Реферат: Земельные преобразования 1917 года. Декрет о земле 2

Название: Земельные преобразования 1917 года. Декрет о земле 2
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА»

Землеустроительный факультет

Кафедра земельного кадастра и права

Лагуш Константин Вадимович

студент 101 группы заочная форма обучения

Специальность 120300.65-Землеустройство

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

РЕФЕРАТ

……..

Руководитель: Гефнер О.В.

Омск 2011

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА»

Землеустроительный факультет

Кафедра земельного кадастра и права

Специальность 120300.65-Землеустройство

АГАКЕРИМОВА НАТАЛЬЯ АЖДАРОВНА

СТАНОВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ

(ДО XIII ВЕКА)

РЕФЕРАТ

Руководитель: Цыпленкова И.В.

Омск 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

1. Патриархальное хозяйство восточных славян.

Разложение родовой общины……………………………………….6

2. Образование государства у восточных славян……………………10

3. Социально-экономическое развитие Киевской Руси……………...14

4. Начало раздробленности. Удельная Русь…………………………19

5. Период монголо-татарского ига……………………………………23

Заключение…………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………….29

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории развития земельных отношений является необходимым элементом подготовки высококвалифицированных специалистов в области землеустройства, земельного кадастра и земельных отношений, поскольку использование и охрана земель должны основываться на анализе их развития и объективной оценке ранее существующих представлений о сущности земельных отношений и землеустройства, их содержании и формах проявления. Знание истории своей специальности, кроме всего прочего, является элементом профессиональной культуры.

Цель и задачи исследований. Целью данной работы является исследование истории становления земельных отношений в Киевской и Московской Руси (до XIII века). Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Поиск, обзор и анализ литературы по истории становления земельных отношений в Древней Руси.

Исследование особенностей становления и развития земельных отношений в Древней Руси.

Исследование комплекса политических, экономических и социально-культурных факторов, влияющих на развитие земельных отношений.

На содержание курсовой работы большое влияние оказали работы таких великих ученых, как Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского и С.М. Соловьева. Н.М. Карамзин в «Истории государства российского» посвятил тома 2 и 3 исследуемому периоду. Соловьев в своем фундаментальном труде «История России с древнейших времен» также активно затрагивает проблемы развития государственной власти и правовой системы России во времена создания и расцвета Московского государства, аграрному вопросу. В.О. Ключевский в «Курсе русской истории» дал совершенно иное описание истории государства и его политических институтов, нежели его предшественники. Он избегал последовательного изложения исторических фактов в хронологическом порядке, подробно останавливаясь на явлениях или исторических персоналиях в тех случаях, когда считал их роль в судьбах отечества первостепенной. Периоды русской истории он также определяет особо, причем отмечает особые свойства государства в каждом из них и его отношения к земле.

Среди ранних исследователей российского прошлого в первую очередь следует назвать И.Н. Болтина. Историк с делал ценные наблюдения по истории феодальных отношений: выделял в особый период время удельного дробления, в русской феодальной иерархии увидел аналогию с европейским вассалитетом. Различие в нравах, созданное удельным раздроблением, сохраняло свое значение и при начавшемся потом процессе политического объединения Руси.

Реферат состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка использованной литературы. Во Введении указывается цель и задачи реферата, описывается краткое содержание разделов, проводится аналитический разбор литературы.

В первом разделе «Патриархальное хозяйство восточных славян. Разложение родовой общины» рассматривается хозяйственная деятельность восточных славян. В VI-VIII веках происходит постепенное разложение родовой общины и ее переход к соседской, сельской общине; происходит зарождение феодальных отношений.

Во втором разделе «Образование государства у восточных славян» указывается, что в IX веке под властью Киева происходит складывание Древнерусского государства – Киевской Руси, во главе которой стоял великий князь. В 988 году произошло окончательное признание христианства официальной религией - Крещение Руси.

В третьем разделе «Социально-экономическое развитие Киевской Руси» показывается процесс формирования различных социальных слоев и различных форм владения землей. Проводится анализ статей Русской Правды.

В четвертом разделе «Начало раздробленности. Удельная Русь» исследуются причины распада Киевской Руси. В результате раздробленности возникают три заметных центра государственной жизни – Великий Новгород, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества.

В пятом разделе «Период монголо-татарского ига» рассматриваются последствия монголо-татарского владычества на формирование особенностей русского землепользования и землевладения и государственно-политического устройства. Под влиянием монгольского владычества произошло возвеличения Московского великого княжества.

1. ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ

В начале первого тысячелетия новой эры на территории Восточно-Европейской равнины расселились восточные славяне. Начиная с VI века восточные славяне занимали огромные пространства от Онежского и Ладожского озер до низовий рек Прут, Днестр, Южный Буг, от Карпат до Оки и Волги. Здесь проживали многочисленные племенные союзы (княжения) полян, древлян, радимичей, дреговичей, северян, уличей, волынян, белых хорватов, кривичей, вятичей и др.

Природно-климатические условия способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные почвы, густые леса, полные различных зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян. На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях - кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах - охотой, добычей меха ценных пород зверей, бортничеством (сбором меда диких пчел и воска).

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало - примитивная деревянная соха с железным наконечником (наральником) , а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи. Позже появился плуг с железным лемехом.

Земледелие играло огромную роль, это видно из названий: засеянные нивы назывались «жизнью», а основной злак для каждой местности «житом» (от глагола жить). Об этом свидетельствуют и древние языческие обряды, и годовой цикл языческих праздников: всё было связано с земледелием.

Большая патриархальная семья располагалась обычно в виде поселения, которое называлось двор (дворище, городище, печище). Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой общины было совместным. Размеры земельных участков определялись только тем, сколько земли могли освоить члены общины.

Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию заметно повысили культуру сельского хозяйства и его продуктивность. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, т.е. ежегодное чередование различных посевных культур и пара. Лошадей разводили не только для военной конницы, но и для использования их в качестве рабочего скота наравне с волами. Развитие факторов производства обусловило разложение кровнородственной общины и переход ее в VI-VIII веках к соседской, сельской общине.

Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что означало полное разложение родовой общины. Дворища (печища) уступали место поселениям под названием деревня, а сама община стала называться вервь (мир).

И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще долго оставались в совместной собственности, они уже делились на участки - наделы, которые передавались общинникам в пользование на определенное время. А лесные угодья, водоемы, сенокосы и пастбища оставались общинными. Еще долго сохранялись различные виды работ, выполнение которых требовало объединенного труда: прокладывание дорог, корчевание леса и др.

Земельные наделы обрабатывались теперь членами отдельной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал семье. Таким образом, эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в принудительном разделении производства и распределении продуктов в равной мере. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных земельных собственников - феодалов.

На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян сформировался особый тип отношений, который называется военной демократией. В связи с тем, что в VII-VIII веках славянские племена осуществляли многочисленные военные походы на Балканы, в Византию и восточные земли, вели оборонительные войны против кочевников с юга, в этот период усилилась роль высшего военачальника - князя, который был одновременно и верховным правителем племени или племенного союза. Если первоначально князь избирался народным собранием - вече, то со временем он стал передавать свою власть по наследству.

Князь создавал свое войско, или дружину, которая, как правило, была немногочисленной, но состояла из храбрых, сильных, профессионально обученных воинскому делу людей. Дружинники, лично свободные люди, заключали с князем договор о службе, а вся дружина представляла собой союз верных князю воинов. Дружина состояла из двух частей: младшей и старшей. Младшую часть («молодь») еще называли «отроками», «гридями» («гридьбою»). Старшую часть дружины называли «княжьими мужами», куда входили наиболее отличившиеся военачальники.

Первоначально дружинники содержались и кормились при княжеском дворе за счет добровольных взносов со всего племени, а также за счет военной добычи и захвата новых земель. Постепенно князь и его старшие дружинники становились независимыми от народного собрания. «Княжьи мужи» начали приобретать землю, создавать свое хозяйство с собственными отроками. Князь и дружина стали присваивать себе практически неограниченную власть над соплеменниками.

2. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Прогрессивные изменения в земледелии, превращение родовой общины в соседскую, возникновение частной собственности и связанная с этим самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных семей, приводили к имущественному неравенству, появлению сильной в экономическом отношении племенной знати.

Судя по древним летописям, первоначально славянские племена не знали сословий, и свободные жители пользовались одинаковыми правами. Но постепенно отдельные группы населения стали различаться богатством и социальным положением. Представители знатных слоев назывались «лучшие», «лепшие», «большие», «старейшие», «передние», «нарочитые мужи». Наиболее высокий статус среди них занимали земские бояре («боляре»), т.е. представители местной племенной аристократии, потомки древних родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки». Наряду с ними в высшие социальные слои входили и верховные дружинники, «княжьи мужи». В течение IX-XII веков шел процесс сближения земской и военной аристократии. Они приобретали большие земельные угодья и становились крупными землевладельцами.

В это же время племенные вожди, старейшины вели активное наступление на общину. Они больше не хотели возвращать в совместную собственность свои угодья, которые получали наравне с другими общинниками. Таким образом, возникала вотчина (отчина, дедина), или крупные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной собственностью данной семьи. С другой стороны, эти знатные люди стали постепенно присоединять к своим земельные наделы других общинников, особенно обедневших, которые не могли расплатиться за долги с богатыми вотчинниками. Они же часто присоединяли угодья рядовых общинников не только за долги, но и насильственным путем, заставляя их платить натуральные подати (дань) и выполнять определенные повинности. Процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников - в феодальнозависимых, получил название «обояривания».

Крупные феодалы, князья были заинтересованы в создании определенных правовых норм для юридического закрепления подобных отношений. Эти правовые нормы могла обеспечить только крепкая государственная власть. Таким образом, множество социально-экономических предпосылок объективно приводили сначала к созданию племенных союзов, а позже - к государственным образованиям.

Древние летописцы отмечали, что поляне, древляне, волыняне и другие славянские племена имели государственные объединения во главе с княжескими династиями уже в VI-VIII веках. Между князьями шла бесконечная борьба за присоединение ближних и дальних земель. В IX веке на некоторых территориях, находившихся на пути «из варяг в греки», образовалось несколько княжеств, где князьями были варяжские военачальники: Рюрик в Новгороде, Аскольд и Дир в Киеве, Рогволд в Полоцке и др.

В 882 году соратник Рюрика новгородский князь Олег с дружиной приплыл по Днепру к Киеву и, уничтожив киевских князей, объединил новгородское, смоленское и киевское княжества в Древнерусское государство - Киевскую Русь, провозгласив себя великим киевским князем.

Киевские князья на протяжении IX-X веков проводили активную политику по насильственному присоединению восточных славян, что позволило превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств средневековой Европы. Объединив под свою власть огромную территорию со славянскими и угро-финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях.

По мере укрепления Древнерусского государства и преодоления племенной разобщенности все более необходимым становилось принятие идеологии, которая смогла бы поддержать процесс объединения восточных славян вокруг Киева. Тем более что язычество уже не способствовало интеграционной тенденции на Руси, поскольку не имело в себе ничего общего с развитием крепкого централизованного государства. Еще в 980 году великий князь Владимир попытался провести религиозную реформу по созданию единого пантеона языческих богов, расположив их в стройную систему во главе с Перуном, но эта реформа ему не удалась.

Согласно летописи, Владимир обращался к различным религиям, изучал их основные принципы, но в конце концов остановил свой выбор на христианстве, которое уже имело к тому времени большое распространение в Европе. Известно, что княжеская знать в Киеве уже давно была знакома с христианством: княгиня Ольга еще в 950-х годах приняла христианство, но не была в этом поддержана своими подданными. В 988 году произошло окончательное признание христианства официальной религией - Крещение Руси, а князь Владимир получил прозвище Креститель. Христианство на Руси утвердилось достаточно быстро, примерно в течение ста лет, в то время как во многих западноевропейских странах этот процесс занял от полутора до двух с половиной столетий.

Принятие христианства имело большое значение для Руси не только в идеологическом аспекте. Это означало кардинальные изменения и многих других сторон жизни. Так, поскольку христианская религия категорически исключала многоженство, распространенное во времена язычества, то в хозяйственном плане на первое место выступала моногамная семья. Отныне вся наследуемая собственность переходила лишь к детям, рожденным в освященном церковью браке. Усиление христианства в качестве господствующей религии способствовало дальнейшему укреплению государственности, так как создавалась широкая основа для формирования единого древнерусского народа на базе общих духовных и нравственных устоев, устранялись межплеменные различия.


3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ

В IX-XII веках экономику Древнерусского государства можно охарактеризовать как период раннего феодализма. В это время еще только закладываются основы прочной системы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским населением по поводу производства продукции, сбора налогов, военной службы.

Первоначально великие киевские князья собирали дань - полюдье с подвластных им территорий, периодически объезжая их или посылая туда своих наместников - «посадников», старших «мужей» - дружинников. Кроме полюдья существовал повоз: население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев.

Такая форма сбора дани возникла еще в VI-VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», т.е. фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (крестьянский двор) или «плуг» («рало»). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты - оброка.

Известно, что основой феодального землевладения является полная собственность феодала на земельные угодья и неполная - на зависимого (закрепощенного) крестьянина. Но следует отметить, что феодальные отношения в Киевской Руси не были определяющими и еще долгое время сохранялась сильная патриархальная соседская община, что можно объяснить различными причинами, в том числе и наличием свободных территорий, куда могли уйти общинники.

Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Они состояли из смердов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку их мелкое хозяйство было весьма неустойчивым. Процесс разорения смердов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев в засушливые и дождливые годы и пр. Общинники были вынуждены обращаться за помощью к феодалу и заключать с ним особый договор - ряд, по которому они отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ. На этот период свободные смерды становились рядовичами, которых можно условно разделить на закупов и вдачей. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем и становился закупом, или ролейным закупом (ролья - пашня). После выплаты купы с процентами закуп снова мог стать свободным смердом. Вдачи, или изорники, - это более обедневшие, почти полностью разорившиеся, полусвободные смерды. Свой долг они отрабатывали на земле феодала его же орудиями на условиях найма.

Следует отметить, что все рядовичи (закупы, вдачи, изорники) одновременно с экономической зависимостью попадали и в юридическую зависимость от заимодавца, который мог с ними расправиться по своему усмотрению. Если должник укрывался от выплаты купы, то после поимки его могли сделать рабом. Постепенно закупам и вдачам все труднее было отдавать ссуды, и они становились неоплатными должниками, а временная юридическая зависимость превращалась в постоянную. Смерды навсегда теряли положение свободных общинников и становились полностью зависимыми от феодалов.

Еще в сельской общине имелись так называемые изгои, сироты, которые представляли ее малоимущие слои. Изгоями, в частности, признавались выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились грамоте, а потому не имели права служить в храме и т.д.

Среди самых низших, бесправных слоев населения были холопы, или челядь, близкие по положению к рабам. Они выполняли тяжелые работы по хозяйству в феодальной вотчине, в основном на полях (так называемые страдники). Были также обельные (полные) холопы, холопы «по ряду», которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали к феодалу на основе договора - ряда.

На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, «усыновлялись» общиной, поскольку использование рабов было неэффективно. Многие благочестивые люди перед смертью отпускали часть своих рабов на свободу или завещали их церкви. Такие рабы, отпущенные на волю по духовным завещаниям или завещанные церкви «на помин души», назывались «задушными людьми».

Постепенное наступление на общину, закабаление смердов, захват общинных земель - все это приводило к росту сопротивления земледельцев. Они убегали от феодалов на «пустоши», т.е. на свободные земли, поднимали стихийные бунты, убивали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые хищения имущества феодалов. Это заставляло киевских князей уделять внимание разработке правовых норм внутригосударственной жизни. От этой эпохи до нас дошло множество документов: уставы о церковных судах, кормчие книги, княжеские уставы и др. Среди них была «Русская Правда» («Правда Роська») - важнейший свод норм древнерусского законодательства. Первый вариант этого правового кодекса Киевской Руси («Древнейшая Правда») появился в 1016 году, но историки обычно связывают этот документ с именем Ярослава Мудрого, при котором в 1030-х годах был основательно переработан и дополнен его текст. Позже, в конце ХI века, наследники Ярослава Мудрого выпустили вторую часть «Русской Правды» - «Правду Ярославичей». В этих документах ограничивалась, а позже отменялась кровная месть как страшный пережиток первобытного общества, определялась ответственность за кражу и порчу имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной администрации. В ст. 34 «Русской Правды» Краткой редакции устанавливался высокий штраф за порчу межевого знака, что указывало на заботу Древнерусского государства об обеспечении устойчивости земельных отношений. В ст. 19–28, 33 «Русской Правды» Краткой редакции определялся особый порядок охраны как феодальных землевладений, так и служителей, работавших на них. Например, за убийство огнищанина (старшего дружинника), тиуна (приказчика), сельских старост полагалось выплатить штрафы в размере 80 гривен, а за убийство смердов и холопов-страдников - 5 гривен.

Одновременно развивались и совершенствовались отношения феодальной части населения с нефеодальной при усилении феодального господства. Например, лица, попавшие в долговую кабалу к феодалу, становились закупами, т.е. обязанными своей работой в хозяйстве феодала вернуть полученную у него «купу» (долг), для чего им предоставлялись земельные угодья и средства производства. Если закуп совершал побег, то он превращался в полного («обельного») холопа (ст. 56–64, 66 «Русской Правды» Пространной редакции).

В связи с развитием частной собственности формируется и развивается наследственное право. В нормах наследственного права отчетливо просматривается стремление законодателя сохранить имущество в данной семье. С его помощью богатства, накопленные многими поколениями собственников, оставались в руках одного и того же класса.

По закону наследовать могли только сыновья. Отцовский двор без раздела переходил к младшему сыну (ст. 100 «Русской Правды» Пространной редакции). Дочери были лишены права наследовать, т.к. выходя замуж, они могли забрать имущество за пределы своего рода. Этот обычай существовал у всех народов в переходный период от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Он нашел отражение и в Русской правде.

В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярские вотчины. Это происходило несколькими путями: 1) князь жаловал своим дружинникам на определенный период территории для сбора дани - прокорма. Со временем эти земли становились наследными владениями бояр; 2) князь награждал дружинников за службу государственной землей; 3) князь мог отдать своим приближенным часть своих владений.

Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимыми от новых собственников. Бояре осуществляли наступление на сельскую общину такими же методами, как и князья, через постепенное их экономическое и юридическое закабаление.

Следует отметить, к XII в. с утверждением влияния православной церкви церковь и монастыри также становились крупными земельными собственниками. Субъектами церковного землевладения выступали монастыри, церкви, епископские саны, то есть некие коллективные образования, но не отдельные монахи, церковные деятели как физические лица. Допускалось свободное отчуждение монастырских земель, что делало церкви и монастыри активными участниками поземельного оборота. В то же время монахи, епископы не могли завещать, дарить, закладывать земли от собственного имени.


4. НАЧАЛО РАЗДРОБЛЕННОСТИ. УДЕЛЬНАЯ РУСЬ

Удельный период установился на Руси в середине ХII в. К этому времени окончательно сложилось крупное вотчинное землевладение. В феодальных вотчинах, как и в отдельных крестьянских общинах, господствовало натуральное хозяйство, и только военная сила удерживала их в рамках единого государства. С развитием феодального землевладения у каждой земли появилась возможность отделиться и существовать как самостоятельное княжество. В вотчинах формировалось местное боярство, являвшееся главной экономической и политической силой того времени. Бояре были заинтересованы в сильной княжеской власти на местах, потому что это позволяло быстро решать разные вопросы, прежде всего держать крестьян в повиновении. Местные феодалы (бояре) все больше стремились к независимости от Киева, именно поэтому они поддерживали военную мощь своего князя. Можно сказать, что главной силой разъединения выступило боярство. А местные князья, опираясь на него, смогли установить власть каждый в своей земле. Впоследствии между боярством и князьями усилилась борьба за власть. В разных землях она носила разный характер. Например, в Новгороде, а позже в Пскове бояре сумели подчинить себе князей и установить так называемые боярские феодальные республики. В других же землях, где князья смогли подчинить бояр, власть князей была более сильной.

Раздроблению государства способствовала борьба за киевский «стол». Запутанный порядок наследования был поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди на власть (князья-изгои), – постоянным источником смут. Поиск выхода из этого положения привел князей на съезд в городе Любеч в 1097 г., где каждому из них было предложено «держать отчину» (передавать свой удел по наследству). Князья перестали воспринимать подвластные им земли как временные источники людских и материальных ресурсов и больше внимания уделяли нуждам своих вотчин. Власть получила возможность быстро реагировать на кризисные ситуации (набеги, мятежи, недород и т. п.). Роль Киева как общерусского центра уменьшилась. Изменились торговые пути, связывающие Европу с Востоком, что вызвало упадок пути «из варяг в греки». Кроме того, усилилось давление кочевников, что привело к уходу земледельцев в более спокойные районы Руси.

Среди других причин раздробленности Руси следует отметить и глубоко натуральный характер древнерусской экономики, поскольку здесь были недостаточно развиты экономические связи между отдельными княжествами. Натуральная экономика - это совокупность достаточно замкнутых хозяйственных единиц, были недостаточно включены в торговые и другие экономические отношения. Эти единицы были самодостаточными, такими, которые сами себя обеспечивали и им почти не нужны были внешние факторы развития. Но и эти причины не были определяющими для процесса феодальной раздробленности.

Рост и усиление городов в XI-Х II вв. также ускорило процесс распада Древнерусского государства. Города постепенно начинают требовать экономической и политической независимости, что позволило бы им стать центрами удельных княжеств со своими сильными князьями, которых поддерживали местные бояре. Во многих городах возросла роль городских народных собраний - вече, выражавших идеи децентрализации, независимости местных властей от Киева. Возникают три заметных центра государственной жизни – Великий Новгород, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества.

Галицко-Волынская земля

На крайнем юго-западе Древней Руси находились Галицкая земля (в Прикарпатье) и Волынская земля (по берегам Буга). Эти земли часто называли Червонной Русью (по городу Червень на Галиче). Плодородные почвы способствовали раннему появлению здесь феодального землевладения. Для Юго-Западной Руси характерна сильная позиция бояр, которые нередко противостояли княжеской власти.

Владимиро-Суздальская земля

Северо-Восточная Русь была далекой окраиной Древнерусского государства, ее окружали труднопроходимые леса (часто эти земли называли Залесьем). В ХI—ХII вв. активизируется миграция славян из Юго-Западной Руси, из новгородских земель в эти края. Столь массовое переселение связывают с половецкими набегами и ростом боярского вотчинного землевладения, усиливавшим эксплуатацию крестьян. Этот процесс приводил не только к увеличению числа сельских жителей, но и к появлению новых городов.

Новгородская земля

На северо-западе Руси были расположены Новгородская и Псковская земли. Более суровый, чем в Приднепровье и Северо-Восточной Руси, климат и менее плодородные почвы привели к тому, что земледелие здесь было развито слабее, чем в остальных частях Руси. В неблагоприятные годы хлеб приходилось ввозить из других княжеств. Это не раз использовали князья Северо-Восточной Руси для политического давления на Новгород.

Высшим органом власти в Новгороде было вече – народное собрание. На вече собирались не все жители города, а только владельцы городских усадеб (400–500 человек). Высшим новгородским сословием являлось боярство.

Раздробленность как новая ступень развития феодализма на первых порах способствовала прогрессивному развитию Руси. Однако она имела также негативные последствия в условиях, когда над Русью нависла угроза внешней опасности. В начале XIII в. усилился процесс раздробления Руси. Из состава крупных княжеств выделились новые уделы, появилось около пятидесяти отдельных княжеств и земель. Как внешняя форма этого процесса выступает заранее разработанный порядок распределения феодалами владений между всеми наследниками-сынами. Наступает настоящая раздробленность. Непременным спутником раздробленности стали бесконечные кровопролитные феодальные войны (междоусобицы) за землю.

5. ПЕРИОД МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА

В первой половине XIII века в южнорусских степях явились из Азии монголо-татарские орды.

Русский народ вел самоотверженную борьбу, но разобщенность и несогласованность действий сделали ее безуспешной. Эти события привели к установлению на Руси монголо-татарского ига.

После покорения Русских земель татарские отряды в 1241-1242 гг., татары расположились на жительство в юго-восточной части Великой Русской равнины. Они образовали здесь Золотую Орду, столицей которой был город Сарай. Золотая Орда первое время признавала над собой власть "великого хана" в Монголии, но по мере ослабления Великой монгольской державы хан Золотой Орды сделался независимым государем. Разгромленная и опустошенная Русская земля стала "улусом" татарского хана. Власть татарского хана не отменяла и не заменяла власти русских князей, но легла поверх этой власти: оставшиеся в живых после татарского погрома князья должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него утверждение своих прав.

Все население покоренных русских земель было переписано и обложено тяжелой татарской данью. Сбор дани с русского населения был или поручен непосредственно татарским чиновникам, баскакам или данщикам, или отдавался на откуп бесерменским купцам, которые, уплатив хану требуемую с известной области сумму, потом с лихвой взыскивали ее с населения. Тяжесть татарской дани, вместе с поборами, притеснениями и насилиями сборщиков-откупщиков.

До прихода монголов многочисленные русские княжества не составляли одного государства. Под влиянием монгольского владычества произошло возвеличения Московского великого княжества. Монголы поощряли образование сильной власти Московского Великого князя, которая могла бы держать в повиновении и постепенно поглощать удельные княжества.

Учитывая задачи административного и финансового управления, монголы занялись организацией почтовых трактов, установили ямскую повинность населения, улучшив тем самым условия сообщения на обширных просторах Восточно-Европейской равнины. Далее - они произвели общую перепись населения, ввели однообразное военно-административное устройство и податное обложение по принятой у них десятичной системе, а также установили общую для всех русских областей монету - рубль, разделенный на 216 копеек.

Дань от податного населения должна была вноситься в размере 1/10 части дохода каждого хозяйства. То же население ставило десятого человека в ханское войско. Всем этим заведовал «даруга» (заведующий печатью) - доверенное лицо из монголов при хане. «Даруги» (по-татарски «баскаки») - представители хана в покоренных государствах, это было установлено еще Чингисханом.

Так как у монголов была строгая соподчиненность в администрации и войске, то одного из князей ставили старшим, давая ему «ярлык» на великое княжество, а других заставляли подчиняться ему. Через него хан посылал свои приказы с требованием беспрекословного исполнения их князьями. Для контроля деятельности князей хан назначал к ним своего «даругу», или «баскака», который был как бы комиссаром хана при русских князьях. В распоряжении баскака было войско, которое размещалось с целью безопасности вне черты города. Эти места были известны под именем «татарских слободок». Если князь отказывался повиноваться или не платил положенной суммы подати, то выступал баскак со своим войском, как исполнительный орган власти.

У монголов везде была строгая соподчиненность в административно-политическом отношении - от воина и простолюдина до Великого Императора. Поэтому русское самодержавие не имеет себе повторения на Западе и было близко и похоже на монгольский ханат.

Самыми лояльными к монголам были московские князья, начиная с Ивана Калиты. Он чаще других ездил в Орду с подарками, и там снискал себе уважение. Московский князь действовал дипломатией и «смиренной мудростью», благодаря этому добился великокняжеского сана. Великий князь был наделен ханом такими функциями власти, которые способствовали объединению Московского княжества.

Влияние татарского ига на русские княжества сказалось в усилении княжеской власти над населением и в дальнейшем ослаблении вечевого или демократического элемента. Русские князья перестали быть суверенными государями, ибо они должны были признать себя подданными татарского хана, но, получив от него признание своих владельческих прав, они могли, в случае столкновения с подвластным русским населением, опираться на татарскую силу.

От платежа тяжелой татарской дани было избавлено все русское духовенство с церковными людьми. Татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям, и русская православная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, но, наоборот, русские митрополиты получали от ханов особе льготные грамоты, которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковных имуществ. В тяжелое время татарского ига церковь стала той силой, которая сохраняла и воспитывала не только религиозное, но и национальное единство русского христианства, противопоставлявшего себя завоевателям и угнетателям, послужило впоследствии могучим средством национального объединения и национально-политического освобождения от ига.

Ханы выдавали русским митрополитам золотые ярлыки, ставившие церковь в совершенно независимое от княжеской власти положение. Суд, доходы - все это подлежало ведению митрополита, и, не раздираемая усобицами, не обираемая князьями, постоянно нуждавшимися в деньгах для войн, церковь быстро приобрела материальные средства и земельную собственность и могла предоставить убежище многим людям, искавшим у нее защиты от княжеского произвола.

События этого века положили начало отставанию русских земель от стран Западной Европы. Золотоордынское иго нанесло огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Золотую Орду. Пришли в упадок старые земледельческие центры. Граница земледелия отодвинулась на север, более плодородные южные земли были заброшены и получили название «дикое поле». От трехполья произошел возврат к двуполью. Массовому разорению подверглись русские города. Упростились, а порой и вовсе исчезли многие ремесла. Большими были и людские потери.

Однако последствия даже враждебного контакта разных культур, цивилизаций всегда многозначны. Трехсотлетнее иго не прошло бесследно для русского народа: в ситуации изоляции от Европы в политической, экономической и культурной жизни Руси укоренились азиатские традиции.

Период татаро-монгольского владычества в истории русского землеустройства связан с проведением писцовых описаний российских земель, включавших в себя определение площадей, состава, качества, местоположения и принадлежности земельных владений в целях правильного обложения их собственников налогами и повинностями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ исторического материала дает основание полагать о следующих особенностях становления и развития земельных отношений в Киевской и Московской Руси:

1. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Великий князь являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Таким образом, древнерусское государство представляло собой классический образец феодального государства, представляющий собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правового положения крестьян.

2. Древняя Русь характеризовалась весьма широким разнообразием форм владения землей. К XI – XII векам сложились следующие формы землевладения: общинное, княжеское, вотчинное, поместное, монастырское. Их особенности проявлялись в различных ограничениях либо дозволениях их использования в гражданском обороте. Особенностью прав на землю в данный период выступает зависимость полномочий от личности субъекта права.

3. Высокий авторитет религии порождал земельное господство церкви, получавшей значительные земельные угодья от государства и феодалов.

4. В удельный период происходило складывание феодального режима и обретение им устойчивых форм. Также развитию феодальных отношений способствовали такие обстоятельства, как почти двухвековое господство над Древнерусским государством Золотой Орды. Требовалась систематическая выплата дани, но при рутинном состоянии феодальной техники эффективность земледелия могла быть достигнута лишь путем открытого насилия над личностью крестьянина.

5. Возникновение, формирование и укрепление феодальных отношений в Древнерусском государстве имело прогрессивное значение на определенном этапе его развития, поскольку помогло сформировать и укрепить региональные (княжеские) образования, централизованное объединение которых позволило создать могучее Российское государство. Вместе с тем раздробленность являлась тормозом экономического развития регионов, поскольку сдерживала обмен между ними. Это отрицательно сказывалось на развитии земледелия, сельского хозяйства, ремесел, культуры и других сфер общественной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варламов А.А. История земельных отношений и землеустройства: учеб. пособие / Варламов А. А., Хлыстун В. Н., Гальченко С. А., Демидова М. М. – М.: Колос, 2000. – 336 с.

2. Вернадский Г.В. Киевская Русь / под ред. Николаева. Б.А. – Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 2004. – 448 с.

3. Ключевский В.О. Избранные лекции "Курса русской истории" / В. О. Ключевский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.- 671 с.

4. Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. - М.: Мысль. Кн. 1. - 1994. - 573 с.

5. Козлов В.П. "История государства Российского" Н. М. Карамзина в оценках современников / отв. ред. В.И. Буганов; АН СССР. – М.: Наука, 1989. - 221 с.

6. Н.М.Карамзин об истории государства Российского: отр.из "Истории государства Российского" / Н.М. Карамзин; гл.ред., авт. текста, коммент. С. О. Шмидт. – М.: Просвещение, 1990. - 382 с.

7. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.1-2 - М.: Голос, 1993. - 768 с.

8. Тимошина Т.М. Экономическая история России: учебн. пособие / под ред. проф. М.Н. Чепурина. – М.: «Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 2001. – 432 с.

9. Шанский Д.Н. Из истории русской исторической мысли: И.Н. Болтин. - М:. 1983.

10. Яненко Е.В. Земельные отношения в Древней Руси и их реформирование в Московском государстве (историко-правовой аспект): автореф. дис. … канд.юрид. наук: 12.00.01. / Яненко Евгений Владимирович. – Санкт-Петербург, 2006. – 26 с.