Доклад: Специальные экономические зоны в мировой экономике

Название: Специальные экономические зоны в мировой экономике
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: доклад

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова

(технический университет)

Доклад
По дисциплине : Мировая экономика

Тема: Специальные экономические зоны в мировой экономике.

Выполнили: студентки гр. МТ-06-1 Никулина А.М., Акшелс А.А.

ПРОВЕРИЛ: доцент __________ / Кичигин А.В./

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2009


1. Классификация СЭЗ и их роль в мировой экономике.

Международная Киотская конвенция (1973 г.) “Об упрощении и гармонизации таможенных процедур” даёт определение СЭЗ как части территории государства, выведенной за рамки таможенных границ, в которой любое передвижение товаров и денег не подвластно административному или какому-либо иному контролю. СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. Международные корпорации рассматривают СЭЗ как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль (норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30-35%, а в азиатских зонах – более 40%). Сроки окупаемости капиталовложений в СЭЗ сокращаются в 2-3 раза и составляют 3-3,5 года.

Так же определяют СЭЗ как часть национальной территории, имеющей более широкую самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, собственный режим управления и более свободные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.

Целями создания СЭЗ могут являться:

- создание и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с зарубежными странами,

- привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, а также потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей и для решения задач социально-экономического развития региона

- комплексное освоение природных ресурсов региона

- рост экспортных возможностей региона

- развитие производства высококачественной экспортной и импортозамещающей продукции, отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике,

-решения задач социально-экономического развития региона: повышение жизненного уровня населения на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, снижение уровня безработицы.

Классификации свободных экономических зон , выделении различных их типов (видов). Чаще всего основой для классификации СЭЗ служат четыре главных критерия:

1) характер деятельности и функциональное предназначение;

2) степень интегрированности в мировую и национальную экономику;

3) отраслевой признак;

4) характер собственности (они могут быть государственными, частными и смешанными).

I. По характеру деятельности выделяют:

1. Зоны свободной торговли Первую группу образуют торговые СЭЗ . Это одна из наиболее ранних (возникших еще в ХVI—ХVII вв.) разновидностей свободных экономических зон. К ней относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные порты, но в первую очередь — зоны свободной торговли (ЗСТ) , получившие наиболее широкое распространение.

2. Экспортно-производственные или промышленно-производственные зоны- вторую группу образуют промышленно-производственные СЭЗ , также имеющие несколько разновидностей. СЭЗ этой группы принято подразделять на экспортно- и импортно-ориентированные. Первые из них работают на внешний рынок, а вторые на внутренний. Экспортно-производственных зон значительно больше, так что они в основном и формируют вторую группу СЭЗ. В отличие от зон свободной торговли, экспортно-производственные зоны предназначены прежде всего для увеличения экспортного потенциала страны и, соответственно, ее валютных доходов. Некоторые из них возникли на базе трансформации зон свободной торговли, но большинство создавалось целенаправленно с экспортной ориентацией. Для многих таких зон характерно преобладание сборочных предприятий.

3. Научно-промышленные парки или технико-внедренческие зоны - третью группу образуют научно-технологические (технико-внедренческие) СЭЗ , в которых концентрируются национальные и зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, также пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. Задача таких СЭЗ заключается в разработке и внедрении в отечественную практику новейших технологий. Они имеют характер инновационных и научных центров, научных, исследовательских парков, технопарков и др.

4. Сервисные зоны - Четвертую группу образуют сервисные СЭЗ , предоставляющие льготные условия тем фирмам и учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в основном финансовых, но также и других. Среди них различают офшорные зоны, финансовые центры, центры предоставления банковских, туристических и иных услуг.

Все это создает достаточно широкий диапазон для разного рода трактовок: одни авторы считают, что существует до 25—30 разновидностей СЭЗ, другие ограничиваются 10—15 и еще меньшим числом их типов. Но в любом случае очень важна группировка этих типов, объединение их в несколько родственных групп.

5. Комплексные зоны - пятую группу образуют комплексные СЭЗ . Они не имеют узкой специализации, а охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности, отчего их внутренняя структура наиболее сложна. Как правило, комплексные СЭЗ и по размерам значительно больше других. Они могут занимать территорию целого района, административной области, а в отдельных случаях и более крупного региона.

6. Международные зоны - в шестую группу можно включить международные СЭЗ , которые стали возникать сравнительно недавно. Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих государств. Наиболее ярким примером международной СЭЗ может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона Туманган.

Туманганский проект предусматривает создание в дельте р. Туманган (Тумынцзян) особой международной экономической зоны площадью в 1000 км2 с новым городом-портом. Для реализации проекта уже заключены соответствующие межправительственные соглашения. Китаю этот проект выгоден, так как обеспечит ему создание новых рабочих мест и выход к Японскому морю. Перед КНДР, которая известна закрытостью своей экономики, он открывает возможность участвовать в многосторонних соглашениях. Россия благодаря ему может углубить свои экономические связи со cтpaнaми Азиатско-Тихоокеанского региона, причем на основе наукоемких производств и сферы услуг. Большой интерес к этому проекту проявляют также Япония и Республика Корея. Однако некоторое факторы политического и экономического характера оказывают сдерживающее воздействие на его осуществление.

Добавим, что при рассмотрении классификации экспортно-экономических зон некоторые авторы предпринимали попытки выделить их последовательные поколения. Обычно к СЭЗ первого поколения относят зоны свободной торговли, к СЭЗ второго поколения — экспортно-производственные зоны, к СЭЗ третьего поколения — технико-внедренческие и сервисные зоны. Появились также первые предложения, касающиеся зон четвертого поколения.

Несмотря на многие черты сходства, свободные экономические зоны в развитых странах Запада, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой имеют некоторые различия.

Большое распространение таких зон в странах Запада вытекает из их активного участия в международном географическом разделении труда и мирохозяйственных связях, в разного рода интеграционных группировках, да и из самого постиндустриального характера их экономики. Неудивительно, что в этих странах представлены почти все разновидности СЭЗ.

В Западной Европе количественно преобладают зоны свободной торговли. Они появились здесь еще в XIX в. и даже раньше (вольные гавани); к середине 90-х годов их число возросло примерно до 150. Сначала такие зоны формировались преимущественно в морских портах Германии (Гамбург, Бремен, Бремерхафен, Киль, Эмден, Куксхафен), Дании (Копенгаген), Финляндии (Хельсинки, Турку), Греции (Пирей, Салоники). Давно известны также крупные ЗСТ в речных портах и железнодорожных узлах (например, в Линце и Граце в Австрии). Однако новейшая история европейских, да, собственно, и мировых ЗСТ началась в конце 50-х годов, и связана она с ирландским международным аэропортом Шеннон.

Аэропорт Шеннон, расположенный в западной части Ирландии, специализировался на дозаправке самолетов, обслуживавших трансатлантические рейсы. Но по мере того как ведущие авиакомпании стали переходить на самолеты, не нуждавшиеся в дозаправке, экономическое положение Шеннона ухудшалось, и он оказался на грани закрытия. Тогда в 1959 г. правительство страны объявило о своем намерении сделать Шеннон зоной свободного международного предпринимательства. Эта акция оказалась вполне успешной. Иностранный капитал за короткие сроки сумел создать здесь тысячи новых рабочих мест, ликвидировать безработицу и вернуть району экономическое благополучие. Ныне в зоне Шеннона производят электронное оборудование, буровые установки, промышленные алмазы, товары широкого потребления. Его годовой экспорт уже превысил 1 млрд долл. Да и сам Шеннон превратился в процветающий город.

Кроме зон свободной торговли в Западной Европе получили широкое распространение научно-технологические зоны, центры офшорного бизнеса. В некоторых странах, например в Великобритании, СЭЗ создавались в рамках региональной политики, направленной на подъем депрессивных районов. Перспективы создания СЭЗ в Западной Европе во многом связаны с углублением интеграционных процессов в системе Европейского Союза.

В США также наибольшее распространение получили зоны свободной торговли. Их здесь начали создавать еще в середине 30-х годов для преодоления последствий мирового экономического кризиса. Теперь таких зон, расположенных в портовых городах и транспортных узлах, уже несколько сотен. В 80-х годах в стране начали возникать также зоны свободного предпринимательства, ориентирующиеся преимущественно на внутренний рынок. Большое распространение получили также научно-технологические зоны.

В Японии долгое время особенно много внимания уделяли технополисам и технопаркам, но с начала 90-х годов правительство этой страны приняло меры, направленные на стимулирование экспорта и привлечение зарубежных инвестиций. С этой целью в морских портах и международных аэропортах стали создавать свободные внешнеторговые зоны.

В развивающихся странах первые свободные экономические зоны начали возникать в середине 60-х годов. Сначала их было немного, но затем произошел настоящий бум, так что к концу 90-x годов по общему числу СЭЗ эти страны, по-видимому, уже не уступали развитым. Наибольшее распространение в странах Азии, Африки и Латинской Америки получили экcпopтнo-пpoизвoдcтвeнныe зоны (ЭПЗ), которые обычно вывозят почти всю производимую продукцию на внешние рынки. Очень часто такие зоны имеют анклавный характер, образуя своего рода «государство в государстве». Это происходит потому, что владельцами предприятий в них выступают крупные транснациональные корпорации, разные дочерние компании которых поставляют для таких зон детали и полуфабрикаты, организуют в них, опираясь на дешевую рабочую силу, сборку готовых изделий, которые затем направляют на экспорт. Поэтому некоторые экономисты считают, что подобные (фактически экстерриториальные) зоны правильнее именовать не свободными, а специальными зонами . Для таких СЭЗ наиболее характерна специализация на электронной промышленности. На ее предприятиях обычно занято до 3/5 всей рабочей силы ЭПЗ. При этом преобладают предприятия, не требующие больших затрат и ориентирующиеся на продукцию самого массового спроса (компьютеры, средства связи, электронные часы и игры и т. п.). На втором месте по инвестициям и численности занятых — швейная и текстильная промышленность, производство спортивного инвентаря и др.

Больше всего экспортно-производственных зон в развивающихся странах зарубежной Азии, в первую очередь новых индустриальных. Всего в середине 90-х годов их было около ста. В качестве примеров наиболее эффективных и хорошо зарекомендовавших себя обычно приводят ЭПЗ Республики Корея (Масан), о. Тайвань (Гаосюн), Малайзии (Пинанг), Филиппин (Багио), Сингапура (Джуронг). Такие зоны есть также в Индии, Индонезии, Пакистане, Таиланде, Сирии, Иордании. Кроме экспортно-производственных зон в развивающихся странах Азии встречаются и СЭЗ других типов. В международных аэропортах Сингапура и города Дубай (ОАЭ) расположены крупнейшие в мире центры-магазины беспошлинной торговли по системе «Дьюти фри».

Но наибольшие масштабы создание специальных экономических зон приняло в Китае. В стране, где сохраняется плановое хозяйство, они выполняют роль своего рода экспериментальных рыночных полигонов. Формирование СЭЗ в Китае началось в конце 70-х годов и затем прошло в своем развитии несколько этапов. Ныне на пять специальных экономических зон (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь и о. Хайнань) приходится значительная часть всех иностранных инвестиций в экономику страны. Кроме того, еще в 80-х годах 14 приморских городов Китая получили статус открытых. А в 90-х был создан свободный экономический район Пудун (в Шанхае), которому китайское правительство отводит ключевую роль в увеличении открытости экономики.

Латинская Америка по числу свободных экономических зон лишь немногим уступает зарубежной Азии. Первоначально в этом регионе создавали преимущественно зоны свободной торговли (в портах и пограничных транспортных узлах), но затем стали преобладать экспортно-производственные зоны. Большое развитие получили также разного рода офшорные центры. Обычно отдельные страны Латинской Америки имеют сравнительно небольшое число СЭЗ, которые целенаправленно создаются правительствами этих стран и имеют четкую специализацию. Примером очень крупной и комплексной зоны может служить СЭЗ «Манаус» в бразильской части Амазонии, занимающая площадь в 3,6 млн км2! А в Мексике, напротив, создавали небольшие СЭЗ фактически на базе отдельных предприятий, поэтому число их очень велико. Разного вида СЭЗ функционируют также в Чили, Колумбии, Уругвае, в небольших странах Центральной Америки и на островах Карибского моря.

В Африке свободные экономические зоны пока получили меньшее распространение — в значительной мере из-за недостатка средств и неразвитости инфраструктуры. Здесь также преобладают экспортно-производственные зоны, среди которых наибольшее значение имеют зоны на о. Маврикий, в Тунисе и Египте.

Далеко не все попытки создания свободных экономических зон в развивающихся странах оказались успешными. Под влиянием прежде всего политической нестабильности (доходившей до вооруженных конфликтов), а также ряда экономических и административных факторов некоторые СЭЗ, созданные в свое время в Либерии, Сенегале, Шри-Ланке, Гватемале, фактически перестали функционировать.

В странах с переходной экономикой свободные экономические зоны также получили некоторое развитие. Из стран Центральной и Восточной Европы первыми еще в 60-х годах их стали создавать Югославия и Венгрия. Затем они появились и в других странах. В условиях планово-централизованной экономики эти СЭЗ рассматривались как элементы рыночной экономики, способные привлечь иностранные инвестиции. После того как страны Центральной и Восточной Европы в 90-х годах перешли k рыночной экономике, значение СЭЗ еще более возросло. Среди них здесь преобладают экспортно-производственные зоны, но встречаются и СЭЗ других типов, например, имеющие главной целью увеличение занятости в агропромышленных депрессивных районах. В Румынии, Венгрии, Болгарии СЭЗ создаются на государственной основе, в Польше — на акционерной, а в Венгрии также и на смешанной.

2. Льготы СЭЗ

Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории програм­мами и проектами. Однако в экономической литературе выделяют четыре основные группы льгот:

Выделяют 4 группы льгот:

1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощение порядка осуществления внешнеторговых операций.

2. Налоговые (фискальные) льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, НИОКР), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.

3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и помещениями, льготных кредитов.

4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда являются главным фактором притока капитала. Более существенны такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур.

3. Налоговые гавани и оффшорные центры

Как уже говорилось ранее сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. Особым видом сервисных зон являются оффшорные центры (ОЦ) или, так называемые "налоговые гавани".

В русский язык термин "оффшорный", "оффшор" появился из английского языка, где "off-shore" означает "вне берега", "в открытом море", "изолированный". В самом общем виде под оффшорными центрами понимаются страны и территории, осуществляющие регистрацию иностранных компаний, на деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения. Компании, зарегистрированные в оффшорных центрах, находятся под юрисдикцией страны пребывания и обязаны строго соблюдать местное законодательство. Для стран, организующих ОЦ, выгода состоит в привлечении дополнительных капиталов, получении дохода от пребывания компаний в ОЦ, создании дополнительных рабочих мест.

В оффшорных центрах концентрируется, как правило, банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая (доверительная) и консалтинговая деятельность. ОЦ привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, льготным налоговым и внешнеторговым законодательством.

В налоговых гаванях подобные льготы обычно предоставляются всем иностранным компаниям, в оффшорных центрах - тем иностранным компаниям, которые осуществляют операции с нерезидентами. Однако во многих случаях различия между "гаванями" и "центрами" провести уже невозможно, так как они стираются.

Около 70% всех оффшорных центров созданы в развивающихся странах и территориях, остальные - в промышленно развитых государствах.

К таким местам на Западе можно отнести Кипр, Лихтенштейн, Мальту, Монако и британские острова в Европе - Нормандские о-ва, о. Гибралтар, Мэн. Элементы налоговой гавани наблюдаются в Греции, Люксембурге , Ирландии, Швейцарии. Льготный режим для некоторых видов международных финансовых операций действует в таких странах как: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Ирландия, Нидерланды, США.

Масштабы оффшорного бизнеса в последние годы растут весьма стремительными темпами. По существующим оценкам, в середине 90-х годов до половины всего объема мировых валютных операций проходит через оффшорные центры.

О масштабах оффшорного бизнеса свидетельствуют и данные о количестве оффшорных компаний, зарегистрированных в этих центрах. Так в Панаме в начале 90-х годов было зарегистрировано около 120 тыс. оффшорных компаний, на острове Мэн - 40 тыс., в Гибралтаре - 25 тыс., в Ирландии - 22 тыс., на Багамах - 21 тыс., на островах Гернси и Джерси - по 20 тыс., на Каймановых островах - 18 тыс., на Кипре - 13 тыс.

В России к оффшорным центрам с определенными оговорками можно отнести Республику Калмыкия и Зону экономического благоприятствования "Ингушетия".

Благоприятный налоговый режим в Калмыкии для внешних инвесторов был введен в 1994 г. Первоначально республика в четыре раза снизила для нерезидентов региональную ставку налога на прибыль (с 20 до 5%). Уже только это нововведение привлекло в регион

Зона экономического благоприятствования « Ингушетия» (ЗЭБ) образована на основе Постановления правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. № 740, которым утверждено соответствующее Положение. В след за Ингушетией аналогичный статус оффорного центра на период 1996-2000гг. был предоставлен Кабардино-Балкарии . Пока этот регион нельзя назвать оффшорной зоной в классическом понимании, тем не менее, предприятия, зарегистрированные на её территории, получили более льготный режим налогообложения по сравнению с остальными российскими предприятиями.

В последние годы в мировой практике появился термин оффшорное программирование. Только в 2000 г. компании, размещенные в специальных технопарках на территории Индии, экспортировали услуг в области высоких технологий более чем на 6 млрд. долл.

Одно из достоинств оффщорного программирования заключается в том, что появляются дополнительные рабочие места для высококвалифицированных специалистов, которые не заинтересованы в эмиграции. За счет экспорта высокотехнологичных услуг и предоставления аутсортинговых сервисов такие формы организации бизнеса оказываются весьма эффективными.

В настоящее время в мире более 300 оффшорных центров, среди них около 70 НГ. В числе стран, где функционируют оффшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, Остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария.

4. СЭЗ в России, законодательная база, перспективы функционирования

Процесс создания свободных экономических зон в России начался в конце 80-х годов. В 1990 г. Верховный совет РСФСР принял предложение 11 региональных Советов народных депутатов об объявлении их территории зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались в Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской, Кемеровской, Новгородской, областях, Еврейской автономной области и ряде других регионов. Набор предоставляемых зонам льгот был практически одинаков, сами они по сути рассматривались как создание условий для развития внешнеэкономических связей регионов в противовес централизованной системе хозяйствования.

Перечень СЭЗ федерального значения, созданных на территории РФ за 1990 – 1999 годы

Субъект РФ Название СЭЗ
  • Приморский край
  • Читинская обл.
  • Сахалинская обл.
  • Калининградская обл.
  • Алтайский край
  • Еврейская АО
  • Санкт-Петербург
  • Кемеровская обл.
  • Ленинградская обл.
  • Новгородская обл.
  • Ингушетия
  • Кабардино-Балкария
  • Магаданская обл.
  • “Находка”

    “Даурия”

    “Сахалин”

    “Янтарь”

    “Алтай”

    “Ева”

    “ЛЗСП”

    “Кузбасс”

    “Выборг”

    “Садко”

    “Ингушетия”

    “Кабардино-Балкария”

    без названия

    В дальнейшем количество регионов, стремящихся получить статус свободной экономической зоны, постепенно увеличивалось, но большинство объявленных зон так и не стало реально действующими. Зоны не получили своего законодательного оформления, льготы им то выдавались, то отменялись. При этом набор тех льгот и условий, которые необходимы для эффективной реализации данного метода, не был создан ни в одной из объявлявшихся зон. Если к этому добавить нестабильную политическую и экономическую ситуацию в стране, тяжелый экономический кризис, то можно понять, почему опыт создания СЭЗ в России рассматривается скорее как отрицательный, чем положительный. По мнению экспертов, реально действующими можно считать только две зоны: Находку в Приморском крае и «Янтарь» в Калининградской области.

    Согласно сайту федерального агентства по управлению ОЭЗ( http://www.rosoez.ru/ ):

    Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. ( Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Статья 2. Понятие особой экономической зоны).

    • развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
    • производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
    • развитие транспортной инфраструктуры;
    • развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

    В настоящее время существуют следующие ОЭЗ промышленно-производственного типа:

    - Особая экономическая зона в Липецкой области (Грязинский район - производство бытовой техники и комплектующих для нее);

    - Особая экономическая зона в Республике Татарстан (Елабуга - выпуск автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологичное химическое производство)

    В настоящее время существуют следующие ОЭЗ технико-внедренческого типа:

    - Особая экономическая зона в г. Санкт-Петербурге (аналитическое приборостроение)

    - Особая экономическая зона в Зеленоградском административном округе г. Москвы (микро- и наноэлектроника)

    - Особая экономическая зона в г. Дубне (Московская область) (информационные и ядерно-физические технологии),

    - Особая экономическая зона в г. Томске (Томская область) ( промышленная электроника и биотехнологии),

    В настоящее время существуют следующие ОЭЗ туристско-рекреационного типа:

    - Особая экономическая зона в Калининградской области

    - Особая экономическая зона в Краснодарском крае

    - Особая экономическая зона в Ставропольском крае

    - Особая экономическая зона в Алтайском крае

    - Особая экономическая зона в Республике Алтай

    - Особая экономическая зона в Республике Бурятия

    - Особая экономическая зона в Иркутской области

    Особая экономическая зона (ОЭЗ) в Калининградской области - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

    С 1 апреля 2006 г вступил в силу Федеральный закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Законом предусмотрено предоставление юридическим лицам специального правового статуса ведения деятельности на территории Калининградской области - Резидент ОЭЗ. Резидентом может являться юридическое лицо, зарегистрированное и ведущее основную хозяйственную деятельность на территории Калининградской области, включенное в единый реестр резидентов ОЭЗ, и реализующее инвестиционный проект с объемом капитальных вложений не менее 150 млн. рублей, в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр.

    В ОЭЗ применяется особый порядок уплаты резидентами налога на прибыль и налога на имущество организаций (первые 6 лет – ставка налога 0%, с 7 по 12 годы – ставка налога на имущество организаций уменьшена на 50%, а ставка налога на прибыль организаций в части отчисления в региональный бюджет уменьшена на 50%). Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    Заключение:

    В ближайшие годы у России открываются большие потребности и перспективы в развитии хозяйственной морской деятельности на Северо - Западе. И Россия должна вовремя занять в ней свою нишу, не уступить свое место прибалтийским республикам. Промышленность области исторически на 45-48% ориентирована на приморскую хозяйственную деятельность. Ее активизация на основе кооперации с портово-промышленным комплексом Санкт-Петербурга и на основе льгот ОЭЗ даст возможность привлечь российские инвестиции и заказы и в кратчайшие сроки создать в нашем регионе тысячи новых рабочих мест. Экономическое взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами усилит, на наш взгляд, ее позиции в органах государственной власти России, облегчит решение многих насущных проблем региона.

    В заключение можно с уверенностью сказать, что одна из главных задач депутатов будущей Госдумы - обеспечить законодательную основу успешного развития СЭЗ, придав им новый импульс на пироге двадцать первого столетия.