизнь- прежде всего социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. Опыт, приобретаемый в специально организованных группах, оказывает противодействие отчуждению, помогая решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии.

Гештальт -тренинг является эффективным средством групповой коррекции поведения, связанного с трудностями решения ситуации адекватным личностным особенностям способом. Особенно это актуально для юношеского возраста, поскольку в данном возрасте наблюдается наибольшая трудность справиться с фрустрирующей ситуацией. В группе каждый ее член может получить поддержку, почувствовать собственную силу, опору, стать более успешным. Во время сессионной работы человек не только наблюдает за ней, но и переживает вместе с действующим лицом трудности из своего жизненного опыта, лучше узнает себя.

По диагностическим и феноменологическим данным до и после тренинга были получены результаты, подтверждающие эффективность воздействия гештальт - тренинга на копинг – стратегии. Повысился уровень продуктивных копинг -стратегий и снизился уровень непродуктивных копингов. Кроме того, повысился уровень эмпатии и толерантности.

Таким образом, данный вид работы имеет право занимать достойное место в психологической практике. Тренинг направлен на усиление свободы выражения личности, развитие способности принятия себя и других, на создание условий открытия новых путей для решения проблемных ситуаций членами группы.

Список использованной литературы.

1. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. С. Абрамова – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

2. Аврамова Т. И. Гештальт- тренинг: Теория, практика. Учебно-методическое пособие / Т. И. Аврамова. – Воронеж, 2002.

3. Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал 1994, Т. 15. №1 с. 3-19.

4. Балабанов Е. С. Типы стратегий совладания с жизненными трудностями // Кто и куда стремится вести Россию? М., 2001.

5. Вачков И. В. Основные технологии группового тренинга /И. В. Вачков - Психотехники «Ось», 2003.

6. Гингер С., Гингер А. Гештальт- терапия контакта / С. Гингер, А. Гингер. – СПб., 1999.

7. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: краткий курс / Ю. Г. Демьянов – М.: ТЦ Сфера, 2004.

8. Журбин В. И. Понятие психологической защиты в концепции З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии 1990 - №4.

9. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг /В.П. Захаров, Н. Ю. Хрящева - Ленинград, 1990.

10. Карвасарский М. Групповая психотерапия/ М. Карвасарский – М., 1990.

11. Котлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование/Дж. Котлер, Р. Браун – СПб., 2001.

12. Крюкова Т. Л. О диагностике совладающего (копинг) поведения у современной молодёжи // Психология на рубеже веков / Ред. Е. Е. Сапогова. – Изд-во Тульского гос. ун-та, 2000. С. 38—100.

13. Крюкова Т. Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Психология и практика: Сб. научн. тр. / Отв. ред. В. А. Соловьёва. Кострома, 2001. С. 70-82.

14. Нартова - Бочавер С. К. « Coping behavior » в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. - №5. – с. 20-29.

15. Перлз Ф., Гудмен П., Хеффермен Р. Практикум по гештальт-терапии. – М., 1996.

16. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии / Ф. Перлз, П. Гудмен. – М., 2001.

17. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии / Ф. Перлз – М., 2003.

18. Практикум по социально-психологическому тренингу под ред. Б. Д. Парыгина. – СПб. 1997.

19. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.: Учебное пособие/ Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 2002.

20. Психогимнастика в тренинге под ред. Хрящевой. СПб., 2000.

21. Психология. Учебник. / под редакцией А. А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001.

22. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия / К. Роджерс – М., 2002.

23. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб., 2001.

24. Сидоренко Е. В. методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2001. – 350 с.: ил.

25. Тарасов В. И. Социально-психологический тренинг общениия как средство развития навыков эффективного поведения в конфликтах: Методические рекомендации для преподавателей психологии и практических психологов / В. И. Тарасов - Воронеж: ВГПУ, 2002.

26. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психо-логическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М., 2005.

27. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. – М., 1989.

28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 2000.

29. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии / И. Ялом. - СПб., 2000.

Приложения