Реферат: Ханство Абулхаира 2

Название: Ханство Абулхаира 2
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат

Содержание.

Введение.

1. Государства Казахстана XΙV – XV веков.

1.1. Ханство Абулхаира.

1.2. Ногайская Орда

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

Становление и развитие собственно казахской государственности в исторической литературе принято связывать с эпохой Казахского ханства. Однако его ханы в сложных отношениях с правителями соседних государств и народов собирали воедино казахские этнические группы и их земли, уже давно подготовленные к единой государственности многовековым этнополическим и хозяйственно-культурным развитием населения Казахстана.

Начальный этап этого сложного периода в истории Казахстана характеризуется распадом монгольских улусов - владений Чингизидов в Дешт-и Кипчаке и Средней Азии (Мавераннахре); конечный - образованием собственно казахского государства, Казахского ханства. Эволюция форм политической жизни населения региона в это время шла через обособления на его территории нескольких государств - Ак-Орды, Могулистана, Ногайской Орды, а также государства кочевых узбеков или ханства Абулхаира, роль которого заключалась в том, что при его расколе обитатели степей, с тех пор названные казахами, отделились от остальной части народа.

1. Государства Казахстана XΙV – XV веков.

1.1. Ханство Абулхаира.

Согласно Масу да бен Усмана Кухистани, автору исторического сочинения под названием «История Абулхаирхана», Абулхаир родился в год дракона, в 1412г. В 1428г. в области Тура (Западная Сибирь) в возрасте 17 лет Абулхаир был провозглашен ханом.

C воцарением Абулхаирхана политика в Центральной Азии резко меняется. Направление интересов хана Абулхаира и его наследников изменяется с запада на юг. Они больше не направлены на борьбу за престол Золотой Орды.

Главой государства являлся хан, власть которого считалась наследственной по прямой линии или передавалась старшему представителю правящей династии. Представители кочевых феодалов и вельмож сами правили народом. Они одновременно являлись исполнителями административно-политической и судебной власти. Пожалования кочевых улусов вместе с земледельными территориями предоставлялись ханами отдельным феодалам, вождям родов и племен не только за постоянную службу, но и за отдельные военные подвиги, за личные заслуги перед ханом.

Для решения вопросов созывался ханский совет. Ханский совет состоял из приближенных и знати. Есть упоминание о существовании в ханстве Абулхаира дивана, как главной государственной канцелярии, и дафтаров (финансовых ведомств, налоговых управлений, канцелярий).

Государственно-административная система ханства Абулхаира была направлена на защиту интересов правящей верхушки. Политическая власть знати ханства Абулхаира, начиная с хана и кончая вождем рода, базировалась на экономической мощи, основой которого являлось традиционное право распоряжения, фактическое владение как пастбищными территориями, на которых кочевали подвластные феодалам племена и роды, так и обрабатываемыми участками в местах зимовок и в оседло-земледельческих оазисах, а также владения громадными стадами скота.

Этнический состав населения состоял из тюркских родов и племен - кипчаков, найманов, уйсуней, аргынов, карлуков, конгратов, канглов, кереитов и многих других. У этих племен были схожие языки и хозяйства, а также общие культура, обычаи и традиции.

Внутриполитическое положение государства, несмотря на сорокалетнее правление Абулхаирхана, было непрочным. Ханство Абулхаира не стало централизованным государством, оно подразделялось на несколько этнотерриторий, этнополитических групп, владений (улусов) во главе с чингизидами. Весь период правления Абулхаира был заполнен усобицами. Ему пришлось вести упорную и ожесточенную борьбу с многочисленными Джучидами, претендовавшими на верховную власть. Уже в 1430г., вскоре после того, как он был провозглашен ханом, Абулхаир вынужден был выступить в поход для «приведения в повиновение» Шайбанида Махмуд-Ходжа-хана. Противники встретились на берегу реки Тобола. После жаркого боя Махмуд-Ходжа-хан был разбит и обратился в бегство в надежде, что быстроногий скакун унесет его с поля брани. Однако перехитрить судьбу невозможно: он был схвачен и казнен по приказу Абулхаира.

Следующим шагом Абулхаирхана на пути укрепления своей власти в Узбекском улусе явился тщательно подготовленный поход против Махмуд-хана и Ахмад-хана. Он был предпринят вскоре после возвращения предводителя кочевых узбеков из низовьев Амударьи, где он в 834/1430-31 гг. завоевал Хорезм с главным городом Ургенчем, разграбил его, однако в том же году оставил его. Главной причиной похода Абулхаирхана в район нижней Сырдарьи была не только династийная борьба, но и необходимость занять зимние пастбища в районе Сырдарьи и Приаралья. Захват низовий Сырдарьи мог открыть дорогу к городам Туркестана, столь важным для укрепления могущества кочевого государства. Молодому Шибаниду и на этот раз сопутствовал успех: в сражении, разыгравшемся в местности Икри-Тупа, Махмуд-хан и Ахмад-хан были разбиты и отступили.

Победа Абулхаира нашла сильную поддержку со стороны влиятельных групп феодалов кочевых племен, способствовала укреплению власти, подняла авторитет хана в глазах своих подчиненных. Следующая победа Абулхайра, которую подробно описал его историограф, была одержана только через 15 лет, в 1446 г., над Мустафой-ханом в районе Атбасара. С немногочисленным войском Мустафа отнял Хорезм у Тимура и правил им до 60-х гг.

Молодой и честолюбивый Абулхаир в начале своей политической карьеры едва ли мечтал о том, что ему удастся одержать верх над большинством своих соперников, объединить Восточный Дешт - и Кипчак в единое «кочевое государство» и в течение сорока лет править этим государством самодержавно. Однако поддержка со стороны наиболее влиятельных кругов кочевого общества и большинства племён Узбекского улуса, первые победы над Джучидами значительно упрочили власть и расширили сферу влияния Абулхаира в степи. Многие Джучиды, среди них - Джанибек-султан и Гирей - и другие, не хотели повиноваться Абулхаиру. В 1446 г. Абулхаирхан захватил ряд городов на р. Сырдарье и в предгорьях Каратау - Сыгнак, Аркук, Сузак, Ак-Курган, Узгенд.

Враждебные отношения между родственными племенами улуса Шайбана и улуса Орды в связи с передвижением Абулхаира в район Присырдарьи еще более усугубились, так как занятие Абулхаиром городов и их оазисов задевало интересы Джанибека и Гирея и их подданных казахов, кочевавших в Присырдарье и районе Каратау. Это послужило немаловажной причиной обострения борьбы между ними и последующей откочевки казахских султанов и подвластных им родов и племен. В дальнейшем Абулхаир охотно вмешивался в династические распри Тимуридов, чтобы иметь своего ставленника в Мавераннахре. Он предпринимал неоднократные попытки оказать давление на правителей Средней Азии как вооруженным путем (походы на Хорезм, захват городов Туркестана в 1446 г., поход 1451 г. на Самарканд), так и путем поддержки кого-либо из враждующих Тимуридов. Успеху экспансии Абулхаира способствовало соглашение его с местными феодалами, одному из Тимуридов Абу Са'иду, он помог в 1451 г. захватать власть в Самарканде.

Однако ни победа над Мустафа-ханом, ни значительное расширение владений завоеваниями присырдарьинских городов-крепостей не предотвратили жестокого поражения Абулхаира в войне с калмаками (ойратами). Причина поражения Абулхаирхана от калмаков заключается главным образом во внутренней слабости его государства. Постоянные династийные распри и междоусобицы Чингизидов, сепаратизм кочевой знати родов и племен, обострение противоречий между феодальной верхушкой и массами рядовых кочевников и полукочевников, внутренние и внешние войны привели государство в состояние полной расшатанности и развала.

После этого поражения часть кочевого народа во главе с Джанибеком и Гиреем отмежевалась от Абулхаира, перешла в Моголистан и стала обживать земли в поймах р. Чу и Козы-Баши. В 1468г. Абулхаир собрался в поход против них, но в пути скончался.

После смерти Абулхаирхана государство распалось. Основными причинами распада были распри, усобицы за раздел территории, сопротивление эксплуатации рядовых кочевников, выражавшееся в откочевках массы людей на другие территории.

1.2. Ногайская Орда.

Ногайская Орда - средневековое кочевое государство, возникшее на территории разрушенной Аксак-Тимуром (Железным Хромцом) Золотой Орды.

Предыстория будущей Ногайской Орды тесно связывается с переводом по воле Тохтамыш-хана в 1380-х годах большого количества кочевых татар бывшего Ногайского улуса (из Причерноморья и Крыма) на земли между Волгой и Уралом. Орда во главе с Кара-беком вышла из Турок (Крыма), перекочевала на р. Сакмар, далее на Белую, Каму, овладела Булгаром в дальнейшем перебрались из Булгара в район Казанки, основали г. Казань, и затем их подданные овладели землями по реке Вятка (Нукрат). Организаторами будущей Ногайской Орды выступили мангытские племена, расположенные в Хорезме. Они в прошлом были союзниками Аксак-Тимура во время его похода на Золотую Орду. Мангыты были одним из крупных и сильных племен среди татар. Основная масса их находилась в подчинении Идегея, который во время отхода Аксак-Тимура из Восточной Европы своих подчиненных привел в Хорезм. Здесь они после смерти Идегея в 1420 г. попали в зависимость от кочевых узбекских ханов. Лидером мангытов после Идегея стал его внук - Ваккас-бей, у узбеков он занимал должность беклербека и участвовал во всех военных походах узбекского хана Абулхайра. Мангыты составляли правое крыло узбекской дружины.

Приемник Ваккаса Муса-бея стал вести борьбу с казахскими и узбекскими ханами за самостоятельность и добился при этом достаточно больших успехов. Столицей Мангытского Юрта при нем стал город Сарайчик.

В конце XV века Мангытский Юрт стал упоминаться как государство ногаев. Муса-бей, усиливаясь в эти годы, стал вмешиваться во внутренние дела Большой Орды, Астраханского, Казанского и Сибирского ханств. Он возглавил в союзе с сибирским ханом Ибаком поход против Астраханского ханства. В 1496 году совместно с сибирским ханом Мамуком ногайские войска ходили походом на Казань.

Падение Большой Орды служило временному усилению Ногайской Орды. Большинство населения разрушенного государства вошло в состав последнего. На севере границы Ногайской Орды по левому берегу Волги расширились далеко на север, до бассейнов рек Камы и Белой.

В Ногайской Орде сложилась своя государственная система. Во главе Орды стоял бей. Вторым лицом после бея был нурадин. Должность нурадина означала охрану улусов от возможных нападений с правобережья Волги. Третьим лицом в Орде был кековат, который отвечал за безопасность восточных границ. Сыновья бея назывались мурзами. После смерти бея его место занимал старший сын. Имеется еще и должность тайбуги, возникновение которой, видимо, связано с шайбанидами.

Во времена войн в Ногайской Орде выдвигались в качестве руководителей отрядов должности батыров. Батырами становились люди, признанные в обществе за храбрость как умелые и смелые руководители. При бее в Ногайской Орде существовали должности карачиев, своего рода министров, ответственных по определенным направлениям государственного механизма. При надобности они исполняли посольские обязанности, могли быть военными руководителями и т.д.

В Ногайской Орде в государственном отношении господствовал ислам. Ритуалы ислама выполняли сеиты, абызы, шаехы, суфии, государственным языком служил татарский литературный язык, который был менее засорен арабо-персидски заимствованиями. В канцелярии бия и в переписке употреблялась арабская графика.

Московское княжество в отношении Ногайской Орды при Иване Грозном стало проводить коварную дипломатическую политику. Путем подкупов и интриг московское правительство сначала изолировало Ногайскую Орду от других татарских государств, посеяло между ними вражду в отношении прежде всего к Большой Орде, а после к Крыму, Казани, Сибирскому ханству, возбуждалось чувство недоверия к соседям. В 1556 году в Ногайской Орде случился большой голод: сухое, жаркое лето, в результате чего погибло много скота. Москва приказала своим воеводам не продавать хлеба и продуктов татарам и не пропускать их к местам рыбной ловли на Волге. Десятки, сотни тысяч татар Ногайской Орды погибли на берегах Волги голодной смертью. После этих потрясений Ногайская Орда не смогла восстановить свою бывшую мощь и единство. Однако татары Ногайской Орды продолжали оставаться на своих прежних землях в Поволжье и Приуралье.

Земли, занимаемые теперешним Альметьевским районом Республики Татарстан, с конца XIV по XVII века являлись основными кочевьями татарских племен Ногайской Орды.

По мере все более быстрого ослабления Ногайской Орды Московское княжество, нарушая суверенитет татар, не церемонясь, стало строить крепости на его землях по Волге, например, крепость Уфа (1586 г.) на Белой, на Яике три городка и т.д.

На территории Большой Ногайской Орды в последней четверти XVI в. стали орудовать казаки, платное военное сословие Московского княжества. Чего тогда не могла регулярная военщина Московского государства, доводили до конца эти разбойники. Они нападали на кочевья татар, убивали, грабили, уводили в плен и продавали в рабство татар. Казаками была разгромлена в 1586 г. столица Большой Ногайской Орды Сарайчик. Часть татар Ногайской Орды уже подчинялась казахскому хану, часть стала рабами калмыков. Часть татар Ногайской Орды, под руководством Казы-мирзы основали Малую Ногайскую Орду между Кабардой и Азовом. По-другому это государство называлась Казыев Ордой. Сюда позже перебралось много перебежчиков из Большой Ногайской Орды. Татары на новом месте получили определенную передышку.

Оставшиеся ногайские татары и после 1783 года не раз восставали, однако их выступления были подавлены всякий раз неслыханными жестокостями. В избиении кубанских татар непосредственно участвовали донские казаки.

И вследствие геноцида Русской империи против ногайских татар Кубанский край в 1792 г. от Кавказской линии до Азовского моря опустел.

Таким образом, был уничтожен многомиллионный народ Ногайской Орды на своей родной земле, предки которого проживали здесь много веков. Непосредственными потомками, наследниками Ногайской Орды являются ногайцы (кавказская народность), крымские, поволжско-уральские, сибирские татары, казахи малого джуза, каракалпаки.

Заключение.

Государственная территория ханства Абулхаира в течение 40 лет его властвования в Восточном Дешт-и Кипчаке претерпела ряд изменений, и к концу его правления она простиралась от южных рубежей Западной Сибири до правобережья Сырдарьи и предгорий Каратау, где он удерживал города Сыгнак, Узгенд, Ак-Курган, Сузак, и от Яика (Урала) до Иртыша и северной части Прибалхашья, т.е. в пределах этнической территории кочевых узбеков и казахов. Столицей этого государства в последние два десятилетия был Сыгнак, а до этого г. Тура (Чимги-Тура), позже - Орду-Базар.

В рамках государств Ак-Орды, ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могулистана появились более благоприятные, чем то было в монгольских улусах, условие для политического, хозяйственного и социального развития населения. Политически объединив этнические территории племен, упомянутые государства, каждый на своей территории явили собой, более прочную, этнически обособленную государственную организацию, обеспечившую входившим в него племенам и родам территориальное и политическое единство, возможность развития экономики, культуры, мирных контактов населения различных районов Казахстана.

С образованием Казахского ханства власть Шайбанидов рода Абулхаира на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась. Часть кочевых узбеков (групп из племен кипчаков, карлуков, уйгуров, кунгратов и др.) ушли в начале XVIв. в Мавераннахр. На территории Казахстана оставшиеся племена отошли под власть казахских ханов. Воспользовавшись ослаблением государства Тимуридов, Шайбаниды захватили власть в Средней Азии.

Историческое значение ханствования Абулхаира (1428-1468), по словам В.В. Бартольда, определяется тем, что он был «основателем могущества» кочевых узбеков Дешт-и Кипчака и именно при его царствовании среди населения Узбекского улуса произошел тот раскол, в результате которого собственно обитатели степей, с тех пор названные казахами, отделились от остальной части народа.

Список использованной литературы.

1. Берденова К.А. Общая и экономическая история Казахстана. Алматы. Экономика, 1997

2. Евразийство в экономической и этнополитической истории Казахстана./ Под ред. Берденовой К.А. Алматы. Экономика, 1997

3. Ибрагимов. Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. Алма-ата. Наука, 1969

4. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). Алматы. Д ә уiр, 1993

5. История Казахстана. Том 2. Алматы, 1997