Реферат: Анализ развития туризма в Республике Карелия с 2000 по 2009 гг

Название: Анализ развития туризма в Республике Карелия с 2000 по 2009 гг
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Содержание

І Введение

ІІ Глава. Общие принципы планирования туризма

2.1Планирование в туризме

2.2 Принципы и техника планирования

ІІІ Глава. Практическая часть

Анализ развития туризма в Республике Карелия с 2000 по 2009 гг.

ІV Заключение

V Список литературы

І Введение

Известно, что туризм представляет собой сложнейшую комплексную систему, вовлекающую в сферу своего влияния различные секторы экономики. Вместе с тем до 1990-х гг. многие страны развивали туризм без какого-либо планирования или рассмотрения его на фоне общих процессов экономического развития общества.

Как показывает опыт бесконтрольного, случайного развития туризма, это привело к многочисленным проблемам экологического, экономического и социального характера, к которым можно отнести деградацию окружающей среды и потерю национальной самобытности, снижающие в свою очередь поток туристов и ведущие к экономическим потерям.

В современном мире, в условиях неконкурентоспособности экономики многих стран на мировом рынке, многие правительства рассматривают туризм как едва ли не единственную возможность своего успешного экономического развития. Отношение к туризму как к инструменту развития общества и экономики базируется на его эффективности в качестве мощного ресурса занятости населения, а также увеличения доходов и восстановления утерянных по разным причинам природных и культурных ресурсов.

Известно также, что уровень экономического развития различных стран и регионов отличается широким разнообразием. Некоторые государства процветают, в то время как другие пытаются сдержать процесс общественного и экономического падения. В последнем случае материальная и духовная среда общества чаще всего находятся в упадке, и туризм (как никогда кстати) становится потенциально привлекательной заменой предприятий производственного и иных сфер бизнеса. По этой причине в настоящее время все страны, обладающие развитой индустрией туризма, пришли к пониманию того, что планирование туризма составляет основу его цивилизованного развития.

Однако, прежде чем начать разбираться в принципах планирования туризма, необходимо сначала определить, что такое планирование туризма и почему оно необходимо.

Известнейший американский специалист и международный консультант в области планирования туризма Эдвард Инскип определил это понятие как организация будущего для достижения ряда определенных целей и задач.

Впервые о необходимости и важности планирования туризма было заявлено в знаменитой Гаагской декларации по туризму, принятой на Межпарламентской конференции по туризму, проведенной межпарламентской группой Нидерландов совместно с приглашенными ею Межпарламентским союзом (МПС) и Всемирной туристской организацией в апреле 1989 г. в Гааге. Межпарламентская конференция по туризму объявила Гаагскую декларацию инструментом международного сотрудничества и призвала парламенты правительства, государственные и частные организации, ассоциации и учреждения, отвечающие за туристскую деятельность, профессионалов в области туризма, а также самих туристов тщательно учитывать ее принципы в том виде, в каком они изложены в декларации, и основываться на них в своей деятельности.

Гаагская декларация впервые определила необходимость принятия мер, направленных на то, чтобы туризм составлял часть комплексного плана развития страны наряду с другими приоритетными секторами: сельским хозяйством, промышленностью, здравоохранением, социальным обеспечением, образованием и др. Таким образом, туризм был официально назван отраслью, которой государства должны уделять такое же внимание, как и другим видам социально-экономической деятельности.

Планирование туризма, направленное одновременно на предотвращение негативных воздействий и вместе с тем выполнение целей и задач развития общества, должно осуществляться в соответствии с принципами так называемого устойчивого развития. Впервые определение и концепция устойчивого развития были предложены в докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию в 1987 г., представленном и одобренном на Генеральной ассамблее ООН.

Ко времени Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., идея устойчивого развития окончательно устоялась и получила действенную поддержку на мировом уровне. Согласно определению «устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным. Это, как правило, достигается либо таким управлением ресурсами, при котором они могут возобновляться с той же скоростью, с какой они используются, либо переключением с медленно возобновляемых ресурсов на быстро возобновляемые. При таком подходе ресурсы могут быть использованы как будущим, так и настоящим поколениями».

Глава ІІ. Общие принципы планирования туризма

2.1 Планирование туризма

Важнейшими нормативно-правовыми документами, определяющими основы планирования развития туризма, являются принятый 20.07.1995 №115-ФЗ Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 №132-ФЗ (с изменениями), в соответствии с которыми формируется система планирования и прогнозирования на всех этапах управления.

Планирование туризма так же, как и планирование любого другого вида деятельности, преследует цель достижения успеха и недопущения или устранения проблем.

Общий смысл планирования туризма состоит в том, чтобы обозначить его основные направления и виды развития, оценить преимущества, равно как и недостатки предлагаемой концепции развития, а также определить принципы успешного развития, т.е. достижение успеха при условии недопущения или минимизации проблем до начала дискуссий, строительства или того момента, когда совершенные ошибки станут либо очень дорогостоящими, либо непоправимыми.

Планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления.

Функция планирования призвана ответить на три вопроса:

1) где мы находимся в настоящее время: менеджеры должны обсудить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал), для того, чтобы реально определить, чего может добиться организация;

2) куда мы хотим двигаться: менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, определить какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей;

3) как мы собираемся сделать это: менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача – обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

СТРАТЕГИЯ представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование также дает основу для принятия решений. Знание того, чего хочет достичь организация, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий.

Стратегическое планирование в туризме используется в диапазоне от макронационального и регионального до микролокального для того, чтобы на каждом уровне в различной степени уделялось внимание детализации и проработке плановых решений, также берется в расчет определенная специфика каждого уровня.

На международном уровне осуществляется, главным образом, планирование услуг по международным перевозкам, турам и потокам туристов по разным странам, а также происходит формирование международных маркетинговых стратегий и рекламных кампаний.

На национальном уровне планирование осуществляется для того, чтобы выделить те районы развития туризма, в которых находятся те или иные туристские достопримечательности, а также в целях установления национальной туристской политики.

Местный (региональный) уровень планирования характеризуется повышенной детализацией и занимается отделением отдельных территорий для отелей и других видов размещения, туристских достопримечательностей, парков, зон отдыха, транспортных систем и прочих элементов инфраструктуры туризма.

Планирование на уровне участка - это подробное планирование местоположения и планировки зданий и построек, ландшафтной архитектуры и организации инфраструктуры, парковой зоны, используемых в туризме.

С точки зрения горизонта планирования или периода времени стратегическое планирование может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.

Долгосрочное стратегическое планирование охватывает период 10-15 лет. Выбор такой длительности обусловливается рядом причин и, прежде всего тем, что за этот период происходят, как правило, кардинальные изменения в науке и технике, смена основных фондов, изменения вкусов и предпочтений потребителей в сторону новых видов продуктов и услуг и т.п.

Среднесрочное планирование осуществляется на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные в процессе долгосрочного стратегического планирования, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации.

На основе стратегических среднесрочных планов может производиться краткосрочное планирование. Его конкретным выражением могут быть планы развития отрасли с периодом от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года могут корректироваться ежеквартально, а показатели второго и третьего - каждые полгода или ежегодно.

ФОРМАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: цели, руководства для принятия решений и практические действия, охватывающие стратегии, политика фирмы, процедуры, правила и бюджеты, а также основные этапы процесса планирования.

Целью большинства турфирм является ведение прибыльного и продолжительного бизнеса. Для достижения данной цели компаниям необходимо производить тот товар или услугу, который будет удовлетворять нужды потенциальных покупателей и тем самым обеспечивать увеличение бизнеса.

Планирование продукта – это важный компонент в развитии прибыльного и продолжительного бизнеса. Его часто называют планированием с соблюдением «пяти правил» - планирование с целью создания правильного продукта, доставки его в правильное место, в правильное время, по правильной цене и в надлежащем (правильном) количестве.

Продукт для потребителя – это не только сочетание материальных компонентов и услуг, это – набор выгод, материальных и нематериальных ценностей. Следовательно, планирование продукта должно осуществляться с учетом того, каким его хотели бы видеть сами потребители. Создание правильного продукта – нелегкая задача, потому что, нужды, требования и желания покупателя постоянно изменяются; силы конкуренции воздействуют на жизненный цикл продукта таким образом, что продукты, успешные на определенном этапе жизненного цикла, позже попадают в стадию упадка или умирают.

Жизненные факты, которые проходит туристский продукт: выведение товара на рынок, рост, зрелость, насыщение, упадок. В связи с быстрыми изменениями образа жизни людей и технологическими изменениями жизненный цикл отдельных товаров стал короче, чем был ранее, поэтому концепция жизненного цикла продукта играет важную роль в стратегическом планировании и каждая стадия жизненного цикла также имеет определенные задачи для маркетинга.

Этап выведения продукта на рынок. На этой фазе жизненного цикла требуются затраты на стимулирование спроса (реклама нового товара и услуги). Этот этап характеризуется высокими издержками, медленным ростом объемов продаж и проведением рекламных компаний для стимулирования первоначального спроса. Именно в этом периоде жизненного цикла турпродукта бывает большой процент неудач, и в связи с большими затратами по выведению товара или услуги на рынок прибылей на этом этапе еще нет.

Этап роста. В этом периоде новинка (если она пользуется спросом на рынке) удовлетворяет интересы рынка, то выражается в росте прибыли и сбыта. Рост прибыли может сделать рынок привлекательным для конкурентов. Затраты фирмы на стимулирование сбыта остаются высокими, но здесь акцент делается на мотивацию целенаправленного выбора и покупки товара конкретной фирмы, а не на мотивацию потребителей купить и опробовать данный товар. На этапе роста количество розничных точек продажи товара или услуги обычно возрастает. Благодаря увеличения сбыта цены на товар (услугу) могут снизиться.

Этап зрелости. Зрелый продукт – это уже прочно утвердившийся на рынке товар. Темпы сбыта его могут продолжать увеличиваться, но уже медленнее. Затем они постепенно выравниваются. На этом этапе жизненного цикла продукта многие розничные точки, продающие товар, очень конкурентоспособны. Фирмы пытаются найти способы удержать свою долю рынка. Лыжные курорты являются наиболее подходящим примером зрелого продукта. После нескольких лет увеличивающихся темпов сбыта рост объемов продаж постепенно замедляется, курорты предпринимают попытки к сохранению своей доли рынка и диверсификации предложения.

Этап насыщения. На этом этапе объемы продаж достигают наивысшей точки, продукт максимально проникает на рынок.

Массовое производство и применение новых технологий помогает снизить уровень цен и сделать продукт наиболее доступным для каждого.

Этап упадка. Многие турпродукты остаются на этапе насыщения в течение нескольких лет. Но многие из них со временем устаревают и на рынок выводятся новые продукты для замены старых. На стадии упадка спрос на продукт сокращается, снижаются издержки на рекламу. По мере падения спроса и прибыли с рынка уходят фирмы, не выдерживающие конкуренции.

Предложения фирм должны быть рассчитаны на широкий круг потребителей с разным уровнем дохода, с целью как можно больше охватить рынок.

Одним из наиболее важных маркетинговых решений является решение относительно установления цены на товар. Цена отражает то, как потребители воспринимают продукт.

Издержки, связанные с производством, продвижением, распространением и продажей турпродукта, а также норма прибыли должны быть включены в цену. С целью установления правильной цены на турпродукт необходимо анализировать многие факторы.

Туроператор – туристическое предприятие, которое занимается разработкой туристических маршрутов и комплектацией туров, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям.

Турагент – фирма, приобретающая туры, разработанные туроператором, выпускающая на эти туры путевки и реализующая их потребителю.

Опыт крупнейших российских туроператоров показал, что правильная стратегия и эффективная маркетинговая программа позволяют фирме определить целевые рынки, выбрать надежных постоянных партнеров, существенно увеличить объем продаж, долю рынка.

Местный оперативный уровень планирования туризма охватывает более детальные локальные программы формирования и развития объектов туристского показа, курортов, рекреационных территорий, различных видов туризма городского, культурного, научного и других, в масштабах не больших, чем город.

В отличие от долгосрочного и стратегического местный уровень планирования сосредоточен на выявлении и разрешении срочных вопросов, связанных с конкретными территориями, объектами, услугами или институциональными элементами. При этом следует помнить, что развитие туризма на местном уровне должно осуществляться с учетом регионального и национального развития и не противоречить ему по своему содержанию.


Примерами деятельности, обычно ассоциируемой с планированием туризма на местном уровне, являются:

- функциональное зонирование рекреационных территорий, определяющее их планировочное решение, ландшафтное проектирование, размещение и принципы архитектурно-планировочной организации отдельных объектов;
- формирование и соблюдение местных нормативно-правовых актов; содействие участию в процессе реализации всех заинтересованных в развитии туризма людей и организаций;
- планирование местной туристской инфраструктуры, включая определение потребностей в тепло-, электро- и водоснабжении;
- обеспечение доступности всех туристских объектов для местного населения;
- обеспечение рекреационных и бытовых услуг как для туристов, так и для местного населения;
- содействие в предоставлении услуг, связанных с профессиональным образованием, подготовкой и переподготовкой кадров для местной индустрии туризма, а также других услуг, касающихся людских ресурсов;
- финансирование туристского развития;
- маркетинг и продвижение местных достопримечательностей и туристских программ;
- вопросы налогообложения.

В практике большинства стран степень участия местной администрации в процессе туристского планирования меняется по мере реализации программы развития туризма. Например, в случае, когда местная администрация определяет территорию для развития туризма, ее первоначальное участие будет весьма значительным: муниципальные власти нанимают для работы архитекторов, инженеров, экономистов, социологов, экологов и других специалистов. По мере реализации программы администрация постепенно "уходит на задний план" и передает лидерство компаниям частного сектора в вопросах организации финансирования, найма специалистов и консультантов, в строительстве и управлении туристскими инфраструктурой и услугами.

Широко распространенный в современной зарубежной туристской практике термин "планирование дестинации" {destination planning) часто используется для определения планирования в масштабах географического региона, который обладает достаточно необходимыми услугами, достопримечательностями, инфраструктурой и потенциалом для привлечения туристов. Целиком завися от природы и характера туристского развития и территориальных аспектов, дестинация может быть региональной по масштабу, охватывая множество рекреационных территорий и городов, либо она может быть локальной. Для обозначения дестинации также часто используется термин "территория туристского развития". Например, дестинацией, или территорией туристского развития, является Анталия в Турции, включающая в себя семь деревень и три древних города. Примерами отечественных дестинации могут служить территории Сочи (от Адлера до Лазаревской) или Большой Ялты, охватывающие почти весь южный берег Крыма (от Алушты до Симеиза).

Вне зависимости от территориального размера дестинации ее ключевой характеристикой является то, что она представляет собой комплексное пространство, включающее в себя достаточное количество средств размещения и туристских достопримечательностей, туристскую инфраструктуру, а также туристскую общественность, способную обеспечить необходимую занятость населения в сфере туризма и необходимые транспортные связи внутри дестинации.


Туристское планирование является весьма трудоемким и сложным делом, поэтому в планировании и реализации любой деятельности в туризме принимают участие люди и организации, способные оказывать реальное воздействие на направления и результаты туристской деятельности.

К ним, как правило, относятся:

- местное население;
- сфера бизнеса (иногда даже не связанная с туризмом);
- политические и другие официальные лица;
- профессиональные объединения и общественные организации работников сферы туризма;
- официальные представители правительства или администрации любого уровня, связанные с туристским законодательством и развитием.

Представители каждой из перечисленных категорий вносят свой особый вклад, собственные знания и предложения на общий стол для принятия решений. Следует еще раз подчеркнуть, что их участие особенно важно на ранней стадии процесса планирования для общей поддержки и придания стабильности этому процессу и, таким образом, уменьшает вероятность возникновения проблем в будущем со стороны лиц и организаций, по разным причинам не участвовавших в планировании туризма на первом этапе.

Туристское планирование комплексный процесс, вовлекающий в сферу своего влияния множество людей и организаций из различных областей деятельности. В связи с этим оно может быть подвержено влиянию факторов, оказывающих негативное воздействие на процесс планирования. Это наиболее часто происходит в тех случаях, когда общество ожидает, что туризм сможет разрешить большинство экономических и социальных проблем. К сожалению, такие ожидания чаще всего наблюдаются в странах и регионах, находящихся в стадии экономической депрессии и скованных бюджетными ограничениями, сокращающими возможности правительства финансировать и поддерживать развитие индустрии туризма.


В таких странах правительства, не имеющие возможности полноценно финансировать развитие туристской индустрии, чаще всего направляют свою деятельность на устранение планового развития и регулирования туризма и возлагают эти вопросы на частный сектор. При этом туристский бизнес, как правило, опасается консолидации частного сектора в отрасли из-за боязни снижения собственной конкурентоспособности в нестабильной ситуации на рынке.

Вместе с тем Гаагская декларация гласит: "Туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому росту страны, если одновременно принимаются необходимые меры для того, чтобы решить наиболее срочные национальные задачи и позволить национальной экономике достигнуть приемлемого уровня самообеспечения".

Иногда при планировании туризма на местном уровне приходится бороться со скептицизмом населения, основанным на невозможности получения им немедленных личных выгод от туризма. За рубежом распространенным случаем является настороженность местных жителей к туристскому развитию из-за боязни его негативного экологического воздействия.

Очень часто процесс туристского планирования останавливается из-за общественных выступлений в защиту окружающей среды и (особенно) действий со стороны различных инициативных групп по этой защите. При этом сложность и цена пройденного пути планирования могут быть к этому времени достаточно высокими.

Кроме этого при планировании туризма приходится иметь дело с различными видами воздействий, основанных на рыночной конкуренции и являющихся результатом постоянно меняющихся технологий, появления новых дестинаций и перемен в предпочтениях туристов.

Однако, как показывает международный опыт, при отсутствии предварительного комплексного планирования туризма в туристских центрах со временем возникают проблемы (в основном экологического и социального свойства), становящиеся очевидными прежде всего для туристов. Понятно, что на современном туристском рынке, находящемся под жесточайшим прессом конкуренции, туристы немедленно изберут для себя другие дестинаций.

Планирование туризма так же, как и планирование любого другого вида деятельности, преследует цель достижения успеха и недопущения или устранения проблем.

Известно, что комплексное планирование требует времени и может вызвать длительные дискуссии и споры, так как различные политические партии, правительственные и административные структуры, местное население преследуют свои собственные цели и интересы.


2.2 Принципы и техника планирования

Эффективность планирования во многом зависит от того, какими принципами (руководящими правилами) руководствуются при составлении планов.

Полнота планирования – при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.

Точность планирования – при составлении планов ис­пользуются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов.

Ясность планирования – цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации.

Непрерывность планирования – это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.

Экономичность планирования – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных – моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план.

Один из наиболее распространенных инструментов, который используется при планировании, – это бюджетный метод. С его помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и других ресурсов.

Другой прием техники планирования – это анализ окупаемости. При помощи аналитических данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности. При простых проектах анализ окупаемости используется для прогноза количества единиц товара, которое должно быть продано, чтобы доходы сравнялись с расходами либо превысили их.

В 60-е гг. широко применялась такая техника планирования, как оперативное исследование. Речь идет об использовании научной техники управления для анализа проблемы и оценки возможных решений. Сюда входят теория очередей, игр, имитационное моделирование. Применение той или иной модели в процессе планирования зависит от накопления и анализа объективной информации.

Предполагается, что информация должна поступать в каналы управления в достаточном объеме и в нужное время. Это самый ценный актив организации. Названные модели, хотя и носят количественный характер, успешно применяются для решения качественных вопросов планирования.

Существует и другая техника планирования, однако следует иметь в виду, что все методы планирования имеют одну общую цель – помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организации, поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенное развитие событий.

Именно поэтому организации и разрабатывают долгосрочный план, в котором делаются попытки определить элементы решения альтернатив.

С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать. Поэтому следует помнить, что неопределенность – это одна из основных причин, по которой планирование может помочь организации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.

ІІІ Практическая часть

Анализ развития туризма Республики Карелии с 2000 по 2009 гг.

Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года туризм отнесён к числу приоритетных отраслей хозяйственного комплекса республики. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года ещё более конкретизирует миссию туризма: туристская индустрия должна стать одной из составляющих экономической базы региона наряду с лесным и горным комплексами.

Учитывая, что туризм в перспективе призван обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Республики Карелия, выступить катализатором развития целого круга отраслей экономики и социальной сферы, вовлечённых в создание комплексного туристского продукта территории, Министерством экономического развития Республики Карелия как главным распорядителем средств бюджета Республики Карелия, направляемых на развитие туристского комплекса республики, определена новая стратегическая цель: "формирование в республике высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса". Основные усилия Правительства и Минэкономразвития РК по достижению данной цели сосредоточены на решении следующих тактических задач:

· развитие инфраструктуры туризма в республике,

· увеличение туристских потоков в Республику Карелия,

· повышение вклада туризма в экономику Республики Карелия.

С целью создания благоприятных условий для опережающего развития туристского комплекса в Карелии разработана и успешно функционирует система стратегического управления развитием туризма, предусматривающая реализацию целого комплекса мер государственной поддержки развития отрасли и ориентированная на достижение конечных результатов. Немногочисленному составу специалистов удалось внедрить в систему управления развитием туризма инновационные методы, не имевшие аналогов в российских регионах, что позволило переломить динамику основных показателей развития отрасли, повысить конкурентоспособность карельских турпродуктов на внешних рынках.

Выполнение практически в полном объёме программных мероприятий, направленных на информационно-маркетинговое, научное, кадровое обеспечение туризма, расширение ассортимента и повышение качества туристских услуг, поддержку перспективных видов туризма, привлечение инвестиций в инфраструктуру туризма и смежных отраслей, позволяет формировать туристский каркас на территории Карелии, обеспечивающий диверсификацию экономики, снижение рисков будущего экономического и социального развития республики.

Благодаря эффективной работе профильного отдела и руководителей Минэкономразвития РК, курирующих отрасль, в условиях ограниченного бюджетного финансирования мероприятий республиканских целевых программ в рассматриваемой сфере удалось добиться опережающей по сравнению с другими отраслями динамики развития туризма.

По сравнению с 2000 годом суммарный поток посетителей Республики Карелия возрос на 38%, составив в 2007 году 1,78 млн. человек. При этом количество организованных туристов и экскурсантов составило 500 тыс. человек (прирост 111%). Совокупный объём туристско-экскурсионных и гостиничных услуг увеличился со 133 до 510 млн. рублей (прирост 283 %). Количество рабочих мест в турфирмах, средствах коллективного размещения и учреждениях отдыха достигло к концу 2007 года 2300, увеличившись с 2000 года на 43,8% (табл. 1). Согласно предварительным оценкам по итогам 2008 года основные показатели по отрасли "туризм" возрастут на 5-10 %.

Таблица 1. Показатели развития туризма в Республике Карелия

Показатель 2000 2007 показатели
Количество рабочих мест в индустрии туризма 1600 2300 43,8%
Общее количество посетителей РК, млн. чел. 1,29 1,78 38%
Число организованных туристов, тыс. чел. 237 500 111%
Туристско-экскурсионные и гостиничные услуги, млн.р. 133 510 283%
Объем внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма РК, млн. р. 105 500 367%

При этом необходимым условием полного использования значительного потенциала Республики Карелия как одного из ведущих туристских регионов Российской Федерации продолжает оставаться опережающее развитие инфраструктуры карельского туризма, выведение её на уровень международных стандартов. Объём внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма РК увеличился со 105 в 2000 году до 500 млн. рублей в 2007 году (прирост 376%). В 2008 году инвестиции в туризм составят около 600 млн. руб.

Результатом предпринятых мер по привлечению внебюджетных инвестиций на развитие материальной базы туристского комплекса региона стало существенное превышение доли инвестиций в инфраструктуру туризма РК в общем объёме инвестиций в основной капитал (2,7%) по сравнению с общероссийским уровнем (0,39%), что позволяет прогнозировать в ближайшие годы выход республики на лидирующую позицию в развитии туристской отрасли среди соседних регионов РФ.

Эффективность работы Министерства экономического развития и других исполнительных органов государственной власти Республики Карелия по государственной поддержке развития туристской отрасли отмечена и на федеральном уровне.

По итогам проведенного в 2006 году федерального конкурса за право создания на территории России туристско-рекреационных особых экономических зон, в котором приняли участие 28 регионов Российской Федерации, представленная Министерством конкурсная документация признана большинством экспертов наиболее проработанной и экономически обоснованной.

В развитие проделанной работы Минэкономразвития РК, Институтом Урбанистики (Санкт-Петербург), Институтом экономики КНЦ РАН в 2007 году разработана Генеральная схема размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия.

Данным документом, имеющим пилотный для регионов России характер, обосновано создание 12 перспективных для развития туризма зон, охватывающих всю территорию Республики Карелия и связанных в единую туристскую систему существующей и планируемой инфраструктурой. Начавшаяся в 2008 году реализация Генеральной схемы позволит более полно вовлечь в производственную деятельность объекты туристского показа и туристские ресурсы Карелии и сформировать на её территории высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс.

Оперативно разработанный специалистами отдела экономики и развития туризма Министерства экономического развития Республики Карелия на основе Генеральной схемы комплексный проект "Карелия туристская", призванный в полной мере реализовать потенциал республики как одного из ведущих российских и международных туристских центров, получил высокую оценку Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина во время его встречи с Главой Республики Карелия С.Л. Катанандовым, состоявшейся в июне 2008 года в Москве.

Усложнение задач по активизации туристской деятельности продиктовано также новыми вызовами и современными реалиями в экономике республики.

Становится все более очевидным тот факт, что часто именно туризм для жителей удаленных территорий является единственным реальным выходом из складывающейся ситуации. Население многих муниципальных образований республики отдает предпочтение туристской специализации экономики, связывает с туризмом надежды на будущее развитие

Эффективное выполнение новых масштабных задач по преобразованию туристского комплекса в один из трёх базовых секторов экономики Республики Карелия было бы невозможно без использования уникального преимущества - выгодного геополитического расположения на границе с Европейским Союзом. Карелия выступает в качестве транзитной территории для развития международного туризма между странами Европейского Союза и глубинными российскими регионами, играя роль своеобразных въездных ворот в Российскую Федерации для зарубежных туристов.

Международное сотрудничество в сфере туризма остаётся одним из важнейших механизмов ресурсного обеспечения отрасли. В последнее десятилетие существенно возросла и видоизменилась роль международных контактов на уровне руководителей региональных и национальных органов власти, ответственных за развитие туризма, ученых, лидеров туристского бизнеса и общественных организаций. Международные проекты и программы в сфере туризма все отчетливее выступают в качестве эффективного инструмента взаимообогащения и взаимопроникновения культур разных народов, обмена опытом успешной организации туристской деятельности и регулирования развития туристской отрасли экономики. Развитие международного сотрудничества в сфере туризма дает Карелии дополнительные возможности для повышения качества туристского обслуживания, превращения туризма в один из мощных факторов социально-экономического развития территории, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций.

Важными составляющими международного проектирования в сфере туризма явились развитие систем туристского образования и регулирования туристской деятельности на территории Республики Карелия, научное и кадровое обеспечение отрасли, разработка новых карельских туристских продуктов и их рекламно-информационное продвижение, формирование единого информационного туристского пространства и создание сети информационных туристских центров, развитие инфраструктуры туризма.

Отличительной чертой развития этого процесса на современном этапе является акцент на запуске сети малых проектов, направленных на становление отрасли в городах и районах республики. В последние годы международные проекты были направлены на поддержку деятельности районных и городских администраций по развитию туризма, разработке туристских маршрутов, подготовке специалистов, разработке информационно-маркетинговых материалов и учебных пособий, продвижению туристских продуктов, строительству объектов малой туристской инфраструктуры, реконструкции сельских домов, внедрению новых информационных технологий. При этом небольшие бюджеты проектов не умаляют их значимости для развития конкретной территории. Именно таким туристским проектам, направленным на развитие конкретной территории, отдают предпочтение администрации муниципальных образований Республики Карелия. Их мероприятия имеют адресный, злободневный характер, позволяют решать ненадуманные проблемы жизнеобеспечения депрессивных территорий.

Заключение

Туризм в России – это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения, возникающих в данной индустрии проблем. Но, несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется.

Планирование является неотъемлемым элементом управления и способствует более эффективному претворению целей организации. Системы планирования туризма могут быть различны, однако подход к планированию должен основываться на единой идее контролируемого изменения.

Общий смысл планирования туризма состоит в том, чтобы обозначить его основные направления и виды развития, оценить преимущества, равно как и недостатки предлагаемой концепции развития, а также определить принципы успешного развития, т. е. достижение успеха при условии недопущения или минимизации проблем до начала дискуссий, строительства или того момента, когда совершенные ошибки станут либо очень дорогостоящими, либо непоправимыми.
Таким образом, туризм может принести множество прямых и непрямых экономических выгод лишь при тщательном и комплексном планировании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2007.

2. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2008.

3. Логвинов С.А., Павлова Е.Г., Дрогобыцкая К.С. Стратегическое планирование. – М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2008.

4. «Экономика туризма», РМАТ, М., «Финансы и статистка», 2001.

5. В.А. Квартальнов, «ТУРИЗМ», М., «Финансы и статистика», 2002.

6. Экономика современного туризма / Под ред. д. э. н. Карповой Г.А. / Москва – Санкт-Петербург,2007. – 412 с.