Реферат: Система налогов хозяйствующего субъекта

Название: Система налогов хозяйствующего субъекта
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

1. Система налогов хозяйствующего субъекта. Федеральные и республиканские налоги. Назначение налогов. Налоги - это обязательные взносы плательщиков в бюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля. Федеральные налоги устанавливаются федеральными органами управления России и взимаются на всей тер-рии. При этом суммы ф.н. поступают в бюджеты разных уровней, т.е. часть ф.н. направляется в тер-ные бюджеты. Ф.н.: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование природными ресурсами; налог на прибыль (доход) предприятий; подоходный налог с физических лиц; налоги в дорожные фонды; гербовый сбор; государственные пошлины; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Республиканские налоги - устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее тер-рии. Конкретные ставки этих налогов определяются законами республик и решениями органов власти краев, областей, автономных образований. Р.н.: налог на имущество предприятий; лесной доход; республиканские платежи за природные ресурсы; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Функции налогов: а) регулирующая- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений, регулирование развития народного хозяйства, общественного производства; б) стимулирующая- с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства; в) распределительная- Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических; г) фискальная изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов.

2. Система налогов хозяйственного субъекта. Местные налоги. Налоги, относимые на финансовые результаты. Расчет налогов. Налоги - это обязательные взносы плательщиков в бюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля. Местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. М.н.: налог на рекламу; земельный налог; курортный сбор; налог на имущество физических лиц; сбор на право торговли; целевые сборы с населения и предприятий на содержание милиции, благоустройство; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

5. Методы определения выручки. Прибыль. Расчет прибыли. Внереализационные доходы - перечислить. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. Выручка - деньги, полученные от продажи чего – либо или в качестве прибыли, дохода. Выручка принимается в расчет без НДС и акцизов. Выручка от реализации продукции определяется по мере: 1.ее оплаты (при безналичных расчетах- на счет банка; при наличных- в кассе предприятия); 2. по мере отгрузки и предъявления покупателем расчетных документов. Прибыль - основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанных с получением валового дохода. Предприятие получает прибыль если: а) выручка превышает себестоимость; б) выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; в) затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в тяжелое финансовое положение, не исключающее и банкротство. Балансовая прибыль: Пб=+-Пр+-Пи+-Пво, где Пр- прибыль(убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг; Пи-прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия; Пво- доходы (убытки) от внереализованных операций. Прибыль от реализации продукции: Пр= Вр – С\с, где Вр- выручка от реализации; С\С- себестоимость (затраты на производства и реализацию). В состав внереализационных прибылей (убытков) входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций; другие доходы и расходы (убытки, потери). К таким доходам относят: 1.Прибыль прошлых лет, выявленная в прошлом году.2. Доходы от дооценки товаров; 3. Поступление сумм в расчет погашения дебиторской задолженности, в прошлые годы в убыток; 4.Положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; 5. Проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.

6. Рентабельность производства и активов. Расчет показателей рентабельности. Распределение прибыли. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность (норму рентабельности). Норму рентабельности предприятия можно рассчитать по формуле: R `= (( V *(Ц – С\с))/(Фо+Фн.об))* 100%, где V -объем продукции;Ц-цена ед. продукции; с\с-себестоимость ед. продукции;Фо-стоимость основных производственных фондов;Фн.об.-стоимость нормируемых оборотных средств. Экономиическая сущность рентабельности заключается в том, что она показывает сумму получаемой прибыли на рубль затрат. Различают рен-сть производства и рен-сть продукции. Рен-сть производства – это получение прибыли с одного рубля производственных фондов: R = (Побщ\Фо+Фн.об.)* 100%, где Побщ- прибыль общая (балансовая).Рен-сть продукции- это получение прибыли с 1 рубля текущих затрат: R =(Пр\с/с)* 100%,где Пр- прибыль от реализации продукции.Рен-сть продаж: R =(Пр\ V )* 100% означает или повышение цен при постоянных издержках или снижение издержек при фиксированных ценах. Рен-сть активов: R =(Пб\А)*100% отражает эффективность использования всего инвестиционного капитала. Рен-сть основного капитала: R = (Пр\Ок)*100% высокое значение показателя отражает эффективное исп. основных средств предприятия. Рен-сть собственного капитала: R =(Пч\Ск)*100% изменение этого показателя обычно отражается на котировки акций фирны на фондовых биржах. Средняя норма рен-сти: R = (((Пб1+Пб2….)\ n ) \ ((А1+А2+А3…)\ n ))* 100% средняя норма рен-сти показывает стабильность работы предприятия за определенный период времени. Обозначения: Пр-прибыль от реализации;А-активы(тог баланса) на конец отчетного года; V –объем продаж за отчетный год; Ок-основной капитал;Ск-собственный капитал (балансовая стоимость) на конец года;Пб-прибыль балансовая;Пч-Прибыль чистая. На предприятии распределению подлежит чистая прибыль.Принципы распределения прибыли: а) прибыль,получаемая предприятием в результате производственно-хоз. И финансовой деятельности,распределяется между государством и предприятием как хоз-ющим субъектом.; б)прибыль для гос-ва поступает с соответ-ющие бюджеты в виде налогов и сборов; в) прибыль,остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на накопление,обеспечивающее его дальнейшее развитие.

11. Управление оборотными средствами. Понятие оборотных средств- собственных, заемных, нормируемых, ненормируемых. Классификация оборотных средств. Оборотные средства (оборотный капитал) - это часть капитала пред­приятия, вложенного в его текущие активы. По материально-вещественно­му признаку в состав оборотных средств включаются: предметы труда (сы­рье, материалы, топливо и т.д.), готовая продукция на складах предприятия; товары для перепродажи, денежные средства и средства в расчетах. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства. По степени управляемости оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым средствам относятся, как правило, все оборотные производственные фонды, а также та часть фон­дов обращения, которая находится в виде остатков нереализованной гото­вой продукции на складах предприятия. К ненормируемым средствам относятся остальные элементы фондов обращения, т.е. отправленная потребителям, но еще не оплаченная продук­ция и все виды денежных средств и расчетов. Деление оборотных средств на собственные и заемные указывает ис­точники происхождения и формы предоставления предприятию оборотных средств в постоянное или временное пользование. Собственные оборотные средства формируются за счет собственного капитала предприятия (уставный капитал, резервный капитал, накопленная прибыль и др.). Для нормальной обеспеченности хозяйственной деятельно­сти оборотными средствами величина их устанавливается в пределах 1/3 величины собственного капитала. Собственные оборотные средства нахо­дятся в режиме постоянного пользования. Заемные оборотные средства формируются в форме банковских кредитов, а также кредиторской задолженности. Они представляются предприятию во временное пользование. Одна часть платная (кредиты 1 займы), другая - бесплатная (кредиторская задолженность). Классификация оборотных средств по степени их ликвидности и сте­пени финансового риска характеризует качество средств предприятия, находящихся в обороте. Задача такой классификации — выявление тех те­кущих активов, возможность реализации которых представляется малове­роятной. Эффективное управление оборотным капиталом предприятия предполагает не только поиск и привлечение дополнительных источни­ков финансирования, но и рациональное их размещение в активах пред­приятия, особенно в текущих активах.

12. Состав и размещение оборотных средств. Принципы управления оборотными производственными фондами. Оборотные средства (оборотный капитал) - это часть капитала пред­приятия, вложенного в его текущие активы. Состав и структура основных фондов зависят от особенностей специализации отрасли, технологии и организации производства, технической оснащенности. Структура основных фондов может быть различна по отраслям промышленности и внутри отдельной отрасли в связи с теми же причинами. По материально-вещественно­му признаку в состав оборотных средств включаются: предметы труда (сы­рье, материалы, топливо и т.д.), готовая продукция на складах предприятия; товары для перепродажи, денежные средства и средства в расчетах. Эффективное управление оборотным капиталом предприятия предполагает не только поиск и привлечение дополнительных источни­ков финансирования, но и рациональное их размещение в активах пред­приятия, особенно в текущих активах.

13. Управление фондами обращения. Состав фондов обращения. Нормы и нормативы.

Фонды обращения обслуживают сферу производства. Они включают готовую продукцию на складе, товары в пути, денежные средства и средства в расчетах с потребителями продукции, в частности, дебиторскую задолженность. Фонды обращения- это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но неоплаченные, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах. К ф\о относят: а) готовая продукция на складе; б) товары отгруженные, но неоплаченные в срок; в) денежные средства, находящиеся в кассе предприятия на стадии расчетов покупателей с предприятием; г) все виды дебиторской задолженности.

14. Нормирование оборотных средств- текущий запас и страховой запас. Под нормирование о\с понимается процесс определения минимальной, но достаточной величины о\с на предприятии. Норматив производственных запасов. Норматив производственных запасов по каждому виду или однородной группе материалов учитывает время пребывания в подготовительном, текущем и страховом запасах и может быть определен по формуле: Нп.з= Q сут ( N п.з+ N т.з+ N стр), где Qсут – среднесуточное потребление материалов;Nп.з. – норма подготовительного запаса, дн.;Nт.з. – норма текущего запаса, дн.; Nстр – норма страхового запаса, дн; Текущий запас- основной вид запаса, необходимый для бесперебойной работы предприятия между двумя очередными поставками. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок материалов по договорам и объем их потребления в производстве. Норма о\с в текущем запасе обычно принимается в размере 50% среднего цикла снабжения, что обусловлено поставкой материалов несколькими поставщиками и в разные сроки. Страховой запас- второй по величине вид запаса, который создается не случай непредвиденных отклонений в снабжении и обеспечивает непрерывную работу предприятия. Страховой запас принимается, как правило в размере 50% текущего запаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоя в поставках.

22. Основные фонды предприятия. Состав основных фондов. Оценка основных фондов.

Основные фонды-это часть производственных фондов, которые участвуют в процессе производства длительное время,сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на продукцию постепенно, по частям, по мере использования.Сущность о\ф можно охарактеризовать следующим образом: а) они вещественно воплощены в средствах труда; б) их стоимость по частям переносится на продукцию; в) они сохраняют натуральную форму длительное время по мерк износа; в) возмещаются на основе амортизационных отчисления по истечении срока службы. Классификация о\ф: Вещественно-натуральный состав о\ф: здания;сооружения; передаточные устройства,рабочие машины и обарудование. Функциональное назначение о\ф: производственные и непроизводственный.Принадлежность о\ф: собственные и арендованные. Отраслевой признак о\ф: основные средства промышленности; основные средства сельского хозяйства. Использование о\ф: находящиеся в эксплуатации,находящиеся в запасе (консервации). Оценка о\ф- это денежное выражение их стоимости. Базовыми видами оценок основных фондов явл.:первоначальная, восстановительная, и остаточная стоимость.Первоначальная стоимость о\ф-\то фактическая сумма затрат на изготовление или приобретение фондов, их доставку и монтаж.Востановительная стоимость о\ф- это стоимость их воспроизводства в современных условияхОстаточная стоимость пред-ет собой разницу между первоначальной и востановительной стоимостью и суммой износа,т.е. это та часть стоимости основных средств,которая еще не перенесена на производимую продукцию.При оценке основных фондов в натуральной форме уст-ется:число машин; их производительность;мощность;размер произв-ых площадей.

23. Основные фонды. Переоценка основных фондов. Амортизация. Расчет нормы амортизации.

Основные фонды-это часть производственных фондов, которые участвуют в процессе производства длительное время,сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на продукцию постепенно, по частям, по мере использования. В условиях инфляции переоценка о\ф на предприятии позволяет: а)объективно оценить истинную стоимость о\ф;б) более правильно и точно определить затраты на производство и реализацию продукции;объективно устанавливать продажные цены на реализуемые \ф и арендную плату.Амортизация-это денежное возмещение износа о\ф путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции. Основные функции а.:1.Обеспечение воспроизводства и восстановление о\ф.2.Учетная.А. отчисления производятся предприятием ежемесячно исходя из установленных норм амортизации и балансовой стоимости о\ф по отдельным группам, сост. на балансе предприятия.Норма а.-это отношение суммы годовых амор-нных отчислений к стоимости основных производственных фондов.Н\а представляет собой уст. гос-вом годовой % погашения стоимости о\ф и определяет сумму ежегодных амор-ных отчислений.Н\а рассчитывается по формуле: На=((Фп(б)- Фл) \ (Фп(б)* t сл)) *100%,где На-норма амор-ции о\ф в год (%);Фп(б)-первоначальная (балансовая) стоимость о\ф; Фл-ликвидационная стоимость; t сл-срок службы о\ф. Начисление амор-ции по о\ф, вновь введенным в эксплуатацию, начисляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим о\ф прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

24.Основные показатели использования основных фондов, их расчеты. Для хар-тики исп. о\ф применяются,кот. Условно можно разделить на: обобщающие и частные. О. показатели применяются для хар-тики исп. о\ф на всех уровнях народного хозяйства. К этим показателям относят фондоотдачу и рентабельность. Результатом лучшего исп. о\ф явл. увеличение объема производства. Поэтому п.и.о\ф должен строиться на принципе соизмерения производственной продукции со всей совокупностью примененных при ее производстве о\..Это и будет показатель выпуска продукции в денежном выражении, приходящейся на 1 рубль стоимости о\ф, т.е. фондоотдача.: Ф\о=ТП \ ОПФ,где ТП-стоимость товарной или реализованной продукции произведенной за год.руб;ОПФ-среднегодовая стоимость основных произ-ных фондов,руб. Обратной величиной фондоотдачи явл. показатель фондоемкости (Ф\е).Ф\е показывает долю стоимости основных фондов,приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции. Ф\е=ОПФ \ ТП. Показатель ф\е определяет необходимую величину о\ф для производства продукции заданного объема на перспективный период. Эффективность работы предприятия во многом уровнем фондовооруженности (Ф\в) труда. Ф\в= ОПФ\Ч,где Ч-численность рабочих,чел. Так же на уровень и.о\ф сущ. влияние оказывает показатель рентабельности ( R и-р. всего имущества, R с.с-р. собственных средств, R п.ф-р произв-ных фондов): R и= (прибыли\ средняя величина актива баланса)*100%; R с.с=(прибыль\ средняя величина собственных средств)*100%; R п.ф=(прибыль\среднегодовая стоимость ОПФ+ стоимость материальных оборотных фондов)*100%;

Показателем,хар-ющим уровень исп. ОПФ,явл их рен-ость ( R ф): R ф=(прибыль\среднегодовая стоимость ОПФ)*100%

25. Источники финансирования основных фондов. Лизинговые операции.

Банковские кредиты предоставляются в форме инвестиционных (дол­госрочных) кредитов или краткосрочных ссуд. Назначение банковских кредитов - это финансирование расходов, связанных с приобретением основных и текущих активов, а также финансирование сезонных потреб­ностей предприятия, временного роста товарно-материальных запасов, временного роста дебиторской задолженности, налоговых платежей, экстранеординарных расходов. Лизинг- это форма аренды, связанная с передачей в пользование машин, оборудования, транспорта и иных материальных средств. Суть лизинговой операции состоит в предоставлении одной стороной (лизингодателем) другой стороне (лизингополучателю) имущества в искл-ное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение на основе лизингового договора. Целью лизинга явл. содействие развитию НТП, развитие материально-техн. базы предприятия, техническое перевооружение, расширение кооперации между отечественными и зарубежными предприятиями. В лизинговой сделке участвуют 3 стороны:1. Лизингодатель- специализированная лизинговая компания, приобретающая имущество в собственность и передающая его во временное пользование за определенную плату.2.Лизингополучатель-предприятие, арендующее имущество.3.Продавец-предприятие-производитель необходимого имщества. По степени окупаемости объекта лизинга он делится на оперативный и финнсовый.1.О\л-это л. с неполной окупаемостью, при кот. течение срока действия одного лизингового договора происходит частичная амортизация имущества и окупается только часть его.2.Ф\л-это л. с полной окупаемостью, когда в течение срока действия лизингового договора происходит полная амортизация имущества и выплата лизингодателю стоимости имущества.

26. Бизнес- план предприятия. Изложить схему написания плана.

В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования явл. бизнес-план. Традиционно он выступал инструментом малого и среднего бизнеса, нуждающегося во внешней помощи (партнера или инвестора) для реализации конкретных проектов. Возрастание роли б-п связанно с: а) Возрастание сложности внешней хоз-ной среды потребовало от компаний высокой гибкости в управлении, умение постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учетом всех факторов. б) возросла роль стратегического маркетинга, умение находить и оценивать возможнее новые, перспективные направления хоз-ной деят-сти. в) расширилась самостоятельность производственных подразделений. Обособление хоз-ных систем, при необходимости интеграции решений по части инвестиционной политики и оценки их привлекательности с точки зрения финн. результата, сделало б-п популярным инструментом планирования бизнеса в рамках крупных компаний. Б-П-это план развития бизнеса на настоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии направления и географ-кие регионы хоз-венной деят-сти. В нем определенны ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осущ-ния поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост\снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющ. предметом деят-ности предп-тия. Б-п всегда имеет адресата. Им м\б партнер, инвнстор, вышестоящее рук-ство или органы гос. управления. Организационный раздел . Схема написания б-п: 1.Организационный раздел: а) вид услуг; б)производственный план. 2.Исследование, аналаз и конкуренция на рынке сбыта.3.Команда управления. Деловое расписание.4.Анализ риска.5.Финансовыйц план

29. Юридические лица. Понятие и цель создания хозяйственных обществ и товариществ.

Хоз. товарищества и общества- коммерческие организации, уставной фонд которых формируется за счет вкладов граждан и\или юридических лиц. Отл. особенностью хоз. товариществ явл. то, что 1 или несколько участников несут неограниченную солидарную имущественную ответственность по обязательствам товарищества. Различают: полные (все участники солидарно отвечают по обязательствам предприятия всем своим имуществом) и коммандитные (наряду с участниками , осущ. предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающим своим имуществом, имеются участники- вкладчики, которые не принимают участия в управлении товариществом и отвечают по его обязательствам в пределах своих вкладов) товарищества . Отл. особенность хоз. общества явл. ограниченная ответственность всех его участников (акционеров) по обязательствам общества. Различают общества: с ограниченной ответственностью(несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах внесенных ими вкладов), с дополнительной ответственностью (при эконом. несостоятельности 1 из участников, ответственность переносится на другого.), акционерные (коммерческая организация, уставной фонд кот. разделен на определенное число акций)

30. Цель создания производственных кооперативов, государственных, муниципальных и унитарных предприятий. Произв. кооперативы- это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной коммерческой деятельности. Прибыль кооператива разделена между его членами в соответствии с их трудовым участием. Отличительной особенностью п\к от хоз. товариществ явл. то, что в них не допускается участие юрид. лил. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущество. Имущество унитарного предприятия явл. неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Унитарное предприятие подразделяется на: 1. У\п основанные на праве хоз. ведения (это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом). 2. У\п основанное на праве оперативного управления (это право предприятия владеть , пользоваться закрепленным за ним имуществом).

32. Понятие спроса, предложений и дефицита. Поведение предприятия при изменении спроса.

Под спросом понимается кол-во продукта, которое покупатели не только хотят, но и могут купит по любой возможной цене за определенный промежуток времени ( в ). Предложение- заявление продавца о желании продать товар, услуги на определенных условиях. Дефицит- превышение расхода над доходом.

33. Различие экономических систем: административно- командной и рыночной. Преимущества и недостатки систем. Командно- административная (централизованно-регулирующая): в основе которой лежит гос. монополизм, т.е. полное регулирование гос-вом всей эконом жизни., централизованное планирование хоз. пр-ва, гос. собственность на все ресурсы страны, отсутствие конкуренции между производителями, централизованное назначение цен, дефицит большинства товаров. Рыночная: при которой производители самостоятельно решают вопросы производства и реализации продукции. Основными чертами данной системы явл.: свободное ценообразование; конкуренция как механизм отбора и регулирования; частная собственность ни средства производства; свободное предпринимательство; ограничение контроля и вмешательства со стороны гос-ва; разорение убыточных предприятия. Отрицательной чертой р.э. в отл. от к-а явл. то, что она не позволяет целый ряд соц. проблем.

37. Финансовый план- цель его разработки. Содержание и основные расчеты (амортизационных отчислений и среднегодовой стоимости основных фондов). Завершающим этапом составления среднесрочного плана явл. составление финн. плана (бюджета) предприятия на основе расчетов, проведенных на предыдущих этапах. Фин. план включ. баланс доходов и расходов предприятия на каждый год планируемого периода. Фин. план предприятия предусматривает:1.Обеспечение фин. ресурсами, необходимыми для осущ. производственно-хоз. деятельности, своевременного проведения мероприятий, намеченных во всех разделах годового плана.2.Выявление резервов и мобилизацию ресурсов для рационального использования производственных мощностей, оборотных средств, обеспечение максимальной эффективности производства, достижения высокой рентабельности и прибыли; определение фин. взаимоотношений с гос-вом и банками. В фин. плане находят отражение: доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, взаимоотношения с гос-вом, банками, инвесторами, распределение прибыли. Результаты указанных расчетов сводятся в основном плановом документе- балансе доходов и расходов. Если при составлении баланса расходы превышают доходы, то для покрытия дефицита предусматривается привлечение заемных средств (краткосрочных и долгосрочных кредитов). В доходной части фин. плана учитывается: денежные средства на начало планируемого периода; доходы от реализации продукции; внереализационные доходы; кредит; прочие поступления. После этого рассчитывается сумма поступлений. Расходная часть включ.: текущие затраты, в том числе переменные издержки; капитальные вложения; погашение кредитов; дивиденды. После этого рассчитывается сумма выплат и рассчитывается остаток денежных средств.

41. Финансовые проблемы банкротства предприятия. Оценка финансового состояния предприятия. Банкротство- несостоятельность должника (физ. или юрид. лица), т.е. признание судом или объявленная должником неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Б. наступает после признания арбитражным судом несостоятельности предприятия или после признания этого самим должником в случае добровольной ликвидации предприятия. Обоснование для возбуждения дела о несостоятельности- заявление самого должника, кредитора или прокурора. От имени должника заявление в арб. суд подается его руководителем. Б- следствие разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результат его неэффективности ценовой, инвестиционной и финансовой политики. Ликвидация предприятия в результате б. оказывает оздоровляющее влияние на экономику в целом. Негативные последствия б.: безработица, социальная напряженность, прямые и косвенные материальные убытки. Федеральным законом установлена очередность удовлетворения требований кредиторов организации-банкрота. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника.

42. План финансового оздоровления предприятия (при объявлении предприятия банкротом в Арбитражном суде). Судьба предприятий, производящих товары и услуги, зависит от характера и структуры потребностей рынка, способности и возможности их прогнозирования, а так же степени адекватной реакции. Рыночной экономике свойственны такие явления, как неравномерное развитие экономики, колебание объемов производства и сбыта, возможность значительных спадов производства. К мерам антикризисного управления предприятием, находящимся в состоянии банкротства относятся: а) реорганизационные меры (санкция, внешнее управление); б) ликвидационные меры (конкурсное производство); в)мировое соглашение. Внешнее управление имуществом должника вводится на основании ходатайства, которое может быть подано должником, собственником должника или кредитором. В этом ходатайстве должна быть обоснована целесообразность данной процедуры и предложена кандидатура внешнего управляющего. Мак-ный срок внешнего управления 18 мес.; на весь этот период вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Конкурсное производство. В том случае, когда при открытии дела о банкротстве предприятия не имеется ходатайства о введении внешнего управления, а также отсутствует вывод арбитражного суда о невозможности реального восстановления платежеспособности за счет проведения указанных процедур, может быть принято решение о начале конкурсного производства. Целью к\п явл. удовлетворение требований кредиторов и объявление должника свободным от долгов, а также охрана сторон от неправомерных действий друг друга. К\п наступает после признания должника банкротом и в сущности представляет собой ликвидацию предприятия и распродажу его имущества. Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом и им же освобождается от своих обязанностей бывший руководитель предприятия.

49. Труд и заработная плата: система тарифных ставок и должностных окладов. Тарифная система- это совокупность нормативных актов, при помощи кот. осущ. регулирование размеров з\п различных групп и категорий работников в зависимости от тяжести, сложности, интенсивности труда и уровни квалификации. Тарифная ставка- опр. величину оплаты труда работника соответствующего квалификационного разряда за ед. времени-час,день,месяц. На основе тарифных коэффициентов и т\с первого разряда осущ. расчет т\с по разрядам по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников.

50. Труд и заработная плата: формы и системы оплаты труда в условиях рыночной экономики. Методы и направления совершенствования системы оплаты труда. Ф.о.т представляют собой способы установления зависимости размера з\п работников от затраченного ими труда. Сущ. 2 ф.о.т.: сдельная и повременная. При сдельной о.т. з\п работнику начисляется за каждую ед. изготовленной продукции или выполненной работы. При повременной-по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время. Каждая форма з\п в соответствии с принципами построения подразделяется на системы. Под с.о.т понимается способ исчисления размера з\п, кот. подлежит выплате работнику за результаты затраченного им труда. Применяются сл. с.сдельной ф. з\п: прямая сдельная(при кот. заработок рабочего при индивидуальной оплате прямо пропорционален кол-ву изготовленной продукции) ; сдельно- премиальная (система, при кот. заработок складывается из оплаты по прямым сдельным расценкам, и премии за выполнение качественных и кол-ных показателей. размер премии уст. в % от основного заработка); сдельно- прогрессивная (система предусматривает оплату изготовленной продукции в пределах норм по прямым сдельным расценкам, а оплату продукции сверх норм- по повышенным расценкам); косвенно- сдельная система (применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих) и аккордная (оплата труда, при кот. время выполнения и оплата уст. не по отдельным операциям, а по всей работе в целом и распределяются по исполнителям в соответствии с вкладом каждого.) Повременная форма з\п предусматривает оплату труда в зависимости от затраченного времени и тарифной ставки, качества продукции Делится на: простую повременную (заработок определяется произведением тарифной ставки работника и отработанного времени) и повременно-премиальную (работник к окладу и тарифной з\п может получить премию за достижение определенных кол-ных и кач-ных показателей)

57. Сущность, задачи и принципы управления экономикой предприятия. Управление предприятием- это воздействие на работников для достижения целей, стоящих пред предприятием и его персоналом. У\п состоит из ряда функциональных подсистем: стратегическое (решает задачи обеспеч. экономического роста предприятия, повышения его конкурентоспособности) и текущее (обеспеч. непрерывность и синхронность работы всех звеньев предприятия, направленные на выполн. установленного задания) управление; управление персоналом; планирование; упр. производством. Задачи у. персонала: обеспечение предприятия необходимым кол-вом кадров,имеющих нужную квалиф-цию.; обучение работников в соотв. с принятой технологией и организацией производства продукции; расстановка персонала по рабочим местам. Для реализации указанных задач в систему управления персоналом на крупных предприятиях входят подразделения кадров, оплаты труда, безопасности.

58. Структура органов управления экономикой предприятия. Основные показатели, оперативно контролируемые руководителем предприятия. Под структурой предприятия понимается состав и соотношение внутренних звеньев предприятия (цехов, отделов, участков). В связи с усложнением структуры производства сложилась функциональная структура. Особенностью ф\с заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления. К преимуществам ф\с можно отнести то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов функциональных областях, улучшает координацию деятельности. Ф\с не подходит для предприятий, осущ. свою деятельность в широких международных масштабах. Так же выделяют линейную структуру упр-ния. Сущность л\с.упр сост. в том, что управляющие воздействия на объект могут предаваться только одним доминантным лицом-руководителем, который получает инф-цию только от непосредственно ему подчиненных лиц, и принимает решение по всем вопросам. Данный тип орг-ной структуры упр. применяется в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством. Преимущество такой структуры состоит в простоте применения. Недостатки такой структуры объясняются негибкость,неприспособленностью к дальнейшему росту и развитию предприятия. Дивизиональная с.упр. предпр. Ключевыми фигурами в управлении становятся не руководители подразделений, а управляющие, возглавляющие производственные отделения. Является наиболее эффект-ной для масштабного производства.