Реферат: Экспортный потенциал российского профессионального образования

Название: Экспортный потенциал российского профессионального образования
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

.

Одними из наиболее востребованных и перспективных продуктов человеческой деятельности XXI века стали про­изводство наукоемкой продукции и информации и экспорт научно-технических и образовательных услуг. Именно они являются наиболее действенными и эффективными факто­рами стимулирования экономического роста и цивилизационного прогресса. На сегодняшний день рынок международного образования очень динамично развивается.(Ентер)

Государственная политика в области экспорта образова­ния включает в себя совокупность мероприятий, охватывающих все сегменты (уровни) национальной системы образования и все программы обучения. Они направлены, во- первых, на увеличение численности иностранных граждан, получающих соответствующие образовательные услуги на территории России и по российским образовательным программам - за рубежом, а во-вторых - на повышение доходов от данной отрасли экономики.

Финансовые показатели экспорта образовательных ус­луг включают в себя не только плату за само обучение, но и бытовые расходы иностранных учащихся (проживание, питание, транспорт, досуг и т.д.).

Экспорт российского образования отвечает основным геополитическим и социально-экономическим интересам Российской Федерации и направлен на полноправное участие страны в глобальных процессах развития образования, науки и культуры и прежде всего - на усиление России как главного образовательного центра в Содружестве Независи­мых Государств. (Ентер)

В утверждённой Правительством стра­ны «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», говорится что необходимо создавать условия для привлечения в Россию иностранных студентов. Согдасно данной концепции, достижение указанных плановых по­казателей повысит международную конкурентоспособность российского образования и станет критерием его высокого качества, а также превратит Россию в одного из лидеров в области экс­порта образовательных услуг.

Реализация основных целей и приоритетов Концепции предполагает осуществление ряда задач.(Ентер)

1 достижения цели повышения качества, привлекательности и конкурентоспособности российской системы образования в мировом и региональном образовательном пространстве (Ентер)

2. Достижение цели обеспечения эффективного участия России в глобальном процессе развития образования (Ентер)

Реализация этих задач позволит обеспечить:

• усиление позиций образования Российской Федерации на мировом рынке образовательных услуг (увеличение доли рынка с 2% до 7% к 2020 г.);

• повышение рейтинга российских образовательных учреждений в международных рейтинговых листах (включение не менее 10 российских вузов в числе первых 100 университетов по международным рейтингам);

• увеличение в структуре доходов вузов и системы образования доли средств, получаемых от экспорта образовательных услуг до 10% от объема государственного финансирования.

Образование является одним из важнейших конкурентных преимуществ России. Развитие экспорта образования должно содействовать ускорению обмена научными разработками и внедрению новых технологий, развитию исследовательского потенциала и повышению качества и устойчивости образовательных программ российских научных и образовательных учреждений.(Ентер)

Приоритетным направлением развития экспорта образования является содействие двустороннему и многостороннему сотрудничеству с государствами - участниками СНГ. Развитие отношений с Европейским союзом определяет необходимость укрепления экспортного потенциала Российской системы образования на основе сотрудничества в рамках общего пространства высшего образования в Европе. Выстраивание отношений с США и Канадой дает дополнительные возможности интеграции российского образования в мировое образовательное пространство. Развитие двусторонних и многосторонних отношений с Бразилией, Индией и Китаем, в том числе в рамках БРИК, дает дополнительные возможности для укрепления экспортного потенциала Российской системы образования на мировом рынке услуг образования.

Экспорт образования реализуется через развитие различных способов поставки, в том числе, путем разработки и внедрения трансграничных форматов и программ (первый способ поставки), обучение иностранных студентов в российских вузах (второй способ поставки), коммерческое присутствие в странах партнерах (совместные университеты, филиалы и представительства за рубежом - третий способ поставки), работу российских преподавателей в зарубежных университетах (четвертый способ поставки).(Ентер)

Самый крупный контингент иностранных студентов, занимающихся по российским образовательным програм­мам - в израильском Сити-колледже. Он был учреждён в 2001 году в г. Тель-Авиве совместно с израильскими парт­нерами Московской финансово-промышленной академией (в 2006 году она вышла из состава учредителей) и Москов­ским государственным университетом экономики, статис­тики и информатики (МЭСИ). В 2009 году этот колледж от­крыл свой филиал в г. Иерусалиме. Общее число студентов Сити-колледжа -2,3 тысячи человек. Большинство учится на дневном отделении, но часть студентов (работающих) посещают занятия в вечернее время (3 раза в неделю). Кол­ледж имеет в настоящее время статус представительства МЭСИ и готовит специалистов по управлению бизнесом, математиков-программистов, бухгалтеров, банковских ра­ботников, риэлторов, консультантов по рекламе. Занятия проходят на русском языке и иврите. Не менее 1 /3 лекций читают преподаватели МЭСИ, постоянно выезжающие в ко­мандировки в Израиль. Сити-колледж стал единственным в Израиле высшим учебным заведением, имеющим офици­альное право на преподавание от имени российского вуза. Совет по высшему образованию Израиля выдал ему в 2005 году постоянную лицензию на право обучения по программебакалавриата. Выпускники получают российский диплом об окончании МЭСИ с европейским приложением ( EuropassDiplomaSupplement ).

В системе высшего образования очень явным перекосом стало резкое увеличение заочного обучения иностранных граждан, особенно в зарубежных филиалах и иных струк­турных подразделениях отечественных вузов. Эта ситуация отражает общее ненормальное со­отношение очной и заочной формы получения в РФ высше­го образования Для большинства российских вузов открытие заочных отделе­ний стало лишь сравнительно легким способом получения доходов при очень поверхнос­тном обучения. Подобная практика привела к снижению качества и престижности российского образования как в самой России, так и за рубежом (заочное высшее образова­ние по международным стандартам не считается полноцен­ным). Это вызвало проблемы с международным признанием российских дипломов не только на уровне национальных министерств образования, но и на уровне работодателей. (Ентер)

Одна из сохраняющихся слабых сторон зарубежных фи­лиалов российских вузов - отсутствие собственных зданий, в которых организуются занятия, в результате чего значи­тельная часть прибыли от оплаты за обучение уходит на их аренду, а не на инвестиции в учебную инфраструктуру. В то же время западные университеты, разворачивая свою деятельность в других странах, вкладывают деньги в строи­тельство не только учебных корпусов, но и общежитий для студентов, что резко повышает привлекательность и ком­фортность обучения.(Ентер)Ввиду значительной географической удаленности головных российских вузов от большинства своих зарубежных филиалов и учебных центров, их преподавательский состав нередко комплектуется из местных специалистов далеко не самой высокой квалификации.(Ентер)

Еще одной проблемой является трудоустройство выпус­кников зарубежных филиалов российских вузов с российс­ким государственным дипломом на родине, в том числе и в целом ряде бывших советских республик. Одна из причин - невысокое качество массового обучения в филиалах, учеб­ных центрах и т.п. части российских вузов и отсутствие всех требуемых национальными министерствами образования документов для соответствующего признания выдаваемых российских дипломов. Уровень знаний иностранных абитуриентов как никогда ранее низок. По большинству базовых общеобразователь­ных дисциплин зачисляемые на учебу в российские вузы иностранцы имеют в среднем оценку между «удовлетвори­тельно» и «хорошо» (Ентер)

Очень плохим стало знание русского языка. Снижение уровня подготовленности по русскому языку связано с общей тенденцией сокращения распространеннос­ти (популярности) русского языка в мире.(Ентер)

Мероприятия по повышению эффективности экспорта российского образования

Задача расширения экспорта российского образования, роста его доходности при одновременном повышении качес­тва оказания образовательных услуг иностранным гражда­нам во всех типах отечественных образовательных учрежде­ний является достаточно сложной и многоплановой, состоя­щей из целого ряда взаимосвязанных параметров (звеньев).Первое из них - качественный отбор будущих иностранных учащихся изпервоначального состава абитуриентов на ос­новании ужесточения требования к уровню их знаний, в том числе русского языка как языка обучения, а также реаль­ное (не на словах) содействие в распространении русского языка в ближнем и дальнем зарубежье, и в первую очередь - посредством предоставления в достаточном количестве сов­ременной учебно-методической литературы по русскому языку тем школам и вузам, где он изучается, Второе - сохранение и улучшение качественного состава преподавательских кадров, обуча­ющих иностранных граждан. Обязательными условиями выполнения этой задачи является значительное повышение заработной платы их своевременная переподготовка и постоянное повышение квалификации.(Ентер)Третьим, цен­тральным параметром (звеном) является само содержание образовательного процесса, четвертым - качество условий жизни иностранных граждан в период их обучения в России, в том числе обеспечение их личной безопасности,социальной защиты, медицинского обеспечения.(Ентер)

Важнейшим условием также является усиление вузовского потенциала интеграции российского академического сообщества в международное образовательное пространство.